Радио какие есть должности

Опубликовано: 12.05.2024

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник.

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Аппаратура для записи голоса на радио

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Автор статьи: Алексей Пирогов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия работник радио подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Телевидение и радиовещание – работа не из простых, но как только вы сделаете первый шаг на этом пути, перед вами откроется долгая и разнообразная карьера.

Чтобы помочь вам продвинуться вперед, мы составили список основных видов работ в области телевидения и радиовещания, а также информацию о том, как вы можете на них устроиться, как трудно это сделать и на какую зарплату вы можете рассчитывать. У нас также есть подобные статьи о кинопроизводстве и работе с фотографией для тех, кто хочет больше узнать об этих областях.

Телерадиожурналист

радиоведущий

Карьерный путь телерадиожурналиста: большинство специалистов в этой области начинают обучение в специальных учебных заведениях телерадиожурналистики, после чего приступают к начальной работе и первым стажировкам. Это очень хороший пример карьерного роста снизу вверх, если вы хотите стать полноценным репортером или журналистом.

Плюсы: вы будете прямо в гуще событий, и повседневная рутина вам не грозит.

Минусы: телерадиожурналистам можно надолго застрять на нижних ступенях карьерной лестницы, так что будьте готовы выполнять тяжелую работу, чтобы вас заметили. Ниже также упомянута зарплата – она, прямо говоря, не из потрясающих.

Зарплата телерадиожурналиста: зависит от того, работаете ли вы внештатно или на постоянной должности в телерадиокомпании, но, как правило, оклады начинаются примерно с 30 000 на должностях нижнего звена и могут достигать более 150 000 рублей в зависимости от роли и опыта. Средняя зарплата составляет около 50 000 рублей.

Инженер видеотрансляции

Трансляция за кадром

Телевизионного или радиовещания попросту не было бы без инженеров радиовещания – высококвалифицированных специалистов, ответственных за то, чтобы тяжелая работа всех остальных в команде была видна всему миру. Инженеры радиовещания отвечают практически за каждую часть оборудования и технического производства между студией и передатчиком сигнала. Иногда такие специалисты работают вместе с другими инженерами-электромеханиками (например, специализирующимися на аудио) или участвуют в малых производственных процессах, чтобы все в студии работало гладко.

Карьерный путь инженера радиовещания: почти всегда требуется высокий уровень знаний и опыта в электромеханике. Это один из тех видов работ, в которой почти нет людей, которые обучались бы своему делу прямо на месте, хотя такой опыт ценится на вес золота.

Плюсы: поскольку это узкоспециализированная сфера, зарплата обычно соответствующая. Это также работа мечты для тех, кто любит копаться в проводке и схемах для решения технических проблем.

Минусы: давление может быть огромным – если одна неожиданная неисправность останавливает всю трансляцию, ответственность лежит полностью на вас.

Зарплата видеоинженера: от 40 тыс. до 90 тыс. рублей. На сайтах по поиску работы всегда много вакансий.

Режиссер новостных программ

режиссер новостных программ

Карьерный путь режиссера новостных программ: как и многие другие виды работ в области телерадиожурналистики, режиссер новостных программ обычно начинает свой путь с младших должностей. Образование в области телерадиожурналистики может продвинуть вас по карьерной лестнице, но в этом нет особой необходимости, если вам удастся получить стажировку и вы готовы трудиться на младших должностях в течение нескольких лет.

Плюсы: управлять марионетками за их нити из-за кулис – весомая награда, но большая зарплата, безусловно, тоже не повредит.

Минусы: естественно, работа намного сложнее, чем кажется.

Зарплата режиссера новостных передач: от 40 до 100 тыс. рублей.

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера отвечает за оборудование, которое показывает сценарий выпуска тем, кто находится перед камерами. Это один из самых узнаваемых в сфере вещания и новостей видов работы. Сам процесс гораздо более тонкий, чем вы могли бы подумать – он включает в себя тщательную координацию с членами команды, исключительное внимание к предварительной подготовке и способность быстро принимать решения на ходу.

Карьерный путь оператора телесуфлера: это довольно специализированная и уникальная работа, на которую не всегда легко переключиться с другой должности в области вещания, поэтому рекомендуется специализированное обучение в этой области.

Плюсы: у добросовестных операторов телесуфлера всегда будет работа.

Минусы: работа не очень хорошо оплачивается, учитывая требуемый опыт.

Зарплата оператора телесуфлера: в среднем 40 000 рублей в месяц.

Диктор

диктор

Карьерный путь диктора: конкуренция в этой сфере очень большая, поэтому может быть трудно найти регулярную оплачиваемую работу. Как и в сфере развлечений, связи и хороший агент могут сильно вам помочь (также нужно научиться актерскому мастерству для оттачивания своих рыночных навыков).

Плюсы: хотя работа требует большого таланта, условия труда довольно неплохие, а почасовая оплата просто огромная.

Минусы: как было сказано выше – попасть на постоянную работу не менее сложно, чем на другие актерские роли.

Зарплата диктора: практически не существует постоянных оплачиваемых должностей, но фриланс может приносить от от 50 000 до 100 000 рублей в месяц, если повезет с проектом.

Линейный продюссер

съемочная группа

Естественно, много съемок для новостных репортажей и документальных фильмов происходит за пределами студии. В то время как у людей в помещении есть полная команда, чтобы все шло гладко, студии часто не выделяют достаточный бюджет для большого количества специалистов для съемок по всей стране. Вот тут-то и приходит на помощь полевой продюсер, который управляет небольшой командой на месте и координирует процесс съемки материала. Полевой продюсер – это основной узел связи между студией и полевой командой.

Плюсы: вы наверняка будете попадать в очень экзотические места.

Зарплата полевого продюсера: необычайно хорошая. Начинается от 50 000 и достигает 200 000 рублей, но это в значительной степени зависит от вашего местоположения (и более высокие ставки, как правило, больше применимы к работе над фильмами).

Редактор-researcher

редактор

То, что такие редакторы делают в телевизионном производстве, часто заметно отличается от функций других сотрудников. Конечно, редактор-researcher играет важную исследовательскую роль в съемках документальных фильмов и новостных передач, но проверка на достоверность фактов также является неотъемлемой частью и драматических работ. Редактор-researcher – это отнюдь не просто анализатор чисел и проверщик фактов, а важная часть производства выпусков новостей или документальных фильмов, и ему обычно поручено выяснять, с какими третьими сторонами сотрудничать в процессе съемок, организовывать интервью, выяснять законность и бюджетные ограничения производства, а также выполнять целый ряд других обязанностей по подготовке съемок.

Карьерный путь редактора-researcher: редактор-researcher может работать в определенной области, например, в спорте или истории, и поэтому иметь степень магистра или доктора наук. Тем не менее, это встречается редко – обычно редакторы имеют первоначальный опыт вещания и только потом переходят к специализации в узкой области.

Плюсы: учитывая влияние, которое редактор-researcher может оказать на готовый продукт, удовлетворение от хорошо выполненной работы выходит за рамки простой работы.

Минусы: работу часто недооценивают, а она требует долгих часов. Чрезвычайно долгих часов.

Зарплата редактора-researcher: от 40 000 до 65 000 рублей, но работа очень непостоянна.

Посыльный

посыльный

Карьерный путь посыльного: каждое шоу нуждается в таких людях, и очень немногие студии требуют предварительной квалификации.

Плюсы: хотите карьеру на телевидении? Можете начать отсюда! Но лучше стать стримером или блогером и много зарабатывать как Карина Стримерша 🙂

Минусы: тяжелая, плохо оплачиваемая и нестабильная работа.

Зарплата посыльного: критически маленькая.

Радио является высокооплачиваемой сферой деятельности. Различные компании регулярно ищут новых людей в штат для ведения эфиров. И платят за их работу довольно большие суммы денег. В среднем сотрудники радиостанций зарабатывают 1.000 долларов в месяц.

Мы расскажем о том, как освоить профессию. Как устроиться на радио. А также рассмотрим особенности профессии.

Какие должности есть на радиостанции?


Большинство радиостанций состоит из людей следующих должностей:

Выпускающий редактор. Это один из самых главных специалистов в конкретной компании.

Особенностью работы на радио (особенно в крупных компаниях) является наличие большой конкуренции. Начав работать здесь, тинейджеру предстоит выкладываться каждый день. Если он сбавит темпы, то это закончится для него плохо. Его место быстро займут конкуренты. А их в этой сфере буквально по 2-3 человека на место.

Как устроиться работать на радио?

Для трудоустройства на радио недостаточно только лишь красиво говорить и иметь правильную дикцию. Тинейджеру понадобится и высшее образование. При этом, радиоведущих обучают лишь в небольшом количестве университетов. В частности, в Московском Государственном Университете. А также в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Обратите с тинейджером внимание на университеты, в которых есть специальность "Звукорежиссура". В них тоже можно освоить профессию, необходимую для работы на радио.

Помимо этого, тинейджер может выучиться на какой-нибудь технической специальности. Она должна быть так или иначе связана со звуком. Если подросток освоит техническую профессию, то он тоже сможет устроиться на работу на радио.

Также, для того, чтобы войти в профессию, тинейджер должен обладать достаточным уровнем навыков. Он должен иметь красивую дикцию. А также быть коммуникабельным и харизматичным. Это очень важные качества, от наличия или отсутствия которых напрямую зависит, возьмут тинейджера на работу или нет.

Карьерные перспективы при работе на радио

Если подросток хочет строить свою карьеру на радио, то его основной целью не должно быть только лишь "стать ведущим передачи". Он должен мыслить масштабнее. И готовить себя к дальнейшему карьерному росту. Например, он должен хотеть стать выпускающим редактором. Или и вовсе - главным редактором. Тем не менее, обычная работа в качестве ведущего передач тоже будет довольно высокооплачиваемой. Перед тем, как начать продвигаться по карьерной лестнице, подростку нужно набраться опыта. И понять, как работает та или иная сфера.

Как подростку начать работать в эфире?

Наличие диплома о высшем образовании, который связан с радио, будет полезным для тинейджера. И поможет ему при трудоустройстве. Однако, не станет решающим фактором для приема на работу.

Сперва тинейджеру необходимо будет удачно пройти практику на каком-нибудь популярном радио. Отлично проявить себя там. Так, чтобы его запомнило руководство радиостанции. И в последствии могло принять его на работу.

Во время практики нужно много общаться с коллегами. Также, необходимо внимательно слушать наставника. И перенимать у него опыт. Он очень важен в профессии радиоведущего.

Также, не стоит забывать и об удаче. Она в вопросе трудоустройства очень важна. Может получиться так, что тинейджер найдет хорошую работу на радио по счастливому стечению обстоятельств. Это тоже происходит довольно часто.

Иногда для того, чтобы попасть на радио, тинейджеру сначала нужно провести множество эфиров. Причем, делать это будет приходиться абсолютно бесплатно. Во время проведения подобных эфиров тинейджер сможет набраться опыта. А также наработать себе портфолио. Записи эфиров можно будет переписать на флешку и предоставить HR-менеджеру при трудоустройстве. Что может стать решающим фактором для приема подростка на работу.

Почему подростку важно приходить на собеседование с опытом?


Многие радиостанции скептически относятся к специалистам, которые только недавно закончили университет. Они не хотят нанимать их к себе. Поскольку новичков приходится всему учить с нуля. Что является довольно затратным действом. Соответственно, на первых порах пребывание новичков на канале не окупается. Поэтому их сюда берут с большой неохотой.

Какими навыками должен обладать сотрудник радиостанции?

Сотрудник радиостанции должен уметь не только вести передачи, но и:

Разбираться в журналистике. В особенностях ведения этой деятельности. В правилах этики журналиста.

Особенности профессии

В рамках профессии, радиоведущий разговаривает со своими слушателями. Делает это с помощью единственного мультимедийного средства - голоса. С помощью него специалист должен поднимать настроение всем людям, которые его слушают. Также, ведущий должен уметь знакомить людей с различными новинками в сфере музыки. И с различными актуальными новостями.

Поскольку во время проведения радиопрограмм ведущий общается только голосом, к нему предъявляется ряд требований:

  1. Ведущий не должен шепелявить, картавить и иметь другие проблемы с дикцией.
  2. Специалист должен быть максимально харизматичным. Чтобы слушатели получали удовольствие от восприятия программы. И им не было скучно.
  3. Журналист должен быть интеллектуально-развитым, начитанным. Он должен обладать хорошей эрудицией. Чтобы слушателям было интересно ознакамливаться с той или иной информацией.
  4. Ведущий должен уметь правильно расставлять акценты. Для того, чтобы сформировать у человека мнение по определенному вопросу. Воздействовать на него.

Не нужно думать, что радиоведущий - только лишь "говорящая голова". Помимо выступления в прямом эфире, он занимается и многим другим. Прорабатывает свои передачи. Взаимодействует со сценаристами, а также другими людьми, которые отвечают за создание программ. Помогает монтировать различные звуковые файлы и многое другое.

Работа сотрудника радио очень многогранная и интересная. Если подростку нравится это направление деятельности, то пусть попробует его освоить. Возможно, это его призвание.

Как происходит карьерный рост сотрудника радио?


Когда подросток попадет в эфир, он начнет работать обычным корреспондентом. Через некоторое время его могут повысить. Разрешат тинейджеру вести определенную рубрику в популярной передаче. Когда подросток наберется опыта, ему могут предоставить возможность самостоятельно вести собственную передачу.

Через несколько лет после начала работы на определенной радиостанции, подростка могут повысить еще больше. До выпускающего или главного редактора.

Сколько платят сотрудникам радиостанций?

Уровень заработной платы на радиостанции зависит от того, на какой должности работает подросток. Каким направлением деятельности занимается. А также то, какие обязанности имеет. Чем их больше, тем, соответственно, выше уровень заработной платы.

Также, на размер денежного вознаграждения влияет то, в каком городе работает подросток. В регионах России уровень зарплаты будет колебаться на уровне от 20 до 50-60 тысяч рублей (у руководящего состава). В Москве заработная плата у сотрудников радио - от 35 до 65 тысяч рублей. Иногда она может доходить до 100 тысяч и выше. Все зависит опять же от должности и компании, в которой работает тинейджер.

В перспективе подросток сможет открыть собственную радиостанцию. Нанять на нее сотрудников и начать вести передачи. Получая с этого средства. Однако, открытие собственной радиостанции - очень ресурсозатратное дело. Поэтому тинейджер может попытаться записывать различные подкасты или разговорные блоги. Их можно выкладывать на YouTube. Возможно, каналом тинейджера заинтересуются, и он сможет начать зарабатывать большие деньги.


Дабы уйти от банальных разговоров про радио типа «в каком году появилось радио Попова», перейду сразу к делу. На радио ценятся пишущие радиоведущие, потому что текст тебе никто писать не будет.

Радио - это тоже механизм и бизнес, как любой другой, только продукт здесь - эфир и эфирное время. Если проводить аналогию с бизнесом, то СЕО радио - это программный директор, а радиоведущий - это специалист.

Кроме того, как в любом бизнесе, имеется ряд административных должностей, отдел маркетинга, менеджеры-организаторы. Сейчас хочу затронуть две основные, на мой. Взгляд, должности на радио - программный директор и радиоведущий.

В статье речь пойдет о том, как стать ведущим на радио и попасть в эфир молодому журналисту даже без опыта работы. Итак, как стать ведущим линейного эфира на радио.

Кто такой программный директор?

Этот тот человек, который определяет программную политику, что будет в эфире, в каком формате выходят новости, в каком формате выходит музыка. Формат - это так называемый стиль, в котором подается информация, способная удовлетворить потребности целевой аудитории. И каждая радиостанция работает на свою аудиторию, которая условно делится на группы по возрасту, социальному положению и уровню доходов. Выделяют 2 основных формата - молодежный и взрослый.

Однако внутри каждого формата работают совершенно разные люди, и они же удовлетворяют разные потребности своей целевой аудитории. Задача радиоведущего в этот формат попасть. А задача программного директора таких радиоведущих найти среди прочих равных.

Какие ведущие нужны радио?

Радио сегодня нужна свежая кровь. Если послушать радио, то в эфире звучат одни и те же голоса. В то время как радиостанций в Москве - 55, а в Санкт- Петербурге - 45. Именно новички могут что-то свое в эфир привнести.

Что такое демо?

Это демонстрационная запись, портфолио, это лицо радиоведущего. Демозапись имеет смысл подготовить уже обученному радиоведущему, который освоил основы профессии и готов продемонстрировать свои имеющиеся навыки программному директору в формате демозаписи. Во время прослушивания программный директор будет принимать решение о том, подходит ли данный человек под конкретный формат радиостанции и сможет ли он удовлетворить потребности целевой аудитории.

Сколько занимает обучение профессии радиоведущего?

Профессиональные курсы можно освоить за 2-3 месяца, которые проводятся в довольно широком диапазон. Однако в ремесле работника радио, как нигде более, актуальна поговорка: век живи, век учись. Таким образом, тот самый ТЫ на радио месяц назад всегда профессионально моложе, чем ТЫ сейчас.

Чтобы у тебя начало получаться нужно постоянно совершенствоваться, слушать абсолютно все радиостанции, пытаться анализировать их формат, пытаться понять, как строит свою речь радиоведущий, чем один ведущий отличается от другого. А задача программного директора как раз заключается в том, чтобы таких радиоведущих отыскать и отобрать.

Как попасть на собеседование к программному директору

Шаг 1 - Не спамить резюме и демозапись всем подряд

Сначала нужно определиться, что ты хочешь делать на радио: читать новости, будить людей в утреннем эфире, анонсировать пробки или мероприятия в городе, и откликаться на какое конкретное направление.

Шаг 2 - Составить правильно резюме!

Да, многие до сих пор не умеют этого делать и среди медийных работников - тоже.

Шаг 3 - Познакомься с форматом радиостанции, куда хочешь попасть

Послушай радиоэфир той радиостанции, куда ты хочешь попасть. Сделай анализ работы радиоведущих именно на этой конкретной радиостанции, постарайся уловить особенности того, как там работают ведущие.

Шаг 4 - Запись демо

И только после полного осознания и осмысления формата выбранной радиостанции займись подготовкой демозапись. Чтобы программный директор после прослушивания демо мог точно сказать: «Ага, вот выход Шуфутинского на моем радио будет звучать именно так, пробки - вот так.» Кастомизация всем важна, что тут скажешь.

Вот полный эфир с Дмитрием Черниговым, программным директором радио Форекс: как подобрать радиостанцию, на которой он хочет работать, как строится выступление радиоведущего. А здесь можно посмотреть все имеющиеся в наличии радиостанции.

В России 7 мая отмечается профессиональный праздник работников связи – День радио. Именно 7 мая 1895 года физик Александр Попов произвел первый в нашей стране сеанс радиосвязи, в 1925 году эта дата была впервые отмечена в СССР, а с 1945-го праздник отмечается ежегодно.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Сегодня, наверное, треть людей хотят стать ведущими на радио: рассказать про погоду, прочитать новости, сделать свою авторскую музыкальную программу, ну или просто побывать в радийном закулисье. Если в 1990-е годы ведущим мог стать практически любой человек, который хоть как-то умеет правильно говорить, то в настоящее время попасть к микрофону удается не каждому. О том, как стать радиоведущим и какие скороговорки при этом нужно знать, рассказал главред m24.ru, диктор и журналист Александр Горностаев.

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник.

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть на радио? Из практики радиоведущих

Из опыта тех же популярных радиоведущих выходит, что для того, чтобы стать радиоведущим:

  • не обязательно иметь специальное образование. Более того, нет даже такого учебного заведения со специальностью «радиоведущий». Но образование, полученное на факультете журналистики в университете либо окончив институт телевидения, дает возможность быстрей освоить секреты профессии радиоведущего;
  • важным, но не определяющим требованием для радиоведущего является дикция, данная человеку от природы или исправленная специалистами-логопедами;
  • наиболее важным требованием для профессии радиоведущего является то, что он сам, как личность должен быть интересным и доброжелательным человеком, чтобы приятной манерой общения, искренностью, широким мировоззрением, умением грамотно и предельно доходчиво излагать свои мысли он был способен увлечь и заинтересовать как можно большее число слушателей;
  • еще одним качеством, которым непременно должен обладать ведущий на радио – это быстро реагировать на различные ситуации в эфире, где не должно быть пустого молчания и, грубо говоря, неловкого мычания. Способность быстро находить решения и адекватно выходить из любого создавшего в эфире положения – также одно из самых ценных качеств радиоведущего.

Многие знаменитые радиоведущие отнюдь не сразу попали в эфиры программ радиостанций, которым в тот момент не нужны были ди-джеи, и не было вакансий радиоведущих погоды или новостей. Они делали, так называемый «ход конем» и начинали работу на радио в штате рекламных менеджеров, трафик – менеджеров, в качестве редакторов новостных программ. Поэтому они настоятельно рекомендуют не отказываться от возможности попасть на ту или иную станцию радиовещания только из-за того, что нет вакансий для работы непосредственно в эфире.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Что входит в обязанности диджея на радио

Да, у радиоведущего тоже имеется перечень трудовых обязательств и необходимых для работы качеств. Ведь каждый день он сталкивается с колоссальным потоком различной информации, общается с большим количеством людей и отдает просто массу своей энергии работе.

Диджей должен уметь:

  • включать музыку и музыкальные заставки в радиоэфире,
  • правильно и красиво соединять треки, рекламные и новостные блоки и другое.

Его программа завлекает слушателей, создает нужное настроение и побуждает к действию. Кроме того, работники радиостанций делятся на ведущих и организаторов эфирного времени.

Радиоведущие занимаются организацией и проведением отдельных передач, проходящих непосредственно в трансляции или записи.

Линейный ди-джей – это организатор, который имеет свой четкий график работы в эфире. Его главная задача – это создание атмосферы позитива, дружеской и непринужденной беседы.

В число других обязанностей линейного сотрудника входит: представление музыкальных треков и запуск их в трансляцию.


Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Аппаратура для записи голоса на радио


Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

О работе в эфире



0

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Быстрая реакция.

Причем, не только умственная, но и мышечная. Вам придется не просто общаться с радиослушателем в эфире, но и одновременно с этим искать нужные песни (слава Богу, теперь это всё делает компьютер, но ведь и кнопки следует нажимать тоже исключительно нужные!), читать сообщения из «аськи», пришедшие смс-ки, автоматически их рассортировывать, принимать телефонные звонки, дергать «флажки» на пульте… Иной раз радиослушатели могут что-нибудь этакое брякнуть, чуть ли не выматериться — и вам придется достойно выходить из неудобного положения. Кстати, «брякнуть» можете и вы сами…

В общем, все вышеперечисленное — тот «кандидатский минимум», который потребуется любому начинающему радио-ди-джею. А вот какие первые шаги совершить, чтобы выстроить карьеру радиозвезды — об этом в следующей статье…

Теги: ди-джей, поиск работы, радиовещание, радио, работник, работа

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Читайте также: