Что за профессия приказчик

Опубликовано: 29.04.2024


1. Наемный служащий в торговом заведении, выполнявший поручения торгового характера, занимавшийся по доверенности хозяина торговлей в магазине. Когда [Осип] вошел в лавку, Захарка и приказчики отпускали покупателям товар. Серафимович, Город в степи. Начал Епифан разъездным приказчиком у купца Гребенщикова, а теперь сам почти купцом стал. Марков, Сибирь.

2. Служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения. Вот это барский кабинет; Здесь почивал он, кофей кушал, Приказчика доклады слушал И книжку поутру читал. Пушкин, Евгений Онегин. [Гусаров] служил приказчиком в богатом поместье Тамбовской губернии. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Приказчик — в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный. Торговый агент, нанимающийся по договору и только по нему получающий расчет. Приблизительно соответствует нынешнему понятию «менеджер». В старину приказчиками также называли служителей, приводивших в действие приказания воевод.

ПРИКА'ЗЧИК, а, м. 1. Наемное лицо у купца или в каком-н. торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине (дореволюц.). Ни один мальчик не знал, когда его произведут в приказчики. Чехов. || Продавец в магазине (дореволюц.). 2. Служащий в имении, управляющий помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения (истор.). Тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Пушкин. Приказчик божится, что ничего нельзя ни заложить, ни продать. Чехов. 3. перен. Тот, кто рабски подчинен кому-н., находится в полной зависимости от кого-чего-н., исполняет волю, прихоти другого (простореч.). Лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки. Пушкин. Реформисты, шовинисты, рабочая аристократия — приказчики империалистической буржуазии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

прика́зчик

1. истор. в Российском государстве до 1917 г. человек, служащий по найму у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине ◆ Отец посылал его на базар с своими приказчиками для закупки и продажи товара. Добролюбов, «А. В. Кольцов», 1858 г. ◆ Окна все спущены; приказчики в лавках от нечего делать подманивают гуляющих на площади голубей известным звуком: «гуля, гуля». Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Одно время, поскольку не каждый умел вскрыть банку и далеко не у всех дома имелся консервный нож, приказчик в лавке открывал каждую купленную банку перед тем, как вручить ее покупателю. Ю. Фролов, «Консервный нож», 2007 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)

2. истор. в Российском государстве до 1917 г. распорядитель в имении, усадьбе; управляющий помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения ◆ Графский секретарь объявил ему, что приказом его сиятельства он определяется приказчиком в мызу Колтыши. В. Я. Шишков, «Емельян Пугачев. Книга первая. Ч. 3», 1934—1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Предприимчивый приказчик вместе с войтом перетащили в свои избы все остававшиеся старинные вещи и рухлядь, которую не могла утащить ключница. Гоголь, «Старосветские помещики», 1835—1841 г. ◆ Иногда помещик захочет показать вам деревенскую простоту: приказчик сгонит на барский двор мужиков и баб, господин даст им поцеловать ручку, велит петь, плясать, кланяться и дозволяет напиться допьяна. Н. А. Полевой, «Мешок с золотом», 1829 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. устар. тот, кто рабски подчинен кому-нибудь, находится в полной зависимости от кого-чего-нибудь, исполняет волю, прихоти другого ◆ Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки. Пушкин, «Дубровский», 1833 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: расхватывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Совсем скоро, 31 мая, будем отмечать профессиональный праздник – День пожарной охраны Москвы . Накануне этого события сотрудники Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы приняли участие в демонстрационных учениях по ликвидации ЧС и состязаниях среди операторов телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, прошедших в рамках XIII Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2021».

В рамках международного салона прошел круглый стол, на котором специалисты и производители обсуждали перспективные направления технического оснащения спасателей и пожарных. В нем принял участие заместитель начальника службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ №2 ГКУ «ПСЦ» Геннадий Шагин .

ГКУ «ПСЦ» находится в ведомственном подчинении Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы . Каждый сотрудник достоин отдельной истории, а все вместе пожарные и спасатели представляют современную структуру, которая в моменты опасности оказывается в нужное время и в нужном месте. В рамках международного салона сотрудники ГКУ «ПСЦ» продемонстрировали новые образцы техники: высокопроизводительный насос-рукав комплекса «Водолей».

«Сегодня Пожарно-спасательный центр Москвы – это динамично развивающаяся структура, основной задачей которой является комплексное обеспечение безопасности города Москвы », – рассказывает Геннадий Шагин .

Геннадий Владимирович – профессиональный пожарный. И его профессиональная карьера строилась от рядового пожарного до руководителя крупного подразделения. Это красноречивее всех слов говорит не только о верности профессии, но и об ответственном ее служении.

Из биографии…

Родом Геннадий Шагин из Иваново. Окончил Ивановское пожарно-техническое училище МВД РФ . Но на этом не остановился. В 2001-ом он стал дипломированным специалистом, окончив Восточно-Сибирский институт МВД РФ в Иркутске ., а в 2009 году окончил Факультет руководящих кадров в Академии Государственной противопожарной службы МЧС России . На Государственной противопожарной службе Геннадий с 1990 года. С 2005 по 2010 гг. Г.Шагин работал в должности начальника Специализированной пожарно–спасательной части ФПС по Камчатскому краю , а затем до 2014 года занимал должность заместителя начальника ГУ МЧС по Камчатскому краю . В июне 2017 года переехал в Москву .

С 2017 года работал в «Пожарно-спасательном центре» Москвы на должности заместителя начальника службы пожаротушения, в 2019 году назначен на должность заместителя начальника – начальника службы пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ №2 ГКУ «ПСЦ» .

Награжден Орденом Мужества за руководство тушением пожара, связанного с риском для жизни, и медалью «За спасение погибавших».

Романтика профессии

Отец Геннадия – Владимир Алексеевич Шагин – посвятил пожарной профессии всю жизнь. Поэтому с детства Геннадия захватывали большие красные машины, люди в спецовках, мчащиеся по тревоге на пожар. И среди них, что всегда было гордостью для Геннадия , – его отец.

«Путь моего отца в пожарную охрану начался в 1968 году, когда он поступил в Ивановское пожарно-техническое училище МВД СССР. А моя служба началась, по сути, с момента рождения. В нашем доме все было пропитано духом пожарного дела, к тому же я много времени проводил с отцом на работе – выезжал на пожары (конечно, в качестве зрителя), приходил в часть».

В школе на Камчатке , где жила семья, расположенной недалеко от воинской части, было много детей военных и пограничников, многие ребята завидовали Геннадию . Когда мимо проезжала пожарная машина, обязательно спрашивали – не его ли отец в ней поехал.

А уж когда на улице, где сейчас располагается автобусный парк, загорелся дом, и Геннадий с друзьями прибежал на пожар, зависти мальчишек не было предела:

«Меня ведь почти все там знали и встречали репликами «О, младший Шагин пришел», а на том пожаре и вовсе дали ствол подержать. Естественно, я тогда в фаворе у друзей был».

В 1990 году, после армии, Геннадий продолжил дело отца.

«Первое время на меня, конечно, поглядывали косо, считая эдаким «блатным», но продолжалось это недолго, до первого крупного пожара. Пожар возник на территории воинской части в районе АЗС – горел склад горюче-смазочных материалов, площадь превышала 1000 кв. метров. Пожар я тушил под руководством своего отца, мы с ним плечом к плечу проводили пенную атаку. Позже вместе работали на тушении крупных и серьезных пожаров на пароходах, когда даже каски плавились. Тушили пожары по 20 часов кряду… Сегодня уже нет такой романтики. Мальчишки мечтают больше о профессиях, связанных с высокими технологиями».

Что ж, жизнь летит, скорее даже, несется вперед, но ведь и сегодня в профессию спасателей, пожарных приходят молодые ребята и находят там то, что важно именно для них: служить людям, помогать в самые сложные минуты, а зачастую и спасать человеческие жизни. Чем не романтика? Может быть, тут больше подходит слово «служение»?

Между тем Геннадий Владимирович прошел путь от старшего сержанта до полковника внутренней службы, от рядового пожарного до заместителя руководителя Пожарно-спасательного центра Москвы . Жена Геннадия – Светлана – работала начальником смены диспетчеров, и сегодня продолжает службу в пожарной охране Москвы . Чем не преемственность династии!

О дружбе и взаимовыручке

Одним из самых тяжких бедствий на Руси испокон веку были пожары. Летописи полны описаний опустошительных пожаров в городах, деревнях и лесах, уничтожавших тысячи домов и гектаров лесных угодий. Пожарную службу на Руси основал Иван III в самом начале XVI века. Изначальное название профессии было «огневщик», затем – «пожарный служитель». По указу Ивана III для надзора за пожарами были установлены повсеместно в городах специальные заставы, которые получили название «решетки-рогатки», и на них велось круглосуточное дежурство. Первых пожарных, которые несли службу на этих заставах, называли решеточные приказчики. Им в помощь выделялись мужчины из соседних дворов, по одному из каждого десятка в порядке очереди. Они и несли пожарную службу, следили, чтобы не было поджогов. Первые настоящие пожарные команды были созданы на Руси в первой половине XVII века. Их и называли пожарными. Правда с сороковых годов XIX века в моду вошло немецкое слово «брандмейстер» (если переводить дословно, то бранд – пожар и мейстер – мастер), которым вплоть до ХХ века называли пожарных. Потом их стали называть как принято сейчас – пожарными. Но сквозь века люди этой мужественной профессии пронесли крепкую дружбу и чувство взаимопомощи.

Ознакомившись с документами Московского охранного отделения, любопытный обыватель узнает, что в 1894 году были сформированы «Летучие отряды» агентов для выслеживания неблагонадёжных людей по всем городам и сёлам страны. А в начале ХХ века, в Особом отделе Департамента полиции создается и всячески поддерживается филёрская служба.

Филёр это профессионал

Слова «филёр» в переводе с французского означает «выслеживать». Также филёров называли шпиками, агентами, топтунами. Окончательно их кодекс сформировался после революции 1905-1907 года. Тогда Пётр Столыпин стал министром внутренних дел, а юриста Максимилиана Трусевича назначили директором Департамента полиции.

Посовещались с профессионалами, руководство разработало инструкции, как должны действовать филёры, какими качествами обладать. И если вам кажется, что быть филёром просто - то вы ошибаетесь. Профессия требовала полной самоотдачи, мужества, а иногда и героизма.

Начальник Саратовского губернского жандармского управления, А.П. Мартынов рассказал в своей книги случай, когда филёром нужно было задержать человека с висящей на шее бомбой. Нельзя было дать бомбисту упасть, нельзя позволить взорваться самому и взорвать все вокруг. Филёры, зная только приметы, по походке, очень осторожной, вычислили террориста. Изобразив дерущихся торговцев, агенты мгновенно приблизились к фигуранту и железной хваткой вцепились ему в руки. Двое других, притворявшихся извозчиками, подбежали и сняли бомбу с шеи преступника.

Кто мог быть агентом?

Филёрам приходилось, наблюдая и выслеживая подозрительных лиц, подолгу в любую погоду ждать их на улице, на извозчике, притаившись у окна. Поэтому в филёры брали только физически крепких людей. Ещё они должны были быть дисциплинированными, терпеливыми, иметь наблюдательные способности, отличную память и артистизм.

Невероятно профессиональными считались филёры Е. Медникова, руководителя московского подразделения. Он сам прошел через работу филёров и практически создал свою школу.

В основном, филёрами становились молодые унтер-офицеры, бывшие кавалеристы и разведчики, желательно, имеющие награды. Не брали евреев и поляков. После 1905 года в филёрскую службу стали принимать женщин, учитывая умственные способности кандидаток.

В начале работы филёр знакомился с городом, где ему предстояло служить, присматривался к работе своих коллег. Основы работы черпали друг от друга. О службе запрещалось говорить даже своим домочадцам. Одеваться требовалось неприметно, выдавать себя за обычного служащего банка или работника железной дороги. Филёра учили конспирации, объясняли, кто такие революционеры, какие политические группы существуют и насколько они опасны для государства.

Служебные обязанности филёра

Филёр обязан был уметь, как можно точнее описать подозрительного человека, как он ходит, какого цвета у него волосы, какой у него рост и возраст. Требовалось дать подозрительному объекту кличку, вроде Хромой, Худой, Кривой, Косой, Рябой. А так же особенно обозначить цвет его волос: русые, седые, тёмные или рыжие.

Если, к примеру, нужно было узнать, где проживает подозрительное лицо, вернулся ли он домой, источником информации могли быть дворники, дети, извозчики. Для надёжности шпику надо было равнодушно поинтересоваться у дворника: « Кажется, врач вернулся? » или « Портной пришёл? »

В полиции заводилась картотека о домах. В канцелярии заводили зелёные, красные и белые листы. На красном – информация о революционерах, а на зелёном сообщалось о людях, приходивших в дом. На белом листке можно было прочитать выписки из домовых книг о подозрительных личностях.

Правила шпика были расписаны до мелочей

1. Если наблюдаемое лицо садилось в транспорт, то филёру следовало сесть подальше либо нанять извозчика и ехать параллельно транспорту.
2. Когда «объект» заходит в трактир, то агент садился у окна, чтобы виден был выход.
3. Если филёр видел подозрительную группу, представляющую опасность, то ему предписывалось бежать до ближайшего отделения за помощью. Но можно было послать посыльного с запиской с условными словами, вроде «Ждём в гости» или «Пришлите приказчиков».

Крестьяне должны были содержать целый штат различных управителей, которые смотрели на свои должности, как на источник наживы. Вся система управления церковными вотчинами сводилась к организации наиболее полной и всесторонней эксплоатации крестьянского труда. Каждый из управителей, выжимая прибавочную стоимость из крестьян для всего коллектива духовных эксплоататоров, в то, же время не забывал и себя и стремился как можно больше обогатиться.

Этими проводниками церковной власти и вотчины являлись; приказчики и их помощники—доводчики и целовальники. Приказчики появзбВалйсь огромными полномочиями. Они заведывали всеми отраслями церковной вотчины: собирали с крестьян Оброк и государственные подати, судили крестьян и приводили в исполнение судебные решения, подвергали их административным взысканиям вплоть до денежных штрафов и телесных наказаний, наблюдали за семейными разделами, выдавали паспорта и пр. Обязанности- их были универсальны.

Каждое действие приказчика или доводчика по судебному процессу оплачивалось. Так, за привод на суд ответчика и свидетелей, за наложение цепей на арестованных, за осмотр убитых или раненых и т. п. они получали в каждом отдельном случае. Если даже судебное дело кончалось миром,—обе тяжущиеся стороны должны были платить пошлины, известный процент которых отходил в пользу вотчинной администрации. „Если истец с ответчиком помирятся", говорилось в одной грамоте, „то с обоих сторон пошлин взимать 10денег, а если „побьются", то с виновного 1 гривна пошлины". Таким образом при любом исходе судебного дела платилась пошлина.

За выполнение судебных, административных и финансовых функций приказчики получали самые разнообразные „кормы", т. е. содержание деньгами и натурой. В общей своей сумме они давали довольно большие доходы.

При назначении своем в ту или другую вотчину приказчик получал с крестьян налог, так наз. „въезжее". „Да нашему прикащику", говорилось в грамоте 1580 года, „со всей волости, с'году на год, в осень по 20 четвертей ржи, да по 20 четвертей овса, да на четыре праздника по алтыну с выти, да ему же с волости рубль денег"J). Иногда этот налог погашался крестьянами в рассрочку в 2—3 срока в году. В большинстве случаев уплата его приурочивалась к большим праздникам.

Часто приказчик, кроме „указных доходов", получал „всякие приношения в дар". Конечно эти подарки-носили характер скорее внеочередных сборов, или взяток. Размер их иногда достигал огромной суммы. Так, в первой четверти XVII века Софийский Олонецкий приказчик получил от волости „в дар", кроме положенных доходов, 83 рубля,: 4 деньги (т. е. до 1500 р.).

Не избавлены были; крестьяне и- от „изделья" в пользу приказчика. „Да им же крестьянам пахать на него (прикащика) в поле иве десятины ярового хлеба и посеять своими семенами".

Церковные власти требовали, чтобы крестьяне не только беспрекословно подчинялись приказчикам, но и не скупились бы на „кормы"; им и всякие подачки. „И вы бы. прикащика нашего чтили и слушали", говорилось в одной грамоте 1621 года, „под суд ему давались, на пиры, на брашны, и на свадьбы звали, пошлины указные платили". Непослушание влекло за собой наказание -батогами", которые в изо-; билии! сыпались на крестьянские спины.

В первой половине XVIII в. норма оклада для одного приказчика определялась в, следующем виде: „взять с крестьян и бобылей с дыму , по гривне, да с крестьян же, кроме бобылей, взять съезжих, банных по 4 деньги, по куренку, да по поярку, или за куренок 2 деньги, за поярок тож, вытного хлеба-ржи по четверти с полуосминою, овса по тому-ж, по полуосмине пшеницы" ')•

Кроме того, приказчики наделялись участками земли (от 2 до 4 дес, в каждом поле) и сенными покосами, а также получали особые дворы для жительства с отоплением, освещением и прислугой.

Доводчики являлись в прямом смысле слова помощниками приказчиков. Что же касается целовальников, то они заведывали отдельными отраслями вотчинного хозяйства—напр., мельницей, двором или пашней.

Все эти должностные лица назначались высшими церковными властями на определенный срок. Этот временный характер их службы тяжело отзывался на крестьянах, так как кратковременность своей власти они стремились использовать для возможно быстрой наживы.

Приказчики выкачивали из крестьян всякие поборы и брали- взятки через общинную выборную администрацию, на которой лежала обязанность непосредственного наблюдения за выполнением всяких барщинных работ и различных повинностей.

Каждому из крестьянских должностных лиц было поручено выполнение той или другой эксплоататорской функции вотчинного управления, „Окладчики" распределяли между членами данной общины денежный и вещественный оклады; „поборщики" собирали многочисленные платежи; „мерные целовальники" измеряли поля, дворы и огороды; сотские, пятидесятники и десятники приводили в исполнение различные распоряжения высшей вотчинной власти.

Во главе этой крестьянской администрации стоял выборный староста, который являлся послушным орудием в руках приказчика в деле эксплоатации крестьянского труда. Поэтому церковные власти- были весьма заинтересованы в избрании общиной подходящих для себя кандидатов и оказывали давление на мир в тех случаях-, когда тот или другой староста проявлял недостаточное рвение в угнетении крестьян. „Я бывшего старосту Васку переменить", читаем мы в одном распоряжении Солотчинского архимандрита (1698 г.) и велеть быть на ево место в старостах Стенке Ганшину или кого мирские люди изберут"

Но часто церковные власти не ограничивались простой сменой старосты, а „смиряли" провинившегося старосту батогами, а некоторых заковывали в кандалы, били кнутом, „снем рубашки" и водили по селу, чтобы другим „неповадно было".

Приказчик должен был в точности выполнять хозяйственно-административные распоряжения высших церковных властей—архимандрита с братией, казначея или стряпчего архиерейского дома и др. Перед ними приказчики отчитываются; с их благословения производились раскладки крестьянских платежей и повинностей, „сколько и чего собирать с крестьян на церковный обиход".

В 1693 г. дворовый целовальник солотчинской монастырской вотчины жаловался на старца Иоиля на то, что последний „бьет его безпрестанно, напився пьян, замки все переломал, с ножем гоняет за ним, сторожей всякий день бьет и бранит матерно" ). Однако приказчики и старосты понимали свои обязанности не хуже духовных отцов и пускали в ход все способы для того, чтобы не заслужить упрека в „поноровке".

Еще более старательно приказчики выкачивали из крестьян ,,кормы"—различные платежи и взятки в свою личную пользу. Это виднп из следующей красноречивой жалобы одного крестьянина Троицкого монастыря (1679 г.): „он, Семен (приказчик) 6 мая, в торговый день напившись пьяным, „нарядил" многих крестьян на сход, где меня поставил на правеж, бил поленом без милости „до великого увечья", приговаривая: „дай мне полведра вина; а не дашь, прибью до смерти". Во время избиения он ,,вытряс из рукава" деньги (рубль), „а я в тое пору был замертво". От тех его побоев „стал изувечен до века". Крестьян бывших на сходе, он не выпускал до вечера „из .хором", стоял в дверях с ножем. До этого случая этот приказчик моего сына также ставил на правеж, „вымучил" 10 алтын и полчетверика ржи „насильсгвом". Ныне на мне одном правит он 5 рублей (т. е. 85 руб.) ).

F-ще хуже обстояло дело с управлением крестьянами в церковных вотчинах в тот период, когда под влиянием развития торгового капитализма правительство в конце XVII и нач. XVIII вв. пыталась ограничить феодальные привилегии церкви.

Безпрерывные реформы, которые начали производиться в области •высшего церковного управления, больно отражались на церковных крестьянах.

Со времени подчинения светской власти церковных вотчин последние находились в двойной административно-хозяйственной зависимости: с одной стороны, по денежным платежам—от губернской- зласти, с другой,—по отбыванию натуральных повинностей—от архиерейского дома. От этого сто'кновения двух властей страдали, прежде всего, крестьяне, которые под ергались, таким образом, двойной эксплоатации, так как каждая власть, отражавшая интересы своих экс- плоататоров, стремилась к тому, чтобы побольше получить доходов из церковных вотчин. В результате получалось настоящее разорение крестьян.

Церковные крестьяне неоднократно жаловались на двойную ; эксплоатацию: с одной стороны, на церкоЕных властей, от которых, они терпят ,,продажи и убытки вселикие", а с другой,—на государственных чиновников, „от великих налог и податей которых церковные^ крестьяне на правеже стоя помирают голодом, из деревень бегут врознь".

С учреждением же синода (1721 г.) это столкновение двух властей еще больше усилилось и, следовательно, еще более увеличилась эксплуатация церковных крестьян. С одной стороны, сенат и камер- коллегия делали строгие постановления о том, чтобы „отнюдь не пущать в церковные вотчины гражданских чиновников, за исключением уголовных дел". Но с другой,—губернские и провинциальные власти не желали отказаться от возможности дальнейшей эксплоатации церковных крестьян и умышленно составляли неправильные „раскладочные" ведомости, по которым продолжали собирать с церковных крестьян различные платежи, несмотря на запрещение высших органов.

Впрочем, взимание введенной в 1718 году подушной подати со- всех крестьян, в том числе и церковных (по 70 коп. с души), было оставлено в руках губернской власти.

Это давало возможность последней в широкой степени допускать злоупотребления по отношению к церковным крестьянам, тем более, что по указу 1718 г. подушные деньги собирались в каждой вотчине в первую очередь. Этим пользовались сборщики, которые вели себя во время сбора подушной подати с крестьян, как победители в завоеванной стране, допуская различные злоупотребления и насилия.

Особенно тяжело ложилась на крестьянские плечи обязанность платить за „убылые" души, т. е. выбывшие из общины по случаю бегства или Смерти. Крестьяне готовы были затратить значительную сумму денег на взятки чиновникам лишь бы освободиться от излишних подушных поборов.

В каких размерах давались взятки, это видно из следующей иллюстрации. Крестьяне шуйской церковной вотчины за освобождение от платы за „пустоту" заплатили деньгами и подарками всего на сумму 244 р. и 7 алтын, (т. е. ок. 2500 р.). Причем обер-прокурор синода А- Баскаков получил 50 р. деньгами и в ,.почесть", т. е подарок- на 1 р., 3 алт. и 2 деньги, а его люди за то, что они допустили делегацию крестьян до начальника коллегии 21 алт.; второй коллежский чиновник И. Топильский—50 руб. и подарков на 1 р. 23 к. и его люди—10 алт.; А. Владыкин—40 руб. и натурой на 1 р. зад. 2 ден.;: секретарь коллегии И. Патрикеев—60 р. и подарков на 4 р., 20 алт. и 2 ден., а его люди—18 алт. и 4 д.

Повидимому крестьяне считали для себя более выгодным произвести единовременный большой расход на взятки, чем ежегодна платить огромные суммы sa „убылых". Напр., крестьяне коломенской церковной вотчины должны были выплачивать по 400 руб. (т. е. до» 4000 р.) в год за „пустоту".

В виду постоянных столкновений между духовной и светской властью из-за права эксплоатации крестьян в церковные вотчины часто посылались из столицы правительственные ревизоры, которые также стремились использовать свое пребывание в далекой провинции для, того, чтобы потуже набить свои карманы. Вот яркий пример: содержание ген-м. Грекова (первая полов. XVIII в.), посланного правительством в Рязань для производства следствия по делу о споре рязанского владыки с местным воеводой из за сбора „заопределен- ных денег", обошлось архиерейской казне в 2953 руб. 9 коп. (т. е. ок. 27.000 р.), кроме подарков деньгами самому ревизору, его сыну, племяннику, секретарю на сумму 490 р. (т. е. до 4500 руб.). Уезжая из архиерейской вотчины, после 5-ти месячного пребывания, Гргков захватил с собой 12 лошадей, 2 быка, возок, 8 саней, 4 бочки вэдки и всякий скарб, который везли за ним на 12 подводах1). Эти наезды столичных властей в церковные вотчины были настоящим разорением для крестьян, так как им приходилось собственным Трудом пополнять образовавшуюся пустоту в церковной казне.

Но еще хуже для крестьян было управление духовных отцов. Одним из важнейших лозунгов крестьянского движения в XVIII в. бы- по освобождение из псд ига церковной администрации.

ПРИКАЗЧИК, а, м. (устар.).

1. Наёмный служащий в торговом заведении, продавец. П. в лавке.

2. Управляющий имением помещика. Барский п.

| прил. приказчицкий, ая, ое и приказчичий, ья, ье.

Словарь Ефремовой

Приказчик

  1. м.
    1. :
      1. Наемный служащий у купца или в торговом заведении, выполнявший поручения торгового характера, занимавшийся по доверенности хозяина торговлей в магазине (в Российском государстве до 1917 г.).
      2. Продавец в магазине.

      Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

      Приказчик

      , а, м.

      1. Наёмный служащий, которому доверена торговля в магазине.

      * ► - Ведь он, кажется, богатый человек? - прибавил он [Рудин]. - Да, богатый, хотя одевается ужасно и ездит на беговых дрожках, как приказчик. // Тургенев. Рудин //. *

      2. Управляющий помещичьим хозяйством.

      * ► Вот это барский кабинет; Здесь почивал он, кофей кушал, Приказчика доклады слушал. // Пушкин. Евгений Онегин //; Приказчик его был обстрелянная птица; он знал, что нужно отвечать, а еще более, как нужно хозяйничать. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *

      Словарь Ушакова

      Приказчик

      прик а зчик, приказчика, муж.

      1. Наемное лицо у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине (дорев.). «Ни один мальчик не знал, когда его произведут в приказчики.» Чехов .

      | Продавец в магазине (дорев.).

      2. Служащий в имении, управляющий помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения (ист.). «Тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши.» Пушкин . «Приказчик божится, что ничего нельзя ни заложить, ни продать.» Чехов .

      3. перен. Тот, кто рабски подчинен кому-нибудь, находится в полной зависимости от кого-чего-нибудь, исполняет волю, прихоти другого (прост.). «Лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки.» Пушкин . Реформисты, шовинисты, рабочая аристократия - приказчики империалистической буржуазии.

      Смотрите также:

      Морфологический разбор слова «приказчик»

      Фонетический разбор слова «приказчик»

      Значение слова «приказчик»

      Синонимы «приказчик»

      Разбор по составу слова «приказчик»

      Карточка «приказчик»

      Словари русского языка

      Лексическое значение: определение

      Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

      Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

      Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

      Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

      Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

      Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

      Читайте также: