Какие профессии относятся к андерклассу

Опубликовано: 11.05.2024

Низший социальный класс – это группа людей, имеющих низкий доход и низкий уровень жизни из-за отсутствия у них собственности и образования.

Низший класс, как правило всегда ассоциируется с бедностью. Известный социолог П. Сорокин утверждал, что основным признаком бедности является факт, что весь доход семья тратит на продукты питания, в то время как богатые тратят на еду примерно 5-7% от своего дохода.

Бедность вытекает из множества связанных между собой факторов:

  • социальный фактор – возраст, наличие инвалидности, безразличие родителей;
  • экономический фактор – низкий доход и безработица;
  • политический фактор – миграция, конфликты в обществе, уничтожение межрегиональных связей;
  • демографический фактор – большие или наоборот не полные семьи большое количество иждивенцев;
  • регионально-географический фактор – регионы с умирающим производством и депрессивной промышленностью, регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, которые напрямую зависят от централизованных поставок продовольствия и других ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Низший социальный класс 400 руб.
  • Реферат Низший социальный класс 260 руб.
  • Контрольная работа Низший социальный класс 230 руб.

Бедность — это не только низкая заработная плата, но и стиль жизни людей, психологические установки, которые переходят от одного поколения к другому.

Чем больше количество индивидов в низшем слое, тем нестабильней становится ситуация в обществе. Увеличение низшего социального класса ведет у снижению уровня культуры и даже к медленной деградации общества.

В современное время принято различать относительную и абсолютную бедность.

Абсолютная бедность наступает, когда человек на свой заработок уже не может удовлетворять даже самые базисные потребности.

Относительная бедность – это когда человеку очень сложно придерживаться уровня жизни, который принят в окружающем обществе, показатель того, насколько один индивид беднее другого. У разных категорий представления об этом уровне могут значительно различаться.

Низший класс в России и в США

В России низший класс состоит из двух слоев – нижнего и верхнего, эти два слоя очень отличаются друг от друга.

Верхний низший класс – это малоквалифицированные работники массового производства. Часто они живут в относительном достатке, но не имеют высокого образования, имеют пассивный досуг в виде просмотра телевизора и настольных игр, их духовный мир достаточно беден.

Нижний низший класс или так называемое "социальное дно" – это нищие и люди без определенного места жительства, наркоманы и опустившиеся алкоголики.

Недавно в Москве был проведен опрос среди случайных прохожих, всем участникам опроса был задан один вопрос: " Сколько нужно денег в месяц для достойной жизни семье с ребенком?» Ответы были разными – от 10 тысяч рублей до 1,5 тысяч долларов, в результате социологами были выделены следующие тенденции:

  • самым бедным для нормального существования необходима небольшая сумма;
  • молодежь имеет более высокие запросы;
  • жители провинции имеют более скромные запросы, чем жители Москвы.

К низшему классу в США относятся безработные или люди имеющие неполную занятость, часто это матери одиночки, многодетные и мигранты, которые находятся за чертой бедности. Тем не мене и низший средний класс, а это около 33 % населении США, может характеризоваться термином – бедные работающие люди с уровнем доходов от 16 000 до 30 000 долларов в год. В крупных городах США сегодня можно наблюдать большое количество мигрантов и бездомных людей, такого количества бездомных нет ни в одной европейской стране.

Андеркласс

Андерклассом сегодня принято называть социальные группы, которые исключены из жизни общества, им закрыт доступ ко многим социальным институтам, они подвержены дискриминации и живут за чертой бедности. Этому классу характерен высокий уровень смертности и разные формы девиантного поведения, его представители склонны к криминалу, наркомании и алкоголизму.

Сама концепция андеркласса и вопросы связанные с его изучением сложились в США в 60-ых годах прошлого столетия., после чего эта концепция начала приживаться и в Европе. Авторы теории андеркласса исходили из того, что в постиндустриальных обществах с высоким уровнем благосостояния и социальной защищенностью имеет значение не только принадлежность к определенному классу, а и усилия людей, которые они прилагают для достижения успеха.

На западе сегодня существует несколько концепций появления андеркласса:

  • поведенческая концепция – согласно ей в этот класс попадают люди, которые склонны к девиантному поведению, наркомании и алкоголизму, сознательно отрицают необходимость образования и трудоустройства;
  • структурная концепция, выступающая как дополнение поведенческой, она анализирует состояние представителей класса, препятствующее их интеграции в общество – крайнюю бедности, безработицу, отсутствие возможности получить профессию, и т.д.

Таким образом, западное понятие андеркласса близко к российскому пониманию социальной эксклюзии – исключению из общественной жизни, "отверженности" (этот термин ввела в научный оборот социолог Η. Е. Тихонова, однако он не равнозначен рассматриваемому понятию).

Под андерклассом понимается группа с конкретными характеристиками: социально-экономическими (безработица, бедность), культурными (отсутствие образования, отрицание общепризнанных ценностей и норм), поведенческими (наркомания, алкоголизм). Эксклюзия же это процесс исключения из социальной жизни, лишение доступа к социальным институтам и связям, который продолжается достаточно долгий период.

Соотношение социальных слоев в составе населения страны в разных обществах имеет отличия. В более стабильном и экономически развитом обществе профиль стратификации принимает форму ромба, где основную часть составляет средний класс – около 80%, а высший и низший классы уравновешивают друг друга по численности - их доля колеблется в диапазоне 5-10%.

Во время кризиса ситуация в обществе очень нестабильна, тогда профиль стратификации принимает форму пирамиды, самой основной массовой частью в пирамиде выступает низший класс. Чем больше его численность, тем сложнее экономическая и социальная ситуация в обществе. Например, после экономического кризиса 1998 г. в России низший класс насчитывал 70%, средний составил 25%, богатые всего 5%.

"АНДЕРКЛАСС" (далее - А.; от англ. under - "под") - термин, возникший в американской социологии в конце 1950-х - начале 1960-х, в рамках этнических и расовых исследований, для обозначения дискриминируемых этнических групп, компактно проживающих в гетто. Первоначально предполагал "исключенную" группу, которая в каком-то смысле находится вне основного направления движения общества, однако столь жесткая формулировка вызвала многочисленные возражения. В настоящее время используется в различных трактовках для обозначения дискриминируемых и "исключенных" групп с негативной коллективной идентификацией (см.), вне зависимости от их этнической принадлежности.

Проблемы социального неравенства волновали людей задолго до возникновения социологии (см.). Еще Аристотель в "Политике" писал, что в любом государстве (см.) есть три элемента: один класс очень богат, другой - очень беден, третий же - средний. Размышляя о стабильности государства, он отмечал, что у государств, в которых много бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов, поскольку бедность порождает бунт и преступления.

В первых социологических трактовках "низшего" класса отсутствует единая терминология. К. Маркс (см.) в своей классовой теории выделял люмпен-пролетариат, который по своей сути являлся тем, что в современной социологии обозначается как А. Маркс определял люмпен-пролетариат как "остатки и отбросы всех классов".

В эту группу он включал мошенников, жуликов, старьевщиков, содержателей публичных домов, шарманщиков, нищих и другие "отбросы общества". М. Вебер (см.) в работе "Основные понятия стратификации" указывал на существование "негативно привилегированного класса", в который он включал тех, кто не имел ни собственности, ни квалификации, которые можно было бы предложить на рынке. У.Л. Уорнер на основе разработанной им теории репутаций выделял 6 классов, из которых "низший низший" (низший слой низшего класса) состоял из наиболее бедных и отверженных членов общества.

Расовые и этнические исследования стали особенно актуальными в США и Западной Европе после второй мировой войны, вследствие захлестнувшей их волны иммиграции из стран третьего мира, а также процессов демократизации и либерализации общественной жизни, приведших к снижению уровня всех форм социального контроля (см.).

Ожидаемой ассимиляции не произошло; "не принятые" этнические меньшинства самогеттоизировались, криминализовались, укреплялась их негативная коллективная идентификация; на этой почве развивалась катастрофическая эскалация этнических конфликтов. Возникла необходимость в пересмотре стратификационно-классовых схем, интегрировании в них расово-этнического фактора. Мнения о значимости этнического фактора в социальной стратификации (см.) разделились. В США, где социальную структуру (см.) традиционно представляют в виде "лестницы", лишенной жестких непроницаемых ("классовых") перегородок, А. рассматривается в терминах стиля жизни. Так, в качестве "симптомов" принадлежности черных гетто к А. называются "низкий уровень притязаний, низкий уровень образования, нестабильность браков, высокий процент незаконнорожденных, безработица, преступность, наркомания и алкоголизм, высокая заболеваемость, низкая продолжительность жизни" (К. Кларк).

В Европе, где в исследованиях социальной структуры преобладает классовый подход, в рамках традиционных дискуссий между марксистами и веберианцами дебатируется вопрос о том, составляют ли иммигранты особые, наиболее обездоленные, слои рабочего класса (и, следовательно, не являются А.), или этническая принадлежность полностью лишает их статусных и властных преимуществ, в результате чего иммигранты оказываются в худшем положении, чем рабочий класс, не только в экономической сфере, но и в сфере потребления, т.е. образуют А.

Несколько позже понятие "А.", как и многие термины, касающиеся дискриминации и первоначально появившиеся в рамках этнических исследований, было распространено на все дискриминируемые и исключаемые группы. Согласно определению Ф. Паркина, А. образуется "в результате социального исключения групп с негативной коллективной идентификацией". Шведский экономист и социолог Г.

Мюрдаль определяет низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". По определению К. Аулетты, А. состоит из четырех четко различимых категорий: 1) пассивных бедных граждан, как правило, в течение длительного времени получающих государственные пособия; 2) членов агрессивных преступных группировок, терроризирующих улицы большинства городов (в эту категорию нередко входят бросившие школу молодые люди и наркоманы); 3) людей, зарабатывающих на жизнь в "теневом" секторе экономики; 4) алкоголиков, бродяг, бездомных, попрошаек и выпущенных из мест заключения.

В современной социологии используются два основных критерия для выделения А. В первом подходе (преимущественно, американском) превалирует точка зрения на А. как на собрание антисоциальных элементов - это люди, не имеющие легальных средств существования, легальных доходов, профессии, легального занятия, легальной собственности. Он пополняется за счет несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, живущих на пособие матерей-одиночек, грабителей, особо опасных преступников, сутенеров, торговцев наркотиками, попрошаек и т.п.

Согласно второму подходу (преимущественно, европейскому), А., помимо антисоциальных, включает также беднейшие слои населения. У индивидов, семей и групп населения, находящихся в состоянии бедности, отсутствует достаточное количество ресурсов для поддержания стандартов питания, времяпрепровождения, условий жизни и быта, традиционных для общества, к которому они принадлежат.

Поэтому они "действительно исключены из нормальных отношений, жизненных традиций, деятельности" (П. Таунсенд) и с течением времени неизбежно начинают пополнять антисоциальные слои.

Рассматривая социальную структуру современной России, Н.М. Римашевская не использует термин А., но наряду с элитой и средними слоями выделяет слой "маргиналов", характеризующихся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности, а также "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

В А. формируется специфическая культура. Характерные черты этой культуры - нежелание что-либо менять в жизни, иметь легальные доходы и занятия; презрение к общественным нормам, моральная деградация. Иногда эта культура формируется поколениями. Общество старается отгородиться от таких групп, внутри которых также появляется своя стратификация и субкультуры (см.). Существуют (и иногда даже специально создаются) отдельные поселения таких групп, контроль за которыми со стороны общества часто весьма затруднителен.

При всем многообразии стратификационных систем, А. ни в одну из них не входит, что показывает его существенную особенность среди других классов.

Введение 3
Понятие «Андекласс». 5
Место андекласса в социально-классовой стратификации 7
Андекласс в культурно-нормативной стратификации 9
Андекласс и социальная политика: главные направления перемен 12
Концепция андекласса в российском контексте 15
Заключение 17
Литература 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по теме_Андекласс – сущность и место в обществе.doc

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

Контрольная работа по теме:

«Андекласс – сущность и место в обществе».

Студентка группы ЗСР-216

Место андекласса в социально-классовой стратификации

Андекласс в культурно-нормативной стратификации

Андекласс и социальная политика: главные направления перемен

Концепция андекласса в российском контексте

Введение

В 30-е годы в США были проведены исследования классовой структуры общества

(У. Уотсон и Л. Уорнер). В результате исследования было выделено 6 классов.

  1. Верхний высший класс
    Представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа (так называемые "старые семьи", аристократия).
    Например, владельцы юридических фирм, управляющие корпорацией, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, медицинские светила, крупные архитекторы.
  2. Нижний высший класс
    Банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, профессиональные спортсмены, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. С точки зрения представителей верхнего класса это "выскочки". Обычно они ведут жесткую конкурентную борьбу. Деньги "новых богатых" ещё лишь начали вкладываться в ликвидные ценности.
  3. Верхний средний класс
    Преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, юристы, врачи, научная элита. Активно участвуют в общественной жизни, но не в масштабах государства.
  4. Нижний средний класс
    Наемные работники - инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, квалифицированные рабочие.
    Наиболее многочисленный класс, который выступает за экономическую, социальную и политическую стабильность в обществе.
  5. Верхний низший класс
    Наемные рабочие низкой квалификации, живущие в относительном достатке. "Относительно бедные".
  6. Нижний низший класс (андекласс)
    Нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие. "Абсолютно бедные".

В своей контрольной работе я рассматривала 6 класс – нижний низший класс, или андекласс.

Для того чтобы понять сущность андекласса и его место в обществе, я осуществила небольшой экскурс в историю возникновения понятии «Андекласс».

Затем, для анализа положения андекласса в социальной структуре я воспользовалась статьей БАЛАБАНОВА Е.С. «Андекласс: понятие и место в обществе». В своей статье Балабанова Е.С. предлагает для осуществления данного анализа использовать два типа стратификационных систем: социально-классовую и культурно-нормативную.

Первая позволяет рассмотреть данную группу относительно других по размерам и структуре доходов, уровню личного материального благосостояния ее членов, степени организованности и участия в основных институтах общества.

Во втором случае андекласс рассматривается как социальный слой со своей особой культурно-нормативной системой. Культура бедности часто изучается в западной литературе как самостоятельная величина и считается главной отличительной чертой андекласса и основным фактором сохранения и воспроизводства бедности.

Понятие «Андекласс».

"Underclass" (англ. under - "под") - термин, возникший в американской социологии в конце 1950-х - начале 1960-х, в рамках этнических и расовых исследований, для обозначения дискриминируемых этнических групп, компактно проживающих в гетто. Первоначально предполагал "исключенную" группу, которая в каком-то смысле находится вне основного направления движения общества, однако столь жесткая формулировка вызвала многочисленные возражения. В настоящее время используется в различных трактовках для обозначения дискриминируемых и "исключенных" групп с негативной коллективной идентификацией, вне зависимости от их этнической принадлежности.

В англоязычной литературе нет ни его строгого определения, ни единства мнений относительно количественных характеристик андекласса.

В своей статье Балабанова Е.С. предлагается понимание андекласса как состоящего главным образом из "пассивных бедных" - безработных, длительное время получающих социальные пособия по программам социального обеспечения (эти пособия - основной или единственный источник средств к существованию, не спасающий от бедности, но обеспечивающий минимальный социально приемлемый уровень жизни), не искавших или переставших искать работу.

В первых социологических трактовках "низшего" класса отсутствует единая терминология. К. Маркс в своей классовой теории выделял люмпен-пролетариат, который по своей сути являлся тем, что в современной социологии обозначается как андекласс. Маркс определял люмпен-пролетариат как "остатки и отбросы всех классов". В эту группу он включал мошенников, жуликов, старьевщиков, содержателей публичных домов, шарманщиков, нищих и другие "отбросы общества". М. Вебер в работе "Основные понятия стратификации" указывал на существование "негативно привилегированного класса", в который он включал тех, кто не имел ни собственности, ни квалификации, которые можно было бы предложить на рынке. У.Л. Уорнер на основе разработанной им теории репутаций выделял 6 классов, из которых "низший низший" (низший слой низшего класса) состоял из наиболее бедных и отверженных членов общества.

Шведский экономист и социолог Г. Мюрдаль определяет низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". По определению К. Аулетты, андекласс состоит из четырех четко различимых категорий:

1) пассивных бедных граждан, как правило, в течение длительного времени получающих государственные пособия;

2) членов агрессивных преступных группировок, терроризирующих улицы большинства городов (в эту категорию нередко входят бросившие школу молодые люди и наркоманы);

3) людей, зарабатывающих на жизнь в "теневом" секторе экономики;

4) алкоголиков, бродяг, бездомных, попрошаек и выпущенных из мест заключения.

В современной социологии используются два основных критерия для выделения андекласса.

В первом подходе (преимущественно, американском) доминирует точка зрения на андекласс как на собрание антисоциальных элементов - это люди, не имеющие легальных средств существования, легальных доходов, профессии, легального занятия, легальной собственности. Он пополняется за счет несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, живущих на пособие матерей-одиночек, грабителей, особо опасных преступников, сутенеров, торговцев наркотиками, попрошаек и т.п.

Согласно второму подходу (преимущественно, европейскому), андекласс, помимо антисоциальных, включает также беднейшие слои населения. У индивидов, семей и групп населения, находящихся в состоянии бедности, отсутствует достаточное количество ресурсов для поддержания стандартов питания, времяпрепровождения, условий жизни и быта, традиционных для общества, к которому они принадлежат. Поэтому они "действительно исключены из нормальных отношений, жизненных традиций, деятельности" (П. Таунсенд) и с течением времени неизбежно начинают пополнять антисоциальные слои.

Однако в основной массе литературы, посвященной андеклассу (как элементу социальной структуры и как социальной проблеме), можно выделить его следующие принципиальные характеристики:

 экономическую зависимость от государства;

 исключение (добровольное или принудительное) из рынка труда;

 исключение из доминирующей культуры.

Место андекласса в социально-классовой стратификации

Андекласс часто называют синонимом бедности, причем бедности "неприличной".

Это люди с самым низким в обществе уровнем материального благосостояния; они неспособны обеспечить себя достаточными средствами к существованию и целиком зависят от различных государственных пособий.

Жизнь на государственные пособия не спасает от бедности. Кроме них, в структуре

доходов андекласса имеются случайные заработки (важно, что занятость носит кратковременный характер), а также нелегальные доходы, полученные от участия в

преступной деятельности и теневой экономике. Дополнительные доходы носят характер "теневых", не декларируемых, поскольку существует жесткая привязка уровня дохода и наличия оплачиваемой занятости к праву на получение пособия.

По социально-профессиональному составу андекласс в основе своей - длительно

безработные, не имеющие специальности или низкоквалифицированные рабочие, не востребованные на рынке труда. Для них характерен низкий уровень образования, связанный с недоступностью престижных учебных заведений и отсутствием мотивации к получению образования, обусловленным культурными причинами.

Специфичен расово-этнический состав андекласса. Часто его называют "феноменом черных". По оценке Ф. Леви, 70% категории "постоянно бедных" в США -

составляют представители этнических и расовых меньшинств.

По данным того же автора, половину численности андекласса составляют члены

семей, возглавляемых женщинами. Другие исследователи считают, что удельный вес этой категории в группе неработающих долговременных получателей пособий еще выше. Процесс кризиса семьи как социального института особенно ярко наблюдается в низших слоях общества. Рост мужской безработицы и наличие права для одинокой женщины с детьми на получение пособия оказывают влияние на высокий уровень разводов в бедных семьях. Часто мать-одиночка даже при желании работать "потеряна" для рынка труда:

 во-первых, спрос на неквалифицированный труд очень ограничен;

 во-вторых, ценность одинокой матери как работника невысока.

Ей часто недоступна работа на полный рабочий день, что еще больше усугубляется неразвитостью государственной сети дневного ухода за детьми. Поэтому семьи матерей-одиночек часто оказываются в "порочном круге бедности" и зависимости от государственной благотворительности. Это явление получило название "феминизации бедности". К. Аулетта приводит данные, согласно которым в США из семей, возглавляемых женщинами, бедна каждая третья семья, в то время как среди полных семей бедна каждая девятнадцатая.

С точки зрения положения во властной структуре общества и степени организованности андекласс представляется аморфным, отчужденным от основных социальных институтов, социально пассивным образованием. Отсутствие профессии и образования у большинства его членов, адаптация к жизни в условиях бедности, социальная пассивность - причины неорганизованности этой группы в профсоюзы, политические партии и общественные организации. Вместе с тем, данные представители андекласса - благодатная почва для организации уличных беспорядков и насильственных действий. В этом отношении андекласс считают преемником "пролетарского охлоса" — люмпен-пролетариата начала XX в. Поэтому данный слой представляется социально опасным, и основное функциональное назначение нынешних государственных пособий - материальная поддержка в обмен на лояльность, недопущение острых социальных конфликтов. По сути это не что иное, как политика государства, которая неизбежно налагает на получателя помощи ограничения его индивидуальной свободы и стигматизирует его как "иждивенца".

По своему положению в обществе андекласс можно характеризовать как "вдвойне

депривированный". Он не только не обладает материальными или культурными "капиталами", способными приносить дивиденды, но, и лишен возможности продавать

свой труд. По словам К. Аулетты, он неполноценен и экономически, и социально, т.е.

не вплетен в структуру постиндустриального общества, а живет на его "излишки". По-

этому в основе своей андекласс одинаково далек как от среднего, так и от рабочего класса, что и отражается в его названии - группа, находящаяся за границами основных социальных классов, вне и в то же время в самом низу социальных иерархий.

Андекласс в культурно-нормативной стратификации

Андекласс недостаточно понимать лишь в терминах социально-классовой дифференциации. Не все бедные входят в андекласс: бедность сама по себе - еще не повод

для отторжения или изоляции от общества. То же можно сказать и про неполные семьи, и про временно безработных.

Культурно-нормативная дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. В данном случае главный аргумент выделения андекласса в отдельный социальный слой - утверждение, что жизнь в постоянной бедности порождает определенную культуру, облегчающую адаптацию к ущербным условиям существования.

В андеклассе формируется специфическая культура. Характерные черты этой культуры - нежелание что-либо менять в жизни, иметь легальные доходы и занятия; презрение к общественным нормам, моральная деградация. Иногда эта культура формируется поколениями. Общество старается отгородиться от таких групп, внутри которых также появляется своя стратификация и субкультуры. Существуют (и иногда даже специально создаются) отдельные поселения таких групп, контроль за которыми со стороны общества часто весьма затруднителен.

Культуру андекласс характеризуют низкий уровень запросов, недостижительские ценности, иждивенчество, безответственность, беспомощность, лень и асоциальные способы поведения. Такие устойчивые формы социального взаимодействия не только удерживают их носителей в постоянной бедности, но и ограничивают вертикальную мобильность последующих поколений. Эта культура получила название "субкультуры бедности", наиболее полно описанной в работах автора этого термина О. Льюиса. Она одновременно выступает и следствием, и причиной бедности: являясь продуктом объективных материальных условий существования, "культура бедности" одновременно играет активную роль в конструировании социальной реальности.

Традиционно грань между просто бедными и пауперами, "приличными" и "неприличными" бедными, а позднее между низшими слоями и андеклассом проходила по

От «всеобщего среднего класса» к обществу неравенства

В прошлом Японии была эпоха, когда страну называли обществом «тотального 100-миллионного среднего класса». Было это в 1970-1980-е годы. В статистике Организации экономического сотрудничества и развития отмечалось, что экономическое неравенство в Японии находится на минимальном уровне наряду со странами севера Европы. В ходе опросов общественного мнения правительством Японии приблизительно 90% жителей страны называли свой уровень жизни «средним». Впрочем, статистику тех времен вряд ли можно называть столь же точной, как сегодня: на самом деле, «90%» являются результатом, полученным путем суммирования процента людей, выбравших одну из трех серединных категорий из пяти: «верхний», «верхний средний», «середина среднего», «нижний средний» и «нижний», Иначе говоря, эта величина практически выглядит подогнанной. Тем не менее, благодаря сверхвысоким темпам экономического роста, которые продолжались порядка 15 лет с конца 1950-х годов, подавляющее большинство японцев, уровень жизни которых повышался, поверили в «общество всеобщего среднего класса численностью 100 миллионов».

Однако после этого в Японии происходит быстрое расширение экономического неравенства. Индекс Джини, который приближается к единице по мере роста экономического неравенства, достигнув минимальной величины в 0.349 в 1980 году, развернулся к росту, и в 2001 году он составил 0.498, а в 2016-м достиг 0.559. Неравенство в зависимости от профессии, неравенство в зависимости от величины предприятия, неравенство в зависимости от сферы производства и прочие – увеличиваются все виды. Процент бедности, который демонстрирует долю, занимаемую в общей численности населения людьми, находящимися в бедственном экономическом положении из-за низких доходов, также является в Японии вторым по величине среди стран-членов «Большой семерки». Таким образом Япония незаметно превратилась в то, что принято именовать «обществом неравенства». И сегодня многие японцы стали понимать, что теперь их страна – далеко не общество «ста миллионов середняков», что Япония – это «общество неравенства» (*1) .

Два промежуточных класса между рабочими и капиталистами

В условиях продолжающегося расширения неравенства, японское общество огромного единого среднего класса все сильнее приобретало характер классового общества нового типа.

Капиталистическое общество, будучи изначально разделенным на классы, является обществом классовым. Современные социологи стали считать, что при этом в нем существуют четыре класса. Наиболее представительные из них – класс капиталистов и класс трудящихся. Класс капиталистов составляют акционеры, а также корпоративные руководители, которые занимаются организацией производства, а к классу трудящихся относятся те, кого класс капиталистов нанимает для выполнения работы.

Вместе с тем между двумя этими классами имеются еще два промежуточных класса. Первый – это «новый» средний класс, который занимает промежуточное положение между капиталистами и рабочими на предприятиях, осуществляя контроль над производством под руководством капиталистов, а также занимаясь техническими разработками. Еще один – это «старый» средний класс. К нему относятся самостоятельно занятые предприниматели, ведущие независимый бизнес, в том числе крестьяне, которые так же, как и капиталисты, ведут собственное дело, но при этом работают и сами, подобно классу трудящихся, и сочетают таким образом свойства и того, и другого класса. Поскольку такой класс капиталистическое общество порождало и прежде, его именуют «старым» средним классом.

Вместе все эти четыре класса естественным образом составляют экономический порядок, при котором на самом верху располагаются капиталисты, в самом низу – трудящиеся, а два вышеописанных средних класса занимают промежуточное положение между ними. Поэтому когда речь заходит о нижнем классе капиталистического общества, имеют в виду трудящихся. Это отнюдь не означает, что капиталисты платят трудящимся низкую заработную плату, едва позволяющую поддерживать существование. Почему? Потому что, не говоря уже о том, что управление предприятием требует, чтобы класс трудящихся был бодр и работал не только сегодня, но и завтра, необходимо, чтобы трудящиеся формировали благополучные семьи и растили детей, создавая следующее поколение своего класса. Поэтому с тех пор, когда в современную эпоху утвердилось по меньшей мере соблюдение основных прав человека, классу трудящихся гарантировалось отсутствие беспричинных увольнений и, насколько возможно, заработная плата, позволявшая нормально жить.

Колоссальная группа, возникшая после периода экономики «мыльного пузыря»: внештатные работники

Однако примерно с конца эпохи «экономики мыльного пузыря» внутри класса трудящихся началось расслоение. При благоприятной экономической конъюнктуре предприятиям необходимо увеличивать численность персонала. Но если нанимать человека в штат полноправных работников, то его будет невозможно будет уволить при ухудшении конъюнктуры. Поэтому предприятия стали нанимать молодежь, только что закончившую учебу в школах, в качестве трудящихся с непостояной занятостью. В то время эту молодежь называли фурита (фритер). Если до тех пор на условиях внештатной занятости нанимали по большей части замужних женщин, то теперь эту категорию трудящихся пополнили юноши и девушки.

И вот в начале 1990-х экономика «мыльного пузыря» лопнула и наступил кризис, вызванный этим явлением. Предприятия сократили прием на работу, и теперь то, что молодежь, только что окончившую учебу, нанимали не в качестве полноправных штатных сотрудников, а внештатными работниками, стало восприниматься как нечто естественное. В особенности быстро этот процесс развивался со второй половины 1990-х, и только что окончившей учебу молодежи стало просто невозможно устроиться в постоянный штатный персонал. Это время прозвали «ледниковым периодом трудоустройства», породившим соответственно «поколение ледникового периода трудоустройства». Так с 1999 по 2004 год, когда ситуация с наймом была наиболее суровой, выпускники – нынешние люди в возрасте около 40 лет, оказались в наихудшем положении и стали поколением, на котором проблемы ледникового периода трудоустройства отразились в наиболее сконцентрированном виде.

В странах Северной Америки и Европы ситуацию, когда выпускники не могут найти работу, решительно невозможно назвать чем-то необычайным. Но в Японии такое положение возникло впервые после восстановления от последствий ее участия во Второй мировой войне на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. Между тем поскольку для японских предприятий традиционно было совершенно естественно ограничиваться наймом только свежих выпускников, уже по прошествии нескольких месяцев после окончания учебы на работу они принимали крайне мало. Поэтому поколение «ледникового периода трудоустройства» в большинстве случаев так и не смогло устроиться на постоянную штатную занятость и было вынуждено продолжать трудиться на условиях низкооплачиваемого внештатного трудоустройства.

Такое положение продолжается вот уже 30 лет вплоть до сегодняшнего дня. Окончившим учебные заведения в период «мыльного пузыря» уже за 50 лет. Таким образом в Японии многие люди в возрасте от молодежи до средне- и старшего возраста, вливаясь в мейнстрим общества, сформировали колоссальную группу трудящихся на условиях внештатного трудоустройства.

Почти четверть класса трудящихся

Безусловно, эти люди относятся к классу трудящихся. Но их удел – получать только низкую зарплату, которой едва хватает на то, чтобы сводить концы с концами. По этой причине им сложно жениться и выходить замуж, а растить детей и вовсе оказывается крайне затруднительно. В какой-то мере легче приходится женщинам-внештатным работницам, именуемым женами на подработках, поскольку зарабатывает муж. Но у юношей и бывших юношей, попавших во внештатные работники после периода «мыльного пузыря», этого нет. Таким образом в Японии оказалось сформировано новое, огромное дно нижнего класса. Всех этих людей, работающих на условиях внештатной занятости (не считая подрабатывающих жен), все чаще называют «андерклассом» – социальным дном класса трудящихся. В англоязычной среде слово «андеркласс» зачастую употребляется для обозначения главным образом малообеспеченных национальных меньшинств и используется в дискриминационном контексте, однако в данной статье, никоим образом не подразумевая такого значения, оно задействовано для того, чтобы обозначить малообеспеченный слой населения, существующий за счет нестабильной и низкооплачиваемой работы.

Какова численность андеркласса? Рассмотрим приведенную ниже гистограмму. Она демонстрирует изменение численности класса трудящихся на условиях внештатной занятости (за исключением менеджеров и узких специалистов) с 1992 по 2017 год. В 1992 году численность внештатных трудящихся составляла 9 млн 920 тыс. человек, однако в результате быстрого роста в 2017 году она уже достигла 17 млн 390 тыс. При этом если в 1992 году 60% внештатного персонала составляли подрабатывающие домохозяйки, то уже в 2002 году их доля стала меньше половины, то есть преобладающим стал андеркласс в чистом виде. В 2012 году численность этого подкласса составила 9 млн 290 тыс. человек, и несмотря на небольшое снижение до 9 млн 130 тыс., в 2017 году, это огромная сила, которая составляет 14,4% всего работающего населения и формирует почти четверть рабочего класса.


Кроме того, имеются ближайшие соседи андеркласса – безработные и незанятые. Если исключить пожилых людей в возрасте 60 лет и старше, а также домохозяек, то их количество составит порядка 3 млн. Суммирование этих двух величин позволяет заключить, что численность социального дна в широком смысле составляет в Японии целых 12 млн человек.

Приведенные ниже гистограммы представляют сравнение экономического состояния, жизненных условий, а также самосознания андеркласса и других классов. При этом наличествующие в андерклассе лица в возрасте 60 лет и старше, которые получают доход в виде пенсии, в подсчет не включены.

Все это рассчитано исходя из проводимого японскими социологами один раз в десять лет «Общенационального опроса социальных классов и социальной динамики (Опрос SSM)».

Годовой персональный доход представителя андеркласса составляет всего 1 млн 860 тыс. йен, а доход домохозяйства не превышает 3 млн 430 тыс. йен.


Фактически процент бедности достигает 38,7%.


Доля домохозяйств, у которых нет совершенно никакого капитала – ни накоплений, ни принадлежащего им жилья и т. п. – тоже достигает 31,5


Поражает то, что при этом 66,4% мужчин и 56,1% женщин андеркласса никогда не состояли в браке.


Удовлетворенность работой и жизнью у них заметно ниже; среди них меньше всего тех, кто чувствует себя счастливым.


Доля тех, кто испытывает сильную тревогу о том, как жить в будущем, превышает 40%.


Между тем 20% испытывают депрессию или имеют заболевания психики. В гистограмме этого не отражено, но если рассмотреть мужчин в возрасте от 20 до 30 лет из числа тех, кто принадлежит к андерклассу, то становится заметно, что там данный показатель достигает 44%, иначе говоря, психически эти люди загнаны в угол. Категорию обильно пополняет молодежь, превратившаяся в «трудовых беженцев» из-за воздействия пандемии коронавируса.


Прежде всего – повысить минимальную оплату труда!

В странах Европейского Союза, где законодательно запрещено неравенство между различными формами трудоустройства, имеются примеры, когда государства в порядке возмещения за нестабильный характер трудоустройства устанавливают более высокую почасовую ставку для работников на условиях внештатной занятости. Между тем в Японии режим дискриминации по форме трудоустройства фактически остается без внимания. Если в последние годы и принимаются какие-то меры, то пока их совершенно недостаточно.

Кроме того, минимальная ставка почасовой оплаты труда составляет в Японии всего лишь 902 йены, что значительно ниже, чем в странах Европейского Союза. В Соединенных Штатах минимальная почасовая ставка оплаты невысока (7,25 доллара, или примерно 767 йен), но многие штаты устанавливают ее на более высоком уровне, и в последние годы наблюдается улучшение ситуации, а во Флориде и ряде других штатов идет работа с тем, чтобы за следующие пять лет поднять эту ставку до 15 долларов (около 1600 йен). С учетом высоких цен в Японии необходимо повысить ставку как минимум до 1200 йен, а в конечном счете довести ее примерно до 1500 йен. Осуществить единовременный переход от внештатной занятости к штатной, вероятно, будет затруднительно, но реализация такого рода мер могла бы позволить тем, кто трудится на условиях непостоянной занятости зарабатывать себе на жизнь, а семейным парам, где работают оба супруга, это дало бы возможность растить детей.

Но нынешняя политическая власть относится к таким мерам отрицательно. Быть может, наиболее действенным курсом для японского общества с целью избежать дальнейшего следования по пути обеднения стала бы реализация смены политической власти на ту, которая будет активно стремиться сократить неравенство и преодолеть бедность.

Фотография к заголовку: Наводненное студентами место проведения конференции по поиску работы для будущих выпускников во времена «ледникового периода трудоустройства», Токио, Ариакэ, выставочный комплекс Tokyo Big Sight (Снимок сделан 14 марта 2000 года. «Ёмиури симбун»/Aflo)

Статьи по теме

(*1) ^ В качестве критерия, позволяющего сделать вывод о бедности, применяется половина медианной величины той части дохода, которой человек может свободно распоряжаться в обычных условиях. По результатам проведенного Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения в 2018 году «Национального опроса жизненного базиса» половина медианной величины распоряжаемого дохода составила 1 млн 270 тыс. йен в год.


Их всегда можно было увидеть вместе. Невысокий плотный мужчина в полушубке из некого курчавого меха. Женщина – высокая и худая, похожая на рельсу. И черный пудель на длинном поводке. Чуть поодаль от них шла девочка лет двенадцати, в старом пуховике сиреневого цвета.
Мама называла её Ленкой, мужчина в курчавом полушубке – Аленкой, знакомые бомжи – Лелькой. Однажды, проходивший мимо мужчина, одетый по последней моде, окинул её взглядом, назвал сначала Лелей, а потом Лелитой. В ответ девочка кокетливо пожала плечами. Мужчина засмеялся, сел в красивую машину и исчез.
Они жили, где придется, ели, что найдут. Время от времени, Олегыч работал на проспекте Космонавтов – инвалидом. Он надевал пятнистую форму, прятал под себя одну ногу, усаживался в инвалидную коляску. В таком виде его вывозили на дорогу. Олегыч подруливал к машинам, жалостливо смотрел на водителей, тянул руку, просил деньги. Машин много, постоянные пробки, духота даже зимой. И копоть. Вечером его привозили на базу, мыли, забирали деньги. Зато давали одежду и немного еды. Лелька собирала бутылки вместе с мамой. Это нужно было делать осторожно. Нищая братия разделила между собой все районы и помойки. Иногда Лельке удавалось стащить из чужого сквера пару бутылок и на полученные деньги от их сдачи, покупала себе шоколад. Это был праздник.
Каждый день они осматривали помойки. Часто находились замечательные вещи: старая одежда, сломанные табуретки, чашки с отломанными ручками и даже игрушки. Кукол Лелька складывала в большой мешок. Иногда доставала их и любовалась. Она никогда с куклами не играла, они были слишком красивые. Приходили к помойкам и пенсионеры. Им позволяли брать еду. Олегыч пару раз пытался снять шапку с прохожих, но был настолько неумел и пьян, что даже хрупкая девушка оттолкнула его и громко выругалась.
А Лелька просто наблюдала.
В последнее время они обосновались на Уралмаше. Ходили с одной улицы на другую, пока не нашли тихий дворик среди полнометражек. Жили за гаражами, возле помойки.
Нынче им повезло. Зима выдалась теплой и малоснежной, с частыми оттепелями. Такая, какой обычно случается весна, с сосульками и капелями. Но Лелька все равно мерзла. Олегыч разводил костер, но он быстро гас на ветру, только раздразнив своим теплом. Мама с Олегычем, почти всегда пьяные, быстро засыпали. Лена лежала между взрослыми и смотрело на небо. Однажды в январе, совсем рано утром, блеснула молния, и раздался гром. Лелька испугалась и заплакала. У неё была мечта, услышать, как дождь стучит по карнизу, по окну, как падает с крыш растаявший снег, как с грохотом разбиваются сосульки, срываясь с балкона. А Лена бы сидела в кресле и пила какао. Она никогда не пробовала какао… С этими мыслями, Лелька засыпала каждую ночь. И просыпалась от холода. Или оттого, что черный пудель пытался залезть к ней на живот и лизнуть своим шершавым языком.

Днем Лелька бегал на районную елку или стояла на остановке. Там гремела музыка, мигали гирлянды… Всегда было много людей. Они пытались залезть, затолкнуться, проникнуть в рогатый троллейбус. Следом шел другой, но всем почему – то хотелось ехать в битком набитом транспорте. Люди застревали в дверях, их куртки и сумки ехали на морозе. А Лелька смеялась. В желудке начинало бурлить – пришло время обеда. Лелька таскала с лотков казинаки и семечки. Потом возвращалась в пустой двор.
Лена часами просиживала у подъезда 51 – го дома, ждала, когда появится она… Высокая, красивая, в черном пальто и в белом парике. Как он шел ей! Густая челка и тяжелые пряди до плеч! Такие шелковые, белые как снег, сверкающие на зимнем солнце. Лелька следила за «соседкой», будто завороженная, чуть приоткрыв рот. Женщина проходила мимо, оставляя за собой сладкий аромат, который дурманил детскую голову. Она подходила к серебристой машине и… исчезала. Но Лельке удалось рассмотреть, кто был за рулем: тот самый мужчина, который назвал её странным, но сладким именем Лелита

«Социальное дно – люди, живущие хуже некуда.
Им характерна изолированность от институтов
общества и включение в криминальные
структуры, замкнутость. Это – десоциализация,
утрата социальных навыков жизни. К
социальному дну относятся: бомжи,
наркоманы, алкоголики, наркодельцы,
наемные убийцы. Один человек может
совмещать в себе два статуса: быть и
человеком, и наркодельцом».

Лекции по социологии

Совершенно неожиданно для себя, Лена оказалась в квартире той самой блондинки. Мужчина увидел, как подвыпившая мать толкнула Лельку на землю. Она расшибла коленку и заплакала. Мужчина забрал Лельку с собой, заплатив матери какие – то деньги. Лелька оказалась в подъезде у заветной двери, и… дверь открыла она, женщина в белом парике. Она была в длинном синем халате, на полах которого красовались павлины. Лелька даже перестала плакать, стояла, затаив дыхание. В квартире оказалось тепло и чисто. Леля всегда знала, что именно так и должно быть дома. Обрывки памяти рисовали картины уютной квартиры и улыбающейся матери. Сейчас Лелька матери боялась. Олегыч был ей противен. Черный пудель надоел, потому что всегда был грязным и голодным, и постоянно лаял.
Вот Лелька и осталась жить в этой квартире со светлыми обоями и высоким потолком, где витал запах восточных благовоний, а на столе стоял портрет волосатого мужчины во всем оранжевом. Лелька так и не запомнила его имени.
Блондинку звали Настей. И по началу Насте не понравилось, что с ней будет жить ребенок. Ребенок грязный и невоспитанный. Ребенок, похожий на затравленного зверька. Но так сказал пожилой мужчина, а Настя почему – то слушалась его. Но со временем, увидев, что Лелька буквально смотрит ей в рот и боготворит, Настя привыкла к новой соседке. Они даже стали подругами.
Теперь у Лельки была своя комната. Ей купили одежду и отправили в школу. Учеба давалась с трудом, но перечить желаниям хозяина, Лелька не хотела, и потому старалась. Владимира Степановича Лелька звала хозяином, услышав это слово от Насти, которой подражала во всем. Настя учила, как нужно одеваться, как улыбаться, чтобы понравиться мужчине. Лена запомнила. Вечерами Настя куда – то уходила, и Лена оставалась одна. Усаживалась в кресло с ногами, послушав немного, как падает с крыш тающий снег, и плачут сосульки, делала звук на телевизоре громче. Ставила на колени чашку с горячим какао и уходила в мир романтических комедий.
Маму Лелька иногда видела, но скорее спешила укрыться в зеленом подъезде. К старой жизни возвращаться не хотелось. И она всегда помнила о том, что мама продала её совсем не знакомому человеку. Может потому, она и не слышала пьяных криков под окнами каждый вечер.
- Лена!
- Лена!

- Послушай! «Лолита, свет моей жизни, огонь моих
чресел, грех мой, душа моя. Ло – ли – та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та».
- Ну и что?

Из случайно услышанного разговора

Время шло быстро. Подходя к зеркалу, Леля видела отражение не только тоскующего в горшке кактуса, разобранной кровати и разброшенных вещей, но и семнадцатилетнюю девушку, с острыми ключицами, и светлыми волосами, рыжеватого отлива. Тревога в серо – голубых глазах, заостренный нос.
За окном – машины, машины, машины… Переливаются огни… Теперь Лелька живет в другой квартире, в самом центре города. Суета. Тревога.
Ночью шел дождь. Мокрая дорога. Все по кругу, как у Блока. «Улица. Фонарь. Аптека». Только Лелька Блока не читала.
Лелька сменила Настю, которая внезапно сбежала вместе с загадочным блондином. Владимир Степанович взял испуганную Лельку жить к себе. И как – то незаметно, привыкла она к наркотикам. Восьмиполосная взлетная полоса уже не обещала полета. Иногда Леля пыталась понять, что с ней происходит, но… начинала болеть голова. Когда – то в детстве, Леля просто не научилась думать.

Несколько дней назад Лелька поругалась с хозяином из – за денег. Нет денег – нет белого порошка. Только тающий снег за окном. Она лежала на полу, в расстегнутом синем халате, на полах которого павлины отчаянно били крыльями. Широко открытыми пустыми глазами Лелька смотрела в окно. Штор не было, поэтому хорошо было видно звездное небо и тишину. А Леля слышала зимний ветер. Падает снег. Идут трое. Он. Она. И черный пудель, хромающий на левую лапу. От такой звенящей тишины разболелась голова.
А снег все падал. Равнодушно – равнодушно, по – рождественскому.
Ведь ничего не изменилось. Так еж холодно и одиноко. За прошедшим утром придет наступающее, но нового не принесет. Не принесет нового для тех, кто это новое видеть не хочет. Или не умеет. Не привык к нему… Или что – то мешает увидеть. Судьба, например.
Только снег ни о чем не думает.
Снег безумно красив.
Он рождается на небесах и оттого священен.
Снег просто падает, большими белыми хлопьями.
Как в ночь на седьмое января.

Читайте также: