Профессия ручник кто такой

Опубликовано: 02.10.2024

РУЧНИК ручника, м. 1. Квалифицированный рабочий, специалист по ручной выделке чего-н. (спец.). Ручник-скорняк. 2. Стальной молоток с прямой ручкой для вколачивания гвоздей, для слаживания небольших частей и Пришвин.. (плотн.).

Смотреть что такое РУЧНИК в других словарях:

РУЧНИК

старинное название полотенца, утиральника, сохранившееся во многих местах и теперь среди простого народа, особенно на севере. В губерниях Вологодской, . смотреть

РУЧНИК

РУЧНИК, -а, м. (разг.). 1. Тяжелый ручной молот. 2. То же, что ручнист.II ж. ручница, -ы (ко 2 знач.). Швея-р.

РУЧНИК

ручник м. местн. То же, что: полотенце.

РУЧНИК

ручник м. тех.bench hammer

РУЧНИК

ручник молоток, ручнист, полотенце, тормоз, ручничок, молот, кисть Словарь русских синонимов. ручник сущ., кол-во синонимов: 9 • кисть (25) • молот (18) • молоток (41) • полотенце (16) • ручнист (2) • ручничок (1) • ручной тормоз (2) • стояночник (3) • тормоз (60) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз. смотреть

РУЧНИК

Ручник — 1) Старинное название полотенца, утиральника, сохранившееся во многих местах и теперь среди простого народа, особенно на севере. 2) В губерниях Вологодской, Костромской и Нижегородской слово Р. употребляется еще в значении рукоприкладчика за других, грамотея, подписывающегося за неграмотных. 3) см. Молот, Ковка, Кузнечное мастерство, Плотничное дело.<br><br><br>. смотреть

РУЧНИК

РУЧНИК — 1. Ручной слесарный или кузнечный молоток. 2. Небольшая кисть, обыкновенно с деревянной короткой и круглой рукояткой, длиной 20—25 см. Р. дел. смотреть

РУЧНИК

Включать/ включить ручник. Жарг. мол. Шутл. Замедлять ходьбу. Максимов, 64.Заводиться с ручника. Жарг. мол. Неодобр. Быть глупым, несообразительным. Ма. смотреть

РУЧНИК

РУЧНИК, -а, м.1. Ручной тормоз в автомобиле или на велосипеде.2. Глупый, тупой, ничего не понимающий человек.3. Онанист.4. Небольшой молоток.Быть на ру. смотреть

РУЧНИК

1) Орфографическая запись слова: ручник2) Ударение в слове: ручн`ик3) Деление слова на слоги (перенос слова): ручник4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

РУЧНИК

1. ручни́к, ручники́, ручника́, ручнико́в, ручнику́, ручника́м, ручни́к, ручники́, ручнико́м, ручника́ми, ручнике́, ручника́х 2. ручни́к, ручники́, ручника́, ручнико́в, ручнику́, ручника́м, ручника́, ручнико́в, ручнико́м, ручника́ми, ручнике́, ручника́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз. смотреть

РУЧНИК

корень - РУЧ; суффикс - НИК; нулевое окончание;Основа слова: РУЧНИКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - РУЧ; ∧ - НИК; ⏰Слово Ручник с. смотреть

РУЧНИК

(2 м), Р. ручника/; мн. ручники/, Р. ручнико/вСинонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

-а, ч. 1) діал. Рушник. 2) зах. Поперечина, за яку тримається той, хто щось товче ногами. 3) розм. Ручне гальмо в автомобілі.

РУЧНИК

1) платок, пришитый сбоку к облачению священника для отирания уст; 2) светильник, который носят впереди священных процессий.Синонимы: кисть, м. смотреть

РУЧНИК

-а́, м. спец. Стальной молоток с прямой деревянной ручкой.Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

ручни́к, -а́Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

Ручни́к. Рушник. Полотна краєві чисто лянні, від найтонших до грубих ґатунків на сорочки, ногавиці, простирала, сінники і т. п., надто ручники, хусточки, обруси, серветки (Б., 1891, рекл.)// порівн. пол. ręcznik - рушник. смотреть

РУЧНИК

〔名词〕 手锤手刷熟练工手艺人 -а〔阳〕〈专〉手锤, 锤子. Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

РУЧНИК

РУЧНИ́К, а́, ч., розм.Ручне гальмо в автомобілі.

РУЧНИК

[rucznyk]ч.hamulec ręczny розм.

РУЧНИК

см. Рушник Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

-а, ч. 1》 діал. Рушник.2》 зах. Поперечина, за яку тримається той, хто щось товче ногами.3》 розм. Ручне гальмо в автомобілі.

РУЧНИК

м. (молоток) martello m a mano

РУЧНИК

hand hammerСинонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

Ударение в слове: ручн`икУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: ручн`ик

РУЧНИК

– ручной тормоз. EdwART.Словарь автомобильного жаргона,2009 Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

ручник, ручн′ик, -а, м. (разг.).1. Тяжёлый ручной молот.2. То же, что ручнист.ж. ручница, -ы (ко 2 знач.). Швея-р.

РУЧНИК

розм.див. ручне гальмо

РУЧНИК

техн. (молоток, малярная кисть) ручни́к, -ка́ Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

РУЧНИК

(-а) ч.; авто, жрм. Ручний тормоз в автомобілі або на велосипеді. ♦ Знятися з ручника, мол.; жарт. Нарешті зрозуміти щось.

РУЧНИК

РУЧНИК ручника, м. 1. Квалифицированный рабочий, специалист по ручной выделке чего-н. (спец.). Ручник-скорняк. 2. Стальной молоток с прямой ручкой для вколачивания гвоздей, для слаживания небольших частей и Пришвин.. (плотн.).

Смотреть что такое РУЧНИК в других словарях:

РУЧНИК

старинное название полотенца, утиральника, сохранившееся во многих местах и теперь среди простого народа, особенно на севере. В губерниях Вологодской, . смотреть

РУЧНИК

РУЧНИК, -а, м. (разг.). 1. Тяжелый ручной молот. 2. То же, что ручнист.II ж. ручница, -ы (ко 2 знач.). Швея-р.

РУЧНИК

ручник м. местн. То же, что: полотенце.

РУЧНИК

ручник м. тех.bench hammer

РУЧНИК

ручник молоток, ручнист, полотенце, тормоз, ручничок, молот, кисть Словарь русских синонимов. ручник сущ., кол-во синонимов: 9 • кисть (25) • молот (18) • молоток (41) • полотенце (16) • ручнист (2) • ручничок (1) • ручной тормоз (2) • стояночник (3) • тормоз (60) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз. смотреть

РУЧНИК

Ручник — 1) Старинное название полотенца, утиральника, сохранившееся во многих местах и теперь среди простого народа, особенно на севере. 2) В губерниях Вологодской, Костромской и Нижегородской слово Р. употребляется еще в значении рукоприкладчика за других, грамотея, подписывающегося за неграмотных. 3) см. Молот, Ковка, Кузнечное мастерство, Плотничное дело.<br><br><br>. смотреть

РУЧНИК

РУЧНИК — 1. Ручной слесарный или кузнечный молоток. 2. Небольшая кисть, обыкновенно с деревянной короткой и круглой рукояткой, длиной 20—25 см. Р. дел. смотреть

РУЧНИК

Включать/ включить ручник. Жарг. мол. Шутл. Замедлять ходьбу. Максимов, 64.Заводиться с ручника. Жарг. мол. Неодобр. Быть глупым, несообразительным. Ма. смотреть

РУЧНИК

РУЧНИК, -а, м.1. Ручной тормоз в автомобиле или на велосипеде.2. Глупый, тупой, ничего не понимающий человек.3. Онанист.4. Небольшой молоток.Быть на ру. смотреть

РУЧНИК

1) Орфографическая запись слова: ручник2) Ударение в слове: ручн`ик3) Деление слова на слоги (перенос слова): ручник4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

РУЧНИК

1. ручни́к, ручники́, ручника́, ручнико́в, ручнику́, ручника́м, ручни́к, ручники́, ручнико́м, ручника́ми, ручнике́, ручника́х 2. ручни́к, ручники́, ручника́, ручнико́в, ручнику́, ручника́м, ручника́, ручнико́в, ручнико́м, ручника́ми, ручнике́, ручника́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз. смотреть

РУЧНИК

корень - РУЧ; суффикс - НИК; нулевое окончание;Основа слова: РУЧНИКВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - РУЧ; ∧ - НИК; ⏰Слово Ручник с. смотреть

РУЧНИК

(2 м), Р. ручника/; мн. ручники/, Р. ручнико/вСинонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

-а, ч. 1) діал. Рушник. 2) зах. Поперечина, за яку тримається той, хто щось товче ногами. 3) розм. Ручне гальмо в автомобілі.

РУЧНИК

1) платок, пришитый сбоку к облачению священника для отирания уст; 2) светильник, который носят впереди священных процессий.Синонимы: кисть, м. смотреть

РУЧНИК

-а́, м. спец. Стальной молоток с прямой деревянной ручкой.Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

ручни́к, -а́Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

Ручни́к. Рушник. Полотна краєві чисто лянні, від найтонших до грубих ґатунків на сорочки, ногавиці, простирала, сінники і т. п., надто ручники, хусточки, обруси, серветки (Б., 1891, рекл.)// порівн. пол. ręcznik - рушник. смотреть

РУЧНИК

〔名词〕 手锤手刷熟练工手艺人 -а〔阳〕〈专〉手锤, 锤子. Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

РУЧНИК

РУЧНИ́К, а́, ч., розм.Ручне гальмо в автомобілі.

РУЧНИК

[rucznyk]ч.hamulec ręczny розм.

РУЧНИК

см. Рушник Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

-а, ч. 1》 діал. Рушник.2》 зах. Поперечина, за яку тримається той, хто щось товче ногами.3》 розм. Ручне гальмо в автомобілі.

РУЧНИК

м. (молоток) martello m a mano

РУЧНИК

hand hammerСинонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

Ударение в слове: ручн`икУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: ручн`ик

РУЧНИК

– ручной тормоз. EdwART.Словарь автомобильного жаргона,2009 Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

ручник, ручн′ик, -а, м. (разг.).1. Тяжёлый ручной молот.2. То же, что ручнист.ж. ручница, -ы (ко 2 знач.). Швея-р.

РУЧНИК

розм.див. ручне гальмо

РУЧНИК

техн. (молоток, малярная кисть) ручни́к, -ка́ Синонимы: кисть, молот, молоток, полотенце, ручнист, ручничок, стояночник, тормоз

РУЧНИК

РУЧНИК

(-а) ч.; авто, жрм. Ручний тормоз в автомобілі або на велосипеді. ♦ Знятися з ручника, мол.; жарт. Нарешті зрозуміти щось.

РУЧНИК

Целовальник, крючник, офеня и другие

Целовальник, который не целовал, а требовал денег

Профессия с таким романтическим названием относилась к финансовой области. Подати и исполнение судебных решений – вот основные направления, за которые отвечал целовальник. Ему же вверялись населенные пункты и участки для полицейского надзора.

Целовальников избирали. Впервые эта должность была упомянута в Судебном уставе 1497 года, и просуществовала она до XIX века, когда и начала именоваться «судебный пристав». После выборов проводилась церемония назначения, на которой целовальник должен был принести клятву верности и чести, и поцеловать крест. Вот откуда возникло такое название.

Василий Пукирев, «Сбор недоимок».

По сути это были чиновники, которые работали под присмотром земских начальников. Однако к их работе применялись строгие требования, кроме того, в отличие от современных служащих, целовальники несли полную ответственность за свои действия. Основное требование, которое должно было быть исполнено – прирост (или, в крайнем случае, неизменность) сумм пошлин, налогов и недоимок по сравнению с предыдущим периодом. Меньше денег – изволь выложить недоимку из своего кармана, иначе на тебе повиснет долг перед казной. Вот так власть обеспечивала приток финансов.

Шорник, который «одевал» лошадей

Сегодня прилагательное «зашоренный» используют достаточно часто. Подразумевают под этим человека, который отличается упрямством, неспособностью воспринимать и адекватно оценивать мнение людей, отличающееся от собственного. На самом деле шоры – это элемент сбруи, а именно специальные наглазники. Предназначались они для отсекания обзора – лошадь должна была смотреть вперед и не отвлекаться на происходящее слева и справа от нее.

Михаил Клодт, «Шорник».

Благодаря шорам и появилось название востребованной на Руси профессии – шорник. Такие мастера делали не только шоры, но и уздечки, седла, стремена. Это было ответственное и непростое дело, так как к лошадям относились с большим вниманием, старались содержать их правильно, чтобы они служили как можно дольше.

Сегодня шорники по-прежнему существуют, но, естественно, их стало гораздо меньше. Они изготавливают упряжь для дорогих породистых скаковых лошадей, поэтому требования к ним предъявляются соответственные.

Крючник, получавший инвалидность к сорока годам

Так называли в XVIII — начале XX века наемного рабочего, который занимался переносом тяжестей. Для этого использовался железный крюк, который служил для подъема мешка или куля. Груз удерживался на седёлке, которая представляла собой опору с лямками из холста, надеваемую на спину.

Крючники. Старое фото.

Рабочим приходилось переносить тяжести, которые под силу сегодня только тренированным штангистам. Вес мог достигать двухсот килограммов. Естественно, такие нагрузки не проходили бесследно – из-за дикого напряжения мышц и давления на позвоночник у людей образовывались грыжи, страдал опорный аппарат, возникали сильнейшие хронические боли. Часты были случаи, когда крючник терял равновесие и падал, в том числе и в воду (при разгрузке товарных судов), что приводило к травмам, сотрясениям мозга, увечьям.

Такая работа приводила к тому, что к сорока годам крючники становились «развалинами», а многие получали инвалидность.

Почему же несмотря на риск люди выбирали эту профессию? Все дело было в деньгах, поскольку при активной деятельности и благоприятных погодных условиях заработок крючника был весьма велик и достигал 5 рублей в день. К сожалению, когда лил дождь, мела метель или дул ураганный ветер, то есть погода не подходила для погрузочно-разгрузочных работ, крючники проводили свое время в трактирах, где благополучно пропивали тяжело заработанные деньги.

Медник, предок сварщика

Естественно, название этой профессии произошло от слова медь. Медник занимался обработкой сплавов из этого металла, применяя различные слесарные методы и пайку. Для изготовления предметов из меди требовалось особое умение, профессиональные навыки и немалые физические усилия.

Старинная медная корчага, медный водник. Изготовлена вручную медником./Фото: s010.radikal.ru

Медников называли еще лудильщиками, паяльщиками, они дали старт развитию профессии сварщик. Их труд был востребован, и заказов всегда было предостаточно – предметы быта изнашивались, требовали ремонта или замены.

Профессия медника очень древняя. Ее представители работали с тонким листовым металлом, для этого требовался точный глазомер и умелые руки. Интересно, что даже сегодня такой труд очень сложно автоматизировать, потому настоящие умельцы, понимающие грань между ремеслом и искусством, ценятся высоко.

Офеня, придумавший плутовской язык

Такое смешное название было у бродячих торговцев, которых на Руси всегда было много. Они ходили по деревням и предлагали населению ткани и картинки, книги и украшения, хозяйственные мелочи и прочие товары.

Уличные торговцы. Старое фото.

Нельзя сказать, что крестьяне очень любили офеней, поскольку те умудрялись делать колоссальную наценку на товары. Однако заслышав громкий крик торговца (а умение зазывать покупателей и «втюхивать» им что-нибудь считалось залогом успеха в этой профессии, которая передавалась из поколения в поколение), люди устремлялись к нему. Дело было даже не в корзинах и лотках с товаром, а в том, что офеня мог принеси интересные сплетни и новости. Чем не современное радио? С шутками, прибаутками, рассказывая про происшествия, веселя покупателей офени умело сбывали с рук товар.

У них даже было свое общество, своеобразный устав и собственный сленг, который назывался феней. Сегодня многие употребляют этот термин, считая его тюремным, хотя его придумали хитрые торговцы. Если вспомнить Владимира Даля, то он говорил про феню как про язык для плутовских совещаний торгашей. Некоторые слова употребляются и сейчас, например: мастырить – делать, бусать (бухать) – пить, поханя (переделано в пахан) – хозяин.

такелажники за работой фото

Работа с грузами сегодня – это неотъемлемая часть почти любого производства. В зависимости от размера и назначения груза выбирается способ его складирования и транспортировки. Более того, груз во многом определяет и то, какой специалист будет отвечать за вопросы его перемещения. Таким образом, на отечественном рынке труда на текущий момент есть несколько профессий, которые так или иначе связаны с перемещением различных объектов. Одной из таких профессий является такелажник.

Кто такой такелажник и чем он занимается?

Такелажник – это специалист, которые знает правила и нормативы транспортировки негабаритных грузов.

На самом деле изначально данная специальность зародилась на морском флоте и имела к грузоперевозкам крайне опосредованное отношение. Обычно название «такелажник» применялось к матросам, которые управляли судном с помощью парусов и снастей. И в принципе на этом их профессиональные обязанности и заканчивались. А название пришло в обывательский обиход из-за того, что матросы часто подрабатывали во время стоянок в качестве грузчиков и занимались перемещением различных грузов.

При этом на сегодняшний момент такелажник – это настоящий специалист, который не просто бездумно переносит вещи, а имеет системные познания в этой области. То есть представляет, как правильно перемещать предметы различного назначения, складировать их и хранить.

Должностные обязанности такелажника

подготовительные работы с оборудованием для транспортировки грузов;

перемещение грузов вручную;

проведение работ по монтажу и демонтажу оборудования;

создание различных типов строп;

Что должен знать такелажник

строение и принципы работы механизмов для подъема грузов;

технические характеристики используемой техники;

методики крепления грузов;

правила проведения осмотров и ремонтных работ.

При исполнении своих непосредственных обязанностей рабочий должен руководствоваться принципами, которые прописаны в:

регламенте внутреннего распорядка, установленном в организации;

нормативами по охране труда;

правилах безопасной организации труда;

Чем грузчик отличается от такелажника?

Отличить обычного грузчика от такелажника довольно просто, несмотря на то, что работа у них на первый взгляд похожа. Грузчик занимается низкоквалифицированным трудом и как правило перетаскивает вручную разные вещи стандартных объемов. Такелажник же перемещает и грузит различные негабаритные предметы, используя для этого специальную оснастку: канаты, лебедки, домкраты, подъемники и т.д.

Кроме того, профессия подразумевает, что такелажник может не только транспортировать груз, но и ориентируется в его маркировке, знает характеристики, как именно его располагать на платформе, чтобы бережно транспортировать.

В чем отличия такелажника от стропальщика?

Тоже довольно часто возникает путаница: такелажники и стропальщики - это одни и те же люди, или все-таки разные? Задача у них действительно похожая - транспортировка груза. Вот только стропальщик отвечает за обвязку (строповку) груза и чаще всего трудится в паре с крановщиком. Стропальщик незаменим, когда требуется переместить что-то тяжелое по воздуху на небольшое расстояние: в цехе, на стройплощадке и т.д.

Такелажник в отличие от стропальщика делает на порядок более объемную работу. Он, во-первых, имеет дело с негабаритными грузами - следовательно, должен придумать, как их правильно строповать. Во-вторых, он сопровождает груз на всех этапах перевозки: погрузка, сопровождение, разгрузка. В-третьих, он всегда трудится в команде из нескольких десятков человек - в зависимости от масштабов работы. В-четвертых, такелажник в случае необходимости может сооружать временные конструкции, если необходимо переместить груз, и умеет пользоваться различными грузоподъемными механизмами.

Обучение такелажников

Ошибочно думать, что профессии такелажника не нужно учиться. На рынке труда есть вакансии для такелажников без опыта и работы, но их не так много. В этом случае специалисту предложат некоторое время поработать под началом у более опытного коллеги и на практике постичь все тонкости работы.

Как получить удостоверение такелажника?

Профессия такелажника относится к категории опасных и поэтому требует специального обучения технике безопасности и правилам перемещения грузов.

Чтобы её освоить, нужно как минимум пройти курсы профессиональной переподготовки на базе учебного центра. Очень важно, чтобы у центра, технической школы была лицензия на право обучать рабочих, а программы соответствовали требованиям Промышленного и Федерального горного надзора России (Госгортехнадзор РФ).

По итогу необходимо сдать квалификационный экзамен и пройти аттестацию. При первичной аттестации в комиссии должен обязательно присутствовать представитель Госгортехнадзора. Только после успешной сдачи экзамена такелажнику может быть выдано удостоверение с присвоением квалификации "Такелажник 2 разряда".

Также выучиться на такелажника можно в средних специальных образовательных учреждениях после 9 или после 11 класса с обязательным прохождением производственной практики.

Также такелажники должны регулярно проходить повышение квалификации, а также инструктажи по технике безопасности. Обычно на такие курсы их направляет само предприятие.

Разряды такелажников по ЕТКС

Как и у любой рабочей специальности, у профессии такелажника есть разряды и уровни опыта.

Такелажник 2 разряда

Погрузка и разгрузка грузов с весом до 5 тонн.

Такелажник 3 разряда

Может заниматься погрузочными работами, если масса груза варьируется от 5 до 25 тонн.

Такелажник 4 разряда

Производит перемещение грузов, вес которых колеблется от 25 до 50 тонн.

Такелажник 5 разряда

Средняя зарплата такелажника

Вакансий такелажников на рынке труда хватает, однако, оклад, который предлагают работодатели, оставляет желать лучшего.

Средний уровень заработной платы у специалистов данной категории составляет 30 000 рублей. Высококвалифицированный рабочий может рассчитывать и на более высокий уровень оклада – 45 000 рублей.

Разве не случалось, что эти слова из уст инспектора ГАИ бросали вас в дрожь? И по вполне понятной причине: столь необходимый во многих случаях стояночный тормоз очень часто оказывается неработающим, а установить это инспектору ничего не стоит. Как вернуть «ручник» к жизни? Об этом ведет речь Валентин ГРИГОРЬЕВ.

Как-то один из читателей журнала предлагал подумать над устройством, фиксирующим в нажатом положении педаль рабочей тормозной системы (гидравлической), тогда привычный «ручник» не понадобится! В конце концов, разве нельзя использовать в этом качестве подходящую палку, упруго вставив ее враспор между педалью и сиденьем?

Оказывается, можно. если вы оставляете автомобиль ненадолго — на минуты, но никак не на часы! Дело в том, что при вполне нормальном состоянии деталей гидропривода тормозов (главного цилиндра и рабочих цилиндров, поршней, уплотнительных колец) обеспечить стопроцентную герметичность не удается — жидкость, пусть очень медленно, но просочится через уплотнение, и педаль, если ее оставить надолго нажатой, в конце концов упрется в пол. Вот почему рабочая тормозная система, действующая на принципах гидростатики, для применения в качестве стояночной не годится. Кстати, опытные автолюбители знают, что порой в неплохо, казалось бы, работающем гидроприводе тормозов утечка жидкости бывает вполне ощутимой: автомобиль нормально тормозит, педаль не «мягкая», воздуха в системе нет, но если нажать на педаль покрепче и держать минуту-другую, жидкость «уходит». Заглянув в бачок, вы в этом легко убеждаетесь: уровень ее понизился, пора добавить.

Стояночный привод тормоза — как правило, простейший, тросовый — действует обычно на задние колеса с барабанными тормозами. А если у автомобиля они дисковые, то механизм тормоза размещается в. ступице диска (этакие ма-аленькие колодочки). Таковы тормоза большинства «мерседесов». Кстати, на некоторых из них стояночный тормоз приводится в действие. ногой, а отключается рукой (подробнее см. ЗР, 1997, № 2).

«Болезни» «ручника» чисто механические: реже связанные с износом (вытяжка троса, обрыв проволочек, осадка оболочки, срыв резьбы на регулировочной тяге), а чаще — с коррозией. Особенно если машина используется на зимних, обработанных солью улицах и дорогах. Последнее важно запомнить тем, кто редко пользуется «ручником». Отмечалось и такое (в основном на «жигулях»): вечером вам пришлось преодолевать вброд глубокие лужи, а наутро ударил крепкий мороз. В этом случае «ручник» может застыть намертво (внутрь оболочки троса проникла вода) и. порой навсегда! Талая вода обладает повышенной коррозионной активностью. Последствия здесь те же, что и при коррозии большинства автомобильных узлов. Зазоры между тросом и оболочкой минимальные, и если затронута ее внутренняя сторона, то продуктам коррозии (достаточно большого объема) некуда деваться — они намертво защемляют трос, лишая его подвижности. Если вовремя не расшевелить трос и не подать смазку внутрь оболочки, то к весне вам, скорее всего, придется заменять привод новым. Но беда в том, что большинство водителей даже погожими летними днями не любят заглядывать под машину, а что уж тут говорить о зиме.

Иногда «закисают» гайки на регулировочной тяге: при попытке отвернуть их срезают сам резьбовой стержень. Правда, спасти этот узел несложно, если у вас под рукой паяльная лампа, горелка или промышленный фен. С их помощью можно сильно нагреть схваченные коррозией гайки, и металл, испытывающий большие напряжения от продуктов коррозии, несколько осаживается — после остывания гайки можно отвернуть. Но учтите, что для самого троса сильный нагрев недопустим.

Проверить работоспособность «ручника» более чем просто — при том или ином (оговоренном в инструкции) количестве щелчков храповика тормоз должен удерживать автомобиль на определенном уклоне (каком — об этом несколько ниже). Как правило, на новой машине это получается. А на неновой — не всегда. В чем причины?

Во-первых, в этом все-таки может быть виноват привод троса. Если последний в оболочке перемещается туго, вполне вероятно, что приложенное вами к рычагу усилие расходуется в основном на деформацию троса и оболочки и лишь некоторая его часть передается на колодки. Полностью заблокированный в оболочке трос, о чем шла речь выше, усилий на колодки вообще не передает. Итак, трос в оболочке должен перемещаться свободно. (Кстати, уплотнение троса на входе в оболочку у «жигулей» весьма примитивно — здесь впору объявить конкурс для «бывалых» на лучшее решение!)

Во-вторых, плохая работа стояночного тормоза — часто следствие банальных причин — износа тормозных колодок и барабанов, замасливания их (в том числе тормозной жидкостью, если рабочие цилиндры недостаточно герметичны). Плачевное состояние задних тормозов нередко остается вне поле зрения автовладельца; передние очень эффективны, а потому общее состояние тормозной системы кажется вполне благополучным. На самом же деле, если вы, заменив трос «ручника» и нормально его отрегулировав, не смогли добиться нужной эффективности торможения задних колес, будьте уверены: там что-то не в порядке.

Какова должна быть эффективность ручного тормоза? По ныне действующим в России нормам он обязан обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на дороге с уклоном 23%, а грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне 31%.

На наиболее распространенных у нас автомобилях ВАЗ исправный «ручник» способен удерживать машину на уклоне 30% (или 16,7°) при четырех-пяти щелчках храповика. Для «Москвича-2141» — 25% при пяти-шести щелчках.

Где найти необходимый для проверки уклон? Проще всего — это подъем на эстакаду в любом гаражном кооперативе — здесь очень часто делают уклон пандуса в пределах 30%. Эстакады, встречающиеся возле крупных автомагистралей, обычно тоже имеют близкий к этому уклон въезда.

Здесь, кстати, не вредно помнить, что максимальный угол подъема, преодолеваемый легковым автомобилем с полной нагрузкой на первой передаче без разгона, обычно составляет 30–36% (16,7–19,8°). Найдя где-нибудь на горной тропе интересующий вас подъем, его можно оценить с помощью двигателя или. «ручника».

Иногда можно видеть, как работник ГАИ, не имея возможности проверить ручной тормоз автомобиля, как положено, на уклоне, делает это на горизонтальной площадке. При этом считается, что если машину нельзя сдвинуть вперед или назад, то все в порядке. Насколько это объективно, судите сами: при 23-процентном уклоне на автомобиль действует скатывающая сила, равная произведению веса автомобиля G на синус угла уклона, то есть G.0,224 (см. рис.). Иными словами, для автомобиля весом 1200 кгс эта сила достигает 269 кгс! Думаем, что и силу 100 кгс способен приложить не каждый инспектор ГАИ, а ведь соответствующий этому случаю «ручник» фактически уже неисправен! В этом легко убедиться, пытаясь с его помощью удержать этот автомобиль даже на небольшом уклоне — скатывающая сила 100 кгс достигается уже на уклоне около 8,4%, то есть при угле меньше 5°.

Кстати, на горизонтальной площадке «ручник» можно проверять с помощью двигателя: заднеприводной машине на I передаче он не должен позволить провернуть ведущие колеса, а на переднеприводной — вызовет их пробуксовку.

Вообще же, при долгой стоянке на уклоне даже на вполне исправный ручной тормоз полагаться не следует: в конце концов, каких только случаев не бывало в подобных ситуациях! Поэтому непременно принимайте дополнительные меры страховки. Включайте низшую (или заднюю) передачу: даже при самой слабой компрессии в изношенном двигателе машина катастрофически быстро вниз не скатится. Управляемые колеса желательно правильно (в нужную сторону) повернуть, чтобы при скатывании они уперлись в расположенное рядом препятствие, например в бордюрный камень тротуара. Наконец, многоопытный автомобилист не погнушается в опасном месте подложить под колеса кирпичи.

Читайте также: