Есть ли должность контрактного управляющего в квалификационном справочнике

Опубликовано: 06.05.2024

Профессиональный стандарт контрактного управляющего нужен для описания функционала специалиста и определения его квалификации. Дополнительно он используется работодателями при перераспределении трудовой нагрузки, отсеве кандидатов на трудоустройство, оценке персонала.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Регулирование использования профстандартов

В соответствии с положениями Федерального закона №122-ФЗ профстандарты могут использоваться на обязательной или добровольной основе. Нормативные акты, регулирующие обязательный порядок их применения:

  • Статья 195.3 ТК РФ – в соответствии с ней, профстандарты необходимы для позиций с законодательно закрепленными квалификационными требованиями.
  • Статья 57 ТК РФ – она обязывает применять профстандарты для профессий со льготами и ограничениями.
  • Постановление Правительства №584 – этот документ обязывает применять профстандарты работодателей из бюджетного сектора и компании, контролируемые государством.

Таким образом, профстандарты обязательны для определенных профессий, а также если наниматель – государственная структура. В иных случаях они используются добровольно, позволяя достичь работодателям следующих целей:

  • Актуализировать документацию по персоналу, что полезно как для улучшения делопроизводства, так и для профилактики споров с представителями ФНС и других проверяющих структур.
  • Установить параметры квалификации, которым обязаны будут соответствовать как действующие служащие, так и кандидаты на работу.
  • Определить критерии для оценки и переаттестации персонала.
  • Требовать от работников действий по повышению их профессионального уровня.

Внимание! Традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС пока сохраняют свою действенность, и организация-работодатель сама решает, какой документ ей больше подходит.

Содержание и структура профстандарта контрактного управляющего

В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт для позиции эксперта в сфере закупок, основные характеристики которого применимы для контрактного управляющего. Он включает четыре части.

В начальном разделе содержатся общие данные о профессии: её цель, группа и вид экономической деятельности.

Вторая часть включает перечень обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также их составляющих. Для каждой из них приведены коды и уровни сложности.

Три обобщенные функции контрактного управляющего:

  • консультирование по закупкам;
  • их экспертиза;
  • организация деятельности по закупкам и экспертизам.

Перечисленные функции включают семь составляющих.

Третий раздел подробно раскрывает суть функций и составляющих. По каждой функции приведены следующие сведения:

  • специалисты, готовые к её выполнению;
  • ожидаемые от них уровни трудового опыта и обучения;
  • особые условия их допуска к работе, а также дополнительные сведения.

Так, для функции экспертизы в сфере закупок для нужд государства, местных властей и компаний приводится следующая информация:

  • специалисты, готовые её выполнять, – эксперт в области закупок и контрактный управляющий;
  • образование – высшее, с дополнительным обучением по профилю деятельности;
  • опыт – от четырех лет в области закупок;
  • дополнительные сведения – коды специалистов по классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР.

По составляющим перечислены следующие данные:

  • выполняемые специалистом рабочие операции;
  • ожидаемые от специалиста знания и умения;
  • прочие характеристики.

К примеру, для составляющей «Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» имеется следующая информация:

  • пять рабочих операций – экспертиза выполнения контракта, оформление соответствующей документации по его результатам и пр.
  • пять нужных для выполнения операций умений – выявление нарушений при исполнении контракта, использование необходимой офисной техники и пр.
  • двенадцать нужных знаний – основы статистики, бухгалтерского учета в области закупок и пр.
  • десять дополнительных требований из области деловой этики – не разглашать материалы, соблюдать требования конфиденциальности и пр.

В четвертом разделе документа приводится список организаций, задействованных в его разработке.

Внимание! Те сведения о профессии, которые не разобраны в документе, содержатся обычно в должностной инструкции. Речь идет о должностных полномочиях, правилах взаимодействия с коллегами и иных подобных моментах.

Применение профстандартов на практике

Качественное внедрение профстандартов в документооборот организации-работодателя проходит следующие стадии:

  • Утверждение регламента, где разобраны основные аспекты внедрения: план-график, востребованная документация, уполномоченные лица.
  • Исследование деятельности сотрудников: характера и степени нагрузки, действующие требования к квалификации и пр.
  • Изменение трудовой документации с помощью подходящих профстандартов: модернизация должностных инструкций, норм штатного расписания, принципов оценки эффективности (KPI).
  • Документирование новых критериев, по которым будет оцениваться персонал и кандидаты на работу.

Применение комплекса данных мероприятий позволит работодателю требовать от подчиненных мер по улучшению их квалификации, отправлять их на профподготовку, отсеивать кандидатов с неподходящими навыками. Так, если контрактный управляющий не отвечает критериям, изложенным в профстандарте, то наниматель вправе потребовать от него действий по повышению профессионального уровня.

Внимание! Трудовой кодекс не обеспечивает работодателю возможность уволить контрактного управляющего из-за его несоответствия положениям профстандарта. При его отказе повышать уровень своей квалификации можно или перевести его на другую позицию (ст. 72.1 ТК) или переименовать его должность (статьи 72, 74 ТК).

В рамках госзаказа по 44-ФЗ заказчики назначают контрактного управляющего или формируют контрактную службу. Решающим моментом при выборе одного из этих вариантов является совокупный годовой объем закупок заказчика. В статье раскрываем понятие контрактного управляющего, требования к должности, функции и обязанности. Данный материал заинтересует представителей заказчика, а также тех, кто хочет устроиться на работу контрактным управляющим и ищет вакансию. Подскажем с чего начать.

Когда назначается контрактный управляющий?

Контрактный управляющий является ключевой фигурой в учреждении заказчика, он отвечает за проведение закупочных мероприятий и исполнение каждого контракта.

Эта должность вводится в штат, когда совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика менее 100 млн. руб. и нет контрактной службы (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Итак, если СГОЗ превышает 100 млн. руб., то создается контрактная служба (при этом создание спецподразделения не является обязательным) (ч.1 ст.38 44-ФЗ).

При СГОЗ менее 100 млн. руб. и отсутствии контрактной службы вводится должность контрактного управляющего (ч.2 ст.38 44-ФЗ). Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. руб. заказчик обязан назначить управляющего или вправе создать контрактную службу.

Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Обязанности контрактного управляющего прописаны в ч.4 ст.38 44-ФЗ:

  1. Разработка плана-графика и изменений для внесения в план-график, публикация данных сведений в ЕИС.
  2. Подготовка и отправка в ЕИС извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений на участие в выборе поставщика закрытыми способами.
  3. Ведение закупок и заключение контрактов.
  4. Принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании итогов выбора исполнителей и подготовка информации для выполнения претензионно-исковой работы.
  5. Проведение необходимых консультаций с поставщиками на этапе планирования закупок и участие в них с целью анализа конкурентной среды на соответствующих рынках ТРУ, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  6. И другие обязанности по 44-ФЗ.

С полным списком функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) можно ознакомиться в Разделе II типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 г. № 631.

Важный момент! Контрактная служба действует в рамках положения, разработанного и утвержденного на базе типового положения, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч.3 ст.38 44-ФЗ). В ст.38 44-ФЗ ничего не говорится об обязанности заказчика разрабатывать и утверждать положение для контрактного управляющего.

Задачи специалиста

Главной задачей контрактного управляющего является организация и контроль закупок. Работа начинается с планирования и заканчивается контролем исполнения всех этапов контрактных работ и анализом эффективности результатов закупки. Деятельность сотрудника охватывает весь закупочный цикл, включая разрешение спорных ситуаций с поставщиками и госструктурами.

Вторая задача – работа по закону. Свои действия и решения специалист должен основывать на знаниях Конституции РФ, 44-ФЗ, ГК РФ, Бюджетного кодекса, НПА о контрактной системе, положения о контрактном управляющем, иных НПА РФ. Он должен быть грамотным и компетентным.

Третья задача появляется после выполнения первых двух задач: заключать контракты по максимально выгодным условиям. Сотрудник организует закупки с целью приобрести необходимые ТРУ по выгодной работодателю цене.

Контрактный управляющий должен совмещать все 3 задачи: экономия бюджетных средств при приобретении необходимых товаров, работ и услуг, организованной по правилам действующего законодательства.

Требования к должности

В ч.6 ст.38 44-ФЗ говорится, что контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 01.01.2017 г. управляющий может иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на ТРУ для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

Должностная инструкция

У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:

  1. Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
  2. Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
  3. Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).

При назначении управляющего заказчик действует последовательно:

  • Новая должность вносится в штатное расписание;
  • Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
  • Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).

Инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
  • Функции: общие функции для должностного лица;
  • Обязанности: действия управляющего;
  • Права: объем прав сотрудника;
  • Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
  • Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.

Ответственность должностного лица по 44-ФЗ

По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.

Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Обучение и профстандарт

Деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа должны производиться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическим навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации обязаны поддерживать и повышать уровень квалификации и профобразования сотрудников, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Выше говорилось, что до 1 января 2017 г. контрактным управляющим могло быть лицо с профобразованием или дополнительным профобразованием в области размещения заказов на ТРУ (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» говорится, что срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Профессиональное обучение контрактных управляющих происходит в профильном образовательном учреждении (высшее и среднее специальное). Форма занятий может быть как очной, так и заочной. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, занятия предполагают и теорию, и практику.

На сегодняшний день актуальны занятия на «удаленке», благодаря чему экономятся время и силы занятых сотрудников. Для участия в занятиях на расстоянии нужно иметь свободное время, компьютер и интернет.

С 01.07.2016 г. вступили в силу положения статьи 195.3 ТК РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». А приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 г. № 626н – «Эксперт в сфере закупок».

Эти стандарты включены в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Специалист в сфере госзаказа должен иметь:

А эксперт:

Поиск вакансии

Где размещают вакансии контрактного управляющего? Разобраться в этом вопросе будет несложно. Для начала промониторьте популярные сайты по поиску работы: www.hh.ru; www.superjob.ru; www.rabota.ru; www.job.ru; www.avito.ru.

Кроме этого заказчики размещают объявления о поиске сотрудников на своих сайтах. Также можно зайти на сайты администраций.

Реже, но можно встретить такие объявления на специализированных форумах по госзаказам или в тематических группах и группах в соцсетях.

В организациях заказчиков часто происходит «текучка кадров». Сегодня на должности контрактного управляющего работает один человек, а завтра уже назначен другой. Это может быть новичок с соответствующим образованием. С первого дня работы ему предстоит с головой погрузиться в сферу госзаказа и разобраться во многих тонкостях и сложностях.

Если в учреждении заказчика предусмотрена только одна должность управляющего, то новичку не у кого будет спросить совета, коллеги не смогут ему ничем помочь. Контрактный управляющий должен быть «подкован» в теории и практике, вести «от и до» процесс закупки, уметь отстаивать интересы своего работодателя, например, в ФАС.

Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Группа занятий:

Руководители федеральных и региональных органов законодательной власти и их аппаратов, депутаты законодательных собраний

Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов

Руководители органов местного самоуправления

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители в области определения политики и планирования деятельности

Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью, не входящие в другие группы

Руководители служб по сбыту, маркетингу

Оценщики и эксперты

Аналитики систем управления и организации

Специалисты органов государственной власти

Специалисты по базам данных и сетям, не входящие в другие группы

Агенты по коммерческим продажам

Средний юридический персонал

Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы

Служащие по введению данных

Служащие по бухгалтерским операциям и учету

Служащие по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов

Офицеры действительной военной службы

Отнесение к видам экономической деятельности:

Покупка и продажа собственного недвижимого имущества

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

Консультирование по вопросам управления

Деятельность административно-хозяйственная комплексная по обеспечению работы организации

Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего и социально-экономического характера

Предоставление государственных услуг обществу

Деятельность в области обязательного социального обеспечения

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги

Подготовка закупочной документации

Обработка результатов закупки и заключение контракта

Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Составление планов и обоснование закупок

Осуществление процедур закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Проверка соблюдений условий контракта

Проверка качества представленных товаров, работ, услуг

Контроль в сфере закупок

Мониторинг в сфере закупок

Аудит и контроль в сфере закупок

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист по закупкам

Работник контрактной службы

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок


1. Должностная инструкция контрактного управляющего - это

2. Требования к должностной инструкции контрактного управляющего 44 ФЗ

    Правовое регулирование

В первую очередь для того, чтобы составить должностную инструкцию для этого заказчику нужно ориентироваться на требования, имеющиеся в 44 ФЗ. В ч 4 ст 38 имеется полный список функций, их и обязан выполнять контрактный управляющий. Все эти функции обязаны иметься в данной инструкции.
На основе профессиональных стандартов происходит составление данной инструкции для конкретного сотрудника. Профессиональные стандарты разрабатываются Министерством Труда и должны быть утверждены приказом под номером 625н. В обязанности заказчика будет входить применение профстандартов к работникам. Эти требования имеются в ст 195 ТК РФ. Вместе с этим должны выполняться квалификационные требования, их можно найти в ч 6 ст 38 44 ФЗ.


На основании ст 12 44 ФЗ будет нести личную ответственность за все произведенные нарушения законодательства при организации закупок.

За подобные нарушения предусматривается введение штрафов, они предъявляются на основании 7.29 – 7.32, 19.5, 19.7.2 КоАП РФ. Если нарушения имеют более сложный характер, то за них может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Обратитесь к нам и наши специалисты помогут ее заполнить!

    Правильное оформление

Этот документ составляется руководителем компании и он самостоятельно определяет какую форму она будет иметь. Инструкция не обязательно может быть оформлена в качестве отдельного документа, она может являться составной частью трудового договора.

В обязательном порядке обязаны прописываться условия, при которых работник примет на себя полномочия по контрактному управлению в комплексе с остальными функциями.

В самом распоряжении руководства по назначению контрактного управляющего будет указываться лицо, которому в ходе работы и будет подчиняться сотрудник.

Имеет право вносить изменения в инструкцию руководитель организации. Только все эти действия должны быть прописаны в начальном варианте документа. Сотрудник должен лично ознакомиться со всеми изменениями, которые вносятся в должностную инструкцию и после этого он должен ставить подпись.

    Содержание должностной инструкции

Оценка результатов деятельности. В данном разделе прописан вопрос об общей оценки грамотности и общей результативности работы данного сотрудника.

После того как должностная инструкция будет составлена руководителем организации, то после этого она передается сотруднику для того, чтобы он с ней ознакомился. Как только сотрудник будет ознакомлен с ней, то если он согласен со всеми условиями, ставит свою подпись на документе. При этом должностная инструкция должна быть в двух экземплярах. Один остается у руководителя, а второй у сотрудника.

    Расчет эффективности труда
  • Своевременное выполнение обязанностей;
  • интенсивность труда, ответственность сотрудника;
  • Наличие опыта, знаний и применений практических навыков;
  • Правильное выстраивание рабочего процесса и верное использование при этом времени и задействование при этом инструментов;
  • Положительное отношение со стороны контрагентов и отсутствие претензий;
  • Выполнение требований законодательства.


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Утвердили новый профстандарт для специалиста в закупочной сфере

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
      обеспечение и проведение;
  4. экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
  5. контроль.
  6. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
A Обеспечение госзакупок 6 Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав А/01.6 6
Подготовка закупочной документации А/02.6 6
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) А/03.6 6
B Проведение госзакупок 6 Составление планов и обоснование закупок В/01.6 6
Осуществление процедур закупок В/02.6 6
C Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) 7 Проверка соблюдений условий контракта (договора) С/01.7 7
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) С/02.7 7
D Контроль в сфере госзакупок 7 Мониторинг D/01.7 7
Аудит и контроль D/02.7 7

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

  • специалист по закупкам;
  • агент по закупкам;
  • закупщик;
  • работник контрактной службы;
  • специалист контрактной службы.

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

  • обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав;
  • обработка и анализ информации и данных о складских запасах, стратегии и иных планах деятельности организации, потребностях подразделений, об отраслевых рынках, включая информацию о поставщиках;
  • подготовка и направление приглашений к определению поставщиков различными способами;
  • обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков.
  • использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
  • создавать и вести информационную базу данных;
  • изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;
  • исследовать складские запасы, прогнозные планы деятельности, отраслевые особенности организации;
  • исследовать рынок поставщиков и производителей укрупненно по категориям товаров, услуг и более подробно по конкретным лотам, включая их загрузку, сезонные и региональные особенности производства и поставки, ценообразование;
  • обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;
  • выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов.
  • требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в части применения к закупкам;
  • антимонопольное законодательство;
  • требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
  • основные меры по предупреждению коррупции в организации;
  • бухгалтерский учет в части применения к закупкам;
  • особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
  • отраслевые особенности деятельности организации;
  • методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта (договора);
  • основы информатики в части применения к закупкам;
  • этика делового общения и правила ведения переговоров.
  • соблюдать конфиденциальность информации;
  • соблюдать этику делового общения;
  • проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

ВАЖНО!
Другие трудовые функции для специалистов раскрыты по аналогии с этой.

Обобщенные трудовые функции2

Обобщенные трудовые функции

Какие документы подтверждают квалификацию участников закупки?

При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств квалификации участников закупки, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Это могут быть:

  1. Благодарственные письма за ранее выполненные контракты;
  2. Грамоты и дипломы;
  3. Дипломы сотрудников организации;
  4. Благодарственные письма;
  5. Документы подтверждающие выполнение коммерческих и государственных договоров;
  6. Документы подтверждающие права пользования материально-технической базой.

Указанные документы подаются участником в составе заявки.

Положительный имидж — важная составляющая любого бизнеса. Он повышает возможности для участников закупок. Для его наработки и сохранения требуется приложить немало усилий.

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
      консультирование в сфере госзакупок;
  4. экспертиза в сфере госзакупок;
  5. организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  6. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.

Как сейчас работают профстандарты

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

Для организаций с долевым участием государства свыше 50% Постановлением Правительства № 584 от 27.06.2016 предусмотрели поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2019.

Профстандарт контрактного управляющего с 2021 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

IV. Ответственность

Специалист по закупкам несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015г. №625н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2021 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2021 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.


III. Права

Специалист по закупкам имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.

Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.

Читайте также: