С чем операторская работа связана больше чем другие творческие профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Как же работают операторы сегодня, когда ручку камеры больше не нужно вращать, и что это вообще такое – быть кинооператором?


Прежде всего определимся с терминами. В современном американском кино за картинку отвечает не один оператор, а целая команда, и тот, кто включает-выключает камеру, не всегда самый главный из них. Главный в команде – тот, кого в титрах величают Director of Photography (или просто DP, вариант – DoP), что можно перевести как «оператор-постановщик» или «главный оператор». Оператор-постановщик командует двумя группами, отвечающими за освещение и собственно работу камеры, – от всех этих людей, на которых возложена реализация выдвигаемых им задач художественного и технического плана, зависит, будет ли фильм ярким и красочным или мрачным и полным теней, реалистичным или импрессионистичным, наполненным статикой или снятым «от первого лица». Наряду со сценаристом, придумывающим историю, и режиссером, приводящим ее в движение, DP принимает решения, напрямую влияющие на то, как будет выглядеть конечный результат.

Зачастую внесенные именно оператором предложения принимаются зрителем за режиссерские «находки» – не потому, что режиссер сам не способен придумать красивое решение для сцены, а потому, что то, что он напридумывал, часто бывает технически невозможно снять. Оператор-постановщик же, приступая к чтению сценария, обычно сразу начинает черкать заметки на полях, так что к началу съемок у него уже есть набор композиционных идей, достаточно эффектных и в то же время не выходящих за рамки здравого смысла. На этом плане он и настаивает впоследствии, поскольку простые решения помогают сэкономить время, а отставания от графика никому не нужны. И режиссеру, особенно неопытному, остается прислушаться, хотя никакой режиссер, конечно, не сдастся без долгой предварительной грызни. Индустрия старается гасить такие разночтения заранее: дабы обеспечить максимально безболезненную реализацию режиссерского видения, технические и креативные подробности, список нужных камер и линз и прочие вещи обсуждаются еще до начала съемок, но на местах предварительный план часто приходится менять, а многие решения перепридумывать. Хорошая операторская работа позволяет усилить сценарий, а неряшливая портит даже отлично написанные сцены, поэтому DP с режиссером должны дружить и работать в плотной связке, всячески прислушиваясь друг к другу (не зря же в первые десятилетия существования кинематографа эти две профессии объединял в себе один человек), – без их слаженного сотрудничества путного результата не получится.

Джек Кардифф

В отличие от режиссера, который приходит на проект задолго до начала съемок и присматривает за ним до самого релиза (на что уходит год как минимум), оператор – временный участник процесса: он призывается за пару недель до запуска фильма в активное производство, а освобождается через неделю после того, как материал уходит в постпродакшен. За то время, что режиссер корпит над одной лентой, DP обычно успевает поработать на семи-восьми: через неделю после одних съемок он может уже делать другое кино. График приходится расписывать столь плотно потому, что зарплата оператора раз в десять меньше режиссерской, и он не может позволить себе сидеть без дела. А это означает бесконечную беготню по собеседованиям, на которую уходит не меньше усилий, чем на собственно работу.

Ситуация осложняется очень высокой конкуренцией: Голливуд сегодня экономит на бюджетах, работы стало меньше, и добиться, чтобы тебя куда-нибудь наняли, совсем не просто. Большинство крупных кинопроектов, выпекаемых пятеркой голливудских студий-мейджоров, обрабатывает горстка одних и тех же знаменитых DP (из-за чего зрителю, внимательно читающему титры, кажется, что они буквально везде). Остальной армии операторов, которых знают не так хорошо, достается мелочевка, при этом им приходится сражаться с собратьями по профессии за каждое вакантное место. В одной только Америке на разного рода работах занято не менее 30 тысяч кино- или телеоператоров. При этом им в спину дышат коллеги из Европы, готовые работать за меньшие деньги.

Из-за перенасыщенности рынка специалистами лишь несколько наиболее востребованных DP на «фабрике грез» могут похвастать тем, что зарабатывают в год больше сотни тысяч долларов, уровень же «хорошей» зарплаты в этой профессии находится где-то в районе 40-50 тыс. (для сравнения: самые низовые 10% операторов зарабатывают около 20 тысяч в год или меньше, топовые 10% – около 90 тысяч). И «с улицы», понятно, сюда не зайдешь: нужен диплом престижной кинематографической школы или хотя бы длительная работа «на подхвате» у уже состоявшегося мастера кинокамеры, осветителя или DP. Упрочению финансового положения, нахождению работы и обзаведению связями также способствует членство в Международной гильдии кинооператоров, куда надо платить взносы и куда сложно попасть, поскольку туда не принимают «без опыта» (а где его получить, если все работодатели желают работать только с членами профсоюза, непонятно). Нужно еще и чем-то наполнять резюме (презентационный деморолик с нарезками самых эффектных кинокадров, снятых соискателем), поэтому большинство операторов, проигнорированных мейджорами, тянут трудовую лямку на территории «независимого кино», где им не светит ни нормальных заработков, ни возможности раскрутить свое имя.

Барри Зонненфельд

Отдельным счастливчикам удается ухватить удачу за хвост, сдружившись с восходящей звездой режиссуры, которой нравится работать с постоянной командой. Это значит, что каждый раз, как такого режиссера наймут на «жирный» кинопроект, работой будет обеспечен и оператор-постановщик – что, конечно, не обеспечит ему беззаботного существования круглый год, но хотя бы сделает поиск подработок в промежутках между фильмами не таким мучительным. Бывает и обратная ситуация, когда ссора с режиссером приводит к тому, что оператора перестают куда-либо брать. При этом не конфликтовать с режиссером зачастую невозможно: если с ним не спорить, можно наснимать халтуры, которая отпугнет будущего работодателя. С другой стороны, тратить много времени на поиск идеального решения тоже чревато – можно заработать репутацию «медленного работника», а это раздражает продюсеров, пекущихся о бюджетных рамках, больше всего (ситуацию, как на съемках «Сталкера», когда ради красивого наплыва камеры съемочная группа несколько дней пробивала кувалдами дыру в кирпичной стене, в Голливуде представить сложно). Искать компромисс между «гениальностью» и «халтурой» оператору каждый раз приходится заново.

В ожидании своего Большого Голливудского Прорыва операторы перебиваются съемками рекламы. Работы в этой области несоизмеримо больше, и платят там лучше. На таких проектах оператору даже позволяется побыть режиссером, поскольку рекламные агентства ради экономии часто нанимают одного человека на две должности сразу. А еще есть ТВ с его сериалами, где реализовать творческие амбиции не в пример проще, и уважения к операторам там куда больше, чем в Голливуде.

Оператор должен разбираться во многих вещах творческого и технического плана. Уметь работать с осветительным оборудованием, досконально знать все, что касается камер, линз, тележек, кранов, фильтров, стабилизаторов изображения, хромакея, и в то же время понимать фотографию и живопись, умея через кадрирование, подбор цветов и движения камеры добиваться визуального и эмоционального эффекта, сравнимого с работами великих художников. Нужно обладать большой насмотренностью, разбираться в стилях операторской работы прошлых десятилетий и уметь воссоздавать картинку, вызывающую ассоциации с киноматографом соответствующих периодов (в 80-е, например, был популярен мягкий рассеянный свет от множества маленьких лампочек, а в 90-е – фильтры, заглушающие самые яркие цвета).

Справляться со всем этим, как уже было сказано выше, DP помогает его команда, которая на больших проектах может быть весьма многочисленной, а на маленьких ужиматься до нескольких человек. Основные ее участники: оператор камеры (то есть камерамэн, человек, не отходящий от камеры и знающий ее досконально; часто такие люди вырастают в операторов-постановщиков), гаффер или электрик-осветитель (настраивает свет в соответствии с требованиями DP и следит, чтобы на площадке не вспыхнул пожар) со своим шустрым помощником бест-боем, а также ассистент оператора (он же «ассистент на фокусе» – человек, измеряющий рулеткой расстояние до снимаемых объектов и следящий за тем, чтобы они всегда оставались в фокусе, а также делающий замеры экспозиции и устраняющий из кадра неожиданные помехи) и техник-ассистент (известен как Key Grip, работает на подхвате у оператора и осветителей, вместе с собственными помощниками возится со всеми типами оборудования, катает тележки по рельсам, налаживает краны, ставит свет). Все эти люди призваны слушаться DP, хотя, впрочем, над ним командиров тоже хватает: режиссер, продюсер, студийное начальство, Гильдия и прочие люди не упускают возможности вмешаться в творческий процесс и поучить мастера его работе. Можно сказать, что оператор-постановщик находится в не самом комфортном месте голливудской пищевой цепочки – ответственность на этом уровне уже высока, а зарплаты все еще оставляют желать лучшего.

Ян де Бонт

Оператор-постановщик встает очень рано, поскольку свет требуется выставлять до прихода актеров на площадку. Просмотрев раскадровки к сегодняшним сценам и отметив, о чем предстоит тяжелый спор с режиссером, DP собирает осветителей и обрисовывает круг предстоящих задач (какие лампы задействовать, сколько ламп добавить, под каким углом разместить софиты). Далее он инструктирует команду, обслуживающую камеры, обсуждает с ними объективы, светофильтры и скорость съемки (в отдельных случаях бывает нужен эффект slow-mo) и репетирует основные движения камеры по локации. После этого предстоит разговор с режиссером, который, как правило, не разбирается в технических деталях и не хочет понимать, почему его гениальная задумка для текущей сцены нереализуема – обычно, хоть и не без нервов, это заканчивается победой оператора, поскольку, если что-то пойдет не так, режиссеру придется отвечать перед продюсером за зря потраченное время. Когда сцена снята, помощники PD пакуют рельсы, камеры и прочее оборудование в специальные ящики и фотографируют арендованную локацию на телефоны в доказательство того, что они оставляют ее в том же виде, в каком приняли. Все перемещаются на новое место для съемки следующей сцены, куда оператор-постановщик прибывает раньше других, чтобы проконтролировать, что все идет как надо.

Во время ланча DP обычно читает сценарии своих будущих проектов, сразу делая простенькие наброски визуальных решений для отдельных сцен. После обеда работа продолжается; в это время режиссер обычно вспоминает, что съемки уже выбились из графика и начинает торопить команду, так что оператору приходится придерживать коней. Халтура в его планы не входит, в то же время он не хочет прослыть волокитчиком; так уж повелось, что вечное лавирование между Сциллой и Харибдой – часть его работы. На маленьких фильмах все еще сложней, поскольку оператор-постановщик сам сидит за камерой, и свободы у него меньше. После съемок все едут обратно в отель, где оператор составляет список необходимого оборудования на завтра и обсуждает с режиссером отснятый сегодня материал. Освободившись, он до поздней ночи читает сценарии или отсматривает присланную ему черновую сборку снятой недавно рекламы и пытается составить письмо с вежливыми рекомендациями по монтажу и цветокоррекции, которые бы не обидели специалистов по постпродакшену (впрочем, все равно нет гарантии, что они прислушаются и не пустят весь его самоотверженный труд насмарку). Если после этого удастся поспать часов шесть, оператор почтет это за счастье.

Итак, оператор-постановщик обычно никогда не знает, какой будет его следующая работа и в какую страну потребуется лететь в ближайшее месяцы, из-за 16-17-часовых рабочих смен у него никогда нет свободного времени, его работа связана с постоянными стрессами, а за его творческие придумки обычно хвалят режиссера, и, за исключением горстки совсем уж неадекватных киногиков, его никто не знает в лицо. Даже «Оскары» и «Золотые глобусы», предусматривающие награды за операторскую работу, не гарантируют призеру процветания: оператор обязан не зацикливаться на своих любимых стилях, чтобы не получить ярлык «старомодного» и не остаться за бортом индустрии, уметь предлагать что-то свежее и актуальное и все время биться с коллегами за получение места на более-менее приличном кинопроекте.

Уолли Пфистер

Есть и плюсы: профессиональных DP ценят, часто их карьера длится на десятилетия дольше, чем у режиссеров (суперпрофи Джек Кардифф, например, проработал за камерой около 80 лет!), да и сами они при удачном стечении обстоятельств могут стать режиссерами (как, например, Барри Зонненфельд, Ян де Бонт или Уолли Пфистер), хотя не всегда такой переход работает на благо снимаемому ими кино. Еще один плюс: для своих подчиненных DP царь и бог, и профессиональные недуги, такие как боль в плече из-за ношения тяжелых камер или ушибы коленей о стабилизатор-стэдикам, обычно выпадают на долю помощников. Внушительное резюме дает DP относительную независимость, а работа в рекламе, неплохо оплачиваемая и уважаемая, позволяет держаться на плаву даже тогда, когда в Голливуде все места расхватаны (если, конечно, оператор-постановщик сумел завести дружбу с уважаемыми рекламными агентствами и им нравится работать конкретно с ним). Умение же проникнуть под крыло к таким гигантам режиссуры, как Спилберг или Ридли Скотт, может обеспечить более-менее безбедное существование на годы вперед. Конечно, надо также обладать чувством цвета, не бояться принятия быстрых решений, уметь общаться с людьми, понимать костюмеров, гримеров и декораторов, быть вежливым и уделять внимание деталям – не все эти необходимые умения очевидны, когда человек выбирает работу, но без них он в бизнесе надолго не задержится.

Разумеется, не только кино и рекламой жив оператор. Разные работы требуют разных умений, которые не опишешь в рамках одной статьи. Например, в документальном кино операторы креативят и импровизируют гораздо чаще, чем в художественном, а те, кто снимает кадры дикой природы для каналов типа Discovery и National Geographic, знают повадки животных лучше, чем самые передовые охотники, и могут сидеть в засаде целыми днями ради нескольких секунд видеоматериала (который с помощью slow-mo можно растянуть до минуты). К сожалению, самые захватывающие моменты, виденные такими специалистами, обычно не попадают на пленку, потому что необходимое оборудование часто устанавливается не в том месте, не под тем углом или просто не срабатывает вовремя – а второго шанса здесь не бывает. Но это уже, как говорится, совсем иная история.

Профессия оператор

Оператор — множество специальностей по наладке и регулированию работы техники и установок различного рода и функций; по осуществлению видеосъёмок различной сложности, а также ряд группы воинских профессий для регулирования боевой и воздушной техники, стационарных объектов.

Оператор ПК – специалист, который набирает и обрабатывает какую-либо информацию на компьютере.

Главная цель оператора ПК – обработка всевозможных данных на компьютере.

Разновидности профессии оператор

К данной профессии имеют отношение не только операторы ПК, но и кинооператоры, радиооператоры, телеоператоры, видеооператоры, операторы call-центров, операторы на заправочных станциях (АЗС).

Каждая из этих профессий имеет свою специфику деятельности.

  • Кинооператор – они занимаются съемкой кинолент и сериалов посредством камеры, подбирают цвет, масштаб изображения, композицию кадра и угол съемки.
  • Телеоператор – снимает телевизионные передачи и может совмещать обязанности кинооператора.
  • Видеооператор в основном занимается частной деятельностью: снимает свадьбы, кооперативы и другие праздничные события.
  • Радиооператор оценивает качество сигнала радиоэфира, записывает аудиоролики, подбирает музыку.

История профессии оператор

Что же появилось вначале: компьютер или профессия оператор. Ну, конечно же, ПК. Современный человек уже не может обходиться без его помощи. Все деловые документы писали вручную на лисе бумаги, а потом сортировали по папкам. Все расчеты делали ученые и статисты.

Первая электронно-вычислительная машина была создана американским математиком Нейманом в 50-м году. Ее стали называть ЭВМ, а человека, который ей управлял, именовали оператором ЭВМ. Машина имела огромные размеры.

В 1973 году создал первый микрокомпьютер француз Франсуа Жернель. Потом все стало развиваться очень быстро.

Профессиональный праздник

Должность оператор тесно связана с программированием, а люди этой профессии отмечают свой профессиональный праздник на 256- й день года. Данная цифра выбрана неспроста и несет в себе число значений, которые можно представить восьмиразрядным байтом. Обычно оно приходится на 13 сентября, и лишь в високосный год его празднуют 12 сентября.

Плюсы и минусы

Каждая работа имеет свои достоинства и недостатки. Положительные стороны профессии:

  • в современном мире люди со знаниями оператора очень ценятся;
  • возможность дополнительного заработка.
  • малая подвижность;
  • боли в спине и шейном отделе позвоночника;
  • нагрузка на глаза.

Требования к профессии

Операторами телевизионной сферы деятельности становятся творческие и креативные люди

  • с наличием среднего образования или диплома об окончании ВУЗа;
  • стажем работы более 3-х лет по данной специальности;
  • навыками работы с видеотехникой и оптическими устройствами;
  • знанием изобразительных свойств освещения;
  • чувством стиля.

Оператором контактного центра или оператором персонального компьютера можно работать даже со средним образованием, достаточно обладать навыками работы на компьютере и необходимыми для работы личными качествами. Подходящие кандидатуры смогут пройти обучение непосредственно на рабочем месте.

Высшее образование оператору ПК конечно пригодится, но усидчивость и внимательность ценятся больше.

Должностные обязанности

Оператор ПК обязан выполнять следующие функции:

  • вести информационную базу;
  • обрабатывать данные — счета, накладные, входящую и исходящую почту, электронные сообщения, клиентские заявки и прочие документы;
  • вести документации и архивировать ее;
  • работать с принтером, ксероксом, факсом и прочей оргтехникой;
  • составлять и оформлять отчетную документацию.
  • работать со штрих кодами и вводят их в систему;
  • вносить информацию на сайт;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • консультировать клиентов по поводу услуг, цен и акций компании.

Ответственность оператора

Оператор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно трудовому законодательству за:

  • нарушение трудового распорядка;
  • невыполнение или некачественное выполнение своей должностной инструкции;
  • неприменение на практике своих полномочий;
  • неисполнение внутренних приказов и распоряжений по предприятию.

Материальная ответственность предусмотрена законодательством в случае нанесения ущерба предприятию в процессе трудовой деятельности.

Полномочия оператора

Должность разрешает сотруднику:

  • запретить пользование приборами и инструментами , которые находятся в неисправном состоянии;
  • предлагать руководителю свое ведение оптимизации труда;
  • сотрудничать со всеми структурными подразделениями;
  • запрашивать у руководителя и сотрудников предприятия необходимые данные для обеспечения бесперебойной работы;
  • просить у вышестоящего руководства оказания содействия для соблюдения пунктов своей должностной инструкции.

Особенности профессии оператора

Профессия стала, востребована не так давно. Она родилась с наступлением века компьютерных технологий.

Оператор связи не только вносит в компьютер тексты и данные, но и занимается сортировкой материалов, выполнением арифметических расчетов, составлением таблиц и сводок.

Однообразная поза в неподвижном состоянии у монитора во время рабочего дня очень утомляет.

Профессиональные навыки и умения оператора

Ценность представляют работники, которые

  • умеют печатать с высокой скоростью;
  • уверенно пользуются персональным компьютером: пакетом офисных программ и 1С;
  • имеют хорошо поставленную речь при общении с клиентами.

Личные качества

К числу личных качеств оператора, необходимых для успешной работы, относят:

  • коммуникабельность и доброжелательность;
  • организованность и внимательность;
  • усидчивость и уравновешенность;
  • пунктуальность и ответственность;
  • исполнительность и желание совершенствоваться.

Кроме того, важно обладать хорошим зрением, точностью и координацией движений, умением заострять внимание на главном, хорошей оперативной памятью.

Не рекомендуется работать оператором людям с плохим зрением и проблемным позвоночником.

Карьера оператора

Профессия оператора ПК станет идеальной подработкой для студентов в начале карьеры в сфере компьютерных технологий. Бывшие студенты при наличии желания становятся программистами, IT-специалистами различной квалификации, графическими дизайнерами и других.

Оператора также может ожидать карьерный рост внутри организации.

Где работать оператору

Каждая организация, которая работает с большим объемом данных, включает в штатное расписание должность оператора.

Такие специалисты востребованы в различных сферах деятельности:

  • в торговле и медицине;
  • на телевидении и радио;
  • в области транспорта и логистики;
  • в медицине и в строительных компаниях;
  • в банковской отрасли и других направлениях.

Обладая профессией оператора ЭВМ, специалист никогда не останется без средств к существованию, так как всегда сможет найти работу по специальности.

Сколько зарабатывает оператор

Операторы ПК не могут похвастаться большим уровнем дохода. Оклад специалиста по данной профессии или низкий, или чуть выше среднего. На уровень дохода оказывает влияние престиж и финансовое положение дел предприятия, на котором задействован сотрудник, а также профессионализм самого работника.

Кинооператоры, телеоператоры в среднем зарабатывают от 1000 до 5000 долларов. Доход по данным должностям определяется местом и опытом работы, спецификой кинофильма или программы.

С частными видеооператорами совсем другая история: чем больше у них клиентов и выше профессионализм, тем больше сумма их заработка. Значительную роль играет репутация специалиста.

Где учиться на оператора

Освоить специальность оператора кино и телевидения можно в ВУЗе или, пройдя курс обучения при киностудии или телецентре. Наличие портфолио при поступлении обязательно.

Специальности «Оператора ПК» можно обучиться в училище. Но все рекрутеры обращают внимание не на наличие диплома, а на багаж знаний.

Освоить профессия оператора ПК также можно на специальных курсах длительностью до трех месяцев. Некоторые компании, которые нуждаются в работниках, берут людей без опыта работы и обучают их самостоятельно.

оператор кто это такой

Поговорим о такой специальности, как оператор, разберем, чем занимается этот специалист, и вообще, что за профессия это. Для того, что бы иметь представление о том, оператор кто это такой, обратимся к википедии, где сказано, что это не один специалист, а группа специальностей, которые включают в себя управление каким либо оборудованием.

Далее в статье подробно рассмотрим классификацию данных специалистов и обсудим, какое обучение предстоит пройти, что бы стать таким оператором.

О профессии

Хотим отметить одну особенность профессии оператор, а именно то, что это лишь общее название специалистов, которые занимаются управлением различных автоматических приборов и оборудования.

В России насчитывается более трехсот пятидесяти профессий, которые относятся к операторским.

Из них стоит выделить три крупные классификации:

  • Специалисты, имеющие средний уровень квалификации;
  • Служащие, которые занимаются сбором и обработкой информации;
  • Машинисты различных технических установок, автослесари и другие.

Так же среди специалистов этой профессии имеются такие должности, как:

  • Видео оператор;
  • Фото оператор;
  • Телеоператор;
  • Оператор персонального компьютера;
  • Оператор call-центра и т.д.

Чем занимается?

Разберем, чем занимается оператор, и какие функциональные обязанности выполняет.

В зависимости от направленности деятельности, специалист может выполнять следующие действия:

  • Запись видеороликов или фотографирование;
  • Выполнение профессиональной видеосъемки;
  • Оценка качества сигналов сети;
  • Набор текстов;
  • Сбор и персонализация информации, составление отчетности и таблиц;
  • Общение с клиентами; ;
  • Отпуск нефтепродуктов и многое другое.

Требования к квалификации

В зависимости от сферы занятости, к операторам предъявляются квалификационные требования.

  • Кинооператор (также читайте статью Кинорежиссер кто это такой.) должен иметь специальное среднее или высшее образование, а так же опыт работы под наставничеством опытных коллег не менее трех лет;
  • Операторам ПК или call-центра не предъявляют жестких требований. Для этих специалистов важна коммуникабельность, грамотность и умение управлять своим рабочим процессом;
  • Для работников котельных, заправочных станций необходимым будет прохождение обучения в собственных образовательных классах, которые существуют при предприятии, на которое устраивается специалист.

Требования к знаниям и навыкам

При трудоустройстве на должность оператора, от специалиста могут потребовать знание работы в следующих программа на ПК:

  • Пакет офисных программ;
  • Программы для обработки изображений, фото и видео;
  • Работа в сети интернет.

Помимо этого пригодятся навыки в работе с офисной техникой (сканеры, принтеры, факс).

Плюсы и минусы специальности

Для детей, которые видят себя в должности оператора, представляем основные плюсы и минусы профессии, с которыми придется столкнуться, приступив к работе.

Плюсы:

  • Данный вид деятельности востребован на рынке труда, и такие специалисты всегда требуются в различные сферы;
  • Не требуется долгое обучение;
  • Работа в комфортных офисных условиях;
  • Официальное трудоустройство;
  • Работа в коллективе.

Минусы:

  • Не высокий уровень оплаты труда;
  • Привязанность к офису (кроме фото и видео операторов);
  • Работа требует повышенного внимания.

Подведем итоги

В конце статьи хотим подвести итог всего вышеописанного. Мы выяснили, что за профессия «оператор» и теперь вы знаете, что это общее название профессии, которая классифицируется более чем на 350 направлений.

Так же выяснили, что оператор –это специалист, который пользуется высоким спросом на рынке труда и такой профессионал никогда не останется без работы. Теперь вы знаете, оператор кто это такой, и какая от него польза обществу.

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Профессия - видеооператор

Видеооператор: кто это и чем занимается

Видеооператор составляет с заказчиком техническое задание, где обговаривается продолжительность работы, сценарий, по которому пройдёт мероприятие, длительность видеоролика, стиль, срок сдачи заказа и другое. Видеооператор на утренник прибывает заранее, чтобы подготовиться к съемке: выставить свет, настроить фотоаппарат. После своей работы видеограф монтирует видео, затрачивая на это больше времени, чем на съёмку.

Обязанности видеооператора

В обязанности специалиста по видеосъёмке свадеб входит:

  1. составление технического задания вместе с заказчиком;
  2. подготовка к видеосъёмке;
  3. её проведение;
  4. составление готового проекта;
  5. поддержание работоспособности оборудования.

Как получить профессию Видеооператор

  • Первое – это обучающие курсы от профессионалов, где можно почерпнуть знания от людей, которые занимаются этим ремеслом уже несколько лет, перепробовали разные стили, могут всё доходчиво, внятно объяснить новичку.
  • Второй вариант – это обучение видеооператоров на курсах известных телеканалов, в художественных ВУЗах. Упор делается больше на съёмку телерепортажей на улице и сцен на площадке внутри помещения.
  • Третий вариант – это самообучение для тех, кто занимался фотографией или мечтает сделать это дело своей профессией. Перед обучением он уже знаком с экспозицией, постановкой и выбором света, базовыми понятиями режиссуры.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам можно отнести то, что:

  • профессия творческая, можно реализовать себя, найти свой стиль, ракурсы, создать мини-шаблоны для съёмок по разным тематикам;
  • работа на свадьбе часто предполагает питание (только не увлекайтесь, ведь Вас пригласили чтобы сделать работу);
  • Вы увидите своими глазами великолепные моменты из жизни других людей, сможете запечатлеть их. Сцены, увиденные сквозь призму фотоаппарата, добавляют позитива в повседневную жизнь;
  • высокий уровень оплаты труда;
  • если специалист умеет хорошо делать свою работу и даёт рекламу о своих услугах на рынке, клиенты сами будут находить его.

К минусам профессии можно отнести:

Требования к видеооператору

Требования к хорошему специалисту выглядят следующим образом:

  1. коммуникативность;
  2. стрессоустойчивость;
  3. высокие навыки тайм-менеджмента;
  4. эффективность в работе;
  5. творческая направленность мысли;
  6. знание рабочей аппаратуры, оборудования;
  7. знание основ рекламы и продвижения в интернете;
  8. наработанное портфолио;
  9. освоение новых стилей в создании видео (видеография развивается).

Где работать

Свадебный видеооператор работает фрилансером, или в команде с видеомонтажёром (к ним может присоединиться еще один оператор).

Его услуги не ограничиваются съёмками свадеб, его приглашают на детские утренники, выпускные вечера, на вечеринки.

Город, где происходит событие, не важен, потому что работу специалист может найти везде. Другой вопрос – какой уровень оплаты труда предполагается в зависимости от города, в котором специалист ведёт свою деятельность.

Видеооператор: Зарплата

Видеооператорам платят деньги в зависимости от ставки цены за один час. Но в эту цену включается не только один час съемки, а также время обработки видео, амортизация оборудования и расходы на проезд к месту съемки. По России стоимость одного часа видеосъёмки может стоить от 1 000 рублей (для начинающего видеографа) до 10 000 рублей. Это зависит от мастерства оператора и сложности работы.

Тип занятости

Эту деятельность можно отнести к фрилансу, ведь специалист в основном работает с разными заказчиками и большую часть работы делает на дому. Рабочие дни могут быть очень загруженными – иногда работать нужно будет даже ночью. Может это того стоит, потому что после тяжёлых часов, его труд будет оценён по достоинству.

Операторский департамент — это большой коллектив технических профессионалов, отвечающих за визуальную составляющую кино, сопровождение операторской техники и сохранение отснятого материала.


Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Фокус-пуллер

На площадке фокус-пуллера называют фокусником. В кино никто не пользуется автоматическим фокусом, и то, «куда бросать фокус», является таким же художественным решением, как и выбор света для сцены. На площадке фокус-пуллер, или ассистент по фокусу, занимается тем, что выполняет фокусировку объектива камеры во время съемки.
Иногда фокусник заранее измеряет рулеткой дистанцию от объектива камеры до актера в кадре, а опытный специалист определяет это расстояние на глаз. Во время репетиции фокус-пуллер тренируется попадать в фокус, запоминая, как движутся камера и актер.

Механик камеры

Для каждого нового кино оператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач проекта. Скажем, нужна легкая камера, потому что у вас в фильме много ручной съемки. Или у камеры должна быть высокая светочувствительность (ISO — чувствительность матрицы камеры к количеству получаемого ею света, чем выше показатель ISO, тем выше светочувствительность, а значит, камера может снимать слабоосвещенные объекты). Оператор-постановщик отвечает за изображение — композицию кадра, то, каким будет движение камеры, если оно будет, и т. д. Но у каждой камеры свои настройки и свои особенности, которые не обязан помнить оператор, для этого у него есть механик. Механик отвечает за техническое обслуживание камеры — установку параметров камеры, замену оптики.


Гафер

Гафер, или художник по свету, — это человек, который вместе с оператором-постановщиком придумывает световые схемы кадров. Вместе с оператором гафер старается через свет передать то или иное настроение и атмосферу сцены: будет это холодный свет или теплый, цветной или естественный. Иногда оператор из-за организации съемок может попросить ночью создать дневной свет в интерьере или, наоборот, днем создать ощущение ночи. Свет является мощным средством выразительности, он очень важен в фильме.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.


Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Плейбекер

Это человек, который подключает операторский и режиссерский плейбек — монитор, на котором съемочная группа может видеть, что происходит в кадре. Плейбекер подключает мониторы, следит за тем, чтобы они работали, и справляется с техническими сложностями, связанными с этим.

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Читайте также: