Сколько профессий в мире

Опубликовано: 02.10.2024

В марте прошлого года, когда подавляющее большинство россиян оказались в изоляции и у них появилось свободное время, многие решили потратить его с пользой: получить новую профессию или дополнительные знания. Спрос на онлайн-образование возрос в пять-семь раз, а прокачивать скиллы стало модным трендом. О том, какие профессии будут популярными и высокооплачиваемыми через пять лет, сколько специальностей нужно получить выпускникам, чтобы быть востребованными на рынке, и почему офлайн-обучение полностью не заменит онлайн, в интервью «Известиям» рассказал директор образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек.

— Какие изменения произошли на рынке онлайн-образования за последний год? Как отразилась на состоянии рынка пандемия коронавирусной инфекции?

— В пандемийный год рынок начал расти, сложился общий тренд на увеличение компаний в сфере онлайн-образования. Большинство укрепилось, а небольшие расширились, кроме того, появилось много новых операторов. И все-таки отмечу, что рынок, появившийся в России десять лет назад, пока находится в самом зачаточном состоянии. Реальный рост его мы увидим через пять лет, а фундаментальным объемом он наполнится только лет через десять. В начале пандемии, когда появилось свободное время, многие захотели учиться, и с этим связан повышенный спрос на онлайн-образование.

123


— Насколько интерес к онлайн-образованию вырос за год пандемии?

— В разы, ориентировочно в пять-семь раз. Люди, которые были раньше активными в сфере онлайн-обучения, стали еще активнее. К ним присоединились те, кто не знал о такой возможности и заинтересовался впервые. Новичков, конечно, большинство. Однако им требуется довольно длинный период, чтобы решиться на обучение. Ведь в головах всё еще традиционное представление об образовании: чтобы состояться в профессии, необходимо якобы получить высшее образование, причем в престижном вузе.

— На какие месяцы пришелся пик интереса к онлайн-образованию?

— В прошлом году — на март-апрель, когда все сидели по домам, а затем на август, сентябрь, октябрь. Вообще, во второй половине августа и в первые осенние месяцы на рынке образования всегда повышенные продажи, и в этом есть логика. Но мы всё же делаем ставку на постепенный рост, потому что резкий всплеск может носить разовый характер.


— Раньше на освоение профессии в вузах уходило пять лет. Сколько сейчас требуется времени на получение специальности?

— По нашим программам конкретной профессии можно целенаправленно обучиться, исключая всё ненужное, за полтора-два года. Около 80% информации, которую дают в вузах, вторично или даже третично, то есть не несет прямого смысла. Когда я учился на программиста в университете, то некоторые языки программирования нам преподаватель читал из книжки 1950–1960-х годов прошлого века. Это была устаревшая информация, от которой не было никакой пользы. Мы же обучаем конкретной профессии. Если человек действительно учится, то вероятность того, что он получит результат, — 100%.

— Приведите удачные примеры того, как россияне кардинально меняли свою профессию и добились успеха.

— В онлайн-школы приходит только молодежь? Набирает ли обороты этот вид обучения у людей среднего возраста и пожилых?

— У нас учатся очень разные люди по роду занятий и возрасту. Это те, кто работает в офисе и удаленно и те, кто находится на госслужбе. Пенсионеры, военные, ученые, аспиранты, школьники, инвалиды, самозанятые. Большинства в какой-либо возрастной категории нет. Обучаются и те, кому 18–20 лет, и те, кому 35–40, приходят люди старше 65. Эта возрастная категория нацелена на то, чтобы увеличить свои знания по некоторым профессиям или что-то освоить для себя дополнительно для хобби.


Если через 20 лет придем к обучению в цифре, то понятно, что людей за 60 лет получать онлайн-образование будет гораздо больше. Сейчас маркетологов в 50 лет вы на рынке не увидите, но еще десять лет назад тяжело было увидеть маркетолога в 40 лет. Рынок профессий находится в движении.

— Какие профессии сейчас наиболее востребованы?

— С точки зрения количества вакансий самые востребованные профессии на рынке — курьер и продавец-кассир. Если человек захочет стать курьером, то работу точно найдет. Сюда легкая точка входа, но возможности, касающиеся развития себя как личности, дохода и обеспечения семьи, повышения профессиональных навыков, а также карьерные перспективы ограничены. Однако есть профессии, которые явно востребованы, но охватывают узкий круг людей, так как им достаточно сложно обучиться. Я имею в виду специализированные языки программирования, а также специализированный дизайн, системный анализ, веб-программирование.

Кстати, в России масштабно востребованы разработчики программы 1С. Дело в том, что в других странах такой программы нет, так как у них свои истории учета бухгалтерии. Центральная линейка для нас — обучение программированию и всему, что вокруг этой специальности: аналитике, тестированию, проектному управлению. На мой взгляд, плюс программиста в том, что в целом заработная плата от региона к региону находится примерно на одном уровне.

— А какие сейчас зарплаты у программистов?

— В России они стартуют с 50 тыс. рублей. Конечно, в столице с такой зарплатой профессионала работодатели вряд ли найдут, если только самоучку. Самый большой сегмент квалифицированных программистов получает в диапазоне 200–400 тыс. рублей. Часть специалистов оценивается в 500–600 тыс. Ну и некоторые зарабатывают больше миллиона. Если сравнить с остальным миром, то отличия в зарплатах незначительные.


— Сохранится ли высокий уровень популярности профессии программиста через пять лет?

— Да, конечно. Более того, она будет еще популярней. В I квартале этого года мы зафиксировали небывалый спрос на эту профессию. Востребованность сохранится независимо от экономических кризисов, мировых проблем, так как весь бизнес ощущает потребность в цифровизации. Она охватывает даже тех, кому на первый взгляд не нужна. Например, продавцам цветов всё равно со временем нужен будет сайт или интернет-магазин. Программисты нужны предпринимателям, а, напомню, в России более 3 млн компаний. Им сейчас требуется комплекс программ, в том числе бухгалтерская 1С, которая раньше была единственной. За последний год получила развитие торговля e-commerce. Интернет-магазины были у многих, но за год число людей, заказывающих товары онлайн, многократно возросло.

— Какие вы дадите рекомендации по выбору специальности подросткам от 14 лет и выпускникам школ?

— Тем, кто заканчивает восьмой-девятый классы, я бы посоветовал серьезно окунуться в профессии. Попробовать себя в программировании, в аналитике или в дизайне, связанном с визуализацией ландшафта или объектами строительства, а может быть, пойти учиться фотографировать. У ребят этого возраста есть время на знакомство с профессией, их пока не подгоняет общество, но на этом этапе они профессионалами еще не станут.

Одиннадцатиклассникам нужно делать уже осознанный выбор. Им бы я рекомендовал обучиться нескольким профессиям в течение года или двух, а дальше можно специализироваться и развиваться: стать программистом, тестировщиком, аналитиком, пойти в проектное управление или обучиться системному анализу, маркетингу.

На нашей платформе на сегодняшний день около 70 длительных и хороших программ обучения. Они включают в себя уроки в формате лекций, где преподаватели читают их в режиме реального времени большой аудитории, а есть семинары для 20–40 человек. В таком формате у нас проходит более 70% уроков, в месяц даем 5 тыс. занятий. Есть курсы и в записи, с интерактивными материалами, тренажерами. То есть наша программа обучения — это комплексная история вовлечения человека в разные форматы. А сейчас еще вводим и офлайн-формат.


— В будущем онлайн-обучение заменит офлайн? Как вы считаете, стоит ли этот переход поддерживать?

— Если честно, то в парадигме получения информации онлайн уже вытеснил офлайн, но программы обучения в офлайне останутся. Я предполагаю, что в будущем сохранится сочетание онлайна и офлайна.

Для детей, на мой взгляд, важно получить образование в офлайн-формате, иначе они останутся дома. В целом зона виртуального обучения еще не отработана. Когда люди принимают решение выбрать онлайн- или офлайн-обучение, то делают это абсолютно абстрактно. Я убежден, что 99% населения не видит разницы.

— С какой периодичностью в последние годы люди меняют работу?

— Количество профессий увеличивается, расширяется их спектр, поэтому в России есть тренд времени — это более частая смена работы. В будущем люди, конечно, будут перемещаться больше, но и сталкиваться с проблемами. Если раньше переход внутри какой-то профессии не был болезненным, то сейчас переместившийся человек попадает в совершенно новую среду и перестает осознавать себя профессионалом. Я об этом слышу даже от больших специалистов. Когда они переходят из одной отрасли в другую, например из финтеха в продуктовые разработки, то проигрывают как профессионалы, так как становятся менее эффективными.

У продавца в «Ашане» и у менеджера по продажам в дорогом салоне красоты общий корень только один — продавать, но всё остальное разное. Подобных кардинальных делений внутри одной профессии будет невероятное количество, и в этом каталоге профессий нам жить, переписывать его, смотреть, изучать. Это новая эра развития человечества, в которой мы будем жить здесь и сейчас, и главное — любить то, что ты делаешь.

Уважаемые аспиранты и соискатели!
С 1 ноября 2014 года начинаются занятия для аспирантов и соискателей по иностранным языкам. Всем, кто планирует посещение занятий в текущем учебном году, необходимо в срок до 25 ноября 2014г. подать заявление в отдел аспирантуры каб.213, корпус 1.

Тренинг самопознания

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы приглашает принять участие в программе психологических занятий для студентов «Тренинг самопознания».

Тренинг предназначен для тех, кто хочет понять себя, найти потенциал и способы изменения своей жизни.

• практические навыки самопознания

• узнаете свой внутренний потенциал

• обретете уверенность в себе

• определите дальнейшие направления своего личностного роста и развития

Запись до 10 октября. Предварительная запись обязательна.

Контакты:0 (777) 85-626, Ирина, 0 (533) 79-567.

Подготовительные курсы

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко объявляет набор слушателей на курсы по подготовке к ЕГЭ и вступительным испытаниям 2015 года.

Срок обучения – 6 месяцев.

Занятия по каждому предмету проводят преподаватели университета 1 раз в неделю с 17 часов (2 пары).

Ориентировочная стоимость обучения по одному предмету за весь курс (96 часов) – 530 руб. Возможна оплата в 3 этапа наличными или по перечислению.

Приём заявлений – с 6 октября 2014 г. с 9.00 до 17.00 – каб. №309, корп. 2.

Начало занятий – 27 октября 2014 г.

Телефон: (533) 79-528

Уважаемые студенты договорной формы обучения

внести плату за обучение в ПГУ им.Т.Г. Шевченко можно во всех обменно-валютных пунктах ЗАО АКБ «Ипотечный»,

расположенных в городах Тирасполь, Бендеры, Днестровск, Дубоссары, Рыбница, и в банкоматах «Моя карта».

Возврат денежных средств

Вниманию физических лиц, получивших академическую справкуили аналитическую программу в Приднестровском государственном университете в период с 1 января 2009г. по 30 ноября 2012 г.!

Согласно предписанию государственной службы цен и антимонопольной политики ПМР №06-28/01 от 25 января 2013 г. вы можете прибыть в университет и получить в бухгалтерии сумму, внесенную при оформлении академической справки или аналитической программы в вышеуказанный период.

При себе иметь паспорт.

Обращаться необходимо в кабинет №126 корпуса 1. Для получения средств необходимо будет написать заявление о возврате средств. Телефон для справок 0(533) 7-94-08.

Об организации ведомственного автобусного рейса по маршруту ПГУ (головной вуз) – БПФ

В целях оказания поддержки студентам и преподавателям, проживающим в г. Тирасполе и обучающимся (работающим) в БПФ ПГУ, до принятия решения по организации транспорта Администрацией Президента ПМР

1. Проректору по хозяйственной деятельности и социальным вопросам В.Н. Казаку организовать ежедневный автобусный маршрут в рабочие дни от центрального гаража ПГУ до БПФ ПГУ на период с 3 сентября по 1 октября 2013 года.

2. На период действия настоящего приказа установить водителю автобуса. Выполняющего данный рейс, следующий график рабочего дня: начало работы 7 часов 30 минут, окончание работы – 16 часов 30 минут.

3. Назначить выезд автобуса из центрального гаража ПГУ в 7 часов 40 минут.

4. Автобус в течение рабочего дня находится на территории БПФ ПГУ.

5. Обратный рейс из БПФ ПГУ в центральный гараж ПГУ назначить в 15 часов 15 минут.

6. Разрешить совершать посадку и высадку пассажиров по мере прохождения маршрута.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректора по хозяйственной деятельности и социальным вопросам.

профессор С.И. Берил

966-OD

ПГУ им. Т.Г. Шевченко проводит набор слушателей, студентов с 3-го курса и лиц, уже имеющих высшее образование, на 2014-2015 учебный год для получения дополнительных к высшему профессиональному образованию квалификаций:

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Реализация образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;
• Проектирование, разработка и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинаров);
• Использование современных технологий образования.

Срок обучения 2,5 года. Обучение проводится по очно-заочной форме на бюджетной и договорной основе.
Ориентировочная стоимость 1 641 руб. ПМР в год

2. «ПАТЕНТОВЕД» (специалист в области интеллектуальной собственности)

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Патентно-информационное обеспечение исследований и разработок;
• Проведение патентных исследований;
• Оформление заявок на выдачу охранного документа на изобретения и т.п.;
• Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;
• Осуществление лицензионных операций;
• Защита государственных интересов (таможенная служба, арбитражный суд и т.п.);
• Обеспечение условий коммерческой реализации продукции;
• Рекламирование ОИС (объектов интеллектуальной собственности);
• Ведение переговоров с отечественными и зарубежными фирмами по вопросу передачи прав на ОИС (объектов интеллектуальной собственности).

Срок обучения 2, 5 года Ориентировочная стоимость 1 318 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели без ограничения специальностей и направлений.

3. «ПЕРЕВОДЧИК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИИ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Владение нормами родного и иностранного языков;
• Умение правильно оформлять текст перевода в соответствии с языковыми нормами;
• Выбор стратегии перевода с учетом его цели и типа оригинала;
• Осуществление письменного перевода текстов, относящихся к сфере основной профессиональной деятельности;
• Чтение спецлитературы;
• Ведение деловой и научной корреспонденции;
• Общение в деловых и профессиональных ситуациях;
• Понимание устных сообщений в СМИ;
Профессиональное пользование источниками дополнительной информации.

Срок обучения 2, 5 года Ориентировочная стоимость 2 131 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели, получающие (получившие) высшее образование по следующим направлениям: физико-экономические науки
естественные науки
гуманитарные науки
образование и педагогика

3. «МЕНЕДЖЕР НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Применение методов и систем управления инновационными процессами;
• Управление персоналом;
• Управление финансами организации;
• Создание информационных технологий и систем в управлении и экономике;
• Внедрение на предприятиях научных результатов в области принятия финансовых решений, финансово-экономического планирования и соответствующих компьютерных систем и информационных технологий;
• Работа с литературой по специальности и свободное общение в деловых кругах.

Срок обучения 1, 5 года Ориентировочная стоимость 2 326 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели, получающие (получившие) высшее образование по следующим направлениям: физико-экономические науки;
естественные науки;
экономика и управление.

5. «РАБОТНИК В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

по следующим направлениям:
• организация деятельности молодежных общественных объединений;
• методика организации работы по профилактике наркотической и иных девиантных зависимостей;
• организация воспитательной работы в детских общественных объединениях.

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Выступление перед аудиторией;
• Выступление в СМИ (средствах массовых информаций);
• Ведение переговоров;
• Ведение групповых дискуссий;
• Организация встреч, конференций, переговоров и т.п.;
• Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе;
• Разработка программ и проектов развития организаций, занимающихся молодежной политикой;
• Составление учебно-методических, нормативно-правовых и др. документов, регламентирующих деятельность вышеназванных организаций;
• Прогноз и оценка последствий выдвигаемых планов и решений;
• Организация современного ведения делопроизводства.

Срок обучения 2 года Ориентировочная стоимость 2 258 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели без ограничения специальностей и направлений

По окончании выдается ДИПЛОМ о дополнительном (к высшему) образовании.

Документы принимаются в отделе организации и методического обеспечения учебного процесса по дополнительным образовательным программам в течение учебного года.

общ. 1, каб 10, тел. 7-94-26

«Электронный документооборот в среде Lotus Notes»

Отдел Организации послевузовского образования информирует, что в связи с производственной необходимостью занятия на курсах повышения квалификации для методистов по 2 модулю: «Электронный документооборот Lotus Notes переносятся на сентябрь 2014 г.

Уважаемые аспиранты!

20 ноября 2014 года в 15 часов 30 мин. состоится собрание для аспирантов первого (2014 г.) года зачисления. Аудитория 201, корпус 1.

Вниманию лиц, желающих восстановиться на обучение

Для восстановления в ПГУ заявитель, до этого не обучавшийся в ПГУ должен подать декану (директору) факультета (института, филиала) заявление на имя ректора о восстановлении с указанием направления (специальностей), формы обучения. Подробнее.

Отдел ПС и ПР

В нашем университете работают психологи, которые могут оказать психологическую поддержку, провести индивидуальную психодиагностику, консультации по личностным трудностям; различные тематические занятия с элементами тренинга.

Более подробную информацию вы узнаете, перейдя на страничку Отдела ПС и ПР

Психолог-профконсультант

Вы хотите лучше узнать себя, разобраться в мире профессий и сделать правильный профессиональный выбор? Всех желающих получить профориентационную консультацию ждет психолог-профконсультант Пушкина Анна Сергеевна. Вы можете позвонить до 15 июля по телефону Приемной комиссии 0 (533) 79-505.

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

  • расширить знания учащихся о понятии профессия, актуализировать процесс профессионального самоопределения;
  • повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

1. Вступление

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий. В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий.

Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. И конечно совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив, творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Изменяются так, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Вот здесь каждый должен быть сам разведчиком.

2. Открываем рубрику «Ликбез» (работа в группах)

Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий. (Приложение 1)
Ведущий: Говорят, что в мире существует около 50 тыс. Профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. П. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах..

Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

3. Профориентационная игра “Самая – самая”

  • самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  • самая волосатая (парикмахер)
  • самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
  • самая смешная (клоун)
  • самая общительная (учитель, журналист)
  • самая серьёзная (атомщик)
  • самая умная (учёный, профессор)
  • самая белая (врач)
  • самая зубастая (стоматолог)

4. Профориентационная игра «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург–повар – мясник – слесарь (тоже– рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование, и выбор будет по-настоящему осознанный.

5. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

  1. Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).
  2. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).
  4. Профессия предназначена человеку от рождения (да /нет).
  5. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).
  6. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).
  7. Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да /нет).
  8. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).
  9. Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились

0-2 – вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в том, выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда и можете обратиться за помощью – в специальные службы (по ориентации и службы занятости), к школьному психологу?
6 и более – вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

6. Слово психолога

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?

  • устаревшие – колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;
  • массовые или сквозные – слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;
  • редкие – океанолог, востоковед;
  • свободные – артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;
  • доходные (с высокой зарплатой) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;
  • востребованные (в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;
  • новые – аудитор, радиолог, геронтолог.

Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.

Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.

Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.

Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

7. Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”

Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.

Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком «+» первые и знаком «–» вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.

Заключительное слово

  • поставить перед собой цель и стремиться её достичь;
  • необходимо получить хорошие знания;
  • поступить и успешно окончить техникум, институт;
  • предварительно попробовать себя в избранной профессии;
  • нужно любить эту профессию.

И в заключение – русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Почти половина населения России занята в 28 профессиях. В силу своей распространенности они называются массовыми, а их изучение может многое рассказать об особенностях национальной рабочей силы. В аналитическом докладе «Профессии на российском рынке труда» эксперты Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ рассказали, кем предпочитают работать россияне, у каких специальностей нет будущего, а какие, наоборот, ждет рост.

Страна водителей и продавцов

В экономике РФ задействовано свыше 72 млн человек. Имеющихся профессий – около 450*. Массовых (не менее 1% от общего количества занятых) – 28, но именно в них сосредоточено около 50% или более 36 млн работающих граждан.

Это очень высокий показатель. Выше, чем, например, в США (30,5%) или Великобритании (23,8%).

В докладе на основе данных Росстата ученые проследили, как изменились массовые профессии за 15 лет (2000–2015 гг.).

Выяснилось, что около 14% от числа занятых приходится всего на две профессии, для овладения которыми достаточно курсов на базе среднего образования – это водители и продавцы.

Водители неизменно лидируют на протяжении 15 лет. Ими работают свыше 5 млн россиян (7% занятых).

Продавцов немногим меньше – 6,8%. С 2000 года их число значительно выросло, поскольку рос сам торговый сегмент. Однако внутри него, как сказано в докладе, движение неравномерное – «из более примитивных в современные формы»: количество торгующих на рынках и в палатках сократилось, а продавцов в магазинах – наоборот.

Третье место – 2 млн (2,8%) – за учителями средних школ. Традиционно почетная и важная профессия врача на 18-м месте (около 940 тыс. или 1,3%). За 15 лет она прибавила только 0,1%. В то время как, к примеру, охранников стало больше в два раза (1,8% или 1,26 млн человек).

Одна из самых многочисленных групп – неквалифицированные рабочие. Объединив в нее несколько видов занятости (грузчики, подсобные рабочие, уборщики, сторожа, вахтеры, лифтеры, гардеробщики, упаковщики) исследователи получили «армию» почти в 5 млн (6,8% от общего числа работающих).

Свыше 2,6 млн (3,6%) человек специализируются на финансах (бухгалтеры, экономисты, специалисты по финансам и кредиту), более 970 тысяч трудятся юристами.

В списке самых распространенных профессий также: медперсонал, повара, работники детских садов, архитекторы, инженеры, госслужащие, сварщики, сборщики и ремонтники промышленного оборудования, плотники, столяры, электромонтажники, машинисты, руководители производственно-эксплуатационных подразделений и др.

Проанализировав список, авторы доклада подытожили: структура массовых профессий в России смещена в сторону отраслей торговли, транспорта и бюджетной сферы. Причем бюджетная доминирует: за ее пределами массовых профессий практически нет.


Возраст профессии

Около 720 тысяч россиян в 2015 году представляли IT-отрасль: высококвалифицированные программисты, разработчики и аналитики компьютерных систем и проч. К массовым профессиям они не относятся, однако вместе с преподавателями информатики, руководителями и специалистами средней квалификации количество занятых в этой сфере может приближаться к миллиону.

Широкое распространение компьютеров – феномен сравнительно недавний, поэтому связанные с ними профессии – молодежные: почти 80% работников этой отрасли в возрасте до 40 лет, доля тех, кому меньше 30-ти – 43%.

Среди массовых профессий к молодежным можно отнести экономистов и юристов высшей квалификации (62% моложе 40 лет). А вот учителя и врачи тяготеют к старшему возрасту. Часть молодых специалистов примерно в 30 лет уходит из профессии, в итоге около 60% учителей и 65% врачей старше 40 лет. «С учетом доминирования в этом виде деятельности женщин (у которых пенсионный возраст начинается с 55 лет) наблюдаем быстро стареющую профессиональную группу. Если данные профессии не получат значительный приток молодежи в ближайшие годы, то их численность через 10–15 лет резко сократится», – говорится в докладе.

Гендерный нюанс

Женщины преобладают не только в педагогике. Их доля превышает 70% в отраслях здравоохранения (в основном средний персонал), торговли (продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды), сфере обслуживания, подготовки информации, оформления документации и учета.

Мужчины – преимущественно специалисты средней квалификации инженерных направлений, промышленные рабочие и водители. На 75% мужской труд связан с физической деятельностью, горными, строительным работами, металлообработкой, машиностроением, рабочими профессиями в отраслях транспорта и связи.

Однако глобально делить профессии по признаку пола не стоит: «В большинстве из них мужчины и женщины представлены если не в равной степени, то без значительных гендерных перекосов».

Англо-американский контекст

Чтобы понять, чем структура массовых профессий в РФ отличается от стран с высоким уровнем развития экономики и современных технологий, ученые сравнили Россию с США и Великобританией.

Во всех трех странах в числе массовых профессий учителя и медицинский персонал. По доле учителей Россия лидирует, по доле медперсонала – отстает. При этом является единственной страной, где к разряду массовых относится профессия врача.

Как и в России, в США среди самых распространенных – профессии, не требующие высокого уровня квалификации: продавцы, водители и грузчики. В Великобритании продавцы в списке вообще не значатся, зато в нем больше специальностей высококвалифицированных и не требующих длительной подготовки (полуквалифицированных).




Живые и не очень

В ближайшем будущем рынок рабочей силы по обе стороны Атлантики будет регулироваться исходя из национальных особенностей, но под влиянием нескольких общих тенденций:

Старение населения и приоритет здоровью нации

Увеличение спроса на медуслуги и усложнение медицинской техники потребуют дополнительные кадры для здравоохранения – докторов, медперсонала, технических специалистов. В США их количество к 2024 году подрастет почти на 25%. Причем технарей будет почти в два раза больше, чем врачей. По прогнозам, в Соединенных Штатах максимальный рост спроса (на 27–43%) коснется 20 профессий, из них 13 связаны с медициной.

Научно-технический прогресс

Заказ на математиков, специалистов по вычислительной технике, представителей биологических наук, профессионалов, обслуживающих новейшие приборы. Например, в США развитие возобновляемых источников энергии вывело на первое место среди быстро растущих профессий (108% к 2024 году) техников по обслуживанию ветряных турбин.

Автоматизация производства, замещением труда новыми технологиями, в том числе доступными для домашнего пользования

Электронные коммуникации сократят специалистов почтовой службы. Компьютерные программы для обработки цифровых фотографий уведут с рынка операторов фотопечати. Распространение компьютерных технологий снизит потребность в офисных работниках. К 2025 году в европейских странах численность клерков уменьшится на 13,4% (служащие библиотек, корректоры, регистраторы, кодировщики, сортировщики почты и др.).

Сокращение сферы приложения физического труда

Работников сельского, лесного хозяйства и рыбоводства в странах Европы станет почти на 13% меньше, в США на 6%, промышленных рабочих в США на 3%, в Европе – на 6% (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, швейной, металлообрабатывающей промышленности, машиностроении).

Сохранение потребности в «элементарных» профессиях

Автоматизация не уничтожит труд работников с низким или начальным образованием, их занятость даже вырастет. В Европе к 2025 году неквалифицированных рабочих горнодобывающей промышленности, строительства, обрабатывающей промышленности и транспорта – на 12,3%, а прислуги и уборщиков — на 8,7%.

Расширение контактов с потребителями товаров и услуг (пациентами, посетителями и проч.)

Прирост специалистов по обслуживанию населения, в том числе кассиров и секретарей приемных. Профессии, которые предполагают взаимодействие с людьми и межличностное общение, вряд ли когда-нибудь будут заменены машинами, отмечается в докладе.



IQ

* Число зависит от используемой классификации: при более дробной количество профессий будет больше, при менее дробной – меньше.

повысить информированность о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

К.Д. Ушинский

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступление

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Как вы думаете, сколько существует в мире разных профессий. В 17 веке на Руси было всего 200 разных профессий.

Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 50 тысяч различных профессий и специальностей и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. И конечно совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор.

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив, творческая мысль людей не дает ему «окаменеть». Одни профессии отмирают, другие появляются, объединяются, разделяются. Изменяются так, что человек практически несколько раз как бы меняет профессию. Вот здесь каждый должен быть сам разведчиком.

2. Открываем рубрику «Ликбез» (работа в группах)

Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий. ( Приложение 1 )
Ведущий: Говорят, что в мире существует около 50 тыс. Профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек-техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек-знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. П. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах..

Пятый тип: человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

3. Профориентационная игра “Самая – самая”

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает кружок. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

самая зелёная профессия ( садовник, лесник )

самая сладкая ( пчеловод, кондитер, дегустатор, повар )

самая волосатая ( парикмахер )

самая детская ( воспитатель, помощник воспитателя )

самая смешная ( клоун )

самая общительная ( учитель, журналист )

самая серьёзная ( атомщик )

самая умная ( учёный, профессор )

самая белая ( врач )

самая зубастая ( стоматолог )

4. Профориентационная игра «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы "зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

Инструкция: Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине – с автотранспортом, а в конце – с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург–повар – мясник – слесарь (тоже– рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") – артист драмтеатра – артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование, и выбор будет по-настоящему осознанный.

5. Когда человек выбирает профессию , он принимает важное решение, успешность реализации которого зависит от значительного количества факторов. Но самый главный фактор – ваше желание и стремление взять ответственность на себя.

Профессия выбирается раз и навсегда (да / нет).

Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да / нет).

Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да / нет).

Профессия предназначена человеку от рождения (да /нет).

По названию вуза можно судить о том, кого он готовит (да / нет).

Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей (да / нет).

Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да /нет).

Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз (да / нет).

Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да / нет).

На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились

0-2 – вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, почти равен компетентности специалистов.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в том, выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда и можете обратиться за помощью – в специальные службы (по ориентации и службы занятости), к школьному психологу?
6 и более – вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

6. Слово психолога

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило принести пользу людям, обществу?

По результатам проведённого опроса выпускников прошлого года выяснилось, что профессиями 21 века считаются: компьютерщика – 50%; бизнесмена – 25%; банкира – 12%; социолога – 12%; гувернантки – 10%; эколога – 5%; хакера – 21%. Профессии можно охарактеризовать как:

устаревшие – колхозник, служанка, модистка, извозчик, трубочист, кузнец, печник;

массовые или сквозные – слесарь, сварщик, бухгалтер, инженер;

редкие – океанолог, востоковед;

свободные – артист, художник, писатель. У таких людей нет чёткого рабочего графика. Эти специалисты работают по вдохновению, живут на гонорары;

доходные ( с высокой зарплатой ) – банкир, экономист, дизайнер, фотомодель;

востребованные ( в данное время и на ближайшее будущее, пользуются спросом ) – торговый представитель, менеджер по продажам, программист, маркетолог, специалист по рекламе, системный администратор, аудитор, артдиректор;

новые – аудитор, радиолог, геронтолог.

Прочитайте в словаре профессий, что они обозначают.

Аудитор. Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учётной и отчётной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.

Геронтолог. Совершенствование медицинского обслуживания, улучшение условий жизни и возрастающее осознание необходимости вести здоровый образ жизни помогают жителям многих стран жить долго и полноценно. В настоящее время несколько иная ситуация сложилась в России, но она в скором времени должна улучшиться. Необходимо заметить, что старение общества происходит достаточно быстро. Увеличивается число престарелых людей, которые могут рассчитывать только на себя. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяется мест для таких людей. Частные же лечебницы и оздоровительные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни на какое-то время – это реальный выход во многих случаях. И поэтому профессия сестры-геронтолога всё больше получает призвание в обществе.

Радиолог. Эта профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования, рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и др. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяющими получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии основных внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

7. Групповая экспертная оценка с элементами игры “Кто есть кто?”

Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нём думают другие люди? Какими они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.

Сейчас у вас есть возможность узнать, какими видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведём опрос внутри группы. Каждый присутствующий имеет определённое мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: “Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?

Фамилия, имя участника группы

Учебное заведение или место работы после школы

Детский сад, педагогический колледж

После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком «+» первые и знаком «–» вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.

Заключительное слово

Сегодня вы познакомились со многими профессиями, постарались узнать о том, к какой из них каждый из вас склонен. Вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии. А как получить желаемую профессию?

поставить перед собой цель и стремиться её достичь;

необходимо получить хорошие знания;

поступить и успешно окончить техникум, институт;

предварительно попробовать себя в избранной профессии;

нужно любить эту профессию.

И в заключение – русская пословица гласит: “Всяк кузнец своего счастья”. Давайте вспомним слова Томаса Карлейля: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

Обратная связь

Участникам предлагается по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:

Читайте также: