Технические или гуманитарные профессии что лучше

Опубликовано: 02.10.2024

Выбирать профессию в 15-17 лет непросто. Всё усложняется, когда у тебя разные интересы. К счастью, в мире есть профессии, в которых можно совмещать свою любовь и к гуманитарным, и к техническим наукам. Мы сделали для вас подборку гуманитарных и технических специальностей в вузах России, которые помогут эти профессии освоить.

Для удобства разбили текст на части по тому, что нравится делать больше всего. Выбирай свой вариант:

Все гуманитарные и технические специальности в статье взяты из Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» с изменениями на 30 августа 2019 года. Так что именно такие названия и кодировки нужно будет искать на сайте вуза.

Специальности, совмещающие в себе гуманитарные и технические профессии, для тех, кому нравится разбираться, как устроены вещи и явления

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика (Компьютерная лингвистика)

Кого готовят и что делает выпускник?

Тех, кто изучает, как языки устроены, пытается перенести эти закономерности в код, который не понимает команд человека напрямую. Могут работать как в науке, занимаясь исследованиями, так и в компаниях, создавая технологическую начинку для продуктов вроде Поиска Яндекса, Google Translate и «Алисы».

Что изучает студент?

Предметы «классической» лингвистики о том, как устроены языки, откуда и как появились, почему стали такими, какими мы их используем. Значительная часть программы — математические модели и программирование, которые помогут реализовать закономерности работы человеческого языка с помощью языка машин.

Где учат компьютерных лингвистов, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — иностранный язык, русский язык, математика

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — обществознание, информатика и ИКТ, литература

27.03.03 Системный анализ и управление

Кого готовят и что делает выпускник?

Тех, кто глубоко изучает явления реального мира и проектирует компьютерные, решает задачи бизнеса. Типичный пример такой системы — система работы с клиентами в интернет-магазине.

Системный аналитик проводит большую часть времени в изучении того, как работают процессы в компании, какие есть сложности и возможности для роста, чтобы затем спроектировать и оценить затраты и риски для системы. Важная часть работы системного аналитика — быть передатчиком информации между двумя разными мирами: заказчиками и программистами.

Аналитик в IT-компании – это, по сути, переводчик с языка заказчиков на язык программистов. То есть я постоянно общаюсь и с программистами, и с заказчиками, анализирую, что нужно заказчику, и перевожу эти требования на язык, понятный программистам

— Мария Цветкова, аналитик в компании «Петер-Сервис», источник

Что изучает студент?

Математические методы в анализе и управлении, методы исследования в социально-технических системах, моделирование.

Где учат системных аналитиков, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, иностранный язык, физика, химия

38.03.05 Бизнес-информатика

Кого готовят и что делает выпускник?

Системных архитекторов и бизнес-аналитиков — специалистов, которые, как и системные аналитики, работают над ПО и it-системами. Разница в том, что они больше проектируют, чем анализируют, в отличие от системного аналитика — больше придумывают, какие блоки должны за какими идти, чтобы собрать нужный продукт.

Проведя исследование проблемы заказчика или получив готовое, проектирует информационную систему, продумывают процессы работы с ней, оценивают затраты на реализацию и передают разработчикам.

Что изучает студент?

Как разрабатывать информационные системы и управлять ими (программирование, менеджмент), а также то, как работает компания и её процессы (логистика, стратегия, право, финансы).

Бизнес-аналитику можно дать задачу: «у нас болит там — копай». Он анализирует, что надо изменить в процессе, функционале, и когда проблема ясна — берет на себя руководство проектами по внедрению.

— Глеб Никулин, генеральный директор TopDelivery, источник

Где учат бизнес-аналитиков, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, иностранный язык, история, география, обществознание

Подбери гуманитарно-техническую специальность для себя!

Специальности, совмещающие в себе гуманитарные и технические профессии, для тех, кому нравится создавать новые артефакты и пространства

27.03.05 Инноватика

Кого готовят и что делает выпускник?

Менеджеров по инновациям для бизнеса и государства. Инновации и постоянные улучшения сейчас — ключ к развитию компаний, если они хотят не потеряться в хвосте конкурентной гонки. Работая с инновациями, компания вступает в поле неопределённости — «Никто этого ещё не делал, нам тревожно работать с этим, но мы попробуем и, если получится, обойдём конкурентов». Направление готовит менеджеров, которые смогут ориентироваться в неопределённости, находить новые возможности роста бизнеса и управлять командами инноваторов: программистов, менеджеров продукта, учёных. Основной продукт такого менеджера — инновационный проект, который он реализовал.

Профессия сравнительно новая, поэтому круг обязанностей может отличаться от компании к компании, хотя название должности одно и то же. В целом такой менеджер занимается стандартными задачами проектного менеджера (планирует шаги выполнения проекта, составляет бюджеты, ищет людей, контролирует сроки, тушит пожары), а также ищет новые возможности для создания инноваций.

Что изучает студент?

Микс из технических, аналитических и экономико-управленческих дисциплин. Первые помогают оценивать потенциал технологий и работать над их созданием, вторые — искать слабые места и принимать взвешенные решения, а третьи — делать так, чтобы затраты были подсчитаны верно, всё происходило вовремя, риски учтены, а конфликты в коллективе решались своевременно.

Менеджер по инновациям курирует созданные им инновационные решения и активно внедряет новаторский подход к задачам организации, в которой он работает. Его роль — способствовать появлению чего-то нового, а глобальная цель — создать некую культуру инноваций. Такая культура — это конкурентное преимущество организации, причем создавать ее лучше в самом сердце компании, а не только заимствуя что-то извне.

— Балвиндер Повар, партнер и член правления BOOSTER Space Industries — компании, которая строит платформу для космического туризма, источник

Где учат менеджеров по инновациям, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — информатика и ИКТ, физика, химия, иностранный язык

07.03.01 Архитектура

Кого готовят и что делает выпускник?

Тех, кто создаёт города по частям. Цель архитектора — придумать и спроектировать здание совершенно разного назначения: от школ, вокзалов, хрущёвок до небоскребов Нью-Йорка. Поэтому каждый, кто хотя бы однажды выходил на улицу, видел результат работы архитекторов.

Гуманитарные и технические специальности

Каждый, кто хотя бы однажды выходил на улицу, видел результат работы архитекторов.

Любое спроектированное здание должно не только не падать под собственным весом, но и вписываться в ландшафт или даже менять его, если это оправдано. Поэтому часть рабочего процесса занимает исследование среды, в которой будет жить здание. Только после этого архитектор берётся за карандаш и мышь, чтобы спроектировать будущую постройку со всех сторон. Важная часть задач — коммуникация и работа с другими участниками процесса: заказчиками, подрядчиками и другими участниками.

Что изучают?

«Архитектура» попала в подборку, потому что несмотря на обилие инженерных знаний и навыков, которыми нужно владеть, работа требует большой изобретательности и даёт широкое поле для выражения идей. Архитектору нужно не просто придумать, как будет выглядеть здание, но и как обойти противоречия городской среды, экономических планов администрации, желаний клиента.

Поэтому будущие архитекторы несколько семестров изучают искусство во разных проявлениях, технологии и материалы строительства и проектирования городской среды, а также инфраструктуры. Главная часть бакалавриата — изучение архитектуры в разных аспектах: от истории и современных течений до охраны памятников

Где учат архитекторов, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы нужно сдавать?

Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык

Творческие испытания — архитектурная графика, рисунок

07.03.03 Дизайн архитектурной среды

Кого готовят и что делает выпускник?

Под сложным для понимания названием готовят несколько разных специалистов, у которых одна задача — сделать городскую и не очень среду комфортной. Выпуститься из этой программы можно и ландшафтным дизайнером, и дизайнером интерьеров, и проектировщиком городском инфраструктуры и даже дизайнером мебели в зависимости от вуза.

Гуманитарные и технические специальности

Как и архитектор, дизайнер городской среды совмещает собственную креативность с ограничениями окружающей среды, чтобы создавать новые пространства для жизни и отдельные их элементы.​

В зависимости от профиля обучения и выбранной профессиональной специализации, выпускники могут работать ландшафтными дизайнерами, дизайнерами интерьера, разработчиками мебели, проектировщиками объектов городской инфраструктуры и т.п. Их задача – всесторонняя разработка объекта дизайна, с учетом его назначения, условий эксплуатации, в том числе природных и погодных, используемых материалов и конструкций. Работают в сотрудничестве с архитекторами и инженерами.

Что изучает студент?

И архитектуру, и дизайн по профилю. Отдельное внимание уделяют технологиям работы с материалами и создания предметов. Учатся «понимать» архитектуру и памятники, много моделируют и проектируют.

Где учат дизайнеров среды, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — история, обществознание, физика, иностранный язык, творческие испытания

29.03.04 Технология художественной обработки материалов

Кого готовят и что делает выпускник?

Художников по материалам — тех, кто может создать предмет искусства из драгоценных камней, дерева или даже глины. Материалы различаются в зависимости от профиля, но суть одна — взять сырой материал, вложить в него фантазию и руками перевести сырой материал к своему представлению.

Проходит полный цикл: от выбора подходящего материала, поиска и покупки до создания концепции и создания изделия.

Что изучает студент?

Традиционные для художественных специалистов дисциплины (искусство, рисунок, композиция), а также специфические способы работы с материалом, его устройство и особенности.

Где учат дизайнеров по материалам, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — математика, русский язык

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — физика, химия, информатика и ИКТ, иностранный язык, творческие испытания

52.03.04 Технология художественного оформления спектакля

Кого готовят и что делает выпускник?

Художника-технолога, сценографа. Профиль такого художника может различаться в зависимости от места работы (театр с живыми актёрами, кукольным) или от части, над которой он работает (костюмы, свет, декорации). Проще говоря, всё, что вы видите на сцене, кроме актёров — работа сценографа.

Что изучает студент?

Зависит от профиля. Изучает историю искусства в целом и по профилю, устройство сцены, рисунок, а также профильные дисциплины — технологии художественного оформления спектакля.

Где учат сценографов, можешь узнать в подборке вузов на нашем сайте.

Какие предметы сдавать?

Обязательные ЕГЭ — литературы, русский язык

Дополнительные ЕГЭ в зависимости от вуза — история, обществознание, иностранный язык, творческие испытания

Одинаково нравятся технические и гуманитарные специальности, но из списка ничего не подошло? Советуем всерьёз задуматься о профориентации:

Никогда не утихнут споры, кто круче: технари или гуманитарии. Если подробнее разобраться в классификации, то становится понятно, что в этом вечном баттле не две стороны, а четыре. Адукар расскажет о них и выступит в защиту каждой.

Технари vs Гуманитарии
Кроме гуманитарных и технических выделяются социальные и естественные науки. На фото физик-теоретик Стивен Хокинг и актёр Джим Парсонс, сыгравший роль такого же учёного Шелдона Купера в сериале «Теория большого взрыва»

Естественные науки

К ним относится всё, что связано с изучением космоса (астрономия, астрофизика, космология), нашей планеты (геология, геофизика, геохимия), физических, химических, биологических систем и процессов (физика, химия, биология), человека, его происхождения и эволюции (анатомия ). К профессиям этого типа относятся эколог, космонавт, стоматолог, медсестра и многие другие. Люди, которые работают в этих сферах, отличаются аналитическим складом ума, обладают фантазией и интуицией. Они настойчивы, полны энтузиазма, наблюдательны, честны перед самим собой и природой. Желаешь связать свою жизнь с естественными науками — начинай тренировать логику, память, умения абстрагироваться и концентрироваться.

Технические науки

Они основываются на естественнонаучных знаниях. Технари изучают, создают, совершенствуют различных формы и направления техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и многое другое). Математические способности, конечно, имеют большое значение для успешности человека в технических специальностях. Но нельзя забывать о том, что необходимо хорошо уметь воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию и обладать высоким уровнем развития внимания. Люди, которые имею склонность к техническим наукам, часто встречаются среди архитекторов, строителей, инженеров, системных администраторов и других.

Технари vs Гуманитарии

Общественные науки

Таковые включают в себя специальности, изучающие общество (экономика, социология, политология, юриспруденция ). Как правило, для представителей этой сферы особенно важно умение общаться с людьми и налаживать контакты в обществе. Им необходимо постоянно анализировать, запоминать огромные объёмы информации и уметь правильно применять её на практике. Чаще всего люди, которые хорошо разбираются в общественных науках, реализуют себя в профессиях юриста, судьи, социолога, менеджера и других.

Гуманитарные науки

Они имеют отношение к духовному миру человека, взаимодействию с окружающей средой, обществом, (педагогика, психология, конфликтология и др.).

Успешность в двух последних сферах не обеспечивается просто способностями к речи и языку. Для одних профессий важны хорошая память и склонность анализировать (например, для юриста или учёного-историка), а для других — хорошо выстроенная речь и яркое воображение (для журналиста, педагога). Кроме того, существуют профессии, в которых даже блестящее развитие способностей не принесёт успеха, если нет необходимых качеств характера. Это такие профессии, как психолог, дефектолог или культуролог.

Технари vs Гуманитарии
Людям со смешанными способностями подходит работа в междисциплинарной сфере. При изучении лингвистики и социологии, нужно разбираться и в математике, и в языке, а для преподавания технических дисциплин необходимы гуманитарные способности. Чтобы освоить экономические специальности нужны оба типа

Блоки наук ни в коем случае не изолированные системы. Между ними существует крепкая связь. Одни и те же могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.). Общественные и гуманитарные науки взаимодействуют весьма активно (история, этика, эстетика ) и порой сложно определить их место в классификации. Постигать профессии, основанные на нескольких областях знаний, всегда интересно. Специалисты, например, в физической медицине — уникальные востребованные кадры.

Технари vs Гуманитарии
Особое место в классификации занимают философия, математика, кибернетика, информатика. Они полезны почти в любой познавательной или производственной деятельности. Репродукция Жака-Луи Давида «Смерть Сократа»

Помни, что индивидуальность человека далеко не всегда вписывается в эти рамки. Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе не бывает. Все разделы человеческого знания полезны в равной мере. Было бы неправильно умалять значение любого из них. Каждый, отыскав свою сферу не только по способностям, но и по желаниям, может внести в наш мир ещё немного ясности и прогресса.

Выбирай тип, который ближе тебе, и ищи место, где можно получить твою профессию, в нашем каталоге. А если до сих пор не уверен, к какому типу относишься, есть прекрасная возможность это выяснить. Обратись к психологу-профориентологу, который расскажет всё об особенностях твоего характера и поможет выбрать карьеру по душе.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Еще в 50-е годы прошлого столетия поэт Борис Слуцкий писал: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». И в наше время иногда можно услышать отголоски этих споров. Так можно ли решить, кто лучше: технари или гуманитарии? Давайте попробуем разобраться в этой статье.

Кого называют технарями

Технари в современном понимании – представители инженерных и естественных специальностей, а также профессионалы, работающие в области IT. Они должны уметь не только придумывать абстрактные проекты, но и воплощать их в жизнь.

Урон престижу этих профессий нанесли 1990-е годы. Масса предприятий оказалась нерентабельной. Зарплату не платили по нескольку месяцев и работники вынуждены были искать другой способ заработка. Но эти времена остались позади.

Рассмотрим плюсы и минусы технических специальностей.

Плюсы

Сейчас эти специалисты востребованы и легко находят рабочие места на заводах, которые выжили в эпоху становления капитализма, или многочисленных совместных предприятиях. Большое количество вакансий на оборонных объединениях. У современных инженеров, как правило, есть возможность повышения квалификации и карьерного роста.

Для поступления в инженерный вуз нужно хорошо знать профильные и смежные предметы: математику, физику, химию. Конкурс в технические вузы не очень большой. Если знания твердые, поступить можно без проблем даже в ведущие столичные вузы. Причем основная масса студентов учится на бюджете.

Минусы

Технари часто увлечены своей специальностью и работой, поэтому производят впечатление замкнутых людей. На самом деле они, обычно, не умеют поддержать разговор, если он им кажется пустопорожним.

Об ограниченности «технарей» существует много легенд, но в большинстве случаев это просто мифы.

Кто такие гуманитарии

Гуманитарными называют науки о человеке и таких сферах его деятельности, как духовность, нравственность, существование в социуме. Гуманитарии – это люди, закончившие так называемые «гуманитарные» вузы. Их специальности часто подразумевают работу с людьми. Типичные гуманитарии - социальные работники, артисты, психологи, воспитатели (и не только).

Умение общаться часто приводит к тому, что после окончания вуза гуманитарии работают в различных отделах, связанных с продажами.

Плюсы

Умение общаться с разными людьми может пригодиться не только в рабочей, но и в домашней обстановке.

Гуманитарии умеют производить нужное впечатление и легко находят темы для разговоров даже с малознакомыми людьми.

Минусы

Гуманитарных вузов, а, следовательно, и их выпускников в стране переизбыток. Но востребованы высококвалифицированные специалисты. Специалистам после вуза приходится соглашаться на низкооплачиваемую работу, чтобы набрать опыт.

Конкурс в гуманитарные вузы достаточно высокий, а бюджетных мест мало. Обучение, в основном, платное. Много вузов, которые выпускают специалистов с низкой квалификацией.

При сокращении гуманитарии первыми попадают под удар. Предприятия стараются сохранить высококвалифицированных инженеров и, в первую очередь, сокращают работников в области продаж, связей с общественностью и аналогичных специалистов.

Часто гуманитарии работают не по специальности, полученной в вузе.

Действительно ли они отличаются?

На самом деле, подобное разделение достаточно условное. Например, педагогов обычно считают гуманитариями. Но преподаватели IT и естественных дисциплин и по образованию, и по менталитету, как правило, технари.

К гуманитариям или технарям отнести представителей медицинских специальностей? Хороший врач или фармаколог должен досконально знать анатомию, химию, разбираться в электронных приборах. Медицина все более становится доказательной, что предполагает отличное знание статистики.

Другой пример: экономист – это гуманитарий или технарь? Современная экономика требует отличного знания математики, умения работать с цифрами и большими объемами информации. Экономисты, работающие на производстве, должны разбираться в тонкостях применяемых технологических процессов, иметь представление об их математическом моделировании. В то же время любой экономист должен знать социологию, психологию и другие традиционно гуманитарные предметы. Поэтому они одновременно и гуманитарии, и технари.

Подобных примеров масса. На «стыке» технологий сейчас многие творческие профессии. Так, специалист в области веб-дизайна должен разбираться в IT-технологиях. Но чтобы созданный им сайт выделялся среди массы подобных, он должен быть красочным и креативным, «цеплять» взгляд. Для этого разработчику необходимы художественные способности.

С научной точки зрения

Нейропсихология связывает гуманитарное и техническое мышление с активностью левого и правого полушария головного мозга.

Правое полушарие отвечает за эмоции, фантазии, мечты – черты, свойственные гуманитариям. Часто его называют творческим.

Левое полушарие связано с развитием логического и аналитического мышления, что отличает технарей.

Что выбрать?

Вопрос, кто лучше: технарь или гуманитарий, некорректный. В любой сфере прежде всего ценится компетентность и профессионализм. Будущая специальность должна нравиться и соответствовать природным данным. Каждому человеку известны печальные случаи, когда выпускник с явно гуманитарным складом ума по настоянию родителей поступает в технический вуз и потом долго не может найти свое призвание.

Тем не менее, если это случится, не стоит относиться к такой ситуации трагически. Сейчас существует много возможностей получить второе образование и стать востребованным специалистом. Например, с продажами электронного оборудования лучше справится технический специалист. А риэлтору не помешает знание хотя бы азов строительных специальностей. Гуманитарий и технарь могут прекрасно сочетаться в одном человеке: знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов, автор «трех законов робототехники», был известным в своей области биохимиком и популяризатором науки. А выдающаяся оперная певица Ирина Архипова успешно окончила Московский архитектурный институт.

Можно ли переквалифицироваться из технаря в гуманитария

Сейчас не нужно тратить несколько лет, чтобы получить вторую специальность или сменить профессию. Второе образование можно получить дистанционно, пройдя профессиональную переподготовку. Широкие возможности для этого предоставляет ЕЦВДО (Единый центр высшего дистанционного образования) – крупнейший региональный представитель учебных заведений России и стран СНГ.

Период пандемии показал, что при хорошей организации и внедрении современных методов обучения дистанционное образование может быть столь же эффективным, как и очное. Студенты могут получить востребованную профессию при любых финансовых возможностях и независимо от состояния здоровья. Учиться можно не только в вузе, но и в колледже, где обучение более ориентировано на практику.

Поэтому ответ на поставленный вопрос однозначно положительный. Причем возможен и обратный переход: из гуманитариев в технари. А добиться успеха в жизни могут и те, и другие. Главное – стать настоящим профессионалом в избранной области.

Помните, в советское время, даже еще в 90-е и 2000-е гг., во многих школах у старшеклассников было четкое деление на гуманитарные и инженерные классы? В моей школе формально такого не было. Но негласно всё равно у каждого ученика была репутация «гуманитария» или «технаря», сформированная под влиянием мудрых и опытных педагогов.

В этой заметке я не буду говорить о том, как это ограничивало полет разума и способности детей, мешало им попробовать себя в других сферах и т. д. Хочу поделиться личным опытом и оценить, а как же оно на самом деле и какие «классификации» сотрудников сейчас в тренде.

Современный мир настолько технологичен, что жить в нём и оставаться «чистым гуманитарием» невозможно. А уж среди миллениалов и их последователей (вплоть до нынешних малышей) таких оторванных от технологий и техники вовсе нет. Поэтому сегодняшнему журналисту или учителю музыка в разы проще разобраться в технических задачах и вопросах, чем 30 лет назад. Т.е. сейчас каждый гуманитарий — немного технарь.

Творческие способности и даже таланты есть у каждого человека. Иногда требуются годы, чтобы их раскрыть. Иногда это как клад, который был обнаружен случайно при возделывании огорода. Я знаю много примеров таких людей, которые работают успешными программистами и при этом пишут песни и отлично играют на музыкальных инструментах. Каждый технарь — немного гуманитарий и творец.

Тренд на «пластичность кадров» зародился еще до коронакризиса и только усилился в период тотальной трансформации компаний и целых индустрий.

В подкрепление этих тезисов поделюсь своим личным примером. Я по образованию математик - системный программист (именно эти слова «высечены холодным металлом» в моем дипломе) и в школе всегда считалось, что я - «технарь» и мне лучше всего даются естественно-научные предметы, а гуманитарные их догоняют по своей успеваемости.

При этом в какой-то момент у меня открылись весьма хорошие способности к иностранным языкам. Я выучила английский до уровня Advanced и испанский до Intermediate (и продолжаю).

Судьба занесла меня в HR, и оказалось, что я неплохо умею ладить с людьми и складно говорить.

Потом я кардинально сменила курс на маркетинг. Кстати, эта специальность — живой пример симбиоза гуманитарной и инженерной мысли. На заре своей «карьеры» маркетинг был ближе к гуманитарным наукам, а сейчас маркетинг — синоним технологичности и автоматизации, даже приставка «интернет-» уже атрофировалась, поскольку входит в понятие по умолчанию.

Плюс ко всему моя работа в должности ведущего маркетолога обросла такими «сугубо гуманитарными» функциями как наставничество, спикерство и переговоры.

По образованию я программист, помните, да, с чего всё начиналось? :)

Кейс из личной HR-практики. Когда я работала на государственной службе, у нас была обязательная плановая аттестация всех служащих раз в 3 года. И вот одной «служащей» сильно не повезло, что аттестация пришлась как раз на такой момент, когда она перестала справляться со своими трудовыми обязанностями. Ее руководитель пришел к нам в отдел кадров и честно заявил, что предстоящую аттестацию она не пройдет. Мы с коллегами, как истинные борцы за права трудящихся, пытались выяснить причины.

Оказалось, что девушка не справляется с бумажной работой, допускает множество ошибок, подставляя таким образом своего руководителя и коллег. Надо сказать, что этот руководитель был очень неплохим, честным человеком и профессионалом и не собирался клеветать, выживать сотрудницу без видимой причины… Он приводил конкретные факты и показывал документы ненадлежащего качества.

Чем всё закончилось? Аттестацию девушка не прошла, слёзно просила дать ей последний шанс. Коллегиально руководством и HR решили попробовать, но в другом отделе и другой должности, где ее работа была связана не с бумажками, а с людьми.

Буквально через месяц мы получили удивительный результат: специалиста с отличными навыками коммуникации, о которых никто раньше и не подозревал!

Сейчас я работаю тимлидом небольшой команды маркетологов. Ребята очень разные: будь я учителем старой закалки, то легко бы их классифицировала на специалистов «технического» и «гуманитарного» склада ума и распределяла бы задачи соответствующим образом. Но система так не работает. У каждого есть свои уникальные способности и сильные стороны.

Кстати, вы в курсе, что ключевая задача любого лидера состоит не в том, чтобы исправлять недостатки и заполнять пробелы команды, а выявлять и использовать таланты?

Как распределены таланты в нашей команде?

Капитан Стабильность. Да, я знаю, что один специалист не имеет склонности и жаления к креативу, но зато умеет мыслить логически, скрупулезно выявлять недостатки и пробелы, не боится рутины, и никогда никуда не опаздывает! Ему доставляют удовольствие все задачи, требующие особой внимательности и особой ответственности, а также задачи с повышенными требованиями со стороны клиента. Мне — за счастье, что есть такой «техничный» мозг в моей команде. И Бог с ними, с креативными способностями!

Капитан Инновационность. Другой коллега любит изучать всё новое. Вот тебе готовый и мотивированный исполнитель всех нестандартных и неформализованных задач! Других неизвестность и необходимость во всём самому разбираться пугает, а тут хлебом не корми… Кстати, у этого специалиста сугубо гуманитарное образование, но при этом он лучше многих разбирается в современных технологиях и новинках.

«Четвертый элемент». Нет, это не тимлид (без ложной скромности). Это коллективный разум, общение, коммуникация, обмен мнениями, да просто дружба и взаимопонимание. С их помощью рождаться самые крутые идеи и решаются самые сложные задачи.

Ни один тимлид или руководитель не должен допускать такой ситуации, когда каждый сидит, уткнувшись в свой компьютер? и ни с кем не общается, будь то по работе или на личные темы. Именно в коммуникации раскрываются таланты и сильные стороны.

Так вот, я — не технарь, и не гуманитарий. И вы — тоже. Наш разум гораздо шире и мощнее, чем шаблоны и классификаторы.

С рождения каждый обладает определённым складом ума. У кого-то эти способности выражены ярче, у кого-то слабее, но факт остаётся фактом: все мы находимся ближе к «гуманитарному» или «техническому» полюсу. Знать свои способности важно, чтобы выбрать подходящую профессию. Сегодня мы поговорим о том, чем различается мышление технарей и гуманитариев.

Как мыслят гуманитарии и технари

Мозг состоит из двух полушарий. Каждое из них отвечает за решение определённых задач.

  1. Левое полушарие занимается анализом информации. Оно отвечает за распознавание символов, знаков, речи, контролирует письмо и чтение. Логическое мышление – «обязанность» левого полушария.
  2. Правое полушарие специализируется на интуиции, творческих способностях, воображении. Оно обрабатывает невербальную, то есть образную информацию. Также правое полушарие отвечает за эмоции и ориентацию в пространстве.

У людей с техническим складом мышления преобладает работа левого полушария. У них есть математические способности, они легко разбираются в формулах, схемах, чертежах, обращают внимание на детали. В работе они последовательны и внимательны.

Людей, у которых больше работает правое полушарие, называют гуманитариями. Это творческие, эмоциональные натуры. Они хорошо понимают других людей, а вот механическая работа им кажется скучной.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. Например, при чтении стихотворения технарь в первую очередь обратит внимание на размер и рифму. Представитель гуманитарного склада ума оценит образы, эмоциональное содержание, но не заметит возможных ошибок в словах.

Технарям и гуманитариям нелегко понять друг друга. Однако, работая вместе, они могут достичь больших высот. Гуманитарий способен выдать оригинальную идею, а технарь находит способ воплотить её в жизнь.

Гуманитарии: плюсы и минусы

Нельзя сказать, какой тип мышления лучше. Свои недостатки и достоинства есть у всех. Важно знать их, чтобы быть успешным в работе и общении.

Сильные стороны гуманитариев:

  • развитая фантазия, творческие способности;
  • умение переключаться и заниматься несколькими вещами одновременно;
  • коммуникабельность, умение располагать людей к себе;
  • чувствительность, эмоциональность;
  • эмпатия.

У этих достоинств есть обратная сторона:

  • несобранность, рассеянность;
  • неусидчивость, проблемы с тем, чтобы довести работу до конца;
  • болтливость;
  • порой такие люди могут принимать всё слишком близко к сердцу.

Чтобы стать более продуктивным, важно работать над развитием внимания и усидчивости. Новую информацию лучше запоминать с помощью ассоциаций. А развить логику помогут решение кроссвордов, математических задач и интеллектуальных загадок.

Технари: плюсы и минусы

Те, у кого преобладает логическое мышление, могут похвастаться такими достоинствами:

  • целеустремленность;
  • усидчивость, организованность;
  • внимание к деталям;
  • способности к иностранным языкам и точным наукам;
  • рациональность.

Однако есть минусы:

  • слишком формальный подход к делу;
  • необщительность, проблемы с выражением своих эмоций;
  • недостаточно развитое воображение.

Какое бы полушарие ни доминировало, нельзя забывать, что имеется и второе. Их работа должна быть гармоничной.

Очень редко встречаются люди, способные исключительно к творчеству или математике. Обычно та или другая сторона всего лишь выражена сильнее. К тому же многие профессии требуют как логической, так и гуманитарной составляющей (например, преподавание точных наук или переводы с иностранных языков).

Недостающие способности можно и нужно развивать. Технарям стоит искать новые подходы к решению задач. А также больше читать, ходить в театры, музеи, картинные галереи, самим заниматься творчеством.

Как узнать свой тип мышления

Если мы знаем свои сильные и слабые стороны, мы можем максимально использовать их в работе и повседневной жизни. Поэтому важно знать, работа какого полушария у вас преобладает. Для этого психологи разработали множество методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно.

1. Первый способ – это наблюдение. Так вы сможете понять, качества технарей или гуманитариев вы проявляете чаще. Подумайте, что даётся вам проще? Как вы ведёте себя в обычной жизни, общаясь с другими людьми? Как решаете рабочие задачи?

2. Физическое развитие. Наш мозг управляет телом «крест-накрест»: левое полушарие отвечает за правую сторону тела, а левое – за правую. Можно предположить, какое полушарие более активно, если выделить ведущую сторону. О рабочей руке слышали все, но ведущей также бывает нога, глаз или ухо.

Можно провести несколько несложных тестов и отметить, какая рука окажется сверху:

  • похлопать в ладоши;
  • скрестить руки на груди;
  • сплести пальцы рук в замок и обратить внимание, левый или правый большой палец останется наверху.

3. Визуальные методики. Существует множество картинок, которые люди с различным типом мышления видят по-разному. На некоторых изображение вращается в разные стороны, на других на первый план выходит одно изображение из нескольких. Есть даже специальные картинки, которые технарям и гуманитариям будут казаться разного цвета. Это не 100% метод, потому что в разные моменты жизни может быть более активным определенное полушарие. Тем не менее, штрихи к общей картине эти методики добавят.

4. Комплексные тесты и опросники. Часто они описывают личность в целом. Встречаются более узконаправленные тесты – на креативность, интеллект, реакцию, восприятие информации (визуал, кинестетик, аудиал). Популярное направление – соционика, которая делит людей на типы в зависимости от того, как они перерабатывают информацию, поступающую извне.

5. Профориентация. Помимо прохождения тестов , она включает в себя беседу с психологом. Во время этого разговора психолог задает наводящие вопросы, которые помогают клиенту лучше понять себя и разобраться в своих качествах. Особенно важна профориентация для подростков, которым только предстоит выбрать дело по душе.

Лучше всего воспользоваться всеми перечисленными методами. Тогда вы без ошибок определите свой тип мышления и найдёте профессию, в которой реализуете свои возможности.

Какую профессию выбрать

Выбор профессий сейчас огромен. Каждый может найти что-то подходящее, вне зависимости от того, логическое или творческое у него мышление.

Вот примерный список профессий, где требуются «технические» качества: внимательность, усидчивость, аккуратность, работа с цифрами.

  • инженер;
  • программист ;
  • строитель;
  • некоторые врачебные специальности, например, хирург;
  • металлург;
  • химик-технолог;
  • пилот;
  • энергетик;
  • автослесарь;
  • токарь.

У гуманитариев выбор тоже широкий. Им подходят профессии, связанные с медициной, филологией, психологией, журналистикой, то есть те сферы, где большое значение имеет общение с людьми. Это, например, такие профессии:

  • врач, в том числе детский;
  • журналист;
  • психолог или психотерапевт;
  • дизайнер;
  • актер ;
  • визажист, парикмахер;
  • рекламщик, PR-специалист;
  • политик;
  • историк;
  • ведущий мероприятий, экскурсовод;
  • преподаватель, педагог.

Как правило, технические специальности оплачиваются выше. Средняя зарплата айтишника в крупном городе – 100 тысяч рублей. В зависимости от навыков, она может доходить до 250-300 тысяч в месяц.

Гуманитарии, особенно в бюджетной сфере, зарабатывают меньше. Педагог в сельской местности может получать всего 20 тысяч рублей, хотя средняя зарплата школьного учителя в Москве – 60 тысяч рублей.

Но хорошо зарабатывать можно в любой сфере. Востребованный специалист с опытом, постоянно повышающий свои навыки, всегда ценится.К тому же большинство профессий требуют сочетания качеств гуманитария и технаря. Например, социологу нужно уметь и обрабатывать массивы данных, и общаться с людьми. То же относится к врачам, менеджерам, юристам, режиссёрам и многим другим.

Читайте также: