Руководителей городского уровня можно назвать лидером среди сотрудников фио должность

Опубликовано: 01.07.2024

Время от времени я участвую в собеседованиях при найме топ-менеджеров. Сферы могут быть разные, моя основная задача — оценить лидерский потенциал личности человека в ближайшей перспективе. С опытом начинаешь чувствовать собеседника интуитивно. Но выработались и некоторые закономерности, подсказки, помогающие делать верный выбор.

1. Драйв достижения

Как это проявляется? Прежде всего в глазах, они живые, даже если человек крайне спокойный. От таких людей исходит энергия. Она чувствуется в словах, в движениях, даже в мыслях. Это люди с активной жизненной позицией, люди дела, поэтому способны быстро включиться и показать себя. По молодости излишняя самоуверенность, упрямство может им мешать и отталкивать людей, но они быстро учатся и, когда им надо, способны подстроится.

Когда задаешь такому человеку вопросы, он отвечает так, что создается впечатление, что невозможное — возможно. Как правило, эти люди в буквальном смысле слова крепко стоят на ногах, у них сильные рукопожатия, они склонны к доминированию (это может и не проявляться, если человек опытный и зрелый) и четко фиксируют себе подобных.

Драйв достижения — это не просто энергия, бьющая через край. Идеальный вариант — это сфокусированная энергетика цельной личности. Чем лучше человек понимает себя, осознанно выбирает цели (еще лучше ценности и жизненную стратегию) и способен подчинить им свою жизнь, тем больше шансов, что он добьется выдающихся результатов.

Иногда такой вектор личности бросается в глаза со стороны, хотя человек этого еще не осознал. Для молодого руководителя (до 30 лет) это вполне нормально. Если он вменяемый, способный воспринимать и развиваться человек, с ним можно работать и помочь ему в этом. Когда же человек и после сорока плохо себя понимает и даже не задумывается об этом — меня это скорее насторожит.

Драйв достижения, в той или иной степени, появляется практически у любого здорового человека, который реализует свои задумки. Поэтому на собеседовании я смотрю насколько человек любит дело, которым занимается, насколько это его тема. Заметьте, когда собеседник долго и пространно рассказывает о себе и своих достижениях — это отталкивает, но зато когда, четко и по существу о деле, которое любит, — это притягивает.

Среди лидеров часто встречаются фанатичные трудоголики. С одной стороны, для компании это выгодно. С другой — есть опасность психологических срывов и «выгорания». Поэтому я предпочитаю смотреть шире и обращать внимание на то, чем человек «дышит» кроме работы. Как человек проводит свободное время, чем увлекается, что ценит в жизни? Наличие крепкойсемьи, детей — для меня важный дополнительный плюс. Желание обеспечить свою семью — отличный мотиватор для новых свершений.

Также я обращаю внимание и на подвижность ума кандидата. Богатая объемная речь выдает образование, культуру, пластичность интеллекта. Широта интересов позволяет человеку не замыкаться в привычных стереотипах. Лидер должен уметь ломать шаблоны, видеть нестандартные решения.

Лидеру необходим конструктивный взгляд в будущее, энергия достижения и целеустремленность, увлеченность делом и интеллектуальное проворство. Все это вместе я называю драйвом достижения. Если он есть — это бросается в глаза на первом собеседовании. Просто позвольте человеку быть самим собой.

2. Управленческая воля

Чтобы стать лидером, одного драйва недостаточно. Необходимо доводить начатое до конца, впрягаясь самому и впрягая других. Работая с таким человеком ты либо «намагничиваешься», включаешься изнутри, либо уходишь. Спросите кандидата, каким способом он добивается послушания сотрудников? Слово «послушание» здесь — провокация. Как на него отреагирует собеседник?

Умение ставить цели и неуклонно преследовать их, способность сконцентрировать коллектив на достижении необходимого результата и добиться его. Без этого лидер не будет успешен. Поэтому обязательно спросите кандидата о результатах, которых он уже достиг, о целях, которые ставит перед собой. Следите за взглядом — он четкий и уверенный или блуждающий, сомневающийся? Обратите внимание на речь — человек делает акценты? Резюмирует свои высказывания?

Ответственность — это мера включенности в результат. Попросите человека рассказать о сложном моменте из собственной практики, каком-нибудь deadline. Как действовал? Какие были трудности? Кто виноват? Это еще один провокационный вопрос, как вы понимаете. Настоящий лидер естественным образом берет ответственность за компанию и людей на себя. Для него это нормально. Он мыслит и действует как хозяин, «как для себя»; сознательно увязывает интересы компании, свои намерения и потребности сотрудников.

Управленческая воля невозможна без внутренней целостности человека. Он не стремится выглядеть лучше, чем есть. Не старается специально много улыбаться или наоборот «надувать щеки», своим видом он как бы говорит — я отвечаю за свои слова и на ветер их не бросаю.

У людей с развитой управленческой волей, как правило: четкая, без витиеватостей речь, законченные предложения, преобладают глаголы совершенного вида (например: сделать вместо делать, добиться вместо добиваться и т.д.), присутствует собранность в теле. Наиболее актуализировано настоящее и будущее время, в гораздо меньшей степени — прошлое. Может присутствовать «холодная сталь» в голосе, хотя некоторые предпочитают казаться более мягкими, чтобы не испугать других.

3. Социальный интеграция

«Хочешь вести за собой людей — следуй за ними». Эти слова Лао Дзы как нельзя лучше подчеркивают интегральный социальный характер лидерства. Самые мощные руководители чувствуют людей. Это не значит, что они мягкие и пушистые, зачастую как раз наоборот. Но они знают когда и с кем как себя вести. Кого-то надо успокоить и поддержать, а с кем-то лучше не рассусоливать, апеллировать к амбициям и самолюбию. Умеет кандидат находить подход к разным людям? Предложите ему ситуацию из собственного опыта, что он посоветует?

Социальная интеграция — это больше чем понимание людей, это трансформация группы в команду, превращение сотрудников в единомышленников, преобразование организации в единый организм. Как заметить предрасположенность к этому у кандидата? Слово «мы» преобладает над «я» — отлично. Говорит о других людях больше, чем о себе — еще два очка к его карме.

Лучше постараться перевести человека из общих рассуждений на конкретные примеры из его опыта. Как подбирал первую команду? Самый запоминающийся случай увольнения сотрудника? Сложный конфликт на работе: что делал? что получилось, что нет? как выходил из положения? С кем предпочитает работать? Какие качества ценит больше всего? В других? В себе? Кого считает своим учителем? Есть ли ученики?

Ориентация на людей проявляется и в том, что человек будет искать «выигрыш-выигрыш» решения, предпочтет диалог противопоставлению мнений. Такие люди гибки в выборе стратегии разговора и поведения, стремятся интегрировать различия в единое русло. Предложите кандидату пример, когда у сотрудников разные, даже противоположные точки зрения. Что он будет делать, как поведет себя? Были ли у него подобные ситуации, что получилось, что нет?

Одна из главных задач, стоящих перед любым руководителем, подбор правильных людей и умение их объединить для достижения результата, поэтому опыт командообразования (не обязательно в бизнесе) будет очень кстати. С кандидатом можно сыграть в игру: меняемся местами, мы пришли к вам на собеседование, «прощупайте» нас, дайте нам характеристику.

В конце концов, смог кандидат обаять вас или нет? Какое ощущение остается после разговора с этим человеком? Хочется еще с ним общаться?

4. Масштаб видения

Еще один важный показатель для руководителя — широта и масштаб мышления. Есть такая стратагема — хочешь развалить дело, поставь во главе человека с более мелким мышлением. Он, действуя из лучших побуждений, шаг за шагом загубит все. Как говорили про таких на Руси — «не по Сеньке шапка».

Поэтому очень важно, чтобы перспективы видения человека и задач, стоящих перед организацией, были сопоставимы. Руководитель должен уметь видеть за деревьями лес — избитая метафора, но очень верная. Попросите соискателя очертить круг и фокусы его внимания на этой должности. Внимательно слушайте — как далеко его взгляд? Где границы его мышления? Насколько быстро он может перемещаться между ними? Из его рассказа создается целостная картинка? Делайте выводы.

Лучшие лидеры мыслят глобально. Спросите кандидата о рынке, на котором он работает, что сейчас в тренде, каковы перспективы развития. Способен человек рассуждать о будущем? Как он говорит о нем? Глаза горят или он спокойно озвучивает расхожие мысли? Как много будущего времени в его речи?

Стратегическое мышление определяется умением заглянуть в будущее, способностью «окунувшись» в него, не застрять там — построить дорогу обратно. Лидер должен уметь «нарисовать» это будущее и для других, «продать» им эту идею, «включить» их «четкое хочу». Спросите человека о его мечте, как он хотел бы ее добиться. Попробуйте тактично усомниться в реализуемости его идей, посмотрите на его реакцию. Он стушуется, отступит или сможет вас убедить? Какой вариант вам больше нравиться самому?

5. Системное мышление

Лидер не обязательно должен быть умнее своих сотрудников. Сильной стороной руководителя как раз считается умение окружить себя теми, кто способнее тебя по определенным вопросам, и настроить взаимодействие. С одной стороны, здесь важен социальный интеллект, с другой — необходимо уметь работать с информацией.

Толковый лидер должен уметь быстро «распаковывать» и «сжимать» информацию. При этом полезными будут навыки логического мышления: умение сопоставить данные, оценить альтернативы, выделить главное, построить логическую цепочку рассуждений, сделать выводы, обобщить их, резюмировать. Не полагайтесь на дипломы кандидата, задайте ему вопросы по специальности, после ответа уточните «почему именно так? Что из этого следует? Каковы будут последствия?»

Чтобы принимать более точные взвешенные решения лидер должен обладать критическим мышлением: обращать внимание на нестыковки, замечать проблемы и «узкие» места. Попросите кандидата обосновать какое-нибудь высказанное им утверждение. А теперь пусть найдет слабые места в своей же позиции. Важна и глубина мышления. Здесь категоричность и однозначность уступает место многовариантности и вероятностному подходу. В речи присутствуют обороты «если . то . », «когда . тогда . ».

Умение видеть причинно-следственные связи событий, разделять внешние симптомы и глубинные причины происходящего — показатель зрелости лидера. Опыт управления изменениями у кандидата будет очень ценен. Можно попросить его рассказать, как он работал с сопротивлением и организационной инерцией. Или обрисовать характерную ситуацию и расспросить о возможных действиях.

Итак, получилось пять ключевых пунктов, определяющих лидерский потенциал личности:

  1. Драйв достижения.
  2. Управленческая воля.
  3. Социальная интеграция.
  4. Масштаб видения.
  5. Системное мышление.

Эти пункты можно называть качествами, подразумевая их врожденный характер. При этом, все их возможно тренировать и сознательно развивать, поэтому термин компетенции вполне подойдет.

Да, получилось немало для одного человека. Но, во-первых, лучше озаботится этими вопросами на этапе отбора кандидата, чем на уровне разбора вала конфликтов, неизбежно последующих за неудачным выбором руководителя. А во-вторых, идеала я не встречал, да и вряд ли такой существует. Поэтому беседуя, я стараюсь понять, где человек супер, а где просто хорош. У сильного лидера одно-два выдающихся качества, а остальные — на достойном среднем уровне. У плохого — где-то будет провал. Тех же, у кого одни минусы, Изхак Адизес называет «мертвыми пнями».

Можно заранее заготовить форму, где по каждому из пунктов дать свою оценку соискателю. А потом сравнить показатели разных кандидатов.

Тестовые вопросы по предмету Лидерство

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Что такое лидерство?

+2) Тип управленческого взаимодействия;

3) Метод управления;

4) Способ воздействия на подчиненных.

2. На чем концентрирует внимание лидерство?

+1) Чтобы люди совершали правильные поступки;

2) Чтобы люди правильно поступали;

3) Чтобы «правильные» люди правильно поступали;

4) Чтобы «правильные» люди делали правильные вещи.

3. Кого можно назвать лидером?

4) Уважаемую личность.

4. Основа действий лидера:

4) Все вышеперечисленное.

5. Лидер:

+1) Даёт импульс движению;

2) Поддерживает движение;

3) Препятствует движению;

4) Не влияет на движение.

6. Найди ошибочное утверждение:

1) Большая часть управленцев обладает лидерскими качествами;

+2) Зачастую лидер не является менеджером;

3) Редко встречается лидер, не являющийся руководителем;

4) Часто лидер – обожаемый человек, которого любят, принимают на веру все им сказанное.

7. Какой стиль лидерства используется в управлении чаще всего?

8. Как звучит лозунг демократического стиля управления?

+1) Будем все решать вместе!

2) Жду вклад и инициативу со стороны подчиненных!

3) Коллега – это партнер, или тот, кто возьмет все на себя!

4) Будем делать то, что прикажет начальство!

9. Синоним «авторитарному» стилю –

тест 10. Либеральный стиль руководства:

1) Мотивирует подчиненных на плодотворную работу;

+2) Стимулирует профессиональный рост, способствует приобретению опыта и творческих умений;

3) Негативно воспринимается опытными работниками;

4) Не может поддержать долгое время производительность труда.

11. Что не характерно для авторитарного стиля?

1) Эффективность и своевременность;

2) Возможность роста профессионализма у неопытных работников;

3) Большая вероятность принятия верного решения;

+4) Способствует профессиональному росту всех работников.

12. Одно из преимуществ демократического стиля –

1) Все работники вовлечены в трудовой процесс, нет саботирующих цели организации, в которой работают;

+2) Создаются условия для профессионального роста подчиненных;

3) Отсутствуют конфликты в связи с нововведениями;

4) Решение большинства (что характерно для демократов) всегда наилучше отвечает интересам организации.

13. Когда следует придерживаться авторитарного стиля в управлении?

+1) Когда работник нуждается в помощи, в управлении;

2) Только при наличии высококвалифицированного персонала;

3) Если работник может взять на себя ответственность за выполнение работы и принятия всех решений;

4) Когда работник хочет взять ответственность на себя и принимать все решения относительно взятых обязательств.

14. Существует ли иерархия среди лидеров? Если да, то какая?

1) Да, традиционная (лидер-начальник – лидер-подчиненный);

2) Да, межклассовая;

+3) Да, заданная системой ответственности;

15. На каком рисунке изображен демократический стиль руководства?

вопрос теста Демократический стиль руководства

16. Что можно сказать о компетентности вышестоящего руководства, которое напрямую дает указания сотруднику, минуя его непосредственного начальника?

1) Это право главного управленца, ведь он главнее.

+2) Это некомпетентно, так как статус лидера должен поддерживаться неукоснительно. Воздействовать на сотрудников нужно только через их непосредственных начальников.

3) В исключительных случаях такое поведение позволительно.

4) Вышестоящее руководство не имеет прав и полномочий так поступать.

17. Перед вами известные политические лидеры. Кто из них использовал демократический стиль в управлении государством?

 вопрос теста Демократический стиль управления

1) Наполеон Бонапарт;

+3) Михаил Горбачев;

4) Адольф Гитлер.

18. Какой стиль управления наиболее характерен для этих политиков?

вопрос теста Какой стиль управления наиболее характерен для этих политиков

19. Что является главным мотиватором идей лидера?

1) Цели руководства;

2) Забота о подчиненных;

+3) Собственные желания и потребности;

4) Успешное завершение дела.

тест-20. Что такое власть с точки зрения лидера?

+1) Средство достижения цели.

2) Допуск к безграничным ресурсам.

3) Работа на благо общества.

4) Возможность модернизации и развития предприятия.

21. Эффективность лидерства зависит от:

1) Знаний и опыта;

+2) Объема и типа власти;

3) Личностных характеристик;

4) Стечения обстоятельств.

22. Пример формального лидерства наиболее ярко выражен в ситуации:

1) Сотрудник набирает группу для решения какой-либо задачи;

2) Работник высказывает недовольство условиями на предприятии, собирая вокруг себя единомышленников;

3) Менеджер предлагает подчиненным увеличить объем работ, чтобы уменьшить число убытков.

+4) Руководитель требует от подчиненных выполнения определенных обязанностей.

23. Оцените ситуацию, определите вид лидерства (позитивное или негативное).

Ситуация: Профсоюзный лидер организации, стремясь улучшить условия на предприятии, вступает в конфликт с начальством.

+3) Позитивное на горизонтальном уровне иерархии, негативное – на вертикальном;

4) Негативное на горизонтальном уровне, позитивное – на вертикальном.

24. Какими качествами должен обладать лидер, согласно теории лидерских черт?

1) Инициативность и уверенность в собственных силах;

2) Честность и интеллект;

3) Все вышеперечисленное;

+4) Нет однозначного ответа.

25. Чем не определяется стиль руководства?

1) Характером задач, стоящих перед коллективом;

+2) Требованиями со стороны правительства;

3) Уровнем развития коллектива;

4) Личностью лидера.

26. Дуглас Макгрегор в своих исследованиях говорит:

+1) Подчиненные ведут себя так, как их вынуждает вести себя руководство;

2) Поведение руководства напрямую зависит от поведения подчиненных;

3) На поведение подчиненных никак не влияет руководитель;

4) От начальника не зависит, что и как будет делать подчиненный.

27. Какая пословица подходит для описания исследований Макгрегора на тему взаимоотношения подчиненных и руководства?

+1) Рыба гниет с головы.

2) И вашим, и нашим.

3) Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

4) Делу время, потехе час.

28. С какими традиционными стилями руководства можно соотнести две противоположные позиции X и Y, описанные Макгрегором?

1) Теория X – авторитарный стиль, теория Y – либеральный;

2) Теория X – демократический стиль, теория Y – авторитарный;

3) Теория X – либеральный стиль, теория Y – демократический;

+4) Теория X – авторитарный стиль, теория Y – демократический.

29. В каких условиях возможно становление лидера – автократа?

1) Если личностные свойства руководителя ниже, чем у подчиненных;

2) Если ему предстоит руководить низкоквалифицированными работниками, имеющими низкий культурный уровень;

3) Если сам руководитель не обладает нужным уровнем знаний и профессиональной подготовки;

+4) Верны все варианты.

тест_30. Какой лидер должен уметь менять свое поведение в зависимости от ситуации и быть эмоционально устойчивым?

31. В какой ситуации уместен либеральный метод управления?

+1) В сфере научных исследований;

2) В промышленности;

3) В военной сфере;

4) В сфере машиностроения.

32. Роберт Блэйк и Джейн Мутон представили классификацию стилей лидерства в виде управленческой решетки. Что на рисунке изображает ось x?

вопрос теста Что на рисунке изображает ось x

1) Степени заботы о человеке;

+2) Степени заботы о производстве;

3) Уровни требований со стороны руководства;

4) Уровни удовлетворенности подчиненных условиями труда.

33. Какой фактор, по мнению Фидлера, не влияет на поведение руководителя?

1) Взаимоотношения с подчиненными;

+2) Внешняя политика;

3) Должностные полномочия;

4) Структура задачи.

34. Человека, ощущающего себя лидером, можно сравнить с универсальным автомобилем, который может двигаться очень долго, поворачивать в нужный момент без топлива. С каким видом транспорта можно провести аналогию от исполнителя?

вопрос теста Аналогия от исполнителя

35. На каком месте бы расположился руководитель с авторитарным стилем во время совещания?

Лидер и руководитель: в чем разница?

Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

В чем разница?

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.

Что говорят работодатели

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.

Лидер и руководитель: в чем разница?

«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». — Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».

Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Как узнать про способности к руководству?

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.

Лидер и руководитель: в чем разница?
Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.

Какими качествами должен обладать лидер

Всем известное слово «лидер» происходит от английского leader – первый, ведущий, тот, кто идет впереди, вождь. Это человек, который возглавляет какую-либо группу людей, пользуется авторитетом и влиянием, благодаря чему способен управлять ею. Он является одним из членов группы, и она признает за ним право ведущего.

Лидеры бывают авторитарные, демократичные и либеральные. Авторитарные не советуются с коллективом, навязывают свою точку зрения и устанавливают жесткую дисциплину. Демократичные принимают решения, ориентируясь на мнение коллектива, а свои полномочия могут делегировать кому-то из членов группы. Либеральные лидеры не склонны к конфликтам, поэтому они легко соглашаются на все предложения членов коллектива, как говорится – «идут на поводу». В итоге все служебные обязанности распределяются беспорядочно, коллектив разобщен и не организован.

На предприятиях, в организациях, компаниях лидерскими качествами должен обладать руководитель, которого обычно назначают или выбирают. Обязанности руководителя – отвечать за работу возглавляемого им предприятия, отдела и т. д., поощрять или наказывать тех, кто ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. При отсутствии у руководителя необходимых лидерских качеств в коллективе может появиться неформальный лидер, что не всегда способствует поддержанию нормальной рабочей обстановки.

Задачи лидера как руководителя:

  • Повышение производительности труда и развитие предприятия или бизнеса.
  • Мотивирование сотрудников на рост и совершенствование.
  • Создание условий, уменьшающих причины для недовольства сотрудников.

Быть лидером непросто. Одни люди, как бы ни старались, не могут овладеть этим искусством. Другим же этот талант дается от рождения. Причем, как можно заметить, одни лидеры спокойны и уравновешены, другие же эмоциональны и динамичны. Тем не менее, как руководители они могут быть одинаково эффективны.

Так какими же лидерскими качествами должен обладать руководитель?

1. Здоровое честолюбие

Здоровое честолюбие (не путать с болезненным) – это стремление быть лучшим в своем деле, добиться мастерства. Это качество помогает достигать поставленных целей.

По словам американского эксперта по вопросам лидерства Дж.Максвелла, «Калибр лидера можно измерить проблемами, за которые он берется. Лидер всегда ищет те, которые соразмерны ему самому».

Руководитель-лидер работает больше и упорнее других, ведь то, что он делает, намного важнее того, что он говорит. Он должен уметь делать то, чего не может больше никто. Своим примером он побуждает других следовать за ним и доверять его мнению. При этом он не должен поддаваться искушению беспрестанно контролировать и перепроверять подчиненных.

2. Преданность своему делу

Руководитель-лидер настойчив и инициативен. Он обладает сильной волей, что помогает ему преодолевать все препятствия на пути к цели. Он вынослив и работоспособен даже в форс-мажорных обстоятельствах. В критические моменты он готов взять инициативу на себя, поэтому на него всегда можно положиться.

Шотландский журналист, основатель журнала Forbes Б. Ч. Форбс писал : «За успех нужно платить. Практически все, кто достиг вершин, работали тяжелее и больше, более старательно учились и строили планы, больше жертвовали собой, преодолели больше трудностей, чем те из нас, кто еще не поднялся».

3. Решительность и умение разумно рисковать

Канадец Брайан Трейси, автор многих книг, в том числе и на темы лидерства, заметил, что кто хочет сберечь собственный покой, никогда не сможет добиться успехов, а «преуспевающие люди решительны и всегда пытаются совершить больше действий, чем другие». Руководитель-лидер всегда готов проявить волю и принять решение, даже если оно не лежит на поверхности. Однако его риск не безрассудный – он подкреплен опытом и знаниями.

4. Философское отношение к неудачам

Многим известна фраза: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Хотя существует немало людей, воспринимающих неудачи чересчур болезненно: у них падает самооценка, опускаются руки и пропадают интерес и желание что-либо делать. Такие качества не могут быть присущи руководителю-лидеру, ведь, как говорил автомобильный магнат Генри Форд: «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность. Неудача – это возможность начать все заново, но уже более мудро».

С ним солидарен и основатель компании Honda Motor японский инженер и предприниматель С. Хонда. По его словам, «Успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех –это только 1% вашей работы, а остальные 99% – это неудачи. …Мои ошибки никогда не возникали по одним и тем же поводам».

А уже упомянутый канадец Б.Трейси советовал не отчаиваться при неудачах, поскольку «В среднем каждый миллионер, сам заработавший свои деньги, два-три раза бывал банкротом или почти банкротом».

5. Правильно строить отношения с подчиненными

Руководитель-лидер должен ценить своих подчиненных, заботиться о них, быть для них наставником и стремиться им помочь. Он должен быть человечным, терпимым, тактичным и внимательным. Требуя от сотрудников максимальной отдачи и поднимая им высокую планку, он не должен их ругать. При необходимости высказать критическое замечание он должен критиковать работу подчиненного, а не его лично.

В то же время нельзя проявлять слабость и говорить сотрудникам лишь то, что они хотят слышать. Руководитель-лидер должен быть эмоционально гибким и уметь находить с подчиненными общий язык, не давая волю эмоциям. В свою очередь, подчиненные должны иметь возможность сказать руководителю, что он неправ.

Известный американский миллиардер Рокфеллер считал, что «Умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете».

А один из ведущих сотрудников компании General Motors заметил: «Поля самых разных отраслей промышленности усеяны костями тех организаций, где стиль лидерства был насквозь пропитан моральным разложением…, где верили в то, что нужно брать, вместо того, чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, которые не поддается легкой замене, это ее люди».

6. Понимание необходимости мотивации персонала

Мотивация подчиненных к работе предполагает умение ставить перед ними понятные, четкие и достижимые цели. Они должны представлять, как будут выполнять поставленную задачу.

При этом труд персонала должен соответствующим образом поощряться, например различными премиями и бонусами. Прежде чем требовать от подчиненных всецелой отдачи, руководитель должен спросить себя: «А стал бы я работать в несколько раз больше, чтобы увеличить свой доход на 2-3%?».

Публицист Майк Делании верно заметил: «В любом виде бизнеса или отрасли промышленности, где одинаково вознаграждаются и бездельники и трудяги, рано или поздно обнаружится больше первых, чем последних».

Конечно, подчиненные должны иметь достаточный уровень квалификации. В противном случае, получится так, как предсказывал американский предприниматель Джим Рон: «Одной мотивации недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного идиота».

7. Не бояться перемен

Руководитель-лидер – это человек, который не останавливается на достигнутом, а значит, всегда готов к переменам. А, как известно, перемены – это новые возможности. Тем не менее, «Большинство людей упускают появившуюся возможность. Потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу». Эти слова принадлежат известному американскому изобретателю Томасу Эдисону. И уж он-то своих возможностей не упустил!

Современный мир беспрестанно меняется, и чтобы остаться лидером, необходимо идти в ногу с переменами.

«Единственным способом общения с непредсказуемым будущим является создание очень гибкой организации. Как только в вашу категорию приходят изменения, вам необходимо быть готовыми к изменениям и меняться так быстро, как только возможно для того, чтобы в будущем выжить» (известный американский маркетолог Джек Траут.

8. Способность к самосовершенствованию

Некоторые руководители, добившись значительных успехов, успокаиваются и «почивают на лаврах». Удовлетворенность достигнутым – опасность, подстерегающая многих лидеров. Они считают, что обладая влиянием и пользуясь уважением, ни к чему заниматься дальнейшим саморазвитием.

Мужество признать, что «Я знаю то, что ничего не знаю», готовность к обучению и саморазвитию – непременные качества современного руководителя-лидера.

Дружелюбный и понимающий, требовательный и справедливый — среди сотрудников разные мнения по поводу того, каким должен быть идеальный руководитель.

Психологи высказывают собственное профессиональное мнение, какими чертами должен обладать человек, сосредоточивший в руках управленческие функции и власть.

Сегодня практически любой человек может стать менеджером в корпорации, но стать настоящим лидером — это высокое искусство. Кадровики жалуются, что людей со знаниями и опытом на рынке мало, а подавляющее большинство из них не обладает харизмой, способностью влиять на других и лидерскими навыками.

Можно ли стать хорошим руководителем или для этого нужно появиться на свет с характером Цезаря — спорный вопрос. Но обучение точно не помешает.

Скорее наоборот — есть шанс, что человек, который был назначен на руководящую должность со скрипом, переосмыслит методы управления и станет лучше как шеф.

Каким должен быть идеальный руководитель по Гоулману?

Американский психолог и исследователь Дэниел Гоулман перечисляет целых 12 качеств лидера, которые дают ему шанс стать выдающимся.

Удивительно, но, по словам Гоулмана, только 15% достигнутых успехов в области управления людьми можно отнести на уровень образования или классический IQ.

Остальные 85% успеха обусловлены так называемым эмоциональным интеллектом.

Главные черты идеального руководителя:

1. Эмоциональное саморегулирование

Психолог характеризует эмоциональный самоконтроль как способность контролировать эмоции и даже направлять их, чтобы достичь поставленных целей.

Такой руководитель кажется спокойным даже в условиях острого кризиса, благодаря чему сотрудники доверяют ему и верят в его способность выйти из патовой ситуации.

Указаниям такого лидера люди верят и следуют беспрекословно.

2. Целеустремленность

Лидеры, которые сосредоточены на достижении конкретных целей, обычно издают точные и логичные инструкции, имеют четкие критерии для оценки результата, а их сотрудники знают, почему они работают и как должны это делать.

Менеджеры, которые последовательно преследуют цель, требовательны к другим и к себе.

Их цели зачастую амбициозны и гарантируют личное развитие, но они осуществимы.

3. Неисчерпаемый оптимизм

Оптимистичный руководитель всегда в выигрыше — вместо угроз он видит возможности, имеет силы для достижения цели и, как никто другой, способен мотивировать команду.

Сотрудники также извлекают выгоду из его веселого взгляда на будущее, потому что такой лидер склонен смотреть не только на компетенции, но и на предпочтения подчиненных.

Задачи, поставленные менеджером-оптимистом, с большой вероятностью будут удовлетворять самих подчиненных и мотивировать их.

Гибкость — это умение приспосабливаться к меняющимся условиям труда.

Преимущество таких руководителей — отличная организация работы и отсутствие рутины. Они видят потребность в инновациях и изменениях на предприятии раньше, чем остальные. Люди, которыми они управляют, чаще всего не боятся трудностей, они становятся творческими, а их приверженность делу выше всяких похвал.

Способность сопереживать связана не столько с вмешательством в личные проблемы или настроения сотрудника, сколько с умением просто и понятно общаться с подчиненными.

Такой босс хорошо смотрится в крупных корпорациях с мультикультурным персоналом.

С точки зрения рядового сотрудника, преимущество такого руководителя в способности слышать, принимать аргументы и понимать мотивы других людей.

6. Осведомленность о делах

Осведомленность руководителя о делах компании имеет огромное значение для команды, работающей на него. Это особенно важно в корпорациях, где успехи зависят не только от утомительной работы, но и от правильной политики.

Такой лидер интуитивно чувствует правила, даже если они нигде не записаны. Обращает внимание не только на осуществляемую деятельность, но и на отношения между людьми.

7. Влияние на других

Руководитель по определению обязан оказывать влияние на других людей.

Преимуществами настоящего лидера являются способность сплотить единомышленников вокруг своей идеи, способность убеждать вас в своих аргументах и выбирать правильный способ общения для каждой конкретной личности.

8. Наставничество

Хороший руководитель должен заботиться о развитии подчиненных, быть им своего рода наставником, учителем. Он должен показать их сильные или слабые стороны, чтобы люди эффективно работали над собой и развивались в нужном направлении.

Важно, чтобы сотрудники получали положительные отзывы от своего руководителя.

Если сотрудник «бестолочь», в этом есть доля вины шефа.

9. Навыки управления конфликтами

На каждом рабочем месте возникают конфликты. Хочется или нет, руководителю придется выступать миротворцем. Хороший босс может выслушать аргументы сторон в конфликте, а затем вынести компромиссное, подходящее для всех решение.

Худшее, что может сделать начальник — это разрешить конфликт авторитарным методом либо попытаться льстить сторонам наедине. Это удар по своему имиджу и по коллективу.

Примирение конфликтующих сторон и установление общей позиции, приемлемой для всех, укрепляет авторитет руководителя и предотвращает интриги между сотрудниками.

10. Способность вдохновлять людей

Харизма является полезным качеством для руководителя любого звена.

Лидер, который может вдохновлять, заражает команду своим оптимизмом и страстью к любимому делу. Сотрудники улавливают видение своего руководителя и с энтузиазмом стремятся достичь цели. Работа с таким боссом радует, а его похвала окрыляет.

Сотрудники чувствуют, что работа интересна, и ее цель разделяется всем коллективом.

11. Совместная работа

Настоящий лидер не только участвует в принятии решений, но и способен работать на переднем крае, показывать пример подчиненным и создавать единый трудовой порыв.

Каждый, на кого возложено управление персоналом, должен знать, что формирование чувства принадлежности к группе начинается с руководителя. Если шеф хочет добиться успеха в этом вопросе, коллектив должен рассматривать его как «своего».

12. Эмоциональное самосознание

Великие лидеры чувствительны к собственным эмоциям, они могут назвать их, определить источники этих эмоций и, представляя полную картину ситуации, руководствоваться ими.

Начальникам, которым присуще эмоциональное самосознание по Гоулману, сотрудники обычно симпатизируют, они способны открыто говорить о своих эмоциях с коллективом и убедительно презентовать амбициозные проекты.

Кого сотрудники считают идеальным руководителем?

Видение рядовых работников может сильно отличаться от выводов психологов.

Проведенные в нескольких странах Восточной Европы социологические опросы позволяют расставить приоритеты сотрудников в следующем порядке.

Черты идеального руководителя (по убыванию значения):

— Профессиональная компетентность

— Понимание сотрудников

— Объективность

— Сдержанность

Большинство европейцев хотят видеть в начальнике, прежде всего, настоящего профессионала. Это должен быть человек, который способен выступать в роли наставника, локомотива бизнеса. С ним компания или организация должна процветать и улучшаться.

Дальнейшее видение идеального босса касается более человеческих черт.

Почти каждый четвертый подчиненный мечтает о понимающем и прощающем начальнике, каждый пятый — об объективном. Такой результат нас не удивляет. У каждого были случаи, когда он шел к шефу с надеждой «пускай выслушает, прежде чем примет решение».

Справедливый и понимающий босс — это сокровище для коллектива.

Каждый десятый респондент считает, что идеальный руководитель должен проявлять сдержанность и вести себя корректно. Наконец, многие ценят в начальнике опыт.

Образец для подражания

Анализируя истории с авторитетными боссами, создавшими знаменитые компании, выясняется, что ни один не обладал всеми указанными характеристиками. Пример?

Уолт Дисней, который был требовательным, опытным, профессиональным, однако не прощающим и не объективным. Когда сотрудники жаловались ему, он делал все, чтобы уволить человека или заставить написать заявление.

Создатель легендарной компании вводил сумасбродные ограничения для сотрудников, включая подсчет посещений туалета и перерывов на бутерброды в рабочее время.

Кстати, другой успешный босс Генри Форд использовал подобные методы.

Разные времена, разные подходы

С изменением на рынке труда отношение начальников к коллективу также меняется.

Пару лет назад мир с восторгом комментировал решение американского работодателя.

Джейсон Фрид из США добровольно ввел четырехдневную рабочую неделю с предоставлением возможности делать работу удаленно из дома.

«Если кто-то хорошо выполняет свою работу, мне не интересно, где он это делает», - прокомментировал Фрид, получивший признание лучшего руководителя в мире.

Читайте также: