Специалисты среднего звена это какие профессии

Опубликовано: 02.10.2024

ava99

Раньше система обучения профессиям в России была понятной. Существовало несколько уровней квалификации. Человек мог сам выбрать специальность, на которую в дальнейшем подавать документы. В 2013 году была проведена реформа, вследствие которой был упразднен один из уровней системы учебных заведений. Как альтернатива, было предложено два варианта: профессия и специализация. В чем же заключаются отличия между квалифицированным рабочим и специалистом среднего звена?

Кто такой специалист среднего звена?

До реформы выделялось несколько видов обучения:

  1. Начальное образование. Сюда входили профессиональные училища и лицеи.
  2. Среднее обучение. К этой категории относились колледжи и техникумы.
  3. Высшее образование – университеты и институты.

После реформы были упразднены учебные заведения, относящиеся к первому типу, и переименовались в колледжи и техникумы, в которых появилось две категории: квалифицированный рабочий и специалист среднего звена.

Последний – это человек, который получил специальность с правом занимать управленческие должности. По рангу находится выше квалифицированного рабочего. Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами. Между колледжами и техникумами есть различия, которые прописываются в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования:

  • Техникум занимается обучением специалистов среднего звена базовой подготовки.
  • Колледж готовит специалистов углубленной подготовки.

Специалист среднего звена

Общее время обучения обычно составляет 3 года, но для некоторых специальностей срок может отклоняться как в меньшую (2 года), так и большую (4 года) сторону.

Среднее профессиональное образование могут оказывать:

  1. Государственные учреждения.
  2. Частные учреждения.
  3. Автономные НКО.

Чтобы поступить в одно из них, необходимо получить базовое общее образование (то есть, хотя бы закончить 9 классов школы) или закончить школу полностью. На данный момент большая часть учащихся уже получили неполное среднее образование, поскольку все остальные хотят поступить в ВУЗ.

Список специальностей, которые можно получить, закреплен соответствующим приказом Минобрнауки России.

Среднее профессиональное обучение ставит своей задачей подготовку специалистов в разных областях: медицине, педагогике, юриспруденции. Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского. Он создал техникумы, которые задумывались в качестве промежуточного звена между школой и институтом. В 1920-х годах техникумы использовались для получения профессий с целью дальнейшей работы на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. В 1930-х годах началась индустриализация, что привело к росту спроса на обучение специальностям. Поэтому во всех уголках Советского Союза начали массово появляться техникумы.

После получения степени специалиста человек может стать младшим управленцем: бригадиром, техником, мастером участков).

На время обучения специальности студент имеет право получать стипендию, бесплатное питание, а также проходить оплачиваемую практику на месте, где они могут в дальнейшем работать (при условии высокой компетентности).

Определение понятия «квалифицированный рабочий»

Квалифицированный рабочий – это человек, который получил навык в определенной отрасли посредством обучения через специализированные учреждения. Для него обязательно иметь большой опыт работы и быть образованным. Но в определении этого понятия наблюдается большая путаница, вызванная тем, что одни относят сюда и людей, получивших вышку в некоторых областях (например, психология, социальная работа, программирование), так и представителей классических рабочих специальностей (маляр-штукатур и прочие).

В эту категорию относится огромное количество профессионалов: технический персонал скорой помощи, технолог ультразвука, повара, фотографы, модели и другие. Некоторые считают, что для становления квалифицированным рабочим вовсе необязательно вообще заканчивать техникум или колледж, поскольку существует огромное количество курсов, которые обучают значительно лучше. И с этим тяжело не согласиться. В последнее время наблюдается тенденция постепенного вытеснения формального образования неформальным.

Квалифицированный рабочий

От какого понятия точно нужно дифференцировать квалифицированного рабочего – так это от чернорабочего. Последний не имеет вообще никаких навыков, и может выполнять только простые задания типа «подай-принеси». Чернорабочие зарабатывают мало, поскольку их навыки не являются уникальными.

Что общего между ними?

Основная общая черта между этими типами профессий – это то, что они не являются самыми престижными. Но это не означает, что на них невозможно заработать. Нередко представители квалифицированных профессий или специалисты зарабатывают больше людей с высшим образованием. Особенно сейчас, когда рынок перенасыщен людьми с дипломами, а рабочих рук не хватает.

Чем они отличаются?

Основные отличия следующие:

  1. Квалифицированные рабочие не могут занимать руководящих должностей.
  2. Те, кто получают степень специалистов, называются студентами, а не учащимися.
  3. Квалифицированные рабочие предназначены для выполнения конкретных задач, в которых нет креативности.
  4. Специалист среднего звена выполняет более сложные задачи, которые нельзя сразу и непосредственно алгоритмизировать.

Выбирать нужно душой, а не степенью престижности. Главное – любить свое дело, а заработать можно на всем. Важно помнить, что рабочие специальности тоже очень ценятся, и в них можно хорошо зарабатывать. Там главный критерий — мастерство.

Специалисты работают на предприятиях машиностроительной отрасли промышленности, первоначально могут занимать следующие должности: инженер; инженер-технолог; инженер-контролер; инженер-лаборант; инженер-механик; инженер по комплектации оборудования; инженер по инструменту; инженер по техническому надзору​

Наименование специальности, стандарт

Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Теплоснабжение это обеспечение теплом зданий для коммунально-бытовых и технологических нужд потребления. В России преимущественно используется централизованное теплоснабжение. Теплоснабжение является важной отраслью жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России. Теплоснабжение в России обеспечивают 485 ТЭЦ, около 6,5 тысяч котельных, мощностью более 20 Гкал/час, более 100 тыс. мелких котельных и около 600 тыс. автономных теплогенераторов. Строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой, контролем систем теплоснабжения занимается около 2 млн. чел.

Поэтому в наши дни специалисты данной специальности становятся всё более востребованными во всех областях, на всех участка промышленных и хозяйственных организаций.

Техник-теплотехник должен знать:

  • процессы монтажа теплотехнического оборудования;
  • систему работы котельных на различные видах топлива;
  • организацию ремонтных работ тепловых сетей;
  • основы проектирования котельных и тепловых сетей;
  • процессы реконструкции тепловых сетей;
  • основные положения действующей нормативной документации по профилю специальности;
  • технологию производства, транспорта и использования тепловой энергии;
  • устройство, принцип действия, теплотехнические и эксплуатационные характеристики основного и вспомогательного теплотехнического оборудования;
  • методы расчеты тепловых схем;
  • способы и средства измерения автоматизации тепловых процессов;
  • методы обнаружения и устранения дефектов в работе установок и оборудования.

Техник-теплотехник должен уметь:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • организовывать работу и осуществлять руководство на порученном участке в соответствии с технологическими регламентами;
  • читать и разрабатывать технические чертежи и схемы;
  • производить выбор средств малой механизации, инструментов и приспособлений;
  • выполнять расчеты и выбор оборудования теплоэнергетических установок по справочной литературе;
  • обеспечивать безаварийную работу теплотехнического оборудования и систем тепловодогазоснабжения;
  • внедрять экономически обоснованные методы организации труда;
  • применять информационные технологии для решения профессиональных задач;
  • применять энергосберегающие технологии;
  • производить приемку оборудования после его монтажа, испытаний и ремонта с оформлением соответствующих документов.

Требования к индивидуальным особенностям техника-теплотехника:

  • внимание;
  • аккуратность;
  • логическое мышление;
  • моторика рук;
  • оперативная и долговременная память;
  • повышенная ответственность и стрессоустойчивость



Область профессиональной деятельности выпускников по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»: техническое обслуживание и эксплуатация теплотехнического оборудования систем тепловодогазоснабжения и средств учета и контроля тепловой энергии.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

  • Теплотехническое оборудование;
  • Системы тепло- и топливоснабжения;
  • Средства автоматизации теплотехнического оборудования, процессов производства, передачи и распределения тепловой энергии;
  • Оборудование, устройства, приборы и приспособления для выполнения ремонтных и наладочных работ;
  • Нормативная и техническая документация;
  • Первичные трудовые коллективы.


Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования


Современная жизнь немыслима без электрической энергии. Миллионы людей в повседневной жизни – на работе и в быту – имеют дело с электротехническими устройствами и оборудованием. Обеспечивает ее бесперебойную работу специалист по технической эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования. Ни одна производственная отрасль не может обойтись без таких специалистов.

Авиационное или судостроительное производство, металлургия или военно-промышленный комплекс, горнодобывающая, коммунальная или социально-бытовая отрасли не смогут предоставлять услуги, если не будет электричества или сломано оборудование. Техник-электрик с помощью показаний измерительных приборов быстро определит узел, где произошла неисправность, выключит его из сети, разберет и устранит неполадки, включит и добьется нормального режима работы. Специалист организует и проведет работы по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию электрического и электромеханического оборудования. От него требуются тонкая наблюдательность, хладнокровие, ясность мысли.

Техник-электрик должен многое уметь делать своими руками, владеть самыми различными инструментами и приборами. Сегодня хороший техник-электрик – это и специалист по электронике. От него зависит работа электрических подстанций, линий электропередач, ремонт электрических машин, электрооборудования транспортных устройств, к которым относятся краны, лифты, обслуживание аппаратуры релейной защиты и систем автоматики.

Технология машиностроения


Описание специальности

Специальность «Технология машиностроения» занимается изучением связей и изучением закономерностей в процессе изготовления машин. Она призвана разработать теорию технологического обеспечения и повышения качества изделий машиностроения с наименьшей себестоимостью их выпуска.

Основной объект изучения технологии машиностроения – это технологический процесс производства.

Технологический процесс - это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата.

Машиностроение — отрасль промышленности разрабатывающая и производящая новейшие средства производства,всевозможные машины, оборудование,приборы, предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Студенты специальности получают фундаментальную подготовку по технологии машиностроения, САПР технологических процессов, автоматизации производственных процессов в машиностроении, программированию обработки на станках с числовым и программным управлением, конструированию станков и средств автоматизации, проектированию участков и цехов и др. В учебном процессе используются вычислительная техника и компьютерные технологии, применяются современные программные продукты для автоматизированного проектирования технологических процессов изготовления изделий.

Студенты учатся:

  • Выбирать метод получения заготовок
  • Разрабатывать способы изготовления деталей
  • Проектировать технологические операции
  • Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей
  • Планировать и организовывать работу структурного подразделения
  • Руководить работой структурного подразделения
  • Анализировать процесс и результаты деятельности подразделения
  • Обеспечивать реализацию технологическорго процесса по изготовлению деталей
  • Контролировать соответствие качества деталей техническим требованиям

Технология продукции общественного питания

Технология продукции общественного питания – очень интересная, а главное, современная специальность. И это несмотря на то, что программа реализуется российскими колледжами и техникумами более 50 лет. Индустрия общественного питания быстро меняется. Теперь это не только кафе, рестораны и магазины продуктов. Появились совершенно новые форматы общественного питания: фастфуды, кафе-кондитерские, мини-фабрики-кафе, кофейни, стейк-хаусы, национальные ресторанчики, пиццерии и суши-бары, авто-буфеты и домашние кафе. Открываются различные продуктовые магазины: от бутиков до супер- и гипермаркетов. Все это разнообразие требует соответствующие кадры – технологов общественного питания, поэтому специальность «Технология продукции общественного питания» не теряет своей популярности.

Кто такой технолог продукции общественного питания?

Это- высококлассный специалист индустрии гостеприимства, это мастер широко профиля. Он одинаково хорошо разбирается в сервировке стола и составлении меню, в организации ярмарок по продаже фирменной продукции и подборе кадров для общепита, повышении их квалификации. Хороший технолог может научить коллег по цеху – поваров и кондитеров - новым способам обработки продуктов, раскрыть им секреты приготовления различных блюд (национальных, экзотических, старинных). Он придумывает рецепты новых кондитерских и кулинарных блюд, в том числе фирменных, следит за качеством выпускаемой продукции и процессом ее приготовления. Технолог знает все о ресторанном бизнесе, о научных основах правильного питания, о законах и правилах кулинарного искусства, о гостеприимстве и культуре обслуживания.
Из простых ингредиентов технолог может создать прекрасную вкусовую и эстетическую композицию, способную доставить удовольствие самому требовательному гурману. Технолог разрабатывает технико-технологические карты на блюда, готовит широкий ассортимент кулинарных и кондитерских изделий и оценивает качество используемого сырья, продукции, организует работу производственных цехов и обслуживания потребителей.


Специальность «Технология продукции общественного питания» можно получить в ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И.Лебедева». Лекции и практические занятия здесь ведут опытные преподаватели. Активно используются новые образовательные технологии: имитационные фирмы, деловые игры, которые не позволят скучать студентам. Студенты этой специальности получают практические навыки, проходя практику в ресторанах и кафе г. Тихвина. Выпускники техникума работают на различных предприятиях общественного питания (бары, рестораны, пиццерии, блинные, кафе и др.) технологами, заведующими производством, начальниками цеха, бригадирами, поварами.

Общая характеристика специалиста: определяет качество продуктов, рассчитывает их количество для получения готовых блюд; составляет меню; распределяет обязанности между поварами и контролирует их работу; отвечает за исправность оборудования и качество готовых блюд.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста: зрительная, обонятельная и вкусовая чувствительность; склонность к анализу и прогнозу; наглядно-действенное мышление; образная память; творческие способности; эстетический вкус; аккуратность; требовательность;коммуникабельность.

Медицинские противопоказания: ярко выраженные заболевания органов зрения и слуха; инфекционные заболевания; кожно-венерические заболевания; заболевания органов чувств; нарушение опорно-двигательного аппарата, ЦНС; нарушение вестибулярного аппарата; простудные и сердечно-сосудистые заболевания.


  • Видеопрофессиограмма по профессии "Повар"
  • Видеопрофессиограмма по профессии "Техник-технолог в пищевой промышленности"

Сварочное производство

Техник сварочного производства на протяжении десятилетий является одной из стабильно востребованных профессий. Но как показывает практика, понятие о специальности достаточно специфичное и значительно отличается от действительности.

Преимущества специальности: пользуется стабильным спросом; возможность реализовать себя в широком кругу смежных профессий, стабильный и достойный заработок; возможность карьерного роста.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения специальности технолога сварочного производства необходимы базовые знания по математике, физике, химии.

Квалифицированный технолог сварочного производства должен знать:

- Современные методы и способы обработки и технологии материалов;

- Нормативные документы по стандартизации

- Основные характеристики и свойства материалов

- Основы технологии сварки и производства сварных конструкций

- Основы экономики и организации труда

Квалифицированный технолог сварочного производства должен уметь:

- Разрабатывать технологический процесс изготовления типовых сварных конструкций;

Все большее количество выпускников 9 классов выбирают не оставаться в школе до 11 класса, а идти получать профессию в колледже. По результатам мониторинга приемной кампании, численность молодых людей, желающих освоить рабочую профессию или специальность в колледже, растет с каждым годом – более 59% выпускников 9 классов делают такой выбор. Мы решили рассказать, на какие направления подготовки стоит обратить внимание, если вы решили получать образование в колледже.

В этой статье:

Почему получение образования в колледжах становится популярным?

Колледж – учебное заведение для молодых людей, желающих освоить рабочую профессию и стать специалистом среднего звена.

Популярность колледжей начала активно расти после внедрения с систему среднего профессионального образования новых образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831 "Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования").

Как отмечается в приказе, данные новшества связаны с развитием новых рынков и инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями.

Какие есть специальности в колледжах?

Бесспорными конкурентными преимуществами колледжей по сравнению с университетами являются:

  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям. Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.

50 наиболее востребованных профессий среднего специального образования

Министерство труда и социальной защиты составило перечень наиболее востребованных профессий, которыми можно овладеть в колледже. Перечень был составлен с учетом того, на сколько быстро и успешно представителям данных профессий удается найти работу.

Проверьте список – вдруг и вы найдёте среди этих профессий свою:

  1. Автомеханик
  2. Администратор баз данных
  3. Графический дизайнер
  4. Косметолог
  5. Лаборант химического анализа
  6. Мастер декоративных работ
  7. Мастер столярно-плотницких работ
  8. Метролог
  9. Мехатроник
  10. Мобильный робототехник
  11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования
  12. Оператор беспилотных летательных аппаратов
  13. Оператор станков с программным управлением
  14. Оптик-механик
  15. Парикмахер
  16. Плиточник-облицовщик
  17. Повар-кондитер
  18. Программист
  19. Разработчик Web и мультимедийных приложений
  20. Сантехник
  21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)
  22. Сварщик
  23. Сетевой и системный администратор
  24. Слесарь
  25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)
  26. Специалист по аддитивным технологиям
  27. Специалист по гостеприимству
  28. Специалист по информационным ресурсам
  29. Специалист по информационным системам
  30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)
  31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей
  32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций
  33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники
  34. Специалист по тестированию в области информационных технологий
  35. Специалист по техническому контролю качества продукции
  36. Специалист по технологии машиностроения
  37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике
  38. Техник авиационных двигателей
  39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами
  40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам
  41. Техник по защите информации
  42. Техник по композитным материалам
  43. Техник по обслуживанию роботизированного производства
  44. Техник-конструктор
  45. Техник-механик в сельском хозяйстве
  46. Техник-полиграфист
  47. Технический писатель
  48. Токарь-универсал

В колледже можно получить хорошие базовые знания и научиться ориентироваться в профессии. По окончании колледжа многие студенты успешно вливаются в профессиональную деятельность, а некоторые продолжают обучение в вузах. Так что в любом случае колледж — отличный старт!

Среднее звено - важный инструмент управления любого предприятия. Новейшие технологии и "идеальные" организационные структуры не будут работать, если не поддержаны людьми. И люди эти должны быть наделены полномочиями и ответственностью за результат. В отсутствие среднего звена руководитель предприятия работает, как многостаночник, пытаясь успеть в ключевые точки, и, разумеется, не успевает. При этом, выплачивая зарплату линейным менеджерам, он фактически занимается благотворительностью, так как львиную долю работы выполняет за них сам. Он получает высокое качество решений в тех областях, куда успевает вникнуть, и может даже считать, что держит бизнес под контролем. Только либо этот контроль неполный, либо бизнес уж очень маленький - иначе часов в сутках не хватит, чтобы разобраться хотя бы с основными вопросами. Компания без среднего звена имеет внутренний предел роста, и предел этот близок.

Но если выбор так прост, всего лишь между "иметь" или "не иметь", почему создание среднего звена для большинства компаний вырастает в проблему?

Потому что среднее звено еще надо суметь создать.

Управление своими поступками

Управление непосредственными подчиненными

Управление на этом уровне подразумевает принятие ключевых решений руководителем. Хотя полномочия могут быть переданы линейному персоналу в очень широких границах, реально они делегируются до объема, обеспечивающего руководителю полную (или комфортную) занятость в выполнении оставшихся функций. Руководитель иногда выполняет работу за подчиненных, потому что опасается сам взяться за новую работу. И действует "закон" Паркинсона: "всякая работа требует столько времени, сколько на нее выделено".
На этом уровне нередко "зависают" владельцы компаний. Ведь для них подобная система имеет еще одно преимущество: она в значительной степени позволяет "силовые" воздействия. Не обязательно все объяснять, аргументировать и доказывать сотрудникам, от которых ждут действий, в большинстве случаев достаточно приказать и проконтролировать.

Управление на уровне бригадира имеет ограничение по количеству подчиненных, которое зависит от однообразия/разнообразия контролируемых функций, уровня делегирования, личных качеств руководителя. Супервайзер, например, в некоторых случаях может контролировать работу до 50-ти торговых агентов, работающих по жесткой схеме, руководитель мелкой компании может регулярно общаться с 8-ю - 10-ю разнопрофильными менеджерами. Контроль на уровень ниже практически не осуществляется.

малых предприятий, бригад и относительно автономных подразделений более крупных фирм. Фактически, это централизованное управление, где основные решения принимает один человек. Система слабо защищена от ошибок, и если учесть, что в истории человечества до сих пор не было ни одного непогрешимого деятеля (Римский Папа не в счет), приходится надеяться лишь на приемлемый размер потерь в непредвиденных ситуациях.

Попытки управлять этим способом крупной фирмой неизменно кончаются неудачей, так как управляющему приходится выполнять всю менеджерскую работу - принимать решения за очень многих специалистов. Симптомами такого управления является перегрузка менеджера (руководитель работает чуть ли не круглые сутки) и отсутствие реальной управляемости (руководитель не успевает решить все, решения принимаются случайным образом случайными людьми).

Тем не менее, очень многие "застревают" на этом уровне, упорно пытаясь "отладить бизнес-процессы", "выстроить систему контроля", "нанять, наконец, дееспособных менеджеров". Их упорство подкрепляется предыдущей историей: ведь до этого уровня они развили фирму, управляя ей напрямую.

Управление через уровень

Труден этот уровень в первую очередь тем, что меняется арсенал методов управления. Если раньше, скажем, за три последних года, менеджер освоил технику "приказ-контроль" (которая и в эти-то сроки не у всех начинает работать), то здесь приходится в большей степени использовать обучение и убеждение. Необходимо, чтобы подчиненный сам принимал важнейшие решения, и решения эти были правильными.

Т.е. руководитель этого уровня скорее политик и тренер, чем бригадир.

Что означает для компании успешно выполненный переход?

Снимается большинство ограничений на рост фирмы. Теперь, имея возможность поручать дееспособным людям серьезные самостоятельные участки, можно заняться тиражированием - созданием дополнительных бизнесов, дивизионов, фирм.

Какова динамика перехода к подобной системе управления?

Подчиненные будут сначала пытаться избегать ответственности, перекладывая решения на плечи начальника. Затем, приняв ответственность, начнут делать ошибки и отстаивать ошибочные точки зрения (у них нет такого опыта, как у руководителя, зато есть собственные идеи). Наконец, они начнут решать сами, в общем русле поставленных целей, но своими способами.

Какова вероятность достижения этого результата?

Похоже, вырасти от "бригадира" до "политика" способны не более половины руководителей.

Современная ситуация

Несоответствие управления задачам стоит фирме реальных денег на любом уровне. Если в сетевом бизнесе небольшой офис продаж услуг имеет плохого директора - этот директор обойдется фирме в лишних $20 тыс. за три месяца (за это время становится ясна его непригодность, и его меняют). Хороший директор офиса принесет в те же сроки плюс $20 тыс. по сравнению с нормой. И это всего лишь уровень бригадира! Что же говорить о директоре дивизиона, например, с оборотом $3-5 млн. в месяц? Ценой "чуть-чуть недостаточной" компетентности будут совершенно другие суммы. И в то же время, многих руководителей можно "довести", дообучить на месте в короткий срок за гораздо меньшие деньги. Просто этим надо кому-то заняться.

работа по внедрению изменений приходится на подготовку среднего звена. Чаще всего это помощь назначенному руководителю одновременно в структуризации его участка (дивизиона холдинга), разработке стратегий, вводе процедур экспертной оценки решений, результативном делегировании и мотивации.

Мотивации приходится уделять приоритетное внимание, поскольку часто повышение менеджеров производится не в ответ их желанию, а вопреки ему. Предприятия растут и используют самый доступный способ снятия кадрового дефицита - выдвижение существующего персонала. Это удобно, экономично, перспективно - но! - это почти так же рискованно, как приглашение "варягов". Руководитель, поднятый из "бригадиров" (2-й уровень управления) в "директора" (3-й уровень), далеко не всегда способен преодолеть эту пропасть. Ему не хочется менять привычки, рисковать, делегируя полномочия, учиться новому. А раз не хочет - значит, не сделает, если его не убедить или не заставить. (Т.е. убеждением, принуждением, "мытьем и катаньем" надо заставить человека повысить свою рыночную стоимость в четыре раза; а он при этом будет активно сопротивляться.)

Если вопросы мотивации решены, и руководитель уже хочет расти, в ход идет обучение технологиям управления третьего уровня. Упор делается на приобретении навыков. Как правило, эти задачи решаются параллельно с вводом запланированных изменений на фирме. (Вообще любые навыки лучше отрабатывать в реальных условиях, а не на тренинге - заодно выполняется полезная работа, и не возникает проблем с последующим вводом "абстрактных" умений в практику).

этом случае начинать нужно с состыковки представлений руководителя и его нанимателей. Как правило, у новичка иная терминология, несколько другие привычки ведения дел, свой собственный стиль коммуникаций. Это затрудняет общение с ним и даже может привести к увольнению специалиста, в принципе компетентного. На первом этапе необходима взаимная выверка понятий нанятого менеджера и нанимателя, заключение соглашений о способах ведения дел. Перевод его из "бригадиров" в "политики" осуществляется по уже описанному сценарию.

Примечательно, что при всей своей важности работа по повышению управленческой квалификации среднего звена требует не столько больших, сколько регулярных усилий. Скорректировать стиль управления менеджера можно не мощным разовым действием, а мелкими постепенными шагами. Систематическое и последовательное продвижение приводит к гораздо более надежному результату, чем однократный массированный натиск.

И поскольку инвестиции в топ-менеджмент быстро окупаются, профессиональная помощь компаниям в создании и "настройке" среднего звена, вероятно, один из наиболее востребованных и полезных консалтинговых продуктов на сегодня.

Куда пойти учиться после 9 класса: лучшие профессии в России в 2021 году

Какие профессии после 9 класса в России лучшие? Куда поступать, чтобы освоить востребованную специальность? В каких отраслях хорошие зарплаты и перспективы карьерного роста? Журналист ФАН сделал анализ нужных профессий в России, для которых не требуется высшее образование.

Как выбрать профессию после 9 класса

Первое, чего делать не стоит, — принимать скоропалительные решения. Выбор профессии — дело ответственное, но редко девятиклассники считают его таковым. Решение оставить школу и пойти учиться «куда-нибудь» нередко продиктовано плохими отношениями с одноклассниками или учителями. Поэтому родителям нужно обсудить с ребенком планы по дальнейшему обучению как можно раньше.

Если выбор профессии, которую может предложить средне-специальное образование, устраивает и ребенка, и его родителей, важно присмотреться к учебным заведениям в городе или регионе. Сменить школу на техникум, но остаться жить дома с родителями куда проще, чем уехать из города и поселиться в общежитии. При выборе специальности ребенку важно ответить на несколько главных вопросов:

  • нравится ли мне эта профессия;
  • есть ли у меня к ней склонности;
  • кем я вижу себя в этой профессии через 5-10 лет;
  • устроят ли меня уровень заработной платы и условия труда.

Нередко подростки идеализируют ту или иную специальность, и тогда задача родителей — рассказать о ней как есть, без прикрас. Можно составить список плюсов и минусов, тщательно проанализировав доступную в интернете информацию. Такой анализ с учетом личных предпочтений ребенка станет залогом верного выбора направления для обучения. Поможет не потерять годы, а изначально учиться и развиваться в том деле, которое соответствует характеру, способностям и ожиданиям подростка.

Решение о поступлении нужно принимать вместе с родителями

Совет. Воспользуйтесь тестом на профессиональную ориентацию, чтобы уточнить желания и способности подростка. Такой тест позволит определить или подтвердить его «склад ума». Тяготеет ли он к техническим специальностям, или в нем есть «предпринимательская», а значит, экономическая жилка? А может, для него на первом месте стоят коммуникации с другими людьми и желание работать в социальной сфере? Тесты на профориентацию поверхностны, но помогают расставить приоритеты и не ошибиться в выборе специальности.

Какие профессии предлагают колледжи и техникумы после 9 класса

Выбор учебных заведений, куда можно поступать после 9 класса, велик. Их делят на три категории:

  • училища;
  • техникумы;
  • колледжи.

Кажется, между ними нет никаких отличий, кроме названий, но это не так. Отличаются и образовательная программа, и аттестат выпускников, а значит, и возможность дальнейшего трудоустройства.

Училище

Первая ступень средне-специального образования. Сюда принимают выпускников только после 9 класса, а обучение длится до трех лет. Список профессий после 9 класса определяется направлением училища. В наибольшей степени распространены профессионально-технические, где обучают:

  • маляров;
  • штукатуров;
  • машинистов;
  • монтажников;
  • мотористов;
  • станочников;
  • токарей;
  • фрезеровщиков;
  • слесарей.

Училище может иметь медицинскую, военную, художественную, педагогическую направленность, что расширяет перечень профессий, которые позволяет освоить средне-специальное образование. Выпускник получает «рабочий» диплом и может после окончания учебного заведения работать по специальности в статусе рабочего или младшего специалиста.

Рабочую специальность можно освоить в училище

Техникум

Эти учебные заведения считают промежуточным звеном между училищем и колледжем, но это некорректное определение. Техникум и колледж — это почти одно и то же, с той разницей, что программа обучения в техникуме не дает углубленных знаний. Срок обучения может составлять 2-4 года. Выпускник получает квалификацию младшего специалиста, а поступать в техникум, в отличие от училища, можно после 9 и после 11 класса.

Обучение в техникуме выбирают в случае, если нужно освоить профессию быстро, но в то же время есть желание в будущем продолжить образование и поступить в вуз. Училище полного среднего образования не дает, а значит, и права поступать в высшее учебное заведение у его выпускников нет.

Список хороших профессий после 9 класса, которые можно освоить на базе техникума, велик:

  • архитектура;
  • автоматизация производств;
  • банковское дело;
  • государственное и муниципальное управление;
  • правоведение;
  • дизайн;
  • гостиничный сервис;
  • издательское дело;
  • косметика и визажное искусство;
  • медицинская оптика;
  • организация перевозок;
  • парикмахерское искусство;
  • машиностроение;
  • экономика и бухгалтерский учет.

Выпускники техникумов могут работать в каждой из сфер производства, торговли, транспортного сообщения. В техникумах можно освоить азы как модных сегодня специальностей — маркетолога, специалиста по рекламе, менеджера, — так и профессии, которые всегда будут востребованы: повар, кондитер, портной, слесарь, мастер по ремонту автомобилей и техники.

Парикмахеров обучают в техникумах

Колледж

Учебные заведения этого типа тоже называют промежуточным звеном между средним профессиональным и высшим образованием. От училища и техникума колледжи отличаются качеством профессиональной подготовки. Обучение предусматривает основную и углубленную программы, поэтому и срок его составляет минимум 4 года, а выпускники получают дипломы специалистов со средним полным образованием.

В колледж поступают в том случае, если в перспективе планируют дальнейшее обучение в вузе. А срок получения профессии не так важен, как качество образования. В колледжах учатся дольше, чем в училищах и техникумах, а после окончания обучения выпускники могут работать в должности старших специалистов.

Нужные профессии после 9 класса, которые можно освоить на базе колледжа, аналогичны тем, которым обучают в техникумах. К ним можно добавить:

  • разработчик web- и мультимедийных приложений;
  • администратор баз данных;
  • специалист по информационным ресурсам;
  • графический дизайн;
  • техник по защите информации;
  • мастер декоративных работ;
  • оператор станков с ПУ;
  • метролог;
  • оператор беспилотных летательных аппаратов;
  • наладчик промышленного оборудования.

Одни из самых востребованных профессий после 9 класса — это специальности в сфере IT, технических наук, программирования, обслуживания сетей и защите информации. Чтобы освоить эти профессии, не нужно учиться в вузе. Поступив в колледж и получив азы специальности, можно начинать строить карьеру раньше. А если возникнет необходимость, например для получения престижной должности, через несколько лет можно и в вуз поступить.

Стать программистом можно и без высшего образования

Куда поступить после 9 класса — профессии для девушек

Считается, что в современном обществе границы между мужскими и женскими специальностями стираются. Однако до сих пор существуют профессии, в которых трудятся в основном женщины. После 9 класса можно получить специальность:

  • учителя начальной школы;
  • воспитателя детского сада;
  • повара;
  • косметолога;
  • медсестры;
  • маркетолога;
  • делопроизводителя;
  • бухгалтера;
  • специалиста по гостеприимству;
  • парикмахера;
  • продавца.

Эти профессии позволяют трудоустроиться в любом городе и в любом регионе. На небольшую заработную плату стоит рассчитывать, планируя трудоустройство в бюджетной сфере. Учителя, воспитатели, медсестры получают совсем немного. Но это образование позволяет развиваться и совершенствовать свои профессиональные качества, а значит, и увеличивать заработок.

Учитель может заниматься репетиторством, подготовкой детей к экзаменам. Воспитатель может заниматься с детьми в школе раннего развития. А медицинское образование позволяет освоить профессии косметолога, массажиста, реабилитолога, которые сегодня востребованы и высокооплачиваемы.

Медсестра — востребованная медицинская специальность

Куда пойти после 9 класса — профессии для юношей

Молодым людям не стоит отказываться от IT-специальностей. Компьютеризация, развитие информационных и телекоммуникационных систем, потребность в программном обеспечении и кибербезопасности — тенденции нынешнего времени будут лишь развиваться в будущем. Поэтому и через 3-4 года выпускники техникумов и колледжей смогут найти работу по специальности.

Другое востребованное направление — мастера по обслуживанию и ремонту механизмов, автомобилей, двигателей, холодильно-вентиляционной техники, биотехнических и медицинских аппаратов. Рабочих рук в технических отраслях всегда не хватает, а начав работу по специальности, в будущем можно продолжить образование и получить должность инженера на производстве с высоким окладом.

Профессии после 9 класса с хорошей зарплатой — это мастера:

  • столярно-плотнических и паркетных работ;
  • отделочных работ;
  • мебельного производства.

Хорошие специалисты в этих областях на вес золота. Опыт и репутация позволяют заниматься частной практикой и самостоятельно оценивать свои услуги.

Столяры и плотники всегда нужны

Топ профессий после 9 класса

Кондитер

В крупных городах все более популярными становятся магазинчики «авторской» кондитерской продукции. Необычные конфеты, пирожные, торты с оригинальными украшениями предпочитают покупать на праздники, дни рождения. Кондитер может зарабатывать от 31 тысячи рублей, если работает по найму.

Собственная практика позволяет повысить заработок, а его размер будет определяться исключительно креативностью идей и ответственным подходом к качеству продукции.

Логист

Представители этой профессии не останутся без работы, пока существует торговля. А в России с учетом огромной площади страны и серьезных расстояний между городами и регионами ее актуальность особенно высока. Логисты выбирают оптимальные по стоимости и срокам варианты доставки товаров от производителя к оптово-розничным сетям или потребителям. Чем более продуманным будет маршрут, тем больше экономия бизнеса, а потому хороших логистов ценят.

На старте карьеры можно рассчитывать на оклад около 35 тысяч рублей. С опытом и ростом профессионализма зарплата будет расти.

Стоматологический гигиенист

Чтобы работать стоматологом, необходимо получить высшее образование. А для работы стоматологическим гигиенистом достаточно среднего образования. Однако востребованность специалистов не менее высока: следить за красотой улыбки сегодня модно, а отбеливающие и гигиенические процедуры по уходу за зубами стали обязательным атрибутом для жителей крупных городов.

Гигиенист может работать в стоматологической клинике или открыть частный кабинет. При работе по найму уровень заработной платы составит от 27 тысяч рублей с перспективой роста. Частная практика позволяет зарабатывать больше, но заняться ею удастся не раньше чем через 2-3 года после начала работы.

Для работы гигиенистом высшее образование не нужно

Механик

Профессия предусматривает множество специализаций, и каждая из них востребована и хорошо оплачивается. Автомеханики — одни из самых нужных специалистов в России. Они работают в крупных автоцентрах или автомастерских, где даже на старте карьеры им готовы платить более 53 тысяч рублей. Могут заниматься частной практикой, работать «в гараже», тогда заработок определяется лишь дисциплинированностью и желанием развиваться в профессии.

Судомеханики работают на кораблях, а потому возможности заработка существенно выше. Для тех, кто выбирает работу на берегу или ходит на судах в российских водах, стоит рассчитывать на оклад от 52 тысяч рублей. Специалисты, востребованные на международных рейсах, зарабатывают на несколько порядков выше.

Электромеханики обслуживают и ремонтируют станки, механизмы на производствах. Средняя заработная плата в России для специалистов этого профиля составляет 43 тысячи рублей.

Медсестра

Профессия медсестры важна и необходима, однако, к сожалению, в государственных медицинских учреждениях уровень заработной платы медсестер невелик. Чуть больше платят в частных клиниках, реабилитационных центрах, где можно рассчитывать на 25–30 тысяч. Но наличие базового медицинского образования открывает хорошие перспективы карьерного роста и личного развития.

Получив диплом медсестры, можно пойти работать по специальности или поступить в медицинский университет. Образование уровня колледжа дает привилегии при поступлении и возможность учиться сразу на третьем курсе.

Можно окончить специализированные курсы косметолога, реабилитолога, массажиста и заниматься частной практикой, которая приносит куда больший доход, чем работа в больнице.

Программист

Эта профессия открывает серьезные перспективы карьерного роста. Программисты создают программы и технологии, которые делают жизнь проще и комфортней. Без программирования невозможна работа сайтов, компьютерных программ, мессенджеров, даже банковских систем. Может показаться, что в этой сфере уже все создано и написано, но это не так.

Средняя зарплата программиста в России — 59 тысяч рублей. В банковском секторе и занимаясь частной практикой можно зарабатывать в разы больше. Освоив программирование, можно совершенствоваться в одном из его направлений: 1С, языках Java, PHP. Зарплата ведущего программиста уже от 82 тысяч рублей.

Дизайнер интерьера

Профессия дизайнер широка и разнопланова. Дизайнеры нужны и в сфере IT, они разрабатывают внешний вид сайтов и приложений. Они необходимы в области пошива одежды, но немногие добиваются успехов на этом поприще. А вот профессия дизайнер интерьера кажется одновременно и надежной, и позволяющей проявить свои творческие наклонности. Средняя зарплата в России составляет 47 тысяч рублей.

Можно работать в штате дизайнерского агентства, строительной компании или архитектурного бюро. Можно заниматься частной практикой и брать оплату за каждый выполненный проект. Для успеха в этой сфере нужны талант, креативность, желание слышать клиента и способность донести свою точку зрения.

Машинист электропоезда

Профессия ответственная и востребованная, а уровень заработной платы высок уже на старте карьеры. Машинистам электропоездов платят от 70 тысяч рублей. Специалисты могут работать на линиях метрополитена и железных дорог.

Профессия требует внимания, выдержки, устойчивости психики, однако предлагает и отдачу в виде достойного заработка, продолжительного отпуска и раннего выхода на пенсию по сравнению с другими специальностями.

Бетонщик-арматурщик

Специальность для юношей, которые хотят развиваться в строительной отрасли. По статистике, нехватка кадров в ней огромна. Востребованы все специализации, которые преподают в профессиональных училищах. Каменщики, монтажники, бетонщики, арматурщики — найти работу после окончания ПТУ будет несложно.

Бетонщик-арматурщик может рассчитывать на оклад в 74 тысячи рублей. Зарплата каменщика чуть ниже — около 70 тысяч рублей. Монтажнику железобетонных конструкций готовы платить столько же. Даже неквалифицированная работа в строительной сфере оплачивается достаточно высоко, оклады стартуют от 52 тысяч рублей.

Читайте также: