Соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя

Опубликовано: 02.10.2024

gamainna

" Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [И з опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выступление на м етодическом объединении учителей начальных классов МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга (школьный уровень ; 10.12.2014 г.)].

Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга.

ВложениеРазмер
professionalnaya_refleksiya_i_ee_mesto_v_formirovanii_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov.docx 25.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга

к заседанию методического объединения учителей начальных классов на тему: «Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов».

Докладчик : Чичикина И.В., учитель начальных классов, I квалификационная категория.

По мнению И.И. Семенова, рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

Рефлексия – мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны – они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Подготовка высококвалифицированных специалистов на современном уровне предполагает не только организацию глубокого, системного и качественного освоения ими фундаментальных знаний, формирование соответствующих практических умений и навыков, но и развитие у них мотивационно-потребностной сферы, способностей к самореализации и творчеству.

К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Между тем в современных исследованиях по психологии труда, педагогике и психологии рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

В свете этого подхода важное значение для подготовки специалиста любого профиля имеет развитие у него профессиональной рефлексии как свойства личности, мышления и условия, необходимого для его творческой самореализации и достижения высокого уровня профессионального мастерства.

Изучались психолого-педагогические условия формирования и развития различных видов рефлексии (интеллектуальной, коммуникативной, социально-перцептивной (образ «Я» глазами других людей) личностной (образ «Я»: реальный и идеальный) и профессионально-педагогической) на разных ступенях непрерывного образования. Личностная рефлексия четко отражается в самооценке человека. Рефлексивный автопортрет включает в себя самооценку, которая восходит от образа личности глазами других, что позволяет личности корректировать и самосовершенствовать себя.

В ходе развивающего обучения и воспитания будущих педагогов наряду с традиционными технологиями широко применялись методы активного обучения (деловые игры, тренинги, организационно-деятельностные игры), методы психолого-педагогической диагностики, внедряли различные методы научно-исследовательской деятельности учащихся, студентов и преподавателей.

Предварительный анализ качества профессиональной и личностной подготовки будущих специалистов системы образования позволяет нам сделать следующие общие выводы и рекомендации .

1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.

2. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

3. Начинать работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии целесообразно еще в системе довузовского обучения, а затем продолжить ее на этапах вузовского и послевузовского образования.

4. Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста следует осуществлять в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты должны не только овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и познакомиться с "азами" научного творчества, осваивать приемы самообразования и самосовершенствования.

Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности. Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов.

Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

На современном этапе развития педагогических и психологических наук много внимания уделяется рефлексии. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, т.к. по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Сознательно (рефлексивно) опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны» в педагогической деятельности позволяет дифференцирующая функция рефлексии. Рефлексивность позволяет психике выделить и зафиксировать в самой себе те или иные стороны своей качественной определенности; репрезентировать свои особенности. Благодаря дифференциации становится возможным «доступ» к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству. Такая подвластность произвольному контролю делает рефлексию необходимым качеством педагога.

Рефлексия играет детерминирующую роль относительно других профессиональных качеств, поэтому учебный процесс в вузе должен быть организован так, чтобы уже с первого курса у студентов рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно. Важно разделить два уровня рефлексии: рефлексия по поводу собственного учения (в позиции «студент») и рефлексия по поводу организации обучения (в позиции «педагог»).

Практикуются специальные курсы, где рассказывается о важности и необходимости рефлексии для каждого педагога, через сюжетно-ролевые игры подвергается анализу деятельность «учителя» и «ученика». Как правило, возможность выступать в роли обучающего появляется у студента лишь к четвертому-пятому курсам во время педагогической практики в школе.

На основании теоретических постулатов была создана модель обучения, развивающая рефлексию студента вуза . В модели мы выделяем три плоскости:

- первая плоскость, где студент взаимодействует с другими в позиции «ученика» (плоскость учения),

- вторая – в которой студент находится в позиции «учителя» (плоскость обучения),

- третья плоскость – «метапозиции» студента (рефлексивная плоскость), где студент подвергает самоанализу себя и как учащегося и как обучающего.

За счет удержания позиции ученика и учителя, становится возможным выход в метапозицию. В рефлексивной плоскости конструируется учебная ситуация, которая рассматривается через учебную и профессиональную деятельность. Развитие рефлексивных способностей в таких условиях происходит не стихийно, а осознано.

В процессе рефлексии, т.е. анализа и понимания себя как «учащегося» и «педагога», студент осознает, что происходило на занятии, познает саму ситуацию и себя. Рефлексия проходит в групповой и индивидуальной формах, и в том и другом случаях она может осуществляться устно или письменно. Во время рефлексии студентам помогают вопросы: «Что вы хотели получить в процессе деятельности?», «Что получили на самом деле?», «В чем совпадения и несовпадения планов, ожиданий и реальных результатов?», «В чем причины несоответствий?». Важно, чтобы результаты рефлексии стали основанием для планирования студентами последующей деятельности.

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности , модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.

Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний , заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом.

Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления .

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 2001.

2. Акмеология: Методология, методы и технология. – М.: РАГС, 2008.

3. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

4. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосибирск, 2007.

5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – М.: РАГС, 2000.

6. Коджасперова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 2004.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 2003.

8. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии //В кн.: Наука о человеке. – М., 2009.

9. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. – М.: МГУ ПП, 2009.

10.Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. – М.: ИП РАН, 2008.


Савина, Е. А. Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога / Е. А. Савина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10145/ (дата обращения: 26.05.2021).

В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам.

Современный педагог должен владеть кроме специальных знаний, знанием психологии и педагогики, основ управления, уметь организовывать и проводить научные исследования и обучение, используя инновационные педагогические технологии, владеть специальной терминологией, быть профессионально успешным.

Но при этом уровень профессиональной компетентности педагогов, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг.

Профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности [1, с. 12]. Эффективность влияния инновационной деятельности на личностно-профессиональное саморазвитие педагога обусловлена учетом основных закономерностей: чем выше личностный потенциал учителя, его способность быть субъектом инновационной деятельности, тем эффективнее процесс личностно-профессионального саморазвития педагога. Современный педагог погружен в ситуацию, вынуждающую его осуществлять постановку новых целей, осознание мотивов, ценностных ориентаций. Психическим механизмом формирования самосознания педагога является рефлексия, т. е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

По мнению И. И. Семенова, рефлексия — это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику [4, с. 28].

Рефлексия — мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

Профессиональная рефлексия — это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе — с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны — они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь [5, с. 116].

Рефлексия — это личностный феномен. Рефлексия не регулируется извне, осуществляется для себя как выражение и реализация потребности личности в самосовершенствовании. Педагогическая рефлексия — это включенность субъекта педагогической деятельности в профессиональное, социальное и личностное бытие, поиск в нем своего места и смысла. Педагогическая рефлексия учителя — это нравственное «бодрствование» его профессионального сознания и самосознания.

С помощью профессионально-личностной рефлексии учитель получает представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, определяет границы своих возможностей, обретает знание о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успешности и неудач, путях самосовершенствования. При проявлении профессионально-личностной рефлексии идет процесс самосозидания педагога как субъекта педагогической деятельности через соотнесение своих возможностей, своего индивидуального опыта, своей компетентности с требованиями профессиональной деятельности, происходит оценивание своей профессиональной готовности.

В механизме проявления профессионально-личностной рефлексии в педагогической деятельности можно выделить несколько этапов:

 определение своей значимости, роли и места в профессиональной деятельности;

 оценка себя и своей деятельности глазами других;

 неудовлетворенность результатами собственных достижений;

 осмысление собственных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;

 переживание тупика и осмысление сложившейся ситуации как необходимого условия для мощного рывка вперед;

 мобилизация ресурсов своего «Я» для дальнейшего профессионального саморазвития;

 изменение отношения к самому себе, к знаниям, умениям, к своей деятельности.

Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности на современном этапе развития претерпевает изменения. В этих изменениях исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, педагоги стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности. Это обязывает поставить задачу целенаправленного овладения будущим педагогом способностью к профессионально-личностной рефлексии как одной из центральных в современном педагогическом образовании.

Похожие статьи

Рефлексия современного учителя | Статья в журнале.

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс.

Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров.

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессионально-личностная рефлексия, инновационная деятельность, современный педагог, личностно-профессиональное саморазвитие педагога.

От учителя-«инноватора» — к инновационному. | Молодой ученый

Профессиональная деятельность педагога в школе.

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент.

Требования к профессиональному развитию педагогов.

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования.

Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя.

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс.

Профессионально-личностное становление будущего учителя.

профессиональное становление, личностное становление, педагогическая деятельность, будущий учитель, профессионально-личностное становление, профессиональная биография, кризис, стадий.

Рефлексия как психологическое условие формирования.

Рефлексивный тренинг профессиональной деятельности увеличивает.

Ключевые слова: рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Концептуализация педагогической составляющей.

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессионально-личностная рефлексия, инновационная деятельность, современный педагог.

Сущность и условия профессионального становления педагога

Ключевые слова: педагогическое мышление,инновационная деятельность,учитель-исследователь,фаза мастера,фаза оптации,профессиональное становление педагога,профессионального опыта.

Формирование профессиональной рефлексии в образовательном процессе является неотъемлемым компонентом в подготовке врача. Осмысление образа своего профессионального «Я» через объективную самооценку, оценку товарищей и экспертную оценку позволит будущим специалистам соотнести возможности своего «Я» с тем, чего требует медицинская профессия, с существующими о ней представлениями. Поскольку, как показывает практика, осознание профессиональной идентичности не приходит при ее выборе и обучении. Будущие специалисты учатся с ожиданием того, что однажды придет самоощущение «Я-врач», и тогда они смогут отождествить свое профессиональное «Я» с выбранной профессией. Данный переход, заключающийся в обретении осознанного, ответственного представления о том, что «я врач», крайне сложен. Осознание своей профессиональной идентичности сопровождается уверенностью в собственном призвании, таланте, избранной специальности и личностном соответствии ей. Отсутствие идентичности профессии, неосознанность в итоге может привести к смене профессии, рода или сферы деятельности [1; 2]. Кроме того, изучение дисциплин, связанных с профессионализацией, на старших курсах явно недостаточно для формирования у студентов профессионального менталитета, необходимого им для овладения в вузе основами специальности и для дальнейшей профессиональной самореализации в профессии, социуме в качестве активного субъекта будущей трудовой деятельности. Этим определяется актуальность формирования профессиональной рефлексии методами эвристического обучения.

Формирование профессиональной рефлексии понимается нами как процесс организованного (стихийного) влияния на осмысление, переосмысление и преобразование субъектом своих учебно-профессиональных знаний, ценностей, операций и предметных оснований профессиональных целей, планов и действий, которые способствуют адекватному соотнесению возможностей своего «Я» – профессионально-личностных качеств с тем, что требует профессия, с существующими о ней представлениями (Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин, О.А.Корнилова, В.В.Игнатов[3], С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов, И.А.Колесникова, М.И.Шилова). Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста осуществляется в рамках образовательного процесса в вузе, это сложный и длительный процесс, который следует начинать с первого курса обучения. Начало формирования профессиональной рефлексии должно осуществляться в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономических циклов, которым в образовательном стандарте отводится значительное место [4]. В частности, при изучении дисциплины «Психология и педагогика» на 1 и 2 курсах.

В образовательном процессе должны быть предусмотрены методы, способствующие формированию профессиональной рефлексии будущего специалиста (И.Н.Семенов, М.А.Харлов, А.Г.Бусыгин, Е.Н.Чеканушкина, В.А.Павловский [5]). В исследованиях, посвященных формированию и развитию рефлексии, учеными предлагаются следующие методы обучения рефлексии: создание на рабочем месте рефлексивной среды (Т.Ю.Колошина, Г.Ф.Похмелкина, Г.С.Пьянкова, С.Ю.Степанов, Т.В.Фролова), использование различного рода игр, объединенных в учебные сессии (О.С.Анисимов, В.В.Давыдов, Н.В.Самоукина, Г.П. Щедровицкий, П.Г.Щедровицкий), активизация механизмов личностной и интеллектуальной рефлексии в ситуации лабораторного эксперимента путем решения нестандартных, творческих задач (В.К. Зарецкий, И.Н.Семенов, С.Ю. Степанов), рефлексивно-инновационная технология эвристического обучения (В.Г. Аникина, Н.А. Коваль, И.Н. Семенов) и другие.

Методы эвристического обучения активизируют рефлексивный потенциал студентов, способствуя развитию не только профессионально-знаниевых компетенций, но и общих способностей, и рефлексивной культуры в целом. Следует использовать данные методы как средства, обеспечивающие развитие рефлексивного потенциала личности студентов [6], поскольку эффективность высшего образования обеспечивается не только формированием знаний и компетенций у студентов, но и становлением у них в процессе обучения в вузе профессионального менталитета в избранной сфере деятельности и ростом профессионального самосознания. Эвристические методы оформляются из совокупности эвристических правил, приемов, операций, эвристических (правдоподобных) рассуждений и способов теоретического освоения (познания) действительности, которые могут выражаться в форме ассоциаций, аналогий, приемов устранения противоречий. Основными функциями эвристических методов являются: активизация размышления; стимулирование самостоятельного продвижения учащихся в усвоении новых знаний; получение промежуточной информации, находящейся между незнанием и знанием; поэлементное усвоение опыта творческой деятельности; овладение отдельными этапами решения проблемных задач. Эвристические методы определяют стратегии и тактики наиболее вероятного направления поиска решения, но не гарантируют успеха решения. Преподаватель, используя эвристические методы, вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит студентов к «переоткрытию» знаний, поиску фактов, к самостоятельному формулированию определений, оценок, составлению выводов.

Эвристический метод самооценки, апробированный в процессе преподавания дисциплины «Психология и педагогика» будущим специалистам медицинского профиля, направлен на активизацию рефлексивной деятельности и развития профессионального самосознания, поскольку для всех сфер профессиональной деятельности оказывается необходимым формирование чувства принадлежности к определенной профессии на уровне самосознания себя как специалиста, как врача. Это чувство (самоощущение «Я врач») является внутренним пусковым механизмом, который обусловливает совершенствование самого себя, своих способностей в направлении своей профессии и профессионального будущего, вырабатывает желание стать профессионалом. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают о профессионально важных качествах будущего врача, решают, как оценить сформированность данных качеств, анализируют полученные оценки.

Цель исследования: формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста эвристическим методом самооценки.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты 1 курса лечебного факультета КрасГМУ в количестве 74 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Формирование профессиональной рефлексии осуществлялось с помощью эвристического метода самооценки. Для реализации задач исследования использовались методы анализа научной литературы, обобщения педагогического опыта в области формирования профессиональной рефлексии, метод наблюдения, рефлексивной оценки, психолого-педагогического анализа, эвристических приемов. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры педагогики и психологии КрасГМУ.

Будущим врачам необходимо было произвести оценку своих профессионально важных качеств с помощью эвристического метода самооценки. Его сущность заключается в суждении, оценочном отношении, познании себя. Сущность метода выражается в качественной и количественной самооценке будущего специалиста. Полученная оценка как образовательный продукт сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде экспертной оценки преподавателей, самооценки, оценки одногруппников и эталонной оценки. Развертывание профессиональной рефлексии в образовательном процессе позволяет будущим специалистам увидеть образ профессионального «Я» «в отражении нескольких зеркал», каждое из которых претендует на истинность. Метод эвристической самооценки запускает процессы внутреннего диалога: «Как меня видят другие как будущего специалиста? Как вижу я сам себя?». В данном исследовании рефлексия – это аналитическая деятельность студента, направленная на оценку своих профессионально важных качеств, в контексте будущей профессиональной деятельности. С помощью данного метода будущим специалистам предлагалось качественно и количественно оценить профессионально важные качества врача на основе самооценок, оценок одногруппников и экспертных оценок (преподавателей).

Первоначально будущие врачи изучили профессионально важные качества личности врача, представленные в профессиограмме [7]. Профессиограмма – это документ, в котором определено содержание работы профессии врача, а также профессионально важные качества (ПВК), предъявляемые профессией к работнику. Далее представлены ПВК врача, охарактеризованные синонимичными характеристиками (табл. 1).

Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста учи.

Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста учи

1 слайд

"рефлексия" (от латинского reflexio – «обращение назад») Процесс размышлени

2 слайд

"рефлексия" (от латинского reflexio – «обращение назад»)

Процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании, деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира.

Профессиональная рефлексия - соотнесение себя, своих возможностей, своих д

3 слайд

соотнесение себя, своих возможностей, своих действий с тем, что требует работа.

Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь? • К

4 слайд

Какого результата в этом деле я
действительно хотел бы достичь?

• Какой первый шаг я должен предпринять,
чтобы этот результат стал
реальностью?

• Все ли зависит только от меня?

• Верю ли я в достижение результата?

• Что мешало мне сделать это раньше?

• Если я достигну цели, какие позитивные
изменения произойдут в моей жизни?

 Рефлексия внутренний диалог с самим собой

5 слайд

внутренний диалог с самим собой

Упражнение «Кто Я?» • Кто Я? К чему я стремлюсь в жизни? • Смог ли я добитьс

6 слайд

Упражнение «Кто Я?»
• Кто Я? К чему я стремлюсь в жизни?
• Смог ли я добиться того, о чем мечтал?
• Я умею побеждать? Каких побед я добился? Чего мне это стоило?
• Я способный человек?
• Ценят ли меня близкие мне люди? За что они ценят меня?
• Какие мои качества приносят им разочарование?
• Как я могу быть более полезным и нужным для них?
• Какое влияние я оказываю на их жизнь?
• Что мне всегда хотелось делать в жизни?
• Что меня более всего огорчает в жизни?
• Что приносит мне наибольшее удовлетворение в жизни?
• Что я за человек? Какой у меня характер? Умею ли я жить в мире с самим собой? Хорошо ли со мной другим людям?
• Какое представление у меня сложилось о самом себе?

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть крив

7 слайд

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами»

Г. Лессинг,
немецкий философ

Опора для размышления ученикКаковы мои главные результаты? Что я понял, чему

8 слайд

Опора для размышления
ученик
Каковы мои главные результаты?
Что я понял, чему научился?
Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему?
Как я выполнял задания?
Каким способом?
Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал?
Что мешало достичь желаемого?

Опора для размышления учительКаковы мои главные результаты? Каковы были мои о

9 слайд

Опора для размышления
учитель
Каковы мои главные результаты?
Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал?
Какие методы я применял на уроке и почему?
Правильно ли я сделал выбор методов?
Что мешало достичь желаемого?

Учительские недостатки Родители вызывают у меня аллергию и нежелание общаться

10 слайд

Учительские недостатки
Родители вызывают у меня аллергию и нежелание общаться с ними.
Предмет объясняю печально, грустно и непонятно.
Юмор мой носит археологический характер – он глубок и темен,
а оттого не воспринимается детьми.
Я стараюсь меньше знать об учениках, ибо это способствует хорошему сну.
Я часто бываю несправедлива, так как не очень помню детей, свои обещания и не умею оценивать чужую работу.
Я никогда не могу точно сказать, нравятся ли мои уроки детям, хорошо ли им, научаются ли они у меня чему-нибудь.
Я недостаточно хорошо знаю свой предмет, и это меня не очень тревожит.
Я не люблю учеников, кроме, может быть, нескольких человек в классе, а оттого заигрываю с остальными.
Иногда я мечтаю подготовиться к урокам, но не хватает времени, воли и желания.
Я ставлю оценки очень жестко – как будто вымещаю на детях собственную неуспешность.
Я безразлична к школьным праздникам, и меня совершенно не интересует жизнь моих коллег.
Я стараюсь находиться в стороне от мелких «прелестей» школьной жизни.
Мое мнение о ребенке складывается раз и навсегда.
Быстрей, быстрей бежать из школы! Когда же, наконец, начнутся долгожданные каникулы!

Проект решения педагогического совета от 11.11.2009 года: 1. Разработать при

11 слайд

Проект решения педагогического совета
от 11.11.2009 года:

1. Разработать примерные опорные вопросы для рефлексии с учётом особенностей предмета.
Ответственные –руководители МО.

Автор: Зарипова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №197"
Населённый пункт: г. Северск, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста учителя
Дата публикации: 05.02.2019
Раздел: полное образование

Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного

роста учителя

… Из всех приключений, уготованных

нам жизнью, самое важное и интересное –

себя, исследовать неведомую часть самого себя.

Если честно, часто ли мы ставим себе такие вопросы, как:

«Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я

получил такой результат, а не иной? Как воспринимают

Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?…»

Или, может быть, проще, не вдаваясь в долгие рассуждения

с самим собой, объяснять себе в случае затруднения: «Этот ученик плохо

учится, потому что неспособный. А вот этот дерзит мне, потому что

воспитан». И совсем успокоиться, убедив себя, что как учитель «я

делаю все правильно и хорошо». Конечно, такая позиция учителя и удобнее, и

спокойнее: при такой нервной и физической нагрузке еще и мучить себя

Да, отвечать на вопросы, приведенные выше, которые все же ставит перед

Размышления требуют времени, волевых усилий, вырывают его из уютного

мира привычной жизни, приводят к небезболезненным признаниям своих

ошибок, подвигают к переоценке ценностей, заставляют изменять себя. Это

так. Но только такой - думающий, сомневающийся, анализирующий себя

учитель становится настоящим мастером своей профессии. Только такой -

думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в

которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего

Рефлексия предполагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей

педагогического процесса, анализировать их причины и осуществлять поиск

вариантов их решения.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, своих возможностей,

своих действий с тем, что требует работа.

индивидуальном стиле педагогической деятельности.

В практическом смысле для выхода в рефлексию достаточно задать себе

вопрос типа «Что происходит? Что со мной? Что я делаю и почему?» Такой

же эффект произведет и осознание человеком проблемности ситуации, в

которой он оказался.

Предлагаю пример простого упражнения, которое поможет вам прямо сейчас

вопрос: «Какое из всех дел, которыми вы сейчас заняты, имеет для вас

особое значение?». Подумали?

Теперь внимательно прочитайте вопросы. Не торопитесь,

если вы будете серьезны и честны перед собой, ответ на каждый

вопрос может принести вам новое знание о себе.

• Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь?

• Все ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат?

• Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения?

Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в

достижении результата я вижу в перспективе?

Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей

Согласитесь, что вы сейчас задумались, всё ли вы делаете правильно. У вас

появилась возможность взглянуть на ситуацию со стороны.

противоречивостью. Пытаясь решить, что из них истинно, а что ложно, что

отражает его подлинные взгляды и намерения, а что, например, выдает его

аргументы, подтверждающие или опровергающие его тот или иной поступок,

мысль, отношение к кому-то. Этот поиск идет в процессе так называемого

возможность человеку стать в позицию исследователя по отношению к себе.

Внутренний диалог с самим собой – это и есть рефлексия.

другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки, т.е.

помочь себе объяснить самого себя.

В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир другого

человека: это умение видеть и понимать других людей, осознавать истинные

мотивы их поступков и отношений.

Рефлексия дает человеку возможность понять,

как он воспринимается и

Рефлексия позволяет человеку стать не просто более проницательным по

отношению к себе и другим, но и во многом способствует его взрослению.

ответственность он испытывает перед собой и другими, ориентируясь на

сознательно поставленные цели.

Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии–это фактор и

средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия обладает мощной

оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со значимыми

другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны,

индивидуальные особенности своей личности. Приобретаемый в рефлексии

опыт самопознания обогащает и расширяет представление человека о самом

себе. Это позволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на

будущее. Человек, практикующий рефлексивный анализ своих планируемых

поступков (тот, кто «просчитывает все шаги»), как правило, демонстрирует

более рациональное поведение и скорее достигает намеченной цели. В случае

неудачи человек, знающий себя или, как говорят, знающий себе цену, не

станет заниматься «самоедством» и не станет винить в случившемся вся и

случившегося («отрефлексирует ситуацию») и поставит новые задачи. В этом

проявляется самопознавательная и самоорганизующая функция рефлексии.

рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает

отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать

успешные взаимоотношения с людьми. Даже острый конфликт «поддается

лечению», если подойти к нему с умом (т.е. рефлексивно): когда хотя бы один

из его участников может спокойно проанализировать ситуацию, принимая в

расчет как свои интересы, так и интересы оппонента.

обучения в школе?

учителя, ни от учеников, в ней нет места рефлексивным видам деятельности.

заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто

повторяет – не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело

включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами

схемы деятельности – способы решения задач или рассуждения. Усвоение

выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.

деятельности с целью фиксации её результатов и повышения в дальнейшем

выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы,

поставить цели для дальнейшей работы.

методических приемов, помогающим ученикам в развитии их

предлагаемые в качестве опоры для размышления.

Каковы мои главные результаты?

Что я понял, чему научился?

Какие задания вызвали у меня наибольший интерес? и т.д.

учителя к организации рефлексии ученика. Одной из проблем, с которой

испытывают потребности в осознании своего развития и в поиске причин тех

проблем, которые они испытывают в ходе учебы. Здесь достаточно много

причин. В том числе и та, что за годы учения, когда главной фигурой на уроке

был учитель, а ученику оставалось лишь послушно следовать его указаниям

умственной деятельности ученика как направленной на усвоение знаний, а не

на осмысление этого процесса.

партнера по совместной деятельности. Очевидно, только в этом случае у его

ученика появится желание задавать вопросы, обсуждать свои проблемы и

трудности на уроке, не страшась последствий.

Вдумчивый учитель найдет тактичный подход к ученику, который на данном

уроке не захотел вместе со всеми анализировать свою деятельность и свои

проблемы. В таком случае он, например, может предложить ученику вариант

«тихой» рефлексии: в письменной форме, или в виде рисунка, или «про

Профессиональная рефлексия учителя – это его способность отображать

мира». Рефлексивно думать для учителя значит:

сначала попытаться понять, кем является другой человек – его ученик (при

перспективы его развития, и какие из них можно принять за конкретную цель

в данных обстоятельствах, и уже тогда решить, какой именно должна быть

данная ситуация, чтобы она стимулировала его к развитию.

Способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей

практической деятельности и к самому себе, может служить критерием в

определении уровня профессионализма учителя.

допущению, не принимающий на веру прописные истины и не позволяющий

себе хвататься за первую, пришедшую в голову мысль. На ценность такой

умственной позиции указывал еще Данте: “Сомнение доставляет мне не

меньшее удовольствие, чем знание”

Профессиональная рефлексия дает ключ к пониманию не только того, что

делает хороший учитель, но и как

именно он это делает. “Учитель должен

изучить свою конкретную ситуацию, поведение, методы, приемы, действия,

главные вопросы: “Что я сейчас делаю и почему?”

взаимодействия с учащимися является процесс адекватного восприятия и

понимания учителем своих учеников, и через них - в зеркальном отражении -

педагогической деятельности, рассмотрим нелегкую проблему поддержания

дисциплины на уроке, которая по-разному решается учителями.

Один подход основан на установлении строго авторитарного руководства,

жесткого контроля соблюдения правил поведения всеми учащимися. При

таком подходе цель – дисциплина в классе - достигается, но зато учитель, а

главное, ученики проигрывают в другом. Теряется возможность установления

учеников, так и учителя. При таком подходе рефлексивные способности

учителя практически не востребуются.

Другой подход основан на предположении, что порядок в классе зависит не

столько от того, как часто и активно учитель вмешивается в деятельность

учеников, сколько от того, как учитель организует урок. Зная интересы и

потребности детей, их

индивидуальные психологические особенности и рефлексивно отражая их в

своем сознании, учитель выстраивает гибкий сценарий урока, учитывающий

участию в совместной деятельности.

результаты своей работы на уроке. Например, если классу поручают слушать

доклад своего товарища, то учеников следует попросить делать записи в

тетради, отражающие их понимание прослушанного, а затем пригласить их

дать комментарий по этим записям или задать вопросы, или дать оценку

- нужно использовать сигналы, например, задавая вопросы, обращаться к

разным детям наугад, что будет держать всех в напряжении, или предлагать

им такие задания, когда кто-то из учеников должен придумывать на ходу

ответные вопросы, а все остальные отвечать и т.п.

достижением определенных целей.

это его потребность привлечь внимание,

выглядеть беспомощным и неадекватным.

При этом эти цели иерархичны: значит, сначала наш трудный подросток

может сделать что-то неприятное для нас, только чтобы привлечь к себе

внимание. Допустим, не получилось. Тогда он будет намеренно поступать по-

поведения – можно прогнозировать появление у него стремления отомстить в

какой-либо форме (например, даже нарочитое молчание с обиженным видом).

А под конец, можно ожидать и вовсе неадекватное, беспомощное поведение

Следовательно, чтобы понять поведение ученика, учителю

необходимо осмыслить его цели и то, каким образом они интерпретируются в

его поведении. Рефлексия потому и делает учителя мудрее, что он не вступает

в конфликт с подростком, демонстрируя ему своё превосходство и тем самым,

унижая его, а решает конфликт с позиции потребностей ребенка на основе

понимания и поддержки.

выстраивая особую линию обучения для каждого конкретного ребенка с

учетом его индивидуальных психологических особенностей. Вместе с тем он

должен осознавать и степень влияния своей собственной индивидуальности

на учебный процесс.

В класс приходит авторитетный учитель с прекрасной профессиональной

подготовкой, имеющий авторский стиль преподавания, да к тому же и яркая

личность. «Хорошо ли это для ученика?» Ответ, казалось бы, однозначный.

Однако не всё так просто. «Для некоторых детей, чей склад ума совпадает со

Читайте также: