Что такое компромиссный выбор профессии

Опубликовано: 26.03.2024

Вопрос 1. Психологические основы профессионального самоопределения. Классификация профессий по Е.А.Климову, К.М.Гуревичу. Психологические требования професий.
Вопрос 2. Теории профессионального развития З.Фрейда, Д.Сьюпера, Эли Гинзберга, «Сценарная теория» Э.Берна

Файлы: 1 файл

СРМП 8----.docx

1. Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами. Второй период способностей, с 13 до 14 лет, характеризуется тем, что подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки, и начинают думать о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются "примерить" те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период, - переходный (около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение - выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор, например профессии физика, уточняется выбором конкретной узкой специализации.

У подростков из менее обеспеченных семей период кристаллизации наступает раньше. Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее материально обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большой гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течении всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии и что некоторые люди меняют род профессий на протяжении всей трудовой деятельности. Причем представители малоимущих социальных групп, национальных меньшинств менее свободны в выборе профессии, чем выходцы из более обеспеченных социальных групп. Ряд людей вынуждены по социальным и прочим причинам менять свои профессии в течение всей жизни, но существует группа людей, которые самопроизвольно меняют профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слишком ориентированы на удовольствия и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.

Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следует рассмотреть множество факторов:

1 - влияние родителей, которые разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим примером; родители направляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии.

2 - влияние друзей и учителей. Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

3 - полоролевые стетертипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.

5 - структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессшо, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Часто исследования профессиональных интересов студентов показывают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

Вопрос 3. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии.

Студент, сделавший компромиссный профессиональный выбор, - это в будущем плохой работник, жертвами непроработан-ной личностной позиции которого становятся окружающие, он сам, результаты его деятельности. Ясно, что такие студенты требуют специального к себе внимания и психологической помощи, поскольку сами, в силу эмоциональной остроты переживаний, связанных с компромиссным выбором профессии, не всегда в состоянии осознать свои проблемы и далеко идущие последствия. Эти последствия чаще всего просматриваются в отношении к себе и своей работе тех людей, которые не смогли реализовать свои профессиональные амбиции. Можно выделить ряд типичных признаков этого отношения, признаков, за которыми просматривается компромиссность профессиональной ориентации:

1. В работе выделяются аспекты, связанные с профессией, от которой пришлось отказаться. Для девочки-отличницы из предыдущего примера: "Можно совершенствоваться в знании языка, ведь никто не мешает мне этим заниматься, а часы в школе, хоть и отвлекают, все же служат языковой практикой".

2. Человек находит во внешних атрибутах, так или иначе связанных с его работой, нечто привлекательное и ценное: "Зато времени свободного много" или "Зато в моем распоряжении автомашина".

3. Вынужденная профессия воспринимается как временная: "Ладно, поработаю пока здесь, потом найду то, что хочу".

4. Неудачи на работе объясняются внешними причинами: "Этим детям совершенно не нужен английский, вот они и хулиганят. Они думают, что кроме этого десятка слов я больше ничего не знаю. Глаза бы мои вас не видели!"

Можно предположить, что компромиссный выбор чаще всего делается в области, сходной с той, в которой первоначально стремился работать человек. Нередко учителя-предметники - это несостоявшиеся филологи, историки, математики. Инженеры - бывшие школьники, мечтавшие о научной карьере физика, химика. Однако чем меньше похожа выбранная профессия на ту, от которой пришлось отказаться, тем больше у человека шансов адаптироваться, переориентироваться, избавиться от мучительного переживания вынужденного компромисса.

У людей, постоянно не удовлетворенных своей работой, в конечном итоге могут развиться такие формы компенсаций, как:

1. Смещение жизненных ценностей во внепрофессиональную сферу: "Для женщины главное - семья. " или "Только в горах я человек, а на работе - робот. "

2. "Уход в болезнь". Преувеличенная забота о своем здоровье, как правило, связанная с реальным угнетением соматического состояния под влиянием хронической депрессии. Невротическое развитие.

3. Образование сверхценных идей, в том числе связанных с работой. Избирательное отношение к профессиональной деятельности, вызванное стремлением вытеснить все, что напоминает о компромиссе, о неудаче, может привести к тому, что человек начинает неадекватно преувеличивать значимость тех сторон своей работы, которые, как ему кажется, позволяют реализовать первоначальные ценности: "Пусть мои ученики меня не понимают и не слушают, я заставлю их относиться к математике как к основе всех предметов и наук".

Как помочь людям, сделавшим в свое время компромиссный профессиональный выбор и страдающим от этого? В работе некоторых авторов предлагается психологический подход, разработанный авторами на стыке гештальттерапии и трансактного анализа*. Психотерапию следует проводить в гомогенной по профессиональному признаку группе.

Выделяются следующие уровни психотерапевтической работы с указанной группой студентов:

1. Возбуждение энергии. Для психотерапевтической работы необходимо актуализировать у студента энергию любого рода: враждебность, любовь, тревожность и др. Например, энергию можно выделить, обсуждая в группе причины компромиссного выбора. Возможно, первоначальная профессиональная установка выбора профессии базировалась на представлении об идеале: работа филолога интересна, престижна и нужна людям. Работа библиотекаря, чем занимается в настоящее время несостоявшийся филолог, не так престижна и интересна, дает скромные средства к существованию. Таким образом, компромисс, на который пришлось идти при выборе второй профессии, соединил две несовместимые системы ценностей: ценности, связанные с реализацией мечты, и ценности, связанные с необходимостью жить в реальном мире. В психологическом плане первую систему реализовал компонент Дитя, а вторую - Родитель. Такая постановка вопроса должна вызвать у членов группы диаметрально противоположные суждения, споры, что дает выход психологической энергии.

2. Фокусирование. Освободившаяся психологическая энергия (во время спора) вскрывает внутренний диалог и базовую психологическую установку выбора профессии.

3. Овладение. По существу это означает принятие ответственности за свой профессиональный и жизненный выбор. Участники группы должны осознать у себя наличие установки неблагополучного Дитя как действительного источника своих проблем. "Ну вот, теперь мне ясно, почему я так несчастен", - так, вероятно, звучал голос внутреннего самооправдания. Гораздо сложнее принять мысль, что неблагополучное Дитя - это результат работы нашего воображения: в окружающей нас действительности мы видим признаки неблагополучия и отбрасываем малейшие намеки на наше совершенство.

Вопрос 4. Психология профессионального становления личности. Этапы профессионального пути по Д.Сьюперу, Хейвигхерсту, Е.А.Климову.


Радзиковская, Е. С. Психологическая адаптация личности студента при компромиссном выборе профессии агронома / Е. С. Радзиковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3885/ (дата обращения: 27.05.2021).

Статья посвящена, изучению осознанности выбора студентами профессии агронома при поступлении в сельскохозяйственные техникумы (колледжи) Краснодарского края; помощь психолога и педагогов в адаптации развивающемуся студенту при компромиссном выборе профессии агронома.

Ключевые слова: адаптация, компромиссный выбор, профессия агронома, концептуальные уровни.

Агроном – специалист сельского хозяйства, создаёт сорта полевых, садовых, огородных культур. Планирует проведение основных сельскохозяйственных работ с учётом особенностей местности, наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает их защиту, регулирует режимы произрастания. Агроном проводит много времени на свежем воздухе. От агронома зависит изобилие хлеба и сельхозпродукции на столе каждого россиянина. В России профессию агронома считают не престижной и низкооплачиваемой, её значимость недостаточно освещается СМИ. В техникумах (колледжах) слабый набор на эту профессию, что и вызвало необходимость проведения исследования этой проблемы.

Посетив ряд средних школ, в роли профориентаторов было отмечено, что на информационных стендах для школьников, где показаны характеристики профессий, о сельскохозяйственных профессиях ничего не освещено. В каждом выпускном классе мы провели беседы и анкетирование школьников, с показом видеоролика о нашем учебном заведении и профессиях, которые можно получить после окончания (строитель, бухгалтер, агроном, винодел).

Проведённые нами психолого-социологические исследования студентов сельскохозяйственных техникумов и колледжей (2010 – 2011 гг.) Краснодарского края выпускающих агрономов показали, что далеко не все студенты вполне осознанно выбрали профессию агронома. Причём их количество, судя по посещаемости занятий и по собственным высказываниям студентов о желании учиться, преобладает на первом курсе. На втором курсе число нежелающих учиться конкретной специальности возрастает, происходит «отсев» совсем случайных людей, которые вообще не знают, зачем они пришли в среднеспециальное учебное заведение. Потом количество студентов утверждающих, что они выбрали профессию агронома случайно или компромиссно, снижается. К концу третьего в начале четвёртого курса остаётся 3 – 5 человек на студенческую группу, у которых просматривается явное эмоционально – отрицательное отношение к выбранной профессии и к будущей работе. Эти студенты ведут себя на собеседованиях в группе достаточно агрессивно: «Нам только надо получить диплом и в армию не пойти, а потом сами разберёмся, что делать дальше». 5 – 10 человек на студенческую группу уверенны в правильности своего выбора. Они читают дополнительную литературу, часто пишут рефераты и доклады, творчески выполняют курсовые работы, любознательны и активны на практических работах и практиках в учебных хозяйствах техникумов (колледжей). Такие студенты знают, где они будут работать, и внутренне готовят себя к этой работе с помощью преподавателей. Оставшаяся большая часть студенческой группы скромно отмалчивается или вяло высказывается о правильном выборе своей профессии. Их желание зарабатывать много денег, причём не обязательно агрономом, а там, где больше платят за меньший труд. Многие студенты утверждают, что после окончания среднеспециального учебного заведения пойдут учиться в ВУЗ по родственной специальности, некоторые из них и по новой, агрономом работать пока не собираются.

Есть определённый процент студентов, испытывающих серьёзные трудности в осознании себя в будущей профессиональной роли агронома. Трудности сознания чаще всего связаны не столько с ограниченными возможностями к осознанному выбору, сколько с эмоциональной перегруженностью, драматичностью содержания, которое необходимо осознать: травматогенные переживания ограничиваются и вытесняются в подсознание, ожидая развязки. Включается защитный механизм психики – рационализация. Человек пытается логически оправдать своё нерациональное поведение [1]. Многие студенты техникумов (колледжей) в школе учились слабо, средний балл их аттестата об окончании 9 классов 3,0 – 3,3. Некоторые были «трудными ученикам класса», им нет смысла оканчивать 11 классов. Среди студентов есть и такие подростки, которые «провалились» на экзаменах или не прошли по конкурсу при поступлении в другие учебные заведения и на более престижные профессии. Расстроенные неудачей они соглашаются на компромисс. Поступают учиться в сельскохозяйственный техникумы (колледжи), где нет или небольшой конкурс на агронома (0,5 – 1 человек на место). Получив диплом агронома, обязательно вернутся к своей мечте, пойдут учиться в ВУЗ на юриста, экономиста, строителя и т.п. Пока им приходится выбирать не то, что хочется, а то, что доступно. Может быть, за годы учёбы в техникуме (колледже) они изменят своё отношение к деятельности агронома и с готовностью пойдут работать в сельскохозяйственные предприятия и это благодаря высококвалифицированным педагогам-новаторам. Вероятнее они будут учиться как в тумане, не стремясь разобраться в том, что им кажется ненужным, воспринимая без интереса агрономические дисциплины.

Такой компромиссный выбор профессии осознаётся человеком как временный, вынужденный и чем сильнее переживание неудачи, тем больше отчуждение от «временной» учёбы, работы и неприязненное отношение к педагогам, требующим от него хорошую учёбу (хотя бы без двоек).

Студенты, сделавшие компромиссный выбор профессии, - это в будущем плохие работники. Такие студенты требуют к себе специального внимания и психологической помощи, так как сами, в силу эмоциональной остроты переживаний, связанных с компромиссным выбором профессии, не всегда осознают свои проблемы и их последствия [1]. Психологи и педагоги обязаны помочь считать студентам профессию агронома необходимой людям для жизнедеятельности и приносящей им моральное и материальное удовлетворение.

Главное здесь, чтобы выбранная профессия меньше была похожа на ту, от которой пришлось отказаться. У человека остаётся больше шансов адаптироваться, переориентироваться, избавиться от переживаний.

Необходимо дать студентам традиционные и в лучшем смысле слова консервативные, то есть «надёжные» проверенные жизнью представления о теории и практики психологии труда агронома, познакомить студентов хотя бы с некоторыми проблемными вопросами, связанные с поиском смысла о труде агронома и повышением чувства собственного достоинства через трудовую деятельность [2].

Адаптационно-производственный (адаптационно-технологический) уровень. Главная цель помочь человеку «вписаться» в данную производственную структуру для повышения её эффективности.

Социально-адаптационный уровень. Цель – помочь человеку построить привлекательный образ жизни с помощью удачного выбора профессии или места работы.

Студент, поступивший в среднеспециальное учебное заведение – это вовсе не сосуд, который надо заполнить знаниями. Для начала следует выявить призвание каждого конкретного студента, а затем создавать условия для его развития. А совершенствование каждого человека должно протекать непрерывно в течение всей его жизни.

Психологи и педагоги среднеспециальных учебных заведений должны студента научить самообучению, самовоспитанию и самодисциплине, пробудить интерес к профессии и мотив к избеганию неудач. Надо убедить студента, что он не ошибся в выборе профессии и помочь ему освоить основы теории и практики избранного дела и почувствовать себя уже способным к выполнению основных трудовых функций специальности [4].

Для психологической профессиональной адаптации студента к специальности агронома необходимо младшекурсников (I,II,III курсов) приглашать на конференции проводимые старшекурсниками и студентами ВУЗов идентичной профессии. Больше возить студентов на экскурсии в передовые и опытно – производственные хозяйства, опытно - селекционные станции; сельскохозяйственные выставки (полевых, овощных, плодовых и ягодных культур, новой техники и оборудования); праздники сельскохозяйственных работников, дни сёл и посёлков. Постоянно проводить деловые игры на уроках основных агрономических дисциплин, психологические тренинги. Вовлекать студентов в научную работу с участием на конкурсах по специальности, участие в региональных Всероссийских олимпиадах по агрономии.

Темы курсовой работы по профилирующей дисциплине, которая даётся на IV курсе, за полгода до сдачи госэкзаменов, стоило бы выдавать на II курсе и в её основу положить разработку технологии производства сельскохозяйственной культуры с детальной разработкой технологической карты для одного из полей реального хозяйства. Затем в течение всех остальных лет обучения корректировать её содержание с учётом изучения новых дисциплин и появления в производстве условий (новых типов сельскохозяйственных машин, сортов культур, пестицидов и т.п.). Для этого надо разработать соответствующие компьютерные программы, которые позволят выполнить необходимые расчёты, как в процессе обучения, так и при работе на производстве.

Диплом об окончании техникума (колледжа) следует вручать вместе с носителем информации помогающей работать молодому специалисту с учётом веяний новых модернизирующих приёмов и способов ведения агропроизводства.

Буланова-Топоркова М. В.Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 427 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Общество стремится использовать свои ограниченные ресурсы рационально, а значит, эффективно и целесообразно. Что это значит? Экономическая эффективность подразумевает такой способ производства, при котором выпускается максимум продукции из имеющихся ограниченных ресурсов. Целесообразность при принятии решения об использовании ограниченных ресурсов означает приоритетность, первостепенное значение выбранного решения.

Рациональный выбор также означает, что мы должны сравнивать (сопоставлять, взвешивать) предельные выгоды и предельные издержки. В экономической практике такой подход получил название «маржинального анализа» (от англ. marginal – крайний, предельный).

Маржинальная (предельная) выгода – это изменение общей выгоды в результате какого-то действия.

Маржинальные (предельные) затраты – это изменение общих затрат в результате какого-то действия.

Пока предельная выгода от какой-то деятельности превышает предельные затраты, то наше положение улучшается от продолжения этой деятельности. Когда предельные затраты превышают предельную выгоду, то мы выиграем, меньше занимаясь этой деятельностью.

Итак, общество желает получить максимум экономических благ из имеющихся ресурсов.

С чем оно столкнется? С проблемой ограниченности ресурсов, компромиссным выбором и альтернативной стоимостью, так как:
1) мы не можем иметь все, что хотим (ограниченность ресурсов);
2) мы вынуждены выбирать между альтернативами по принципу «немного одного, немного другого» (компромиссный выбор);
3) мы «жертвуем» чем-то, чтобы получить что-то взамен («цена выбора»).

Предположим, что у вас есть 8 часов свободного времени (ограниченность), которое вы можете использовать для приготовления уроков или для подготовки к спортивным соревнованиям. Если все 8 часов будут использованы вами для приготовления к урокам, то отличные и хорошие оценки на занятиях в школе вам обеспечены. Но тогда вы подойдете «сырым» к соревнованиям и, вероятнее всего, проиграете, а это очень неприятно! Но если все время вы проведете в спортивном зале, оттачивая свое спортивное мастерство, то победа в спорте приблизится, а вот про хорошие оценки придется забыть. Поэтому вы, скорее всего, пойдете на компромисс: часть времени вы посвятите спорту, а оставшаяся часть времени будет использована вами для подготовки к урокам. Покажем это на Шкале ваших возможностей, ограниченных временными рамками (8 часов).

Занятия Варианты выбора (количество часов)
А Б В Г Д
Уроки 8 6 4 2 0
Спорт 0 2 4 6 8

У вас есть два «полярных» варианта - «А» и «Д», которые вы выберете по принципу «либо уроки, либо спорт». Но вы, вероятнее всего, хотите преуспеть как в спорте, так и в учебе, поэтому выберете или вариант «Б», или «В», или «Г». Ваш выбор будет зависеть от того, что для вас является приоритетным, основным: если спорт, то вариант «Г» предпочтительнее, а если главное для вас – учеба, то вы остановитесь на варианте «Б». Предположим далее, что вам одинаково нравится, как учиться, так и заниматься физическими упражнениями, и вашим выбором является вариант «В» (по 4 часа на занятия спортом и уроками). Но перед соревнованиями вы решили уделить больше внимания подготовке к состязанию, то есть выбрали для себя вариант «Г». Чем вы «пожертвовали», принимая такое решение? Какова «цена» вашего выбора? Альтернативной стоимостью вашего решения стала меньшая (на 2 часа) подготовка к урокам, что скажется на качестве знаний, а значит, и на успеваемости. Таким образом, оценка вариантов выбора и альтернативных затрат носит субъективный характер, то есть эта оценка будет различной у разных людей и в разных обществах.

Одни связывают трудность выбора с тем, что подростки не знают, кем хотят быть, другие говорят о том, что они мало знакомы с миром профессий, а третьи утверждают, что их ребенок вообще ничего не хочет.

Еще трудность в тем, что многие родители либо самоустранились, либо проявляют авторитарность в вопросах профессионального самоопределения своего ребенка.

Давно и много работая в этой теме, могу сказать, что ситуация немного изменилась.

Они знают, чего хотят на самом деле

Подростки знают, что им нравится и они знают чего хотят, но они не знают, как им добраться до своей профессии мечты, осуществимы ли их мечты и желания. Они не знают, как донести и презентовать родителям, чье мнение для них очень важно и ценно.

Родители не всегда понимают, как помочь детям

Родители хотят помочь своим детям, но не знают, как. Они видят, что происходят изменения и все стремительно меняется, но сами не умеют жить в ситуации неопределенности, боятся допустить ошибку и сделать неверный шаг. Особенно, когда дело касается их детей.

Выбирая профессию, учитывают ее социальную значимость, престижность, оценивают свои способности и возможности. Но как правило, делают это бессистемно и при этом упускают важные факторы.

Факторы, влияющие на успешный выбор профессии

Там, где эти факторы пересекаются и находится идеальный выбор — предназначение человека.

Фактор «Умею» — зависит от способностей (это знания, навыки), личностных качеств, черт характера и состояния здоровья.

Фактор «Люблю» — зависит от интересов, склонностей, мотивов и ценностей.

Фактор «Нужно людям» — это мир профессий, перспективные и востребованные направления.

Фактор «За что платят» — это уровень заработной платы, условия работы и занятости.

Идеальная формула профессии

что любишь делать + что умеешь делать + что нужно людям + за что

    Определить, что интересно делать?

Родитель может и должен психологически поддержать своего подростка, а также стать для него наставником в вопросе профессионального самоопределения. Делать выбор вместе с подростком, а не вместо него.

В то же время родители понимают, что у них недостаточно информации и компетенций, чтобы помочь ребенку сделать выбор. Поэтому в поисках «волшебной таблетки» они отправляются на просторы интернета, где в качестве помощи предлагается масса вариантов — от астрологических карт до магических тестов. В своей практике я встречала уже совершенно отчаявшихся найти решение родителей и их уставших от различных тестов и профориентационных игр подростков. Как же избежать ошибок в таком необходимом процессе определения? Отвечу на самые актуальные вопросы родителей.

Уверена, что когда вы испытываете зубную боль, точно не пойдете за помощью к астрологу или терапевту. Чтобы выбрать профессию школьнику, тоже необходимо обратиться к специалисту с соответствующим набором знаний и практики. Среди них понимание рынка труда и отслеживание тенденций его развития на ближайшие 5−10 лет, знание профессий, необходимых навыков и компетенций для выполнения той или иной деятельности.

Существует множество тестов по профориентации. При выборе теста ориентируйтесь на его «возраст»: чем старше тест, тем больше шансов получить не очень успешный выбор профессии — из тех, которые вымрут в ближайшие годы. Уточните у консультантов, кто создал этот тест, какие специалисты были вовлечены в процесс. Если тест разработали иностранные профориентологи, поинтересуйтесь, адаптирован ли он для нашего рынка. Добейтесь конкретного ответа о том, какой результат у вас будет по итогам теста, иначе вы не застрахованы на выходе получить всего лишь короткий список профессий без особого обоснования.

Валидность тестов варьируется в интервале 50−70%, и в результате его прохождения вы получите список рекомендуемых профессий, которые соответствуют профилю тестируемого. Но вопрос выбора останется открытым без последующей интерпретации специалиста профориентатора.

Если опираться на алгоритм выбора профессии, рассмотренный выше, то нужно собрать «пазл» из своих умений и навыков, мотивационных факторов, данных тестов, проанализировать профессии, которые максимально подходят по профилю. Затем оценить эти профессии с точки зрения их актуальности в течение последующих лет, востребованности и оплате.

Часто консультанты, которые занимаются профориентацией, предлагают экскурсии в компании или встречи с представителями профессии, на мой взгляд, этот этап определения лучше пройти, когда сделан выбор одной или 2−3 профессий. Обычный ученик школы, который придет на экскурсию, например, в IT компанию, будет вдохновлен креативным пространством, бесплатными печеньками и неформальной обстановкой, но это совсем не значит, что ему подойдет эта сфера.

Для этого идеально подойдет встреча с представителем данной профессии. Контакты такого специалиста можно поискать среди знакомых или в соцсетях. Важно, чтобы этот представитель любил свою работу, был экспертом в своей области.

К такой встрече подростку нужно подготовиться: изучить всю найденную информацию про профессию, заранее написать список вопросов. Важно выяснить, почему специалист выбрал эту профессию, где он получил образование и какие дополнительные курсы нужно пройти, в каком учебном заведении сейчас лучше пройти обучение. Задать вопросы о том, что нравится в работе, а какие «рутинные» задачи не приносят вдохновения, какую литературу можно прочитать и какие навыки необходимо освоить.

Кроме этого, на пользу пойдет экскурсия на рабочее место, где можно «примерить» на себя данную профессию. Мой опыт организации таких встреч всегда показывал только позитивный результат. Менторы с удовольствием делятся информацией и зачастую даже обмениваются контактами, чтобы подросток мог задать вопросы.

Когда выбор сделан, нужно проанализировать, в каких учебных заведениях можно получить эту специальность, собрать необходимые отзывы и готовиться к поступлению.

Читайте также: