Работник какой должности имеет право давать уведомление на открытие перегона

Опубликовано: 01.07.2024

Приказ о закрытии перегона (пути) по­ездной диспетчер дает станциям, ограничивающим перегон, и путевым постам, если они есть на перего­не, по одной из следующих (примерных) форм: «Для производства таких-то работ . путь пе­регона . с . ч . мин закрывается для дви­жения, кроме хозяйственных поездов №№. от­правляемых на закрытый перегон по заявке руко­водителя работ . (указывается должность и фамилия)». «Для оказания помощи поезду № . , остано­вившемуся на . км, . путь перегона . с . ч. мин закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, отправляемо­го со станции . для вывода остановившегося поезда на станцию . » или «для подталкивания остановившегося поезда и последующего возвра­щения на станцию . ». «Для производства восстановительных работ на . км . путь перегона . с . ч . мин закры­вается для движения всех поездов, кроме восста­новительных». Перегон или соответствующий путь откры­вается для движения поездов приказом поездного диспетчера на основании уведомления (письменного, переданного по телефону или радиосвязи) старшего работника службы пути (по должности не ниже до­рожного мастера), участвовавшего в работах по лик­видации возникших препятствий, о возможности во­зобновления движения поездов по перегону. Уведомление об устранении повреждений кон­тактной сети передается энергодиспетчером на осно­вании сообщения работника дистанции электроснаб­жения, руководившего восстановительными работами. На перегонах, оборудованных автоблокировкой, если ее устройства были повреждены, поездной дис­петчер для открытия движения поездов по автома­тической блокировке должен получить соответст­вующее уведомление от электромеханика СЦБ. Если схода подвижного состава с рельсов и по­вреждений каких-либо устройств на перегоне не было, движение открывается после доклада машини­ста вспомогательного локомотива или работника, ру­ководившего оказанием помощи, о выводе подвиж­ного состава и свободности перегона.

На двухпутных перегонах, оборудованных автобло­кировкой, соответствующий путь перегона может быть открыт после сообщения машиниста вспомогательного локомотива по радиосвязи о начале вывода состава остановившегося поезда по правильному пути.

67. Отправление хозяйственных поездов на закрытый перегон и с перегона обратно. Допускаемые скорости движения и основные требования при транспортировке машин тяжелого типа.

Стр 123. Отправление хозяйственных поездов, вклю­чая отдельные единицы специального самоходного подвижного состава (далее в главе 8 настоящей Ин­струкции при отправлении на перегон именуют­ся — хозяйственный поезд), на перегон (или путь пе­регона), закрытый для ремонта сооружений и уст­ройств, производится по разрешениям на бланке бе­лого цвета с красной полосой по диагонали (бланк формы ДУ-64 приведен на стр. 127) с соблюдением требований пункта 9.24 настоящей Инструкции. В соответствии с заявкой руководителя работ в разре­шении указывается место (километр) первоначальной остановки каждого поезда. На закрытом перегоне (пути) может работать одновременно несколько хозяйственных поездов, в том числе и принадлежащих различным организаци- ям, но находящихся под руководством одного работ­ника, указываемого в разрешении начальника отделе ния железной дороги, а при отсутствии в составе же­лезной дороги отделений железной дороги — главного инженера железной дороги, в соответствии с пунктом 8.2настоящей Инструкции. Машинист локомотива каждого хозяйственного поезда должен следовать до места, указанного в раз­решении на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали. Первый поезд следует с установленной скоростью, последующие — не более 20км/ч,при этом расстояние между поездами должно быть не ме­нее 1км. В случае, если расстояние от станции от­правления до места работ не позволяет выдержать интервалы не менее 1км между попутными хозяйст­венными поездами, то в разрешениях на бланках бе­лого цвета с красной полосой по диагонали, выдавае­мых каждому хозяйственному поезду, должны указы­ваться километры и пикеты первоначальной останов­ки, в соответствии с заявкой руководителя работ. При отправлении хозяйственных поездов на за­крытый перегон с соседних раздельных пунктов на­встречу друг другу дежурные по обеим станциям по указанию поездного диспетчера в разрешениях на бланке белого цвета с красной полосой по диагона­ли после записи о цели отправления вносят запись по форме: «На перегон отправлен встречный хозяйствен­ный поезд № . Соблюдайте особую бдитель­ность».Хозяйственные поезда, отправляемые на закры­тый перегон с различных раздельных пунктов на­встречу друг другу, должны следовать только доместа, указанного в разрешении, где по указанию руководителя работ устанавливается переносной сиг­ни остановки, находящийся под охраной стоящего около него сигналиста с ручным красным сигналом. Расстояние между пунктами остановки встречных поездов должно быть не менее 1км. Машинист ло­комотива хозяйственного поезда (специального само­ходного подвижного состава) после остановки на указанном в разрешении месте сообщает по радио­связи машинисту локомотива встречного хозяйствен­ного поезда и машинистам хозяйственных поездов и специального самоходного подвижного состава, дви­жущимся вслед, о своем местонахождении. После остановки, дальнейшее передвижение хо­зяйственных поездов (специального самоходного подвижного состава), по перегону осуществляется по указанию руководителя работ со скоростью не более 20км/ч с особой бдительностью. О своих последую­щих передвижениях до начала места производства работ машинисты встречных хозяйственных поездов (специального самоходного подвижного состава) уве­домляют друг друга по радиосвязи. Если работы производятся на перегоне, обо­рудованном автоблокировкой, то по согласованию с поездным диспетчером разрешается отправлять хо­зяйственные поезда к месту работ по сигналам авто­блокировки, не ожидая закрытия перегона. Машинисту каждого поезда выдается предупреж­дение об остановке на перегоне в месте, указанном в заявке руководителя работ. Отправление хозяйственных поездов с пе­регона производится по указанию руководителя ра­бот, согласованному предварительно с поездным диспетчером. О намеченном порядке возвращения хозяйствен­ных поездов с перегона поездной диспетчер ставит в известность дежурных по станциям, ограничиваю­щим перегон. По окончании работы хозяйственных поездов, специального самоходного подвижного состава руко­водитель работ обязан лично или через подчинен­ных работников осмотреть путь и другие ремонти­руемые устройства на всем протяжении участка ра­боты, обеспечить немедленное устранение недостат­ков, препятствующих нормальному движению, а так­же проверить, не находятся ли грузы за пределами установленных габаритов. Если на двухпутных перегонах, оборудован­ных автоблокировкой, хозяйственные поезда после окончания работ отправляются на станцию по пра­вильному пути, то движение их независимо от нали­чия у машинистов разрешения на бланке белого цве­та с красной полосой по диагонали (бланк формы ДУ-64) производится по сигналам автоблокировки с установленной скоростью. В остальных случаях скорость следования возвра­щаемых после работы на перегоне хозяйственных по­ездов (кроме первого) должна быть не более 20км/ч, а расстояние между ними не менее 1 км. На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой, поездному диспетчеру после полу­чения уведомления об окончании ремонтных и строительных работ, отсутствии препятствий для движения поездов, исправном действии автоблоки­ровки и об отправлении с места работ хозяйствен­ных поездов (специального самоходного подвижного состава) по правильному пути разрешается откры­вать перегон для движения поездов по автоблоки­ровке, не ожидая прибытия всех хозяйственных по­ездов (специального самоходного подвижного соста­ва) на соседнюю станцию.

Требования, которые должны соблюдаться при работе на перегоне путевых машин.

При работе специального самоходного под­вижного состава на одном из путей двухпутного или мпогопутного перегона, а также приемоотправочном илиглавном путях станции, соседний путь огражда­ется сигналами в случаях и порядком, установлен­ными в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. На поезда, следующие по этому пути, выдаются предупреждения в соответствии с заявкой руководи­теля работ.При работе снегоочистителя вагонного типа или струга, балластера, путеукладчика, подъем­ного крана, щебнеочистительной и других машин на двухпутных или многопутных участках, а также на приемоотправочных или главных путях станций ма­шинистам поездов, проходящих по соседнему пути, выдаются предупреждения следующего содержания: «На перегоне (станции) . по . пути рабо­тает путевой струг (снегоочиститель). При следова­нии по перегону (станции) соблюдать особую бди­тельность; перед местами с плохой видимостью по­давать оповестительные продолжительные свистки».Эти предупреждения выдаются дежурными по станциям по указанию поездного диспетчера. Работы на станционных путях производят­ся с соблюдением требований пункта 8.7 ПТЭ и пунктов 3.10, 3.11 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Дежурный по станции, ознакомившись с содер­жанием записи руководителя работ в журнале ос­мотра, дает указания дежурным по постам, сигнали­стам, дежурным стрелочных постов, составителям, а через них и машинистам локомотивов, работающих на станции, о недопустимости заезда на те или иные пути или участки путей, о сокращении скоро­сти или особой бдительности при следовании по пу­тям, где производятся работы, а о предстоящем про­пуске поездов и маневровых передвижениях инфор­мирует по парковой связи работников, находящихся на станционных путях, или включает речевой ин­форматор. При приеме поездов на пути, где производятся такие работы, машинистам в случае необходимости выдаются предупреждения об уменьшении скорости или принятии других мер предосторожности. В случаях производства работ на контактной сети в журнале осмотра должно быть указано, какие пути, стрелки или секции контактной сети закрыва­ются для движения всех поездов или только элек­троподвижного состава.Стр.39 ЦП-485

Порядок открытия и закрытия пути (перегона) поездным диспетчером производится в соответствии с требованиями «Инструкции по движению и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации».

Началом и окончанием предоставления «окна» для ремонтных и строительно-монтажных работ считается приказ поездного диспетчера.

Порядок отправления на место работ и возвращения хозяйственных поездов при производстве работ на перегоне или в пределах станции производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в главе 8 «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации».

По окончании ремонтно-путевых работ при условии освобождения фронта работ от хозяйственных поездов представитель дистанции пути перед уведомлением поездного диспетчера об окончании работ дает письменное уведомление электромеханику дистанции сигнализации, централизации и блокировки о возможности включения устройств СЦБ и дистанции электроснабжения – о подаче напряжения в контактную сеть.

Открытие перегона (пути) производится по приказу поездного диспетчера только после получения уведомления (письменно, по телефону или радиосвязи) от начальника дистанции пути или от работника, им уполномоченного (по должности не ниже дорожного мастера), об окончании путевых работ или работ на искусственных сооружениях, об отсутствии на перегоне (пути) хозяйственных поездов (или об их отправлении по правильному пути двухпутного перегона), а также других препятствий для безопасного движения поездов, независимо от того, какая организация выполняла работы.

3.2. Организационно-технические меры при планировании работ на закрытом перегоне

Рациональное использование техники – главный потенциал в оздоровлении пути, и поэтому эффективно использовать его – первостепенная задача путейцев.

В современных условиях наиболее эффективная технология – реконструкция (модернизация) пути на закрытых перегонах.

При производстве работ в режиме закрытого перегона имеется достаточно времени для производства всех технологических операций, так как цепочка работ привязана к ведущей машине, выполняющей основные работы с производительностью ниже вспомогательных работ (РМ, УК, ЭЛБ, ВПР). Пример организации работ можно увидеть на рисунке 3.1.



Рисунок 3.1 – Технологическая схема реконструкции пути на закрытом перегоне

Дополнительные эффекты от внедрения организации реконструкции пути с длительным закрытием второго пути перегона связаны с сокращением общего срока производства работ в более чем в 5 раз, что обеспечивает решение стратегических целей развития ОАО «РЖД» в области ресурсосбережения, повышения качества и технико-экономической эффективности его деятельности.

При этом более чем в 1,5 раза снижаются затраты труда на оздоровление одного километра; увеличивается в 2–3 раза производительность ведущих машин глубокой очистки; уменьшаются в 1,5–2 раза эксплуатационные расходы; сокращается в 1,5–3 раза средняя продолжительность закрытия перегона при различных видах реконструкции. Кроме того, снижается почти на 70 % потребность в локомотивах; появляется возможность более эффективно использовать технику; сокращаются в 1,5–2 раза затраты на порожний пробег рабочих поездов; повышается качество работ, перед открытием движения путь проверяют вагоном-путеизмерителем. Скорость движения поездов устанавливают свыше 80 км/ч.

В результате путь после такого оздоровления может пропустить без промежуточных ремонтов не менее 1000 млн. т брутто без ограничения скорости.

В процессе поэтапной подготовки к летне-путевым работам следует выделить следующий комплекс мероприятий проводимых на дороге:

На первом этапе осуществляется планирование путевых работ по модернизации (реконструкции) и ремонту пути за два года до их начала с формированием титульных участков по основным направлениям. За год до начала проектными институтами разрабатывается проектная документация, проводится ведомственная экспертиза документации причастными службами дирекции инфраструктуры, дирекцией по ремонту пути.

На втором этапе (в октябре - ноябре месяце года предшествующего ремонту) дирекции по ремонту пути предоставляется список титульных участков подлежащих всем видам ремонта. Производится предварительное распределение участков и объемов ремонта между путевыми машинными станциями. При распределении учитываются особенности расположения ПМС, их техническая оснащенность и производственные мощности.

Определяются и согласовываются с дирекцией управления движением участки, на которых необходимо обустройство временных блок-постов и дополнительных диспетчерских съездов.

Согласовывается с дирекцией управления движением и дирекцией инфраструктуры приоритеты и этапы выполнения работ по основным направлениям дороги. После согласований составляется предварительный план-график выполнения работ, учитывающий последовательность выполнения ремонта в течение всего сезона по каждой ПМС. Определяются участки, выполнение работ на которых планируется в режиме закрытого перегона и в «окна», с указанием продолжительности и выработки.

Одновременные закрытия на графике планируются не более трех участков. Причины: задействование на участках ремонта укладочных поездов объемом не менее 3 км нескольких ПМС (исходя из количества 3-х километровых поездов в дирекции), использование на каждом из участков до пяти и более хоппер-дозаторных вертушек для обеспечения темпа балластировочных работ (исходя из количества ХДВ в дирекции).

На третьем этапе (в декабре-январе) график корректируется с учетом замечаний и особенностей организации работ, взаимодействия всех причастных служб, дирекций, необходимости обеспечения безопасности движения и максимального пропуска вагонопотока и рассматривается на совещании под председательством НЗ-1, после чего утверждается и вносится в программу ГИС «РЖД». Дирекция по ремонту и эксплуатации путевых машин производит закрепление за каждым перегоном щебнеочистительные машины и выправочные комплексы, с учетом минимальной передислокации.

В феврале месяце график производства путевых работ, с учетом разработанных на дороге мероприятий по повышению пропускной способности в период проведения ремонтных работ, рассматривается и согласовывается в Центральной дирекции по ремонту пути и Центральной дирекции управления движением.

В дирекции по ремонту пути и на предприятиях проводится детальный анализ полученной проектной документации, проверка полноты изложения проектных решений, привязка их к местным условиям, комиссионный осмотр фронта работ. Выполнение инженерной подготовки участка ремонта работниками производственно-технического отдела ПМС, заключается в натурной проверке соответствия проектных данных фактическим данным, выноска и закрепление существующих и проектных отметок положения пути, стрелочных переводов в плане и профиле, междупутных расстояний, промер искусственных сооружений. На основе полученных данных производится разработка и согласование на регионах Проекта производства работ применительно к местным условиям и численному составу руководителей, монтеров пути, машинистов с составлением календарного и часового графика производства работ.

В процессе разработки проекта производства работ, учитываются основные принципы организации работ:

- этапы проведения работ;

- последовательность выполнения технологических операций;

- оптимизация длин рабочих поездов с учётом максимальной загрузки участка ремонта технологическими операциями;

- параллельное совмещение технологических операций для более полного использования времени «окна»;

- оптимизация использования локомотивного парка, с учётом использования одного локомотива на нескольких операциях;

- производство технического контроля за реализацией проектных решений, изложенных в проектно-сметной документации, на каждой технологической операции;

- включение в технологию ремонта производство работ на устройствах контактной сети, смена пролётных строений или восстановление гидроизоляционного слоя на мостах, с учетом того, что эти работы не окажут влияние на выработку ПМС, а так же не повлекут увеличения продолжительности времени закрытия перегона.

После этого проекты организации работ, технология и графики рассматриваются и утверждаются в дирекции по ремонту пути и дирекции инфраструктуры.

В процессе подготовки пути к закрытию проводятся следующие работы:

- обустройство одно или двухсторонних блок-постов и дополнительных диспетчерских съездов на станциях (при необходимости);

- проверка и обкатка, а при отсутствии обустройство двухсторонней автоблокировки;

- проведение перед началом работ комплекса мероприятий по подготовке инфраструктуры на всем участке ремонта, прилегающих к участку ремонта перегонах и конкретно по оставшемуся пути перегона. А именно таких как: подготовка соседнего пути к проследованию повышенного объёма поездопотока, с ликвидацией мест ограничения скорости, подготовка контактной сети для работы в условиях повышенных нагрузок и с устройством воздушных стрелок на блок-постах, проверка всех обустройств СЦБ, закрытие малодеятельных или имеющих объезд переездов, выставление дополнительной охраны на переездах. Всё это позволяет осуществлять пропуск поездов в обоих направлениях с установленными скоростями.

Завершающим этапом производства подготовительных работ является комиссионная проверка и проведение разбора подготовки всех предприятий региона к закрытию перегона под председательством заместителя начальника дороги по региону, с личным докладом каждого руководителя предприятия. После разбора в дирекцию по ремонту пути направляются письменные доклады о готовности причастных предприятий к проведению работ, а также готовность и распоряжение на закрытие по региону за подписью заместителя начальника дороги по региону с устным докладом первому заместителю начальника дороги о готовности региона. При наличии всех докладов издаётся телеграфное указание за подписью первого заместителя начальника дороги, согласованное руководителями все причастных служб и дирекций, о закрытии перегона для производства ремонта пути на срок, установленный директивным графиком.

В оперативном отделе дирекции по ремонту пути ведется ежесуточное выполнение графика ремонта.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.




Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

3. Перед закрытием перегона руководитель работ обязан оформить заявку в журнале диспетчерских распоряжений у ДСП станции с последующей передачей данной заявки по телефону на соседнюю железнодорожную станцию, ограничивающую перегон, и ДНЦ. ДСП соседней станции текст данной заявки оформляет в журнале диспетчерских распоряжений. В тексте заявки указывается последовательность отправления на закрытый перегон хозяйственных поездов, с указанием для каждого поезда километра первоначальной остановки на закрытом перегоне (или главном железнодорожном пути) и железнодорожной станции, куда они должны следовать по окончании работ.

4. С наступлением срока начала работ с закрытием перегона (железнодорожного пути) ДНЦ устанавливает его свободность от поездов или свободность соответствующего железнодорожного пути на двухпутном и многопутном участках, после чего дает ДСП станций, ограничивающих перегон, и руководителю работ приказ о закрытии.
В исключительных случаях при отсутствии на месте работ телефонной или радиосвязи с ДНЦ приказ о состоявшемся фактическом закрытии перегона или железнодорожного пути передается руководителю работ ДСП станции, ближайшей к месту работ (по телефону или через нарочного, командируемого с места работ).
Запрещается приступать к работам до получения руководителем работ приказа ДНЦ (письменного, по телефону или радиосвязи) и до ограждения места работ установленными сигналами.

Хозяйственные поезда, отправляемые на закрытый перегон с различных раздельных пунктов навстречу друг другу, должны следовать с особой бдительностью, со скоростью не более 20 км/ч, только до места, указанного в разрешении (приказе), где по указанию руководителя работ устанавливается переносной сигнал остановки, находящийся под охраной стоящего около него сигналиста с ручным красным сигналом. Расстояние между пунктами остановки встречных поездов должно быть не менее 1 км. Машинист хозяйственного поезда после остановки на указанном в разрешении месте сообщает по радиосвязи машинисту встречного хозяйственного поезда и машинистам хозяйственных поездов, движущимся вслед, о своем местонахождении.
При отправлении хозяйственного поезда вслед за уже отправленным хозяйственным поездом ДСП станции в разрешении на бланке ДУ-64 после записи о цели отправления вносит запись следующего содержания:

7. Если работы производятся на перегоне, оборудованном автоблокировкой, то по согласованию с ДНЦ разрешается отправлять хозяйственные поезда к месту работ по сигналам автоблокировки, не ожидая закрытия перегона.
Машинисту каждого поезда выдается предупреждение об остановке на перегоне в месте, указанном в заявке руководителя работ.
Разрешение на бланке ДУ-64 при отправлении таких поездов на перегон, подлежащий закрытию, вручается руководителю работ или уполномоченному им работнику, который передает его машинисту после остановки поезда на перегоне в обусловленном месте и получения приказа ДНЦ о закрытии перегона. Перегон или соответствующий железнодорожный путь закрывается для ремонтных работ приказом ДНЦ после освобождения от поездов, отправленных впереди хозяйственных поездов.

8. На больших по времени хода перегонах с благоприятным планом и профилем пути, не оборудованных автоблокировкой, по указанию ДНЦ разрешается отправлять хозяйственные поезда к месту работы, не ожидая закрытия перегона, вслед за ранее отправленным грузовым поездом, но не менее чем через 5 мин. после его отправления. Разрешение передается ДСП станций, ограничивающих перегон, и руководителю работ регистрируемым приказом ДНЦ:

В этом случае каждый хозяйственный поезд отправляется по разрешению на бланке ДУ-64. В соответствии с заявкой руководителя в разрешении указывается место (километр, пикет) первоначальной остановки каждого поезда на перегоне. Машинисту первого хозяйственного поезда вручается также предупреждение:

При следовании хозяйственных поездов по перегону должен соблюдаться порядок, предусмотренный в пункте 6 настоящего приложения.

9. Отправляемые с железнодорожной станции в одном поезде для одновременной работы на перегоне хозяйственные поезда могут на перегоне расцепляться или соединяться по указанию руководителя работ.
Возможный состав и порядок размещения в таких поездах специального самоходного подвижного состава определяются руководителем работ в соответствии с порядком, установленным владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
При отправлении с железнодорожной станции нескольких хозяйственных поездов, соединенных друг с другом для последующей их работы на перегоне по указанию руководителя работ, машинисту каждого из них должно выдаваться отдельное разрешение на бланке ДУ-64 с присвоением каждому хозяйственному поезду отдельного номера. При отсутствии разрешения на бланке ДУ-64 руководителю работ запрещается осуществлять расцепку хозяйственных поездов на перегоне.

10. Хозяйственные поезда при производстве работ на перегоне или в пределах железнодорожной станции должны сопровождаться руководителем работ или уполномоченным им работником.
По указанию уполномоченного представителя владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования на хозяйственные поезда в необходимых случаях могут назначаться главные кондукторы.

11. Ко времени окончания установленного перерыва в движении поездов для производства работ последние должны быть полностью закончены, сооружения и устройства приведены в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов, и сигналы остановки сняты с оставлением, если необходимо, сигналов уменьшения скорости и соответствующих сигнальных знаков.

12. Отправление хозяйственных поездов с перегона производится по указанию руководителя работ, согласованному предварительно с ДНЦ.
О намеченном порядке возвращения хозяйственных поездов с перегона ДНЦ ставит в известность ДСП станций, ограничивающих перегон.
По окончании работы хозяйственных поездов руководитель работ обязан лично или через подчиненных работников осмотреть железнодорожный путь и другие ремонтируемые устройства на всем протяжении участка работы, обеспечить немедленное устранение недостатков, препятствующих нормальному движению, а также проверить, не находятся ли грузы за пределами установленных габаритов.

14. Открытие перегона (железнодорожного пути) производится приказом ДНЦ только после получения уведомления (письменного, по телефону или радиосвязи) от уполномоченного представителя подразделения путевого хозяйства владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования, об окончании путевых работ или работ на искусственных сооружениях, об отсутствии на перегоне хозяйственных поездов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава (или об их отправлении по правильному железнодорожному пути двухпутного перегона), а также других препятствий для безопасного движения поездов независимо от того, какая организация выполняла работы. Уведомление передается ДНЦ непосредственно или через ДСП ближайшей станции. Уведомление, полученное по телефону или радиосвязи, ДНЦ записывает в журнал диспетчерских распоряжений.
Восстановление действия существующих средств СЦБ и связи или электроснабжения (если работа их нарушалась) производится после получения уведомления, соответственно, от уполномоченного представителя подразделений СЦБ, связи или электроснабжения владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования.

15. На двухпутных перегонах, оборудованных автоблокировкой, ДНЦ после получения уведомления об окончании ремонтных и строительных работ, отсутствии препятствий для движения поездов, исправном действии автоблокировки и об отправлении с места работ хозяйственных поездов (специального самоходного железнодорожного подвижного состава) по правильному железнодорожному пути разрешается открывать перегон для движения поездов по автоблокировке, не ожидая прибытия всех хозяйственных поездов (специального самоходного железнодорожного подвижного состава) на соседнюю железнодорожную станцию.

16. Хозяйственные поезда и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, следующие с перегона после работы друг за другом, разрешается принимать на один и тот же железнодорожный путь железнодорожной станции или на свободный участок другого железнодорожного пути, занятого железнодорожным подвижным составом. При этом поезда, прибывающие с перегона, принимаются на свободный участок железнодорожного пути железнодорожной станции при запрещающем показании входного светофора в порядке, предусмотренном в пункте 30 приложения № 9 к настоящей Инструкции.
При вводе поезда на железнодорожную станцию машинист должен соблюдать особую бдительность и быть готовым к немедленной остановке, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

17. Порядок движения поездов по остающемуся железнодорожному пути на двухпутных и многопутных перегонах в период закрытия для ремонтных работ одного из железнодорожных путей с учетом осуществления необходимых мер по лучшему использованию пропускной способности (пропуск соединенных поездов, движение поездов с разграничением временем, применение временных устройств автоблокировки, открытие временных постов) устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

18. Работы по ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств, не требующие по своему характеру закрытия перегона, выполняются, как правило, в перерывах между поездами. Порядок обеспечения безопасности движения поездов при таких работах устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

19. Отправление хозяйственных поездов на перегоны (железнодорожные пути перегонов), где не производятся работы по ремонту сооружений и устройств или где характер работ не требует закрытия перегона (железнодорожного пути), осуществляется по устному указанию ДНЦ.
Указанные поезда отправляются на перегон по разрешениям, предусмотренным для соответствующих средств сигнализации и связи.
Руководителю работ и машинисту выдается предупреждение о времени прибытия (возвращения) поезда на железнодорожную станцию. Занимать перегон сверх времени, указанного в предупреждении, запрещается.
До выезда хозяйственного поезда с перегона руководитель работ обязан убедиться в том, что препятствий для нормального движения поездов нет.

20. При работе специального самоходного железнодорожного подвижного состава на одном из железнодорожных путей двухпутного или многопутного перегона, а также приемоотправочном или главном железнодорожных путях железнодорожной станции соседний железнодорожный путь ограждается сигналами в случаях и в порядке, установленном владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. На поезда, следующие по этому железнодорожному пути, выдаются предупреждения в соответствии с заявкой руководителя работ.

21. При работе снегоочистителя вагонного типа или струга, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин на двухпутных или многопутных участках, а также на приемоотправочных или главных железнодорожных путях железнодорожных станций машинистам поездов, проходящих по соседнему железнодорожному пути, выдаются предупреждения следующего содержания:

Эти предупреждения выдаются ДСП станции по указанию ДНЦ.

22. На станционных железнодорожных путях запрещается производить работы, требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, без согласия ДСП станции и без предварительной записи руководителем работ в журнале осмотра и без выдачи предупреждения установленной формы.
В случаях производства работ на контактной сети в журнале осмотра должно быть указано, какие железнодорожные пути, стрелки или секции контактной сети закрываются для движения всех поездов или только электроподвижного состава.
ДСП станции, ознакомившись с содержанием записи руководителя работ в журнале осмотра, дает указания ДСП постов, сигналистам, дежурным стрелочных постов, составителям, а через них и машинистам локомотивов, работающих на железнодорожной станции, о недопустимости заезда на те или иные железнодорожные пути или участки железнодорожных путей, об уменьшении скорости или особой бдительности при следовании по железнодорожным путям, где производятся работы, а о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях информирует по парковой связи работников, находящихся на станционных железнодорожных путях, или включает речевой информатор.
При приеме поездов на железнодорожные пути, где производятся такие работы, машинистам в случае необходимости выдаются предупреждения об уменьшении скорости или принятии других мер предосторожности.
Ввод устройств в действие по окончании работ производится ДСП станции на основании записи руководителя работ в журнале осмотра или регистрируемой в том же журнале телефонограммы, переданной ДСП станции с последующей личной подписью руководителя работ.

Не позднее, чем за 2 часа до начала работ руководитель работ обязан передать поездному диспетчеру заявку по форме, о последовательности отправления хозяйственных поездов на закрытый перегон и их возвращения (прибытия) на станцию по окончанию работ. Данную заявку руководитель работ записывает в журнал диспетчерских распоряжений ф. ДУ-58 на одной из станций, ограничивающих перегон. Заявка передается руководителем работ поездному диспетчеру по поездной диспетчерской связи с подключением станций, ограничивающих перегон. При производстве работ в «окно» в пределах станции руководитель работ обязан вызвать поездного диспетчера по поездной диспетчерской связи также не позднее, чем за 2 часа до начала работ.

Перед закрытием перегона (пути) поездной диспетчер обязан через руководителя работ или дежурного по станции, убедиться в присутствии работника, ответственного за передачу уведомления о возможности открытия перегона (в соответствие с разрешением на производство работ) и обеспечивающего тех. надзор за производством работ. Запрещается руководителю работ приступать к работам на перегоне без присутствия на месте работ или на станции, ограничивающей перегон, представителей всех организаций (ПЧ, ШЧ, ЭЧ, ДС и др.), обеспечивающих производство работ.

Перед передачей приказа о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер обязан подключить к поездной диспетчерской связи дежурных по станциям, ограничивающим перегон, а при работах со снятием напряжения – энергодиспетчера. Приказ о закрытии перегона (пути) передается поездным диспетчером по форме, приведенной в п. 10.10 ИДП, с указанием, фамилий и должностей руководителя работ, и лица, ответственного за передачу уведомления об открытии перегона. Приказ адресуется ДС станций, ограничивающих перегон, и в копии – руководителю работ. При производстве работ со снятием напряжения в контактной сети (в том числе при производстве работ на станционных путях) приказ о закрытии перегона (пути) дополняется приказом ДНЦ о снятии напряжения с к/сети и закрытии перегона (пути, стрелочного перевода) для движения ЭПС.

Приказ о закрытии перегона (пути) и приказ о снятии напряжения с к/сети и закрытии перегона (пути, стрелочного перевода) могут объединяться в один приказ.

Порядок открытия перегона после производства работ.

Открытие перегона производится приказом поездным диспетчером только после получения уведомления (письменного, по телефону или радиосвязи) от начальника дистанции пути или работника, им уполномоченного (по должности не ниже дорожного мастера), об окончании работ, приведении габарита приближения строений в соответствие ПТЭ, освобождении перегона от хозяйственных поездов либо об их отправлении в правильном направлении по 2-путному перегону по сигналам автоблокировки.

Руководителю работ и работнику, осуществляющему тех. надзор за производством работ, запрещается покидать место работ или помещение дежурного по станции до издания поездным диспетчером приказа об открытии перегона.

15. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КРУШЕНИЙ, АВАРИЙ И СХОДОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Перерывы в движении поездов, связанные с крушениями, авариями и сходами подвижного состава, наносят экономике народного хозяйства страны невосполнимый ущерб. Поэтому задачей первостепенной важности всех работников ж.д. транспорта качественная подготовка и проведение восстановительных работ для быстрейшего открытия прерванного движения.

15.1ИНФОРМАЦИЯ О КРУШЕНИЯХ, АВРИЯХ, СХОДАХ И СТОЛКНОВЕНИЯХ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.

В случае крушения, аварии, схода подвижного состава на перегоне или самопроизвольного падения давления в тормозной магистрали:

Поездной диспетчер обязан:

- без промедления вызвать машиниста вслед идущего поезда и движущегося по соседнему пути и сообщить о необходимости остановки поезда вследствие схода подвижного состава и закрытии перегона для движения поездов;

- немедленно доложить, о происшествии ДГПН (ДНЦО), а на электрифицированных участках – и энергодиспетчеру дистанции энергоснабжения, известить ДСП, ограничивающим перегон и машинистов поездов, находящихся на этом перегоне, прекратить отправление поездов на перегон;

- затребовать от ДСП сведения о характере схода, доложить ДНЦО;

- определить наличие и место расположения в поезде вагонов с опасными грузами по натурному листу на этот поезд. Полученные сведения сообщить ДСП, ограничивающим перегон, ДГПН (ДНЦО).

Дежурный по станции обязан:

- задержать готовые поезда к отправлению;

- уточнить данные о последствиях, сделать запись в журнале ДУ-46, немедленно доложить ДНЦ;

- затребовать восстановительные поезда и принять меры по вызову на место схода ближайшей АПК, начальника станции, дорожного мастера, электромеханика СЦБ и связи, а в случае наличия пострадавших – скорой медицинской помощи.

Начальник ближайшей станции, ограничивающий перегон, или его заместитель обязаны:

- немедленно прибыть на место схода подвижного состава, уточнить наличие пострадавших, опасных грузов в сошедшем с рельсов и поврежденном составе, определить по перевозочным документам наименование опасных грузов и по телефону или радиосвязи немедленно доложить об этом ДНЦ;

- в случае если в сошедшем или поврежденном подвижном составе имеются опасные грузы, немедленно сообщить местным органам, местному штабу гражданской обороны для привлечения свободных мобильных отрядов повышенной готовности, предназначенных для ликвидации последствий транспортной аварии с опасными грузами, и совместно с ними организовать эвакуацию людей, проживающих в вблизи места происшествия, а также оградить опасное или зараженное место в соответствии с ИСИ;

- при отсутствии в сошедшем или поврежденном составе вагонов с опасными грузами:

- немедленно принять меры по отправлению аварийно – полевой команды со станции ее дислокации и техники ближайших территориальных организаций, которую можно использовать при восстановительных работах. В случае пожара вызвать подразделение пожарной охраны, а при наличии пострадавших – работников местных медицинских учреждений;

- по указанию ДНЦ организовать уборку головной и хвостовой частей поезда и лично хранить перевозочные документы на подвижной состав, имеющий сход или повреждение;

- принять меры по обеспечению габарита для движения по одному из путей;

- не позднее чем через 45 минут после извещения о случае определить объем разрушения пути, контактной сети, подвижного состава и доложить с места начальнику отделения ж. д. дороги или его заместителю.

Региональный диспетчер по управлению поездопотоками (ДНЦО):

- немедленно дать приказ ДНЦ, старшей по смене телефонистке телефонной станции по месту дислокации отделения ж. д. Об отправлении восстановительных (а при необходимости – и пожарных) поездов и аварийно – восстановительных дрезин дистанции контактной сети (на электрифицированных участках) и об оповещении причастных, информировать начальников восстановительных поездов о характере схода подвижного состава;

- доложить о случившемся начальнику отделения дороги, главному ревизору отделения ж.д. по безопасности движения поездов, старшему дорожному диспетчеру оперативно – распорядительного отдела службы перевозок, а при повреждении вагонов с опасными грузами, наличии человеческих жертв (убитых и раненых), разбитых локомотивов и вагонов, значительной порче и загромождении пути с возможным перерывом в движении поездов на участке в течение 1 часа и более известить прокурора транспортной прокуратуры, начальника штаба гражданской обороны области, главного врача центра гигиены и эпидемиологии дороги, дежурного помощника военного коменданта ж.д. участка и станции. В случае если сход или повреждение вагонов произошел с опасными грузами доложить об их наименовании и классности.

15.2ОТПРАВЛЕНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ И ПОЖАРНЫХ ПОЕЗДОВ, ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ЛЕТУЧЕК.

Дежурный по станции обязан:

- При получении приказа об отправлении восстановительного поезда обеспечить выдачу локомотива не позднее чем через 15 минут;

- Подготовить кондукторскую или составительскую бригады;

- Отправление восстановительного поезда не позднее 40 минут, а пожарного – не позднее 10 минут после получения приказа.

Поездной диспетчер обязан:

- При передаче приказа об отправлении восстановительного поезда указать степень его негабаритности и обеспечить условия его безопасного пропуска по участку, руководствуясь при этом действующими инструкциями и правилами;

- Своевременно подготовить ближайшие станции и участок для беспрепятственного продвижения восстановительного поезда и при необходимости обеспечить подвод к месту восстановительных работ необходимого количества тепловозов с составителями поездов;

- Обеспечить оперативное без задержек продвижение восстановительных поездов, информируя по поездной радиосвязи начальников восстановительных поездов о полученных дополнительных сведениях: характере схода, числе сошедших вагонов и степени их повреждения, наличии вагонов с опасными грузами для определения порядка действий и подготовка личного состава поездов к работе;

ЗАПРЕЩАЕТСЯ прицепка к восстановительным поездам подвижного состава, направляемого после сходов и столкновений в пункты ремонта. Прицепка таких вагонов допустима только для вывода их с перегона на примыкающую к нему станцию.

15.3ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КРУШЕНИЙ, АВАРИЙ, СХОДОВ И СТОЛКНОВЕНИЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.

Для оперативного руководства по быстрейшей ликвидации последствий крушений, аварий, сходов и столкновений подвижного состава, организации восстановления прерванного движения поездов, обеспечения вывоза пассажиров, снабжения материалами, механизмами, оборудованием и питанием, выделения и доставки дополнительного количества рабочих, а в случаях схода подвижного состава с опасными грузами – определения наименования этого груза, вызова специалистов, доставки спецодежды и защитных средств к месту происшествия, решения с грузоотправителями других вопросов по характеристике опасных грузов немедленно создаются оперативные группы в отделении железной дороги с участием работников отраслевых отделов, а в Управлении дороги – под руководством первого заместителя начальника дороги с участием руководителей соответствующих служб и отделов.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 5011 ; Мы поможем в написании вашей работы!


Верховный Суд в Определении № 53-КГ20-15-К8 разобрался, может ли работодатель уволить сотрудника в связи с сокращением численности штата, не предложив ему альтернативные свободные вакансии.

Обстоятельства увольнения сотрудника

С 15 августа 2002 г. Дмитрий Билык работал в ФГУП «Горно-химический комбинат» в различных должностях. Между сторонами в письменном виде заключались трудовые договоры. С 13 ноября 2017 г. мужчина был переведен на должность слесаря-ремонтника.

2 октября 2018 г. генеральным директором комбината был издан приказ о сокращении штата работников, которым из штатного расписания исключен ряд должностей, в том числе занимаемая Дмитрием Билыком. Пунктом 2.4 приказа и.о. заместителя генерального директора по управлению персоналом было поручено обеспечить письменно под роспись предложение каждому работнику, занимающему сокращаемую должность, другой имеющейся на предприятии работы (как вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы). В тот же день Дмитрию Билыку было вручено уведомление о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК в связи с сокращением занимаемой им штатной должности.

В дальнейшем была создана комиссия по определению преимущественного права на оставление на предприятии сотрудников, занимающих сокращаемые должности. Комиссия определяла работников, запрет на увольнение которых установлен законом, а также рекомендовала работников на занятие имеющихся на предприятии вакансий.

8 октября 2018 г. в адрес председателя первичной профсоюзной организации комбината и директора КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорска» были направлены сообщения о возможном расторжении трудовых договоров с работниками предприятия, в том числе с Дмитрием Билыком. В этот же день на заседании комиссии были рассмотрены личные дела работников, чьи должности подлежали сокращению. Комиссия не установила наличие оснований для оставления их на работе, отметив, что из штатных расписаний подразделений предприятия исключались все единицы конкретных должностей, а не часть из них. В дальнейшем Дмитрию Билыку сообщалось об отсутствии на предприятии вакантных должностей или работы, соответствующих его квалификации, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которые он может выполнять с учетом имеющейся у него квалификации и состояния здоровья.

16 ноября 2018 г. мужчина сообщил в письменной форме работодателю о том, что он является членом первичной независимой профсоюзной организации «Солидарность», и просил запросить у профсоюзной организации мотивированное мнение по вопросу его увольнения, что и было сделано. Профсоюз не дал согласия на увольнение Дмитрия Билыка, поскольку работодателем при проведении процедуры увольнения нарушены требования трудового законодательства. Председатель профсоюзной организации направил генеральному директору комбината свое мотивированное мнение в письменной форме, в котором в том числе указывалось на то, что отсутствие в период со 2 октября 2018 г. вакантных должностей не подтверждено, а потому допущено нарушение требований ст. 180 ТК.

Стороны провели дополнительную консультацию, однако соглашения не достигли, Дмитрий Билык был уволен с работы с 10 декабря 2018 г. по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК.

Суды посчитали, что нарушений трудового законодательства нет

Мужчина обратился в Железногорский городской суд Красноярского края с иском к комбинату. Он попросил суд восстановить его на работе в должности слесаря-ремонтника, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере около 41 тыс. руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 тыс. руб., расходы на оплату услуг представителя – 30 тыс. руб. и услуг нотариуса – 1500 руб.

Суд установил, что в период со 2 октября по 10 декабря 2018 г. имелись три вакантные должности, однако согласно протоколам заседания комиссии они были предложены иным сокращаемым работникам. 7 ноября, 12 декабря 2018 г., а также 10 января 2019 г. Горно-химическим комбинатом в КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Железногорска» были представлены сведения о потребности в работниках, о наличии в период с октября по декабрь 2018 г. вакантных должностей водителя автомобиля (легковой, служебный) и инспектора.

Суд первой инстанции отметил, что факт сокращения на предприятии должности слесаря-ремонтника, которую занимал Дмитрий Билык, действительно имел место, о предстоящем сокращении он был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, вакантных должностей или работы, соответствующих его квалификации, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, которые он мог выполнять с учетом его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья, у работодателя не имелось. По мнению суда, ответчик своевременно уведомил о предстоящем сокращении штата работников профсоюзную организацию и службу занятости населения, и, кроме того, порядок учета мотивированного мнения профсоюзной организации ответчиком соблюден, а потому у работодателя были основания для увольнения Билыка по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК в связи с сокращением занимаемой им должности.

Отклоняя довод истца о нарушении работодателем положений ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК, регламентирующих порядок увольнения работников в связи с сокращением занимаемых ими должностей, так как на предприятии в период проведения мероприятий по сокращению штата работников имелись вакантные должности, однако они не были предложены Билыку, суд сослался на то, что действующим законодательством порядок предложения работникам вакантных должностей не регламентирован, право решать, кому из сокращаемых работников предложить занять вакантную должность, принадлежит работодателю.

Суд первой инстанции счел, что поскольку вакантные должности были предложены работодателем другим сокращаемым работникам, давшим согласие на их замещение, то у работодателя не имелось обязанности предлагать их Билыку. Эти обстоятельства не свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца и о несоблюдении работодателем процедуры расторжения трудового договора при увольнении работника.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции признал выводы правильными.

ТК не предполагает право работодателя выбирать, кому предложить вакантную должность

Дмитрий Билык обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив материалы дела, ВС сослался на ряд определений КС, согласно которым принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 179, ч. 1 и 2 ст. 180 ТК.

Кроме того, Верховный Суд сослался на п. 29 Постановления Пленума ВС от 17 марта 2004 г. № 2, согласно которому в соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

ВС указал, что обязанность предложить все имеющиеся у работодателя в данной местности вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу императивно установлена нормами трудового законодательства, которые работодатель в силу абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК должен соблюдать. Являясь элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК), указанная гарантия наряду с установленным законом порядком увольнения работника направлена против возможного произвольного увольнения работников в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников организации. Обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие названным требованиям, означает, что работодателем работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение периода времени с начала проведения работодателем организационно-штатных мероприятий (предупреждения работника об увольнении) по день увольнения работника включительно.

При этом, заметил ВС, установленная трудовым законодательством обязанность работодателя предлагать работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу не предполагает право работодателя на выбор работника, которому следует предложить вакантную должность. Работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений – принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в ст. 2 ТК, и запрет на дискриминацию в сфере труда.

Суд указал, что первая и апелляционная инстанции не учли, что нормами трудового законодательства установлена обязанность, а не право работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности, соответствующие квалификации работника, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, и эта обязанность не предполагает наличие у работодателя права выбора, кому из работников, должности которых подлежат сокращению, предложить эти вакантные должности. Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации этих работников, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу и в случае, если несколько работников претендуют на одну вакантную должность, решить вопрос с учетом положений ст. 179 ТК (о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников) о том, кого из них перевести на эту должность.

Как следствие, заметил ВС, нельзя признать правомерным и вывод судебных инстанций о том, что поскольку вакантные должности были предложены другим сокращаемым работникам, давшим согласие на их замещение, то у работодателя не имелось обязанности предлагать их Дмитрию Билыку.

По данному делу, посчитал Суд, с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, юридически значимым являлось установление следующих обстоятельств: имелись ли на предприятии как на момент уведомления Дмитрия Билыка о сокращении занимаемой им должности слесаря-ремонтника, так и на протяжении всего периода проведения работодателем организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением занимаемой им должности, по день его увольнения вакантные должности, соответствующие квалификации Дмитрия Билыка, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа; если такие должности имелись, то предлагались ли они работнику.

ВС обратил внимание, что в нарушение положений ст. 67 ГПК не получил правовой оценки и приказ о сокращении штата работников, согласно п. 2.4 которого работодатель обязан был обеспечить предложение (письменно под роспись) каждому работнику, занимающему сокращаемую должность, другой имеющейся на предприятии работы.

Таким образом, Суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Железногорский городской суд.

Эксперты поддержали определение ВС

Юрист, эксперт по трудовому праву Елена Карсетская указала, что ТК в целом, довольно строго регулируя процедуру сокращения штата, четко не устанавливает порядок предложения увольняемым работникам вакансий. Частью 3 ст. 81 ТК РФ определено, что работнику надо предложить все подходящие вакансии, которые есть у работодателя в данной местности. «А как быть, если под сокращение попадает пять работников одинаковой квалификации, а у работодателя только одна вакансия? Определять преимущественное право кого-либо из работников на занятие этой вакансии ТК РФ не обязывает. Довольно продолжительное время применялась позиция, в соответствии с которой работодатель был вправе самостоятельно решать, какому конкретно работнику предложить вакантную должность. Суды с данной позицией чаще всего соглашались», – указала юрист.

Однако, заметила она, после выводов, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, очевидно, что ситуация меняется. ВС РФ решил, что работодатель должен предложить имеющиеся вакансии всем работникам, и если на одну вакансию будет претендовать несколько человек, то работодателю надо будет устанавливать преимущественное право работников на занятие этой вакантной должности. «Именно эту позицию ВС повторил в данном определении. Безусловно, такой подход для работодателей невыгоден, поскольку лишает возможности оставить на работе того сотрудника, в котором организация заинтересована в большей степени», – подчеркнула Елена Карсетская.

Управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова согласилась, что за работодателем действительно закреплена обязанность предлагать все имеющиеся вакантные должности, а не его право выбирать, кому из работников предложить ту или иную вакантную должность. «В данном деле позиция работодателя отчасти понятна. Но вот непонятно, почему профсоюзная организация, входящая в состав предприятия работодателя, сочла действия работодателя верными. Огорчает, что профсоюз так недобросовестно защищает права работников и, более того, отстаивает позицию работодателя», – заметила адвокат.

Ольга Башкова подчеркнула, что ВС является не только судом, где могут признавать неверными решения нижестоящих судов по каким-либо «громким» делам, к его задачам относится также разрешение социально значимых ситуаций, одной из которых и является гарантии работника иметь равные возможности на реализацию своих трудовых прав. «Также очень печально, что нижестоящие суды предоставили Верховному Суду решить такой простой вопрос. Не усматривается принцип равенства и справедливости, когда работодатель предлагает не всем работникам вакантную должность. На мой взгляд, это элементарно. Такие вакантные должности работодатель обязан предлагать всем без какой-либо первоначальной выборки, а уже в случае получения по такому предложению согласия нескольких работников – определять по принципу преимущественного права. В этом и состоит принцип справедливости», – резюмировала адвокат.

Юрисконсульт ООО «ЛитРес» Екатерина Сухова заметила, что в последнее время складывается позитивная практика по обжалованию работниками судебных актов по трудовым спорам в Верховном Суде. «Если работодатель для решения кадровых вопросов использует механизм сокращения численности или штата работников, то работник должен быть защищен от злоупотребления работодателем данным механизмом, ведь цель сокращения штатных единиц – это ведение эффективной экономической деятельности, а не увольнение сотрудников. Поэтому при проведении процедуры сокращения гарантии работников не должны быть нарушены», – заметила она.

«К сожалению, суды нижестоящих инстанций, в которые обратился работник за защитой своего права, не изучили должным образом, были ли предложены какие-либо должности, имелись ли вакантные должности у работодателя, а также не была принята во внимание оценка профсоюза, тем более что бремя доказывания этих обстоятельств лежит на работодателе. И самая главная ошибка судов, на мой взгляд, в том, что они принимали решения, исходя из позиции о праве работодателя предлагать вакантные должности, в то время как такое предложение является их прямой обязанностью», – резюмировала Екатерина Сухова.

Читайте также: