Профессия кто строит корабли профессия

Опубликовано: 29.06.2024

Инженер-кораблестроитель – это специалист, от которого зависит, как будет выглядеть и какими характеристиками будет обладать судно. Профессия судостроителя – одна из перспективных и востребованных, так как судоходство в России и мире сейчас активно развивается.

История возникновения

Судостроение – одна из самых древних отраслей промышленности. Первыми инженерами-кораблестроителями условно можно считать первобытных людей, которые научились выдалбливать внутренность древесного ствола и делать челноки. В период античности изготовление средств для передвижения по воде обрело признаки профессии: регулярность производства, определенная система обучения ремеслу и получение дохода.

Развитие кораблестроения привело к зарождению еще во времена Средневековья нового типа инженера-промышленника, который, по сути, был всего лишь высококвалифицированным мастером. Прогресс в машинной индустрии дал возможность этой профессии усовершенствоваться и сформироваться окончательно.

В середине XIX столетия суда уже представляли собой сложные технические системы. Соответственно, появилась острая необходимость в увеличении количества профессиональных инженеров-судостроителей, которые умели бы проектировать водный транспорт, качественно ремонтировать его, а также улучшать имеющиеся и создавать новые корабельные механизмы. В ответ на такой запрос в 1860 году в Англии открылся Институт морских архитекторов, где начали готовить будущих инженеров-кораблестроителей.

Характеристика профессии

Инженер-судостроитель занимается конструированием кораблей, их механизмов и узлов. Его основная задача – спроектировать технически безукоризненное судно с учетом всех требований к его эксплуатационным характеристикам. Кроме того, такой специалист отвечает за внешнюю эстетику корабля.

Профессия предполагает целый ряд узких направлений. Суть и объем работы инженера зависят от выбранной им специализации. Он может заниматься:

  • корпусостроением;
  • океанотехникой;
  • судовыми энергоустановками (направление предполагает проведение исследований, создание проекта, изготовление оборудования, его техобслуживание и ремонтные работы);
  • подводной техникой;
  • морской акустикой и гидрофизикой;
  • автоматизированными системами управления корабельной техникой;
  • информационно-навигационными автоматизированными комплексами (направление предполагает работу над судовым вооружением: разработку защитных комплексов против воздействия полей, трального оружия, навигационных систем, вредоносного программного обеспечения и так далее);
  • системами судовой электроэнергетики (речь идет об их разработке, установке, обслуживании и модернизации, а также написании специальных компьютерных программ для них).

В зависимости от выбранной специализации инженер-кораблестроитель может работать в институте (проектном или НИИ), на судостроительном или судоремонтном заводе, в профильном вузе преподавателем, а также подписать контракт на службу в ВМФ. Благодаря серьезной общей и узкоспециализированной подготовке специалист с легкостью адаптируется к работе как в государственной, так и в коммерческой организации.

Обучение и ЕГЭ

Вузов, в которых можно получить довольно редкую, но очень востребованную профессию инженера-кораблестроителя, в России полтора десятка:

  • Московская госакадемия водного транспорта;
  • Калининградский технический госуниверситет;
  • Нижегородский технический госуниверситет им. Алексеева;
  • Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова (г. Санкт-Петербург);
  • Севастопольский госуниверситет;
  • Инженерная школа Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) и филиал ДВФУ в г. Большой Камень;
  • Морской госуниверситет им. адмирала Невельского (г. Владивосток);
  • Сибирский госуниверситет водного транспорта (г. Новосибирск);
  • Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева;
  • Волжский госуниверситет водного транспорта;
  • Институт морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского технического госуниверситета;
  • Комсомольский-на-Амуре госуниверситет;
  • Мурманский технический госуниверситет;
  • Северодвинский филиал Северного (Арктического) федерального университета.

Каждый из этих вузов достоин внимания тех, кто хочет получить профессию кораблестроителя. К примеру, Санкт-Петербургский морской технический госуниверситет ведет подготовку инженеров мирового класса, которые могут проектировать, строить и технически обслуживать гражданские суда, военные корабли и субмарины, средства для разведывания и добычи месторождений газа, нефти и прочих полезных ископаемых с морского дна. Северодвинский филиал САФУ по системе «завод – ВТУЗ» готовит инженеров-кораблестроителей и океанотехников для «Севмаша» и ЦС «Звездочка». Уже на первом курсе будущие судостроители официально трудоустраиваются на базовые предприятия и по специально разработанной образовательной программе вместе с теоретическими знаниями получают на производстве практические навыки. Результат такого подхода к подготовке инженеров-кораблестроителей – показатель ежегодного трудоустройства выпускников на уровне не ниже 90 %.

Для поступления в вуз на инженера-кораблестроителя понадобится сдать три предмета ЕГЭ:

  • русский язык;
  • профильную математику;
  • физику.

Как и на большинство технических специальностей, проходные баллы на программы подготовки инженеров-судостроителей невысокие. Например, в Морском университете им. Невельского за последние 7 лет планка не поднималась выше 158, минимум был на уровне 125.

Готовиться к тому, чтобы стать инженером-кораблестроителем в России можно прямо в средней общеобразовательной школе. Летом 2019 года СОШ № 79 им. Н. Зайцева подписала соглашение об открытии инженерно-судостроительных классов с Объединенной судостроительной корпорацией, Нижегородским техническим госуниверситетом им. Р. Алексеева и заводом «Красное Сормово». Старшеклассников будут обучать специальным компетенциям, которые пригодятся им при поступлении в вуз, во время учебы и даже на роботе после окончания профильного вуза.

Обязанности

Спектр должностных обязанностей и рабочих задач инженера-судостроителя весьма широк. Они могут отличаться в зависимости от его специализации. Работая по разным профилям, кораблестроитель может:

  • проектировать корпуса судов и плавучих объектов (рыбных ферм, понтонов);
  • рассчитывать количество материалов, подбирать необходимые для работы инструменты и оценивать экономическую эффективность каждого технологического процесса;
  • разрабатывать инструкции, методические указания и технологические карты с учетом правил и норм безопасности труда;
  • внедрять разработанные технологии;
  • вносить коррективы в документацию при изменениях в технологических процессах и согласовывать их с Российским морским регистром судоходства;
  • выполнять дефектацию корпусов и замеры остаточной толщины корпусных конструкций;
  • составлять отчеты по результатам произведенной дефектации и согласовывать их с Регистром;
  • вести переговоры с заказчиком и доводить до сведения исполнителей объем работ, организовывать и контролировать рабочий процесс.

Знания, умения и навыки

Инженер-кораблестроитель – профессия, которая требует серьезной теоретической подготовки. Для успешной работы судостроителю обязательно нужно знать:

  • физико-химические свойства используемых материалов;
  • нормативы, принятые в судостроительной отрасли;
  • принципы работы и особенности технологии установки конструкций и оснащения;
  • современные методы проектирования и выполнения расчетов.

Одной теории инженеру-судостроителю, конечно же, недостаточно. Приобретенные им знания должны быть конвертированы в следующие умения:

  • выявление неисправностей различного рода в механических узлах, изоляции и обшивке корпуса (чтобы обнаружить их, придется часть рабочего дня посвятить спускам в трюм и подъемам в рубку);
  • составление дефектовочного акта с четким выписыванием объемов запланированных работ и перечня необходимых для них инструментов и материалов;
  • оформление ремонтных ведомостей с детальным перечислением мероприятий по ликвидации неисправностей или модернизации узлов, элементов, технических систем;
  • проведение полного осмотра судна после завершения ремонта.

Навыки работы с персональным компьютером – обязательное условие при трудоустройстве. Кроме стандартного пакета программ, инженеру рекомендуется уметь пользоваться специализированным ПО для 3D-проектирования и моделирования («Компас 3D», AutoCad 3D, RFEM, RSTAB, RWIND Simulation).

Личные качества

Успехи и достижения в работе, взаимопонимание с сотрудниками и продвижение по карьерной лестнице инженера-кораблестроителя зависят от его личных качеств. Представителю этой профессии желательно обладать:

  • техническим и аналитическим складом ума;
  • креативным мышлением;
  • ответственностью;
  • способностью концентрироваться на задаче;
  • высокой скоростью реагирования;
  • пунктуальностью;
  • коммуникабельностью;
  • любовью к технике;
  • стрессоустойчивостью.

Если вы приняли решение обучаться конструированию судов и плавательных средств, оцените свой характер и подумайте, каких качеств вам не хватает. При особом желании каждое из них можно развить, но трудиться над этим нужно начинать, не дожидаясь поступления в вуз. Помните, что нехватка хотя бы одного может существенно осложнить работу, а в некоторых случаях даже стать причиной увольнения.

Заработная плата

Профессия инженера-судостроителя в России относится к востребованным и вполне достойно оплачиваемым. По информации сайтов с вакансиями, сегодня ежемесячная зарплата кораблестроителя составляет от 30 до 100 тысяч рублей. На предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге платят от 90 до 140 тысяч рублей.

Большинство кораблестроительных заводов принадлежит государству. Это значит, что инженер может рассчитывать на официальное трудоустройство и полный социальный пакет, включающий своевременный оплачиваемый предприятием отпуск, оплату больничного, а также премии и компенсации.

Как строить карьеру

Карьерный рост инженера-кораблестроителя, как правило, сопровождается чередой аттестаций, присвоением категорий и проверками профессионального уровня. Чтобы получить повышение, потребуются амбициозность и терпение. Для этой сферы стремительные карьерные взлеты не характерны, поэтому стоит быть готовым потратить годы на достижение желаемой цели.

Первая ступень лестницы для судостроителя – должность главного инженера или конструктора. После нее можно нацелиться на пост заместителя, а затем – руководителя отдела (цеха) или проекта. Следующий уровень – топ-менеджмент предприятия. Вершина карьеры – место директора завода.

Есть и альтернативный путь. Вместо продвижения в пределах одного предприятия, при наличии деловой хватки и немалых финансовых средств, можно выбрать бизнес и открыть собственную верфь.

Перспективы профессии

По информации Минпромторга, в Российской Федерации сегодня официально ведут деятельность более 180 судостроительных компаний. Общее количество занятых на них работников составляет примерно 200 тысяч человек. Кораблестроительная отрасль уверенно наращивает объемы производства и выручки от продажи готовых плавсредств и судов. Немало способствует этому поддержка государства, которая выражается в федеральных целевых программах, направленных на развитие и модернизацию.

На уровень востребованности инженеров-судостроителей в России сейчас влияет не только состояние экономики, но и политическая ситуация в мировом масштабе. Из-за введения санкций против Российской Федерации страна была вынуждена перейти на импортозамещение. Следовательно, государству понадобились новые заводы и линии производства, которые смогли бы обеспечить судостроительную промышленность отечественными аналогами импортных товаров. В результате российские предприятия начали осваивать проектирование и внедрение новой продукции, привлекая для этого грамотных и опытных специалистов.

В прошлом году в России было завершено строительство 104 кораблей гражданского назначения и прочих плавучих сооружений. Среди самых значимых называют 2 танкера проекта RST27 М и 5 сухогрузов проекта RSD59, которые сошли со стапелей завода «Красное Сормово». Все это свидетельствует о том, что у профессии инженера-кораблестроителя определенно есть будущее и спрос на ее представителей будет стабильно высоким.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия инженер-кораблестроитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

работник судна

Морским инженером называют специалиста, деятельность которого связана со строительством кораблей и инженерных узлов, а также - их обслуживанием и выполнением необходимых ремонтных работ.

Содержание:

История профессии

Истоки зарождения профессии уходят во времена начала развития кораблестроения.

Судостроение принято считать одной из древнейших промышленных отраслей. Истоки возникновения профессии берут начало со времен появления первых лодок. Технический прогресс не стоял на месте.

Со временем люди научились строить корабли, которые не имели ничего общего с примитивными посудинами, конструируемые несколько тысячелетий назад при наличии минимума инструментария.

Возникла острая потребность в специалистах, которые могли грамотно составлять проектные схемы водного транспорта, профессионально осуществлять ремонтные работы и составлять безопасные схемы дальнейших маршрутов.

Особенности профессии

На сегодняшний день профессия морской инженер является востребованной. Труд специалистов данного профиля достойно оплачивается.

Работа предусматривает повышенную степень ответственности за качество и своевременность реализации возложенных на инженера задач. Совершенная неточность в расчетах вследствие некомпетентности специалиста способна повлечь за собой трагические последствия, что чревато привлечением нерадивого сотрудника к ответственности.

Профессия не подходит людям с плохим зрением, сердечными заболеваниями и нарушениями функционирования нервной системы. Нарушения работы опорно - двигательного аппарата также является серьезным препятствием для желающих освоить вышеназванную профессию.

Обязанности

Морской инженер - это специалист, который занимается проектированием грузовых и транспортных судов, произведением расчетов относительно взаимодействия транспортных судов и погрузочных машин, принимает участие в процессе составления схем рационального выполнения перевозок. Без такого специалиста не обойтись на этапе восстановления судов и при проведении ремонтных работ.

Специализирующиеся на кораблестроении инженеры разрабатывают защитные комплексы для кораблей, а также - системы вооружения и навигации. В перечень обязанностей также входит совершенствование и обслуживание судовой техники.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать инженер:

  • технический склад ума;
  • ответственный подход к выполнению обязанностей;
  • сосредоточенность;
  • быстрота реакции;
  • хорошее зрение и развита мелкая моторика;
  • пунктуальность;
  • умение анализировать;
  • коммуникабельность;
  • работоспособность;
  • любовь к технике;
  • эмоциональная устойчивость.

Навыки и знания

Морской инженер - это профессионал в своей отрасли, которому для ведения продуктивной деятельности не обойтись без знания технологий проектирования и выполнения технико-экономических расчетов, методики функционирования технического оснащения и способов его установки.

Дополнительно, необходимо знать особенности используемых в работе материалов, а также - действующие стандарты.

Следует учесть тот факт, что в ряде случаев перечень необходимых знаний и навыков способен варьироваться, в соответствии с профилем деятельности инженера.

Перспективы и карьера

Исходя из полученной специальности, морской инженер вправе трудоустроиться в НИИ, проектные организации или предприятия, что занимаются строительством судов и выполнением ремонтных работ.

Специалист имеет право претендовать на следующие вакансии: инженер - конструктор, инженер - технолог, инженер - программист и пр.

По желанию можно вести преподавательскую деятельность в одном из профильных образовательных учреждений.

Обучение

Профессия морской инженер предусматривает наличие диплома о высшем образовании по одному из направлений: «Кораблестроение», «Океанотехника» или «Судовое оборудование».

Чтобы деятельность была связана непосредственно с проектированием и изготовлением судов, включая проведение ремонтных работ, необходимо освоить специальность «Судовые энергетические установки».

С целью освоить азы профессии также можно выбирать специальность «Подводная техника», «Морская акустика и гидрофизика» или «Морские информационные системы и оборудование».


Судостроение — это ответвление тяжелой промышленности, всегда считалось одной из суботраслей военно-промышленного комплекса. В России до 2035 года планируется увеличить производство гражданских судов почти в четыре раза. Потребности внутреннего рынка оценены в 250 морских транспортных судов, более трех тысяч транспортных кораблей «река-море» и рыбопромысловых, более 250 единиц техники вспомогательного и технического флотов, 90 научно-исследовательских бортов, 24 ледокола, а также около 150 лодок и морской техники для освоения шельфовых месторождений. Сегодня стране нужны модернизация и создание производственных мощностей. И большое количество рабочих и представителей интеллектуального труда, которые заполнят образовавшуюся нишу.

Профессии, связанные с судостроением

Высокотехнический и сложный процесс судостроения сочетает труд множества квалифицированных профессий и специалистов. Строительство судов идет по сборочным единицам или модулям, которые имеют единые энергетические системы. Это быстрее, менее дорогостояще и более контролируемо по качеству. Для экономии, а также сокращения опасного химического и физического влияния в отрасли применяется автоматизация и робототехника.

Коротко о стадиях.

Суда могут быть грузовыми, пассажирскими, военными, торговыми, атомными, неатомными, на воздушной подушке или крыльях. Вместе с экологическими вопросами это учитывается во время проектирования.

Базовым компонентом является стальной лист. Листы изготавливаются по конфигурации в проекте, привариваются для образования элементов конструкции и направляются в сборочный цех. Там соединяются в компоненты и сборочные узлы.

На них производится сборка трубопроводов, энергосистем, они объединяются в сборочные единицы при помощи автоматической или ручной сварки. В зоне соединения узлов формируются более объемные блоки, проводится подгонка.

Далее проверяется качество сборочных единиц и сварных соединений, проходят ультразвуковые испытания, радиография.

Обнаруженные дефекты удаляются, заменяются, сборочные блоки окрашиваются. Затем, укомплектованные более объемные сборочные единицы направляются в сухой док, стапель или зону окончательной сборки.

Здесь они соединяются между собой для формирования судна, проводится еще раз сварка и подгонка. Как только конструкция корпуса завершена, корабль спускают на воду.

После наступает продолжительная стадия оснащения. Она включает в себя сборку кабельной и трубопроводной арматуры, оборудование камбуза и помещений, монтажные работы, установку электронного оборудования и навигационных приборов, двигателей и вспомогательных механизмов. Все это работа квалифицированных специалистов.

Борт проходит швартовные и ходовые испытания. После товар доставляется заказчику.

Таким образом мы видим, что без морского инженера, который специализируется на построении и обслуживании кораблей и инженерных узлов, работа на верфи не начнется. Его специальности:

  • кораблестроение;
  • океанотехника;
  • судовое оборудование;
  • судовые энергетические установки;
  • подводная техника;
  • морская акустика и гидрофизика;
  • автоматические системы управления морской техникой;
  • морские информационные системы и оборудование;
  • корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы;
  • гидрография и навигационное обеспечение судоходства;
  • системотехника объектов морской инфраструктуры;
  • системы электроэнергетики и автоматизации судов;
  • техническая эксплуатация судов и судового оборудования.

Может занимать должности инженера-конструктора, инженера-технолога, программиста, инженера по подготовке производства, а работать не только на морском, но и на речном флоте.

У специалиста по судостроению на заводе широкий спектр полномочий и обязанностей. Прежде всего он организовывает и разрабатывает:

  • коллектив исполнителей — бригаду, которая осуществит проект;
  • конструкторскую документацию, по которой потом изготавливают детали узлов, секций, корпусов;
  • технологические процессы.

Затем он контролирует:

  • качество сырья и полуфабрикатов на входе, готовой продукции на выходе;
  • параметры технологических процессов на этапах строительства;
  • соблюдение технологий при изготовлении деталей, сборке и сварке, дефектации, ремонте и утилизации;
  • качество работы исполнителей на участках.

А также анализирует:

  • выполненные ранее типовые расчеты при конструировании;
  • собранную, накопленную и обработанную техническую и экономическую информацию;
  • результаты технологического процесса.

И берет ответственность на себя, когда принимает инженерные и управленческие решения, оценивает экономическую эффективность и намечает направления для совершенствования производства.

В зависимости от акцента в должностных обязанностях может после окончания среднего или высшего образования работать проектировщиком кораблей или определенных узлов, инженером-системотехником, испытателем, специалистом по запуску и наладке судов и корабельной инфраструктуры.

И почти на каждом участке судостроительной верфи не обойтись без сварщиков с различными уровнями квалификации.

Объединяет всех специалистов отрасли, занятых непосредственно в производственных процессах, два существенных обстоятельства. Многие работы сопряжены с вредными или опасными условиями труда и часто проходят по вахтовому методу.

Судостроение

Высотные

Итак, мы с вами поняли, что основной метод возведения кораблей — сборка из заранее смонтированных крупных блоков. Так строятся крупнотоннажные суда — те же транспортные танкеры, сухогрузы или газовозы. Требуется точное сочленение элементов. А для этого нужна техника, которая перемещает огромную массу металла с места на место. На помощь приходят гигантские П-образные краны с двумя опорами, чтобы под его мостом поместился корпус большого судна, или передвигающиеся по рельсам козловые и портальные краны грузоподъемностью до 500 тонн. Управляют такими автоматизированными махинами машинисты. Пожалуй, это то редкое рабочее место на верфи, которое может занимать и мужчина, и женщина.

Высотные работы

Плазовые

Однако путь корабля от бумаги к металлу лежит через плаз. Это специальное помещение корпусообрабатывающего цеха, на полу которого в натуральную величину производят разбивку корпуса, изготавливают шаблоны, каркасы и макеты. Разметку и гибку деталей корпуса, сборку узлов, блоков и корпуса в целом выполняют по чертежу в натуральную величину или в укрупненном масштабе. Процесс вычерчивания теоретического чертежа плазового корпуса называют разбивкой корпуса на плазе.

Этот метод помогает избежать ошибок и неточностей при конструировании судна. Небольшая погрешность конструктора в 3 мм на чертеже в масштабе 1 к 50 может обернуться искажением в 1,5 м на металле.

На этом этапе активно используются системы автоматизированного проектирования. Компьютерное программное обеспечение особенно актуально для проектирования кривых и фигур в двухмерном и трехмерном пространствах.

Руководитель проекта или главный строитель, инженер, технический специалист САПР, программист, сотрудник плазово-разметочного бюро — таков перечень работников отрасли для обслуживания этого этапа работ.

Сварочные

Корпусные

Кораблестроение — это огромное множество металлообрабатывающих операций. В цехах блока корпусных производств, как правило, не переводится запах горелого металла. Здесь производят механическую резку листового и профильного проката, гибку профильных и листовых деталей. Отдельные пролеты в цехе предусмотрены для сверлильных и резьбонарезных станков, много сварочного оборудования и установок для безвоздушного распыления краски. Контроль этапа работ производят инженеры отдела сложного технического оборудования, особенно если в цехе много роботизированных линий. Здесь работают сборщики корпуса металлических судов, рубщики-зачистники металлоконструкций, сборщики на полуавтомат, судовые электромонтажники, такелажники, стропальщики, маркировщики, мастера ОТК.

Строительство

Сборочные

Сборочные работы предполагают процесс предварительного соединения и закрепления простых деталей и узлов, затем небольших секций и крупных блоков с большим количеством элементов, оборудованием отделки помещений в определенной последовательности. Во время сборочных операций размечают места установки сопрягаемых элементов, устанавливают и выравнивают, подрезают соединяемые кромки, закрепляют, проверяют и сдают конструкции под сварку. После сборочных и сварочных работ на основную конструкцию устанавливают электрокабели, крепления, фундаменты, двери.

Разметку делают либо вручную по эскизам и шаблонам, либо фотопроекциоными разметочными машинами с программным управлением. Сведение и выравнивание кромок часто тоже ручная работа, которая выполняется с помощью клиньев, скоб, винтовых домкратов. Проверку качества соединения, формы и размеры собранной конструкции на разных этапах сборки проводят специалисты с помощью мерительных и оптических приборов. Дополнительно на этапах сборки необходима работа сварщика по зачистке загрязнений и ржавчины.

Судостроитель-судоремонтник должен знать:

  • основы электротехники;
  • режимы сварки и правила их регулирования;
  • виды сварных соединений, типы швов и способы их испытания;
  • виды дефектов, способы их предупреждения и устранения;
  • правила техники безопасности при обслуживании электросварочной аппаратуры;
  • работу с чертежами.

Корабль

Мехамонтажные

Когда закончены все сборочно-сварочные работы по днищевым секциям, фун­даментам и проведено испытание днищевых секций на водонепроницае­мость, можно приступать к следующему этапу в судопроизводстве. Механомонтажные работы выполняют специализированные бригады судо-монтажного цеха. Работники проводят монтаж главных двигателей, при наличии паротурбинной установки главных котлов, валопроводов, вспомогательных механизмов и механизмов якорного, рулевого судовых устройств. Каждая бригада выполняет работы по определенным трубопроводам и системам (начиная с предварительного монтажа и заканчивая их сдачей на швартовых и ходовых испытаниях), определенным механизмам (главным и вспомогательным), устройствам, электрооборудованию.

В выполнении монтажно-достроечных работ также участвуют слесарно-корпусный, трубозаготовительный, деревообрабатывающий, механомонтажный, электромонтажный и сдаточный цехи.

Изоляционные

Пожар — самое страшное происшествие, которое может произойти на плавательных судах в открытом море. Поэтому к применяемым изоляционным материалам предъявляются повышенные требования. Специализированная теплоизоляция применяется для защиты кают от шума оборудования, отгораживания палуб, производства огнестойких дверей, создания плавающих полов. Этими видами работ, а также защитой корпусов от коррозии занимаются рабочие малярно-изоляционного цеха: изолировщик, антикоррозийщик.

Часть корабля

Работа в судостроении за рубежом

Исторически сложилось так, что центр кораблестроения долгое время находился в Западной Европе. Примерно с 60-годов прошлого столетия пальма первенства доставалась по очереди то Японии, то Южной Корее, то Китаю. Если вы желаете построить свою карьеру в отрасли за рубежом, можно обратить внимание на многочисленные вузы по получению инженерной специализации в Великобритании, Астралии, Тасмании, Германии, Голландии. Впрочем карьеру можно построить и после обучения в российских вузах. Программисты и системотехники на автоматизированных линиях судостроения говорят на одном компьютерном языке.

Международные корпорации с основными судостроительными верфями и коммерческой деятельностью по всему миру на биржах чаще ищут квалифицированных рабочих: технологов, электрогазосварщиков, судосборщиков, шлифовщиков, мастеров и бригадиров с опытом работы.

Как заработать удаленно

Безусловно, работа на производстве, это работа с присутствием, удаленный характер не для нее. Если только не считать за удаленность проектную и временную работу, вахтовый метод.

Выполнение работ для студентов

Возможно, единственный способ хорошо заработать на знании в такой специфической отрасли, как судостроение, — это выполнение работ для студентов. В основе многих специальностей колледжей и тем более немногочисленных вузов лежат требования к крепким и прочным знаниям точных наук. Если вы хорошо разбираетесь в компьютерной теории, умеете составлять чертежи, пишете толковые рефераты и курсовые на тему применения алюминиевых сплавов в судостроении, то вам прямая дорога на Феникс.Хелп. Здесь вы можете выступать в качестве автора работ.

Другие варианты

Однако можно рассмотреть и другие варианты работы дистанционно. Например, попробовать свои силы в качестве тестировщика программного обеспечения. Судостроение — современно развивающаяся отрасль, и многие работы переводятся в автоматизированный режим. Можно попробовать себя в качестве блогера-популяризатора романтической профессии кораблестростроителя. Кто знает, возможно, в будущем вы сможете дистанционно оказывать репетиторские услуги на базе своего блога. Есть вероятность поработать в качестве маркетолога, директолога на сайте какой-либо судостроительной верфи России или Европы.

Сколько можно заработать на знании судостроения

Выпускники средних и высших учебных заведений трудятся на государственных, военных и частных предприятиях, в портах, рыболовецких хозяйствах. Сооветственно, уровень зарплат у кораблестроителей неоднороден. Простой анализ бирж труда показывает, что официальные работодатели готовы предложить специалистам среднего и высшего звена в этой сфере от 50 до 180 тысяч рублей. Знание языков и желание работать в другой стране или работа по строительству спортивных и круизных яхт может принести соискателю другой порядок цифр. Все зависит от опыта, квалификации и реноме специалиста.

Алексей и Николай Черняевы.

Когда мы слышим словосочетание «Адмиралтейские верфи», в памяти сразу всплывают строгие очертания «адмиралтейской иглы», воспетой поэтом, а воображение рисует масштабные «стройки века» образца начала 1700-х с непременным участием основателя города Петра Великого, который мечтал сделать свое детище столицей морской державы. Как показала история, ему это удалось в полной мере, и сегодня первое промышленное предприятие города уверенно продолжает реализовывать наказы императора, строя флот России уже XXI века.

В ноябре 2019 года «Адмиралтейским верфям», старейшему промышленному предприятию города, исполнится 315 лет, и за это время сложилась не одна сотня трудовых династий, представители которых по праву считают себя корабелами, продолжателями любимого дела Петра I. Среди них отец и сын Алексей и Николай Черняевы, за годы работы на предприятии доказавшие, что кораблестроителями не рождаются, ими становятся и гордо несут это почетное звание.

Вот уже более 40 лет трудится на верфях глава семьи Черняевых, Алексей Валентинович, судосборщик, проверщик судовой высшего 5-го разряда. Когда он начинает вспоминать свои первые шаги в профессии, ироничный взгляд выдает его с головой; и тогда, в середине 1970-х, и сейчас Черняев остается все тем же скромным трудягой, который дошел до всего своим умом, а сегодня готов поделиться накопленным багажом знаний и умений с молодежью.

– В первый день, как пришел в цех из училища, дали задание зачистить на машинке… камень. Понятное дело, так и не удалось его хоть мало-мальски сточить до конца смены, – вспоминает о розыгрыше молодого пополнения адмиралтейскими «дедами» Алексей Черняев. – Сейчас мы такого «посвящения в профессию» в цехе не допускаем, новички сразу вливаются в работу.

Легко ли строить корабли

В стапельном цехе, в котором с первого дня трудится Алексей Черняев, по сути, и рождается из секций и оборудования корабль. Много разных было построено их на памяти, на глазах и при личном участии Черняева. Спасательные и научно-экспедиционные суда, ледоколы, подводные лодки и танкеры… Всего и не упомнишь, неизменным остается одно – хватка и сноровка, умение держать в голове множество информации и в каждом отдельном случае применять свои знания на деле. Да и руками, это скажет любой, на стапеле нужно уметь работать ого-го как! Богатый профессиональный опыт, подчеркнуто серьезный подход к делу, добрый нрав и удивительное по нынешним временам трудолюбие, все это позволяет бригаде под началом Алексея Черняева выполнять самые сложные виды работ. Установка секций заказа на стапеле, его насыщение, монтаж корпусных конструкций для главных и специальных устройств и механизмов «парохода», как обычно называют на верфях строящееся судно или корабль, лишь часть ежедневных задач, которые с блеском выполняет как сам Алексей Черняев, так и его ученики.

За эти годы, что вчерашний выпускник 116-го профессионального училища трудится в стапельном цехе, он подготовил себе достойную смену. Более 20-ти человек обучил Алексей Валентинович тонкостям специальности сборщика корпусов металлических судов.

– Честно признаться, раньше было тяжелее, в основном, все вручную делали. Не только формирование корпуса, было такое, что и трибуны на Дворцовую площадь собирали чуть ли не на коленке, – рассуждает Алексей Черняев. Теперь же столько разных приспособлений, хороших электро- и пневмоинструментов, поэтому чисто физически меньше прикладываешь усилий.

Смолоду и по сей день самым волнительным моментом для Алексея Валентиновича остается торжественный спуск заказа на воду. Точнее, два: когда батюшка начинает обряд освящения корабля, а второй – в ожидании щелчка задержника, а вдруг как не стронется с места?!

Два года назад Алексей Черняев удостоен высшей заводской награды – почетного звания «Заслуженный адмиралтеец». Он искренне уверен, что все в его жизни, как должно быть.

– Здоровье лишним не бывает, но есть работа, дом, семья, двое детей, шесть внучек… Для полного счастья только внука мне не хватает, а надо бы, чтобы опыт свой передать! – и в шутку, и всерьез говорит Алексей Валентинович.

Достойное продолжение

Пока же достойной сменой, продолжателем династии корабелов в полной мере можно считать сына Черняева, Николая Алексеевича. Вот уже 14-й год из своих 38-ми Николай Черняев несет трудовую вахту в отделе строителей надводных судов Адмиралтейских верфей.

Как и многие советские мальчишки, он с детства мечтал стать моряком. С отличием окончил механико-приборостроительный колледж по специальности радиоэлектроника, затем получил «красный диплом» в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, отучившись на инженера судовых энергетических установок и получив на военной кафедре звание лейтенанта запаса.

Сразу на завод, как вспоминает сегодня, не стремился. Да и судьба то и дело подкидывала непростые задачки.

– Еще до поступления в корабелку я всерьез задумывался пойти в военно-морской институт, – вспоминает он. – По окончании университета были разные предложения, в том числе и в Российский морской Регистр судоходства на Дальний Восток.

Николай Черняев признает, что вариантов, весьма перспективных, для выбора профессионального пути было несколько. Он сделал свой, в пользу судостроения.

Круг общения Черняевых, что не удивительно, в большинстве своем был и остается связанным с Адмиралтейскими верфями, поэтому приход на завод Николая ни для кого не был сюрпризом. Сегодня на предприятии насчитывается не одна сотня трудовых династий, где так же, как у Черняевых, в разных цехах и службах заняты представители нескольких поколений семьи. И все же Николай никак не ожидал, прежде всего, от самого себя, что задержится на верфях надолго…

Лицом к производству

– Само слово «завод» многих пугает. Да, это режимное предприятие, где принято работать, что называется, от звонка до звонка, а часто и сверхурочно. Для молодежи это ограничение «прав и свобод» вкупе с относительно невысокой, особенно для молодого специалиста, заработной платой, нередко становится точкой невозврата. Многие мои однокурсники, придя на верфи, не выдерживали, увольнялись, искали себя в бизнесе, предпринимательстве. Не могу поручиться, что все у них сложилось… Те, кто остались на верфях, сегодня чувствуют себя вполне неплохо. Что очень важно, заводчане, как мы себя называем, адмиралтейцы, социально защищены, всегда обеспечены заказами, то есть работой, а, значит, и заработной платой. Сегодня, кстати, она вполне конкурентоспособна, и я вижу, что нынешняя молодежь повернулась к производству лицом, стремится сюда, понимая, в чем «бонусы» работы на предприятии, – аргументирует Николай Черняев.

Не однажды предлагали его отцу, судосборщику с золотыми руками Алексею Черняеву более спокойную, менее нервную и ответственную, высоко оплачиваемую работу, но, как всякий человек старой закалки, Алексей Валентинович остается верен себе, принципам. Потому что помнит, как даже в тяжелейшие 90-е, когда другим месяцами задерживали зарплату, адмиралтейцы были спокойны: деньги придут в срок. Понятие «стабильность» с каждым годом все чаще становится определяющим и для нынешних выпускников судостроительных колледжей, морского технического университета.

Сегодня один из них, Николай Черняев, сын рабочего высокой квалификации Алексея Черняева, не просто на хорошем счету в отделе надводного судостроения, но и в коллективе верфей. Он ответственный сдатчик головного патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин». И, как бывало уже не раз, Черняевы, каждый на своём участке, заняты на строительстве одного заказа.

С «азов», помощником строителя начинал Николай Черняев 13 лет назад на строительстве серии танкеров. Сегодня он уверенно руководит процессом постройки головного корабля для Военно-морского флота России, спуск на воду которого запланирован на осень текущего года. За это время научился

многому, занимался работами по механической и электрической части, корпусом корабля. Принимал участие в заводских ходовых испытаниях кораблей и судов, на завершающем этапе и в процессе передачи корабля заказчику.

Особенную гордость вызывают у Черняева воспоминания о работе на строительстве научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников», где Николая впервые назначили старшим строителем по корпусу корабля. Сегодня НЭС полноправный участник масштабной экспедиции «Трансарктика-2019», информацию о проведении которой Николай отслеживает в СМИ. Не меньшее волнение вызывают сообщения о судне-спасателе «Игорь Белоусов», в строительстве которого он также принимал участие.

Каждый выбирает по себе…

За годы работы отец и сын Черняевы, как сейчас принято говорить, уверились в своих компетенциях и, без ложной скромности, называют приобретенные навыки и опыт емким словом профессионализм. Однако ни один из них не призывает наших читателей, в том числе и тех, кто стоит перед непростым выбором профессионального пути, следовать их примеру. Впрочем, чем и замечательно большое, стабильное предприятие, на котором сегодня трудятся свыше 6500 человек, здесь может попробовать свои силы почти каждый.

– На верфях существует, на мой взгляд, масса возможностей для поиска себя, карьерного роста, даже создания семьи, как показывает жизнь (супруга Николая Мария также трудится на верфях инженером-конструктором), – размышляет Николай Черняев. – Инженерно-технические специалисты, экономисты, юристы, программисты, не говоря уже о разнообразных рабочих специальностях – поле для деятельности очень широкое. Не могу сказать, что наше предприятие испытывает нехватку кадров, но от толковых и грамотных специалистов вряд ли откажется. Строить российский флот сегодня возможно только с приложением сил профессионалов.

Наличие сегодня на верфях контрактов на строительство кораблей и судов различного класса и назначения– это гарантия уверенности не только в дне завтрашнем, но и на годы вперед. Главное, как считают представители адмиралтейской династии Черняевых, искренне любить дело, которому ты служишь, вникать в него со всей страстью. А еще, перенимая опыт предыдущих поколений, привносить что-то свое, новое, и с гордостью продолжать славные традиции корабелов-адмиралтейцев.

Государства тратят на космос космические деньги. На это есть несколько причин. Вот две не самые очевидные:

Так что цель - не только запустить пару спутников на орбиту, но и укрепить лидерские позиции тут, на Земле. И сейчас впереди планеты всей США, Россия и Китай. Остановимся подробнее на каждой стране.

Космическая отрасль в Китае

Сколько денег тратят?

КНР - закрытая страна, потому информации о Китае не так много. Космическая отрасль в стране жёстко регламентируется, а дисциплина помогает добиться отличных результатов. В 2017 году расходы составили $10,8 млрд, и это в 3 раза больше, чем у нас.

Что происходит в текущем году?

Основа китайской космонавтики - наши советские наработки. Но можно восхищаться тем, с каким упорством постепенно разворачивается их собственная отрасль. Их корабль похож на наш «Союз», однако это только внешнее сходство. На самом деле, "Шэньчжоу" мощнее, просторнее, он лучше вооружен.

Комическая отрасль

Комическая отрасль процветает! На фото российский и китайский шаттлы

В год тайконавты посещают космос один раз. В планах полет к Луне, к Марсу, развертка своей орбитальной станции, исследование астероидов. В 30-х годах планируют миссию к спутнику Юпитера. С учётом дисциплинированности и работоспособности китайцев они своих целей добьются.

Космическая отрасль в США

Сколько денег тратят?

В 2017 году затраты бюджета США на космическую отрасль составили $47.5 млрд. Американская программа очень амбициозна. Пока на выделенный бюджет они собираются развернуть станцию около Луны как перевалочный пункт на пути к Марсу.

Что происходит в текущем году?

Для доставки людей в космос мир американцы, в основном, обращается к нашим Союзам, собственных пилотируемых полетов Америка сейчас не проводит. Но так будет не всегда, вес=дь у США в разработке целых три пилотируемых корабля. Корабль «Dragon V2» от компании Илона Маска «Space» почти готов:

  • Экипаж 4-7 человек;
  • Доставка на Землю груза 3,31 т;
  • Автономное пребывание на орбите до 7 дней;
  • Многоразовое использование.

Что могу я?

Главная цель NASA - Марс. Если вдруг вы почувствовали желание присоединиться к Американской космической программе, то мы скажем, что это сложно, но возможно! На сайте SpaceX недавно была опубликована вакансия инженера для разработки сверхтяжёлой ракеты для полетов на Марс. Требование Илона Маска к кандидатам - немедленно начать приносить пользу кампании. Имейте в виду: космос - стратегически важная отрасль, так что для начала надо стать гражданином США или хотя бы получить визу. Но, если очень захотеть.

Космическая отрасль в Россия

Сколько денег потратили?

Всего в 2017 году мы потратили $3,8 млрд. Это в 13 раз меньше, чем нынешний лидер - США. У Российской космической программы 3 приоритетные задачи: обеспечивать связь и зондирование Земли с помощью спутников, доставлять людей на МКС и проводить научные исследования.

Что происходит в текущем году?

Несмотря на недостаток финансирования, отрасль развивается. Гордость Роскосмоса - новый пилотируемый корабль "Федерация". Он будет обеспечивать доступ в космос российским космонавтам, а также отвезёт их на лунную орбиту, а возможно, и на Марс. Преимущества проекта перед легендарным Союзом (старой моделью):

Корабль "Союз" Корабль "Федерация"
Экипаж из 3 человек Экипаж из 4 человек
Доставка на Землю до 100 кг груза; Доставка на Землю до 500 кг груза;
Автономное пребывание на орбите 9 дней Автономное пребывание на орбите 30 дней

Уже изготовлено 2 полноразмерных макета, а тестирование запланировано на конец 2018 года.

Какие у страны планы на космос?

Мы ещё держим лидерство по количеству пилотируемых полетов: модернизированные Союзы возят людей на орбиту 4 раза в год. Но через 6 лет прекращается эксплуатация Международной космической станции, и придется принимать новые решения. А с планами России пока всё непонятно: то ли строим свою станцию, то ли Луну осваиваем, то ли ищем новых партнёров. Самый трудный вопрос, на который придется ответить - а зачем нам космос? Среди стран-лидеров Россия единственная, у кого нет четких планов. Так что, если вы знаете ответ, то, возможно, российская космонавтика ждёт именно вас, и сила именно вашей мечты поведет Россию к звёздам.

Читайте также: