Социологическая служба страны у в 2013 году проводила опрос совершеннолетних граждан какие профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

2. Социологическая служба в 2012 г. провела опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому сегодня труднее всего устроиться на работу?». Были получены следующие результаты (в % от числа отвечавших).

Кому, по мнению опрошенных, труднее всего устроиться на работу? Объясни почему.

Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам вузов, колледжей, техникумов. Потому что работодатель старается принимать на работу людей с опытом работы.

Предположи, специалистам каких направлений труднее других найти работу. Почему?

Сегодня явно ощущается переизбыток представителей некоторых специальностей, так что немало молодых людей напрасно обивают пороги кадровых служб - их диплом не нужен работодателям. Во всяком случае, пока. Например, сейчас колоссальное количество дипломированных экономистов и юристов, вот кому в первую очередь может не повезти с трудоустройством. Также труднее других найти работу будет специалистам-технарям. Дело в том, что инновационные технологии предполагают все чаще заменять инженеров машинами и роботами. Именно по этой причине уже сегодня теряют работу рабочие на крупных предприятиях.

Почему, по мнению опрошенных, людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем, например, выпускникам учреждений профессионального образования или специалистам определённых направлений?

Наверное, потому что работник без образования и не обладающий определенной квалификацией может устроить на определенное количество работ (может там на продавца пойти, на дворника, грузчика - для этого не нужно образование), а человек, обладающий специальностью может устроиться только по ней.

3. Проанализируй следующие суждения о безработице.

А. Безработица — это естественное проявление рыночных отношений.
Б. Безработица — это социальное зло, с которым нужно бороться.
Являются ли данные суждения взаимоисключающими? Почему?

Безработица исключает из общественного производства людей рабочего возраста, относящихся к трудоспособному населению. Не являются потому что рыночные отношения относятся к другой теме.

4. Существует исторический анекдот. Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н. С. Хрущёв обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил: «Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии. Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующую на их места». Используя понятия «безработица», «конкуренция», «производительность труда», объясни ответ Г. Форда.

Чем больше производительность труда рабочих, тем меньше вероятность что их уволят, и они окажутся безработными. Здесь проявляется конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

5. Прочитай текст о видах безработицы и выполни задание.

Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обусловливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъёма экономики.
Существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.

Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые ниже примеры с видами безработицы (запиши номер примера каждого вида).

Примеры: 1) в результате изменения спроса на энергоносители произошло массовое закрытие угольных шахт и увольнение шахтёров.
2) в связи с экономическим кризисом в стране крупнейшие фирмы вынуждены были уволить до 15 % работников.
3) в связи с отсутствием туристов зимой закрываются многие приморские гостиницы и увольняется обслуживающий персонал
4) выпускники юридического факультета на протяжении нескольких лет после окончания вуза пытались найти работу по специальности, не соглашаясь на другие предложения.

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
Пример: 4) выпускники юридического факультета на протяжении нескольких лет после окончания вуза пытались найти работу по специальности, не соглашаясь на другие предложения.

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.
Пример: 1) в результате изменения спроса на энергоносители произошло массовое закрытие угольных шахт и увольнение шахтёров.

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.
В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.
Пример: 3) в связи с отсутствием туристов зимой закрываются многие приморские гостиницы и увольняется обслуживающий персонал

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.
Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом).
Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.
Пример: 2) в связи с экономическим кризисом в стране крупнейшие фирмы вынуждены были уволить до 15 % работников.

6. Предположи, в чём проявляется негативное влияние безработицы:

а) на самого безработного: минимальные средства (пособие по безработице) для удовлетворения потребностей. Недостаток материальных средств, низкий социальный статус, неодобрение со стороны общества, невозможность обеспечивать себя и семью.

б) на общество: меньшее количество создаваемых товаров/услуг, в меньшей степени общество может удовлетворить свои потребности. Увеличивается уровень преступности.

в) на государство: ухудшение экономики.

7. Проанализируй меры, которые чаще всего рассматриваются при решении проблемы безработицы. Объясни сущность каждой меры и дай своё суждение о её эффективности. Заполни таблицу.


Мера Сущность Суждение об эффективности
1. Государство предоставляет бизнесу налоговые и иные льготы Работодатель заинтересован в занятости населения Эффективно
2. Государство создает условие для развития малого бизнеса Предпринимается выгодно развивать малый бизнес, а развитие малого бизнеса обещает новые рабочие места Эффективно, так как создаются новые рабочие места
3. Государство внедряет практику общественных работ (строительство дорог, работы по благоустройству) Появляются новые рабочие места Эффективно
4. Повышается эффективность работы государственных служб занятости Люди, обращаясь в центры занятости, могут найти рабочие места намного быстрее Эффективно
5. Повышается эффективность работы государственных служб занятости Людям легче переносить безработицу Не эффективно

Анализируя меры борьбы с безработицей, ты увидел, что значительная роль отводится государству. Объясни почему.

Государству отводится значительная роль, потому что оно принимает меры для борьбы с безработицей. Оно предоставляет работу нуждающимся, а также существует закон о заработной плате, который ее регулирует.

Анализируя меры борьбы с безработицей, ты увидел, что значительная роль отводится государству. Объясни почему.

Государству отводится значительная роль, потому что оно принимает меры для борьбы с безработицей. Оно предоставляет работу нуждающимся, а также существует закон о заработной плате, который ее регулирует.

1. Используя текст учебника, запиши определения понятий.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

К субъектам политики относятся государство, политические организации и
объединения, социальные группы и общности.

Участие в выборах

деятельность граждан как субъектов политики.

Только в
демократическом обществе возникает такой субъект политики, как
политическая элита.

Политическая партия является субъектом политики только тогда, когда она
оказывает приоритетное воздействие на принятие политических решений.

Деятельность субъектов политики
всегда направлена на консолидацию
политических сил и укрепление государственной власти.

Внимание общества привлекла дискуссия, посвященная роли СМИ в политике.
Найдите в приведѐнном ниже списке функции СМИ в политике.

информирование о событи
ях

формирование общественного мнения

цензура и самоцензура

сбор средств для участников выборов

В соответствии с Конституцией РФ наша страна является социальным
государством. Выберите в приведѐнном
ниже списке признаки, характеризующие
социальное государство.

Устанавливается минимальный размер оплаты труда.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ
осуществля
ют собственное правовое регулирование.

Развивается система социальных служб.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.

Гражданин П. проходит альтернативную
гражданскую службу. Выберите в
приведѐн
ном списке факты, которые связаны с данным видом деятельности.

Гражданин П. проходит альтернативную гражданскую службу, так как имеет
отсрочку от военной службы по призыву.

Гражданину П. исполнилось 30 лет.

П. представляет коренной малочисленный народ, ведѐт традиционный
образ жизни и занимается традиционным промыслом.

Несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина П.

Гражданин П. был призван на альтернативную гражданскую службу военкоматом.

Срок альтернативной гражданской службы гражданина П. составит 21 месяц.

Вид политического режима, отличающийся концентрацией в руках одного
человека или одного государственного органа практически всей
2

государственной власти, что
снижает роль других государственных
учреждений, политических институтов, прежде всего представительных
органов власти.

Ответ: авторитарный режим, авторитаризм

Уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в
представительные органы государственн
ой власти. Уклонение граждан от
участия в политической жизни общества, аполитичность.

Социальное взаимодействие, отношение между индивидами или
группами, отличительной чертой которого является возможность одного
индивида или группы оказыв
ать влияние на другого индивида или труппу,
изменяя их поведение в соответствии

со своими целями.

Способ организации государственной власти на территории страны,
система взаимоотношений центральных органов государственной власти
и органов, ос
уществляющих управление отдельными административно
-
территориальными единицами.

Ответ: государственно
-
территориальное устройство

Прочитайте приведѐнный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые
необходимо вставить на место
пропусков.

«Отличительный признак юридической
_________
(А)

государственное
принуждение нарушителя к исполнению требований права. Во
-
первых, это может
быть принудительное взыскание причинѐнных
___________
(Б), уплата

__________
____
(В), возложение

обязанности устранить нарушенные права других
лиц. Во
-
вторых, государственное при
нуждение может проявляться в карательных
мерах, т. е. в применении к нарушителю

уголовного
___________
(Г),
административного
__________
(Д),
дисциплинарного

взыскания. Меры
государственного принуждения устанавливаются в правовых нормах, в их

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в
списке больше, чем вам потребует
ся для заполнения пропусков.

Прочитайте приведѐнный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.

«Различие между цивилизацией и

_____________
(А) выходит за рамки
присущих им ценностей. Цивилизац
ия как крупнейшая социально
-
историческая

_________
(Б) создаѐт адекватные себе устойчивые формы организации
совместной деятельности людей

_____________
(В), среди которых по
важности первенствует

___________
(Г) с присущей ему системой

___________
(Д).
Совре
менная цивилизация лелеет государственность и всеобщую правовую
урегулированность социально
-
экономических и политических
____________
(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз.

Выбирайте последоват
ельно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый про
пуск. Обратите внимание на то, что слов в
списке больше, чем вам потребуется для запол
нения пропусков.

Прочитайте приведѐнный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.

«Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря

расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в
стране. Иностранные

фирмы, предлагая товары, аналогичные отечественным,
увеличивают тем самым их

_________
(Б), что ведѐт к снижению

___________
(В)
на них. Другая важнейшая форма международ
ных экономических отношений

движение
__________
(Г) и зарубежных инвестиций. Для успешного развития
международных отношений необходим такой

___________
(Д) экономики, как
валютный

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово м
ожет быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в
списке больше, чем вам потребует
ся для заполнения пропусков.

Прочитайте приведѐнный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.

___________
(А) права

является отрасль права

правовых норм, регулирующих какую
-
либо сферу общественных
___________
(Б). Все

отрасли права различаются по
___________

(В) и методу
правового регулирования. Теория права выделяет три основных метода
правового регулиро
вания:

(Г), которое выражается в
предоставлении субъективных прав на совершение определѐнных

(Д), которое предписывает совершать какие
-
либо действия;

(Е), то есть возложение обязанности воздержаться от определѐ
нных
действии».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в
списке больше, чем вам по
требует
ся для заполнения пропусков.

Социологическая служба страны В. провела опрос совершеннолетних граждан:
25
-
летних и 65
-
летних. Был задан вопрос: «Чем, по Вашему мнению, обусловлено откло
-
няющееся поведение?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представле
ны
в виде таблицы.

Некоторые люди по своему
биологическому складу
предрасположены к отклоняющему поведению

Отклоняющееся поведение является следствием
психологических ка
честв, черт характера, направленности
личности

Отклоняющееся поведение обусловлено распадом
существующей систе
мы
социальных норм и ценностей

Найдите в приведѐнном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

Наибольший процент опрошенных каждой группы считает, что отклоняющееся
поведение обусловлено психологическими качест
вами, чертами характера, на
-
правленностью личности.

Процент тех, кто полагает, что отклоняющееся поведение обусловлено биологичес
-
ким складом некоторых людей, выше среди опрошенных 65
-
летних, чем среди оп
-
рошенных 25
-
летних.

Среди опрошенных процент тех,
кто утверждает, что отклоняющееся поведение
обусловлено распадом существующей системы социальных норм и ценностей, ни
-
же тех, кто считает, что отклоняющееся поведение обусловлено психологическими
качествами, чертами характера, направленностью личности.

Про
цент тех, кто затрудняется ответить на вопрос, в 2 раза меньше среди 65
-
лет
них
опрошенных по сравнению с 25
-
летними опрошенными.

Процент тех, кто уверен, что отклоняющееся поведение обусловлено распадом су
-
ществующей системы социальных норм и ценностей, в
ыше среди 65
-
летних опро
-
шенных, чем среди 25
-
летних опрошенных.

В ходе социологических опросов 2002 и 2014 гг. гражданам страны Н.
предлагалось ответить на вопрос: «Что в настоящее время больше всего осложняет Вашу
жизнь? По
лученные резуль
таты (в % от числа опрошенных) представлены в виде
таблицы.

Низкие доходы, нехватка денег

Плохое здоровье, трудности с лечением

Опасения потерять работу

Безысходность, отсутствие перспектив в жизни

Проблемы с организацией досуга

Невозможность дать детям хорошее образование

Найдите в приведѐнном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

У опрошенных граждан страны Н. за 12 лет увеличилась обеспокоенность безыс
-
ходностью,
отсутствием перспектив в жизни.

В 2002 году наибольшее количество опрошенных граждан страны Н. тревожилось
из
-
за низких доходов, нехватки денег.

В 2014 г. меньшинство опрошенных граждан страны Н. волновалось из
-
за нехват
ки
денег.

Пятая доля опрошенных
граждан страны Н. в 2002 году боялась потерять ра
боту.

За 12 лет опрошенные граждане страны Н. стали больше беспокоиться об организа
-
ции досуга.

Социологическая служба страны У. в 2013 г. проводила опрос совершеннолетних
граждан. Им задавал
и вопрос: «Какие профессии Вы считаете престижными и
доходными?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде
таблицы.

Банкир / служащий банка

Юрист / нотариус / прокурор / судья

Найдите в приведѐнном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

Опрошенные относят бизнес к наиболее престижной сфере деятельности.

Пятая доля
опрошенных считает юридические профессии самыми доходными.

Наиболее престижная в глазах опрошенных профессия является и самой высокодо
-
ходной.

Наименее престижной, по мнению опрошенных, считается профессия бизнесмена.

Опрошенные рассматривают в качестве на
иболее престижной медицинскую де
-
ятельность.

В стране К. проводилось социологическое исследование, в ходе которого
проживаю
щим в населѐнных пунктах разного типа задавался вопрос: «Как часто за
последние 10 лет Вы меняли место жительства?»
Полученные результаты (в % от числа
опрошенных) представлены в виде таблицы.

Количество жителей в населѐнном пункте

менее 10 тысяч человек

10

100 тысяч человек

100

500 тысяч человек

более 500 тысяч

Найдите в приведѐнном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

Менее половины жителей населѐнных пунктов с численностью более 10 тысяч че
-
ловек за последние 10 лет не меняли место проживания.

Трет
ь
жителей населѐнных пункт
ов с численностью более 500 тысяч человек за
последние 10 лет менял
и

Более трети жителей населѐнных пунктов с численностью 10

100 тысяч человек
меняли место жительства хотя бы один раз за последние 10 лет.

Пятая часть жителей населѐнных п
унктов с численностью 100

500 тысяч человек
меняла за последние 10 лет место жительства один раз.

Среди всех опрошенных наибольшее количество жителей ни разу не меняло место
жительства.

Необходимо соотнести высказывание

фотографию политического деятеля (в
таблице приведены правильное соотношение)

Политик до такой
степени не
принимает
на веру свои слова,
что всегда удивляется,
когда другие
понимают его
буквально.

Политик должен
уметь предсказать,
что произойдет
завтра, через неделю,
через месяц и через
год. А потом
объяснить, почему
этого не произошло.

это политик,
умерший 15 лет назад.

Для политических
деятелей часто бывает
выгодно исчезать на
время со сцены: они
избегают таким путем
возможности уронить
себя в бесплодных
сражениях дня, и их
репутация не
только
не падает, но
поднимается
благодаря их
отсутствию.

№ 1. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са 2006 г. ре­спон­ден­там, про­жи­ва­ю­щим в населённых пунк­тах раз­лич­но­го типа, пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Что важ­нее всего в мо­ло­до­сти?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в виде ги­сто­грам­мы. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии ги­сто­грам­мы?

hello_html_451174c.jpg

Среди тех, кто счи­та­ет, что в мо­ло­до­сти важ­нее всего

1) по­жить в своё удо­воль­ствие, пре­об­ла­да­ют ре­спон­ден­ты из пунк­тов с на­се­ле­ни­ем менее 10 тыс. че­ло­век
2) по­лу­чить хо­ро­шую ра­бо­ту, пре­об­ла­да­ют ре­спон­ден­ты из пунк­тов с на­се­ле­ни­ем 100–500 тыс. че­ло­век
3) со­здать семью, пре­об­ла­да­ют ре­спон­ден­ты из пунк­тов с на­се­ле­ни­ем более 500 тыс. че­ло­век
4) со­здать семью, в рав­ной мере пред­став­ле­ны ре­спон­ден­ты из пунк­тов с на­се­ле­ни­ем 10–100 тыс. и 100–500 тыс. че­ло­век

№ 2. В по­след­ние годы резко воз­рос­ло число поль­зо­ва­те­лей Ин­тер­не­том, что вы­зы­ва­ет ин­те­рес у раз­ра­бот­чи­ков сай­тов, те­ма­ти­ка ко­то­рых долж­на от­ве­чать за­про­сам раз­ных групп на­се­ле­ния. В связи с этим в 2002 г. было про­ве­де­но ис­сле­до­ва­ние за­про­сов в сети Ин­тер­нет уче­ных-об­ще­ство­ве­дов.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы?

1) Наи­боль­ший ин­те­рес у уче­ных-об­ще­ство­ве­дов вы­зы­ва­ет спра­воч­но-биб­лио­гра­фи­че­ская ин­фор­ма­ция.
2) Наи­мень­ший ин­те­рес у уче­ных-об­ще­ство­ве­дов вы­зы­ва­ет но­вост­ная ин­фор­ма­ция.
3) Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство об­ра­ще­ний свя­за­но с ис­сле­до­ва­тель­ски­ми сай­та­ми.
4) Среди ин­те­ре­сов уче­ных-об­ще­ство­ве­дов сайты, свя­зан­ные с раз­вле­че­ни­я­ми, на­хо­дят­ся на тре­тьем месте.

hello_html_m1e0ce433.jpg

№ 3. Ниже при­ве­де­ны дан­ные опро­са, про­ве­ден­но­го Все­рос­сий­ским цен­тром изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния (ВЦИОМ). Ре­спон­ден­там был задан во­прос: «Удо­вле­тво­ре­ны ли вы ка­че­ством жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг?». Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став­ле­ны в ги­сто­грам­ме.

hello_html_6465cd8b.jpg

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии пред­став­лен­ных дан­ных?

1) Как в 2005, так и в 2007 году среди всех ка­те­го­рий опро­шен­ных до­ми­ни­ро­ва­ли ре­спон­ден­ты, удо­вле­тво­рен­ные ка­че­ством жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг.
2) Число ре­спон­ден­тов, не удо­вле­тво­рен­ных ка­че­ством жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг, к 2007 году умень­ши­лось.
3) Число ре­спон­ден­тов, пол­но­стью удо­вле­тво­рен­ных ка­че­ством жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг, в 2007 году со­ста­ви­ло треть опро­шен­ных.
4) Число ре­спон­ден­тов, удо­вле­тво­рен­ных ка­че­ством жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг, в 2007 году мень­ше, чем в 2005.

№ 4. Рос­стат опуб­ли­ко­вал дан­ные о при­чи­нах смерт­но­сти в 2010 году. Они пред­став­ле­ны в при­ве­ден­ной ниже диа­грам­ме.

hello_html_512e9f15.jpg

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы?

1)Наи­бо­лее важ­ный фак­тор риска для здо­ро­вья — бо­лез­ни си­сте­мы кро­во­об­ра­ще­ния.
2) В трети ле­таль­ных слу­ча­ев про­сле­жи­ва­ет­ся связь с за­бо­ле­ва­ни­я­ми ор­га­нов пи­ще­ва­ре­ния.
3) Внеш­ни­ми по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку при­чи­на­ми обу­слов­ле­ны около чет­вер­ти смерт­ных слу­ча­ев.
4) Зло­ка­че­ствен­ные об­ра­зо­ва­ния при­ве­ли к мень­ше­му числу ле­таль­ных ис­хо­дов, чем бо­лез­ни ор­га­нов пи­ще­ва­ре­ния.

№ 5. Про­ана­ли­зи­руй­те дан­ные диа­грам­мы, сви­де­тель­ству­ю­щие об эко­но­ми­че­ской стра­ти­фи­ка­ции об­ще­ства в стра­не Z.

hello_html_69397670.jpg

Доля тех, кто про­жи­ва­ет за чер­той бед­но­сти, со­кра­ща­ет­ся.
2) Менее 1/5 на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к бо­га­тым и вы­со­ко­обес­пе­чен­ным слоям об­ще­ства.
3) Около 1/3 на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к сред­ним слоям об­ще­ства.
4) Доля сред­не­го клас­са по­сто­ян­но растёт.

№ 6 . Со­цио­ло­ги­че­ски­ми служ­ба­ми стра­ны М. про­во­дил­ся опрос среди се­мей­ных пар двух воз­раст­ных групп: мо­ло­дых семей в воз­расте от 22 до 28 лет и пар в воз­расте от 36 до 48 лет. Ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось про­дол­жить фразу: «Се­мей­ные брач­ные узы наи­бо­лее проч­ны в том слу­чае, если…»


Социологические службы страны Z проводили опрос совершеннолетних граждан о предпочтительных способах сбережения / накопления денежных средств. 49% ответили, что хранят деньги дома, 23% — в банке; 7% — покупают ценные бумаги. На основе приведённых данных сделайте вывод о развитии финансовой системы в стране Z и обоснуйте его. Благоприятна ли подобная ситуация для развития экономики страны Z? Свой ответ объясните.


1) вывод с соответствующим обоснованием, например: финансовая система страны Z развита в недостаточной степени или она находится в кризисном состоянии, т. к. большинство домохозяйств хранят дома наличные деньги, не доверяя свои сбережения финансовым институтам;
2) ответ на вопрос и объяснение, допустим: нет, неблагоприятна, так как сбережения домохозяйств лежат “мёртвым грузом”, не превращаясь в инвестиции, которые способствуют развитию экономики.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Финансовая система”.


Граждане страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги ежемесячно растут, и в течение полугода цены увеличивались ежемесячно на 80%, а качество товаров и услуг не изменилось. О каком экономическом явлении свидетельствует этот факт? (Назовите это явление и укажите его вид в зависимости от темпа (уровня)). Поясните, в чём его опасность (используя обществоведческие знания, дайте два пояснения).


В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) экономическое явление — инфляция;
2) вид — гиперинфляция;
3) пояснения, например:
— сокращаются производство и занятость;
— снижаются реальные доходы государства;
— обесцениваются сбережения домохозяйств, снижается уровень жизни населения.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Инфляция”.


В стране Z при подключении библиотек к единой компьютеризированной системе три четверти библиотекарей страны Z потеряли работу, пополнив ряды безработных. Какой тип безработицы иллюстрирует этот пример? Назовите два обязательных условия для получения статуса безработного согласно законодательству. Укажите любое возможное социальнопсихологическое последствие для семьи человека, который долгое время не может найти работу.


1) тип безработицы — структурная;
2) два условия для получения статуса безработных на следующих:
— отсутствие работы и заработка;
— регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
— готовность приступить к работе;
3) социально-психологическое последствие, например:
— психологическая травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам;
— потеря самоуважения;
— упадок моральных устоев;
— распад семьи.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Безработица”.


Рабочий завода в городе Z за час работы производит ценностей на сумму 2000 рублей, а рабочий аналогичного предприятия в городе У — на 1750 рублей. Какой экономический показатель отражают эти данные? Назовите любые три способа повышения этого показателя.


В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) экономический показатель — производительность труда;
2) три пути, способствующие росту этого показателя, допустим:
— оснащение предприятия современной техникой;
— внедрение новых принципов организации труда;
— повышение квалификации работников;
— автоматизация, роботизация производства.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Факторы производства”.


Для открытия мастерской по ремонту автомобилей предприниматель взял кредит, закупил оборудование, запчасти и другие необходимые материалы. Он нанял на условиях сдельной оплаты 26 работников. Назовите одну постоянную и две переменные издержки производства в краткосрочном периоде, упомянутые в условии задачи. (Обязательно указывайте в ответе вид издержек.) Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну возможную постоянную издержку (не по условию задачи).


1) издержки по условию задачи:
— постоянная — выплата процентов банку за кредит;
— переменные — затраты на материалы, запчасти и т. п., сдельная зарплата работникам; (Названные без указания вида издержки не засчитываются при оценивании.)
2) возможная постоянная издержка (не по условию задачи), допустим:
— аренда помещения;
— плата за охрану помещения;
— страховые взносы.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Издержки”.


В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.


В ответе могут быть сформулированы следующие последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z:
1) развитие в стране сборочных производств иностранных автомобильных производителей;
2) снижение стимулов совершенствовать качество собственных автомобилей, повышать их конкурентоспособность;
3) сохранение и возможный рост количества рабочих мест в отрасли.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Рынок”.


Гражданка РФ Рогожина А. А. владеет на правах собственности трёхкомнатной квартирой. Ежегодно в установленные сроки она уплачивает налог на имущество физических лиц. К какому виду налогов (в зависимости от того, к уплате на какой территории они обязательны) относится этот налог? Назовите ещё два других налога / сбора этого вида (в соответствии с Налоговым кодексом РФ). Какие ещё обязанности, кроме уплаты налогов, есть у налогоплательщика? (Назовите любые две обязанности налогоплательщика согласно Налоговому кодексу РФ.)


1) ответ на вопрос — местный(-ые) налог(-и)
2) два других налога / сбора:
— земельный налог;
— торговый сбор;
3) две обязанности налогоплательщика, например:
— встать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
— представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
— представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Налоги”.

1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.

2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.

3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.

4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.

5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.

1)В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

2)Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

3)Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

4)Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

5)Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

6)Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы

2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)

3) смена профессии отца на другую профессию

4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, работающих в нескольких местах

6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.

Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.

3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.

4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.

5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.


Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z половина опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.

2) В стране Z доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, меньше доли тех, кто не интересуются политикой вообще.

3) В стране Y около трети опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.

4) В стране Y доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, больше доли тех, кто считают, что деятельность парламента должна в некоторой степени контролироваться правительством.

5) Доля тех, кто не интересуются политикой, в стране Y ниже, чем в стране Z.


1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.

2) Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера.

3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.

4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.

5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.

6) Известный врач был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».

1) член неформальной молодёжной группы

2) военнослужащий срочной службы

6) мировой судья

Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.

Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.


Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Копить деньги опрошенные предпочитают в первую очередь на «черный день».

2. Более четверти опрошенных склонны копить деньги на покупку квартиры или дома.

3. Оплата образования является стимулом откладывания денег для четверти опрошенных.

4. Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи.

5. Сторонников откладывать средства на отдых и развлечения больше, чем предпочитающих собирать деньги на лечение.

В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в виде гистограммы.


Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.

2. Опрошенные в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3. Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.

4. Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.

5. Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.

В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

2005 г.2013 г.
Выжить 15 25
Жить не хуже, чем большинству семей в моем городе (поселке) 58 55
Жить лучше 15 55
Жить по стандартам развитых стран 2 2

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

2011 2013 2014
Заработная плата от основной работы по найму547066
Заработная плата от дополнительной работы по найму (по совместительству, контракту и т.п.)111117
Заработок от работы без официального оформления91617
Пенсии (по старости, инвалидности и т.п.)12713
Доход от частного предпринимательства, бизнеса12912
Денежная помощь родственников и друзей776
Затрудняюсь ответить943

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Равное количество опрошенных планируют увеличить свои доходы за счет зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.

2. Главным источником улучшения материального положения традиционно остается заработная плата на основной работе.

3. Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счет получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.

4. Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.

5. Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.


Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

«Как, по вашему мнению, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2009, 2013 и 2014 годах. Результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

2009 2013 2014
Скорее улучшится 12 22 15
Останется неизменным 48 59 60
Скорее ухудшится 26 12 17
Затрудняюсь ответить 14 7 8

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Большинство опрошенных считает, что их материальное положение не изменится.

2. Доля опрошенных, считающих, что их материальное положение улучшится, неуклонно увеличивается.

3. Доля опрошенных, ожидающих ухудшения своего материального положения, в течение пяти лет постоянно сокращается.

4. В течение двух последних лет в вопросе улучшения материального положения значительно больше респондентов-скептиков, чем оптимистов.

5. Число респондентов, надеющихся на стабильность собственного материального положения, за пять лет выросло более чем на 10%.

В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»


Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.


Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Увеличивается доля респондентов, считающих лучшим способом сбережения денег хранение дома иностранной валюты.

2. Доля опрошенных, предпочитающих покупку акций предприятий, превышает долю желающих купить иностранную валюту.

3. Треть опрошенных считает самым благонадежным покупку золота или драгоценностей.

4. Самым надежным способом вложения денег в течение трех лет видится покупка недвижимости.

5. Около четверти опрошенных предпочитают открыть счета в Сбербанке.

Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведенного списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.

2. Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для творческого и профессионального роста.

3. За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.

4. Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.

5. За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.


1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.

2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.

3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.

4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.

5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.

В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Более половины опрошенных 30-летних работают в частной/негосударственной организации.

2. Среди опрошенных 55-летних тех, кто работает в бюджетной/государственной организации, больше тех, кто работает в част- ной/негосударственной организации.

3. Среди опрошенных 30-летних тех, кто работает на себя, больше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.

4. Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 55-летних больше, чем среди 30-летних.

Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.

2. Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.

3. Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.

4. Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.

5. Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны

1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читала бабушка/дедушка.

3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.

4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читала бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.

2. В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.

3. За 20 лет процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.

4. К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.

5. Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.


1. Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2. Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3. Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4. Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5. Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.

Читайте также: