Ранний выбор профессии плюсы и минусы

Опубликовано: 02.10.2024

как выбрать профессию

Выбор профессии влияет на всю дальнейшую жизнь. Задуматься о нем стоит уже в юности: чем старше человек, тем сложнее ему начинать все с нуля. Какие факторы могут повлиять на решение подростка и как не допустить ошибку?

Хочу выбрать профессию: почему это так важно?

Работа, к которой лежит душа – стимул к саморазвитию и карьерному росту, а главное, одно из условий человеческого счастья. Невозможно чувствовать себя счастливым и востребованным, занимаясь нелюбимым делом.

В то же время выбор будущей профессии – один из самых сложных в жизни, поэтому требует особого внимания. Мир стремительно меняется, и нельзя гарантировать, что занятие, которое понравилось ребенку, через 15-20 лет обеспечит ему стабильную денежную работу. Однако основы для самоопределения закладываются именно в школе.

По этой причине Министерство образования уже давно подумывает ввести дополнительный урок по профориентации. И это не лишено смысла: в России около 70% выпускников вузов не работают по полученной специальности. Вероятнее всего, это означает, что в юности многие подходят к ее выбору недостаточно ответственно.

Плюсы раннего выбора профессии

Осознав, чему хочет посвятить себя в будущем, подросток потеряет гораздо меньше времени и сможет приступить к углубленному изучению предметов, которые пригодятся ему для поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение.

Школьник, настроенный на достижение конкретного результата (поступление на желаемую специальность), будет с энтузиазмом готовиться к экзаменам – и у него, вероятно, все получится. А ученик, у которого нет мотивации, будет лениться и выполнять задания спустя рукава.

В юности жизнь дарит больше возможностей для обстоятельного выбора будущей профессии. Разнообразие уроков позволяет подростку осознать, к чему он склоняется больше (во взрослой жизни каждый день пробовать себя в пяти-шести разных делах, скорее всего, уже не получится). Во многих школах формируют профильные классы – таким образом, дети уже в 11-12 лет делают первый шаг к самоопределению.

Старшеклассников регулярно приглашают на образовательные выставки, где знакомят с предложениями различных учебных заведений города и предлагают пройти бесплатные тесты на профориентацию.

Основные проблемы при выборе профессии

Позиция семьи. Часто родители не позволяют подростку принять важное решение самостоятельно. Но если доброжелательный совет старших действительно может быть полезным, то категорические запреты и навязанные установки скорее навредят. Разумеется, многим детям проще согласиться с выбором взрослых и принять их помощь. Но учеба «из-под палки», а потом и работа по нелюбимой специальности – путь к внутреннему кризису, а то и депрессии.

Мнение друзей. Старшеклассники часто решают поступать в вуз за компанию с приятелями. Чужому мнению особенно подвержены люди со стереотипным мышлением. Однако выбор профессии без учета своих индивидуальных особенностей – тупиковый путь.

Позиция учителей. Задача преподавателя – обнаружить способности детей и помочь им раскрыться. Но бывает и так, что именно педагоги «дарят» ребятам комплексы на всю жизнь. Многие годами помнят брошенное сгоряча «Ты глупый!», «Даже не пытайся поступить в нормальный вуз!».

Склонности и темперамент. Объективное представление о своих способностях подросток может получить не только на уроках, но и с помощью специальных исследований, тестирований.

Информированность о профессии. Подросток с большей вероятностью выберет специальность, о которой хорошо осведомлен. Поэтому старшим важно позаботиться о том, чтобы знания школьника о профессиях не оказались искаженными или неполными – тогда его не будет ждать разочарование. Например, ребенку, который хочет стать актером, важно рассказать, что за легкостью выступления на сцене стоят месяцы тяжелого труда.

Важно учитывать и особенности психики. Холерику больше подойдут активные занятия, сангвиник хорош в организаторской деятельности, меланхолику ближе творчество, флегматику – неторопливая, планомерная работа.

Как правильно выбрать профессию: основные советы

На первом месте в топе самых востребованных профессий:

программисты и в принципе работники IT-сферы;

инженеры и иные производственные специальности;

специалисты банковской сферы;

медицинские специалисты (врачи).

Определите, чем вам нравится заниматься, и развивайтесь в этом направлении всеми возможными способами (дополнительные занятия, чтение обучающей литературы, курсы).

Прислушивайтесь к мнению окружающих, но не верьте им слепо: ваша судьба должна быть в ваших руках. При этом на месте окружающих не обязательно должны быть родители, пусть это и самые близкие люди. Определиться с выбором помогут, к примеру, учителя, близкие друзья, другие родственники. Очень часто на выбор профессии влияют публичные персоны и разные влиятельные личности.

Выясните, кто больше всего востребован на рынке труда. Если вы уже знаете, какие специальности вам ближе, это поможет сделать четкий выбор (например, журналисту найти работу проще, чем филологу, при этом обе специальности – для гуманитариев).

Соберите данные об учебных заведениях: условиях поступления, длительности обучения, дисциплинах. Ознакомьтесь с отзывами выпускников.

Выбрать будущую профессию можно на специальных курсах профессиональной ориентации, либо сделать это самостоятельно. В любом случае необходимо взвесить все свои сильные и слабые стороны и, исходя из полученных результатов, двигаться в нужном направлении.

Все родители мечтают, чтобы их дети получили от жизни только самое лучшее: достойное образование, личное счастье и, конечно, добились успехов на профессиональном поприще. Но немногие могут с уверенностью сказать, когда нужно начать обсуждать с ребёнком выбор будущей профессии, и нужно ли вообще.

Лечить или учить – вот в чём вопрос!

На днях министр просвещения РФ Ольга Васильева на встрече с педагогами в Хабаровске сообщила, что в 2020 году во всех регионах России будет дан старт проекту по ранней профориентации школьников «Билет в будущее».

Она отметила: «В декабре 2018 года министерство запустило большой проект «Билет в будущее», он финансово обеспеченный – это 1,1 миллиарда рублей в год. Это ранняя профориентации школьников 6-11 классов. В следующем году мы сможем охватить им все 85 регионов страны. Очень важно показать ребёнку траекторию, которую он может выбрать с помощью взрослых».

По словам министра, данная программа уже была запущена в ряде регионов страны и дала ощутимый эффект. В программе принимают участие эксперты – представители 300 компаний. Ученики имеют возможность увидеть весь процесс того или иного производства и попробовать применить свои навыки на практике.

Ранняя профориентация позволяет детям сделать единственно правильный выбор

и найти своё место в жизни.

Помимо данного проекта, уже давно существуют всевозможные школы раннего развития , кружки, тренеры, дополнительное образование… Кажется, что наши дети всё раньше и раньше должны сделать выбор — чем же заняться, когда станешь взрослым?

Но случается так, что раннее развитие и профориентация только сбивают ребенка с пути. Как найти золотую середину? Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы ранней профориентации и попробуем понять, как правильнее поступить.

· Ребенок с раннего возраста знает, в каком направлении двигаться, поэтому не тратит лишние силы и энергию на изучение того, что ему не пригодится в будущем

· Имея большой запас времени перед поступлением в среднее или высшее профессиональное учебное заведение, ученик может спокойно и планомерно готовиться по выбранным дисциплинам, углублённо их изучая

· Школьник избавляется от стресса, который испытывают многие выпускники 9-11 классов, до сих пор не определившиеся, кем они хотят стать

· Ребёнок гораздо выгоднее и увереннее смотрится на фоне ровесников, которые выбрали такую же профессию только в последние полгода обучения в школе

· Родители не давят на ребёнка со своими предпочтениями и пожеланиями, будущая профессия выбирается в соответствии с его способностями и наклонностями

· Страдает разностороннее развитие ребёнка, так как он большую часть времени проводит за подготовкой по основному выбранному направлению и мало интересуется другими вопросами

· Ребёнок 5-6 класса имеет за плечами небольшой опыт, не знает, какие профессии актуальны на сегодняшний день, какие профессии будут наиболее востребованными на рынке труда в ближайшие 10-20 лет

· Определившись с профессией в 11-12 лет, ребёнок может резко поменять свое решение к 17-18 годам, так как произойдут перемены в его развитии и мировоззрении, общество будет давить и диктовать свои условия, навязывая тот или иной выбор

· Не всем профориентационным тестам можно доверять, как и не всем «специалистам», проводящим их. Результат профориентации в 5 классе может быть ошибочным из-за низкой квалификации психолога и сыграть роковую роль в жизни школьника

И это только малый список возможных плюсов и минусов. А что думаете Вы? В каком возрасте начал определяться с будущей профессией Ваш ребёнок? Пишите в комментариях. Давайте делиться друг с другом советами и полезными рекомендациями!

Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.

С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно исследованию Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.

Широкий кругозор — с раннего возраста

С ранних лет необходимо развивать кругозор ребенка в области профессионального мира, предлагать попробовать себя в разных направлениях, знакомить с интересными людьми и их работой. В рамках учебного плана Институт карьеры (британская профессиональная организация в сфере карьерного консультирования) предлагает начинать профессиональное образование в возрасте 7 лет. В этом возрасте дети уже могут осознавать связь между желаемой профессией и уровнем навыков и знаний, которые потребуются для ее получения. Также важно, что дети, которые не выражают интерес к STEM-специальностям (естественные науки -Science, технологии -Technology, инженерное искусство -Engineering, математика -Mathematics) в возрасте до 10 лет, вряд ли заинтересуются ими позднее. Это означает, что они не будут прикладывать достаточно усилий, чтобы изучать такие сложные дисциплины, как математика, инженерное дело, программирование. Хотя многие эксперты считают, что STEM специальности будут самыми востребованными в перспективе ближайших 10-15 лет.

Обратная сторона

Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.

Как быть

Для многих родителей профориентация означает контроль выбора ребенка. Это не так. Предоставьте ему свободу выбирать, и он сможет почувствовать ответственность за свои решения. Пусть приучается к активной жизненной позиции, начиная с таких мелочей как выбор одежды и еды.

Важно оказывать ему эмоциональную поддержку, которая выражается во внимании и интересе. Это поможет ребенку почувствовать значимость своих увлечений и даст уверенность в собственных силах. Он не должен находиться в страхе, неопределенности и под вашим давлением. Всегда будьте на его стороне.

Не мотивируйте похвалой постоянно. Интерес к деятельности ценен сам по себе, именно он мотивирует ребенка осваивать новое и гарантирует результат. Захваливание опасно тем, что может подменить собой цель труда. Не допускайте ситуации, когда ребенок стремиться получить одобрение, а получение новых навыков — только средство для этого.

Предоставляйте ему возможность попробовать разные виды деятельности — как через тематические игры в профессии, так и с помощью детских кружков. Следите за тем, что увлекает его больше всего, и поддерживайте этот интерес. Пусть вас не пугает резкая смена увлечений. Поощряйте социальную активность — для поиска своих интересов человеку важно общение как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, которые способны вдохновлять.

У ребенка обязательно должна быть обратная связь о его слабых и сильных сторонах. Но не оценочные суждения! Успех не всегда приходит к самым способным, чаще его добиваются самые упорные и трудолюбивые. Приучите его к мысли, что даже ошибки и неудачи — это не трагедии, а новые ориентиры для развития.

Если вам удастся вырастить в ребенке уверенность в себе и своих силах, а также расширить его кругозор и дать любовь к познанию всего нового — будьте уверены, что он сделает правильный выбор в профессии.


Многие родители платят своим детям за хорошие оценки. По моим наблюдениям эта схема не работает. Потому что деньги надо давать за работу, а учёба или любое другое семейное дело — это не совсем работа. Если платить детям за уроки, тогда нужно платить жене за то, что она приготовила еду. Бабушке — за то, что она посидела с внуками. И где гарантия, что через месяц-два ваш ребенок не потребует повысить ваши тарифы? Самое печальное, что в таком случае человеческие отношения портятся. И вы переходите на товарно-денежные отношения. Теряется эмоциональный контакт, вы не сможете вместе с ребенком просто по-человечески мечтать, воображать что-то. Если ребенок вырастет на товарно-денежных отношениях, то не упрекайте его в будущем за то, что он стал слишком меркантильный или черствым.

Для того, чтобы научить детей обращаться с деньгами, лекции или уроки не помогут. Нужно помещать детей в экономическую среду. Мы начали это делать еще в 1988-м году. У нас в школе — модель государства, есть наш школьный банк, школьная валюта, свои кредитные карточки, свои счета, свое кадровое агентство, свое налоговое агентство. Дети имеют полное право создавать свои фирмы, и делают это. Причем с 6-летнего возраста. Они думают как набрать себе в штат из своих одноклассников сотрудников, как уволить, потому что кто-то не справляется, или надоел, или поссорились. Как платить, что делать с деньгами.

Я убежден, что ранняя профориентация вредна. Хоть к бизнесу, хоть к врачебному делу, хоть к кулинарии, это не имеет значения. По моим педагогическим наблюдениям, осознанное понимание — кем я хочу быть, приходить примерно в 20-22 года. За очень редким исключением. В детстве ребёнок должен получить широкий спектр самых разных знаний. Потому, что никто не знает, какое слово учителя или какое действие на уроке или вне урока могут вдохновить его на то, что в будущем может стать делом жизни для ребенка.

У ребенка должно оставаться право на самые разные хобби, увлечения и новые знания.Чтобы в процессе изучение каждого он в итоге нашел что-то свое. Он может рисовать в начальной школе, но не обязательно вырасти художником. Или играть в футбол в 5-м классе, но не обязательно вырасти спортсменом. В 7-м классе он может хотеть играть в компьютерные игры и не вылезать из них. А в 10-м классе — вдруг изучать клонирование. Ребёнок должен иметь право пробовать всё и переключать своё внимание на что-то новое, чтобы потом суметь сделать осознанный выбор работы или профессии.

Нужно давать детям все доступные нам, взрослым, знания. Например, мы сейчас разрабатываем отдельный курс для старшеклассников по крипотвалютам. И тут не важно нравится мне это или не нравится, занимаюсь я криптовалютами или не занимаюсь. Криптовалюта уже существует в мире и десятки стран уже переходят на неё. Это данность, мы должны учить детей. И не только рассказами про биткоин, ведь есть уже 200 или 300 разных криптовалют. Дети должны осваивать робототехнику, 3D-печать, работу дронов, – ведь во всех этих вещах есть и физика, и математика, и химия, и биология, и другие школьные предметы. Так выглядят современные кейс-технологии.

О реформе образования

Сейчас много пишут о реформе образования. У меня есть свое собственное видение такой реформы.

Во всём мире система образования в кризисе, не только в Украине. Даже в самых богатых странах. И все пытаются его реформировать. Я объездил 106 стран и везде изучал как преподают в школах. И я вижу, что самая главная разница — в постановке цели. Целью реформирования системы образования в США является глобальное лидерство страны. Чтобы страна была первая во всём — от космоса до дорог, от компьютеров до социальных сетей. Цель реформирования системы образования в Англии — увеличение доходов государственного бюджета как минимум на 50 миллиардов фунтов благодаря потоку студентов в английские ВУЗы со всего мира. Цель реформирования системы образования в Польше — выровнять её со всеми европейскими странами. Цель реформирования системы образования в Сингапуре — сделать лучшую в мире систему образования. Цель реформирования системы образования в Украине — чтобы все сдали ЗНО. Что не очень адекватно мировым трендам.

В моем понимании, чтобы сделать настоящую реформу образования, нужно иметь ответы на 7 ключевых базовых вопросов: «Зачем учить? Чему учить? Как учить? Кем учить? Где учить? Сколько это стоит? И какие должны быть конечные результаты?»

И не стоит ждать пока заработает реформа или будет утверждена свыше. Надо подрывать систему образования снизу и изнутри. Десятки, сотни школ и учителей уже пользуются нашей методологией и кейсами. И не только потому, что они не имеют аналогов в мире (запатентованы даже в США). А потому что они нравятся детям, учителям и родителям за свою эффективность, увлекательность и желание учиться.


Профориентация, безусловно, нужна, это бесспорно, но с какого возраста? Родители, учителя и эксперты рынка труда не устают спорить между собой по этому вопросу. Пока молодые мамы и папы настаивают, чтобы их ребенка с ранних лет погружали в будущую профессию, эксперты советуют не спешить с выбором, а в первую очередь развивать интеллектуальные способности детей.

Текст: Елена Смирнова

Опрос, проведенный рекрутинговой компанией HeadHunter, показал, что и подростков, и их родителей больше всего беспокоит неизвестность о том, какие профессии будут востребованы через 10–15 лет, а также отсутствие четко выстроенной системы профориентации. Действительно, российский рынок труда переживает не лучшие времена: у нас много никому не нужных профессий, а на востребованные, к примеру, технические и рабочие специальности сложно найти персонал.


— Знакомить с разными профессиями и развивать способности детей надо с раннего возраста. Ведь ребята, которые уже поступили в вузы, часто не понимают, зачем они пришли учиться и чем потом будут заниматься. В итоге выпускники часто остаются недовольны выбранной профессией. Чаще всего это те, кто получил естественно-научные специальности: 24% из них жалеют о своем выборе. В целом среди всех профессий 47% учащихся и выпускников не рады, что выбрали свое направление. Ранняя профориентация могла бы помочь школьникам найти свое призвание.

Данные опроса говорят о том, что многие молодые люди, выбирая специальность, руководствуются в первую очередь престижностью и зарплатными ожиданиями. Много и тех, кто идет учиться лишь потому, что больше никуда не смог поступить. И самое печальное, что больше всего таких студентов в педагогических вузах (22%).

На отсутствие слаженной системы профориентации жалуется и Юлия Горохова, директор Центра занятости населения Санкт-Петербурга. По ее мнению, погружаться в выбор специальности надо в осознанном возрасте, начиная с восьмого класса школы. Чем раньше ребенок вольется в профессию, тем больше шансов у него потом найти любимую работу и свое место в жизни.


— К нам приходят молодые люди с 14 лет, но также работаем мы и со взрослыми, которые могут переобучиться и пойти работать по другой профессии. Наши психологи приходят в школы, проводят тестирования и консультации, чтобы охватить как можно больше детей. У нас есть даже программа трудоустройства детей, в прошлом году, например, 9,5 тыс. детей было нами трудоустроено. Сейчас у нас как раз идет летняя кампания, многие дети уже приступили к работе.

Несмотря на очевидные плюсы ранней профориентации, многие родители и эксперты скептически относятся к ней вообще. Дело в том, что современный мир молниеносно меняется. Престижные специальности юристов и экономистов, например, сегодня уже мало кому нужны. В образовательной системе теперь главное не просто дать студенту навыки конкретной профессии, а научить его быстро ориентироваться в информационном потоке и логически мыслить.

— Самая распространенная фамилия в англоязычном мире — Smith, что значит «кузнец». Когда-то именно эта профессия была самой престижной и востребованной. Но много ли кузнецов среди наших знакомых сегодня? Или, к примеру, кем бы посоветовал стать маленькому Юрию Гагарину его дедушка? Ведь профессии космонавта тогда еще не было. А теперь представьте, что мы пытаемся сориентировать двухлетнего ребенка в выборе профессии. Кто из вас готов взять на себя ответственность и предположить, какие через 25 лет будут востребованы профессии вообще? Я не берусь. Более того, я уверен, что профессии, которые будут востребованы через 25 лет, пока не существуют.

Действительно, исследования показывают, что многие специальности в скором времени умрут, а на первый план выйдут те, названия которых мы еще даже и не слышали. Срок жизни профессии, по последним данным, сейчас составляет около 25 лет. Это значит, что многих профессий, которые будут привлекать молодых людей в будущем, сегодня просто не существует.


Самое лучшее, что могут сделать родители, которые беспокоятся о будущем своего ребенка, (ну и, конечно, сами активные и ответственные молодые люди), — это развивать способности всесторонне и с самых ранних лет. Например, посещать спортивную секцию, танцы, художественный класс, курсы иностранных языков, психологические или коммуникационные тренинги, литературные занятия или занятия по математике, информатике и программированию.

Главное, от чего зависит ваш (или вашего ребенка) успех в будущем, — не диплом или сертификат, а интеллект, характер, умение постигать новое, мотивировать себя и других. Если это все у вас будет, совсем не важно, как станет называться ваша профессия!

Читайте также: