Проанализируйте данные таблицы объясните какие факторы влияют на общественный престиж профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Для обозначения статуса работы в обществе социологи используют термин «престиж профессии». Он отражает существующую иерархию сфер труда, которую определяют сложность и ответственность работы, необходимость специализированного образования и высоких компетенций для того, чтобы приступить к обязанностям, уровень оплаты, статус самой компании, где занят сотрудник.

Считается, что престиж профессии редко зависит от самих лиц, которые работают в той или иной сфере, однако на деле одно влияет на другое. Тот же труд курьеров службы доставки еды считается тяжелым и при этом низкооплачиваемым, поэтому на такую работу зачастую соглашаются студенты или мигранты. Позже в умах людей закрепляется факт, что подобная работа только для молодых людей или иностранцев без образования, что и делает ее еще менее оплачиваемой.

Иногда бывает и так, что сама по себе профессия могла бы стать вполне престижной, например, труд учителей, медиков, спасателей, сотрудников органов правопорядка. При этом выходит так, что работники этих сфер не получают должной оплаты либо рекрутеры приглашают на места некомпетентных специалистов, и порой управленцы дают им сомнительные задания. Перечисленные факторы и меняют общественный статус профессий — они вроде бы и уважаемы, но не совсем.

Как социологи пришли к классификации труда

Наиболее известны работы о социальной стратификации от Питирима Сорокина и Карла Манхейма. Данный термин изначально был заимствован учеными из геологии — там он означал расположение слоев земли.

Позже исследователи общественных закономерностей пришли к следующей расшифровке феномена: стратификация — это разделение социума на особые группы, которое выстраивается при изучении того, как отдельные группы развлекаются, работают, ведут быт и так далее. Такая дифференциация предполагает неравенство — те же интеллектуалы вряд ли так просто пойдут копать траншеи, равно как представителю рабочего класса трудно пробиться в высшие слои знати с первого раза.

Позже стратификация появилась и в профессиональной сфере. Согласно Сорокину, работа разделялась по престижу, исходя из ее значимости и важности для выживания целой группы, и уровню интеллекта, необходимого для успешного выполнения заданий. Мангейм пошел дальше — он подробно изучил каждую из социальных групп, выделив определенные закономерности. Ту же интеллигенцию ученый и вовсе разделил на 4 типа.

Первый — «начинающий» интеллигент. Он уже понимает, что ему не обязательно работать руками, но важно прокачивать умственные навыки, чтобы зарабатывать на жизнь. Второй идет дальше и понимает, что от его когнитивных способностей зависит статус в обществе. Он уже может выбирать между «свободными» специальностями вроде тех, что относятся к науке, искусству, религии, и «оплачиваемыми профессиональными занятиями» — трудом юриста, нотариуса, секретаря. Ему не так важно зарабатывать — главное, насколько сильно его уважают.

Третий тип интеллигенции напрямую связан с образованностью. Он всеми силами дает понять, что его навыки позволяют улучшить не только его жизнь, но и комфорт других — совсем как преподаватель или врач. Четвертый же не просто освобождает себя от необходимости зарабатывать средства, но и развивает культуру. Он уже не типичный интеллектуал, а буквально революционер в своей сфере.

Перечень Мангейма показывает прямое отличие между рабочими и теми, кто занят в умственной сфере. Если первым важно прокормить себя и семью, то вторые желают развиваться, попутно выручая сообщество. Сейчас в мире куда больше граней, чем раньше: трудяга с завода запросто может улучшать жизнь сотен человек, даже если сам и не осознает этого, а вольный художник — помогать самому себе, попутно даря поклонникам принципиально новые идеи. Это и рождает путаницу, когда дело касается оценки той или иной специальности.

Что еще влияет на престиж или неприязнь к профессии

Откликаясь на вакансию, соискатели учитывают несколько составляющих.

Статус компании

Уровень оклада


Этот момент отчасти спорный, однако глупо пройти мимо него. Непосредственно сотруднику важно знать, что зарплата будет компенсировать его траты на удовлетворение его потребностей, но зачастую в обществе могут цениться и низкооплачиваемые должности вроде медиков или преподавателей.

Миссия профессии

Иногда, как в предыдущем случае, труд может цениться в обществе по той причине, что он приносит людям невероятную пользу. Альтруистическая миссия должности зачастую перекрывает все ее минусы: работу в суровых условиях, бесконечное истощающее общение с людьми, решение задач в спорных ситуациях.

Так почему же не все профессии равны

Суммируя перечисленные навыки, мы придем к тому, что людям недостаточно получать удовольствие от высокооплачиваемой работы или считать ее общественно значимой, если для ее выполнения не требуются высокие навыки, сам труд не затрагивает перекрытие важных социальных потребностей. Показательно недавнее исследование SuperJob. В ноябре 2020-го исследовательский центр портала задал респондентам следующий вопрос: «В каком профессиональном качестве вы бы не хотели видеть своих детей?»

Несколько иную статистику приводит партнер Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных, рассказавшая «Ведомостям» о том, от каких сотрудников были вынуждены отказаться владельцы компаний, затронутых пандемией коронавируса. Это менеджеры среднего звена, бухгалтеры, администраторы, секретари и другие специалисты по поддержке жизнедеятельности офиса. Выяснилось, что в условиях удаленной работы компании могут справляться и без их помощи.

Кроме того, считает Забазарных, придется заново доказывать свою нужность начальникам отделов и их заместителям. Некоторым секторам, например, туристическому, и вовсе придется возрождаться из пепла: коронавирус прошелся по ним особенно сильно.

Отмечая критерии, по которым компании оценивают необходимость в сотруднике, Забазарных сделала следующий вывод: руководители будут цепляться за профессионалов до последнего, пока совсем не отпадет необходимость в них. Кроме того, важными окажутся социально-психологические качества сотрудников, их умение подстроиться под ситуацию, желание учиться новому. Если 150–200 лет назад смена деятельности была практически невозможна и человек был вынужден нести на себе крест престижной или не слишком значимой должности, то сейчас грамотно развитые софт скиллс позволяют ему забыть о не благоприятном для его репутации труде, словно о страшном сне.

Выходит, что в наши дни престиж профессии зависит и от размера оклада, и от наличия у сотрудника высоких компетенций, и от степени необходимости компании в самом сотруднике. При этом люди нередко забывают о том, что любой труд важен для поддержания общего жизнеобеспечения. Да, тому же уборщику не приходится днями и ночами корпеть над отчетами или проектировать дома. При этом его деятельность тоже влияет на благосостояние общества. Однако неприязнь к этой работе легко объяснить: условный специалист по клинингу не учится своей должности по нескольку лет, да и зарабатывает откровенно мало. В глазах окружающих он не совершает подвига и «закономерно» не получает за это высокое вознаграждение.

Из работы российского ученого-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».

В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные.

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
  2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.
  3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.
  4. Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.

Вопросы для самопроверки

  1. Для чего необходим рынок труда?
  2. Как действуют спрос и предложение на рынке труда?
  3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
  4. Каковы особенности различных видов безработицы?
  5. Как государство регулирует занятость населения?

Задания

  1. Выскажите ваше мнение, может ли в плановой (командной) экономике действовать закон спроса и предложения на труд. Аргументируйте свой ответ.
  2. Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долл. на обучение своих сотрудников, что составляет треть затрат колледжей. А каждый работник японских заводов ежегодно в течение 1—3 месяцев с отрывом от работы изучает новинки техники и технологии, потенциально возможные в перспективе для внедрения в производство.
  3. В чем заключается эффективность вложений в человека как в ресурс производства? Актуальна ли подобная политика работодателей для реформируемого российского общества? Объясните свой ответ.
  4. Как вы понимаете высказывание: «Забастовка — это своего рода обоюдоострый нож, который ранит и трудящихся, и работодателя»? Назовите причины и последствия забастовок. Профсоюз и предприниматели: возможен ли компромисс интересов?
  5. Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.
  6. Найдите в материалах СМИ данные об оплате труда работников различных отраслей экономики, а также профессий государственных и негосударственных секторов. Укажите причины разницы в их зарплате.
  7. Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

Рейтинг самых популярных профессий

Разработайте с одноклассниками памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.

Мысли мудрых

«Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели».


Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

Из работы российского ученого-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».

В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные.

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
  2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.
  3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.
  4. Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.

Вопросы для самопроверки

  1. Для чего необходим рынок труда?
  2. Как действуют спрос и предложение на рынке труда?
  3. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
  4. Каковы особенности различных видов безработицы?
  5. Как государство регулирует занятость населения?

Задания

  1. Выскажите ваше мнение, может ли в плановой (командной) экономике действовать закон спроса и предложения на труд. Аргументируйте свой ответ.
  2. Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долл. на обучение своих сотрудников, что составляет треть затрат колледжей. А каждый работник японских заводов ежегодно в течение 1—3 месяцев с отрывом от работы изучает новинки техники и технологии, потенциально возможные в перспективе для внедрения в производство.
  3. В чем заключается эффективность вложений в человека как в ресурс производства? Актуальна ли подобная политика работодателей для реформируемого российского общества? Объясните свой ответ.
  4. Как вы понимаете высказывание: «Забастовка — это своего рода обоюдоострый нож, который ранит и трудящихся, и работодателя»? Назовите причины и последствия забастовок. Профсоюз и предприниматели: возможен ли компромисс интересов?
  5. Зачем государство устанавливает минимальный размер оплаты труда? Поможет ли это сократить количество людей, живущих за чертой бедности? Сформулируйте свои предложения по борьбе с этой социальной проблемой в стране.
  6. Найдите в материалах СМИ данные об оплате труда работников различных отраслей экономики, а также профессий государственных и негосударственных секторов. Укажите причины разницы в их зарплате.
  7. Сравните данные приведенной таблицы и сделайте выводы. Объясните, какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии. Какие новые профессии появились в России и с чем это связано?

Рейтинг самых популярных профессий

Разработайте с одноклассниками памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.

Мысли мудрых

«Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели».


Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

Читайте также: