Сити менеджер что это за должность

Опубликовано: 15.05.2024

Согласно закону, который вступил в силу 01.01.2006 г., главой администрации города может быть не только избранный человек, но и «наемный». Такой менеджер работает по контракту.

Сити-менеджер - это лицо, назначенное на должность главы администрации города. Контракт подписывается на срок, установленный уставом городской администрации. Выбирается такой руководитель на основании конкурса. Договор может быть заключен не меньше чем на два года.

Требования к кандидату

Должность сити-менеджера предполагает наличие прав и обязанностей, которые связаны с принятием решений общегородского уровня. Для того чтобы будущий руководитель максимально эффективно выполнял свою работу и был полезен вверенному ему территориальному субъекту, он должен соответствовать определенным требованиям.

  • наличие права избираться и избирать;
  • возраст от 25 лет;
  • высшее профессиональное образование;
    опыт работы от трех лет на муниципальных или государственных должностях или на руководящих позициях государственной или муниципальной службы;
  • положительные рекомендации с предыдущих мест работы;
  • знание регионального и федерального законодательства;
  • наличие заключения от государственной экспертной комиссии о том, что есть возможность выполнять должностные обязанности главы администрации по вопросам осуществления государственных полномочий, которые передаются органам самоуправления законодательством.

Проведение конкурса

Назначению на должность предшествует конкурс. Сити-менеджер выбирается согласно порядку, который устанавливается местным представительным органом муниципального образования.

Обязанности

Большой объем обязанностей выполняет сити-менеджер. Глава администрации контролирует этот процесс.

сити менеджер это

Обязанности, которые должен выполнять контрактный управляющий, могут варьироваться, однако большая их часть одинакова для всех городов России.

В должностные обязанности входит:

  • публикация постановлений, адресованных администрации города, по тем вопросам местного значения;
  • выпуск постановлений, которые относятся к осуществлению некоторых государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • выпуск распоряжений, адресованных администрации города, по вопросам организации рабочего процесса самой администрации;
  • принятие мер по вопросам обеспечения и защиты интересов муниципального образования в судебных процессах, государственных органах и арбитражном суде;
  • разработка проекта бюджета, проектов программ, а также планов в вопросах социально-экономического развития;
  • управление и распоряжение сметой доходов и расходов городской администрации;
  • решение вопросов и организация налоговой политики города;
  • управление вопросами городского имущества, планом муниципального образования, городского хозяйства;
  • назначение на должности и снятие с должности тех сотрудников службы, которые ему подчиняются.

Отчетность

Сити-менеджер - это сотрудник, который несет большую ответственность не только перед вышестоящим руководством, которое заключило с ним договор, но и перед всем городом и его жителями.

должность сити менеджера

В связи с этим он обязан ежегодно предоставлять отчетность о результатах своей деятельности городской думе.

Кроме того, законодательство четко регламентирует разрешенные виды занятий для менеджера. Так, предпринимательской деятельностью и любым видом бизнеса заниматься он не вправе.

Основные направления деятельности

Новый сити-менеджер назначается на пост или контракт продляется с сотрудником, который удовлетворил всем запросам, - не столь важно. Важно то, что в любом случае деятельность специалиста будет связана с определенными моментами.

назначение сити менеджера

Основными направлениями деятельности являются:

  • соблюдение регламентов и требований администрации города;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка, правил этикета;
  • выполнение всех норм делопроизводства;
  • работа по рассмотрению жалоб, обращений, писем, ходатайств, предложений, прочих документов, которые поступают в администрацию;
  • обработка документации от объединений, граждан, организаций, предприятий или учреждений в электронном или устном и письменном видах;
  • организация необходимых мероприятий, которые сопровождают представление к награде;
  • подготовка проектов представления к награде;
  • занятие подготовкой штатного расписания, разработкой оргструктуры, контроль соблюдения разработанных схем;
  • обеспечение контроля, а также участие в составлении планов работы городской администрации;
  • занятие координацией работ по вопросам материально-технического обеспечения города;
  • организация необходимых совещаний, в том числе с участием городского главы;
  • организация деятельности различных органов, которые создаются в период избирательной кампании;
  • оказание содействия комиссиям в вопросах проведения выборов;
  • выступление председателем комиссии по жилищным вопросам, кадровому резерву, эвакуационной комиссии, поставкам товаров и выполнению работ или оказанию услуг для администрации.

Даже такие моменты, как разработка символики города, печать и подготовка сувенирной продукции, входят в сферу ответственности менеджера.

Взаимодействие

Работа сити-менеджером предполагает взаимодействие с представительным органом муниципального образования, которому он подчиняется и перед которым отчитывается.

Если в городе организована схема, в которой участвуют и мэр, и сити-менеджер, то первый в данной ситуации - глава города, политик, осуществляющий руководство городом. Мэр коммуницирует с Советом депутатов города. Его функции - представительские.

работа сити менеджером

Сити-менеджер - это исполнитель. Он отвечает за сложившуюся ситуацию в ЖКХ, энергетике, транспорте. В его задачи входит организация соответствующей работы городского хозяйства, исполнение бюджета и управление муниципальной собственностью.

В своей работе менеджер руководствует Конституцией Российской Федерации, уставами и законами, Уставом города, а также нормами морали и этики.

За разглашение государственной тайны, личной информации граждан или другой информации, которая носит конфиденциальный характер, несет ответственность в соответствии с установленной в законодательстве нормой.

Преимущества позиции

Пост сити-менеджера обладает рядом преимуществ.

конкурс сити менеджер

Наиболее значимые плюсы:

  • требования, которые предъявляются к претенденту, обеспечивают определенный уровень кандидатов;
  • контракт, который заключается с сотрудником, прописывается четко и без расплывчатых полномочий;
  • отбор кандидата на основе конкурса не требует финансовых расходов такого же размера, какие необходимы для организации выборного процесса;
  • в случае, когда сотрудник не выполняет свою работу или не будет удовлетворять требованиям, его можно уволить, а конкурс на замещение провести заново;
  • главе администрации не нужно будет выполнять церемониальные обязанности;
  • управляющий должен быть полностью аполитичен и беспристрастен в принятии решений;
  • при выявлении неэффективности работы новой системы всегда можно откатить систему управления к предыдущей версии, такое мероприятие не потребует дополнительных расходов, а управление перейдет в руки мэра.

Оплата

Сити-менеджер - это не только большая ответственность, но и достойное вознаграждение. Если сотрудник выполняет свои должностные обязанности в соответствии с ожидаемым уровнем, а результаты работы являются высокими и имеют положительную динамику, то оплата совершается по нескольким статьям, каждая из которых состоит из суммы с несколькими нулями.

пост сити менеджера

Оплата состоит из:

  • оклада;
  • надбавки, которая каждый месяц полагается работникам муниципальных служб;
  • прибавки за выслугу;
  • ежемесячной премии;
  • надбавки за работу с определенными сведениями, которые являются государственной тайной;
  • премии, полагающейся за выполнение сложных и особо важных заданий;
  • материальной помощи и разовой выплаты при уходе в отпуск.

Недостатки

Как и каждое решение, переход к новой системе управления сопровождается как хвалебными отзывами, так и критикой. Если судить объективно, то назначение сити-менеджера для города может нести в себе определенные минусы.

Отрицательными моментами могут быть:

  • управляющий не подчиняется населению;
  • сотрудник не связан с долгосрочными планами;
  • четко прослеживается зависимость менеджера от того губернатора и городского совета, который инициировал его найм;
  • часто возникают конфликты с главами администраций.

Опыт в России

Впервые в мире должность менеджера, который управляет городом по контракту, появилась в 1908 году в американском городке Стаунтоне.

новый сити менеджер

В октябре 2003 года в Российской Федерации был издан приказ, в котором разрешалась такая контрактная форма управления. К 2009 году насчитывалось более 9000 муниципальных образований, которые на практике использовали такую систему управления.

На данном этапе в России такой подход используется в таких городах: Тюмень, Курган, Пермь, Тула, Приозерск, Мурманск, Барнаул, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Норильск, Благовещенск, Оренбург, Орел, Тамбов, Тобольск, Кострома, Братск, Нефтеюганск, Ноябрьск, Улан-Удэ, Элиста, Азов, Асбест, Ефремов, Серпухов, Липецк, Подольск, Балашиха, Химки.

Сити-менеджер: кто такой и чем занимается?

В английском языке слово city означает «город», а слово manager значит «управлять». Таким образом, англоязычный термин «сити-менеджер» дословно следует понимать как «управляющий городом». Сегодня на территории России это весьма распространённая административная должность, применяемая в управленческой сфере муниципального хозяйства.


Кто это?

Специальность, называемая сити-менеджер, появилась в 2003 году благодаря принятию Федерального закона N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». А спустя 3 года его новая редакция дала возможность управлять городом не только выбранным населением кандидатам, но и наёмным служащим, принятым на конкурсной основе и выполняющим свои обязанности по срочному трудовому договору.

Рассмотрим, чем же отличается сити-менеджер от мэра города.

  • Мэром является избираемый руководитель города, осуществляющий общее управление в нём. Он является представителем политических сил, которые победили на выборах. Основная его функция заключается в работе с местным Советом депутатов и выполнении полномочий представительства этой государственной структуры.
  • Сити-менеджер является наёмным служащим, отвечающим за функционирование городской инфраструктуры. Например, за энергетическое снабжение, сферу жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, социальное обеспечение населения и так далее. Помимо этого, управляющий несёт ответственность за целевое использование муниципальной собственности и финансов.

Нередко управление городом происходит в тандеме мэра и сити-менеджера.

Когда управляющим администрации является только муниципальный служащий, работающий по найму, вся его деятельность осуществляется под контролем представительного органа, созданного для этой цели при муниципалитете.


Порядок вступления на должность

Для того чтобы занять пост главы администрации и заключить контракт с муниципалитетом, сити-менеджер проходит конкурсный отбор среди нескольких претендентов. Порядок проведения такого конкурса определяет специально организованный орган, являющийся представителем от муниципального образования.

Для участия в конкурсе к потенциальным управляющим предъявляются следующие требования:

  • наличие конституционного избирательного права, а также отсутствие объективных причин к избранию;
  • возраст кандидата не может быть моложе 35 лет;
  • наличие высшего образования;
  • опыт руководящей работы в сфере муниципалитета или в государственных структурах от 3 лет;
  • положительные характеристики и рекомендации с последних мест трудоустройства;
  • владение знаниями в области законодательства, связанного с вопросами ведения административно-хозяйственной деятельности;
  • положительное решение специальной комиссии, проводящей экспертизу кандидата на предмет возможности выполнения им работы руководителя администрации.

Трудовой договор с выбранным представителем на должность сити-менеджера заключается на период, который определяет представительный орган муниципалитета. Однако срок действия этого соглашения не должен быть меньше двух лет.

Чаще всего действие контракта с наёмным управленцем длится до момента первого дня начала работы представительного органа муниципалитета нового созыва.


Обязанности

Список служебных обязанностей сити-менеджера зависит от нужд и специфики муниципального образования, в котором ему предстоит работать. Однако среди этого перечня можно выделить и те, что присущи для наёмного управленца любого российского города:

  • решение вопросов, связанных с управлением муниципальным хозяйством и имуществом;
  • планирование и организация работы по управлению налоговой политикой муниципального образования;
  • юридическая защита интересов города в судебных процессах;
  • составление и управление сметой доходов и расходов муниципалитета;
  • выпуск необходимых распоряжений, обеспечивающих выполнение рабочих процессов администрации города в местном масштабе;
  • контроль над работой структур местного самоуправления по исполнению государственных полномочий, переданных им;
  • составление и контроль над расходованием бюджета, направленного на улучшение социальной и экономической сферы города;
  • руководство главами служб, которые находятся в прямом подчинении главы администрации, в том числе приём и увольнение их с должности;
  • выпуск муниципальных актов и внесение предложений в городскую думу по вопросам развития города;
  • контроль над деятельностью структурных подразделений муниципалитета;
  • приём граждан по личным вопросам.

Сити-менеджер несёт ответственность за свою работу не только перед муниципалитетом, но и косвенно перед всеми гражданами города. Помимо прочего, на него возложена обязанность составления ежегодных отчётов о результатах своей деятельности на посту главы администрации. Контракт с наёмным управляющим может быть расторгнут, если он не в состоянии надлежащим образом решать вопросы местного значения.

Кроме того, как и любой государственный служащий, сити-менеджер должен соблюдать запреты и ограничения, возложенные на него по статусу занимаемой должности.


Направление деятельности

Специфика должности муниципального управляющего подразумевает не только работу, связанную с управлением, но и осуществление представительских функций, выполняемых сити-менеджером от лица муниципалитета. Направление деятельности наёмного управленца в этом вопросе выглядит следующим образом:

  • безукоризненное соблюдение правил делового этикета и всех стандартов делопроизводства;
  • выполнение регламентов и требований муниципалитета;
  • рассмотрение всех обращений граждан, предприятий и учреждений, направляемых в адрес администрации города;
  • подготовка проекта представления кого-либо к награде и организация сопровождаемых это событие мероприятий;
  • координация работ, связанных с материальным и техническим обеспечением муниципального образования;
  • созыв и организация проведения совещаний глав муниципалитета;
  • содействие в организации и проведении избирательных компаний;
  • решение вопросов и возглавление комиссии по жилищным вопросам, эвакуационным мероприятиям, обеспечение кадрового резерва.

Кроме социальной направленности, в ведении сити-менеджера находятся вопросы согласования городской геральдики, сувенирной продукции, проведения общегородских мероприятий.


Плюсы и минусы должности

На новую систему управления переходит всё большее и большее количество муниципальных образований. Но, как и у каждого административного решения, в этом вопросе есть свои достоинства и недостатки.

Должность наёмного управляющего имеет определённые положительные стороны.

  • Жёсткие отборочные требования к претенденту являются гарантом его профессиональной пригодности, а пределы компетенции работника чётко сформулированы в его контракте. Такой подход сводит возникновение конфликтов из-за распределения полномочий к минимуму.
  • Проведение конкурса, в отличие от выбора мэра, не требует от бюджета значительных расходов, что даёт возможность в случае неэффективной работы менеджера уволить его и провести конкурс вновь или передать полномочия в руки мэра.
  • Если введенная схема управления городом не даст должных результатов, всегда есть возможность вернуться к прежним нормам ведения административно-хозяйственной деятельности, при этом финансовых затрат бюджет города не понесёт.

Кроме плюсов, специфика работы наёмного управленца имеет и свои минусы.

  • Работник относится к своей работе как к временному проекту и не связывает себя с долгосрочными перспективами города. Кроме того, на пост управленца может быть назначен человек, прибывший из другого города или региона, не знающий всех нюансов местной городской жизни.
  • Сити-менеджера назначали представители муниципалитета, поэтому прямого подчинения народу этот управленец не несёт. Данный момент вносит определённый раскол между единством власти и народа, подвергая сомнению со стороны жителей города все действия наёмного служащего.
  • Нередко прослеживается зависимость наёмного менеджера от главы городского совета – губернатора, который одобрил его кандидатуру в конкурсном отборе. Не всегда такая зависимость бывает на пользу общему делу и благополучию для города.

Практика назначения сити-менеджера является оптимизацией местной системы муниципального управления. В результате принятого закона наёмные управляющие разделяют с мэром фронт работ, направленный на жизнеобеспечение города. Возможно, что интересы горожан при таком распределении полномочий не пострадают, но очевидным становится то, что людей лишили права выбора. Остаётся только наблюдать за тем, как новое слово закона внедряется в нашу жизнь и надеяться, что результаты такой оптимизации никого не разочаруют.

Сити-менеджер или городской управляющий – должность, пришедшая в Россию с Запада. Впервые упоминание о городском управляющем встречается в 1908 году в Америке. В России в порядке эксперимента должность городского управляющего практикуется с 2005 года в Тюмени, с 2010 г. в Челябинске.

Официально городской управляющий стал действовать с принятием законов регионального значения. Так, сити-менеджер с 2014 года действует, например, в г. Азове, г. Ростов-на-Дону. Задача городского управляющего разгрузить работу мэра, который одновременно выполнял свои функции плюс главы администрации, а также установление должности на профессиональных началах.

Начиная с 2015 года граждане не будут участвовать в выбора мэра непосредственно, так как в большинстве регионов данную должность будет исполнять сити-менеджер.

Направление деятельности

Специфика должности муниципального управляющего подразумевает не только работу, связанную с управлением, но и осуществление представительских функций, выполняемых сити-менеджером от лица муниципалитета. Направление деятельности наёмного управленца в этом вопросе выглядит следующим образом:

  • безукоризненное соблюдение правил делового этикета и всех стандартов делопроизводства;
  • выполнение регламентов и требований муниципалитета;
  • рассмотрение всех обращений граждан, предприятий и учреждений, направляемых в адрес администрации города;
  • подготовка проекта представления кого-либо к награде и организация сопровождаемых это событие мероприятий;
  • координация работ, связанных с материальным и техническим обеспечением муниципального образования;
  • созыв и организация проведения совещаний глав муниципалитета;
  • содействие в организации и проведении избирательных компаний;
  • решение вопросов и возглавление комиссии по жилищным вопросам, эвакуационным мероприятиям, обеспечение кадрового резерва.

Кроме социальной направленности, в ведении сити-менеджера находятся вопросы согласования городской геральдики, сувенирной продукции, проведения общегородских мероприятий.

Должность сити-менеджера: особенности, обязанности

Обязанности

Список служебных обязанностей сити-менеджера зависит от нужд и специфики муниципального образования, в котором ему предстоит работать. Однако среди этого перечня можно выделить и те, что присущи для наёмного управленца любого российского города:

  • решение вопросов, связанных с управлением муниципальным хозяйством и имуществом;
  • планирование и организация работы по управлению налоговой политикой муниципального образования;
  • юридическая защита интересов города в судебных процессах;
  • составление и управление сметой доходов и расходов муниципалитета;
  • выпуск необходимых распоряжений, обеспечивающих выполнение рабочих процессов администрации города в местном масштабе;
  • контроль над работой структур местного самоуправления по исполнению государственных полномочий, переданных им;
  • составление и контроль над расходованием бюджета, направленного на улучшение социальной и экономической сферы города;
  • руководство главами служб, которые находятся в прямом подчинении главы администрации, в том числе приём и увольнение их с должности;
  • выпуск муниципальных актов и внесение предложений в городскую думу по вопросам развития города;
  • контроль над деятельностью структурных подразделений муниципалитета;
  • приём граждан по личным вопросам.

Сити-менеджер несёт ответственность за свою работу не только перед муниципалитетом, но и косвенно перед всеми гражданами города. Помимо прочего, на него возложена обязанность составления ежегодных отчётов о результатах своей деятельности на посту главы администрации. Контракт с наёмным управляющим может быть расторгнут, если он не в состоянии надлежащим образом решать вопросы местного значения.

Кроме того, как и любой государственный служащий, сити-менеджер должен соблюдать запреты и ограничения, возложенные на него по статусу занимаемой должности.

Полномочия

Сити-менеджер — глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом. При этом разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за мэром. В англоязычных странах такой способ управления называется советно-менеджерским (council-manager). Обычно сити-менеджеров сравнивают с генеральными директорами крупных корпораций.

Порядок поступления на должность сити-менеджера

Городской управляющий назначается на должность городской думой. Кандидат на должность должен иметь российское гражданство, быть не моложе 35 лет и иметь стаж на руководящих должностях в отраслях экономики или промышленности.

На городского управляющего возлагаются все те же запреты и ограничения, что и для муниципального служащего. Контракт заключается с представительным органом. Чтобы поступить на должность кандидат должен пройти условия конкурса.

В результате положительного решения с городским управляющим заключается контракт, и издается приказ о назначении. Срок полномочий сити-менеджера связывается со сроком полномочий городской думы.

Однако минимальный срок полномочий устанавливается не меньше двух лет. В своей деятельности городской управляющий руководит администрацией и полностью подконтролен представительному органу. Подконтрольность и ответственность перед населением у данного лица отсутствует.

Требования к кандидату

Должность сити-менеджера предполагает наличие прав и обязанностей, которые связаны с принятием решений общегородского уровня. Для того чтобы будущий руководитель максимально эффективно выполнял свою работу и был полезен вверенному ему территориальному субъекту, он должен соответствовать определенным требованиям.

  • наличие права избираться и избирать;
  • возраст от 25 лет;
  • высшее профессиональное образование;
    опыт работы от трех лет на муниципальных или государственных должностях или на руководящих позициях государственной или муниципальной службы;
  • положительные рекомендации с предыдущих мест работы;
  • знание регионального и федерального законодательства;
  • наличие заключения от государственной экспертной комиссии о том, что есть возможность выполнять должностные обязанности главы администрации по вопросам осуществления государственных полномочий, которые передаются органам самоуправления законодательством.

Отчетность

должность сити менеджера

В связи с этим он обязан ежегодно предоставлять отчетность о результатах своей деятельности городской думе.

Кроме того, законодательство четко регламентирует разрешенные виды занятий для менеджера. Так, предпринимательской деятельностью и любым видом бизнеса заниматься он не вправе.

Плюсы и минусы должности

На новую систему управления переходит всё большее и большее количество муниципальных образований. Но, как и у каждого административного решения, в этом вопросе есть свои достоинства и недостатки.

Должность наёмного управляющего имеет определённые положительные стороны.

  • Жёсткие отборочные требования к претенденту являются гарантом его профессиональной пригодности, а пределы компетенции работника чётко сформулированы в его контракте. Такой подход сводит возникновение конфликтов из-за распределения полномочий к минимуму.
  • Проведение конкурса, в отличие от выбора мэра, не требует от бюджета значительных расходов, что даёт возможность в случае неэффективной работы менеджера уволить его и провести конкурс вновь или передать полномочия в руки мэра.
  • Если введенная схема управления городом не даст должных результатов, всегда есть возможность вернуться к прежним нормам ведения административно-хозяйственной деятельности, при этом финансовых затрат бюджет города не понесёт.

Кроме плюсов, специфика работы наёмного управленца имеет и свои минусы.

  • Работник относится к своей работе как к временному проекту и не связывает себя с долгосрочными перспективами города. Кроме того, на пост управленца может быть назначен человек, прибывший из другого города или региона, не знающий всех нюансов местной городской жизни.
  • Сити-менеджера назначали представители муниципалитета, поэтому прямого подчинения народу этот управленец не несёт. Данный момент вносит определённый раскол между единством власти и народа, подвергая сомнению со стороны жителей города все действия наёмного служащего.
  • Нередко прослеживается зависимость наёмного менеджера от главы городского совета – губернатора, который одобрил его кандидатуру в конкурсном отборе. Не всегда такая зависимость бывает на пользу общему делу и благополучию для города.

Практика назначения сити-менеджера является оптимизацией местной системы муниципального управления. В результате принятого закона наёмные управляющие разделяют с мэром фронт работ, направленный на жизнеобеспечение города. Возможно, что интересы горожан при таком распределении полномочий не пострадают, но очевидным становится то, что людей лишили права выбора. Остаётся только наблюдать за тем, как новое слово закона внедряется в нашу жизнь и надеяться, что результаты такой оптимизации никого не разочаруют.

Должность сити-менеджера: особенности, обязанности

Оплата

пост сити менеджера

Оплата состоит из:

  • оклада;
  • надбавки, которая каждый месяц полагается работникам муниципальных служб;
  • прибавки за выслугу;
  • ежемесячной премии;
  • надбавки за работу с определенными сведениями, которые являются государственной тайной;
  • премии, полагающейся за выполнение сложных и особо важных заданий;
  • материальной помощи и разовой выплаты при уходе в отпуск.

Опыт в России

Впервые в мире должность менеджера, который управляет городом по контракту, появилась в 1908 году в американском городке Стаунтоне.

новый сити менеджер

В октябре 2003 года в Российской Федерации был издан приказ, в котором разрешалась такая контрактная форма управления. К 2009 году насчитывалось более 9000 муниципальных образований, которые на практике использовали такую систему управления.

На данном этапе в России такой подход используется в таких городах: Тюмень, Курган, Пермь, Тула, Приозерск, Мурманск, Барнаул, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Норильск, Благовещенск, Оренбург, Орел, Тамбов, Тобольск, Кострома, Братск, Нефтеюганск, Ноябрьск, Улан-Удэ, Элиста, Азов, Асбест, Ефремов, Серпухов, Липецк, Подольск, Балашиха, Химки.


История вопроса

Схема института сити-менеджеров пришла в Россию из США. Ее придумали и ввели в 1908 году в городе Стаунтон. Постепенно она распространилась по всей стране. В 2006 году в РФ вступила в силу новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Именно там появилось упоминание о должности сити-менеджера как такового. Каждый регион сам решает, какая модель управления ему предпочтительнее. Как долго сити-менеджер, принятый на должность по итогам конкурса, пробудет у власти, прописано в уставе города. Контракт с сити-менеджером заключается на срок полномочий действующего состава гордумы вплоть до первого дня работы депутатов нового созыва, но не менее, чем на два года.

Такая схема управления городом не стала новой для столицы региона. Попытки перейти к ней делались в течение 10 лет. Жители Самары могли остаться без прямых выборов в 2004 году. Городская дума попыталась принять изменения в Устав после ухода Георгия Лиманского, но не задалось. Самарская область обходила стороной такую инициативу до 2012 года. После того, как пост губернатора занял Николай Меркушкин, в муниципалитетах постепенно стала появляться должность сити-менеджера. Жигулевск, Безенчук, Отрадный – практически все города региона подключились к такому виду управления. В стороне до последнего были Тольятти и Самара. Но 11 ноября депутаты губдумы приняли поправки, по которым руководить хозяйственной частью буден кансл- (он же сити-) менеджер.

Сам глава региона считает инициативу правильной: «Если местное самоуправление спустить на самый низовой уровень, будет гораздо лучше. Нужно максимально деполитизировать процесс местного самоуправления.

Отличия мэра от сити-менеджера

Главное отличие: мэра выбирает большинство жителей города. Отбор кандидатуры сити-менеджера более запутан. Вначале объявляется открытой эта вакансия. К кандидату в сити-менеджеры будет выдвинут ряд требований. Во-первых, он должен быть не моложе 25 лет. Обязательно наличие высшего профессионального образования. Профессиональный опыт: не менее трех лет работы на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы. Необходимы положительные отзывы с предыдущих мест работы. Обязательное условие – знание федерального и регионального законодательства.

Далее кандидатуру потенциального сити-менеджера рассматривает экспертная комиссия, состоящая из представителей гордумы и кандидатов от губернатора. Она должна дать положительное заключение о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению ряда полномочий.

Отличие второе. Мэр регулярно отчитывается перед населением. Сити-менеджер делать этого не обязан. Он подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.

Отличие третье. «Выше» мэра считается только губернатор. Сити-менеджера же могут снять депутаты местной думы, но за неисполнение обязанностей.

Отличие четвертое. Мэр отвечает за все в городе. Должность сити-менеджера же напоминает глобального завхоза. Он должен бдеть за состоянием дорог, ЖКХ и подобным. Представительские функции в данном случае будет выполнять глава органа муниципального управления.

Отличие пятое. Сити-менеджер оторван от разработки долгосрочных планов. У мэра такие полномочия были. Кроме того, мэры Самары всегда участвовали в долгосрочном планировании.

Что хорошо и что плохо

В том, что сити-менеджер будет в Самаре, есть и «плюсы» и «минусы». Первый касается самой процедуры выборов. Они были довольно затратными для бюджета. Сейчас же эти деньги «освобождаются», поэтому часть суммы может быть потрачена и на общегородские нужды.

Еще «плюс»: сити-менеджером будет человек, подходящий под определенные требования. И его полномочия определены четко. То есть «разбирательства по функциям» канут в лету.

Важное положительное отступление. Если новая схема формирования и работы городской власти окажется неэффективной, возможно вернуться к прежнему порядку. Соответствующие юридические действия не потребуют финансовых затрат из городского бюджета.

Плохо то, что этот мэр не избранный. В случае с Самарской областью политики высказывают опасения, что будущий управленец должен будет пройти контроль губернатора. Этот человек может оказаться и малознакомым для жителей Самары.

Что в Самаре может измениться

Депутат губернской думы Михаил Матвеев настроен скептически по отношению к предстоящему наличию сити-менеджеров. «Время расставит все на свои места. Просто люди должны будут пожить при этой новой системе и понять, что ничего принципиально не изменится в их жизни к лучшему. Зато они увидят определённые недостатки в результате того, что власть их станет меньше слышать и слушать, просто потому что она отдалится от народа. Скажем так: тот уровень власти, который будет обладать реальными возможностями что-то сделать – не будет слышать людей, а тот уровень, который к нему приблизят, наоборот, не будет обладать никакими полномочиями, чтобы что-то сделать для людей», - отметил политик.

Депутат Вячеслав Малеев, напротив, отметил, что появится механизм объективно оценивать нового управленца. Кроме того, комиссия сможет его снять в любой момент. Это, по мнению Малеева, также положительно. Об этом политик сказал на заседании губернской думы. «Власть на местах должна быть абсолютно не политизирована. Людям не важна политика, когда в их домах нет воды, тепла, когда мусором завалены дворы, разбиты дороги. В случае, когда хозяйством города будет заниматься сити-менеджер, который избирается комиссионно, дать оценку его работы можно по результатам труда, объективным показателям. И комиссия имеет право снова собраться и определить работоспособность и перспективу нахождения этого человека в должности», - отметил Вячеслав Малеев.

Кто именно займет вакантную должность – пока открытый вопрос. Однако в кулуарах наиболее часто упоминается несколько персон.

Первый заместитель главы Самары Александр Карпушкин. С мая 2013 года он курировал вопросы жилищно-коммунального хозяйства, экономику, транспорт, потребительский рынок, строительство и имущественные тяжбы. Сфера деятельности, опять же, подходит.

Кандидатура номер два. Глава Саранска Петр Тултаев. Должность сити-менеджера ему знакома. С 2001 года Тултаев возглавлял министерство культуры Мордовии. В 2010 году к этому званию прибавилось еще и «заместитель председателя правительства республики». В 2012 году входил в состав вновь образованного Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Третья кандидатура. Председатель самарской гордумы Александр Фетисов. Этот вариант довольно сомнителен, но вполне возможен. С 2004 по 2007 год - председатель Совета директоров ЗАО «Самарская шоколадная компания», член регионального политического совета, секретарь местного политического совета Железнодорожного района «Единой России». С 2007 по 2010 год - заместитель секретаря совета самарского регионального отделения этой же партии.

Четвертая кандидатура: министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области, уроженец Мордовии Иван Пивкин. Начал трудовую деятельность в Госкомитете Мордовской ССР по экономике. Затем трудился в Дирекции по реализации Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия. Возглавлял ООО «Саранскдорстрой». С 2008 года работал начальником государственного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия». В 63-м регионе руководит с 19 июня.

Пятая кандидатура: первый зам.главы г.о. Самара Виктор Кудряшов. По словам блогера А.Соколова "За Виктором Кудряшовым - городские финансы, социальный блок и благоустройство, то, что за последние годы было особенно актуально для города и где очевидны перемены к лучшему. Кудряшов включен в кадровый резерв Президента, сильный лоббист по привлечению внешних ресурсов для развития города, имеет тесные контакты с общественными организациями"

Цели для Самары

Недосягаемый?

Жители Самары смогут влиять на сити-менеджера через депутатов и губернатора. Как пояснили Самара24 источники, знакомые с ситуацией, пока это единственные механизмы воздействия. Чтобы передать сити-менеджеру свои пожелания или просьбы – можно будет воспользоваться почтовым отправлением или формой обратной связи. Жители областной столицы не смогут снять городского управляющего без «визы» депутатов. всю полноту ответственности за ситуацией в городе в данной системе берут на себя депутаты городской думы, потому что именно они нанимают по контракту сити-менеджера. Как роль во всей этой конструкции будет отведена жителям, насколько в этой системе будет учтено мнение населения при принятии тех или иных решений в сфере управления городским хозяйством, остается только догадываться. Время покажет, насколько эта новая система управления городом себя оправдает.

Библиографическая ссылка на статью:
Ласько А.И. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер? // Политика, государство и право. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/07/1751 (дата обращения: 12.04.2021).

Мэр (фр. Maire — старшина) — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города, в некоторых странах — и небольшого региона.

Главная задача главы местного самоуправления, является эффективное управлением городом. Помимо этого на мэра или главу местного самоуправления возлагаются и другие функции. Должность мэра города является выборной.

Так же существует и такое понятие как сити-менеджер. Городской управляющий, сити-менеджер (англ. City manager — городской управляющий) — должность в сфере муниципального управления. В связи с этим идет постоянная полемика. Кто должен управлять городом: мэр или сити-менеджер?

Мэр города выбирается общим голосование. Жители города сами решают, кто будет управлять городом. Процедура выборов отражает тенденции развития демократических принципов развития общества в Российской Федерации. Выборы главы администрации или мэра обеспечивают открытость и гласность выборного процесса. Данная процедура позволяет избежать различных негативных ситуаций. Лоббирование интересов, продвижение нужных людей и т.д. Но в то же время у выборной процедуры существуют негативные стороны. Мэр города помимо различных церемониальных обязанностей. Должен выполнять грамотное и эффективное управление городом.

Мэр города это, прежде всего эффективный управленец. Его можно сравнить с top-менеджером крупных компаний. Задача мэра так же усложняется. В связи с тем, что он является так же представителем исполнительной власти на местах. В связи с этим обязанности мэра возрастают многократно. Отсюда следует простой закон. При повышении количества обязанностей мэра города снижается его эффективность управления. Не всегда в результате выборов мэром становится человек, который может грамотно и эффективно управлять городом. Это связано со многими факторами.

Первое. Выборы осуществляют простые люди. Многие, из которых даже в общих чертах не знаю. Как управлять городом. Какие обязанности у мэра города. В связи с этим на посту города может оказаться хороший человек с точки зрения различных факторов, кроме умения управлять городом. Второе. Не кому не секрет, что политические технологии постоянно развиваются. И использование в предвыборном штабе пиарщиков, политтехнологов и имиджмейкеров ни для кого не секрет. Люди данных профессий создают тот тип человека, который хочет видеть обыватель. То есть избиратель. Как показала практика, в большинстве случаев избиратели обращают внимание на человеческие качества. На свое отношение к человеку. Хороший или плохой. Нравится или не нравится. И только потом интересуются его

профессиональными умениями и качествами. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве своем. Избиратели голосуют сердцем, а не головой. Чем и пользуются политтехнологи.

Идея с сити-менеджерами имеет как своих сторонников, так и своих противников. Прежде всего, сити-менеджер это эффективный управленец. В настоящие время все эффективные управленцы – это в большинстве своем молодые люди. Которые получили соответствующие образование, не только в высших учебных заведениях. Но и на различных форумах и тренингах. Это зачастую приводит к тому, что возникает конфликт между мэром и сити- менеджером. В большинстве своем мэр – это мужчина в возрасте 50 лет или больше. Который пытается вести управление городок как при командно- административной системе. Что было характерно в СССР. При всех его заслугах, сказывается отсутствие современных знания в управлении. Так же немало важным остается назначение сити-менеджера. Кто его должен назначать? Исполнительная власть или законодательная?

В своей работе я хочу предложить новый подход управлению города с использованием сити-менеджера.

Безусловно, мэр должен выбираться из числа жителей города Волгодонска. Выборная система позволяет удовлетворить желание избирателей. Соответственно если на посту градоначальника стоит человек, которому симпатизирует. Это гарантирует лояльность населения к власти и городу в целом. Мэр – это своеобразный символ города. Который отражает желание избирателей. Соответственно на мэра города возлагается некий символизм. Но символизм и управление городом две большие вещи. И тут на помощь не только мэру. А в большинстве своем именно на помощь городу приходит сити-менеджер.

Сити-менеджера рекомендовать должен мэр. Ведь в дальнейшем ведь мэру города придется работать с сити-менеджером. В этой ситуации мэр города должен рекомендовать на должность сити-менеджера. В уставе муниципального образования для предотвращения возможного конфликта. Между действующим мэром и сити-менеджером. Необходимо прописать разграничение в полномочиях. Между мэром и сити-менеджером. В уставе должно быть прописано перечень обязанностей, которые исполняет мэр города и чем занимается сити-менеджер. В зависимости от размеров населенного пункта и возложенных на сити-менеджера. Может быть сформирован отдел эффективного управления. Который подчиняется сити- менеджеру.

Так же не обходимо, законодательно прописать деятельность сити- менеджера, его полномочия и ответственность. За его деятельность. Для развития института сити-менеджеров необходимо разработать федеральный закон о сити-менеджерах.

Мэр города должен согласовать назначение на должность сити-менеджера с городской думой. Или другим органом, который представляет законодательную власть. Это необходим, прежде всего, как один из пунктов борьбы с коррупцией. Законодательная власть представлена депутатами. Которых делегировали избиратели для отстаивания своих интересов. Согласование кандидатуры на должность сити-менеджера должен быть обязателен.

Контроль деятельности сити-менеджера.

Важным вопросом является контроль деятельности сити-менеджера. Если, к примеру, мэр и депутаты несут ответственность перед избирателем. То деятельность сити-менеджера в настоящие время не контролируется так таковая. Ответственность только перед работодателем. В случаи, когда кандидатура утверждается представителями законодательной власти.

Ответственность сити-менеджер будет нести перед исполнительной властью (депутатами). А те свою очередь перед избирателями. Благодаря этой схеме. Сити-менеджер отвечает за свою деятельность перед избирателями. Через их делегатов в законодательной власти.

Так же необходим общественный совет при администрации муниципального образования. Данный общественный совет будет направлен контролировать деятельность сити-менеджера. Сити-менеджер будет ежеквартально отчитываться перед данным общественным советом. Общественный совет, так же может предложить сити-менеджеру на какие проблемы в городе стоит обратить внимание в первую очередь. Сити-менеджер перед утверждение программы по управлению городом. Выступает перед членами общественного совета и представителями законодательной власти. После этого общественный совет и представители законодательной власти дополняют или вносят изменения в данную программу. После этого она проходит утверждение мэром города.

Предложенная схема позволит избежать сговора и целью получения прибыли. Исполнительная власть предлагает кандидатуру. Законодательная власть одобряет. Общественность в лице общественного совета ведет контроль.

Такая схема позволит сохранить демократические выборы наряду с повышение эффективности управления городом. При данной схеме придется вводить дополнительную единицу в аппарат администрации муниципального образования. Должность сити-менеджера наряду с должностью мэра. Что приведет к увеличению расходов местного бюджета. Но если сопоставить расходы, связанные на содержание сити-менеджера. И положительный результат от эффективного управления. Что в свою очередь позволит более эффективно использовать бюджетные деньги. То расходы связанные с содержание сити-менеджера несомненно окупятся.

Читайте также: