Рекреация и спортивно оздоровительный туризм что это за профессия кем работать

Опубликовано: 02.10.2024

Туристы в горах
Сфера отдыха, развлечений и туризма играет важнейшую роль в жизни любого общества. Особенно ценным является это направление с оглядкой на тенденции современного мира. Сегодня человек склонен к гиподинамии: у многих работа является сидячей или малоподвижной. По окончании трудового дня хочется отдохнуть, но под этим подразумевается вновь покой для тела, который по факту является губительным. Так как процессы жизнедеятельности со временем замедляются, начинается процесс старения.

Именно поэтому специальность 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» является важной и востребованной. Она предполагает умение организовывать отдых таким образом, чтобы он приносил реальную разгрузку и пользу. Под ней подразумевают целый комплекс мероприятий, включая организацию досуга, путешествий с учетом особенностей подопечных. Такую сферу часто выбирают бывшие спортсмены, которые знают все особенности физической активности и готовы направлять других людей.

Условия поступления

Главная задача курса – воспитание специалиста, вооруженного теорией и имеющего практические навыки, которые нужны в организации отдыха разного плана. У него должен быть большой багаж знаний, включая естественные и точные науки.

Какие же нужно сдавать предметы при поступлении в вузы Москвы на это направление:

  • биология (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • физика.

Поскольку такая трудовая деятельность связана с хорошей физической подготовкой и выносливостью, будущих студентов дополнительно проверяют, готовы ли они к таким нагрузкам.

Будущая профессия

Получая диплом бакалавра, выпускник становится готовым к решению многих профессиональных задач. В первую очередь он заботится о том, чтобы для человека были созданы оптимальные условия, в которых отдых и занятия спортом дадут максимальную отдачу. Здесь нужно быть не только спортсменом, но и психологом, который умеет учитывать возможности подопечных. Профессионал знает, как выбирать подходящие методики, предлагать решения, гарантирующие достижение положительного результата. Но еще необходимы знания анатомии человека, процессов, протекающих в его организме.

Куда поступать

Программу бакалавриата по этому направлению готовы предложить ведущие учебные заведения страны:

  • Нижегородский государственный педагогический университет имени Минина;
  • Российский госуниверситет физкультуры, спорта, молодежи и туризма;
  • Тамбовский госуниверситет имени Державина;
  • Уральский государственный лесотехнический университет;
  • Смоленская государственная академия физкультуры, спорта и туризма.

Срок обучения

Полный курс будущий обладатель диплома бакалавра освоит за четыре года на очном отделении. Заочная, вечерняя и смешанная форма обучения предполагает учебу в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Сплав по горной реке
Молодой специалист вооружается знаниями по следующим предметам:

  • морфология человека;
  • спортивно-оздоровительный туризм;
  • рекреалогия и курортология;
  • физиология и анатомия человека;
  • основы физической реабилитации;
  • физкультура: теория и методика;
  • экономические основы туризма и рекреации;
  • маркетинг в туризме и рекреации;
  • культурная рекреация: базовые виды.

Приобретаемые навыки

Круг профессиональных компетенций такого специалиста очень широк:

  • проработка детальной программы отдыха, реабилитации или спортивно-оздоровительного туризма;
  • проектирование и планирование объектов для рекреации и туризма;
  • организация мероприятий по рекреации, оздоровлению, туризму, физкультуре;
  • анимационное сопровождение;
  • проведение занятий с учетом физической формы, возраста, половой принадлежности;
  • расчет величины нагрузки;
  • контроль состояния подопечных;
  • оценка эффективности тренировок;
  • оказание доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение соблюдения техники безопасности;
  • создание новых форм экскурсий;
  • формирование мотивации, побуждающей заниматься спортом;
  • туроператорские и турагентские услуги;
  • управление персоналом;
  • исследование сферы туризма, рекреации, физкультуры;
  • рекламирование туристских и оздоровительных продуктов;
  • контроль качества услуг в сфере туризма, рекреации, спорта, физкультуры;
  • работа с договорами и контрактами.

Перспективы трудоустройства по профессии

Сегодня выпускнику направления не составит труда найти высокооплачиваемое рабочее место. Таких профессионалов не хватает на рынке, а реализовать себя они могут в разных сферах. Например, можно устроиться в санаторий и на курорт, в оздоровительный или развлекательный комплекс. Есть вакансии для специалистов в детских и спортивных лагерях, фитнес-центрах, туристических агентствах.

Кем работают бакалавры:

  • Спортивные занятия в лесу
    экскурсоводами;
  • инструкторами по спорту и туризму;
  • гидами;
  • специалистами по туризму и рекреации;
  • краеведами;
  • тренерами/учителями физкультуры;
  • организаторами активного отдыха и досуга.

Такая специальность приносит высокие доходы. Если устраиваться в государственные образовательные и оздоровительные учреждения, то минимум составит 20 тысяч в отечественной валюте. Но частная индустрия отдыха, туризма и спорта предлагает ставки, которые в разы больше. Особенно ценными являются специалисты, которые выбрали узкое направление в своем профессиональном развитии.

Преимущества обучения в магистратуре

Несмотря на востребованность профессии, можно существенно расширить для себя перспективы в плане трудоустройства, продолжив обучение. Магистерская программа – это не только углубление знаний. Она предполагает интересную исследовательскую и практическую деятельность.

Такое направление неотрывно связано с постоянным общением с людьми. Поэтому практика помогает развивать коммуникационные навыки. В процессе обучения в магистратуре лучшие вузы проводят интеллектуально-активные игры, мастер-классы, экскурсии. Они предлагают знания международного уровня, что открывает возможности для профессиональной реализации и в других странах.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: спортивно-оздоровительный туризм; физическую (физкультурно-спортивную) рекреацию и реабилитацию; деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрию туризма, досуга и рекреации; туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы; санаторно-курортные комплексы и учреждения; иные услуги в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: физические, психические и функциональные возможности человека; рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов, туристский продукт; специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.
Бакалавр по направлению подготовки 034600 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • педагогическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению 034600 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • определять цели и задачи учебно-тренировочного процесса, рекреационно-оздоровительной, туристско-краеведческой, рекреационно-досуговой и оздоровительно-реабилитационной деятельности;
  • организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия по циклам, этапам различной продолжительности;
  • отбирать адекватные поставленным задачам средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этно-культурных и социально-демографических факторов;
  • обучать двигательным действиям, связанным с туристско-оздоровительной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью;
  • определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида в различных климато-географических условиях мест проведения занятий, мероприятий;
  • оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной деятельности;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов в учебно-тренировочном процессе рекреационно-оздоровительной, туристской, коррекционной и консультационной деятельности;
  • осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием работоспособности занимающихся и вносить коррективы в учебно-тренировочный, рекреационно-оздоровительный и рекреационно-реабилитационный процессы;
  • контролировать эффективность выполнения техники основных видов туризма и физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;
  • анализировать ценности и эффективность физкультурно-оздоровительных видов рекреационной и реабилитационной деятельности;
  • принимать участие в прогнозировании условий и направлений развития сферы активного и содержательного отдыха, физической рекреации и реабилитации различных категорий населения на региональном и местном уровнях;
  • разрабатывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации и реабилитации населения, подбирать соответствующие средства и методы их реализации по циклам занятий различной продолжительности;
  • осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда и техники безопасности занимающихся в процессе рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности;
  • использовать компьютерные технологии планирования учебно-тренировочного, рекреационно-оздоровительного, рекреационно-реабилитационного, туристского спортивно-оздоровительного процесса, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, их корректировки, а также решения других практических задач;
  • способствовать приобщению и формированию потребности в регулярных занятиях спортивно-оздоровительным туризмом и физической рекреацией у различных социально-демографических групп населения - во всех типах учебных заведений, в учреждениях рекреационно-оздоровительного и санаторно-курортного комплекса, на предприятиях различной формы собственности;
  • принимать участие в теоретико-методических разработках и осуществлении профессиональной деятельности на междисциплинарном уровне;
  • осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых в пределах их полномочий;
  • принимать участие в разработке (в том числе оперативных) управленческих решений в области спортивно-оздоровительного туризма и рекреационных комплексов;
  • принимать участие в анализе и обобщении деятельности государственных органов управления в сфере туризма и рекреации на муниципальном и региональном уровне;
  • конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов;
  • осуществлять турагентскую и туроператорскую деятельность;
  • принимать участие в подборе, расстановке и повышении квалификации кадров в туристско-рекреационных учреждениях, организациях;
  • организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в учреждениях образовательного, культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля;
  • способствовать формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, ее профессиональный рост и развитие, ориентацию на освоение дополнительных образовательных программ;
  • планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности;
  • работать (в рамках должностных функций) с финансово-хозяйственной документацией в образовательных учреждениях, учреждениях, фирмах и других организациях сферы рекреации и туризма и санаторно-курортной сферы;
  • принимать участие в формулировании актуальных проблем сферы рекреации, туризма и краеведения;
  • определять цели и задачи исследования с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;
  • принимать участие в формировании логики и методологии научных исследований в сфере рекреации и туризма;
  • применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследования;
  • принимать участие в разработке инновационных технологий (в том числе управления рисками) внедрения туристских и рекреационно-оздоровительных услуг во всех типах учебных заведений, в туристско-рекреационных и санаторно-курортных учреждениях;
  • обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.

ФГОС: «Гуманитарные науки»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В.В. Кузин
Профессор, директор института Рекреации и туризма РГУФК С.А. Гониянц
Профессор А.И. Исмаилов
Профессор, начальник отдела Министерства образования РФ В.Г. Щербаков

Ключевые слова: подготовка кадров, учебно-методический комплекс, туристический сервис, туризм, образовательный стандарт.

В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно -оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту: в БГИФКе, ГЦОЛИФКе, ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта и других вузах были созданы учебные комиссии по спортивно-оздоровительному туризму, открыты специализации, подготовлен учебно-методический комплекс по подготовке специалистов (квалификация "Педагог-организатор по физкультурно -оздоровительной работе и туризму" - начало 80-х гг.). Подготовкой же кадров для туристского сервиса в основном занималась система профсоюзного туризма, который как уникальное общественное явление был развален еще в начале 90-х гг.

Сегодня уже стало очевидным, что мы в эти годы катастрофически теряли детский и юношеский туризм, в сферу влияния которого вовлечены миллионы учащихся. Только туристско-краеведческую образовательную деятельность в настоящее время осуществляют около 400 центров, станций юных туристов и 2000 Домов, Дворцов творчества детей и юношества. Ежегодно в РФ организуется около 6500 профильных лагерей. В образовательных учреждениях различного типа создано около 5 тыс. паспортизированных самодеятельных краеведческих, этнографических и военно-патриотических музеев.

В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11 000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или туристского образования.

Необходимо также учесть, что возрождаются профилактические физкультурно-оздоровительные центры, а санаторно-курортная практика в настоящее время (на период 2001г.) располагает более чем 4,5 тыс. учреждений санаторно-курортного профиля, которые остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и рекреации по крайней мере в следующих двух направлениях: ежедневном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном - в процессе санаторно-курортного отпускного периода, в домах отдыха и на турбазах, в лечебно-профилактических центрах и рекреационно-оздоровительных структурах национальных парков и земель.

В мировой практике сферы рекреации и туризма сложилась потребность в подготовке следующих основных специалистов:

1) менеджер рекреации и туризма, обеспечивающий разработку рекреационно-досугового, развлекательного обслуживания туров и организацию обслуживания на туристских маршрутах (туроператор, турагент, менеджер отдыха и гостеприимства);
2) экономист (финансовый менеджер), обеспечивающий бизнес-планирование и организацию коммерческой, предпринимательской деятельности на рекреационных комплексах, в учреждениях, на туристских предприятиях и фирмах;
3) аниматор, или так называемый "организатор, менеджер рекреационного спорта и туризма" - специалист по организации и разработке программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в процессе рекреационной и туристской деятельности, в туристских группах, учреждениях санаторно-курортного комплекса и рекреации;
4) специалист (инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.), отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий;
5) специалист по культурно-познавательному туризму, экскурсоведению, музееведению.

Как видно, речь идет о многопрофильной подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов для сферы рекреации и туризма. В связи с этим, если следовать логике смыслового содержания слова "университет" (в переводе означает "совокупность"), обычно понимаемого как сочетание гуманитарного и естественного знаний, то подготовка таких специалистов наиболее полно может осуществляться именно в рамках традиционного университетского образования.

Сегодня уже стало ясно, что попытки слепого копирования зарубежных подходов к образованию и внедрения их в жизнь российского общества, причем на фоне забвения накопленного отечественного опыта, а также пренебрежение ценностями предыдущих поколений, исторических социокультурных традиций страны оказались бесперспективными.

Принципиально важно также отметить, что на чрезвычайно острую необходимость подготовки специалистов этого профиля было обращено внимание на заседании Государственного Совета РФ по вопросу "О повышенной роли ФКиС в формировании здорового образа жизни россиян" от 30 января 2002 г.

Однако подготовка кадров для туристской отрасли сдерживается рядом обстоятельств:

  • в Минтруда и социального развития нет соответствующей структуры рабочих мест как для отрасли туризма, так и для сферы рекреации;
  • нет количественной потребности в специалистах и профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов этого профиля;
  • в предложенных Минтруда и социального развития временных стандартах (май 1999 г.) нет перечня должностей и категорий кадров туристской отрасли, ориентированных на создавшуюся конъюнктуру рынка труда. В существующем же перечне явно гипертрофированы должности гостиничного хозяйства (посудомойка, уборщица номеров, повар и др.);
  • нет законодательной базы для лицензирования деятельности туристских учреждений, агентств, фирм, а также физических лиц. И, наконец, нет органа государственной власти, который окончательно и полностью отвечал бы за всю отрасль туризма. Понятно, что и от этих обстоятельств в значительной степени зависит структура рабочих мест и, естественно, преимущественная ориентация на подготовку кадрового потенциала.

Действующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы рекреации и туризма сложилась в начале переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям с учетом состояния и потребности указанных отраслей, в условиях, когда быстрое развитие потребности в рекреационно-реабилитационных и туристских услугах у населения 90-х гг. вызвало бурный рост освоения рекреационных систем, рекреационно-оздоровительных центров, туристских предприятий, турфирм и агентств. Возникла потребность за короткий срок подготовить кадры, которые могли бы на первом этапе осуществлять менеджерскую, финансово-экономическую и социокультурную деятельность, преимущественно в сфере туризма.

В этой связи отметим, что в настоящее время в РФ кадры для сферы туризма готовят около 130 высших учебных заведений. В 2002 г. создана Ассоциация вузов туристского образования.

Создание специализаций в рамках различных специальностей: 061100 - "Менеджмент организации" и направления 521200 - "Менеджмент"; 230500 - "Социально-культурный сервис и туризм"; 060800 - "Экономика и управление"; 320700 - "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"; 012 500 - "География" и др., позволило фактически за последние 8-10 лет быстро переориентировать подготовку студентов ряда родственных специальностей на интересы туристской отрасли и для удовлетворения ее потребностей, но преимущественно в специалистах-менеджерах, финансистах, работниках гостиничного хозяйства и сервиса.

Однако в специальностях, в которых в настоящее время ведется подготовка кадров для отраслей рекреации и туризма, а также в наборе дисциплин отсутствуют предметы, обеспечивающие комплексное формирование знаний и практических умений, направленных на освоение:

  • технологий туристско-краеведческой деятельности;
  • технологий рекреативно-оздоровительного характера;
  • методов организации и проведения рекреативных форм занятий различной направленности, а также различных видов спортивно-оздоровительного туризма на индивидуальном и групповом уровнях;
  • опыта практической деятельности по созданию и проведению рекреационных и туристских циклов, организации индивидуальной и групповой рекреативно -оздоровительной туристской деятельности;
  • не рассматриваются этнопсихологические и этносоциальные аспекты организации рекреации, отдыха и восстановления.

В существующих стандартах отсутствуют также медико-биологические и педагогические дисциплины с ориентацией на рекреационно-оздоровительную и туристскую группы.

В целом отсутствуют дисциплины, ориентированные на социально-психологическое воспитание личности средствами и методами туризма и рекреации, хотя в отечественной и мировой практике сложилось достаточно четкое представление о наборе дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки туристских кадров и специалистов по рекреации.

Принципиальное отличие стандарта, предложенного РГАФК и утвержденного Минобразования РФ (приказ №3955 от 04.12.2001) по специальности 022 400 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" заключается в системно изложенном комплексе дисциплин, которые средствами и методами рекреации, туризма и краеведения обеспечивают формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности по новому предмету труда - "Социально-психическое и физическое здоровье личности в сфере рекреации и туризма".

Методологической основой специальности является учение о комплексном воздействии на человека единой системы рекреации, туризма и краеведения, обеспечивающих расширенное воспроизводство психофизического состояния, интеллектуальных и производительных сил.

Концептуальное содержание стандарта соответствует положениям Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (1996), давшего правовую базу туризму и туристской деятельности и выделившему их в особую самостоятельную сферу деятельности.

Предметом труда данного специалиста явится социальное и психофизическое здоровье личности.

Содержание профессиональной деятельности:

  • ведущее: разработка и реализация специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, повышение физической дееспособности, социокультурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;
  • дополнительное: конструирование и реализация рекреационно-оздоровительных и туристско -оздоровительных циклов обслуживания туристов;
  • сопутствующее: формирование рекреационной среды, воспроизводство и ее охрана в сфере туризма и рекреационного комплекса.

Таким образом, при обучении будет решаться задача междисциплинарной подготовки специалиста нового типа, которого сегодня не готовит на должном квалификационном уровне ни одно высшее учебное заведение.

Размещение дисциплин в рамках стандарта осуществлено с учетом внутренней логики их соседства (сформированы проблемные гнезда), что усиливает восприятие фундаментальной целостности, подчеркивает междисциплинарные связи.

Научной основой набора дисциплин служит представление о рекреации и туризме как о целостной фундаментальной системе современных наук о рекреативной и туристской деятельности, кадровом обеспечении и специальных рекреативно-оздоровительных и двигательных режимах, осуществляемых в системе отдыха и рекреации на туристских маршрутах, в турпоездках, турклубах, на турбазах, в учреждениях санаторно -курортного и вакационного профиля и др.

Комплекс общепрофессиональных дисциплин направлен на создание единой базы знаний и навыков для подготовки кадров по любой из сложившихся и могущих возникнуть в мировой рекреационно -туристской практике специализаций. Он также обеспечивает выпускнику возможность внутрипрофессиональной мобильности на протяжении 30-40 лет профессиональной деятельности, т.е. полностью соответствует понятию "комплексного" специалиста.

Предполагается, что профессиональная деятельность такого специалиста будет осуществляться в сфере рекреации и туризма, в органах исполнительной власти, государственных и негосударственных организациях и учреждениях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных коммерческих организациях, в объединениях физических лиц. Фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма в сочетании с профилированными сведениями в конкретной области применения обеспечат специалисту возможность научно обоснованного целеполагания, проектирования, конструирования и процессуального развития деятельности в различных областях применения рекреационно-туристской деятельности.

Таким образом, специалисты с высшим профессиональным образованием по специальности 022400 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" потенциально могут работать:

  • в образовательных учреждениях любых типов (общего среднего образования, дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, в вузах);
  • в специальных образовательных учреждениях (школах-интернатах, детских домах), домах для детей-инвалидов;
  • на предприятиях и в организациях в качестве инструкторов-методистов по производственной гимнастике;
  • в рекреационно-оздоровительных и фитнес- центрах и клубах;
  • на туристических предприятиях, в фирмах и агентствах;
  • в клубах, федерациях, туристско-спортивных союзах, других муниципальных государственных и общественных организациях, культивирующих спортивно-оздоровительный туризм;
  • на туристских базах, в домах охотника и рыболова, в рекреационно-оздоровительных структурах национальных и природных парков и земель;
  • в учреждениях санаторно-курортного и рекреационного типа, домах отдыха, лечебно-профилактических центрах;
  • в федеральных, республиканских, региональных государственных органах управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, МЧС, Министерстве природных ресурсов и др.

Отметим также, что потребность общества в подготовке указанных специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно -курортного комплекса - она объективна, и от решения этой проблемы в определенной степени зависят здоровье нации и социальная защищенность населения.

Изложенное позволяют констатировать, что потребность в специалистах по рекреации и спортивно -оздоровительному туризму на российском и мировом рынках труда велика и по мере улучшения благосостояния нашего общества и улучшения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Мы собрали для Вас всю наиболее актуальную информацию об этом направлении подготовки. В нашем обзоре Вы найдете сведения об объектах, областях и видах профессиональной деятельности, конкретных профессиональных задачах и других важных аспектах

Уровень образования – Бакалавриат

Укрупненная группа 49 - Физическая культура и спорт.
Объем образовательной программы 240 зачетных единиц,
- срок обучения 4 года

Объекты, области и виды профессиональной деятельности

Детали

Профессиональные задачи и специализации

Профессиональные задачи

Научные исследования:

  • принимать участие в формулировании актуальных проблем сферы рекреации, туризма, фитнеса и краеведения;
  • определять цели и задачи исследования с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов;
  • принимать участие в формировании логики и методологии научных исследований в сфере рекреации и туризма;
  • применять, адекватные поставленным задачам пути достижения цели, методы и методики исследования;
  • принимать участие в разработке инновационных технологий (в том числе управления рисками) внедрения туристских и рекреационно-оздоровительных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, туристско-рекреационных и санаторно-курортных учреждениях;
  • обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы

Образование:

  • определять цели и задачи учебно-тренировочного процесса, рекреационно-оздоровительной (в том числе в сфере фитнеса), туристско-краеведческой, рекреационно-досуговой и оздоровительно-реабилитационной деятельности;
  • организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия по циклам, этапам различной продолжительности;
  • отбирать адекватные поставленным задачам средства и методы учебно-тренировочной, туристско-образовательной, рекреационно-реабилитационной деятельности с учетом этно-культурных и социально-демографических факторов;
  • обучать двигательным действиям, связанным с рекреационно-оздоровительной, туристско-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью;
  • определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида в различных климато-географических условиях мест проведения занятий, мероприятий;
  • оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной деятельности;
  • оценивать эффективность используемых средств и методов в учебно-тренировочном процессе, рекреационно-оздоровительной, туристской, коррекционной и консультационной деятельности;
  • осуществлять текущий и этапный контроль за физическим состоянием занимающихся и вносить коррективы в учебно-тренировочный, рекреационно-оздоровительный и рекреационно-реабилитационный процессы;
  • контролировать эффективность выполнения техники основных видов спортивно-оздоровительного туризма и физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;
  • анализировать ценности и эффективность различных форм и видов туристско-оздоровительной, физкультурно-оздоровительной (в том числе фитнеса), рекреационно-досуговой деятельности и физической реабилитации;
  • принимать участие в прогнозировании условий и направлений развития сферы активного и содержательного отдыха, физической рекреации и фитнеса различных категорий населения на региональном и местном уровнях;
  • разрабатывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации, фитнесу и физической реабилитации населения, подбирать соответствующие средства и методы их реализации по циклам занятий различной продолжительности;
  • осуществлять комплекс мер по разработке и соблюдению правил и норм охраны труда, а также техники безопасности участвующих в процессе рекреационно-оздоровительной и туристской деятельности;
  • использовать компьютерные технологии в планировании рекреационно-оздоровительного, туристского спортивно-оздоровительного и рекреационно-реабилитационного процессов, учета выполняемых нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, их корректировки, а также решения других практических задач;
  • способствовать формированию общечеловеческих ценностей, норм общенациональных и этнических культур, региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
  • способствовать приобщению и формированию потребности в здоровом образе жизни, регулярных занятиях спортивно-оздоровительным туризмом, физической рекреацией (в том числе фитнесом) у различных социально-демографических групп населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, рекреационно-оздоровительных и санаторно-курортных комплексах, на предприятиях различной формы собственности;
  • принимать участие в теоретико-методических разработках и осуществлении профессиональной деятельности на междисциплинарном уровне

Администрирование и управление:

  • осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, в том числе Конституцией Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области образования, спорта и туризма;
  • принимать участие в разработке адекватных (в том числе оперативных) управленческих решениях в области спортивно-оздоровительного туризма и рекреационных комплексов;
  • принимать участие в анализе и обобщении деятельности государственных органов управления в сфере туризма и рекреации на муниципальном и региональном уровне;
  • конструировать циклы оздоровительно-рекреационного обслуживания различных социально-демографических групп населения и туристов;
  • осуществлять турагентскую и туроператорскую деятельность;
  • принимать участие в подборе, расстановке, повышении квалификации и переподготовки кадров для туристско-рекреационных учреждений, индустрии фитнеса, государственных и общественно-самодеятельных клубов, центров;
  • организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также организациях культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и туристско-краеведческого профиля;
  • способствовать формированию устойчивой мотивации на профессиональную деятельность личности, ее профессиональный рост и развитие, ориентацию на освоение дополнительных образовательных программ;
  • планировать и организовывать деятельность населения по применению различных ценностей и средств туризма и краеведения, рекреации и реабилитации в целях укрепления здоровья и социальной адаптации личности;
  • работать (в рамках должностных функций) с финансово-хозяйственной документацией в учебных заведениях, учреждениях, фирмах и других организациях сферы рекреации, фитнеса и туризма, санаторно-курортной сфере

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм запись закреплена

Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.

P.S. - дальше больше, интереснее, интеллектуальнее.

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм запись закреплена
Туристский клуб СФУ

В предстоящий четверг (31.05.) участники похода 1 к.с. поделятся своими впечатлениями, ещё раз вспомним лучшие моменты, обсудим предстоящие планы.
В программе вечера:
- просмотр фотографий и видео
- чай и лакомства

Адрес: пр-т Свободный, 81 В (4 общежитие), ауд. 2-13
Время: 19:00

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм запись закреплена

ОСОБЕННОСТИ РЕКРЕАЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Развитие рекреации в специфических горных условиях зависит от целого комплекса социально-экономических и природных факторов, практически все исследователи, занимающиеся проблемами хозяйственного и рекреационного освоения горных территорий, отмечают относительно слабое развитие социальной инфраструктуры в этих районах,
Показать полностью. более низкий уровень комфорта, специфические трудности с использованием трудовых ресурсов, относительно слабую заселенность и хозяйственную освоенность горных территорий, низкую механизацию труда.

Такие специфические виды рекреационной деятельности, как альпинизм, горнолыжный спорт, водный слалом, скалолазание, горнопешеходный туризм, могут быть реализованы в горных районах.

Разнообразие природных ландшафтов дает возможность организовать практически все виды рекреационной деятельности на сравнительно небольшой территории за ограниченный промежуток времени и таким образом значительно ее интенсифицировать. Большое значение приобретает и эстетическая сторона отдыха. В горах пейзажное разнообразие появляется за счет смены ландшафтов.

Историко-этнографические особенности быта жителей гор, их обычаи, архитектура жилищ, национальная кухня также становятся элементами горных рекреационных ресурсов.

Структура горно-рекреационных ресурсов и специфика факторов, влияющих на развитие и размещение рекреационной деятельности, обуславливают возникновение особых форм территориальной организации рекреационного обслуживания в горах.

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм запись закреплена
ПВД: Центральные Столбы через Лалетино Фото
Туристский клуб СФУ

Маршрут: ост.Лалетино - Центральные Столбы - ост.Турбаза.

Рук. Акишев Илья.

Фото: Ефимова Рита & Акишев Илья

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм запись закреплена
Практические занятия "подъём - спуск по вертикальным перилам" Школы туристской подготовки СФУ
Школы туристской подготовки СФУ

В это воскресенье (22.10.17) на полигоне "Горный" в Академгородке прошли первые практические занятия в рамках школы туристской подготовки Туристского клуба СФУ.

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм запись закреплена

Практика студентов РиСОТ(а) 2017.

В период с 17 по 27 августа 2017 года состоялась юбилейная 20-ая практика по туризму студентов СФУ ИФКСиТ направления РиСОТ в природный парк Ергаки.

За полных 9 дней группа во главе Николаева Евгения Анатольевича прошла по маршруту и в радиальных выходах около 70 километров. Так же в составе были 11 студентов и 2 преподавателя: Гелецкий Владислав Михайлович и Суханов Александр Петрович.
Показать полностью.

Практика 2017 прошла весьма насыщено. На протяжении всего маршрута погода оставляла желать лучшего. Большую часть шел проливной дождь, временами снег, холодный ветер, туман.. К середине практики почти у всей группы не осталось сухих теплых вещей, в том числе спальники у многих тоже промокли. Поэтому для многих этот поход стал серьезной проверкой на стойкость и силу характера.

Прежде чем рассказать еще об одном, не мало важном событии, совершенным в походе, если не самым важным,
начну с предисловия.
На территории природного парка Ергаки не так давно возникла очень серьезная экологическая проблема разведения костров в непредназначенных для этого местах, или попросту, запрещенных. Например, туристы разводят огонь в корнях деревьев. Такое нарушение техники пожарной безопасности как минимум приводит к гибели растений, и в целом живой природы, но самый ужасный исход таких действий - пожары глобального масштаба, что в конечном итоге может привести к исчезновению территории «Ергаки».

Исходя из этого, участники и организаторы похода приняли непростое решение - внести коррективы в меню и в целом в способ приготовление пищи. Это был необходимый, но вполне осознанный риск, наша задача состояла в том, чтобы не оставить после себя ничего, что может загрязнить место или хоть как-то навредить природе. Мы не разжигали костров, ни одного за весь поход. Мы использовали газ и газовые горелки. Израсходованные газовые баллоны забирали с собой, все до последнего, как и остальной мусор. Такой метод приготовления пищи прошёл весьма успешно, это было более быстро, аккуратно, нам хватило газа на весь маршрут. С учетом 3-4х разового питания на каждого участника тратилось примерно 550 гр. продуктов. В составе меню совершенно не было мяса, рыбы, консервированной еды. На этом было основано правильное и сбалансированное походное питание, в целях избежать употребления тяжелой пищи и возможного ущерба здоровью в последствии. Благодаря Александру Петровичу всё было вкусно и сытно, всем хватало,
никто от голода не откинулся))

Так, схема быстрого приготовления пищи и сбалансированного питания полностью оправдала себя. А студенты ФК16-03 стали первооткрывателями в такой методике.

В конце могу сказать, что мне, как и ,наверное, всей моей группе, всем кто был, понравилось время, проведенное в Ергаках. Мне понравилась красота, виды, горы. Мне понравилось как дружно и смело мы это все прошли.
Нереальное, живое место.

Читайте также: