Профессия бухгалтерский учет анализ и аудит что это

Опубликовано: 04.07.2024

Онлайн-интервью с заведующим кафедрой "Бухгалтерский учет в коммерческих организациях" Финансового университета при Правительстве РФ, председателем Учебно-методического совета вузов России по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", д.э.н. Виктором Григорьевичем Гетьманом

Как сегодня обучают будущих бухгалтеров? Каким должен быть современный бухгалтер? Какими знаниями и навыками необходимо владеть, чтобы состояться в этой профессии? На эти и другие вопросы сайта edu.consultant.ru ответил заведующий кафедрой "Бухгалтерский учет в коммерческих организациях" Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Учебно-методического совета вузов России по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", д.э.н. Виктор Григорьевич Гетьман.

КонсультантПлюс: Сейчас часто говорят о переизбытке специалистов экономического профиля. Есть даже мнение, что профессия бухгалтера в будущем не будет востребована и исчезнет. Что вы скажете на это? Какие перспективы у студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"?

Виктор Григорьевич Гетьман: При переходе нашей страны с плановой на рыночную модель экономики произошли серьезные изменения в выборе молодежью профессии. Резко упал конкурс в вузах на технические специальности. Многие выпускники школ стали отдавать предпочтение экономическим специальностям. В результате в последние годы Правительство РФ было вынуждено принять ряд мер, направленных на повышение заинтересованности выпускников школ на поступление в вузы на технические специальности. Эти меры в сложившихся условиях можно понять. Однако говорить о переизбытке экономистов в стране, на наш взгляд, пока что рановато, поскольку еще немало граждан даже среди предпринимателей не имеют экономического образования.

Что же касается профессии бухгалтера, то она существует много сотен лет и будет востребована в будущем, так как без нее общество обходиться по определению не может. Утверждение отдельных лиц, что она в перспективе якобы исчезнет, следует воспринимать не более чем шутку. В настоящее время профессия бухгалтера является одной из наиболее многочисленных в нашей стране. По разным оценкам, бухгалтеров 5-6 млн. человек. Среди безработных, зарегистрированных в центрах занятости, бухгалтеров, как правило, нет. Поэтому перспективы у студентов, обучающихся по данной специальности, весьма положительные в части трудоустройства. Да и заработная плата у них нередко находится на должном уровне.

КонсультантПлюс: Расскажите немного о профессии бухгалтера. Многие считают, что она скучная, рутинная, что это бесконечные цифры, однообразные операции. Но так ли это? Какая на самом деле эта профессия? Что она дает человеку? Какие карьерные возможности может открыть?

В.Г. Гетьман: Любая профессия, а точнее, если и не все, то подавляющее большинство из них, включает в себя две части работ: рутинную и творческую. Первая - это регулярно изо дня в день повторяющиеся виды операций/работ/процессов, выполняемых работником. А вторая - в которой присутствует творческое для него начало. Причем, чем ниже квалификация работника, тем при прочих равных условиях у него больше первого вида работы и меньше второго. Не является исключением из этого общего правила и профессия бухгалтера (рядового бухгалтера, старшего бухгалтера, руководителя группы/отдела бухгалтерии, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера). Внедрение IT-технологий вносит принципиальные изменения в содержание работы бухгалтера. Большая доля рутинных работ перекладывается на плечи персональных компьютеров и другой вычислительной техники. В результате у бухгалтеров появляется больше времени на творческую работу (обобщение и анализ полученных результатов, поиск неиспользованных резервов, выработка предложений по их реализации, предоставление данной информации руководству и т.д.). Все это, помимо всего прочего, служит важным основанием для продвижения по карьерной лестнице.

Студентам надо помнить, что хорошо подготовленный в вузе бухгалтер может на практике без особых дополнительных усилий выполнять на должном профессиональном уровне и работу любого другого экономиста. Более того, история знает немало примеров, когда руководители крупных компаний, а в отдельных случаях и целых государств (например, во Франции и др.) имели высшее профессиональное образование в области бухгалтерского учета.

КонсультантПлюс: Каким, по вашему мнению, должен быть современный бухгалтер? Что он должен знать, уметь, к чему стремиться?

В.Г. Гетьман: Современный бухгалтер должен быть высокоэрудированным специалистом. Он должен иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики; понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики его профессиональное мастерство должно быть на уровне требований, установленных Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). Современный профессиональный бухгалтер - это менеджер высокого класса. Его функции, если образно выражаться, сродни функциям лоцмана на корабле. Досконально зная состояние экономики на предприятии, возможно, как никто другой, он, как и лоцман, должен прокладывать правильный курс движения компании вперед, предлагая последний капитану, т.е. руководителю предприятия/организации.

КонсультантПлюс: Разъясните, пожалуйста, на своей кафедре вы занимаетесь подготовкой исключительно бухгалтеров или же экономистов широкого профиля? В чем заключается специфика обучения специалистов на вашей кафедре?

В.Г. Гетьман: Мы ведем подготовку не только бухгалтеров, но и экономистов по всем другим профилям и направлениям, имеющимся в Финуниверситете. На кафедре, которая сейчас называется "Бухгалтерский учет в коммерческих организациях", трудятся преподаватели, имеющие, как правило, не только ученые степени и звания, но и опыт практической работы по специальности на предприятиях/организациях. Среди преподавателей более 15 человек - это доктора экономических наук, профессора. Обучение студентов по дисциплинам кафедры ведем с использованием передовых образовательных технологий. По всем основным дисциплинам разработали и издали учебники/учебные пособия, авторы которых - преподаватели кафедры. Ежегодно издаем также много научных работ. Так, только в 2013 г. издали 19 учебников и учебных пособий, 16 монографий, 287 научных статей. Все эти материалы активно применяются в учебном процессе.

В 2013 г. Финуниверситет получил право осуществлять подготовку студентов по собственным учебным планам. В результате мы имеем возможность избежать недостатков, присущих универсальным ФГОС ВПО (федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования), по которым мы учили ранее.

К особенностям обучения студентов в Финуниверситете относится и то, что здесь, помимо подготовки специалистов, бакалавров, довольно широко развита подготовка магистров. Причем обучение последних ведется по собственным программам. Таких программ только по нашей кафедре 4.

КонсультантПлюс: Можно ли стать бухгалтером, закончив бухгалтерские курсы?

В.Г. Гетьман: Лица, окончившие полноценные (а не любые, кстати сказать) бухгалтерские курсы, получают только начальное профессиональное образование. Оно дает им возможность работать бухгалтерами обычно лишь на малых предприятиях. Однако, проработав непродолжительное время, большинство из них стремится поступить в вуз, поскольку ощущает потребность в повышении своего профессионального мастерства и недостаток ранее полученных специальных знаний на указанных курсах.

КонсультантПлюс: Так ли необходимо студентам, желающим работать в бухгалтерии, тратить несколько лет на получение высшего образования?

В.Г. Гетьман: Да, необходимо, об этом свидетельствует мировой опыт. В вузах многих стран срок обучения бухгалтеров составляет 5-6 лет, в т.ч. по программам бакалавриата 3-4 года (чаще 4 года), и в магистратуре - плюс еще 2-3 года (зачастую 2 года). Такое количество лет учебы в вузе необходимо для того, чтобы студенты приобрели за этот период тот уровень профессиональных знаний и навыков, который установлен Международной федерацией бухгалтеров. Членом ее, заметим, является также Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России).

Более того, профессиональные бухгалтеры в соответствии с международными и отечественными требованиями обязаны регулярно повышать свою квалификацию, т.е., если образно выразиться, должны учиться всю жизнь.

КонсультантПлюс: Каким вам видится нынешний студент, обучающийся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"? Есть ли отличия современных студентов от студентов прошлых лет и в чем они выражаются?

В.Г. Гетьман: Основная масса поступающих сейчас в вуз абитуриентов имеют более высокий уровень знаний в области IT-технологий, чем их предшественники, но в то же время многие из них заметно уступают по общему уровню подготовки. В результате вузам нередко приходится проводить с ними дополнительные занятия по математике, иностранному языку и другим предметам.

В нынешней студенческой среде стал меньше проявляться дух коллективизма, приверженности конкретной идеологии. Вместе с тем заметно увеличилось в их действиях проявление коммерческих признаков и начал.

КонсультантПлюс: Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников? Есть ли данные о том, какое количество ваших бывших студентов работают по специальности и в каких сферах? Насколько ваши выпускники сегодня востребованы на рынке труда?

В.Г. Гетьман: В Финуниверситете имеется специальная структура, которая занимается отслеживанием судьбы выпускников. Последние, как правило, работают по специальности в крупных и средних компаниях в различных отраслях. Подавляющая часть студентов старших курсов (более 80%) еще в период обучения в вузе параллельно начинают работать по специальности. Проблем с трудоустройством выпускников не испытываем. Качество их профессиональной подготовки в Финуниверситете позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных наших выпускников не было раньше, нет и сейчас.

КонсультантПлюс: Какое у вас отношение к современным информационным технологиям? Как вы думаете, что ждет экономическое образование в будущем, не поглотит ли его IT-технологии?

В.Г. Гетьман: Отношение самое положительное. Если говорить, к примеру, о современном бухгалтере, то он должен владеть знаниями в области бухгалтерских информационных систем и иметь навыки применения на практике, как минимум, двух пакетов прикладных программ, а также уметь пользоваться современными системами управления, базирующимися на компьютерных технологиях.

На наш взгляд, нет каких-либо оснований полагать, что IT-технологии в будущем поглотят экономическое образование. Преподаватель всегда был и останется важнейшим звеном в системе образования. Об этом свидетельствует и нынешняя практика дистанционного обучения студентов, при котором, как известно, широко используются IT-технологии.

КонсультантПлюс: Насколько важно будущим специалистам изучать специализированные компьютерные программы?

В.Г. Гетьман: Это крайне необходимо, поскольку незнание их резко сокращает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

КонсультантПлюс: Должен ли ваш выпускник знать и уметь пользоваться, к примеру, справочными правовыми системами и почему?

В.Г. Гетьман: Не только должен, а обязан их знать и уметь ими пользоваться, поскольку они являются очень мощным информационным инструментом для пользователей (в т.ч. и бухгалтеров) при выборе вариантов решения практических задач или вынесении профессиональных суждений. Сейчас трудно найти организацию/предприятие/учреждение, в которых бы отсутствовали КонсультантПлюс или другие справочно правовые системы.

Этот кладезь информации также активно используют студенты, аспиранты, научные работники. Незаменимым и весьма удобным в пользовании источником он служит и для преподавателей, занятых подготовкой студентов, и прежде всего экономистов.

КонсультантПлюс: Что вы посоветуете студентам, желающим построить карьеру бухгалтера?

В.Г. Гетьман: Постарайтесь максимально эффективно использовать время учебы в вузе для получения профессиональных знаний и навыков, которые потребуются в вашей будущей работе.

КонсультантПлюс: На изучение каких дисциплин студентам сейчас следует делать особый упор?

В.Г. Гетьман: Этот вопрос в последнее время приобрел особую остроту. Дело в том, что в Федеральном государственном образовательном стандарте 3 поколения по направлению "Экономика" (уровень бакалавр), к сожалению, не указан обязательный к изучению перечень профессиональных учебных дисциплин. В ряде вузов это сказалось негативным образом.

Между тем в мире происходят обратные процессы. В частности, международная стандартизация образования профессиональных бухгалтеров. МФБ разработала целую систему образовательных стандартов для данных специалистов. В одном из них, а именно в IES-2 "Содержание программ профессионального бухгалтерского образования", довольно четко указан перечень учебных дисциплин, знанием которых должны обладать эти специалисты.

Студентам, безусловно, будет полезно проанализировать содержание учебного плана подготовки бухгалтеров, используемого в их вузе.

Что же касается учебных дисциплин, на которые студентам следует сейчас делать особый упор, то к ним мы относим: принципы бухгалтерского учета (теория бухгалтерского учета), финансовый учет и отчетность, управленческий учет и контроль, налогообложение, международные стандарты учета и финансовой отчетности, право, аудит, финансы и финансовый менеджмент, иностранный язык (желательно английский), IT-технологии, менеджмент и принятие стратегических решений, международный бизнес и проблемы глобализации, бизнес-анализ.

КонсультантПлюс: Какую литературу следует читать студентам?

В.Г. Гетьман: Прежде всего, учебники и учебные пособия, имеющие гриф (т.е. рекомендованные в установленном порядке для студентов) по изучаемым дисциплинам; профессиональные журналы (отечественные и желательно зарубежные); монографии по проблемам бухгалтерского учета, анализа и аудита.

КонсультантПлюс: На каких видных деятелей экономической науки и практики студентам следует ориентироваться?

В.Г. Гетьман: В становление и развитие экономической науки вообще и бухгалтерского учета в частности заметный вклад внесли многие ученые и практики. Поэтому выделять отдельных из них не буду, а посоветую студентам прочесть учебники/учебные пособия "История экономических учений" и "История развития бухгалтерского учета" и самостоятельно выбрать для себя кумиров.

Выпускник, закончивший обучение по направлению подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" является одним из самых востребованных, поскольку квалифицированный бухгалтер необходим для обеспечения деятельности каждой организации. Никто не сможет возразить, что предприятие сможет функционировать без организации учета. Бухгалтеры и аудиторы нужны в органах управления учреждений, в банках, страховых компаниях и инвестиционных фондах, в финансовых департаментах промышленных и торговых компаний, в аудиторских фирмах, на любых производственных предприятиях, в учебных заведениях, в организациях сферы услуг, и этот перечень можно продолжать.

Везде, где ведется какая-либо экономическая деятельность, требуется специалист в области бухгалтерского учета. Также выпускники смогут проведить независимые внутренние проверки по вопросам надежности и эффективности функционирования систем управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления, операционной деятельности и информационных систем организации, с целью достижения стратегических целей организации; обеспечения достоверности информации о финансово-хозяйственной деятельности организации; эффективности и результативности деятельности организации; сохранности активов организации; соответствия требованиям законодательства и внутренних нормативных актов организации.

Кроме того, преимущество професии бухгалтер и аудитор - возможность работать не только в офисе, но и удалено, т.е. вести дела на фриланс-площадках с множеством предпринимателей. Потребность с 40-часовой рабочей неделей отпадет, свой рабочий день планируете сами.

Что будет знать выпускник:

  • Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;
  • Составление и представление консолидированной отчетности;
  • Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, гражданское, трудовое, таможенное законодательство Российской Федерации;
  • Компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета; практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  • Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • Методы учета затрат продукции (работ, услуг);
  • Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование;
  • Проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками. Формирование аудиторской выборки с использованием программного
  • обеспечения для целей внутреннего аудита или без него для проведения
  • процедур внутреннего аудита с целью получения аудиторских доказательств;
  • Документирование результатов выполнения процедур внутреннего аудита в
  • рабочих документах с использованием программного обеспечения для целей
  • внутреннего аудита или без него;
  • Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита;
  • Международные концепции и стандарты управления рисками и внутреннего контроля
  • Принципы и порядок формирования управленческой, финансовой (бухгалтерской) и прочих видов отчетности;
  • Основные законодательные и нормативные правовые акты, относящиеся к областям аудита;
  • Информационные системы (программные продукты), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей внутреннего аудита.

Что будет написано в дипломе:

Диплом бакалавра

Настоящий диплом свидетельствует о том, что
Иванов Иван Иванович
освоил(а) программу бакалавриата по направлению подготовки

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» создана для подготовки экономистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита. Выпускники по данному направлению смогут работать бухгалтерами, аудиторами, специалистами экономических отделов организаций и предприятий.

Об обучении

Обучение данной специальности имеет выраженный практический уклон и строится от простого к сложному. Учебная программа данной специальности гарантирует получение степени бакалавра, подтверждаемой дипломом государственного образца. Срок обучения регулируется самим студентом, исходя из наличия свободного времени, финансов и иных личных факторов.

Перечень формируемых компетенций

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;
  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
  • способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
  • владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;
  • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

Профессия аудитор

Чем занимается

Аудитор проверяет бухгалтерскую и налоговую отчетность фирм. Доходы и расходы, сделки и договоры — ничто не ускользнет от его взгляда. Соответствует ли закону проведенные финансовые операции? Кто виноват в допущенных промахах? Выявить бухгалтерские ошибки, дать руководству консультации по их исправлению — его основная обязанность. По сути, он ревизор, но в то же время независимый предприниматель, эксперт.

Плюсы профессии

Высокая заработная плата. Доходы квалифицированных специалистов аудиторских компаний колеблются в пределах от $ 800 до 1500 и выше. Зарплата обычно складывается из оклада и премиальных выплат.

Минусы профессии

Выбирая эту профессию, будьте готовы к постоянным командировкам и «жизни на колесах». Фирма, заказавшая проверку, может находиться где угодно, а работать нужно непосредственно на месте. За очень короткое время (2-3 недели) аудитор обрабатывает огромное количество информации, и на ошибку не имеет права. Если нарушение будет пропущено, а потом «всплывет» в государственных налоговых органах, фирма не только заплатит штраф, но и потеряет репутацию.

Личные качества

  • аналитическое мышление
  • хорошая память
  • умение концентрироваться, усидчивость
  • склонность к работе с цифрами и документами
  • крепкие нервы
  • принципиальность и порядочность
Образование

Высшее экономическое образование. Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Место работы

Работают аудиторы в многочисленных специализированных аудиторских компаниях или же получают лицензию и занимаются частной практикой. В любом случае встреча с аудитором гарантирована каждой крупной компании, ежегодно представляющей государственным налоговым органам финансовые отчеты. Все больше компаний, которые вводят в свой штат внутреннего аудитора — специалиста, проверяющего финансовую отчетность на конкретном предприятии.

Карьера и зарплата

Для работы аудитора нужен аттестат Министерства финансов РФ. Его может получить человек с высшим образованием, окончивший курсы аудиторов и сдавший соответствующий экзамен. Далее — частная практика или работа в аудиторской фирме.

В российских аудиторских фирмах успешными специалистами становятся обычно бывшие бухгалтеры и экономисты, поработавшие на предприятиях. Они хорошо представляют взаимодействие служб и отделов, понимают связь между реальным производством и финансовой отчетностью.

Профессия бухгалтер

Чем занимается

В чистом виде профессии бухгалтер нет. На предприятиях бухгалтеры работают по направлениям: касса, основные средства, валютные операции, расчет зарплаты, склад и т.д. За ведение всей бухгалтерии отвечает главный бухгалтер. В небольшой фирме один бухгалтер может отвечать за все.

Квалифицированный бухгалтер, разбирающийся во всех вопросах учета и налоговой политики бесценный работник и самый уважаемый человек на предприятии. Однако и ответственность высока - он отвечает за любую ошибку в расчетах.

Работа бухгалтерии строго контролируется с одной стороны работодателем, с другой законами и постановлениями Минфина и Министерством по налогам и сборам, которые, увы, часто противоречат друг другу. Поэтому нужно разбираться в перипетиях законодательства и уметь общаться с госорганами, например, налоговыми.

Нужно держать в голове всю финансовую картину предприятия, чтобы знать, как какая-либо сделка отразится на балансе, отчетности и премии генерального директора.

Плюсы профессии
  • Востребованность на рынке труда,
  • Преимущественно нормированный рабочий день,
  • Можно иметь дополнительный заработок, например, помогать с ведением бухгалтерии мелким предпринимателям.
Минусы профессии
  • Изменения в законодательстве,
  • Противоречия законодательства (например, налогового и бухгалтерского),
  • Частое общение с представителями госорганов, особенно с налоговой инспекцией,
  • Приходится выполнять указания вышестоящего начальства, даже если они кажутся неверными в данной ситуации,
  • Деятельность бухгалтера жестко регламентирована и не оставляет пространства для творчества,
  • Ошибки бухгалтера приводят к санкциям, штрафам и т.п.
Личные качества

Люди этой профессии должны быть, прежде всего, ответственны и организованны, потому что несвоевременная сдача отчета или потеря какого-нибудь документа может дорого обойтись компании. Кроме того, бухгалтер должен любить цифры с ними ему придется сталкиваться ежедневно, а ошибка может оказаться роковой. Также необходимы высокая концентрация внимания, скрупулезность и усидчивость. Неплохо иметь хорошую память и, самое главное, нужно уметь молчать (так как нередко бухгалтеру приходится хранить коммерческую тайну).

Образование

Основное внимание работодатель обращает на опыт работы, особенно в аналогичной сфере. Теоретически работать бухгалтером может выпускник экономического колледжа или спецкурсов. Однако больше шансов у тех, кто имеет высшее образование.

Бухгалтер должен обладать знаниями по следующим направлениям:

  • бухгалтерский учет, налоговый учет,
  • финансовый анализ, основы аудита,
  • законодательство в бухгалтерской сфере,
  • сведения о МСФО,
  • базовые знания компьютера, 1C, Excel.
Место работы

В любых организациях.

Карьера и зарплата

Главный бухгалтер, финансовый аналитик, аудитор, консультант.

Профессия главный бухгалтер

Чем занимается

Главный бухгалтер отвечает за организацию и ведение бухгалтерского и налогового учета компании. Он занимается составлением бухгалтерской и налоговой отчетности; следит за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств; контролирует своевременность перечисления налоговых платежей. Помимо этого главный бухгалтер является финансовым аналитиком, который участвует в планировании дальнейшего развития организации.

Плюсы профессии

Конкуренция на рынке среди экономистов очень высока. Поэтому бухгалтеру необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

Также не стоит забывать, что главный бухгалтер несет финансовую ответственность перед своим руководством и представителями налоговых органов. Его ошибки могут привести к санкциям, штрафам и т.п.

Личные качества
  • лидерские качества
  • коммуникабельность
  • ответственность
  • усидчивость
  • внимательность
  • порядочность
Образование

Высшее экономическое образование. Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Место работы

Фирмы любой сферы деятельности.

Карьера и зарплата

Профессия главный бухгалтер очень востребованная и высокооплачиваемая. Уровень заработной платы специалиста зависит от объема работы и количества юридических лиц, которых он ведет. Главный бухгалтер имеет все шансы стать финансовым директором, менеджером по МСФО, налоговым менеджером.

Профессия специалист по МСФО

Чем занимается

В России существует свой стандарт ведения финансовой отчетности — РСФО. Если компания решит выйти на зарубежный рынок, то придется вести отчетность по международным стандартам — МСФО. Подготовить и вести финансовую отчетность по международным стандартам помогают компаниям специалисты по МСФО.

Плюсы профессии

Выполнение работы требует высокой степени концентрации.

Личные качества
  • аналитические способности
  • аккуратность
  • внимательность
  • Образование:
  • Высшее экономическое образование.
Место работы
  • иностранные организации, имеющие филиалы в России
  • российские компании, осваивающие зарубежные рынки
  • российские организации, получающие кредиты в международных банках или зарубежные инвестиции

Карьера и зарплата

Специалист по МСФО — востребованная и высокооплачиваемая профессия. Все больше российских компаний выходят на зарубежный рынок. И эксперты говорят, что их количество будет только расти. Специалисты по МСФО требуются в иностранных компаниях, имеющих филиалы в нашей стране, а также в организациях, которые получают зарубежные инвестиции.

Заработная плата специалиста по МСФО зависит от опыта, уровня квалификации и объема работ.

Программа обучения

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учебный план должен обновляться не реже одного раза в год. В нем может быть заменена любая дисциплина, кроме четырех обязательных: «История», «Философия», «Иностранный язык» и «Безопасность жизнедеятельности».

При составлении учебного плана РФЭИ отдает предпочтение новым учебным дисциплинам, которые известны на Западе и мало известны в Роcсии. Это способствует прохождению вузом европейской аккредитации и облегчает трудоустройство выпускников в успешные компании.

  • Общая компетенция
  • Бизнес-обучение

1 этап

  • Стартовый этап: с чего начинать бизнес *
  • Этап быстрого роста бизнеса *
  • Развитие предпринимательских способностей *
  • Начала бухгалтерского учета
  • Основы успешного трудоустройства *
  • Организация коучинга *
  • Решение бизнес-задач *
  • Основы самообразования бизнесмена *
  • Основы наставничества *
  • Метафизика богатства *

2 этап

  • Теория организации брендинга *
  • Основы бухгалтерского учета *
  • История
  • Философия
  • Право
  • Деловое общение
  • Иностранный язык
  • Микроэкономика
  • Математика
  • Информационные системы в экономике

3 этап

  • Статистика
  • Макроэкономика
  • Менеджмент
  • Маркетинг
  • Экономико-математические методы и модели
  • Эконометрика
  • Бухгалтерский учет и анализ
  • Налоги и налогообложение
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Теория экономического анализа

4 этап

  • Управление документами
  • Деньги, кредит, банки
  • Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету
  • Бухгалтерский финансовый учет
  • Методы оптимальных решений
  • Управление человеческими ресурсами
  • Бухгалтерская отчетность
  • Учет на предприятиях малого бизнеса
  • Управление кадровой деятельностью
  • Психология

5 этап

  • Аудит
  • Логистика
  • Управление продажами
  • Международные стандарты учета, отчетности и аудита
  • Учет и анализ банкротств

Заключительный этап

  • Физическая культура
  • Учебные и производственная практики
  • Итоговая государственная аттестация

* курс модульной дисциплины

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшее учебное заведение с целью углубления знаний и совершенствования профессиональных навыков студента имеет право вводить модульные дисциплины.

Модульная дисциплина представляет собой один или несколько учебных курсов, в том числе практических (с использованием компьютерных программ), формирующих дополнительные профессиональные компетенции.

Лица, прошедшие профессиональную подготовку по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», могут найти применение своих знаний в организациях любого типа. Местом трудоустройства может быть предприятие государственного сектора, банковское учреждение, страховая компания, финансово-аналитические группы, сфера образования и любая коммерческая структура. Поэтому выпускники вузов и слушатели специализированных курсов могут искать работу не только бухгалтера, но и кассира, экономиста, финансиста, маркетолога, менеджера, сметчика, учетчика.

Сегменты учета

При выборе будущего направления деятельности выпускники обычно ориентируются на базовые объекты учета.

C:\Users\ВОВА\Desktop\БУХГУРУ\август 2018\Бухгалтерский учет анализ и аудит ВЕБ\buhuchet-analiz-i-audit.jpg

При имеющемся образовании в сфере бухгалтерского учета, анализа и аудита можно посвятить себя таким областям:

  • учет, калькуляция и оптимизация издержек, возникающих в ходе хозяйственной деятельности;
  • анализ результатов работы компании;
  • исследование поведенческих факторов в отдельных сегментах бизнеса;
  • производственные процессы;
  • управление информационными или финансовыми потоками внутри компании и за ее пределами;
  • анализ рыночной среды.

Экономист

Если выпускник избрал для себя расчетно-экономическую деятельность, ему необходимо будет:

  • вести непрерывный мониторинг нормативной базы;
  • готовить сводки по расчетным показателям экономики;
  • составлять методические инструкции для анализа результатов работы компании.

Это направление предполагает выполнение общего блока заданий, которые составляют основу для детального изучения разных сфер бизнес-деятельности. Главными требованиями к специалисту выступают:

  • умение масштабно мыслить;
  • систематизировать большие объемы информации;
  • способность быстро адаптироваться к меняющимся правилам работы.

Аналитик

Научно-исследовательская область предполагает реализацию такого набора задач:

  • сбор и оперативная обработка учетных и статистических данных;
  • систематизация результатов анализа, грамотная их расшифровка в доступной для всех пользователей форме;
  • подготовка доказательной базы по каждому пункту аналитических выводов;
  • экономическое моделирование;
  • проведение комплексных исследований внутренней и внешней конъюнктуры;
  • составление обзоров по текущей ситуации на рынке.

Управленец

Ориентированность на организационно-управленческую сферу деятельности предполагает наличие у специалиста способностей по выработке управленческих решений, формированию объективных выводов. Таким работникам не обойтись без навыков быстрого выявления финансовых рисков и оценки уровня их существенности. Дополнительное требование – наличие лидерских качеств и умение эффективно организовать работу группы лиц.

Просветитель

А избравшим для себя педагогическую сферу применения знаний необходимо искать вакансии преподавателей по дисциплинам, сопряженным с направлением подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Учётчик

Другая область деятельности – учетная работа. Задачи учетчиков таковы:

  • документальная фиксация хозяйственных операций;
  • проведение инвентаризационных мероприятий;
  • ведение учета активов в стоимостных измерителях;
  • проведение расчетов с фискальными органами и другими госструктурами;
  • составление отчетности.

Расчётник

Расчетно-финансовый вид деятельности предполагает реализацию финансовых операций в рамках расчетов с федеральным или региональным, местными бюджетами. Эти специалисты принимают участие в составлении планов доходов и расходов, ведут текущий мониторинг финансовой дисциплины.

Представляем специальности Академии. Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Бухгалтерский учет, анализ и аудит – это комплекс знаний в области экономики и бухгалтерского учета организаций различных отраслей народного хозяйства, а также в области анализа аудита. В любой организации есть бухгалтер, а в крупных — даже несколько — по одному на каждый участок: учет средств компании, расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, отчисление налогов и т.д. Государство обязывает фирму любой формы собственности вести бухгалтерский учет и отчитываться перед ним.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бухгалтерский учёт — это «философия и язык бизнеса», и предприниматели должны владеть им. От квалификации бухгалтера во многом зависит финансовый успех предприятия. Современный бухгалтер занят не только учётными записями, в круг его деятельности входят планирование и решение проблем, контроль и управление, оценка, анализ, проверка, аудит. Одной из важнейших задач учёта в условиях рыночной экономики является формирование информации, необходимой для прогнозирования цен. Наличие бухгалтерского образования – не только основа для ряда вариантов развития карьеры. Такие навыки обязательно пригодятся людям, которые планируют создать собственный бизнес. Специализация позволяет углубленно заниматься экономикой, облегчает процесс освоения принципов банковского или брокерского дела, работы с инвестиционными фондами и другими финансовыми инструментами.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Специалист высшей квалификации по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать широкой эрудицией, уметь на практике применить принцип научной организации труда, владеть передовыми методами управления экономикой, знать основы рыночной экономики, организацию учёта в развитых зарубежных странах, аудит. Он должен уметь организовать и вести бухгалтерский учёт на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности с использованием персональных компьютеров и других современных технических средств.

БУДУЩИЕ ПРОФЕССИИ

ЧЕМУ НАУЧАТ

  • сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах (для достижения наивысших результатов предприятий и организаций);
  • проведение экономического анализа хозяйственной деятельности и предоставление информации о деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом;
  • составление ежемесячных, ежеквартальных, годовых отчетов по результатам работы и оформление их в балансовую таблицу;
  • проверка отчетности фирмы, предприятия и его финансового положения (по поручению самого проверяемого предприятия);
  • осуществление независимого контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проверка его документации по поручению определенного финансового органа, желающего проанализировать деятельность какой-либо организации, фирмы (ревизоры);
  • оказание практической помощи руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами, постановке бухгалтерского учета, предоставление различных юридических консультаций;
  • проверка финансовой деятельности иностранных компаний;
  • оценка предполагаемых операций, степени их риска, информирование об этом руководителей фирм и организаций, а также осуществление необходимого консультирования их по вопросам повышения эффективности производства;
  • независимая финансовая экспертиза и анализ финансовой отчетности фирмы с целью подтверждения ее достоверности для государственных налоговых органов и собственников;
  • проверка правильности исчисления налогов, соответствия налоговых операций законодательству;
  • участие в рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве) предприятий и организаций в арбитражном суде.

ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Базовые экономические: политэкономия; история экономики; микроэкономика; макроэкономика; статистика; эконометрика; мировая экономика и международные экономические отношения; бухгалтерский учет; финансы; деньги, кредит, банки; экономика труда и социально-трудовые отношения.
  • В области управления:менеджмент; маркетинг; система технологий; педагогика; интеллектуальная собственность; информационные технологии и системы в экономике; методы оптимальных решений.
  • В области профессиональной направленности:бухгалтерский финансовый учет; бухгалтерский управленческий учет; аудит; комплексный анализ хозяйственной деятельности; налоговый учет и отчетность; учет в бюджетных организациях; бухгалтерская финансовая отчетность; международные стандарты финансовой отчетности; бухгалтерский учет и анализ в коммерческом банке; бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности; лабораторный практикум 1С:Бухгалтерия и др.

ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

Студенты, обучающиеся по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», проходят практику в структурных подразделениях Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, на предприятиях и в организациях различных отраслей и форм собственности: Центральный Республиканский Банк, Республиканский центр занятости, Департамент доходов Министерства финансов ДНР, Департамент учета, контроля и финансовой отчетности Министерства финансов ДНР, районные налоговые инспекции городов и районов ДНР и т.д.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОФЕССИИ БУХГАЛТЕР

К положительным сторонам работы в этой сфере относят стабильный спрос на сотрудников. Даже начинающие счетоводы способны без проблем найти место для старта карьеры. Средняя зарплата бухгалтера находится на достойном уровне и пределов для ее роста практически не существует. Еще одним плюсом является возможность развития специалиста в вертикальной или горизонтальной плоскости. Сегодня бухгалтерам не обязательно проводить все рабочее время в офисе, теперь у них есть возможность выполнять ряд функций дома. Возраст для сотрудника сферы учёта не является минусом, наличие многолетнего опыта только приветствуется.

Главным минусом направления считается высокий уровень ответственности. Нечаянная ошибка или сознательный недочет способны стать причиной серьезных последствий и даже поводом для административного или уголовного разбирательства. Негативным моментом является неравномерное распределение нагрузки. В отчетные периоды объем работы зашкаливает, на нее приходится тратить намного больше времени, чем обычно.

Читайте также: