Профессия методолог кто это

Опубликовано: 04.07.2024

На этапе развития образовательного бизнеса методологии уделяли мало внимания, фокус был на продажу курса. В последние годы ситуация кардинально поменялась. Много крупных игроков вышли на рынок, конкуренция возросла. Ученики стали избирательнее, а владельцы образовательных проектов поняли, что курс должен создаваться не на коленке, а с учетом современных образовательных методик, которые не дают ученику потеряться в дебрях курсов, а помогают дойти до конца и получить результат. Руководители онлайн-школ стали серьезно относится к проектированию учебного процесса. Решить эту задачу помогает методолог онлайн-курса.

Методолог онлайн-школы: кто это такой и чем занимается в онлайн-проекте?

Методолог онлайн-школы – это разработчик дистанционных курсов. Заказчики по-разному называют этого специалиста, когда выкладывают вакансию на сайтах по поиску сотрудников: сценарист онлайн-курсов, педагогический дизайнер, архитектор образовательного проекта.

Список задач у него довольно весомый. На практике методолог совмещает в себе функции и тестировщика, и дизайнера, и еще некоторых других специалистов. Это многогранный человек, который владеет около 25 компетенциями. В некоторых источниках я встречал такую красивую художественную метафору – «человек-оркестр». Такое название очень хорошо подходит методологу онлайн-проекта. Используя различные инструменты, он создает сценарий и историю проекта, который должен зацепить внимание потенциальной аудитории и сформировать преданную клиентскую базу.

Некоторые эксперты разделяют понятия «методолог», «методист» и «педагогический дизайнер»

Методолог:

  • задает рамки, стандарты, занимается наукой (от слова «логос»);
  • исследует то, как люди учатся;
  • разрабатывает методики для создания учебных программ;
  • анализирует существующие и создает новые инструменты, подходы.

Методист:

  • берет готовые инструменты, методики, подходы и применяет к конкретным задачам.

Педагогический дизайнер – проектирует образовательную среду. Чаще в русскоязычном пространстве он и есть методист. А грамотный методист всегда развивает себя как методолога.

В статье я не буду разграничивать эти понятия. На практике всеми этими задачами в онлайн-проекте занимается один человек. Никто из руководителей не нанимает их всех. Соискатели вакансий тоже не разделяют данные обязанности.

Может ли методист покинуть проект, который уже помог запустить?

Итак, специалист разработал онлайн-курс, согласовал все детали с заказчиком, и заказчик его одобрил. А что дальше? Нужен ли методист в дальнейшем? Мой ответ – да. Разработчик должен присутствовать на всех этапах онлайн-обучения: от начала и до конца. Чтобы понять, о чем идет речь, я подготовил таблицу, в которой показал, чем занимается методолог на всех этапах образовательного процесса:

До обученияВо время обученияПосле обучения
Логика модулейПрисутствие или просмотр занятийАнализ обратной связи
Фреймворки занятийСбор планов занятий в случае замены экспертаВнесение изменений в логику модулей и занятия
Фреймворки домашних заданийВнесение изменений в модули и занятия по результатам обратной связи
Сбор планов занятий экспертов

Сбор презентаций экспертов

Работа над подготовкой каждого занятия совместно с экспертом

Как видим, разработчик онлайн-курсов – это ценный сотрудник, который должен присутствовать на протяжении всего жизненного цикла проекта. Поэтому эта профессия сегодня востребована, а онлайн-школы нуждаются в профессиональных методологах.

Основные задачи, навыки и умения методолога

Специалист по разработке онлайн-курса выполняет много задач, но самое главное, что он должен уметь делать – это выстроить логику обучающего процесса, прояснить цели с заказчиком и придать структуру материалам проекта.

Методолог непосредственно должен разговаривать с заказчиком, чтобы понять, каких целей тот хочет достичь, так как у каждого курса – цели могут быть разные. Очень часто заказчики сами не понимают, что они хотят получить, какой конечный продукт видится им в итоге. Задача формулируется туманно: «нам нужно разработать курс и побыстрее, горят сроки». А когда методолог начинает узнавать подробнее, задавая конкретные вопросы, то выясняется, что заказчику вовсе не нужен сценарий курса, вместо этого задачу можно решить с помощью буклета или брошюры.

Грамотные методологи просят заказчиков заполнить бриф – это список вопросов, которые помогают сформулировать цель и составить четкое техническое задание. В 2-3 предложениях цель и задачи курса объяснить не получится, поэтому заказчики письменно должны заполнить этот опросник. И чем больше будет правильных вопросов, тем качественнее сможет выполнить свою работу методолог и удовлетворить потребности своего клиента.

После заполнения брифа стороны могут обсудить детали при личной встрече или созвониться по видеосвязи.

Чтобы создать работающий сценарий онлайн-школы, нужно выяснить у заказчика, чему должны научиться ученики, и от его ответа будут зависеть стратегии, которые применит методолог. На основе цели из брифа может быть разработано тестирование по онлайн-курсу.

Какие именно можно задавать вопросы заказчику в брифе, смотрите по ссылке (ссылка).

Какие еще задачи выполняет методолог:

  • методическое управление проектами по онлайн-обучению;
  • разработка офлайн-, онлайн- и смешанных программ обучения;
  • создание программ офлайн- и онлайн-мероприятий;
  • запуск и развитие профессиональных сообществ.

На стадии проектирования онлайн-школы можно выделить несколько этапов. Отметкой «+» я обозначил функционал методиста:

  1. + Подготовка концепции курса. На этом этапе происходит анализ всей информации, которая получена от заказчика (цели, задачи, запросы аудитории и т.д.)
  2. + Поиск и подготовка экспертов для курса. Может выполнять методист, но может и продюсер или руководитель проекта.
  3. + Детализация концепции курса.
  4. Набор учащихся на курс.
  5. + Проработка программы.
  6. + Подготовка к старту. Проверка эксперта, платформы, материалов. На этом этапе к методисту подключаются эксперт и продюсер.
  7. Проведение обучения на курсе.
  8. + Оценка результатов обучения и качества продукта.
  9. Соблюдение договоренностей (оплаты и прочее).
  10. + Анализ обратной связи и итогов запуска курса.

Перейдем к навыкам и умениям, которыми должен обладать методист:

Как заказчики проверяют соискателей на место методолога в проекте

Любой руководитель онлайн-проекта хочет видеть в своей команде грамотного специалиста по разработке курса, поэтому может предложить ему выполнить некоторые задания. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Что может проверить заказчик?

Методолог должен быть готов и уметь выполнить задания потенциального работодателя, чтобы показать ему свою компетенцию и подготовленность к работе.

Советы разработчикам онлайн-курсов

Используя инструментарий различных специальных сервисов по архитектуре курсов, разработчик создает из PowerPoint – слайд-шоу или документа в формате Word – яркий образовательный сценарий. Очень важно при этом не упираться в программу-редактор. Если софт сложный, Вы не можете найти нужную кнопку и подключить анимированный кусок, то создать курс будет проблематично, даже если Вы подключили все свои творческие ресурсы. Нужно быть гибким и решать задачи всеми возможными путями, используя различные программы, которые наиболее отвечают запросам заказчика.

  • Пройдите обучение на профессию методолога, потому что так Вы сможете получить знания от экспертов и их советы по созданию сценариев курсов. В программах-конструкторах часто даются уже готовые онлайн-курсы, которые можно изучить и понять, как они работают изнутри.
  • Используйте готовые материалы в сервисах по разработке (образы, макеты, изображения и т.д.). Так Вам не придется подключать к работе дизайнеров и платить им деньги. Методолог сам должен знать основы дизайна и графики, чтобы полноценно решать поставленные перед ним задачи.
  • В любом деле важна практика. Поэтому практикуйтесь в программах. Начните с самой простой, затем перейдите к более сложной. Чем больше будете работать, тем качественнее будет результат.
  • Создание сценариев онлайн-курсов – это творческая работа, поэтому для разработчика очень важно вдохновение. А вдохновляться нужно работами профессионалов. Изучайте материалы крутых мастеров, чтобы понять их механизмы, как они устроены и как работают. У методолога должна быть насмотренность.

Пять главных ошибок методиста онлайн-проекта

В начале статьи я уже говорил, что этот специалист совмещает в себе несколько ролей, то есть выполняет обязанности сразу нескольких специалистов (помимо методики, еще дизайн, графика, тестирование). Бывает, что методисты допускают ошибки в своей работе. И не обязательно это только новички, опытные специалисты тоже могут «перестараться» и выдать продукт, который будет выглядеть глупо и не принесет желаемый результат.

Назову 5 самых распространенных ошибок, которые не должен допускать методолог онлайн-курса:

  1. Отсутствие цели. Чтобы исключить данную ошибку, нужен бриф, о котором я рассказал выше. Нужно понять, какой результат ждет заказчик, чего он хочет. Зачастую трудно вытянуть из клиента всю необходимую информацию, так как он сам не видит четкой картины, но большие надежды возлагает на методолога. Для этого и нужен детальный бриф. У заказчика есть время, чтобы обдумать каждый вопрос и как можно точнее на него ответить.
  2. Персонажи, которые не соответствуют тематике курса. Что это значит? Очень часто методисты вставляют героев в «полотно» курса, которые должны приветствовать учеников, поощрять их за выполненные задания или стимулировать на повторение материалов. Например, неправильно будет на курсе по подготовке бухгалтеров для приветствия использовать кота Леопольда, зайца из «Ну, погоди!» или птичку канарейку. Такие персонажи будут смотреться неудачно, так как не имеют никакого отношения к теме семинаров.

Они будут отвлекать внимание, и в конце-концов ученик может потерять доверие к онлайн-школе и слиться на начальном этапе обучения. Гораздо выгоднее смотрелась бы девушка-офисный работник.


Ученикам понравится такой интерактивный элемент, и они будут воспринимать такой образ как своего виртуального преподавателя.


Также не следует проявлять бурную радость: «Круто. Ты справился! Ты ответил на один вопрос». Толку от такой обратной связи тоже будет ноль.

Правильно использовать более спокойные формулировки, например, мягко указать, что ответ был «не совсем точным» и рекомендовать вернуться к предыдущему уроку, чтобы ученик мог повторить материал и еще раз попробовать выполнить упражнение. Ученик в любом случае выполнит это задание, благодаря грамотному сценарию учебного процесса, который продумал методолог.

4. Излишняя интерактивность и анимация. Ученик не должен путаться в нереальном количестве кнопок, чтобы добраться до необходимой информации. Это не приведет ни к чему хорошему и просто оттолкнет его от курса. Схема действий должна быть максимально простой и понятной.

Элемент интерактива нужно использовать в разумных пределах. Не перестарайтесь и с анимацией. У пользователей не должно рябить в глазах от количества ярких иллюстраций. Картинки не должны отвлекать от главной задачи – усвоения материала курса.

5. Отсутствие вдохновения. Кто-то скажет, что можно и без вдохновения разрабатывать сценарии дистанционных курсов. Но лично я считаю, что без вдохновения в таком сценарии не будет огня. Хороший специалист творчески подойдет к своей задаче и вложит в проект душу.

Могут ли роль методиста выполнять руководитель онлайн-проекта, продюсер или эксперт?

Чтобы разобраться, способны ли эти люди взять на себя задачи методиста, давайте разберемся, чем занимается в проекте каждый из них.

Руководитель онлайн-школы – это человек, который управляет всеми процессами проекта и принимает отчеты о проделанной работе. Он мыслит крупными категориями, для него онлайн-школа – это бизнес, который нужно вывести на эффективные показатели и обеспечить прибыль не только себе, но и всей команде.

Руководитель не только решает административные вопросы, руководит командой, но и отвечает за конечный продукт. Он работает в плотной связке с методистом и экспертом, продумывает стратегии продвижения, предлагает эффективные механизмы заработка.

Руководитель может выполнять роль методолога, но и не только его. Также он может совмещать обязанности продюсера, маркетолога и т.д.

Подробнее о продюсере онлайн-школы читайте в отдельной статье (ссылка).

Экспертом в образовательном онлайн-проекте называют онлайн-преподавателя, спикера, автора курса. То есть это человек, который владеет необходимыми знаниями и приемами для их донесения массовой аудитории. Он делится с учениками этими знаниями и своим опытом, создает на дистанционном занятии комфортную атмосферу, отвечает на вопросы учеников в специально отведенное для этого время (чаще всего – в конце вебинара).

Эксперт работает вместе с методистом. Они планируют программу курса и продумывают онлайн-занятия.

Об обязанностях преподавателя в онлайн-школе читайте в статье (ссылка).

Одному человеку трудно будет продумать сценарий, внедрить рекламу, запустить онлайн-курс и вести вебинары. Чаще всего инфобизнесменам нанять целый штат сотрудников не позволяет ограниченный бюджет. Но для создания и запуска онлайн-школы на начальном этапе достаточно будет этих трех человек:

Добавим сюда еще технического администратора, без которого тоже онлайн-проект не будет существовать. Он работает с уже готовыми программами и сервисами и решает технические вопросы.

По мере масштабирования проекта можно будет подключать наемных сотрудников или пользоваться услугами фрилансеров для выполнения разовых задач (таргетолог, графический дизайнер, лендингист, копирайтер и т.д.)

О самых популярных профессиях в сфере EdTech читайте здесь (ссылка).

Сколько может зарабатывать методист онлайн-школы?

Методист в проекте – это, чаще всего, наемный сотрудник, который оформлен в штате по гражданско-правовому договору. По крайней мере, такими должны быть взаимоотношения с работодателем. Этот специалист не является партнером руководителя, он получает просто хорошую и стабильную заработную плату. Не нужно думать, что он зарабатывает сотни тысяч рублей в месяц.

Эта работа подходит целеустремленным людям, которые ходят получать доход, работая дома на компьютере. Как показывает анализ сайтов по поиску вакансий, такой специалист получает от 30 000 руб. в месяц. Все будет зависеть от количества задач, сложности целей и щедрости заказчика. При этом сами заказчики в первую очередь смотрят на опыт соискателя и его кейсы. Из дополнительных требований часто заказчики смотрят на навыки копирайтинга, умение продать продукт компании.


Как стать хорошим методологом образовательного онлайн-проекта

Чтобы стать хорошим методологом дистанционных курсов, нужно читать тематическую литературу, самому пройти обучение на эту специальность. А также нужно практиковаться в создании учебных сценариев, набивать руку, анализировать свои ошибки и результаты, и на основании этих данных улучшать собственные показатели.

Начните с книг по педагогическому дизайну и основам образовательной архитектуры. В этом плане можно остановиться на книге Джули Дирксена «Искусство обучать». Литературный труд этого автора подскажет, как используя ресурсы собственной памяти и внимания научиться строить учебный процесс. Книга читается на одном дыхании, так как полна ярких образов и примеров.

Выстраивая логику онлайн-курса, методист уже видит, какие стратегии он будет применять. Его ключевая задача – придумать такую модель учебного процесса, при котором ученики смогут достичь максимальных результатов, обучаясь в комфортной среде единомышленников. Даже если будет трудно, хороший специалист не откажется от работы на полпути, он будет искать разные способы – классические и нетрадиционные. Будет изучать целевую аудиторию и контекст, в котором ученики проходят обучение.

Методист должен ориентироваться в последних технологиях, выбирать лучшие сервисы, разбираться в новых трендах на рынке, чтобы создавать рабочие и эффективные онлайн-курсы.

Заключение

Методолог присутствует на протяжении всего существования онлайн-курса: начиная с его проектирования и заканчивая анализом результатов. Эта профессия входит в десятку самых востребованных на рынке EdTech.

Хороший методолог онлайн-курса создает продукт, который будет пользоваться спросом у большой аудитории и приносить доход руководителю образовательного проекта.

Я максимально подробно, насколько это позволяет формат статьи, рассказал об этом специалисте, его обязанностях, навыках и умениях. Надеюсь, информация окажется полезной не только для соискателей удаленной работы, но и для руководителей, которые ищут себе в штат такого работника. Теперь обе стороны представляют, чем занимается методолог в онлайн-проекте, и каким должен быть профессиональный разработчик сценариев курса.

— Как распределяются функции «обычного» методиста (педагогического дизайнера) и дизайнера образовательного опыта — эти роли в образовательных проектах выполняют разные люди или одни и те же? Каков вообще основной спектр задач методиста?

А в каком-то маленьком проекте может быть один методист на весь спектр задач. Он и концепцию пишет, и учебные презентации делает сам, даже без дизайнера, и целевую аудиторию изучает, составляя её портрет как маркетолог.

— И продюсирует проект, и видеоролики монтирует…

— Да-да, и монтаж роликов тоже бывает, и размещение материалов на образовательной онлайн-платформе «ручками». И действительно, даже в крупных проектах подчас очень размыта граница между сферами задач продюсеров и методистов. Это я сейчас говорю, конечно, про сегмент онлайн-образования. Просто он находится в стадии бурного развития, и в разных компаниях изначально по-разному была организована работа. В результате исторически так сложилось, что где-то от методистов ожидают одного набора навыков, где-то — другого, а единого стандартизированного подхода нет.

В сфере корпоративного образования, чтобы проектировать небольшие курсы, обычно достаточно навыков педагогического дизайнера, необязательно быть дизайнером образовательного опыта. Словом, везде разная специфика.

Недавно мы объединились с руководителями методических команд порядка десяти разных образовательных проектов из EdTech-сферы и составили «Скиллсет методиста» — это как раз попытка описать все задачи, с которыми сталкиваются методисты при разработке образовательного продукта.

Так вот, в «Скиллсете методиста» получилось 66 рабочих задач. И мы продолжаем уточнять этот список.

Конечно, это не означает, что каждый методист обязан владеть всеми компетенциями, необходимыми для этих 66 задач. Это широкий детализированный список с учётом всего, что бывает на практике.

— Если кратко свести этот огромный список конкретных задач к основным предметным областям, изучение которых полезно методисту, то что получится?

— Кроме самого проектирования образовательных программ, я бы выделила ещё пять предметных областей:

— И что, бывают в природе методисты, которые владеют сразу всеми предметными областями, которые ты перечислила? Это же работа на стыке сразу нескольких профессий!

— Конечно, знать и уметь сразу всё невозможно. В основном методисты сильны в каких-то отдельных направлениях в зависимости от своего предыдущего опыта и того, как построен их круг задач там, где они работают. А в остальное погружаются постепенно.

Но вообще, методическая работа — это поле для постоянного саморазвития, нужно быть в хорошем смысле неуёмным и очень любознательным человеком.

Кстати, многие методисты страдают синдромом самозванца. Это у нас, можно сказать, профессиональная болезнь. И связана она как раз с метапредметностью этой профессии и тем, что приходящие в неё люди обладают очень разным базовым опытом: кто-то в прошлом педагог, кто-то — психолог, кто-то маркетолог или проджект-менеджер и так далее. Один думает — вот, мне не хватает основ образовательной психологии, чтобы стать «настоящим методистом», другой переживает, что слабо знаком с принципами педагогического дизайна, и так далее. Это нормально. Тут надо просто понять, на чём сфокусироваться.

Хороший методист — скорее зануда, чем креатор

— Так и на чём же стоит фокусироваться? Что можно назвать ключевыми «хардскиллами» (главными профессиональными навыками) методиста?

Методист, общаясь с экспертом, должен разобраться в структуре предметной области (что в ней главное, а что второстепенное, как всё это взаимосвязано) и в том, через какую модель обучения её лучше подать.

Поэтому главное качество методиста — системное мышление. Критическое мышление тоже очень важно — чтобы анализировать готовые образовательные продукты, находить в них недостатки и сильные стороны.

Хотя креативность, конечно, тоже включать приходится в известных рамках. Например, чтобы придумать, как визуализировать информацию, которую трудно объяснить словами или которая тяжело воспринимается в формате текста.

— А почему креативность в «известных рамках»? Что её ограничивает?

Методист постоянно находится в условиях ограничений — и по особенностям аудитории, и по продолжительности курса, и по форматам, по техническим характеристикам системы дистанционного обучения. Но ограничения — это одновременно и отличная возможность проявить креативность.

Почему методисту полезно быть чайником

— А должен ли методист и сам быть экспертом в той предметной области, по которой он делает образовательную программу?

— Это зависит от предметной области. Невозможно сделать учебную программу по иностранному языку, совсем им не владея и не зная методологии обучения именно иностранным языкам (она особенная). И трудно создавать курсы по очень специфическим профессиональным направлениям, например, программированию, вообще ничего в них не понимая. Нужно ещё учитывать, что в некоторых предметных областях, помимо общих универсальных законов методологии, есть свои особенности обучения.

А там, где нет столь явной специфики (таких предметных областей всё-таки, наверное, больше), методисту не обязательно быть экспертом, чтобы сделать образовательный продукт.

Конечно, если хорошо разбираешься в теме, с ней проще работать. Но в целом достаточно иметь о предмете базовое представление, а дальше погружаться, задавая много вопросов эксперту.

В Skillbox, например, недавно по заказу корпоративного клиента сделали онлайн-курс по методам увеличения нефтеотдачи — конечно, методисты не были знакомы с этой предметной областью, но они много общались со специалистами.

— То есть теоретически хороший методист может сделать образовательный продукт по теме, в которой он сам чайник?

— Более того, методисту иногда даже полезно быть чайником — тогда и вопросы эксперту у него будут правильные, именно такие, как у новичков, для которых предстоит сделать курс. А вот если методист сам профи в том предмете, по которому делает курс, то ему, с одной стороны, будет проще, но, с другой стороны, он рискует попасть в классическую ловушку эксперта, то есть недостаточно раскрыть какие-то нюансы, которые ему кажутся очевидными, а новичкам неизвестны или неясны.

Какие у методистов возможности для специализации

— Как принято в крупных онлайн-школах, обучающих профессиям: методисты специализируются на конкретных направлениях?

— Как правило, да, есть распределение, причём внутри больших направлений оно может быть ещё глубже: условно говоря, на факультете дизайна кто-то работает только над курсами по диджитал-дизайну, а кто-то — только над курсами по дизайну среды. А вот в корпоративном образовании одному методисту обычно приходится работать с очень разными темами, потому что он обслуживает образовательные потребности разных специалистов.

— Какие ещё есть возможности для специализации у методистов, кроме предметно-тематических?

— Возможностей много! Можно специализироваться, например, на аудитории — обучение для детей или для взрослых, для людей «серебряного» возраста. На сфере — кому-то интересно работать в крупных онлайн-школах современных профессий, кому-то — в академической среде (в вузах ведь тоже методисты по-прежнему нужны), кому-то — с корпоративными заказчиками. На форматах — делать большие курсы, рассчитанные на несколько месяцев обучения, или, наоборот, маленькие. Да даже на методиках — можно заниматься вообще только игровым обучением, например.

И то, о чём мы уже говорили, — можно выбрать для себя определённый спектр профессиональных задач. Заниматься концептуальной работой или делать учебные материалы, сосредоточиться на дизайне образовательного опыта. Сфера большая, ролей для всех хватит.

— А бывают методисты-универсалы?

— Я бы сказала, что это методисты, которые просто ещё не определились, что им интереснее, поэтому пробуют разное. Всё равно со временем каждый, как правило, находит свою нишу.

— А в зависимости от того, работают методисты в онлайн- или офлайн-образовании, специализация есть?

— Методологически образование, обучение везде одно и то же, потому что работают одни и те же когнитивные законы. Психология, групповая динамика — в целом всё то же самое, отличается только образовательная среда. Да, это накладывает определённые особенности в том числе на методику.

Когда мы самостоятельно учимся на онлайн-платформе, этот опыт отличается от живого взаимодействия в классе с преподавателем и группой, потому что он менее иммерсивный и сама среда менее вовлекающая — гораздо легче на что-то отвлечься, больше соблазнов. Это определённый вызов и для преподавателей, и для методистов, им приходится думать, как сделать это обучение более вовлекающим.

Но всё равно я бы не стала категорично делить онлайн- и офлайн-направления, потому что всё больше появляется программ смешанного обучения, а в онлайне всё больше становится синхронного и группового взаимодействия, что уменьшает его отличия от офлайна.

При создании онлайн-курсов важно уделять внимание их качеству, а также эффективности продаж. За последнее время конкуренция стала более жёсткой. Запросы учеников растут. Сейчас всё больше внимания уделяется не только наличию нужного материала, но и правильному построению учебного процесса. В статье разбираемся, что представляет собой работа методологом, какие есть вакансии для методолога.

Где требуются методологи

Где нужны методологи

Грамотный специалист-методолог нужен практически каждой онлайн-школе. Качество обучения учеников — это визитная карточка любой организации, занимающейся образованием. В условиях всё возрастающей конкуренции это одно из основных преимуществ над соперниками. Методолог необходим на всех стадиях работы с онлайн курсами:

  1. В компаниях, которые занимаются их разработкой, нужны специалисты разного профиля. На начальном этапе нужно провести переговоры с заказчиком таким образом, чтобы прояснить его требования, привести их к структурированному и простому для понимания виду. Такая работа относится к компетенции маркетолога. В процессе разработки методолог проектирует создание эффективной образовательной среды.
  2. Технические специалисты в основном заняты реализацией его идей.
  3. В организации, которая хочет приобрести онлайн курсы, методолог определяет конкретные требования к ним на основе стратегии деятельности организации.
  4. В процессе обучения этот специалист анализирует эффективность применения и при необходимости вносит изменения в процесс обучения.
  5. На основании полученного опыта методолог участвует в совершенствовании образовательной работы, развитии методики обучения.

Этот специалист будет полезен практически на всех этапах работы с онлайн курсами.

Обязанности методолога

Задачей методолога является разработка онлайн курсов. Для этого недостаточно просто изложить информацию, нужно правильно организовать процесс обучения.

Его обязанности носят комплексный характер. Методолог должен быть и педагогом, и тестировщиком, и дизайнером, а также владеть ещё несколькими десятками специальностей на добротном, качественном уровне.

Считается, что такой специалист должен уметь следующее:

  • Изучать процесс обучения, создавать и уточнять стандарты в этой сфере, формулировать правила такой деятельности.
  • Исследовать восприятие учениками новых знаний, использовать такие знания в работе.
  • Осваивать существующие способы работы, по возможности разрабатывать новые или совершенствовать прежние.
  • Брать готовые методики и применять их к конкретным курсам.
  • Проектировать образовательную среду с целью достижения максимальной эффективности обучения.

Основные обязанности методолога

Чтобы стать методологом-профессионалом, нужно быть специалистом во всех этих областях. Основной задачей здесь является выстраивание логики процесса онлайн-обучения и придание ему определенной, наиболее эффективной структуры.

В его обязанности входит не только организация обучения, но и создание и развитие профессиональных сообществ, связанных с тематикой.

Требования к методологу

Работа методолога требуется на всех этапах обучения:

  1. До проведения обучения он занимается планированием и подробной разработкой занятий. Во время переговоров с заказчиком методолог проясняет его требования, устраняет возможные неясности.
  2. Во время обучения он наблюдает за практическим эффектом своей работы, осуществляет обратную связь
  3. После занятий вносит коррективы с учётом нового опыта, анализирует возникшие проблемы, совершенствует структуру курсов.

Работа методолога важна на всех этапах жизненного цикла онлайн курсов.

Чтобы работать в этой сфере, необходимо соответствовать следующим профессиональным требованиям:

  1. Важно хорошо знать существующие методики обучения и применять их к конкретным задачам.
  2. Обеспечить распределение ролей при создании курса и в процессе обучения.
  3. Умение общаться онлайн.
  4. Он должен знать и активно внедрять различные способы мотивации учеников к обучению.
  5. Обеспечить выбор форматов проведения обучения.
  6. Важно не просто сообщать определённые сведения, а структурировать, упрощать и визуализировать его.
  7. Методолог должен хорошо разбираться в существующих технических решениях, которые можно применять в его работе.
  8. Нужно разрабатывать домашние задания для учеников и создавать систему определения эффективности обучения.

Как определить, подходит ли человеку профессия методиста

кому подходит работа методологом

Она понравится тем, о ком можно сказать следующее:

  • при обучении всегда стремился составить качественно построенные и понятные конспекты;
  • человек много читает, старается постоянно заниматься своим развитием;
  • ему нравится создавать презентации, составлять схемы, придавать знаниям красивую, простую и наглядную форму;
  • старается понять, что именно мотивирует большинство людей учиться;
  • есть постоянная ностальгия по студенческим временам, обучению новым знаниям и навыкам;
  • усидчивость и системный подход являются основой подхода к выполнению работы или обучению;
  • есть склонность из хаоса извлекать порядок и делать его полезным для выполнения поставленной задачи.

Если ответы на большинство этих вопросов оказались положительными, то профессия методолога онлайн курсов будет удачным выбором для карьеры.

Зарплата методолога

Доход методолога может быть разным в зависимости от уровня квалификации и вида найма. Ведя переговоры о зарплате, надо учитывать следующее:

Условия найма и уровень квалификации

Вакансии методолога для курсов в чат-ботах

Для того, чтобы найти работу, нужно учитывать, что вакансии для методологов онлайн курсов могут носить различные названия. Вот несколько примеров:

  • методист;
  • педагогический дизайнер;
  • архитектор образовательного опыта;
  • разработчик онлайн курсов;
  • сценарист онлайн обучения.

Также могут использоваться другие аналогичные названия. При выборе подходящей вакансии нужно учитывать уровень предлагаемой зарплаты.

Работа методолога требует высокого уровня профессионализма. В профессии есть хорошие перспективы для карьерного развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Следите за обновлениями в соцсетях или получайте их от нашего телеграм-бота


Люблю учиться и прокачивать навыки. Могу рассказать про обучение и заработок в Телеграм. Увлекаюсь рисованием и психологией.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Ваш комментарий (необязательно):

Заполните форму и мы Вам напишем

Спасибо! Скоро мы с Вами свяжемся.

Ошибка. Попробуйте позже.

Администрация сайта https://lessondelivery.com постоянно заботится об обеспечении стандартов охраны, использования и обработки Ваших персональных данных, о защите их конфиденциальности.

С целью максимального обеспечения Ваших прав и сохранения персональных данных была разработана нижеприведённая Политика конфиденциальности, которой мы уведомляем Вас о том, каким образом будут использоваться любые Персональные данные, предоставленные Вами, или собранные от Вас.

Мы будем собирать, хранить, использовать и раскрывать персональные данные в соответствии с действующим национальным законодательством Украины, международно-правовыми актами, которые регулируют защиту персональных данных.

Пожалуйста, внимательно прочтите нашу Политику конфиденциальности (обработки персональных данных). В случае, если Вы не согласны с её положениями, пользование сайтом https://lessondelivery.com (далее по тексту – Сайт) должно быть прекращено. Если Вы продолжаете использовать Сайт, то Вы приняли все условия и положения нижеизложенной Политики конфиденциальности (обработки персональных данных).

Политика конфиденциальности (обработки персональных данных)

1. Ответственное лицо за сбор, обработку и хранение персональных данных.

1.1. Администрация сайта гарантирует сбор, обработку и хранение Ваших персональных данных в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины и международно-правовых актов.

1.2. Обеспечение безопасности персональных данных является обязательной и неотъемлемой частью деятельности LessonDelivery.

1.3. Если у Вас возникли вопросы, предложения и/или замечания касательно защиты персональных данных, обратитесь с соответствующим письмом по адресу электронной почты lessondelivery.com@gmail.com. или отправьте письмо почтой по адресу: 51600, Украина, г. Верхнеднепровск, ул. Гагарина, 29/90.

2. Персональные данные, которые LessonDelivery собирает, обрабатывает и хранит.

2.1. «Персональные данные» - любая информация, касающаяся идентифицированного физического лица. Такое лицо может быть идентифицировано прямо или косвенно, в частности, путем ссылки на идентификатор, такой как имя, фамилия, IP-адрес, а также один или более других факторов, характерных для физической, физиологической, генетической, психической, экономической, культурной или социальной идентичности этого физического лица.

2.2. LessonDelivery может получать и использовать следующие данные:

2.2.1. Информация об устройстве (компьютер, планшет, смартфон) и деятельности пользователя, к которой относятся:

− Параметры и настройки: часовой пояс, язык и размер символа.

− Техническая информация: тип устройства, название и версия операционной системы, производитель устройства, информация о браузере (тип, версия), разрешение экрана.

− Грубая географическая информация: географическое положение (данные о местонахождении), полученное с IP-адреса.

2.2.2. Данные трафика, включающие следующие компоненты:

− Информация об использовании Сайта: временная метка, URL посещаемой страницы, URL последней посещенной страницы перед посещением Сайта и его страниц, Файлы Сookies.

− История взаимодействия с Сайтом и его страницами: просмотренные страницы; время, проведенное на странице; переход по клику; данные по потоковому каналу; осуществленные запросы; история поиска; выбранные результаты поиска; сделанные замечания, тип запрашиваемой услуги.

2.2.3. Персональные данные, которые собираются на основании заполнения пользователем форм/анкет Сайта, либо путем подачи запроса, ведения переписки, заключения договоров и вследствие другого индивидуализированного взаимодействия пользователя с LessonDelivery и физическим лицом-предпринимателем Лапенко Е. В.

В зависимости от обстоятельств информация может включать:

− Любую переписку, которая создается на основании Вашего обращения в LessonDelivery и к физическому лицу-предпринимателю Лапенко Е. В.

− Фамилию имя отчество.

− Контактный номер телефона.

− Адрес электронной почты (e-mail).

− Информацию об используемом браузере.

− Другие данные, необходимые для выполнения LessonDelivery и физическим лицом-предпринимателем Лапенко Е. В. обязательств, предусмотренных договорными правоотношениями и требованиями действующего законодательства.

2.3. Передача данных и сообщений по электронной почте через Интернет, как правило, не зашифрована, и поэтому она не защищена от доступа третьих лиц. Когда вы обращаетесь к LessonDelivery и физическому лицу-предпринимателю Лапенко Е. В. по электронной почте, конфиденциальность предоставленной информации не может быть гарантирована во время её передачи. Поэтому, мы рекомендуем направлять конфиденциальную информацию исключительно каналами почтовой связи.

2.4. LessonDelivery и физическое лицо-предпринимателю Лапенко Е. В. имеет право использовать адрес электронной почты и контактный номер телефона для направления рекламной информации об услугах LessonDelivery. Пользователь может в любой момент отказаться от такой рассылки в порядке, предусмотренном п. 4.1.6. данной Политики конфиденциальности.

2.5. Сайте применяется анонимность IP-адресов Google Analytics. Данная функция была разработана Google с целью соответствия сайта правилам и требованиям конфиденциальности, в частности с целью обеспечения хранения исключительно фрагмента IP-адреса.

Такая анонимизация или маскировка IP-адреса происходит с момента поступления IP-адреса в сеть сбора данных Google Analytics и осуществляется до тех пор, пока данные не будут сохранены или обработаны.

С более подробной информацией об анонимности IP-адреса Вы можете ознакомиться по ссылке: https://support.google.com/analytics/answer/2763052?hl=ru.

3. Цели обработки Персональных данных.

3.1. Персональную информацию пользователей LessonDelivery обрабатывает со следующей целью:

3.1.1. Идентификации пользователя на Сайте.

3.1.2. Установления и поддержания связи между пользователем и LessonDelivery, консультирования по вопросам предоставления услуг.

3.1.3. Выполнения LessonDelivery и физическим лицом-предпринимателем Лапенко Е. В. обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными между пользователем и ФЛП Лапенко Е. В.

3.1.4. Направления пользователю сообщений рекламного характера; таргетирования рекламных материалов.

3.1.5. Проведения статистических и иных исследований на основе обезличенных данных.

3.1.6. Оптимизации маркетинговых решений LessonDelivery.

3.1.7. Анализа качества Сайта и его отдельных текстовых, графических и функциональных элементов.

4. Права пользователей Сайта.

4.1. К правам пользователей Сайта принадлежат следующие:

4.1.1. Запрашивать информацию о том, какие данные хранятся о Вас в порядке, предусмотренном действующим законодательством Украины.

4.1.2. Требовать исправления, удаления и ограничения обработки (блокировки) Ваших персональных данных, если это является юридически допустимым и возможным в рамках существующих договорных правоотношений и технических возможностей LessonDelivery и физического лица-предпринимателя Лапенко Е. В.

4.1.3. Обратиться в порядке, предусмотренном п. 1.3 данной Политики конфиденциальности и действующим законодательством, к назначенному лицу по защите персональных данных – Лапенко Е. В.

4.1.4. Передавать персональные данные на основании выраженного согласия или договорных правоотношений с физическим лицом-предпринимателем Лапенко Е. В. в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящей Политики конфиденциальности.

4.1.5. Отменить и отозвать согласие на обработку персональных данных в любое время. Отзыв согласия не влияет на законность обработки путем предоставления согласия до его отмены.

4.1.6. Отказаться от рекламной рассылки путем направления письма в произвольной форме на адрес, указанный в п. 4.2. данной Политики конфиденциальности, или путем использования процедуры отказа от рассылки, указанной в конце рекламного письма.

4.2. Для того, чтобы воспользоваться своими правами, отправьте письмо по адресу электронной почты lessondelivery.com@gmail.com или отправьте письмо почтой по адресу: 51600, Украина, г. Верхнеднепровск, ул. Гагарина, 29/90.

5. Гарантии и ответственность пользователей Сайта.

5.1. Вы заявляете и гарантируете, что имеете право передавать персональные данные LessonDelivery и физическому лицу-предпринимателю Лапенко Е. В. с целью получения услуг; и что Вы несете полную ответственность за получение всех необходимых разрешений от третьих лиц до передачи их персональных данных

5.2. Вы не можете предоставлять LessonDelivery и физическому лицу-предпринимателю Лапенко Е. В. любые персональные данные или иную информацию, содержащую личные данные третьих лиц, пока Вы не получите от них необходимого согласия или разрешения на такие действия.

5.3. Вы несете персональную ответственность за то, чтобы все третьи лица, до предоставления согласия или разрешения на использование Вами их персональных данных, были ознакомлены и приняли условия данной политики.

5.4. Вы соглашаетесь возместить LessonDelivery и физическому лицу-предпринимателю Лапенко Е. В. разумные расходы, связанные с урегулированием любых претензий, которые будут предъявлены третьими лицами в связи с несанкционированным доступом, случайной утратой, повреждением или раскрытием персональных данных этих лиц, в случае если такие претензии будут связаны с совершением Вами действий, нарушающих положения данной Политики конфиденциальности и норм действующего законодательства Украины.

6. Порядок раскрытия персональных данных третьим лицам.

6.1. Ваши данные могут быть переданы третьим лицам исключительно при наличии предоставленного Вами согласия, либо при наличии правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством Украины.

6.2. LessonDelivery и физическое лицо-предприниматель Лапенко Е. В. могут передавать третьим лицам обезличенные статистические данные для проведения исследований, выполнения работ или оказания услуг по поручению LessonDelivery и физического лица-предпринимателя Лапенко Е. В.

6.3. Внешние поставщики услуг, которые обрабатывают данные для LessonDelivery и физического лица-предпринимателя Лапенко Е. В., тщательно подбираются нами и действуют в соответствии с нормами действующего законодательства и наших инструкций, которые обеспечиваются строгими контрактными правилами, техническими и организационными мерами и дополнительным контролем.

6.4. Трансграничная передача персональных данных не производится при отсутствии надлежащих гарантий их сохранности.

7. Использование Cookies.

7.1. На Сайте используются Cookies. «Cookies» - это небольшие текстовые файлы в которых можно хранить персональные данные.

7.2. Оповещение о защите персональных данных размещено на Сайте с целью обеспечить полную информацию об их сборе и обработке, предоставить Вам возможность принять обоснованное решение о целесообразности отключения файлов Cookies, если только они или их использование не являются абсолютно необходимыми для технического функционирования Сайта.

7.3. Мы информируем Вас о типе и объеме использования Cookies на Сайте, функционирование которого обычно является возможным без использования таких файлов, за исключением, когда они не используются для функциональных технических целей.

7.4. Вы можете запретить отслеживание файлов Cookies, изменив настройки браузера или предотвращая сохранение файлов Cookies третьими сторонами.

Ниже приведены ссылки на процедуру отключения файлов Cookies в наиболее распространенных и используемых браузерах:

Методологи в области бухгалтерского учета суть специалисты, которые на основании поставленных задач формулируют правила функционирования ИСУ. Сама по себе ИСУ, в ее компьютерном варианте, функционировать не может - она творение рук человеческих. Естественно, установление правил игры не имеет ничего общего с регистрацией информации, чем занимаются бухгалтеры-машинистки, и с организацией бухгалтерского процесса - уделом бухгалтеров-администраторов.  [1]

Управление методологам налогообложения юридических лиц на запрос о правильности уменьшения отдельными налогоплательщиками облагаемой прибыли на величину убытка от ликвидации основных средств сообщает следующее.  [2]

Но некоторые методологи науки ( в особенности Джон Серл, чей мысленный эксперимент со знаменитой китайской комнатой Пенроуз очень подробно разбирает в одной из глав) с этим решительно не согласны. В их представлении компьютер по существу ничем не отличается от обычных механических калькуляторов, в которых арифметические действия выполняются посредством колесиков, рычажков или иных приспособлений, позволяющих передавать сигналы. За основу компьютера с таким же успехом можно взять, например, маленькие перекатывающиеся шарики или текущую по системе труб воду. Поскольку электричество движется по проводам быстрее, чем любая иная форма энергии ( за исключением света), электрические устройства могут оперировать символами с большей скоростью, что позволяет им выполнять чрезвычайно громоздкие и сложные задачи. Но осознает ли компьютер свои действия в большей мере, чем это доступно обычным деревянным счетам. Сегодня компьютеры могут играть в шахматы на уровне гроссмейстеров. Но понимают ли они эту игру лучше, чем машина для крестиков-ноликов, собранная группой компьютерных хакеров из поломанных игрушек.  [3]

Привлекает внимание методологов и проблема отсутствия ответа в социологическом опросе, содержательный и методический смысл этого явления.  [4]

Марселей Бертло как методолог и историк науки.  [5]

Появилась даже новая профессия - методологи : это программисты, которые изучают и разрабатываю. Часто в литературе можно встретить статьи, посвященные описанию нового метода программирования.  [6]

Виднейший его представитель - французский математик и методолог науки А. Анализируя факт существования в науке ряда геометрий - евклидовой, Лобачевского, Римана, А. Пуанкаре пришел к выводу, что геометрические аксиомы не являются ни синтетическими априорными суждениями, ни опытными фактами.  [7]

Консультант по управлению, в отличие от методолога , игротехника, фасилитатора, должен вместе с клиентом ( в данном случае - с группой) обеспечить практический продукт: найти решение проблемы. Поэтому он не может позволить себе сказать в конце работы: вот то, что вы наработали.  [8]

Эти положения, по нашему мнению, неправильны методологи - чески и в ряде случаев не согласуются с экспериментальными дан-ь-ыми, полученными в последнее время.  [9]

Милль, ибо идущее от последнего убеждение большинства методологов в необходимости различать предварительные гипотезы и доказанные теории, которые в конечном счете обязательно приходят на смену гипотезам, ошибочно и только приводит к множеству совершенно лишних трудностей [ 6, № 10, с.  [10]

Осознание узости подобного подхода к организации науки получило отражение в работах методологов науки , однако не было воспринято в качестве актуальной проблемы. В частности, Н.Ф. Овчинников [56] указал, что человечество совершает переход к новому способу мышления и образу жизни в силу того, что развитые им средства деятельности и вместе с тем присущие ему средства восприятия мира природного и мира человеческого становятся предметом интереса и изучения, что представляет собой феномен адверсии ( от лат.  [11]

В работе изложены принципы организации бухгалтерского учета, предлагаются различные подходы к нерешенным методолог нческнм вопросам. Приводятся заполненные образны документов и ученных регистров, используемыр в текущем учете в целях обеспечен и г - сохранности ценностей, усиления контроля за тет - костью и своевременностью расчетов с предприятиями, оргйнн.  [12]

Рассмотренные отдельные расчеты экономической целесообразности затрат на автоматизированную обработку данных приведены для выявления лишь методологи ческих особенностей . Прежде всего в отдельных случаях учитывается динамизм получаемого эффекта. Это означает, что прибыль от автоматизации обработки данных образуется не сразу в полной мере, а постепенно, по мере освоения системы. Такая особенность порождается определяющей ролью человеческого фактора в системе управления и управляемой системе.  [13]

Структура машинной графики в данной постановке и структура дизайнерского композиционно-графического формообразования оказываются сходными по своей методологи . Деятельность проектировщика в том и другом случае выступает как системно-композиционная.  [14]

Ввиду действия бухгалтерского законодательства, зачастую регламентирующего не результат, а процесс получения результата, методологам приходится действовать в условиях ограниченных возможностей. По этой причине их работа часто незаметна, а сами специалисты весьма малочисленны. Тем не менее, именно представители этой специализации, определяющие лицо учета, являются наиболее истинными из всех бухгалтеров.  [15]

Статья подготовлена по материалам выступления начальника Управления методологии АКБ "Форум" (http://forum.ua) Севрук Леси Леонидовны на семинаре "Практика управления банковскими продуктами и процессами".

1. Понятия и возможности методологии

Методология – это:

1) Система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение про эту систему.

2) Учение о структуре, логичной организации, методах и средствах деятельности.

3) Учение о научном методе познания и изменения мира или о методах, которые используются в отдельных науках.

Методолог – лицо, которое занимается изучением и разработкой принципов формирования методов, и которое разрабатывает методы и технологии их использования.

Методология – учение про организацию деятельности.

Методология в банках – деятельность одной или нескольких групп работников банка, направленная на создание методов, принципов и способов логической организации деятельности банка, учитывая законодательные требования относительно организации и осуществления деятельности банка, возможностей практической и продуктивной деятельности банка.

Продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на получение объективного или субъективного нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, как правило, направлена на получение объективно нового результата. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно-новый, так и на субъективно новый (для этого специалист или для этой организации) результат.

  • упорядочить деятельность организации в целостную систему с четко определенными характеристиками (логической и временной структурой);
  • обеспечить стандартные и необходимые нормы деятельности, а также принципы поведения в организации, путем их фиксирования и регламентации;
  • анализировать эффективность выполнения установленных норм всей системы на основании анализа деятельности одного или нескольких структурных единиц этой системы;
  • выявление "лишних" или "ненужных" действий;
  • оптимизация деятельности.

2. Подходы к организации методологии в банке

Различают 2 подхода организации методологии в банке: централизованный и децентрализованный.

  • установление общих для всех пользователей правил и методов;
  • уменьшение человеческого фактора во время разработки методологом правил и процедур, которые будут утверждаться, в части единого стиля предоставления информации;
  • возможность централизованно контролировать методологическую деятельность банка и вести единую политику такой деятельности;
  • методологи, как правило, имеют широкопрофильные общие знания про деятельность банка и владеют информацией о порядке и особенностях выполнения определенных процедур в банке с начала и до конца, учитывая взаимодействия разных структурных подразделений / бизнесов;
  • наличие общей внутренней нормативной базы;
  • наличие непредвзятой и незаинтересованной стороны в решении конфликтов между службами / бизнесами.
  • быстрое реагирование на необходимость внедрения новых или смены существующих процедур;
  • возможность очень детального описания процедур деятельности соответственного структурного подразделения / бизнеса;
  • быстрое завершение проектных работ (тестирование установленных правил и процедур, их согласование и утверждение);
  • методологи, как правило, знают узкую специфику деятельности соответственного структурного подразделения / бизнеса.
  • процесс внедрения новых правил /процедур или смены существующих требует больше времени;
  • как правило, больше внимания уделяется описанию общих правил и процедур, чем описанию мелких действий и процессов;
  • отсутствие широкопрофильных специалистов на рынке труда;
  • необходимость "выращивания в банке" исполнителей, что занимает значительную часть времени;
  • наличие очень большого объема информации, которую необходимо уметь структурировать и использовать.
  • правила и методы разных структурных подразделений методологии могут отличаться;
  • большая угроза человеческого фактора в части наличия разных стилей предоставления информации;
  • описание процедур и правил не в целом, а частично или "вырвано";
  • наличие неописанных и несогласованных процедур в части взаимоотношений между разными структурными подразделениями банка;
  • большая угроза возникновения конфликтов в процессе определения общих правил/процедур и их согласования;
  • отсутствие общей нормативной базы;
  • отсутствие ответственных (или лишь формальная ответственность) по общим правилам / процедурами.

3. Основные принципы организации, задания и функции отдела методологии в зависимости от подхода

Основные принципы создания отдела методологии:

  • Определение руководством банка места и значения (необходимость и объем) для банка стандартизации и формализации деятельности. В зависимости от этого будут определены главные задачи и цели создания структурного подразделения методологии.
  • Определение цели создания отдела методологии.
  • Определение основной задачи (главных задач) отдела методологии.
  • Определение организационной структуры подразделения методологии.
  • Наличие кадрового потенциала в банке или на рынке труда.

Цель создания структурного подразделения методологии зависит от того, какое место руководство банка выделяет для стандартизации и формализации деятельности банка.

Например, целью создания может быть:

  • ведение внутренней нормативной и методологической базы банка (разработка и/или рассмотрение проектов внутренних нормативных документов, их актуализация и структурирование, определение стандартов и политики формирования внутренней нормативной базы; политика организации бизнес-процессов в банке);
  • мониторинг нормативно-правовой базы банковской деятельности и внесение изменений во внутреннюю нормативную базу (актуализация внутренней нормативной базы);
  • анализ соблюдения установленных правил и соответствующий контроль.

Главная задача структурного подразделения методологии зависит от того, какое место руководство банка выделяет для стандартизации и формализации деятельности этого банка и от цели создания этого структурного подразделения.

Организационная структура – формируется в зависимости от объема работ и возложенных на подразделение функций с учетом подходов к организации методологии (централизованного, децентрализованного).

Кадровый потенциал – формируется в зависимости от выбранного банком подхода по организации методологии (централизованного, де централизованного).

Задачи и функции:

1. Введение политики нормотворческой деятельности в банке (как правило осуществляется только при централизованном подходе):

  • определение основных принципов и механизмов деятельности банка в процессе формирования и ведения внутренней нормативной базы;
  • определение политики банка в части разработки нормативных документов, ее улучшения.

2. Ведение внутренней нормативной базы банка (в том числе и базы бизнес-процессов):

  • анализ изменений нормативной базы, касающейся банковской деятельности;
  • участие в разработке и механизме внедрения и учета банковских продуктов, операций/услуг;
  • участие в рабочих группах, деятельность которых касается внутренней нормативной базы;
  • предоставление разъяснений и консультаций работникам банка по вопросам, которые касаются формирования внутренней нормативной базы или по проведению отдельных операций/услуг.

3. Анализ соблюдения установленных правил и контроль за их выполнением:

  • установление порядка проведения анализа, принципов и показателей анализа;
  • определение методов контроля и порядок использования полученных результатов.

4. Взаимоотношения отдела методологии с подразделениями банка

4.1 Суть взаимоотношений

Взаимоотношения структурного подразделения методологии с другими подразделениями банка по вопросам:

  • согласование/доведение до исполнения установленной политики разработки нормотворческой деятельности;
  • разработка внутренних нормативных документов (далее – ВНД);
  • согласование ВНД;
  • утверждение и доведение до исполнения;
  • организация и контроль за выполнением требований ВНД.

Организация контактов и совместной работы:

  • Организация рабочих групп.
  • Организация контактов в рабочем порядке.
  • Решение вопросов на заседаниях коллегиального органа (например, технологический комитет).

4.2 Принципы проектного менеджмента в работе структурного подразделения методологии

Понятие Проектного офиса для банка можно определить таким образом:

Проектный офис – рабочая группа, которая создается из сотрудников банка для разработки и внедрения ВНД с обязательным фиксированием основных параметров.

Основные параметры, которые можно зафиксировать в уставе проекта:

  • начало/конец проекта во временных или действующих параметрах;
  • определение четких границ каждого этапа проекта (распределение документа на части/разделы/главы);
  • ответственный (один!) за выполнение каждого этапа (разработка определенной части /раздела/главы);
  • ответственность за выполнение порученных заданий в установленные сроки;
  • ответственность за качество выполненных заданий;
  • определение честной взаимосвязи с другими структурными подразделениями (ответственными лицами) в процессе реализации продукта;
  • определение ответственного за сопровождение разработанного ВНД.

Основные ошибки, возникающие в процессе работы с другими структурными подразделениями:

  • отсутствие регистрации проектов ВНД, которые планируется проводить;
  • отсутствие обратного контакта с/между структурными подразделениями, которые совместно работают над проектом ВНД;
  • отсутствие в структурном подразделении методологии четкого плана работы на период (как правило, квартал);
  • наличие нескольких ответственных (без определения конкретного ответственного за конкретную часть работы) за отдельный этап работы;
  • отсутствие практики корректировки следующих сроков, в случае невыполнения (по каким-либо причинам) предыдущих сроков;
  • отсутствие заинтересованности ответственных лиц структурного подразделения в выполнении неосновных обязанностей;
  • отсутствие фиксирования этапов работы в письменном виде;
  • отсутствие контроля выполнения плана.

5. Организация работы над документами

Основные этапы работы:

  • определение сути необходимого проекта ВНД (что именно должно найти отображение в проекте);
  • определение состава рабочей группы и утверждение устава проекта;
  • составление/написание проекта ВНД ответственным сотрудником, определенным в уставе как менеджер-разработчик;
  • рассмотрение проекта ВНД структурным подразделением методологии (предоставление предложений/замечаний/возврат на доработку);
    ! Работа над проектом не должна выходить за рамки утвержденного плана, или план должен быть откорректированным (например, в случае необходимости неотложного начала работы над проектом, которого нет в плане или которым заменяется запланированный документ). Иначе работа будет выполняться внепланово.
  • рассмотрение проекта ВНД другими профильными структурными подразделениями (предложения/замечания);
    Как правило, предложения и замечания собирает подразделение методологии.
  • доработка проекта ВНД с учетом предоставленных предложений/замечаний структурным подразделением методологии совместно с менеджером-разработчиком.
    В случае необходимости проводится повторное рассмотрение проекта ВНД.
  • предоставление проекта ВНД на подпись ответственным лицам банка;
  • утверждение ВНД и доведение его структурными подразделениям/ответственным лицам;
  • организация сопровождения утвержденного ВНД;
  • организация контроля за исполнением требований утвержденного ВНД.

Контрольные точки во время работы над проектом ВНД:

  • Начало работы над проектом ВНД менеджером-разработчиком.
  • Передача проекта структурному подразделению методологии.
  • Начало работы над проектом структурным подразделением методологии.
  • Предоставление проекта на рассмотрение профильным структурным подразделениям.
  • Предоставление проекта на подпись.
  • Доведение утвержденного проекта до ответственных структурных подразделений/ответственных лиц.

Некоторые параметры, которые можно зафиксировать в уставе проекта:

  • определение четких границ каждого этапа проекта (распределение документа на части/разделы/главы);
  • ответственный (один!) за выполнение каждого этапа (разработка определенной части/раздела/главы);
  • ответственность за выполнение возложенных заданий в установленные сроки, ответственность за качество выполнения задания (возможно материальная);
  • определение ответственного за сопровождение разработанного ВНД.

6. Организация работы с портфелем проектов

Портфель проектов ВНД – совокупность проектов ВНД, с которыми работает структурное подразделение методологии. Проект ВНД считается в составе проектов ВНД с момента его поступления и до момента его утверждения или принятия соответствующего решения о прекращении работы над этим проектом.

Структурное подразделение методологии выполняет управление портфелем проектов ВНД, что включает в себя:

  • идентификацию проектов;
  • определение приоритетов проектов;
  • оперативное управление проектами.

Различают необходимый и возможный портфель проектов:

  • Необходимым считается портфель, который состоит с основных проектов ВНД, разработка над которыми будет выполняться в части создания нового ВНД или полной актуализации существующего ВНД и если такие проекты имеют существенное значение в деятельности банка.
  • Возможным считается портфель, который состоит из всех проектов ВНД, которые находятся в работе структурного подразделения методологии.

План работы структурного подразделения методологии должен в первую очередь включать в себя проекты ВНД, которые относятся к необходимому портфелю проектов.

При централизованном подходе формирование портфеля осуществляется по всем проектам, которые возникают в системе банка, что позволяет выполнять целостный контроль за разработкой нормативных документов в банке и регулировать количество действующих ВНД и их структуру/иерархию.

При децентрализованном подходе существует несколько портфелей, которые, как правило, существуют автономно. Это позволяет более гибко управлять ими, но есть риск возникновения большой численности неструктурированных ВНД и наличия нескольких разных по форме и сути баз ВНД.

Введение четкой формы регистрации проектов ВНД и отображения в этой форме необходимых для структурного подразделения методологии контрольных точек при работе над проектом ВНД, а также ведение такого реестра в режиме on-line позволяет выполнять качественный оперативный контроль.

Читайте также: