Профессия кем шостакович работал в юности в кинотеатре

Опубликовано: 03.10.2024


Дмитрий Шостакович – композитор, пианист, педагог. Носил звание Народного артиста СССР, награжден многочисленными премиями СССР И РСФСР.

Мировая слава пришла к Дмитрию Шостаковичу в 20 лет, кода его Первую симфонию услышали не только на родине, но и в США и Европе. После этого прошло еще десять лет, и его музыка зазвучала со сцены ведущих театров мира. В сталинские времена его то поднимали до небес, то чуть ли не превращали во врага народа, но это не помешало ему стать крупнейшим композитором 20-го века, музыка которого будет жить вечно.

Детство

Родился Дмитрий Шостакович 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец – Дмитрий Болеславович, инженер-химик, страстно любил музыку. Мама Софья Шостакович окончила консерваторию по классу пианино, давала уроки игры на фортепиано для начинающих. На момент рождения Дмитрия в семье уже подрастала дочь Мария, которая стала известной пианисткой, после него родилась еще одна дочь – Зоя, ставшая ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями, часто устраивали дома импровизированные концерты.

В 1916 году Диму отдали в коммерческую гимназию. Параллельно с этим он посещал частную музыкальную школу Игнатия Гляссера. Знаменитый музыкант научил Шостаковича отменно играть на пианино, но композиция не была его сильной стороной, поэтому этот предмет талантливый ученик постигал самостоятельно.

Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий характеризовал Гляссера как самовлюбленного, скучного и неинтересного человека. Он проучился у него три года и бросил школу, хотя мама настаивала на продолжении обучения. Но Дмитрий всегда отличался твердостью характера, решения он менять не привык.

Началом творческой биографии Дмитрия можно считать пьесу «Траурный марш памяти жертв революции», написанную им под впечатлением от увиденной расправы над мальчиком. В 1917-м будущий композитор был свидетелем того, как казак разрубил ребенка саблей, и это навсегда осталось в его памяти.

Образование

В 1919-м Дмитрий поступил в Петроградскую консерваторию. Буквально после первого курса он закончил работу над первым оркестровым сочинением – Скерцо fis-moll.

Спустя год он стал автором произведений для фортепиано «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова». В те годы он познакомился с Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачевым, членами «Кружка Анны Фогт».

Дмитрий Шостакович в юности

Дмитрий был прилежным студентом, хоть и пришлось преодолевать множество трудностей. Он не наедался продуктовым пайком, который выдавали учащимся, часто голодал, но продолжал обучение. Шла зима, отопление в консерватории отсутствовало, многие болели и даже умирали.

Потом он напишет в своих мемуарах, что был слаб настолько, что даже не пытался ездить на учебу на трамвае. У него не было сил протискиваться в переполненный транспорт, поэтому юноша ходил пешком.

Семья очень бедствовала, особенно явным это стало после смерти отца. Дмитрий решил искать работу, и вскоре его приняли на должность тапёра в кинотеатр «Светлая лента». Он относился к своей работе с отвращением, платили за нее мало, сил требовалось много. Но приходилось терпеть из-за денег.

Прошел месяц, Дмитрий пошел за жалованием к хозяину кинотеатра Акиму Волынскому, но тот начал стыдить юношу, убеждать его, что искусство должно быть превыше всего, а материальная сторона не имеет значения.

Дмитрий Шостакович в творческом процессе

В годы войны партитура этой симфонии пропала, композитор считал ее навсегда утерянной, и после снятия блокады с Ленинграда начал ее восстанавливать по памяти. Но в 1946-м копии партий нашлись, и спустя 15 лет произведение прозвучало на публике.

Войну композитор встретил в Ленинграде, он как раз писал самую известную свою симфонию – Седьмую. Шостаковича эвакуировали в Куйбышев, он забрал с собой все наброски произведения, которое прославило его на весь мир. Симфонию №7 назвали «Ленинградской», она впервые прозвучала весной 1942-го в Куйбышеве.

После победы композитор пишет еще одну симфонию – Девятую, и представляет ее 3 ноября 1945-го, в родном Ленинграде. Шостакович становится одним из самых известных и востребованных композиторов, но длится это недолго. В 1948 году его музыку снова отнесли к разряду «чуждых советскому народу», а сам композитор попал в опалу вместе с Прокофьевым и Хачатуряном. Дмитрия уволили из Московской консерватории, лишили профессорского звания, которое он получил в 1939-м.

В 1949-м вышла кантата Шостаковича «Песнь о лесах», в которой он, поддавшись тенденциям того времени, расхваливал СССР и его триумфальное восстановление после войны. Критики и власти успокоились, Дмитрий получил за нее Сталинскую премию.

В 1950-м Шостакович пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано. На протяжении восьми лет он не издал ни одной симфонии, и только в 1953-м представил Десятую.

Дмитрий Шостакович с Ниной Вазар

Прошло немного времени, и Дмитрий женился на Нине Вазар. Они прожили в браке два десятка лет, стали родителями двоих детей. В 1938-м родился их первенец – сын Максим, спустя несколько лет семья пополнилась дочерью Галиной. В 1954-м композитор овдовел.

Второй раз Шостакович пошел в ЗАГС с Маргаритой Крайновой, сотрудницей ЦК ВЛКСМ. Однако они очень быстро поняли поспешность этого решения, и подали на развод.



Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская

В 1962-м композитор женился третий раз. Его избранницей стала Ирина Супинская, занимавшая должность редактора в издательстве «Советский композитор». Ее отец – репрессированный этнограф Антон Супинский. С Ириной композитор прожил всю оставшуюся жизнь.

Болезнь и смерть

Последние годы своей жизни Шостакович серьезно болел. Доктора не могли поставить диагноз, но пытались как-то помочь. Лечение заключалось в приеме курса витаминов, чтобы замедлить прогрессировавший недуг, но это мало помогало.

В 1975-м они поехали на концерт в Ленинград. В его программу включили романс Дмитрия Дмитриевича, и композитор очень хотел его услышать. Как назло, исполнитель от волнения не смог вспомнить начало, Шостакович разнервничался. Вернувшись домой, супруга вызвала музыканту неотложку, доктора которой диагностировали у него инфаркт и срочно госпитализировали.



Памятники Дмитрию Шостаковичу

В день смерти композитор собирался вместе с супругой смотреть футбольный матч по телевизору в больнице. Он попросил ее принести почту. Ирина отсутствовала совсем недолго, но когда вернулась, он уже скончался. Сердце Шостаковича остановилось 9 августа 1975 года.

Местом упокоения Дмитрия Шостаковича стало Новодевичье кладбище.

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года. Автор величайших симфонических произведений рано стал известным. Уже в 20 лет Шостакович написал свою Первую симфонию, которая звучала в концертных залах всего мира.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в Санкт-Петербурге, его отец был простым инженером, но, хоть и не занимался музыкой профессионально, ценил искусство. Зато мать Дмитрия Шостаковича была настоящей пианисткой, именно она дала сыну первые уроки игры на музыкальном инструменте, которым стало фортепиано. Юношество Дмитрий Шостакович провел за занятиями в частной музыкальной школе. Уже там преподаватели заметили его Великолепный талант и абсолютный слух. Потом молодой музыкант поступил в Петроградскую консерваторию, окончил факультет композиции.

«Творческий ответ художника на справедливую критику»

Шостакович работал в кинотеатре тапером. Даже там во время показа фильмов он всегда экспериментировал с музыкой. Первая симфония Шостаковича была его дипломной работой. Слушатели в Ленинграде встретили ее бурными овациями, Дмитрию Шостаковичу пришлось пять раз выходить на поклон. Это произведение получило мировую известность. В 1932 году Дмитрий Шостакович создал оперу «Катерина Измайлова» по сюжету «Леди Макбет Мценского уезда». Опера была популярной в Москве и Петербурге, её тепло встречали также в Европе и Северной Америке. После того, как в зрительном зале оказался Иосиф Сталин, произведение признали антинародным, но Шостакович не сдался и продолжал писать музыку.

Его симфония №5 была встречена критиками уже тепло. Сталин назвал её «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику».

Шостакович

Первые месяцы Великой Отечественной войны Шостакович провел в Ленинграде. Кроме работы в Консерватории, он служил в добровольной пожарной дружине. Под впечатлением от одного из ночных дежурств он написал знаменитую Ленинградскую симфонию. В 1942 году ее исполнил оркестр Большого театра. Произведения Шостаковича звучали в блокадном Ленинграде и поддерживали людей в самые трудные времена.

В 1948 году Дмитрия Шостаковича обвинили в пресмыкании перед Западом, а его музыку запретили к прослушиванию. Правда уже через год запрет сняли, а композитор уехал в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза

«Шостаковичу, в чью эпоху я живу на Земле»

Дмитрия Шостаковича ценили в творческой среде. Анна Ахматова подарила ему свою книгу с посвящением «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на Земле».

Шостакович писал балеты и оперы, создавал симфонии и музыку к фильмам.

Последние годы жизни композитора были омрачены тяжелой болезнью. Дмитрий Шостакович скончался в Москве в 1975 году и покоится на Новодевичьем кладбище.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Произведения Дмитрия Шостаковича

Оперы

  • Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена в 1930, Ленинградский Малый оперный театр)
  • Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена в 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция в 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена в 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
  • Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение в 1978, Ленинградская филармония)

Балеты

  • Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета)
  • Болт (1931, там же)
  • Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр)

Музыкальная комедия

  • Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты)

Для солистов, хора и оркестра

  • оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949)
  • кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952)

Поэмы

  • Поэма о Родине (1947)
  • Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964)

Для хора и оркестра

  • Гимн Москве (1947)
  • Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945)

Для оркестра

  • 15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 — Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971)
  • симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967)
  • увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963)
  • Праздничная увертюра (1954)
  • 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924)
  • увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927)
  • 5 фрагментов (ор. 42, 1935)
  • Новороссийские куранты (1960)
  • Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967)

Сюиты

  • из оперы Нос (ор. 15-а, 1928)
  • из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932)
  • 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931)
  • из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931)
  • Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949)
  • Первый эшелон (ор. 99-а, 1956)
  • из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932)

Концерты для инструмента с оркестром

  • 2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957)
  • 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же)
  • 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966)

Для духового оркестра

  • Марш советской милиции (1970)

Для джаз-оркестра

  • сюита (1934)

Камерно-инструментальные ансамбли

Для скрипки и фортепиано

  • соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху)

Для альта и фортепиано

  • соната (ор. 147, 1975)

Для виолончели и фортепиано

  • соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому)
  • 3 пьесы (ор. 9, 1923-24)
  • 2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского)
  • 15 струн. квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974)
  • фортепианный квинтет (g-moll op. 57, 1940)
  • 2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25)

Для фортепиано

  • 2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву)
  • 24 прелюдии (ор. 32, 1933)
  • 24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951)
  • 8 прелюдий (op. 2, 1920)
  • Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927)
  • 3 фантастических танца (op. 5, 1922)
  • Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945)
  • Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952)

Для 2 фортепиано

  • концертино (ор. 94, 1953)
  • сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича)

Для голоса с оркестром

  • 2 басни Крылова (ор. 4, 1922)
  • 6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар)
  • 8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944)

Для хора с фортепиано

  • Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942)

Для хора a cappella

  • Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951)
  • 2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957)
  • Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970)

Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано

  • 7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967)
  • вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948)

Для голоса с фортепиано

  • 4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936)
  • 6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра)
  • 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945)
  • 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950)
  • 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951)
  • 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952)
  • 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954)
  • Испанские песни (ор. 100, 1956)
  • 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960)
  • 5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965)
  • Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967)
  • 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром)
  • сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром)
  • 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975)

Для солистов, хора и фортепиано

  • обработки русских народных песен (1951)

Музыка к спектаклям драматических театров

  • «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда)
  • «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ)
  • «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же)
  • «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же)
  • «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова)
  • «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же)
  • «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)
  • «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького)

Музыка к кинофильмам

  • «Новый Вавилон» (1929)
  • «Одна» (1931)
  • «Златые горы» (1931)
  • «Встречный» (1932)
  • «Любовь и ненависть» (1935)
  • «Подруги» (1936)
  • «Юность Максима» (1935)
  • «Возвращение Максима» (1937)
  • «Выборгская сторона» (1939)
  • «Волочаевские дни» (1937)
  • «Друзья» (1938)
  • «Человек с ружьем» (1938)
  • «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39)
  • «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939)
  • «Приключения Корзинкиной» (1941)
  • «Зоя» (1944)
  • «Простые люди» (1945)
  • «Пирогов» (1947)
  • «Молодая гвардия» (1948)
  • «Мичурин» (1949)
  • «Встреча на Эльбе» (1949)
  • «Незабываемый 1919-й год» (1952)
  • «Белинский» (1953)
  • «Единство» (1954)
  • «Овод» (1955)
  • «Первый эшелон» (1956)
  • «Гамлет» (1964)
  • «Год, как жизнь» (1966)
  • «Король Лир» (1971) и др.

Инструментовка сочинений других авторов

  • М. П. Мусоргского — опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962)
  • оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943)
  • хоров А. А. Давиденко -«На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с оркестра, 1962

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.

Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.

Дмитрий Шостакович в юности

Дмитрий Шостакович в юности

В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Образование

В 1919 году Шостакович стал студентом Петроградской консерватории. Знания, приобретенные им на первом курсе учебного заведения, помогли юному композитору окончить свое первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».

Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.

В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.

Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде

Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде

Шостаковичи очень нуждались в деньгах. Ситуацию усугубила смерть кормильца семьи Дмитрия Болеславовича. Чтобы заработать немного денег, сын устроился работать тапёром в кинотеатр «Светлая лента». Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и изнурительная, но Дмитрий терпел, так как семья очень нуждалась.

Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович

Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.

В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.

Творчество

В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».

Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.

После блокады Ленинграда Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович

Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинение 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году, после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.

Дмитрий Шостакович у рояля

Дмитрий Шостакович у рояля

Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905 год». Во второй половине пятидесятых годов композитор углубился в жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы своей жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также стал автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но Шостакович, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение. Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через три года, когда дела Шостаковича немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.

Дмитрий Шостакович с первой женой

Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Вазар. Жена отдала Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович стал отцом в первый раз. У него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича скончалась в 1954 году.

Дмитрий Шостакович с женой

Дмитрий Шостакович с женой Ириной Супинской

Композитор был женат трижды. Второй его брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.

Третий раз композитор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Третья жена преданно ухаживала за Шостаковичем в годы болезни.

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.

Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская

Ирина Супинская ухаживала за мужем до последних его дней

В 1975 году Дмитрий Дмитриевич с супругой отправились в Ленинград. Там должен был состояться концерт, на котором исполняли романс Шостаковича. Исполнитель забыл начало, чем очень взволновал автора. По возвращению домой супруга вызвала для мужа “скорую помощь”. У Шостаковича диагностировали инфаркт и отвезли композитора в больницу.

Могила Дмитрия Шостаковича

Могила Дмитрия Шостаковича

Жизнь Дмитрия Дмитриевича оборвалась 9 августа 1975 года. В этот день он собирался смотреть с женой футбол в больничной палате. Дмитрий отослал Ирину за почтой, а когда она вернулась, супруг был уже мертв.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович

В его судьбе было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор – классик 20 века, великий маэстро и яркий художник, на себе испытавший суровые времена, в которые ему пришлось жить и творить. Он близко к сердцу воспринимал беды своего народа, в его произведениях отчётливо слышится голос борца со злом и защитника против социальной несправедливости.

Краткую биографию Дмитрия Шостаковича и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шостаковича

В доме, где 12 сентября 1906 года пришел в этот мир Дмитрий Шостакович, сейчас находится школа. А тогда – Городская проверочная палатка, которой заведовал его отец. Из биографии Шостаковича мы узнаём, что в 10 лет, будучи гимназистом, Митя принимает категорическое решение писать музыку и всего 3 годами спустя становится студентом консерватории.

место рождения Дмитрия Шостаковича

Начало 20-х было сложным – голодное время усугубила его тяжелая болезнь и внезапная смерть отца. Большое участие в судьбе талантливого студента проявил директор консерватории А.К. Глазунов , назначивший ему повышенную стипендию и организовавший послеоперационную реабилитацию в Крыму. Шостакович вспоминал, что ходил пешком на учебу только лишь из-за того, что был не в силах влезть в трамвай. Несмотря на сложности со здоровьем, в 1923 он выпускается как пианист, а в 1925 – как композитор. Всего лишь два года спустя его Первую симфонию играют лучшие мировые оркестры под руководством Б. Вальтера и А. Тосканини .

Дмитрий Шостакович с друзьями

Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. В личной жизни композитор был не склонен принимать поспешных решений. До такой степени, что позволил женщине, с которой его 10 лет связывали близкие отношения, Татьяне Гливенко, выйти замуж за другого из-за своей неготовности решиться на брак. Предложение он сделал астрофизику Нине Варзар, и неоднократно переносившееся бракосочетание наконец состоялось в 1932 году. Через 4 года появилась дочь Галина, еще через 2 – сын Максим. Согласно биографии Шостаковича с 1937 года он становится преподавателем, а затем и профессором консерватории.

Война принесла не только печали и горести, но и новое трагическое вдохновение. Наравне со своими студентами, Дмитрий Дмитриевич хотел идти на фронт. Когда не пустили – хотел остаться в любимом окруженном фашистами Ленинграде. Но его с семьей почти насильно вывезли в Куйбышев (Самару). В родной город композитор уже не вернулся, после эвакуации поселившись в Москве, где продолжил преподавательскую деятельность. Изданное в 1948 году постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» объявило Шостаковича «формалистом», а его творчество – антинародным. В 1936 его уже пытались поименовать «врагом народа» после критических статей в «Правде» о « Леди Макбет Мценского уезда » и « Светлом ручье ». Та ситуация фактически поставила крест на дальнейших изысканиях композитора в жанрах оперы и балета. Но теперь на него обрушилась не только общественность, но сама государственная машина: его уволили из консерватории, лишили профессорского статуса, перестали публиковать и исполнять сочинения. Однако долго не замечать творца подобного уровня было невозможно. В 1949 Сталин лично попросил его поехать в США с другими деятелями культуры, вернув за согласие все отобранные привилегии, в 1950 он получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», а в 1954 – становится Народным артистом СССР.


В конце того же года внезапно скончалась Нина Владимировна. Шостакович тяжело переживал эту утрату. Он был силен своей музыкой, но слаб и беспомощен в повседневных вопросах, бремя которых всегда несла его жена. Вероятно, именно желанием вновь упорядочить быт объясняется его новый брак всего полтора года спустя. Маргарита Кайнова не разделяла интересы мужа, не поддерживала его круг общения. Брак был недолгим. В это же время композитор познакомился с Ириной Супинской, которая через 6 лет стала его третьей и последней женой.

Она была без малого на 30 лет моложе, но об этом союзе почти не злословили за спиной - ближнее окружение четы понимало, что 57-летний гений постепенно теряет здоровье. Прямо на концерте у него начала отниматься правая рука, а затем в США был поставлен окончательный диагноз – болезнь неизлечима. Даже когда Шостаковичу с трудом давался каждый шаг, это не остановило его музыку. Последним днем его жизни стало 9 августа 1975 года.

Дмитрий Шостакович биография
Шостакович в аэропорту Темпельхоф в Берлине

Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович и Аарон Копленд в США

Интересные факты о Шостаковиче

  • Шостакович был страстным болельщиком футбольного клуба «Зенит» и даже вел тетрадь учета всех игр и голов. Другими его увлечениям были карты – он все время раскладывал пасьянсы и с удовольствием играл в «кинга», притом исключительно на деньги, и пристрастие к курению.
  • Любимым блюдом композитора были домашние пельмени из трех сортов мяса.
  • Дмитрий Дмитриевич работал без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. Он обладал такой уникальной работоспособностью, что мог за короткое время полностью переписать свое сочинение.
  • Шостакович длительно добивался возвращения на сцену «Леди Макбет Мценского уезда». В середине 50-х он сделал новую редакцию оперы, назвав ее «Катерина Измайлова». Несмотря на прямое обращение к В. Молотову, постановка была вновь запрещена. Только в 1962 году опера увидела сцену. В 1966 году вышел одноименный фильм с Галиной Вишневской в заглавной роли.
  • Для того чтобы выразить в музыке «Леди Макбет Мценского уезда» все бессловесные страсти, Шостакович использовал новые приемы, когда инструменты пищали, спотыкались, шумели. Он создал символические звуковые формы, наделяющие персонажей уникальной аурой: альтовая флейта для Зиновия Борисовича, контрабас для Бориса Тимофеевича, виолончель для Сергея, гобой и кларнет – для Катерины.
  • Катерина Измайлова - одна из самых популярных партий оперного репертуара.

Шостакович опера «Катерина Измайлова»

  • Шостакович входит в число 40 самых исполняемых оперных композиторов мира. Ежегодно дается более 300 представлений его опер.
  • Шостакович – единственный из «формалистов», который покаялся и фактически отрекся от своего предыдущего творчества. Это вызвало разное отношение к нему со стороны коллег, а композитор пояснил свою позицию тем, что иначе бы ему больше не дали работать.
  • Первую любовь композитора, Татьяну Гливенко, тепло принимали мать и сестры Дмитрия Дмитриевича. Когда она вышла замуж, Шостакович вызвал ее письмом из Москвы. Она приехала в Ленинград и остановилась в доме Шостаковичей, но он так и не смог решиться на то, чтобы уговорить ее расстаться с мужем. Он оставил попытки возобновить отношения только после известия о беременности Татьяны.
  • Одна из самых известных песен, написанных Дмитрием Дмитриевичем, прозвучала в фильме 1932 года «Встречный». Она так и называется – «Песня о встречном».
  • В течение многих лет композитор был депутатом Верховного Совета СССР, вел прием «избирателей» и, как мог, пытался решить их проблемы.

Шостакович депутат

  • Нина Васильевна Шостакович очень любила играть на фортепиано, но после замужества – перестала, объясняя это тем, что супруг не любит дилетантства.
  • Максим Шостакович вспоминает, что плачущим он видел отца дважды – когда умерла его мать и когда того заставили вступить в партию.
  • В опубликованных воспоминаниях детей, Галины и Максима, композитор предстает чутким, заботливым и любящим отцом. Несмотря на свою постоянную занятость, он проводил с ними время, водил к врачу и даже играл на пианино популярные танцевальные мелодии во время домашних детских праздников. Видя, что дочери не нравятся занятия на инструменте, он позволил ей больше не учиться игре на фортепиано.
  • Ирина Антоновна Шостакович вспоминала, что во время эвакуации в Куйбышев они с Шостаковичем жили на одной улице. Он писал там Седьмую симфонию, а ей было всего 8 лет.
  • Биография Шостаковича гласит, что в 1942 году композитор участвовал в конкурсе на сочинение гимна Советского Союза. Также в конкурсе участвовал и А. Хачатурян . Выслушав все произведения, Сталин попросил двух композиторов сочинить гимн совместно. Они это сделали, и их произведение вошло в финал, наряду с гимнами каждого из них, вариантов А. Александрова и грузинского композитора И. Туския. В конце 1943 года был сделан окончательный выбор, им стала музыка А. Александрова, ранее известная как «Гимн партии большевиков».
  • Шостакович обладал уникальным слухом. Присутствуя на оркестровых репетициях своих произведений, он слышал неточности в исполнении даже одной ноты.

подпись Шостаковича

  • В 30-е композитор каждую ночь ожидал ареста, поэтому ставил у кровати чемоданчик с вещами первой необходимости. В те годы были расстреляны многие люди из его окружения, включая ближайшее - режиссер Мейерхольд, маршал Тухачевский. Тесть и муж старшей сестры были сосланы в лагерь, а сама Мария Дмитриевна - в Ташкент.
  • Восьмой квартет, написанный в 1960 году, композитор посвятил своей памяти. Он открывается нотной анаграммой Шостаковича (D-Es-C-H) и содержит в себе темы многих его произведений. «Неприличное» посвящение пришлось изменить на «Памяти жертв фашизма». Эту музыку он сочинял в слезах после вступления в партию.

Творчество Дмитрия Шостаковича

творчество Шостаковича

Самое раннее из сохранившихся сочинений композитора - Скерцо fis-moll датировано годом поступления в консерваторию. Во время учебы, будучи еще и пианистом, Шостакович много писал для этого инструмента. Выпускной работой стала Первая симфония. Это произведение ждал невероятный успех, а о юном советском композиторе узнал весь мир. Воодушевление от собственного триумфа вылилось в следующие симфонии – Вторую и Третью. Их объединяет необычность формы – в обоих есть хоровые части на стихи актуальных поэтов того времени. Однако сам автор позже признал эти работы неудачными. С конца 20-х Шостакович пишет музыку для кино и драматического театра – ради заработка, а не повинуясь творческому порыву. Всего им оформлено более 50 фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров – Г. Козинцева, С. Герасимова, А. Довженко, Вс. Мейерхольда.

В 1930 году состоялись премьеры его первых оперы и балета. И «Нос» по повести Гоголя, и «Золотой век» на тему приключений советской футбольной команды на враждебном западе получили плохие отзывы критики и после чуть более десятка представлений на долгие годы покинули сцену. Неудачным оказался и следующий балет, «Болт». В 1933 композитор исполнил партию фортепиано на премьере своего дебютного Концерта для фортепиано с оркестром, в котором вторая солирующая партия была отдана трубе.


В течение двух лет создавалась опера « Леди Макбет Мценского уезда », которая была исполнена в 1934 году почти одновременно в Ленинграде и Москве. Постановщиком столичного спектакля был В.И. Немирович-Данченко. Спустя год "Леди Макбет. " перешагнула границы СССР, покоряя подмостки Европы и Америки. От первой советской классической оперы публика была в восторге. Как и от нового балета композитора « Светлый ручей », имеющего плакатное либретто, но наполненного великолепной танцевальной музыкой. Конец успешной сценической жизни этих спектаклей был положен в 1936 году после посещения оперы Сталиным и последовавшими статьями в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь».

На конец того же года была запланирована премьера новой Четвертой симфонии, в Ленинградской филармонии шли оркестровые репетиции. Однако концерт был отменен. Наступивший 1937 не нес в себе никаких радужных ожиданий – в стране набирали ход репрессии, расстреляли одного из близких Шостаковичу людей – маршала Тухачевского. Эти события наложили отпечаток на трагическую музыку Пятой симфонии. На премьере в Ленинграде слушатели, не сдерживая слез, устроили сорокаминутную овацию композитору и оркестру под управлением Е. Мравинского. Тот же состав исполнителей два года спустя сыграл Шестую симфонию - последнее крупное довоенное сочинение Шостаковича.

9 августа 1942 года состоялось беспрецедентное событие – исполнение в Большом зале Ленинградской консерватории Седьмой («Ленинградской») симфонии . Выступление транслировалось по радио на весь мир, потрясая мужеством жителей несломленного города. Композитор писал эту музыку и до войны, и в первые месяцы блокады, закончив в эвакуации. Там же, в Куйбышеве, 5 марта 1942 года оркестром Большого театра симфония была сыграна впервые. В годовщину начала Великой Отечественной войны она исполнялась в Лондоне. 20 июля 1942 года, на следующий день после нью-йоркской премьеры симфонии (дирижировал А. Тосканини ) журнал «Тайм» вышел с портретом Шостаковича на обложке.

рукопись Шостаковича симфонии №7

Восьмую симфонию, написанную в 1943 году, критиковали за трагическое настроение. А Девятую, премьера которой прошла в 1945 – напротив, за «легковесность». После войны композитор работает над музыкой к кинофильмам, сочинениями для фортепиано и струнных. 1948 год поставил крест на исполнении произведений Шостаковича. Со следующей симфонией слушатели познакомились только в 1953. А Одиннадцатая симфония в 1958 году имела невероятный зрительский успех и была удостоена Ленинской премии, после чего композитора полностью реабилитировала резолюция ЦК об отмене «формалистического» постановления. Двенадцатая симфония посвящалась В.И. Ленину, а последующие две имели необычную форму: они были созданы для солистов, хора и оркестра – Тринадцатая на стихи Е. Евтушенко, Четырнадцатая – на стихи разных поэтов, объединенные темой смерти. Пятнадцатая симфония, ставшая последней, родилась летом 1971 года, ее премьерой дирижировал сын автора, Максим Шостакович.

Максим Шостакович, сын Дмитрия Шостаковича

В 1958 году композитор берется за оркестровку « Хованщины ». Его версии оперы суждено будет стать самой востребованной в последующие десятилетия. Шостакович, опираясь на восстановленный авторский клавир, сумел очистить музыку Мусоргского от наслоений и интерпретаций. Подобная работа была им проведена и двадцатью годами ранее с « Борисом Годуновым ». В 1959 году состоялась премьера единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича – «Москва, Черемушки», которая вызвала удивление и принималась восторженно. Через три года по мотивам произведения вышел популярный музыкальный фильм. В 60-70 композитор пишет 9 струнных квартетов, много работает над вокальными произведениями. Последним сочинением советского гения была Соната для альта и фортепиано, впервые исполненная уже после его кончины.

Музыка Шостаковича в кино

Музыка Шостаковича в кино

Дмитрий Дмитриевич написал музыку к 33 фильмам. «Катерина Измайлова» и «Москва, Черемушки» были экранизированы. Тем не менее он всегда говорил своим ученикам, что писать для кино можно только под угрозой голодной смерти. Несмотря на то что киномузыку он сочинял исключительно ради гонорара, в ней немало удивительных по красоте мелодий.

Среди его фильмов:

  • «Встречный», режиссёры Ф. Эрмлер и С. Юткевич, 1932
  • Трилогия о Максиме режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга, 1934-1938
  • «Человек с ружьём», режиссёр С. Юткевич, 1938
  • «Молодая гвардия», режиссёр С. Герасимов, 1948
  • «Встреча на Эльбе», режиссёр Г. Александров, 1948
  • «Овод», режиссёр А. Файнциммер, 1955
  • «Гамлет», режиссёр Г. Козинцев, 1964
  • «Король Лир», режиссёр Г. Козинцев, 1970

Современная киноиндустрия часто использует музыку Шостаковича для создания музыкального оформления картин:


К фигуре Шостаковича и сегодня относятся неоднозначно, называя его то гением, то конъюнктурщиком. Он никогда открыто не высказывался против происходящего, понимая, что тем самым потерял бы возможность писать музыку, которая была главным делом его жизни. Эта музыка даже спустя десятилетия красноречиво говорит как о личности композитора, так и о его отношении к своей страшной эпохе.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Шостаковиче

Российский композитор. Пианист. Педагог. Доктор искусствоведения. Профессор. Музыкально-общественный деятель. Секретарь Правления Союза композиторов России. Герой Социалистического Труда. Народный артист России. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии России имени Михаила Глинки. Один из крупнейших композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в семье инженера-химика. Отец и мать являлись большими любителями музыки. Когда будущему композитору исполнилось одиннадцать лет, мать решила определить его в частную музыкальную школу Игнатия Гляссера. Здесь незаурядные способности подростка многими оказались замечены. Шостаковича представили известному композитору, директору санкт-петербургской консерватории Александру Глазунову. Маэстро внимательно отнесся к начинающему музыканту и посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием юноши.

Развитие Дмитрия, уже в стенах санкт-петербургской консерватории, протекало стремительно и бурно. Окружающих: и профессоров, и студентов поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Шостаковича. В 1922 году, когда студент переходил на последний курс консерватории, скончался его отец. Теперь юноше необходимо было не только напряженно учиться, но и работать, чтобы прокормить семью.

Пианист устроился музыкальным иллюстратором в один из кинотеатров Санкт-Петербурга. Поскольку звук в немом кино отсутствовал, его заменяло фортепианное сопровождение. Работа в кино мешала и отвлекала его от систематических музыкальных занятий, которым придавал первостепенное значение. Тем не менее, обучение в консерватории по классу фортепиано удачно завершено, и в 1923 году Дмитрий начал свой самостоятельный артистический путь.

Уже Первая симфония Шостаковича, написанная в 1925 году, подобно ряду других симфоний композитора, приобрела мировую известность. Следующие серьезные достижения Шостаковича, его Вторая и Третья симфонии, созданы в до 1929 года. И в творчестве композитора, и в истории отечественной музыки занимают особое место, поскольку явились одними из первых симфонических произведений, где отражена революционная тема. Образы, рожденные Великой Отечественной войной, воплощены и в Восьмой симфонии, вышедшей в 1943 году. Данное произведение огромной трагической силы, посвященное памяти жертв войны и фашизма.

Также, Дмитрий Дмитриевич занимался и педагогической деятельностью в Санкт-Петербургской консерватории, где вел класс сочинения. Позднее стал профессором, а после переезда в Москву с 1943 по 1948 год преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников: Револь Бунин, Двождет Гаджиев, Герман Галынин, Орест Евлахов, Кара Караев, Георгий Свиридов, Карэн Хачатурян. Также Шостакович написал музыку ко многим кинофильмам, театральным спектаклям. Выступал автором ряда статей. Являлся членом многих международных комитетов и академий, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В своих произведениях неизменно обращался к темам и образам большого социального значения, отображал важнейшие стороны современной действительности. В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углубленность, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Шостакович являлся одним из самых исполняемых в мире композиторов. Его творчество олицетворяет вершину музыкального искусства XX века.

В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год»: произведение ярко выраженного «изобразительного» характера, где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища Владимира Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко, сначала написав поэму «Бабий Яр» для солиста-баса, хора басов и оркестра, а затем дописав к ней еще четыре части из жизни современной России и ее недавней истории. В результате появилась «кантатная» симфония, Тринадцатая, которая впервые исполнена в ноябре 1962 года.

Умер Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве в результате инфаркта. Похоронен великий композитор на Новодевичьем кладбище столицы.

Герой Социалистического Труда (24.09.1966)
Три ордена Ленина (28.12.1946; 24.09.1956; 24.09.1966)
Орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
Орден Трудового Красного Знамени (23.05.1940)
Орден Дружбы народов (1972)
Заслуженный деятель искусств России (1942)
Народный артист России (1947)
Народный артист СССР (1954)
Народный артист БАССР (1964)
Сталинская премия I степени (1941) - за фортепианный квинтет
Сталинская премия I степени (1942) - за 7 («Ленинградскую») симфонию
Сталинская премия II степени (1946) - за трио
Сталинская премия I степени (1950) - за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
Сталинская премия II степени (1952) - за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
Ленинская премия (1958) - за 11 симфонию «1905 год»
Государственная премия СССР (1968) - за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за 14 струнный квартет и хоровой цикл «Верность»
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно) - за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
Международная премия Мира (1954)
Премия им. Я. Сибелиуса (1958)
Премия Леони Соннинг (1973)
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
Серебряный командорский крест ордена Почета за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
Медали
Почетный диплом на I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Член КПСС с 1960 года
Доктор искусствоведения (1965)
Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
Почетный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
Почетный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
Почетный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
Член Французской академии изящных искусств (1975)
Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958).
Почетный профессор Мексиканской консерватории.
Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

15 симфоний, среди которых - наиболее известные Седьмая, Пятая и Восьмая;

оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»);

балеты «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»;

оратория «Песнь о лесах»;

кантата «Казнь Степана Разина»;

концерты (по два) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром;

камерная инструментальная музыка, в том числе 15 струнных квартетов, Фортепианный квинтет, Фортепианное трио № 2 (памяти Соллертинского);

камерная вокальная музыка, в том числе «Антиформалистический раек», цикл «Из еврейской народной поэзии», Сюита на стихи Микеланджело (для баса и фортепиано);

«24 прелюдии и фуги для фортепиано», «Семь танцев кукол», «Три фантастических танца» и др. фортепианные сочинения;

музыка к кинофильмам (всего 35), в том числе «Песня о встречном» (из музыки к фильму «Встречный»), «Романс» (из музыки к фильму «Овод»), к фильму «Гамлет»; музыка к драматическим спектаклям; оркестровый фрагмент «Интервидение» (1971, использовался на ЦТ СССР в заставке к передачам «Интервидения» с марта 1971 года);

оперетта «Москва, Черемушки»;

«Таити-трот», для оркестра (по песне «Tea for two» В. Юменса).

Санкт-Петербургская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича

В мае 2015 года открыт первый в Москве памятник Д. Д. Шостаковичу перед зданием Московского международного Дома музыки (скульптор Георгий Франгулян).

В память о Д. Д. Шостаковиче в 1977 году названа улица на севере Ленинграда. На ней в 2009 году установлен памятник Д. Д. Шостаковичу. Дополняет его музыка, написанная композитором, транслирующаяся через динамики.

Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича.

С 1996 года Международным благотворительным фондом Юрия Башмета присуждается ежегодная премия имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового музыкального искусства.

Курганский музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича.

В кино

В 1988 году вышел на экраны британский художественный фильм «Свидетельство» по одноименной книге Соломона Волкова, основанной, по заверению автора, на записанных им воспоминаниях Шостаковича. Роль композитора исполнил Бен Кингсли.

Отец - Дмитрий Болеславович;
Мать - Софья Васильевна;

Первая жена - Шостакович Нина Васильевна (урожд. Варзар) (1909-1954). Была по профессии астрофизиком, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье.
Сын - Максим Дмитриевич Шостакович (р. 1938) - дирижер, пианист. Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского.
Дочь - Галина Дмитриевна Шостакович.

Вторая жена - Маргарита Кайнова, сотрудница комсомола. Брак быстро распался.

Третья жена - Супинская (Шостакович) Ирина Антоновна (родилась 30 ноября 1934 г. в Санкт-Петербурге). Редактор издательства «Советский композитор». Являлась женой Шостаковича с 1962 по 1975 год.

Читайте также: