Профессия писатель где учиться какие предметы сдавать

Опубликовано: 26.09.2024

Людей, создающих литературные художественные произведения, называют писателями. В силу специфики работы освоить данную специальность без определенных навыков и качеств не получится, ведь писатель – профессия творческая, заставляющая ее представителя много думать и фантазировать. Поэтому о том, как и где получить соответствующее образование, мы сегодня и поговорим.

Писатель (профессия)

Кто такой писатель: что нужно знать о профессии?

Писатель – это профессионально обученный человек, основной род деятельности которого – создание литературно-художественных произведений. Кроме того, писатель может работать над публицистическими, научно-популярными произведениями. В зависимости от того, чем именно занимается представитель профессии, ее делят на несколько разновидностей:

  • прозаик;
  • беллетрист;
  • мемуарист;
  • публицист;
  • технический писатель.

Писатель – это профессия, с одной стороны, молодая, а с другой – уходящая корнями в глубокую древность. Молодая она потому, что обучать в образовательных организациях этой специальности стали только в ХХ веке. А древняя потому, что художественную литературу начали создавать много тысяч лет назад, однако профессионально этому никого не учили. Если человек обладал талантом, позволяющим ему писать книги, он просто начинал их писать, не проходя при этом абсолютно никакого обучения. Например, великие русские классики, такие, как Пушкин или Гоголь, не получили никакого образования, связанного с писательством. Для них это была не профессией, а своеобразным хобби. Однако те, кто зарабатывал творчеством на хлеб (например, Достоевский), тоже не учились этому специально.

Первые литературные произведения были написаны в Древнем Вавилоне и Древней Индии. Это были полурелигиозные мифические эпосы, зафиксированные на глиняных или деревянных табличках. К ним относят вавилонское «Сказание о Гильгамеше» и индийскую «Рамаяну».

Художественные книги в том виде, в котором мы встречаем их по сей день, возникли в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Один из первых, кто начал их создавать, был легендарный поэт Гомер. Правда, он их не писал, а рассказывал. Перенесли на бумагу его произведения другие люди. Позже в Риме появились такие писатели, как Луций Апулей и Гай Петроний, создавшие одни из первых в мире прозаические художественные романы, оказавшие влияние на всю мировую литературу, а также писатели-биографы, например, Светоний.

В Средние века художественные произведения почти не создавались. Это было связано с запретом церкви на многие светские развлечения. Однако в XV-XVI веках, с началом Эпохи возрождения, литературное мастерство вновь стало востребовано.

Задачи и обязанности

Представители профессии редко работают по найму, поэтому четко определенных обязанностей и должностного регламента у них нет. Однако они, как правило, выполняют следующие функции:

  • создают художественное, публицистическое или иное литературное произведение;
  • соблюдают сроки создания таких произведений, установленные издательством;
  • обеспечивают передачу готового материала издательству для выпуска в печать;
  • передают издателю материал надлежащего качества и в надлежащем виде.

Работа и зарплата

Сказать что-либо определенное об уровне заработка писателя не приходится. Дело в том, что представители профессии работают не по найму, а по контракту на написание одной или нескольких книг с издательством. Вознаграждение при этом определяется в каждом случае индивидуально. Для начинающих писателей гонорар за одну книгу составляет в среднем 100 000 – 300 000 рублей. Если учесть, что книга может писаться от нескольких месяцев до нескольких лет, это немного. Именитые писатели зарабатывают гораздо больше. Их доход за одно произведение может достигать нескольких миллионов рублей. Например, Виктор Пелевин получает за каждый свой роман один миллион долларов. Однако такое вознаграждение доступно лишь маститым литераторам, имеющим вес в творческом сообществе.

Что касается поиска работы, то здесь все очень неоднозначно. Постоянных ставок писателей (за исключением, пожалуй, технических) не существует, а для того, чтобы начать издаваться, нужно до этого публиковать свои произведения в различных журналах, альманахах, зачастую совершенно бесплатно. Найти издателя, который захочет сотрудничать с молодым литератором, крайне непросто.

Плюсы и минусы профессии

Вот основные преимущества профессии:

  • творческий характер деятельности;
  • при наличии широкой аудитории – высокий доход.

А это – ее недостатки:

  • сложность поиска работы;
  • небольшие гонорары в начале творческого пути.

Как стать писателем?

Какие навыки нужны?

Вот какие навыки потребуются для работы представителю профессии.

  • Хорошее воображение. Чтобы писать литературные произведения, нужно постоянно что-то выдумывать. Поэтому писателю нужно очень хорошее воображение, фантазия и умение создавать вымышленные истории и персонажей.
  • Хорошее владение родным языком. Выдумать сюжет и его героев – это полдела. Надо еще красиво изложить его на бумаге. Для этого писатель должен очень хорошо владеть родным языком и уметь выражать свои мысли, при этом придавая им необходимый эмоциональный оттенок, чтобы вовлечь читателя в свое произведение и заставить его сопереживать его персонажам.
  • Терпение. Написание книги, особенно если она достаточно большая – процесс, требующий недюжинного терпения. Важно, чтобы у представителя профессии хватило сил не бросить начатое на полпути.
  • Умение вести переговоры и отстаивать свою точку зрения. На первый взгляд кажется, что этот навык писателю совершенно ни к чему. Однако это не так. Ведь чтобы убедить издательство заключить с ним контракт, специалист должен быть достаточно коммуникабельным и уметь приводить свои доводы.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы освоить профессию, необходимо филологическое или лингвистическое образование. Получить его можно в высшем или среднем специальном учебном заведении. Кроме того, существуют особые курсы для начинающих писателей, которые помогут обучиться мастерству создания литературных и публицистических произведений или усовершенствовать его.

Что нужно сдавать?

Вот какие предметы понадобится сдать на ЕГЭ для поступления в ВУЗ:

  • математика;
  • русский язык;
  • история;
  • литература.

Кроме результатов ЕГЭ в большинстве ВУЗов от абитуриентов требуют написать сочинение.

Чтобы учиться в ССУЗе необходимо сдать только два экзамена: русский язык и математику. Однако поступающему тоже может потребоваться написать литературную работу.

А для обучения на курсах не придется сдавать ничего: достаточно оплатить обучение.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

В среднем специальном учебном заведении срок обучения после одиннадцатого класса составляет два года и десять месяцев, а после девятого – на год больше.

Возможно ли дистанционное обучение?

Сегодня есть множество литературных курсов, которые проводятся дистанционно, посредством видеосвязи. Объем и качество знаний, которые на них дают, ничем не уступают тем, которые получают ученики, обучающиеся по традиционным программам.

Где учиться на писателя?

ВУЗы и академии

Вот пятерка московских ВУЗов, где можно получить филологическое образование, которое позволит стать писателем.

  • Высшая школа экономики. Стоимость годичного обучения в этом ВУЗе составляет 400 000 рублей.
  • Российский государственный гуманитарный университет. Один год программы этого ВУЗа обойдется в 192 400 рублей.
  • Московский городской педагогический университет. Цена года учебы равна 229 000 рублей.
  • Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Стоимость двенадцатимесячной учебы здесь составляет 190 000 рублей.
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Цена обучения – 350 500 рубле за один год.

Ниже приведены аналогичные учебные заведения Санкт-Петербурга.

  • Санкт-Петербургский государственный университет. Цена за один год учебы в ВУЗе составляет 291 000 рублей.
  • Российский государственный гидрометеорологический университет. Стоимость двух семестров обучения – 98 900 рублей.
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Год обучения в этом ВУЗе будет стоить 72 500 рублей.
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Стоимость обучения равняется 60 000 рублей в год.
  • Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Чтобы учиться здесь, придется заплатить 80 000 рублей за один год обучения.

Колледжи и техникумы

Получить образование в области филологии и лингвистики можно и в ССУЗе. Вот наиболее востребованные московские ССУЗы, готовящие специалистов в этом направлении.

  • Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова. Цена годичного образования здесь составляет 39 000 рублей.
  • Колледж Российского государственного социального университета. За один год учебы необходимо заплатить 80 000 рублей.
  • Колледж (факультет среднего профессионального образования) Московского финансово-юридического университета. Стоимость года обучения в этом ССУЗе составляет 44 000 рублей.
  • Киноколледж № 40 «Московская международная киношкола». За двенадцатимесячное обучение студенту потребуется перечислить администрации ССУЗа 119 900 рублей.
  • Московский многопрофильный техникум имени Л. Б. Красина. Стоимость обучения – 60 000 рублей в год.

А это похожие техникумы и колледжи северной столицы.

  • Колледж управления и экономики «Александровский лицей». Стоимость двенадцати месяцев учебы составляет 46 000 рублей.
  • Академия управления городской средой, градостроительства и печати. За годичное обучение в колледже нужно заплатить 31 000 рублей.
  • Петровский колледж. Цена за год обучения составляет 42 300 рублей.
  • Охтинский колледж. Стоимость обучения на протяжении одного года равна 28 000 рублей.
  • Колледж «Красносельский». Годичное обучение здесь потребует оплаты размером в 34 000 рублей.

Все приведенные ССУЗы финансируются государством и дают возможность учиться бесплатно. Срок обучения в них составляет два года и десять месяцев при поступлении после одиннадцатого класса и на один год больше, если поступать после девятого.

Курсы и тренинги

Вот какие курсы писателей можно посетить в Москве.

  • Литературная мастерская «Creative Writing School». Цена – 16 000, срок – три месяца.
  • Школа Артема Горбунова. Стоимость – 40 000, продолжительность – два месяца.
  • Курсы «Пунктум». Цена – 25 000, время – один месяц.
  • Учебный центр «Free Publicity School». Стоимость – 10 000, время – две недели.
  • Курсы при Интернациональном союзе писателей. Цена – 71 100, срок – три месяца.

Окончить писательские курсы можно и в Санкт-Петербурге.

  • Курсы «Мастер текста» при издательстве «Астрель». Стоимость – 17 500, время – один месяц.
  • «Школа творческих профессий». Цена – 20 000, продолжительность – два месяца.
  • Школа писателя «Пиши.про». Стоимость – бесплатно, срок – одна неделя.
  • Литературная мастерская Андрея Аствацатурова. Стоимость – 28 000, длительность – четыре недели.
  • Мастерская Майи Кучерской. Стоимость – 16 000, время – один месяц.

Писатель – интересная профессия, требующая творческого подхода и хорошей фантазии, а также высокого уровня владения родным языком и умения выражать свои мысли. Освоить ее можно в ВУЗе, ССУЗе или на особых писательских курсах. Однако у человека, овладевшего этой специальностью, могут быть некоторые проблемы с трудоустройством.

Где выучиться на писателя? И нужно ли вообще получать такую профессию? Ведь чтобы стать востребованным автором совсем не обязательно иметь диплом. Прозу и поэзию успешно сочиняют люди самых разных специализаций, зачастую не имеющих никакого отношения к литературе. Но запись в резюме об образовании, связанном с написанием текстов, поможет получить схожую работу. А она пригодится, если с публикациями книжек пока не ладится. Где в нашей стране учиться на писателя, вы узнаете из материала KnigaStudio.ru.


Полезная профессия

Чтобы писать хорошие романы, рассказы и стихи не нужно иметь никакой специальной квалификации. Издателей и читателей совершенно не интересует, что окончил литератор, и есть ли у него вообще высшее образование. Однако для самого прозаика или поэта, только начинающего свой путь к славе, учеба в университете либо на литкурсах будет весьма полезна.

Многое из того, что вы почерпнете на лекциях и семинарах, пригодится в писательском ремесле. Будущему автору помогут приобрести и развить профессиональные навыки:

  • повысить грамотность;
  • овладеть техникой слова;
  • научиться работать с текстом (оттачивать стиль, правильно формировать структуру и др.);
  • расширить кругозор и т.д.

Конечно, полученные знания не гарантируют, что вы непременно будете создавать шедевры один за другим. В конце концов, таланту и воображению научить невозможно. И у многих выдающихся творцов – классиков и наших современников – вполне получалось и получается выпускать гениальные книги без профильной подготовки. Но имеющийся диплом поможет трудоустроиться в области, связанной с писательством – стать сценаристом, журналистом, редактором, филологом и т.п.

Где получить специализацию

Профподготовка прозаиков и поэтов в России началась в 1933 г. Тогда в Москве открыли Литературный институт им. Горького, впоследствии ставший настоящей кузницей писательских кадров. Легендарный вуз, в частности, окончили Анатолий Приставкин, Борис Заходер, Фазиль Искандер, Константин Симонов, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Виктор Розов, Белла Ахмадулина.

Многие из тех, кто хочет выучиться на автора книг, поступают именно в Литинститут. Помимо обучения по специалитету (5 лет – для очников, 6 лет – для заочников) проводятся двухгодичные вечерние курсы. Поступить на них могут те, кто имеет высшее образование любого профиля.

На литкурсах при институте есть семинары прозы, поэзии, литературы для детей, драматургии, перевода, критики. Стоимость обучения – 89 тыс. руб. в год. Зачисление – по результатам конкурса, на который подаются опубликованные книги, материалы из периодики либо рукописи.

Также специальность «Литературное творчество» можно получить в некоторых театральных институтах. Либо пойти на журфак или филфак. Эти факультеты есть во всех федеральных и во многих негосударственных образовательных учреждениях. Поэтому, чтобы попасть на журфак или филфак, не обязательно ехать в столицу.

Что предлагают абитуриентам

  1. Сегодня в разных учебных заведениях существует несколько программ, окончив которые можно получить вожделенную профессию:
  2. Литтворчество. Будущих литработников учат создавать художественные произведения, заниматься литкритикой.
  3. Творческое письмо. По этой специальности выпускаются специалисты-филологи, которые смогут писать современные литературные тексты любой направленности. Конкурс – от 5, 6 чел. на место.
  4. Филология. Подготовка ведется в этой области науки. Выпускники смогут сделать карьеру писателя, журналиста, редактора, филолога. Конкурс – от 0,3 чел.
  5. Отечественная филология. Учащихся готовят в области фундаментального филологического образования, по лингвистическим и литературоведческим дисциплинам. Конкурс – от 3,5 чел.
  6. Драматургия. Будущих драматургов обучают конструированию характеров, образов, событий в театральной постановке, кинокартине и т.д.
  7. Кинодраматургия. Студенты должны научиться писать яркие сценарии для фильмов и телесериалов. Конкурс – от 17,3 чел.

Есть ли у вас шансы поступить в 2018 г. и выучиться на автора книжек? Проверьте по нашей таблице:

Программы (в скобках указано суммарное количество программ в российских вузах по очным и заочным формам обучения)

Достоевский, Чехов, Пушкин… имена этих писателей известны любому школьнику и взрослому. Реально ли в XXI веке быть успешным писателем, и так ли это просто?

Без чего не обойтись писателю?

как стать писателем


Кадр из фильма «Рубт Спаркс»

Любой при желании может написать книгу, а вот сделать так, чтобы ее читали, под силу только человеку с творческим складом ума, поэтому задатки все-таки должны быть. Тех, кто склонен к сочинительству (или занимается им), видно еще с детства: будущие писатели много читают, обычно хорошо учатся по гуманитарным предметам, пишут стихи и прозу, участвуют в творческих мероприятиях (школьные спектакли, литературные конкурсы).

Талант нуждается в подпитке, поэтому писатели много читают, разносторонне развиваются, изучают принципы создания литературного произведения и на практике оттачивают мастерство. Все это повышает шансы на создание достойной книги. А какие качества помогают писателю в его работе?

Начинающему писателю, прежде всего, нужна усидчивость, без которой невозможно работать. Организовать себя помогает воля, не дающая бросить работу на полпути. Если к этим качествам добавить хорошо развитое воображение, то вскоре читатель получит превосходный сюжет, от которого будет в восторге.

В каком вузе учиться?

В некоторых учебных заведениях есть специальность «Литературное творчество», на которой готовят непосредственно литературных работников:

  • Литературный институт имени А.М. Горького
  • Институт журналистики и литературного творчества
  • Краснодарский государственный институт культуры
  • Пятигорский государственный университет
  • Адыгейский государственный университет
  • Восточно-Сибирский государственный институт культуры
  • Екатеринбургский государственный театральный институт
  • Тверской государственный университет
  • Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова
  • Московский государственный университет культуры
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Очное обучение проходит на базе 11 класса, и длиться 5 лет (заочное – 6 лет). Чтобы поступить, абитуриенту требуется сдать ЕГЭ по истории, русскому языку и литературе, а также дополнительный творческий экзамен.

Однако в вузах существуют другие специальностей, которые косвенно относятся к профессии писателя: «Филология», «Драматургия» и «Журналистика». Но это не значит, что писатель – только литературный работник или журналист. Фактически им может стать творчески развитый человек любой профессии, который может получить базовые знания по литературному творчеству не только самостоятельно, но и на литературных курсах.

Где работают писатели?

как стать писателем


Кадр из фильма «Слова»

Конечно, не все творческие люди в будущем становятся писателями, и для большинства это занятие остается на уровне любимого хобби. Однако если человек решает сделать из увлечения полноценную профессию, то перед ним сразу встает вопрос о том, куда в дальнейшем трудоустроиться.

Обычно писатели работают в издательствах корректорами, корреспондентами или, например, редакторами. Чаще всего литературные работники устраиваются в небольшие издательства, но в мечтах наверняка держат курс на известных гигантов книжной индустрии.

Популярность произведений новичка поначалу равна нулю, но со временем он может стать заметным в литературных кругах. Участие в конкурсах для писателей, публикации в интернете (например, в блогах или интернет-журналах) и членство в литературных кружках помогает получить неплохой опыт в профессии.

Издательства любят интересных и активных писателей (правда, очередь из талантливых авторов тоже не маленькая). После того, как писатель дождался ответа от редактора и заключил договор на публикацию, он получает не только известность, но и возможность зарабатывать на своем мастерстве.

А есть ли такая профессия - писатель? Представляете, есть. Правда, профессиональными писателями называют себя сами люди, зарабатывающие литературным трудом.

Писатель – это человек, который создает литературные произведения разных жанров, предназначенные для широкого круга читателей. То есть того, кто пишет без намерения обнародовать свои труды, писателем назвать нельзя.

История профессии

Точно сказать, когда и где появились первые писатели, невозможно. Каждый правитель считал необходимым держать при дворе писцов, которые фиксировали важные факты его биографии. В Древней Греции уже было развито искусство создания текстов для развлекательного и поучительного чтения, а также для театральных постановок. Впоследствии эту традицию позаимствовал Рим, а от него она перешла ко всем европейским странам. Несколько иначе развивалась литература в России. Первыми нашими писателями можно считать летописцев, которыми становились в основном монахи. Поэтому в большинстве произведений той поры очень сильна религиозная составляющая. Литература в современном смысле этого слова возникла в России только в XVII веке. XVIII век был в основном временем освоения достижений западной литературы, но уже XIX был назван «золотым веком русской литературы», потому что в этот период она обрела мировое значение и до сих пор считается эталонной.

В начале ХХ века писатели дружно пересели за печатные машинки, а уже в конце этого же века – за компьютеры. Сегодня писателем считает себя чуть ли не каждый третий пользователь интернета, ведущий блог или же просто выкладывающий свои мысли в социальных сетях, на онлайн-ресурсах для писателей-любителей.

Описание и характеристика профессии

Писательство – более призвание, нежели профессия. Впрочем, типичное представление о том, что для литератора обязательно вдохновение и только под его влиянием он может творить, тоже ошибочно. Обычный рабочий день писателя – это несколько часов за ноутбуком. Большинство авторов придерживается твёрдого правила – писать несколько десятков страниц в день. А ещё необходимо внести поправки в написанное накануне, работать с редактором, вычитывать готовый макет книги. Если писатель начинающий, то всю рутинную и часто неприятную работу по взаимодействию с издательствами он выполняет сам. У писателей с именем для этого есть литературные агенты.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Направление «Литературное творчество» имеется в нескольких вузах России:

  • Литературный институт имени Горького. Он был создан по инициативе писателя для обучения талантливой молодёжи из числа рабочих и крестьян. Во времена СССР туда не принимались лица с филологическим образованием. Сейчас это обычный вуз, куда можно поступить после 11 класса. При нем также действуют Высшие литературные курсы для литературно одаренных лиц, уже имеющих высшее образование по другому профилю.
  • Краснодарский государственный институт культуры, где обучение по этому направлению проводится на информационно-библиотечном факультете.
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет включил литературное творчество в список специальностей филологического факультета.
  • Тверской государственный университет, филологический факультет.
  • Восточно-Сибирский государственный институт культуры, гуманитарно-культурологический факультет и гуманитарно-информационный факультет.
  • Московский государственный институт культуры, факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  • Пятигорский государственный университет, Институт переводоведения и многоязычия.
  • Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ.
  • Адыгейский государственный университет, факультет адыгейской филологии и культуры.

Лишь в Литинституте им. Горького приём на бюджет – порядка 80 человек, в остальных вузах бюджетных мест меньше десяти, а в некоторых обучение только платное.

Впрочем, большинство прекрасных писателей никогда специально не учились литературному творчеству и имеют дипломы об окончании самых разных учебных заведений, часто весьма далеких от филологии.

Профессиональные обязанности

Как такового, профессионального функционала у писателя нет: он не состоит в штате какой-либо организации и не имеет должностной инструкции. Так что его обязанности скорее морального плана: писать так, чтобы читателю было интересно, по возможности вкладывать в произведение нравственную идею.

Главная обязанность писателя – умение создавать художественные литературные произведения. Разумеется, при этом он должен прекрасно владеть языком и обладать собственным, уникальным стилем. Произведения должны быть актуальны и интересны. Труд писателя должен быть востребован его современниками, его книги должны нравиться не только ему самому, но и его читательской аудитории. В этом смысле писатель в чем-то подобен артисту, шоумену.

Кому подходит

В первую очередь писателем может стать тот, кто обладает талантом. Графоманы, например, пишут много и охотно, однако их творчество не вызывает интереса. Талант же заставляет втягиваться в чтение, увлечься судьбой героя.

Но одного таланта мало: писать по вдохновению могут позволить себе лишь единицы, не имеющие материальных потребностей. Те же, кто хочет зарабатывать литературным трудом, должен обладать несколькими важными качествами:

  • усидчивостью: надо приучить себя работать ежедневно и равномерно, выработать чёткий график;
  • наблюдательностью: привычка каждый день замечать что-то новое и записывать свои наблюдения очень полезна для писателя;
  • самоконтролем: приходится постоянно редактировать свои рукописи;

А еще надо всё время учиться у писателей прошлого и современников, изучать общественную жизнь в поисках идей для новых книг, заниматься самообразованием.

Заработная плата

Маститые писатели держат в секрете свои гонорары.

  • Во-первых, это увеличивает шансы на то, что им предложат больше, чем предлагали до этого.
  • Во-вторых, это создает в глазах читателя выгодную иллюзию, согласно которой, писатель пишет не ради денег, а ради чего-то возвышенного, экзистенциального.

Литературные деятели регулярно устраивают встречи с читателями, в ходе которых читают свои произведения, раздают автографы и отвечают на вопросы публики. Начинающие профессионалы от литературы делают это бесплатно, а более известные – продают билеты. Помножьте количество проданных билетов на их стоимость, вычтите предполагаемую цену аренды помещения, вот вам и гонорар.

Как построить карьеру

Собственно, карьера писателя – это вещь непредсказуемая. Можно постепенно перебираться из одной категории в другую. Можно заручиться поддержкой более именитого собрата по перу и набирать популярность в тандеме с ним. В любом случае далеко не всегда гонорары писателей соответствуют их таланту. И настоящий писатель, как и сотни лет назад, работает ради признания истинных ценителей художественного слова.

Перспективы профессии

Появление общего доступа в интернет сказалось на писателях двояко: с одной стороны, найти своего читателя стало проще – публикуйся на здоровье на литературных ресурсах и в соцсетях и оставляй везде, где только можно, ссылки на свои произведения. С другой стороны, люди стали покупать значительно меньше книг, что неудивительно: зачем платить, если можно почитать бесплатно? А ведь, не покупая книги любимых писателей, а читая их бесплатно, вы «съедаете» увесистый кусок их гонорара.

Но здесь опять-таки палка о двух концах: сценарии для телесериалов и полнометражных фильмов пишут именно писатели. Впрочем, по словам самих писателей, писать сценарии значительно проще, поскольку в случае с ними все сводится к передаче диалогов, схематическому обозначению сюжетной линии и подробному описанию интерьера.

Однако благодаря интернету любому человеку, желающему стать писателем, стало проще выйти на контакт с потенциальным издателем и спонсором. Отличный способ начать карьеру – попробовать свои силы на многочисленных литературных онлайн-конкурсах. А электронная книга – это тоже книга.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия писатель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Профессия писатель

Всем привет! На связи Елена Никитина, и сегодня речь пойдет о наболевшем: стоит ли в наш век хранить верность призванию. А именно: существует ли профессия писатель, как стать писателем и можно ли на таланте заработать. Наш разговор не случаен, ведь, по сути, труженик пера – это первый в мире фрилансер.


Кто такой писатель

Согласно толковым словарям, это тот, кто пишет литературные произведения. Таковыми называются общественно значимые труды. Но критерии значимости могут быть различными. Время решает, кому стать классиком.

Попасть в классики дано не всем, да и стремится туда не каждый. Сегодня немало популярных персон, создающих коммерческие, не имеющие художественной ценности произведения. Их тоже называют писателями.


В этой статье мы будем понимать “писательство” в широком смысле. Писатель – это человек, который зарабатывает литературным трудом.

Какими качествами должен обладать писатель

Не важно, собираетесь вы творить только для души или нацелены на заработок. Для работы нужны следующие качества:

  • Развитая речь. Написанное скудным языком читать никто не будет.
  • Наблюдательность. Видеть невидимое, замечать незамеченное, находить оригинальное в обыденном – без этого не обойтись.
  • Развитое воображение. Даже если вы списываете персонажа с лучшего друга, для реализации замысла ему порой нужно придать новые черты и поместить в небывалые обстоятельства. Творцам фэнтези и вовсе без фантазии не прожить.
  • Богатый внутренний мир. Часто связан с двумя первыми пунктами. Помогает представлять переживания и чувства героев.
  • Настойчивость. Магомет должен не просто идти к горе, а искать все способы подняться на вершину.
  • Перфекционизм. Только непрерывное стремление к совершенству поможет стать им. Хотя бы в глазах других.
  • Трудолюбие. Без правок создать шедевр почти невозможно.

К данной природой личным качествам необходимо добавить профессиональные:

  • Грамотность. Не поспоришь.
  • Умение добывать информацию. Порой писатель, как и журналист, общается с десятками людей или исследует не один письменный источник, чтобы сотворить свое произведение. Именно так работал А. С. Пушкин над “Капитанской дочкой”. Сегодня таким образом пишут не только исторические романы, но и многочисленные воспоминания, биографии, различного рода советы (из серии “Как похудеть” или “Как заработать”).
  • Организованность. Свое рабочее время планировали Пушкин, Толстой и другие профессиональные писатели. У них не было телевизора и соцсетей, но существовали служебные и семейные обязанности.
  • Способность налаживать деловые контакты. Мало быть гением – надо еще и доказать это миру. Рекламировать себя издательствам и читателям, чтобы иметь коммерческий успех (кого коробят эти слова, читайте – “доход”). Не хотите “прогибаться под изменчивый мир” – публикуйтесь на Прозе.ру, в собственном блоге или на сайте. Но в таком случае писательство будет уже не профессией, а хобби.

Кстати, из числа авторов на порталах Проза.ру и Стихи.ру отбираются претенденты на различные литературные премии. Их перечень смотрите на обоих сайтах в правом нижнем углу.

Литературные премии

Отдельные премии учреждаются для авторов, печатающихся в журналах.

Обнаружили у себя нужные задатки? Поговорим, что с ними делать дальше.

Нужно ли писателю специальное образование

Ответ на вопрос не будет однозначным. С одной стороны, профессиональное образование в этом деле не помешает. Мест, где учиться, достаточно. Самый “официальный” вуз – это, конечно, московский Литературный институт им. А. М. Горького.

Филфаки педагогических и гуманитарных университетов рады растолковать своим студентам премудрости словесного творчества. И замечательно, если властителями дум станут люди, разбирающиеся в законах жанра. Но вот совсем не обязательно выпускники вышеназванных вузов ими станут.

С другой стороны, в большой литературе велик процент “самоучек”. У А. П. Чехова было медицинское образование, Г. Г. Маркес по настоянию родителей учился на юриста, И. А. Гончаров окончил коммерческое училище. И ничто не помешало подлинным талантам пробиться в большую литературу.

Писательское образование

Поэтому молодой человек, ступающий на литературную стезю, должен четко осознавать, что здесь, как нигде, получение специальности не гарантирует ни практического ее применения, ни творческого успеха. И на случай “утраченных иллюзий” не помешает запасная профессия.

Трудности профессии

Как начинающий, так и состоявшийся писатель в своей работе сталкивается с различными тяготами:

  • Отсутствие четкого замысла. Люди, чья жизнь была насыщена яркими событиями, лелеют мечту “в конце жизни” засесть за роман. Немалый их процент предпринимает попытку, но несформированность идеи, системы персонажей и структуры произведения заставляют со временем забросить начатое.
  • Непостоянство вдохновения. Увы, Муза не приходит по расписанию. Порой она бродит на стороне годами и ее слуга начинает испытывать подлинный творческий кризис. Единственное, что тут можно сделать, – поменять местами хозяйку и раба. Вызывать, понукать, насиловать ее и себя. Мучить дедлайнами и премировать приятными мелочами. Метод кнута и пряника хорош и для самовоспитания.
  • Трудность словесного выражения образа. Бывает у всех, но решается упорным трудом.
  • Нехватка времени. Если художественное творчество не приносит достаточного дохода (как в большинстве случаев), суета материального мира оставляет все меньше возможностей им заниматься. Но настоящий писатель – тот, кто работает вопреки всему.
  • Невостребованность. Молодой талант пробивается далеко не сразу, снискавший первый успех рискует не повторить его, а признанный гений может попасть под какие-либо санкции (например, в СССР долго не печатали набоковскую “Лолиту”).

Если вы пока не востребованы в литературе, разберемся, как еще можно заработать на творчестве.

Как заработать на литературном таланте

Далеко не все писатели имеют дело с художественной прозой. Сегодня на книжном рынке можно встретить и публицистические очерки, и культурологические, этнографические и исторические исследования, и различные модные ноу-хау (“Как построить купольный дом” или “Лучшие стрижки для вашего пуделя”).

И даже этим не исчерпывается сфера применения литературных способностей.

Давайте рассмотрим подробнее все варианты:

  1. Создание литературных произведений – классическое предназначение писателя.
  2. Написание пьес для театра, сценариев фильмов, игр, квестов. Последнее можно встретить на биржах фриланса. Чаще всего это будет временный проект.
  3. Журналистика. Это удел не каждого будущего писателя, но можно использовать дар для заработка и накопления желаемого опыта.
  4. Копирайтинг. Создание статей – отличная тренировка способностей. Ограничения в символах оттачивают фразы, дедлайны формируют усидчивость, а “вынужденное” проникновение в тематику в дальнейшем может сподвигнуть копирайтера на написание книг.
  5. Сочинение стихов на заказ. Популярно в качестве поздравлений на семейные праздники. Заказы можно встретить на YouDo, а предложение об услугах разместить на Кворке.

Как издать книгу

Есть два пути к вожделенной книге:

  1. Рассылка рукописей (точнее, теперь уже текстовых документов) по издательствам в надежде на признание и публикацию. Главное – убедить редакцию, что книга принесет издательству прибыль, иначе незачем ее выпускать. Если произведение редактора воодушевило, с автором заключают договор и выплачивают гонорар. Размер его напрямую зависит от степени популярности писателя, поэтому начинающим ничего сверхъестественного ждать не приходится.
  2. Самостоятельная печать и реализация книги. Желаемый переплет, для многих отождествляемый с профессиональной значимостью, получится быстрее, однако для официального признания и окупаемости еще придется потрудиться, распространяя книги на различного рода тематических собраниях и через интернет.

Второй путь часто выбирают люди, для которых литературное творчество – не основное занятие, например путешественник Вадим Назаренко.

Вадим Назаренко

Он выпустил несколько книг о своем опыте автостопа и теперь распространяет их на встречах путешественников, в интернете, пересылает по почте.

Нет средств на самостоятельную печать? Хотите попытать счастья в издательстве? Читайте следующий пункт.

Книги Вадима Назаренко

Где принимают рукописи

Как же все-таки “устроиться писателем”, чтобы работать за гонорар?

Вот небольшой перечень издательств, которые приглашают молодых авторов к сотрудничеству:

  • “Айрис-пресс” (учебная и развивающая литература для детей, книги для родителей и психологов).
  • “АСТ” (история, искусство и культура, научно-популярная литература, путешествия, публицистика).
  • “Вече” (история, прикладная тематика).
  • “Захаров” (биографии, мемуары, детективы).
  • “Лабиринт-пресс” (детская литература).
  • “Махаон” (детская литература).
  • “Питер” (экономическая, техническая, учебная, развивающая, гуманитарная, эзотерическая и другая литература).
  • “Росмэн” (детская литература).
  • “Центрполиграф” (остросюжетные, сентиментальные, научно-популярные книги).
  • “Эксмо” (все, кроме стихов, сказок и детской развивающей литературы).

Список не исчерпывающий. Удачи вам в дальнейших поисках!

Писать для души или ради прибыли

На самом деле, вопрос стоит немного не так.

Во-первых, с какой бы целью вы ни писали, нужно работать качественно. Опус, сверстанный за ночь на коленке, пусть на самую беспроигрышную тему, в топ-10 не попадет.

Во-вторых, произведение, написанное “для себя”, может понравиться многим читателям и принести автору прибыль. Так произошло с книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые” и другие рассказы”. Воспоминания о близких автору людях были изданы в 2011 году, а в 2017 – общий тираж книги составил 2 500 000 экземпляров.

Профессия писателя непредсказуема.

Плюсы и минусы профессии

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны писательского ремесла.

  1. Возможность следовать призванию повышает самооценку.
  2. Саморазвитие и творческая реализация важны для гармоничного восприятия себя как личности.
  3. Работа писателем на дому дает все преимущества удаленной работы.
  1. Начинающему автору нелегко добиться признания, что может отразиться на самооценке.
  2. Нестабильность гонораров (или дохода от самостоятельной реализации книг) заставляет задуматься о дополнительном (или основном) заработке.

У кого есть дополнения, не стесняйтесь, комментируйте!

Прощаюсь и желаю творческих успехов. А ниже рассказ о прелестях и тяготах творческого пути от нижегородского писателя Андрея Кузечкина.

Андрей Кузечкин

Елена: Как давно Вы начали писать?

Андрей: Всю жизнь пишу. Моей первой публикацией была статья о школьной жизни в газете «Борская правда» (я тогда учился в 5-м классе). Потом стал писать юмористические и фантастические рассказы, публиковаться с ними в местечковых газетах. В 17 лет попытался написать роман.

Е.: Сколько книг Вы издали? Когда вышла первая книга? Часто ли Вы публикуетесь?

А.: На данный момент – три книги: «Менделеев-рок» (2007, переведена на английский в 2011), «Не стану взрослой» (2012), «Свинг странного человека» (2017). Есть публикации в сборниках и классических литературных журналах – «Октябрь», «Урал», «Дружба народов».

Как можно заметить, промежутки времени между книгами получались довольно большими, но только потому, что каждая новая книга выходила по счастливому стечению обстоятельств и каждый раз приходилось ждать несколько лет.

Эта печальная тенденция нарушилась, когда в 2015 году я стал клиентом литературного агентства ФТМ, благодаря чему начал издаваться в крупнейшем российском издательстве «ЭКСМО». Следующая книга должна выйти в конце января 2018-го, а там потихоньку издадут и остальные мои десять повестей и романов.

Е.: Как Вы издаете свои книги? У Вас договор с издательством, или Вы печатаетесь самостоятельно, а потом сами продаете книги? В последнем случае удается ли их окупить и в какой срок?

А.: Никогда в жизни не платил за то, чтобы меня издали, и никому не советую. Мой путь в большую литературу начался с того, что в 2004 году я попал с повестью «Менделеев-рок» в Лонг-лист всероссийской литературной премии «Дебют». Первого места не занял, но организаторы меня заметили и пообещали издать. Пришлось ждать три года, пока они найдут спонсора, в итоге книга вышла в московском издательстве АСТ и продавалась по всей стране, я даже получил мизерный гонорар. На этом всё застопорилось. Издавать меня на регулярной основе никто не собирался.

Я было приуныл, но в 2011 году те же организаторы премии «Дебют» переиздали мою книгу на английском языке и оплатили мне поездку в Лондон и Нью-Йорк на книжные ярмарки: по 10 дней на город. Только ради этого вообще стоило заняться литературой!

В Лондоне познакомился с человеком, который издал мне вторую книгу в небольшом издательстве, но и это принесло мне одно лишь моральное удовлетворение и чуть-чуть денег. Профессиональным писателем я вновь не стал.

Затем я попал в агентство ФТМ – меня пригласили туда люди, опять-таки знавшие меня по премии «Дебют» (всего я попадал в Лонг-лист этой премии 6 раз, с разными произведениями). Сейчас я один из авторов «ЭКСМО», за каждую книгу мне платят аванс и проценты с продаж.

Е.: Написание книг – Ваш основной источник дохода?

А.: Увы, нет. Когда издадут всё, что я написал, – десять романов и повестей, плюс сейчас я пишу ещё – возможно, что-то изменится. Но по своему опыту общения с писателями знаю, что одной лишь литературой жить, конечно, можно, но жизнь получится скромная.

Современный писатель – этакий многостаночник: он пишет не только книги, но и киносценарии, ведёт колонку в журнале, либо у него есть авторская программа на телевидении, либо – музыкальный проект. У меня, кстати, тоже есть музыкальный проект, idi.band, где я играю на губной гармошке, но больших денег мне это пока не приносит.

Всю жизнь мечтал получать деньги за то, что сижу дома и пишу. Мне это удалось, но основной доход мне приносит литературная подёнщина. Я пишу рецензии на книги для трёх источников, плюс редактирую чужие книги. Просто для примера: буквально сегодня я завершил редактуру книги об особенностях рекламного бизнеса в России, написанной владельцем известного рекламного агентства. 10 тысяч рублей за четыре дня работы – на данном этапе меня это устраивает. Но я мечтаю о том дне, когда смогу зарабатывать исключительно творчеством.

Е.: Что самое сложное и самое приятное в профессии писателя?

А.: Самое сложное в профессии писателя – сделать писательство профессией, то есть получать за это стабильный доход. Кстати, нет ничего зазорного в желании зарабатывать на творчестве. Но вообще, не советую пишущим людям называть себя писателями. Например, я официально являюсь сотрудником библиотеки – так и представляюсь. А писателем меня называют другие люди.

А самое приятное – это сам процесс создания книги. У меня это происходит так: я сажусь, пишу две страницы – а потом мне кто-то словно диктует на ухо, что будет дальше. Пишу ещё две страницы – опять кто-то диктует. И мне безумно интересно узнать, что там будет дальше!

Е.: Ваши пожелания новичкам?

А.: Во-первых, чтобы быть хорошим писателем – надо сперва стать хорошим читателем. Читайте больше, не забывайте о классике, но знайте и современную литературу. Не надо думать, что в XIX веке писали лучше, чем в XXI – самое интересное всегда происходит здесь и сейчас.

Во-вторых, пишите как можно больше. Ни один современный издатель не станет с вами работать, если вы написали всего один роман, даже очень хороший.

В-третьих, участвуйте во всех литературных конкурсах, благо найти их легко – в интернете есть специальные сайты. При этом не пишите ничего нарочно – рассылайте уже готовые произведения на подходящие конкурсы.

Читайте также: