Прокурор ссср кем назначался на свою должность

Опубликовано: 05.07.2024

Основные этапы развития законодательства о прокурорском надзоре в советском государстве. (1922-1955). Закон о прокуратуре РБ, иные акты, определяющие осуществление прокурорского надзора.

Назначение, подотчетность Генерального Прокурора РБ и порядок назначения нижестоящих прокуроров. Сроки полномочия прокуроров, право законодательной инициативы Генерального Прокурора РБ.

Назначение на должность и подотчетность д-ти:

В соответствии со ст. 126 Конституции РБ Генеральный прокурор РБ, возглавляющий единую и централизован сист орг прок назначается на должность Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ. (= ст. 18 ЗоП)

Сообщение о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуется в СМИ.

Ген прок нижест прок независисмы в осущ-нии св полном и руков-ся зак-вом. Генеральный прокурор РБ в своей деятельности подотчетен Президенту РБ.

Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим.

Пр з-дат инициативы:

До 1996 года Генеральный прокурор имел право законодательной инициативы. После принятия изменений в Конституцию на республиканском референдуме в 1996 г. такого права у Генпрокурора больше НЕТ (пр з-дат иниц облад только: ПЗ, деп ПП, СР, СМ, гр-не 50 тыс). – в РФ аналогичн сит, у Генпрок нет з-дат иниц.

На сегодн день многие авт критикуют такую позицию, т.к. в рамках участия в пр/творч д-ти у Ген прок есть только пр в устан-м порядке направлять предложения в нормотворч орган/ ДЛ о принят/ измен/ доп/ толковании/ признан утративш силу НПА = это МАЛО. На наш взгляд, наделение Генпрок правом з-дат иниц позволило бы более весомо влиять на законотворч процесс. Н-р, в СССР согласно ст. 9 ЗоП 1979г. предусм-сь пр з-дат иниц Генпрок СССР, прок союзных и автономных республик – многие авт расценив эту практику как положительную

Освобождение от должности:

В соответствии со ст. 18 ЗоП Генеральный прокурор РБ мб освобожден от должности Президентом РБ с уведомлением Совета Республики Национального собрания РБ в случае:

- совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда

- по состоянию здоровья, препятствующему исполнению им своих служебных обязанностей

- по собственному желанию

- по другим основаниям, установленным законом.

В отсутствие Генерального прокурора РБ/ в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет 1й зам Генерального прокурора РБ, а в случае отсутствия 1-го зама Генерального прокурора РБ / невозможности исполнения им своих обязанностей — один из замов Генерального прокурора РБ в соответствии с распределением обязанностей. ПЗ М возложить исп-ние обяз-тей Генпрок на 1-го зама/ др замов Генпрока в случае овобожд Генпрока от должности.

Полномочия Генерального прокурора РБ:

- возглавл сист орг прок

- организует и направляет работу органов прокуратуры,

- осуществляет контроль за их деятельностью,

- несет ответ-ть за выполнен орг прок-ры возлож-х на них задач

- издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры,

- в пределах своей компетенции дает письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

- и до полном по з-дат актам

- ст. 126 Конст = Генпрок назначает нижест-х прок-ров

Порядок назначения нижест-х прокуроров:

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должность и освобождает от должности: (ч. 2 ст. 23 ЗоП)

1) замов Генерального прокурора РБ по согласованию с Президентом;

2) начальников стр-рных подразделен и их замов, советников, старпом и пом Генпрок, пом по особым поручениям, пом замов, старш прок и прок стр-рных подраздел, ст следоват и следовать по особо важн делам, след-кр/листов и др раб-ков Генпрок-ры (раб-ки Генпрок) – самост!




3) прокуроров областей/ Мн/ приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом;

4) замов прокуроров обл/ Мн/ приравнен, нач-ков стр-рных подраздел прокуратур обл/ Мн/ приравнен по представлению соотв-го прок

5) руководителей гос организ, созданных в сист орг прок по решению ПЗ (НПЦ проблем укрепления зак-ти и пр/порядка) - по согласованию с Президентом

6) замов руководит гос организ 5) - самост!

7) прокуроров и замов прок р-нов/ р-нов в гор/ гор/ м/рай / приравнен трансп и воен – по представлению соотв-но прок обл/ Мн/ приравнен

Срок полномочий: Генпрок и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет. (Коммент к Конст Василевича) + это было прямо закреплено в ст. 15 З-на о прок 1993.

В ЗоП 2007 про срок полномочий ничего не говорится. Согласно п. 14 Положения с лицом, назначенным на должность прок раб-ка (кроме стажера), заключ-ся контракт сроком от 1 года до 5 лет.

Исходя из этого: срок полном прок-ра = срок его контракта (1-5 лет) до достижения им предельного возраста нахождения на гос службе (ст. 41 З-на о гос службе – предельн возраст 65 лет)

Становление прокуратуры проходило в условиях трудного осмысления как задач, подлежащих исполнению, так и места этого органа в структуре государства.

В отличие от большинства других государств в Российской Федерации и других советских республиках прокуратура создавалась, прежде всего как общенадзорный орган. Следует признать, что к этому имелись веские основания. Распад империи, государственности с ее вековыми укладами, прекращение действия старого государственного аппарата и многолетняя вольница гражданской войны породили у значительной части населения неуважение к закону вообще. Переход от режима чрезвычайщины, от действий, обусловленных "революционным правосознанием", к подчинению единому закону встречал ожесточенное сопротивление со стороны не только населения, но и значительной части представителей новых органов местной власти.

Тяга к нормотворчеству, к изданию своих, местных "законов", якобы улучшающих или уточняющих законы центральной власти, была исключительно велика. Учитывая, что юридическое да и общее образование представителей местной власти было удручающе низким, можно представить последствия такого нормотворчества. Например, в 1925 году по протестам прокуроров в Беларуси были признаны незаконными и отменены 4198 постановлений местных органов власти.

Следует отметить, что ленинская формулировка основной задачи прокуратуры оказалась настолько точной, что почти без изменений была приведена в ст. 4 Закона СССР "О Прокуратуре СССР" от 30 ноября 1979 г., согласно которой органы прокуратуры "осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям".

Вместе с тем, поставленные перед создаваемыми органами прокуратуры задачи не были ограничены только этими функциями. С момента создания республиканской прокуратуры наметились основные направления ее деятельности. Так, Положением о прокурорском надзоре, принятом 26 июня 1922 года третьей сессией ЦИК Белорусской ССР, на учрежденную Государственную прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора "от имени государства за законностью действий государственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц, путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений";

- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений… и дача указаний и разъяснения органам предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам;

- разрешение вопросов о предании суду и прекращения дел, поступающих к ней от органов дознания;

- утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела;

- участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам предания суду и прекращения дел во всех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;

- опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля, вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений Совета Народных Судей;

- поддержание обвинения в суде;

- проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.

В принципиальном плане очерченные в приведенном Положении направления прокурорского надзора не изменились по настоящее время.

Так, ныне действующий Закон Республики Беларусь "О Прокуратуре Республики Беларусь" определяет следующие направления прокурорского надзора: 5 отраслей наздора (общий, за ОРД, за досуд пр-вом, за суд пост и их исп-ем, за пенитенциарн сист) + координац пр/охранит д-ти + ОУП + участин в СР (4 направл)

Значительно большее время понадобилось для осознания места прокуратуры в системе государственных органов. Вопрос о централизации органов прокуратуры, их независимости от местной власти являлся настолько острым, что отголоски былых споров все еще слышны и в настоящее время. На необходимости вывода прокуратуры из сферы влияния местных органов настаивал В.И. Ленин. Потребовалось все влияние его авторитета, чтобы убедить других государственных и партийных деятелей в правильности такой позиции. Тем не менее, первоначально республиканская прокуратура была образована в БССР в составе Народного Комиссариата Юстиции. Во главе Прокуратуры в качестве Прокурора республики стоял Народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании Прокурора республики находился входящий в состав Народного Комиссариата Юстиции отдел прокуратуры.

-с 1917 по 1922 г. – орг прок-ры были ликвидированы Декретом о суде № 1

- с 1922 по 1928 г. – Гос прок-ра в сост Наркомата юстиции – Курский Д.И.(прокурор РСФСР)

- с 1924 по 1933 г. – (параллельно с предыд) д-ла Прок-ра Верховного Суда СССР – Красиков П.А.(прокурор ВС СССР)

- с 1933 по 1935 г. – образована Прокуратура СССР – Акулов Иван Алексеевич – 1й прокурор СССР(репрессирован, посмерно реабилитирован)

-с 1935 по 1943 г. – прокуроры СССР: Вышинский, Панкратьев, Бочков

- с 1943 по 1948 – Генеральная прокуратура СССР – 1й Генпрокурор – Горшенин Константин Петрович

- с 1948 по 1953 – Генпрокр – Сафонов

- с 1953 по 1981 г. – Руденко Роман Андреевич (28 лет Генпрок. )

(. Фаина Нюрина – зам прок РСФСР, долго исполнявшая обяз-ти прок РСФСР)

Первым прокурором Беларуси был назначен латыш Адольф Христофорович Гетнер. Неопределенность положения прокуратуры отразилась и на принципах назначения руководства прокуратуры. Вплоть до послевоенного периода никто из прокуроров республики не занимал этой должности более 3 лет. Так, А.Ф. Гетнер возглавлял прокуратуру до 1925 года, М.А. Сегаль - с 1925 по 1928 год, Н.О. Михайлов - с 1929 по 1931 год, М.А. Левков - с 1931 по 1933 год, П.В. Кузьмин - с 1933 по 1936 год, С.Я. Новик - с 1937 по 1939 год. Следует признать, что такие кадровые перестановки не способствовали ни эффективности работы прокуратуры, ни повышению ее авторитета.

Прав регулирование:

В зависимости от остроты тех или иных вопросов, предлагаемых к решению прокуратуре, изменялись ее структура и функции. В частности, 21 февраля 1925 года ЦИК и СНК Белоруссии учредили должность прокурора по трудовым делам. Постановлением ЦИК и СНК БССР от 29 декабря 1928 г. при Прокуроре республики была учреждена должность прокурора по земельным делам. Постановлением этих же органов от 25 апреля 1931 г. было принято новое Положение о судоустройстве БССР, согласно которому работа прокуратуры перестраивалась по отраслевому принципу. В состав органов прокуратуры входили прокуратуры по социалистическому производству и труду; по надзору за социалистической реконструкцией сельского хозяйства; торговле и финансам; по надзору за судом, следствием и местами заключения; по административному надзору; транспортной прокуратуры; прокуратуры по надзору за органами ОГПУ. Каждую прокуратуру возглавлял помощник Прокурора республики. Такой эксперимент по децентрализации органов прокуратуры себя не оправдал. В целом благое намерение специализации прокурорского надзора по его отраслям привело к фактическому переподчинению таких прокуратур местным органам власти или руководителям поднадзорных отраслей. Последствия оказались столь тревожными, что потребовалось постановление ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. "О революционной законности", запретившее местным органам власти использование прокуроров не по назначению, их снятие и перемещение.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура СССР, как единый всесоюзный орган. Однако и после этого, вплоть до принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г., прокуратура в республиках оставалась в системе Наркомюстов.

Конституцией СССР 1936 года (ст. 113) на Прокурора СССР возлагался "высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР". Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР (ст. 117).

Таким образом, становление прокуратуры, как независимого надзорного органа продолжалось более 14 лет. Это было обусловлено не только разным пониманием задач и положения прокуратуры в структуре государственных органов, не только отсутствием опыта государственного строительства, но, и как показывает вся история прокуратуры, неистребимым желанием многих местных или региональных руководителей к бесконтрольной деятельности, или, в крайнем случае, иметь сговорчивого "карманного" прокурора.

В период Великой Отечественной войны, вплоть до освобождения Беларуси, прокуратура республики, как государственный орган не функционировала по вполне понятным причинам. Что касается деятельности самих прокурорских работников в это время, то это предмет не одной статьи.

Значительный период послевоенной деятельности прокуратуры БССР неразрывно связан с именами возглавлявших ее Ветрова Ивана Дмитриевича и Бондаря Алексея Георгиевича (18 лет!). Последний являлся Прокурором БССР наиболее продолжительный в истории нашей прокуратуры срок - с 1949 по 1967 год.

Расширялась в послевоенное время законодательная база, регламентирующая деятельность прокуратуры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре СССР. В нем более детально регламентировались функции прокуроров и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Большинство из этих положений нашло свое развитие только в Законе СССР от 30 ноября 1979 г. "О прокуратуре СССР".

Правовые основы деятельности прокуратуры в настоящее время определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" от 8 мая 2007 г.

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

История органов прокуратуры


Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".


В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.


Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

О прокуратуре СССР

(с изменениями на 16 июня 1987 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 18 февраля 1992 года
на основании Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI (Ведомости Верховного Совета СССР, N 25, 24 июня, 1987 года).

I. Общие положения

Статья 1. Высший надзор за исполнением законов

В соответствии с Конституцией СССР высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

Осуществляя свои полномочия высшего надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные в части первой настоящей статьи государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе социалистической законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан (часть дополнительно включена с 5 июля 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI).

Требования прокуроров об устранении выявленных ими нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения (часть дополнительно включена с 5 июля 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI).

Статья 2. Задачи прокуратуры

Деятельность прокуратуры СССР направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами;

прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития.

Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры

Прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:

надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);

надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах;

надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности и другими нарушениями законов в сфере народного хозяйства (абзац дополнен с 5 июля 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI - см. предыдущую редакцию);

борьба с нарушениями законов, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан (абзац дополнительно включен с 5 июля 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI);

Абзацы седьмой, восьмой, девятый и десятый предыдущей редакции с 5 июля 1987 года считаются соответственно абзацами восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым настоящей редакции - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI.

борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;

разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями;

участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим;

действуют на основе социалистической законности, в соответствии с Конституцией СССР, конституциями союзных республик и конституциями автономных республик и советскими законами;

осуществляют надзор за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям;

принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка.

Прокуроры союзных республик, автономных республик, другие нижестоящие прокуроры систематически информируют соответственно Президиумы Верховных Советов и Советы Министров союзных, автономных республик, местные Советы народных депутатов, а также трудовые коллективы о состоянии законности и правопорядка, выступают на сессиях Советов с сообщениями о состоянии законности и правопорядка и мерах по их укреплению (часть дополнительно включена с 5 июля 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI).

Часть вторая статьи 4 предыдущей редакции с 5 июля 1987 года считается частью третьей статьи 4 настоящей редакции - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI.

В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Статья 5. Законодательство о прокуратуре

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией СССР, настоящим Законом и другими законодательными актами Союза ССР. Порядок осуществления прокурорами и следователями прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

Статья 6. Назначение, ответственность и подотчетность Генерального прокурора СССР

В соответствии с Конституцией СССР Генеральный прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР, ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Генеральный прокурор СССР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету СССР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета СССР.

Статья 7. Назначение нижестоящих прокуроров

Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев, областей и автономных областей назначаются Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик и утверждаются Генеральным прокурором СССР. Сообщения о назначении прокуроров публикуются в печати (статья дополнена с 5 июля 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года N 7188-XI - см. предыдущую редакцию).

Статья 8. Срок полномочий прокуроров

Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.

Статья 9. Право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР,
прокуроров союзных и автономных республик

В соответствии с Конституцией СССР Генеральному прокурору СССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР.

В соответствии с конституциями союзных республик и конституциями автономных республик прокурорам союзных и автономных республик принадлежит право законодательной инициативы соответственно в Верховных Советах союзных и Верховных Советах автономных республик.

Генеральный прокурор СССР, прокуроры союзных и автономных республик вправе вносить представления соответственно в Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик по вопросам, требующим толкования законов.

Статья 9_1. Участие в заседаниях органов государственной власти и управления

Генеральный прокурор СССР в установленном порядке может участвовать в заседаниях Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях Президиумов Верховных Советов и Советов Министров союзных и автономных республик.

Генеральный прокурор СССР вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств, прокуроры союзных и автономных республик - соответственно в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов и ведомств союзных и автономных республик.

Прокуроры вправе принимать участие в заседаниях исполнительных комитетов соответствующих и нижестоящих местных Советов народных депутатов и других органов управления.

Статья 10. Рассмотрение в органах прокуратуры предложений, заявлений и жалоб

Прокуроры обязаны в установленном законом порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и организаций.

Прокуроры проводят личный прием граждан.

Статья 11. Разрешение органами прокуратуры вопросов, вытекающих
из международных договоров СССР

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции и в установленном порядке разрешают вопросы, вытекающие из международных договоров СССР.

II. Система органов прокуратуры и их организация

Статья 12. Система органов прокуратуры

Система органов прокуратуры состоит из Прокуратуры Союза ССР, прокуратур союзных республик, автономных республик, краев, областей, прокуратур городов, действующих на правах прокуратур областей, прокуратур автономных областей, автономных округов, районных, городских прокуратур. В систему органов прокуратуры также входят военные прокуратуры, транспортные и другие прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, районным или городским прокуратурам. Генеральным прокурором СССР в городах, где имеются районные прокуратуры, могут быть образованы городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур.

Организация и порядок деятельности военной прокуратуры, действующей в Вооруженных Силах СССР, определяются настоящим Законом, другими законодательными актами Союза ССР и Положением о военной прокуратуре, утверждаемым Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР.

Транспортные прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и другие прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором СССР, организуются и действуют на правах прокуратур областей, районных или городских прокуратур.

Статья 13. Полномочия Генерального прокурора СССР по руководству органами прокуратуры

Генеральный прокурор СССР руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой.

Генеральный прокурор СССР на основе и во исполнение законов издает приказы и инструкции и дает указания, обязательные для всех органов прокуратуры.

Указания Генерального прокурора СССР по вопросам следственной работы являются обязательными для исполнения всеми следственными органами.

Генеральный прокурор СССР определяет порядок назначения на должности прокуроров и следователей прокуратуры и освобождения от этих должностей, за исключением тех работников, порядок назначения и освобождения которых установлен настоящим Законом.

Приказы, инструкции и указания Генерального прокурора СССР в случае несоответствия их закону могут быть отменены Президиумом Верховного Совета СССР.

Статья 14. Прокуратура Союза ССР

Прокуратура Союза ССР возглавляется Генеральным прокурором СССР.

Генеральный прокурор СССР имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР. Распределение обязанностей между заместителями производится Генеральным прокурором СССР.

2.2. Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период.

Декретом Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 24.11.1917 «О суде» существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора были упразднены. Местным советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов предписывалось избрать особых комиссаров, которые должны были принять имущество и архивы государственных учреждений царской России, в том числе и учреждений прокурорского надзора.

Предварительное следствие по уголовным делам было возложено на судей единолично. В уголовном судопроизводстве в роли обвинителей и защитников, а по гражданским делам в качестве поверенных допускались граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Новая государственная власть, упразднив органы и учреждения прокуратуры, вернулась к их воссозданию в 1922 г., когда в стране была прочно установлена диктатура пролетариата. Для укрепления власти уже не требовалось принятия революционных мер, использования методов «красного террора». Возникла необходимость регулирования общественных отношений не на основе революционного правосознания, а исключительно путем принятия новых законов и создания реального механизма их исполнения.

Вопрос об организации органов и учреждений прокуратуры вызвал споры и разногласия среди членов комиссии, назначенной для руководства работами сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Большинство из них требовали так называемого «двойного подчинения», которое заключалось, с одной стороны, в подчинении центральному органу управления прокуратурой, а с другой – местным органам власти (губернским исполнительным комитетам).

В связи с этим В. И. Ленин направил в Политбюро письмо, вошедшее в историю под названием «О „двойном“ подчинении и законности». В нем он высказал идею, что законность не может быть одновременно калужской и казанской, а должна быть единой всероссийской и даже единой для всей федерации советских республик.

В принятом Положении о прокурорском надзоре, утвержденном III сессией ВЦИК, в основу организации системы учреждений прокуратуры была положена именно точка зрения В. И. Ленина.

Положением о прокурорском надзоре перед органами прокуратуры была поставлена цель: осуществление надзора за соблюдением законов и борьба с преступностью. В соответствии с этим положением в составе Народного Комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура.

Во главе Государственной прокуратуры в качестве Прокурора Республики стоял Народный Комиссар юстиции. Прокуратура представляла собой отдел, входящий в структуру Народного Комиссариата юстиции.

В непосредственном подчинении Прокурора Республики находились прокуроры каждой губернии и области, которые назначались Прокурором Республики как из работников центрального аппарата, так и из числа кандидатов, выдвигаемых руководящими местными органами. Увольнение, перемещение и отстранение от должности прокуроров производились по распоряжению Прокурора Республики.

При губернских прокурорах состояли назначаемые и отзываемые Прокурором Республики по представлению прокурора соответствующей губернии или области помощники прокурора. Обязанности между ними распределял Прокурор губернии или области.

Согласно принятому 11 ноября 1922 г. Положению о судоустройстве РСФСР, утвержденному IV сессией ВЦИК, при отделе прокуратуры Народного Комиссариата юстиции для производства срочных расследований по важнейшим делам были введены должности народных следователей.

Декретом ВЦИК было утверждено Положение о Народном Комиссариате юстиции. Этим законом вводились нормы, определяющие правовое положение отдела прокуратуры в составе Народного Комиссариата юстиции.

В соответствии с этими положениями на отдел прокуратуры возлагались следующие полномочия:

1) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений, а также наблюдение за ведением за границей уголовных и гражданских дел, в коих заинтересовано Правительство РСФСР;

2) непосредственное наблюдение за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия преступлений;

3) наблюдение за правильным функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений и разработка совместно с Народным Комиссариатом внутренних дел (НКВД) правил об исправительно-трудовой системе в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы или принудительным работам без лишения свободы; 4) осуществление функций прокурорского надзора в Верховном Суде РСФСР и его коллегиях согласно Положению о судоустройстве и процессуальным законам; 5) производство следствия по предложениям ВЦИК, СНК и поручениям Прокурора Республики и его помощников; 6) назначение, перемещение и отзыв губернских прокуроров и помощников; учет личного состава прокурорского надзора.

Структура отдела прокуратуры Народного Комиссариата юстиции состояла из следующих подотделов: 1) общего управления и личного состава прокурорского надзора; 2) общего надзора; 3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы; 4) государственного обвинения и следственной части.

23 ноября 1923 г. Центральным Исполнительным Комитетом (ЦИК) СССР утверждается Положение о Верховном Суде СССР. В соответствии с этим Положением создается Прокуратура Верховного Суда СССР; Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель должны назначаться Президиумом ЦИК СССР.

17 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. В соответствии с этим Положением Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В основу организации и деятельности Прокуратуры СССР были положены принципы единоначалия и централизации.

Основными задачами Прокуратуры СССР становятся укрепление социалистической законности и охрана общественной собственности от покушений со стороны антиобщественных элементов на всей территории СССР.

В соответствии с поставленными задачами на Прокуратуру СССР возлагались следующие полномочия: 1) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям Правительства СССР; 2) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; 3) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР; 4) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений; 5) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Прокуратура СССР была призвана возбуждать уголовное преследование и поддерживать обвинение по делам, подсудным: а) непосредственно Верховному Суду СССР; б) судебным органам союзных республик как непосредственно, так и через прокуроров союзных республик.

Указания и распоряжения Прокурора Союза ССР были обязательны для всех органов прокуратуры. Прокуроры союзных республик назначались и отзывались Прокурором СССР по согласованию с центральными исполнительными комитетами союзных республик. Краевые и областные прокуроры и прокуроры автономных республик и областей назначались и отзывались прокурорами союзных республик с согласия Прокурора СССР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.07.1936 «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР» все органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и переданы в непосредственное подчинение Прокурору СССР.

Постановлением СНК СССР от 05.11.1936 была утверждена структура Прокуратуры СССР, включавшая: 1) Главную военную прокуратуру; 2) Главную прокуратуру железнодорожного транспорта; 3) Главную прокуратуру водного транспорта; 5) Отдел общего надзора; 6) Уголовно-судебный отдел; 7) Гражданско-судебный отдел; 8) Следственный отдел; 9) Отдел по специальным делам; 10) Отдел по надзору за местами заключения; 11) Отдел по жалобам; 12) Отдел кадров; 13) Группу учета и информации; 14) Особый сектор; 15) Управление делами; 16) Секретариат.

Как справедливо отмечают ученые, советский период занимает практически основную часть в развитии Прокуратуры России. Нормативные акты общесоюзного уровня, регулирующие прокурорский надзор, были рассчитаны на применение всеми органами прокуратуры союзных республик, в том числе и РСФСР, а поэтому не инкорпорировались в российском законодательстве.

Важное значение в дальнейшем развитии законодательства о прокурорском надзоре имело утверждение 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Съездом Советов Конституции СССР, которая возложила на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР.

Прокуратура была выделена в единую самостоятельную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Последний был подотчетен Верховному Совету СССР и ответствен перед ним.

Следующей вехой в развитии законодательства о прокурорском надзоре стало утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР, которое определило задачи, принципы прокурорского надзора, его содержание, основные направления (отрасли) и т. д.

Следующим шагом в развитии прокуратуры стало принятие в 1977 г. Конституции СССР, согласно которой высший надзор был возложен не только на Генерального прокурора СССР, но и на всех нижестоящих подчиненных ему прокуроров в пределах их компетенции, определенной законом.

Принятый 30 ноября 1979 г. Закон СССР «О прокуратуре СССР» определил, что ее деятельность направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка. Закон возлагал на органы прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями. Он четко устанавливал полномочия прокуроров применительно ко всем отраслям прокурорского надзора.

В законе были сформулированы и новые принципы организации и деятельности прокуратуры. В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры должны были осуществлять свои полномочия независимо от местных органов и подчиняться только Генеральному прокурору СССР.

В свою очередь в соответствии с Конституцией СССР Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен.

Procurator-General, от лат generalis и фр. procurer, от лат. procurare - заботиться) - должностное лицо, возглавляющее систему органов прокуратуры. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Г.п. РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по составлению Президента. Г.п. РФ назначает прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров. Полномочия и порядок деятельности генерального и других прокуроров определяются федеральным законом. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

высшее должностное лицо, возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов. С 1946 года Генеральный прокурор возглавлял Прокуратуру СССР. В Российской Федерации Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР, 1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР.<br><br><br>. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР - 1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.<p>2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР.<br></p>. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР , 1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР, 1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР, в ряде государств должностное лицо, возглавляющее систему органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента. <br>. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

1) в Российской Федерации должностное лицо, возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2) В 1946-91 должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

- в Российской Федерации должностное лицо,возглавляющее Прокуратуру Российской Федерации. Назначается СоветомФедерации по представлению Президента Российской Федерации. 2) В 1946-91должностное лицо, возглавлявшее Прокуратуру СССР. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

, в ряде государств должностное лицо, возглавляющее систему органов прокуратуры. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

Attorney General; Prosecutor General* * *• attorney-general • Prosecutor General

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

Attorney General; Prosecutor General* * *• attorney-general • Prosecutor General

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

Fiscal General ES; PR; SV; VE, Fiscal de la Nación, Fiscal General del Estado, Procurador General, Procurador General de la Nación, Procurador General de la República. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РЕСПУБЛИКИ

Fiscal General de la República CU; SV; VE

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов. Г.п. РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов. Г.п. РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.<br>. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

Ударение в слове: Генер`альный прокур`ор РФУдарение падает на буквы: а,оБезударные гласные в слове: Генер`альный прокур`ор РФ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

1) Орфографическая запись слова: генеральный прокурор рф2) Ударение в слове: Генер`альный прокур`ор РФ3) Деление слова на слоги (перенос слова): генера. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

Начальная форма - Генеральный прокурор рф, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

высшее должностное лицо, возглавляющее прокуратуру РФ. Г.п. назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Г.п. 5 лет. Г.п. имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Г.п. В отсутствие Г.п. или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель либо один из заместителей Г.п. в соответствии с установленным распределением обязанностей между ними. Г.п. ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Г.п. руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения работников прокуратуры. Г.п. в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Г.п. назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы Прокуратуры РФ и их заместителей. Г.п. несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры законом. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Г.п. информирует об этом Президента РФ. Указания Г.п. по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. Г.п. в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Г.п. вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Г.п. вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам. В. А/. Савицкий . смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ — высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов РФ. Назначается на должность и освобождается от должности Советом федерации по представлению Президента РФ.<br><br><br>. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов РФ. Назначается на должность и освобождается о. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

высшее должностное лицо, возглавляющее прокуратуру. Его полномочия по руководству системой прокуратуры включают, например: издание обязательных для исп. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

высшее должностное лицо, глава единой централизованной системы органов и учреждений прокуратуры. Назначается на должность и освобождается от должности . смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

Генеральный прокурор РФ Генеральный прокурор РФ - высшее должностное лицо прокуратуры РФ, возглавляет единую централизованную систему прокурорских ор. смотреть

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РФ - высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов РФ. Назначается на должность и освобождается от должности Советом федерации по представлению Президента РФ.<br>. смотреть

Читайте также: