Senior producer что за должность

Опубликовано: 15.05.2024

В мире программирования один лишь факт того, что вы долго работаете разработчиком, не делает из вас отличного специалиста. По моему опыту, разработчики и инженеры делятся на новичков, средних и старших по тому, как они могут пользоваться своими навыками и решать поставленные задачи. Хотя эти критерии зависят от типа организации: старший разработчик в небольшом стартапе использует навыки отличные от тех, что пригодятся старшему разработчику в крупной компании. Однако есть несколько явных качеств, которыми обладают все “опытные” разработчики.

Сама идея разделения разработчиков и инженеров на молодых, средних и опытных подразумевает, что существуют способ как-то измерить их умения. В данном случае ошибочно считать, что есть какая-то определённая шкала для измерения таланта. Различные организации и сферы деятельности предполагают применение разных навыков. Но есть 4 ключевых умения, которые помогут определить опытность разработчика:

  • Выделяться навыками программирования
  • Быть наставником для других программистов
  • Избегать проблем в отношениях с коллегами и руководством внутри организации
  • Подбирать технические решения для потребностей компании

В идеале, старший разработчик должен быть хорош во всех указанных аспектах, но гораздо важнее, чтобы его сильные стороны подходили его команде и компании, а также отвечали их потребностям. Поэтому относительная важность этих четырёх умений может сильно меняться. Например, в маленькой компании или стартапе навыки программиста и умение развивать других программистов, чаще всего, значит гораздо больше, чем навыки разрешения проблем с коллегами и руководством.

Дело не в том, что у стартапов не возникает таких проблем, просто эти компании гораздо меньше крупных корпораций с огромными командами специалистов, у каждой из которых есть несколько менеджеров, различные цели и ключевые показатели эффективности. В крупной компании навыки старшего разработчика в решении проблем с коллегами и руководством значат гораздо больше, потому что ему гораздо чаще приходится объяснять выбор того или иного технического решения менеджменту, далёкому от технических вопросов.

Больше, чем просто знания

Программирование — высокотехнологичная сфера, поэтому старший разработчик, естественно, не может не разбираться в том, как всё работает. Но любой разработчик высокого уровня должен быть, как я говорю, “специализированным универсалом”. Он уже должен иметь достаточно большой опыт в разработке и решении различных технических задач. Также, вероятно, он имеет более глубокие познания в какой-то определенной сфере, что очень важно, так как понимание деталей в разных сферах может помочь разработчику при переходе в другую область деятельности.

Чтобы по-настоящему считаться опытным, вы должны принимать трудные решения, и принимать их правильно.

Эти глубокие знания также позволяют вам стать достаточно мудрым, чтобы увидеть, чем обернулись для вас решения, принятые в прошлом. Старший разработчик должен знать, где собака зарыта. Время потраченное на то, чтобы полностью разобраться в теме, окупится позже, когда вы уже интуитивно будете понимать, где может вылезти ошибка через 10 строчек кода. И эту мудрость можно перенести и на другие ситуации. Опытные разработчики, как минимум, понимают, когда им нужно действовать осторожнее, потому что они не могут увидеть все потенциальные угрозы.

Эта интуиция помогает компании гораздо больше, чем просто умение быстро писать код. Грамотные решения по-настоящему опытного разработчика просто не приводят к появлению проблем.

Принимать сложные решения и жить с этим

Вот вам настоящий секрет: не существует волшебного решения всех проблем программистов. Практически никогда не бывает так, что команда принимает решение, все собирают вещи, идут домой и больше никогда к этой проблеме не возвращаются. Каждая структура, каждый выбор и каждая возможность имеет возможные недостатки, особенно если продукт растет и развивается.

Если сегодня вы решите быстрее выпустить продукт на рынок, чтобы опередить конкурентов, то, возможно, крупный рефакторинг кода понадобится вам уже через 6 месяцев, а не через 6 лет. Но если при этом вы улучшите свои позиции на рынке и получите прибыль — это стоит того.

Чтобы по-настоящему считаться опытным, вы должны принимать трудные решения, и принимать их правильно. Когда вы выбираете решение, вы также выбираете проблемы и задачи, с которыми команда столкнется в будущем. Старший разработчик будет иметь опыт работы во многих парадигмах проектирования, многих языках и многих командах. И хотя практически невозможно полностью знать все возможные шаблоны дизайна и архитектуры, особенно потому, что они продолжают развиваться, зато возможно иметь о них представление и понимать достоинства и превосходства тех или иных подходов.

Умение слушать других и выбирать лучшие идеи

Некоторые могут думать, что принятие решений означает, что у вас должно быть сильное, непререкаемое мнение. Но я считаю, что очень плохо, если старший разработчик уважает только своё мнение о технологиях, например, если он считает популярные языки программирования “чушью” или слишком заводится по подобному поводу. Команде могут поставить задачу поработать с крупным продуктом, написанном на языке, который не нравится старшему разработчику, но, возможно, в этом языке есть прекрасные библиотеки великолепная поддержка, которые помогут идеально решить задачу.

Чем больше человек открыт новым знаниям и мнениям своих коллег, тем быстрее он станет “старшим” во всех смыслах.

Хороший старший разработчик не обязан любить все языки и среды разработки. Лучше всего даже быть, в какой-то степени, равнодушным к ним. Всё это инструменты, и опытный разработчик знает, что всегда есть причина решать задачу определённым способом. Вместо того, чтобы думать о том, какой инструмент лучше или хуже, настоящий старший разработчик выберет наиболее подходящий именно под эту задачу.

Прекрасный пример — PHP. Многие разработчики хейтят PHP, но многие его недостатки и позволили ему покорить Интернет. Не нужно смеяться; нужно понять, как извлечь из PHP всё хорошее и не дать развиться плохому.

Качества “старшего” проявятся

Учитывая описанные выше аспекты и факторы, молодых, средних и старших разработчиков можно определить примерно вот так:

  • Junior разработчики знают только один способ решения задачи, обычно взятый из руководства или изученный в школе. Почти наверняка они используют один из модных фреймворков.
  • Mid-level разработчики понимают, что каждая проблема является частью большей системы, и задумываются о лёгкости сопровождения, качестве кода и прочем, но всё ещё не понимают полную картину. Обычно больше внимания они уделяют процессу разработки.
  • Senior разработчики понимают, что не существует решений без возможных недостатков и рисков. Они обычно выбирают не то, что круто или “правильно” согласно какой-то книге, а то, что, в целом, будет менее рискованно для команды. Они предпочитают то, что будет легко сопровождать и исправлять, и то, чему можно легко научить.

Программист, которой понимает, что он не знает — не может знать — всего, будет наилучшим кандидатом на работу. Чем больше человек открыт новым знаниям и мнениям своих коллег, тем быстрее он станет “старшим” во всех смыслах. Если я сомневаюсь о том, кого нанять на должность старшего программиста или разработчик, я спрашиваю кандидатов, готовы ли они признаться в том, что чего-то не знают. Также я пытаюсь понять, насколько они могут видеть возможные последствия их решений. Тут и проявляются качества “старшего” разработчика, которые помогут определить действительно ли кандидат заслуживает этого титула.

Натали Азаренко

Создайте письмо за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.

Аббревиатуры, которые обозначают названия руководящих корпоративных должностей и начинаются со слова Chief — это должности категории С-level, или руководящего уровня.

Кто такой CEO знают многие. Всё реже эту аббревиатуру путают с SEO. Однако в корпоративной иерархии существует множество должностей с похожими названиями, которые малопонятны непосвящённым людям. Рассмотрим некоторые из них и разберёмся, как правильно трактовать эти аббревиатуры.

Западные должности C-level: значение аббревиатур

Для начала разберём, как формируются аббревиатуры. Например, Chief *** Officer. Вместо звёздочек упоминается слово, связанное с непосредственной сферой деятельности — Marketing, Executive, Financial и т. д.

Если дословно перевести с английского языка получаем следующее:

  • Chief — главный;
  • Officer — офицер.

Chief *** Officer — главный офицер по… маркетингу, исполнению, финансам. Преобразуем результат в термины, принятые в бизнес-сфере: главный офицер = высший руководитель = директор.

Соответственно, любые аббревиатуры типа Chief *** Officer расшифровывают как директор по… финансам, маркетингу или чему-то ещё.

Важное примечание! Организационные корпоративные структуры в разных странах часто не совпадают. Это важно учитывать при рекрутинге либо трудоустройстве. Например, западный технический директор (CTO) в русскоязычной трактовке просто главный инженер предприятия, а вовсе не руководитель высшего звена.

Что означает. Главный исполнительный директор (Chief Executive Officer).

Аналог на русском. Руководитель, генеральный директор. Должность CEO относится ко второму уровню управления — административному, который соответствует непосредственному управлению компанией и всеми руководителями. Он может одновременно входить в совет директоров предприятия, который выступает первым уровнем управления.

Обязанности. Определяет глобальную стратегию развития компании, принимает ключевые решения, представляет организацию во внешней среде.

Компетенции CEO — управление всеми сферами деятельности, поэтому он несёт полную законодательную ответственность за работу компании и её последствия.

Кому подчиняется. Высшее должностное лицо предприятия. Подчиняется совету директоров.

Что означает. Директор по маркетингу (Chief Marketing Officer).

Аналог на русском. Коммерческий директор либо руководитель из топ-менеджмента.

Обязанности. CMO определяет и утверждает маркетинговую стратегию компании. Он руководит деятельностью всех маркетинговых служб организации.

В перечень задач CMO входит запуск новых продуктов, управление продажами предприятия, маркетинговые исследования и коммуникации, управление дистрибуцией, обслуживание клиентов, планирование сервиса и ценообразование.

Кому подчиняется. CEO.

Что означает. Финансовый директор (Chief Financial Officer).

Аналог на русском. Финансовый директор или вице-президент по финансам. Финансового директора могут выбирать из состава совета директоров предприятия. Порой должность именуют иначе — Finance Director либо Treasurer (казначей). В небольших компаниях место финансового директора может занимать главный бухгалтер.

Обязанности. Отвечает за управление финансовыми потоками, бюджетное планирование и соответствующую отчётность. CFO заботится о финансовой устойчивости организации и разрабатывает финансовую политику предприятия. При этом финансовый директор принимает решения с учётом стратегии, целей и перспектив развития компании.

Кому подчиняется. Генеральному директору либо президенту компании.

Что означает. Главный бухгалтер (Chief Accounting Officer).

Аналог на русском. Главный бухгалтер или представитель топ-менеджмента, который отвечает за все аспекты бухгалтерского учёта.

Обязанности. Ведёт контроль за экономным и рациональным использованием всех ресурсов предприятия. Осуществляет деятельность по сохранению собственности компании, отчасти контролирует финансовое планирование.

Кому подчиняется. Генеральному директору.

Что означает. Директор по информатизации (Chief Information Officer).

Аналог на русском. ИТ-директор или заместитель генерального директора по ИТ. Из-за такого названия часто возникает путаница. В действительности CIO не связан непосредственно с ИТ-сферой, как разработчик или программист. Он не управляет техническим обеспечением, а занимается внедрением информационных технологий и их контролем.

Обязанности. CIO несёт ответственность за информационную сферу. Управляет информационными ресурсами и технологиями организации.

Кому подчиняется. Финансовому директору или CEO.

Что означает. Исполнительный директор (Chief Visionary Officer).

Аналог на русском. Стратегический директор или директор по развитию. Иногда занимает пост вице-президента. Зачастую состоит в совете директоров.

Обязанности. Руководит деятельностью предприятия в рамках, закреплённых договором — это могут быть отдельные сферы или всё в совокупности. Нередко основная обязанность CVO — создание планов экономического развития.

Кому подчиняется. Генеральному директору.

Что означает. Операционный директор (Chief Operating Officer).

Аналог на русском. Исполнительный директор. Руководитель организации, который отвечает за повседневные операции и текущую деятельность.

Обязанности. Контролирует эффективное использование инструментов оперативного менеджмента. Конкретные обязанности зависят от внутренних правил и структуры компании.

Кому подчиняется. CEO.

Что означает. Директор по безопасности (Chief Security Officer).

Аналог на русском. Руководитель, который отвечает за соблюдение безопасности компании в целом. При этом его работа охватывает практически все сферы деятельности компании.

Обязанности. CSO организует и обеспечивает физическую безопасность, кибербезопасность и иные виды безопасности в компании.

Кому подчиняется. CEO.

Что означает. Технический директор (Chief technology officer или Chief technical officer).

Аналог на русском. Главный инженер или руководитель, который отвечает за разработку и развитие новых продуктов.

Обязанности. Сфера компетенции — технологическая часть производства. Отвечает за создание и продвижение продукта с точки зрения организации технологических процессов.

Кому подчиняется. CEO.

Существуют и другие корпоративные должности с приставкой Chief: CDO (Chief Data Officer) или CRO (Chief Risk Officer). Принцип их расшифровки аналогичен: директор по… и смотрим, какая сфера деятельности указана в должности.

Необходимо учитывать, что идентичные аббревиатуры не всегда обозначают одно и то же. Например, CMO — это не только директор по маркетингу (Chief Marketing Officer), но и директор по медицине, или главврач (Chief Medical Officer). Если по контексту прослеживается явное расхождение с той трактовкой, которую вы знаете, уточните полную расшифровку, чтобы правильно перевести название должности.

Нужны ли в русскоязычном пространстве заимствованные наименования должностей

На фоне глобализации, развития технологий и усиления коммуникаций с иностранными партнёрами заимствования в корпоративной среде неизбежны. Уже практически никто не удивляется таким терминам, как «стартап», «комьюнити» или «франчайзер». Когда-то новые слова сегодня стали частью повседневной жизни. Они понятны и не требуют разъяснений в большинстве случаев.

Точно так же в деловое общение проникают иностранные буквенные аббревиатуры для идентификации руководства. Но проблема в том, что не все из них можно перевести так, чтобы релевантно соотнести с русскоязычными названиями должностей. Кроме того, таких заимствований много и запомнить их все сложно. Поэтому случается, что аббревиатуры применяют неправильно или трактуют неверно. Так может такие заимствования и не нужны в русскоязычной бизнес-среде? Определим преимущества и недостатки их использования.

  • Ведение бизнеса на мировом уровне. Компаниям проще общаться с зарубежными партнёрами, используя понятные им термины.
  • Естественное развитие русского языка и норм делового общения. Любой язык постоянно развивается, он усваивает нужное и отторгает лишнее. Многие знакомые нам слова по факту пришли из других языков. Например, иностранное «airport» соответствует слову «аэропорт», для которого в русском языке нет синонимов. Точно так же в бизнес-среде заимствуют слова, которые позволяют более точно и понятно описать суть объекта или предмета.
  • Сложности с применением. Непонимание терминологии может привести к неловким ситуациям. К примеру, эйчар ищет опытного сотрудника на должность SEO-специалиста и указывает в вакансии CEO. В откликах он видит только «зелёных» новичков, которые не понимают разницы терминов и столь же мало смыслят в своём деле. А опытные специалисты даже не видели вакансию, потому что ищут SEO.
  • Трудности перевода. К примеру, CEO — гендиректор. Но при дословном переводе получается «главный исполнительный руководитель» — а это иная должность в русскоязычном бизнесе. Поэтому при переводе важно анализировать соответствие должностей управленцев в иерархии разных стран.
  • Несоответствие функционала. Иногда заимствованное название должности по-русски означает совсем иное. К примеру, российских кадровиков нередко называют эйчарами на иностранный лад. Но за рубежом HR (Human Resource) не связан с наймом сотрудников, он работает с людьми над развитием компетенций. А вот кадровые вопросы в иностранных компаниях часто отдают на аутсорс.

Получается, необязательно отказываться от иностранных слов для обозначения руководства. Полезнее научиться применять их правильно. А для этого следует знать, как расшифровывать аббревиатуры.

В русскоязычных компаниях часто встречаются названия должностей на английском. Это происходит не только из-за стремления к большей солидности. Международные коммуникации на бизнес-уровне и коммерческое партнёрство с западными компаниями давно стали обыденностью. А с партнёрами гораздо проще разговаривать на одном языке.

Вячеслав Смирнов, автор кампании «Спасибо за „Левиафан“» и проекта «Забвение поиска», бывший Senior Digital Producer BBDO, а сейчас фриланс диджитал-продюсер в Москве, Лондоне и Дубаи, рассказал об обязанностях современного диджитал-продюсера, о том, чем агентский продюсер отличается от клиентского, и о том, чем занимается продюсер продакшена.

Диджитал-продюсер: какие функции на самом деле выполняет человек на этой должности

Сегодня я узнал о существовании продюсера узкой специализации — продюсере баннеров. Какой еще продюсер баннеров? Что дальше: маркетолог по таблицам, пиарщик по пресс-релизам, аккаунт смет, креативщик листовок, стратег по инсайтам, руководитель сотрудника или президент налогов?

За 7 лет работы продюсером и особенно последние пару лет я видел много резюме людей, которые называют себя диджитал-продюсерами, и еще больше неоднозначных вакансий на эту должность. Часто люди пишут так, потому что это модно, а работодатели — потому что где-то слышали, что именно диджитал-продюсер им и нужен. Вот он сейчас придет, и будет всем оргазм! Он, конечно, будет, но если вы ждете, что продюсер сделает всю цепочку диджитал от стратегии до реализации, то с большой вероятность оргазм будет либо не тот, либо не там, либо не у вас. Мне кажется, что логика принятия решений и ожидания от позиции не соответствуют уровню страны, планирующей стабильно получать золото Cyber в Каннах или достигать мировых высот в продуктах и инновациях. Поэтому я решил написать небольшой текст для тех, кто хочет лучше понять, кто же этот человек — диджитал-продюсер: какими навыками он обладает, когда нужен и не нужен, что делает, за что отвечает и сколько стоит.


Data-driven без чепухи: спецпроект для практиков

Коллеги из E-Promo объясняют, как data-driven подход помогает проектировать сильные маркетинговые стратегии:

  • Откуда брать ценные для бизнеса данные;
  • Как их корректно агрегировать и анализировать;
  • Как устроено data-driven продвижение на примерах свежих кейсов;
  • И каких результатов можно достичь, интегрировав ИИ-сервисы в работу маркетологов.

2021 — год умного маркетинга, заряженного технологиями и большими данными, не отставайте →

Как и в ТВ-производстве, в диджитале есть:

  • Агентский продюсер;
  • Продюсер продакшена;
  • Клиентский продюсер.

Агентский диджитал-продюсер (по опыту я знаю про него чуть больше, поэтому сначала поговорим о нем) — это человек, который отвечает за производство идей агентства в диджитале. Этот человек помогает стратегам и креативу лучше понять особенности и возможности тех или иных технологий, может подсказать, как с точки зрения инструментов и фишек развернуть идею и решение, чтобы они затронули большее количество людей, и приносит в агентство самые крутые актуальные разработки. Это он поймет и простит аккакунта. Это он на креативном ревью вспомнит про тех рукастых парней, способных подковать блоху и работающих с очень редкой, но незаменимой в этой идее технологией. Это он раскидает космическое и нереализуемое решение на 2–3 разных вида продакшен-услуг в рамках заданных сроков и бюджета.

Вообще он будет часто задавать тупые и несвоевременные вопросы, но быстро прикинет, что важно в пользовательском опыте, нарисует первый прототип и напишет с вами бриф на производство (не путать с ТЗ: его пишут исполнители, а не агентство). Это он проведет тендер/питч/биддинг производств с подробными прозрачными сметами и таймингами и рекомендует агентству и клиенту лучший выбор. Это он уболтает одно из 5 лучших мировых диджитал-производств нарисовать скетч главной страницы до подписания сметы.

Агентский диджитал-продюсер — это тот, кто всегда будет на стороне агентства в процессе создания любого диджитал-продукта. Давайте на чистоту: он часто будет казаться ленивым ****ом, но именно он договорится в пятницу вечером с производством, чтобы те вместе с ним и аккаунт-директором агентства поработали на выходных, несмотря на корпоратив, потому что у клиента образовалась встреча с руководством в понедельник утром. Это он понизит риски на последующую переделку работы продакшена, перебрифуя их так, чтобы те потратили меньше ресурсов, чем закладывали, зная варианты того, как именно креативный директор или клиент после затянувшегося пятничного концерта в баре передумает пару раз в субботу днем. Это он будет не спать ночь перед запуском, отлавливая и вычищая вместе с производством мелкие баги, которые никто не заметил. Потому что мелочь сейчас — это не только его репутация и репутация агентства, но еще и большая вероятность скандала в середине, когда польется траффик, и руководитель клиента зайдет (куда бы он не зашел) из IE6, Blackberry или первого айпада. Он расставит цели и настроит события в Google Analytics и MixPanel, чтобы собрать и потом проанализировать данные. Этот продюсер будет адски бесить своим спокойствием, граничищим с пофигизмом, когда все вокруг будут истерить о срыве проекта, но это он заранее начнет кричать в рупор, заметив странное визуальное решение в конце пользовательского опыта, когда все выдохнут и запустят проект, хотя в реальности в этот момент все только начнется.

И он сделает так, чтобы слово «допкост» даже не пришло в голову продакшену и уж тем более не было услышано аккаунтом или клиентом в 99% случаев. И да, он не будет говорить креативу, аккаунтам или клиенту «это невозможно», он скажет: «это возможно, и будет вот так или так, потому что a/b/c». В конце иногда это он проанализирует цифры кампании и составит отчет об ее эффективности и диджитальных KPIs. И может даже предложит вместе со стратегом направление, как развить эту офигенную кампанию. И да, он потом достанет всех, к сожалению, вплоть до управляющего директора, чтобы услуги продакшена были наконец оплачены.

Чего не делает агентский продюсер? Он не отвечает за оборот диджитал-проектов, за креатив (но может помогать с ним), за отношения с клиентом (но он обязан уметь общаться и убеждать) и за стратегию (хотя должен понимать, зачем это тут вообще все делается). Агентский диджитал-продюсер отвечает за производство диджитал-проектов агентства.

Продюсер продакшена по сути является проджект-менеджером, но с гибкими ресурсами. Если традиционно проджект-менеджер в диджитал-продакшенах работает с внутренним пулом исполнителей (заранее подобранным штатом проектировщиков, дизайнеров, верстальщиков, программистов), то диджитал-продюсер продакшена делает все то же самое, но с условно неограниченным количеством внешних исполнителей. То есть буквально собирает команду под проект из тех же проектировщиков, дизайнеров, верстальщиков и программистов, но на фрилансе. Вот по сути и все ключевое отличие, которое выливается в соотвествующие скиллы, близость к работе руками и знания особенностей работы с вовлеченными сторонами.

Клиентских продюсеров не стоит путать с digital marketing менеджерами (они про маркетинг). Клиентский диджитал-продюсер — сравнительно новая позиция, доступная не всем клиентам из-за специфики бизнеса, так что говорить тут пока особо не о чем. В зависимости от типа бизнеса (технологии, телеком, еда) работа клиентского продюсера заключается либо в контроле внешних диджитал-менеджеров агентств и продакшенов и совместном счастье с менеджерами по маркетингу, либо в чистом проджект-менеджементе напрямую с исполнителями внутри или снаружи.

Конечно, иногда маркетинговые и пиар бюджеты у клиентов поджимают, а кампанию сделать очень надо или очень хочется, и тогда агентский продюсер выступает в роли продюсера производства: работает с конечными исполнителями напрямую со всеми вытекающими. А в производстве любой проджект-менеджер, работая с фрилансерами, может называться продюсером. Поэтому если откинуть все пространные описания должностных обязанностей, разные задачи в агентствах, разный уровень оцифрованности агентств и клиентов, то обобщить работу всех диджитал-продюсеров можно тремя словами — make idea live. Остальное — приятный, но необязательный и вряд ли исполнимый в рамках этой позиции функционал.

Продюсеры — сравнительно более жадные люди, чем их коллеги, но знать себе цену важно. Все указанные ниже суммы названы с погрешностью ±25% и зависят от задач, опыта и конкретных клиентов. Эти цифры составлены из общения с другими диджитал-продюсерами агентств, немного с хедхантерами и hr и актуальны на середину 2015 года.

  • Диджитал-продюсер в агентстве: 90–110 тысяч рублей в месяц;
  • Senior диджитал-продюсер в агентстве: 130–170 тысяч рублей в месяц;
  • Head of production в агентстве: 200–260 тысяч рублей в месяц.

Это без дополнительного функционала и ответственности. А если все хорошо с KPI, то сверху бонусы.

По моим наблюдениям, диджитал-продюсер на стороне клиента получает на 20–30% больше от агентского, а продюсеры производства — на 15–20% меньше агентских, но у них есть свои способы заработать: например, выполняя часть работы исполнителей своими руками, так как многие из продюсеров производства — бывшие и нынешние фриланс-дизайнеры, верстальщики или программисты.

Надеюсь, что помог тем, кто пишет или сталкивается со словами «диджитал-продюсер», лучше понять, кто это такой, стоит ли им быть, нужен ли он вам, почему в этой профессии уже не будет быстрой карьеры и почему продюсеров баннеров не существует.

Некоторое время назад мы провели вебинар с Михаилом Карповым, ex-CPO Skyeng и ex-VK/Yandex, на тему «Чего не хватает продакту, чтобы быть Senior или CPO?». Здесь мы расскажем о том, что обсуждалось на вебинаре. Получить презентацию и другие полезные материалы с лекции вы можете в нашем тг-канале.

Можно выделить несколько главных отличий продактов уровня Senior или CPO от Junior- или Middle-продактов:

Одно из главных отличий состоит в том, что Junior- или Middle-продакт отвечает, как правило, за один продукт и, соответственно, за одну команду разработки, в то время как Senior или CPO отвечает уже за группу продуктов, либо за несколько компонентов внутри одного составного продукта.

Также senior или CPO работает уже не с командой разработки, а с несколькими продактами уровнем ниже. Если раньше вы были продактом и отвечали за разработку, то есть у вас было всего два уровня ответственности: вы (продакт) и команда, — разработчики, аналитики, дизайнеры — с которой вы работаете напрямую, то как только вы становитесь Senior и CPO, уровней ответственности становится три: вы, несколько продактов ниже рангом и их команды разработки.

При этом с разработкой напрямую вы уже не взаимодействуете. Вы работаете с другими продактами, и от того, насколько хорошо вы с ними работаете, как вы их прокачиваете и какие цели вы перед ними ставите, зависит практически всё.

Из достойных упоминания деталей стоит отметить еще две: первая заключается в том, что, будучи Junior или Middle, вы влияете на небольшую часть компании; будучи Senior или CPO, вы влияете на огромное количество процессов, происходящих внутри компании. Это не проектная работа, а строительство процессов внутри компании как таковых.

К примеру, если создание какого-то проекта для отдела маркетинга — это пример типичной задачи джуна или миддла, то аналогичным примером для сеньора или CPO будет задача по созданию целого отдела компании на стыке маркетинга и продакт-менеджмента. Вторая — это несколько иной майндсет: для работы с продактами и с группой продуктов нужен майндсет, отличный от того, что нужен для работы с одним продуктом или напрямую с разработкой.Рассмотрим проговоренные отличия детальнее.

Первое, что стоит рассмотреть — это тот факт, что Senior или CPO работают с группой продуктов. Здесь появляется несколько нюансов.

Первый из них звучит следующим образом: по каким параметрам должны появляться новые продукты? Как запускать, например, новый сервис? Нужен ли он компании? Окупится ли он? Нужен ли он пользователям? Это — уровень принятия решений Senior и CPO.

При этом стоит отметить, что все эти вопросы будут решаться не перед непосредственно запуском продукта, а как минимум за полгода — это нетривиальный момент, требующий планирования и какого-то видения рынка в плане того, что может стать актуальным в ближайшем будущем.

Второй нюанс заключается в том, что в компании рано или поздно становится слишком много продуктов. Будучи Junior- или Middle-продактом, вы, разумеется, никогда не примете решение о том, что продукт, над которым вы работаете, нужно закрыть — вы будете держаться за свое детище до последнего.

У Senior-продактов и CPO задача иная: от них требуется оставить в компании только те продукты, которые нужны для реализации текущей стратегии компании, от остальных проектов стоит избавляться и освободившиеся ресурсы перераспределять внутри компании на другие проекты. Этот вопрос тоже нетривиален, потому что нужно продумать, какие проекты нужно закрывать, закрывать ли их полностью или частично и стоит ли это делать вообще — возможно, он может «выстрелить» спустя некоторое время.

Третий нюанс касается стратегии. На самом деле мало кто по-настоящему правильно собирает стратегию компании — с расчетом в цифрах, с учетом конкурентов и возможностей самой компании, с подготовленной защитой, чтобы можно было предложить эту стратегию генеральному директору компании, который наверняка задаст несколько каверзных вопросов касательно ваших предложений.

Точно ли вы посчитали экономику, хорошо ли вы представляете, как будут развиваться конкуренты на вашем рынке, понимаете ли вы, как ваш рынок меняется и какие новые ниши на нем появляются? Это вопросы из разряда тех, на которые Senior-продактам и CPO приходится отвечать. Вам стоит попробовать ответить на эти вопросы для себя на примере каких-то своих кейсов из собственного опыта.

Как вариант — на примере проектов, в которых вы работаете прямо сейчас. Важно понимать, что вы должны честно просчитать стратегию и быть готовы отвечать за результат. На уровне Senior-продакта речь идет уже не о каких-то фичах, а о деньгах, и ваше общение с компанией на этом уровне — это, в первую очередь, вопрос бюджета компании и вашей ответственности за этот бюджет.

Как мы уже сказали, Senior-продакт отвечает за несколько продуктов. Как правило, при этом Senior-продакт также отвечает за нескольких Junior- или Middle-продактов. Касательно этого момента также существует несколько нюансов:

Первый нюанс — это поиск тех самых продактов. Чаще всего вам будет недостаточно обычного объявления на Headhunter, и зачастую придется хорошо подумать, как искать продактов, чтобы найти подходящих людей.

Второй нюанс — контроль продактов. Допустим, вы наняли к себе в команду одного джуна и одного миддла — они что-то делают: рассказывают вам о каких-то фичах, о том, что «юнит-экономику посчитали», «CJM сделали» и так далее. При этом на вопрос, сколько денег их работа сможет принести за какой-то промежуток времени, они вам, скорее всего, не ответят. Вам нужно будет поставить некоторые процессы касательно работы с бюджетами и с продактами. Обеспечить какой-то контроль касательно того, какие обещания продакты вам дают и насколько они укладываются в эти обещания. При этом у вас также должно быть понимание, что вам делать, если они не укладываются в обещания: может сложиться ситуация, в которой продакт вам что-то пообещает и ошибется, при этом крайним будете вы. Вам стоит заранее придумать, что с этим делать.

Третий нюанс — улучшение продактов. Допустим, вы наняли себе в команду джуна или миддла. Скорее всего, он ещё не знает ничего про специфику работы в вашей компании. Также он наверняка не знает некоторых вещей, которые могли бы помочь ему в дальнейшей работе. Даже если вы наняли неплохого продакта, у него будет много недостатков. Идеальных продактов просто не бывает. Вам в любом случае придется заняться его «перепрошивкой», придумывать способы сделать его лучше и сильнее, это тоже одна из задач Senior-продакта.

Теперь разберем каждый из этих нюансов подробнее.

Главный вопрос касательно поиска — это «где найти сильного продакта?». Уже было сказано, что Headhunter — не вариант. Искать продакт-менеджера в команду можно с помощью какого-то нетворкинга по конференциям, также можно искать потенциальных продактов внутри самой компании. При этом вы можете оказаться (и, скорее всего, окажетесь) в ситуации, когда кандидатур будет много и вам нужно будет выбрать лучшего. Это непростая задача. Не все знают, как на собеседовании отличить сильного продакта от слабого, по резюме тоже не всегда получается определить, потому что опыт не гарантирует наличия у человека нужных вам навыков. Проведение собеседований должность продакта требует определённого руководительского мастерства.

Еще один важный момент состоит в том, что продактов на самом деле очень много и существуют совершенно разные типы — технические продакты, с уклоном в работу с разработкой, маркетинговые продакты, занимающиеся продакт-маркетингом, мобайл-продакты и так далее. Из этого вытекают вопросы: какой тип лучше подойдет для конкретной задачи, как правильно составить тестовое задание для проверки его компетенции именно в той сфере, которая вам нужна? Вам, как Senior-продакту или CPO, придется отвечать и на эти вопросы.

Первый момент, на котором стоило бы остановиться в вопросе контроля продактов — это контроль метрик. Представим следующую ситуацию: у вас в подчинении есть продакт, а у него есть какой-то продукт. Чего вам стоит ожидать от этого продукта в конце месяца или квартала? Рост каких метрик ожидается? Допустим, прошел квартал, а он не добился нормального роста ни одной из метрик.

Получается, что вы целых три месяца впустую тратили деньги компании, и можете не сомневаться, что ответственны за это будете вы. Встает вопрос: как можно раньше понять, что продакт и его команда не справятся с задачей — за две или хотя бы четыре недели, а не за три месяца? Это будет зависеть от того, как вы смотрите за результатами и на какие конкретно метрики обращаете внимание.

Второй момент касается контроля бюджета. Допустим, проходит квартал, к вам приходит продакт и говорит о том, что его продукт заработал для компании миллион рублей. При этом на вопрос, сколько было потрачено, он внятно ответить не может, а когда вы начнете разбираться, сколько же все-таки он потратил, выясняется, что потратил он два миллиона. Появляются вопросы: а хороший ли это результат? Предусмотрели ли вы в бюджете эти расходы, следили ли вы за тем, как тратятся деньги компании, которые, как уже было сказано выше, теперь и в вашей зоне ответственности?

Касательно вопроса о бюджете вам нужно понять то, что Senior-продакт должен отвечать не за бюджет конкретного продукта, а за бюджет целой группы продуктов, с которыми он работает, и понимать, как это соотносится с бюджетом всей компании в целом.

Еще одним моментом, непривычным для Middle-продакта, может стать вопрос контроля процессов и найма команды. Представим, что у вас есть продакт, у него есть команда и со своими задачами они, в принципе, справляются. Но выкладывается ли этот продакт на полную или всё же немного халтурит? Как понять, какие процессы он организовывает в команде? С какой скоростью он выпускает фичи? Кого он нанимает в команду?

Последний вопрос особенно актуален, потому что если не следить за тем, кого ваш продакт нанимает к себе, он может нанять откровенно слабых в своей специальности людей. Вам придется с этим разбираться, а вдобавок, составленные вами планы, скорее всего, не сбудутся.

Допустим, мы уже нашли продактов и начали их как-то контролировать. Третий момент: их нужно улучшать. Вы должны уметь вырастить сильного продакта в вашей команде — за счет вашей экспертизы, какой-то внешней экспертизы или чего-то еще. Нужно думать про: рост (например, посредством PDP — Personal Development Plan, своеобразной «дорожной карты» развития навыков вашего продакта), распределение ответственности (за какой продукт и за какие его метрики должен отвечать конкретный человек) и личный контакт (вы должны понимать, когда продакту нужно что-то подсказать и где ему нужно периодически помогать на постоянной основе).

Теперь, когда мы обговорили вопрос набора и управления группой продактов, мы можем перейти к следующей теме.

Senior-продактам и CPO нужно много работать со смежными отделами компании и с процессами, то есть менять что-то внутри компании. Вопросов, которые встанут перед вами, когда вы станете Senior-продактом или CPO и начнете погружаться в тему процессов, несколько:

Первый из них — как ускорить разработку? Допустим, вы видите, что ваши продукты создаются или улучшаются медленно. Возможно, в компании не хватает разработчиков, или разработку тормозит какой-то другой проект в компании, который, в свою очередь, тормозится каким-то третьим проектом, и так далее — причины могут быть совершенно разными, и их, как правило, довольно много. Это своеобразный «клубок» взаимосвязанных проблем, и вам, вместе с техническим директором, нужно будет разбираться во всем этом, перестраивать какие-то процессы. При этом вы поможете не только себе, но и ему тоже.

Второй вопрос — как выбрать стоящие реализации идеи из множества? Допустим, у вас в компании есть множество отделов и оттуда вы получаете огромное количество самых разных идей. Вашей задачей в этом случае будет синхронизировать эти идеи и выбрать из них самые важные — при этом нужно смотреть на эти идеи не с точки зрения конкретного продукта, а с точки зрения группы продуктов, находящейся в вашем распоряжении.

Третий вопрос — вопрос прозрачности. Все эти люди, предлагавшие вам свои идеи, через некоторое время начнут интересоваться по поводу реализации предложенного. «Хотелок» от разных отделов будет огромное количество. Соответственно, ваш процесс должен быть максимально прозрачным, чтобы все понимали, почему та или иная идея была или не была реализована. Это упростит жизнь всем в компании, и вам в том числе.

Четвертый вопрос — вопрос ускорения найма. Допустим, у вас есть два продукта, и вы хотите запустить третий. Вы приходите к HR-у и говорите о том, что хотите нанять продакта, трёх разработчиков и аналитика. Вам отвечают, что на это понадобится, например, три месяца. Вас такие сроки, скорее всего, не устроят, поэтому вам с HR-ом нужно будет придумать, что стоит изменить в работе отдела найма.

В вопросе майндсета есть два отличительных момента.

Первый: если у Junior- и Middle-продактов майндсет настроен скорее на фичи («какую фичу нам запустить, чтобы поднять ту или иную метрику»), то у Senior-продактов и у CPO майндсет настроен на людей («кого нам нанять, кого уволить, а кого переобучить, чтобы поднять ту или иную метрику»).

Второй: будучи продактом, вы мыслите категориями проектов («какой проект мне нужно сделать, чтобы он поднял метрики?»). Senior-продакт же напрямую с продуктами не работает, вы не оказываете особого влияния на проекты и на фичи в них, вместо этого вам нужно думать о том, какой процесс должен быть организован и какой нужно составить план по метрикам, чтобы в конечном счёте проекты вашей команды продактов заработали.

Итак, суммируя всё вышесказанное, Senior-продакт или CPO отвечает за:

  1. группу продуктов (поиск новых ниш, закрытие старых и сборка стратегий на несколько лет);
  2. группу продактов (поиск продактов, их контроль и улучшение);
  3. создание и улучшение процессов, взаимодействие со смежными отделами компании;
  4. собственный внутренний майндсет, необходимый для работы (Senior-продакт должен мыслить категориями не фичей и проектов, а людей и процессов).

Если покороче, то из всего текста можно выделить три вещи: бюджеты (работа с финансовым планированием и отчетностью), структурность (работа с процессами, в том числе и касающимися смежных отделов) и найм людей.

Как можно видеть, для того, чтобы стать Senior или CPO, продакту требуется освоить несколько новых правил и навыков, начиная с создания стратегий и заканчивая принципиально новым типом мышления.

Теперь, когда вам в общих чертах известно, чего же все-таки не хватает продакту для того, чтобы быть Senior или CPO, вы сможете приобрести необходимые навыки и подняться на следующую ступень в развитии себя как продакт-менеджера. Удачи!

Сфер в IT много, но путь становления Senior-разработчика плюс-минус одинаков. В этой статье мы поговорим о том, кто такой старший разработчик, какие к нему предъявляются требования и как дорасти до столь солидной должности.

Кто такой Senior программист?

Если не вдаваться в дебри специализаций, это одна из ступеней развития разработчика в цепочке Junior → Middle → Senior. Перед джуном также может указываться стажёр, а после сеньора — тимлид, но мы рассмотрим именно трёхэтапную схему.

Junior разработчик

Сразу оговоримся, что чётких научных измерений в этой системе нет. Для каких-то компаний джун — это вчерашний студент с минимальными знаниями и нулевым опытом, а кто-то ищет младших разработчиков с опытом работы от 2-х лет.

Но практически все сходятся в том, что это наименее ответственное звено, в развитие которого нужно вкладываться, отслеживать и координировать его действия. Скажем, это человек, который, работая, продолжает учиться.

Middle разработчик

По сути, это «подросший» Junior, который освоил необходимый стек технологий, уверенно обращается с Git, командной строкой, самостоятельно и в срок решает поставленные задачи.

Кроме того, Middle — это командный игрок, который может и чужой код прочесть, и дельное замечание по нему сделать, если требуется.

Старт 28 июня, 2 недели, Москва, Беcплатно

Где-то между джуном и мидлом есть ещё так называемые «уверенные джуны», но это, скорее, не промежуточный этап, а просто попытка компаний оставить уже обросшего опытом специалиста на позиции и зарплате Junior-разработчика. Как только почувствовали, что знаете и можете гораздо больше, чем джун, сразу же обсудите это с руководством.

Senior разработчик

Вот он, гвоздь программы, способный взять на себя проект и даже руководить отдельным подразделением. Senior Developer обладает обширным багажом знаний, способен стать ментором для Trainee или Junior разработчика, а также улучшать эффективность команды за счёт реализации своих идей.

Грубо говоря, если вы не нуждаетесь в сторонней помощи и, напротив, сами можете предоставить такую помощь, в числе первых берёте на абордаж новые технологии и не боитесь использовать их на практике, вы Senior программист.

Что должен знать и уметь сеньор разработчик?

Так как же стать Senior разработчиком? Не стойте на месте: осваивайте новые языки и технологии, записывайтесь на вебинары, бросайтесь в принципиально новые подходы, дабы не пасти задних, и развивайтесь всесторонне.

Довольно обобщённые советы, не правда ли? Что ж, попытаемся их структурировать и раскрыть подробнее.

1. Технические навыки

Во-первых, это понимание алгоритмов и умение писать чистый код. Во-вторых, для одной задачи существует множество решений, но именно Senior Developer способен определить, какое из них оптимально в конкретном случае.

Перед началом работы всегда спрашивайте себя:

  1. Можно ли разбить таск на подзадачи, и если да, то как?
  2. Какой подход к решению этой задачи наиболее оптимален?
  3. Смогу ли я подключить других сотрудников, и как в таком случае организовать рабочий процесс?

Если для решения проблемы нужно освоить новую СУБД, фреймворк или сторонний сервис, вы осваиваете это.

Но что реально отличает сеньора от остальных, так это опыт поддержки проектов, даже если речь идёт о всеми забытом и припорошенном пылью легаси коде.

Кроме того, чтобы думать, как Senior, нужно расширять способы обработки информации. В этом поможет книга Иана Макдермотта и Джозефа О`Коннора «Искусство системного мышления». Также есть краткая выжимка основных мыслей в формате аудиокниги:

2. Коммуникативные навыки

Не будем распыляться о том, что старший разработчик должен хорошо знать английский язык. В любом случае держите бесплатные материалы по английскому для айтишников.

Как вы уже поняли, сеньоры часто ведут проекты самостоятельно, поэтому очень важно уметь обрабатывать ТЗ заказчика, задавать правильные вопросы, которые выльются в исчерпывающие ответы, устанавливать сроки выполнения и выстраивать план работ. Разумеется, проджект-менеджеров никто не отменял, но в идеале старший разработчик может справляться и без их помощи.

А ещё программирование — это почти всегда работа в команде, поэтому нужно уметь организовать процесс, отталкиваясь от навыков и запросов других сотрудников. Вы должны быть на «ты» с гибкими методологиями разработки, и такие термины, как Agile, Scrum и Kanban, не должны вас пугать.

3. Навыки ментора и интервьюера

Подбор персонала и обучение новичков — задачи, которые нередко ложатся на плечи сеньоров. Как человек, прошедший обучение, становление и набивший достаточное количество шишек, Senior-программист прекрасно знает, какие вопросы задавать, чтобы выделить сильные и слабые стороны кандидата, а также как организовать рабочий процесс для тех, кто уже прошёл собеседование.

4. Навыки профессионального роста

Если вы думаете, что дослужитесь до звания Senior Developer и закончите на этом свой учебный путь, вы ошибаетесь. Старшие разработчики как никто знают, сколь важно постоянно развиваться, осваивая всё новые и новые горизонты. Они никогда не ограничиваются одним набором инструментов, ведь в погоне за оптимизацией рабочего процесса так или иначе приходится обращаться к чему-то новому.

Если у вас есть боязнь применения новых знаний на практике, также известная как синдром вечного студента, вам нужно её преодолеть, чтобы стать Senior разработчиком.

Принципиальная разница между джуном и сеньором в том, что первый, как правило, воспринимает обучение как обязаловку, в то время как второй видит в этом ценную необходимость, ключ от закрытых дверей.

От сеньора редко можно услышать что-то вроде «Ненавижу этот инструмент», поскольку он уже изучил его, выделил все плюсы и минусы, знает, когда его стоит применять, а когда это бесполезная трата времени и ресурсов.

5. Навыки работы с сообществом

Мало того что старшие программисты хорошо выполняют свою работу, так они ещё и «подтягивают» айтишное комьюнити. Часто выступают с докладами, организовывают митапы, пишут документации и полезные статьи, которые помогают развиваться другим.

Иными словами, Senior разработчик не закрывается в своём рабочем пространстве, втихую накапливая знания и скрывая их от остальных. Скорее, это те самые гуру, раздающие дельные советы на Stack Overflow. Они любят делиться своим опытом, так как это:

  • помогает взращивать новые поколения талантливых разработчиков и способствует развитию IT в целом;
  • в ходе общения позволяет почерпнуть полезную информацию и от самого сообщества.

Вместо эпилога

Всё сказанное уже сказано, поэтому просто держите несколько дополнительных материалов, чтобы лучше понять, как стать Senior разработчиком:

Читайте также: