Срок исполнения служебных обязанностей по вакантной должности сотрудником фпс гпс не может превышать

Опубликовано: 05.07.2024

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

(с изменениями на 6 октября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

2. Внести в пункт 12 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2008, N 43, ст.4921; N 47, ст.5431; 2009, N 51, ст.6285; 2010, N 19, ст.2301; N 20, ст.2435; N 51, ст.6903; 2011, N 1, ст.193; N 40, ст.5532; 2012, N 6, ст.643; N 19, ст.2329; N 47, ст.6455; 2013, N 26, ст.3314; N 52, ст.7137; 2014, N 11, ст.1131; N 27, ст.3754; 2015, N 4, ст.641; N 11, ст.1588; 2016, N 1, ст.211; N 31, ст.4987; N 39, ст.5626; 2017, N 13, ст.1913), следующие изменения:

б) подпункт 17_1 дополнить словами ", а также на сотрудников федеральной противопожарной службы, исполняющих обязанности по вакантным должностям, подлежащим замещению лицами высшего начальствующего состава";

в) дополнить подпунктом 33_1 следующего содержания:

"33_1) назначает сотрудников федеральной противопожарной службы исполняющими обязанности по вакантным должностям, подлежащим замещению лицами высшего начальствующего состава, на срок до шести месяцев в течение календарного года;";

г) дополнить подпунктом 33_2 следующего содержания:

"33_2) информирует Президента Российской Федерации о назначении сотрудников федеральной противопожарной службы исполняющими обязанности по вакантным должностям, подлежащим замещению лицами высшего начальствующего состава;".

3. Правительству Российской Федерации в 4-месячный срок:

а) утвердить типовой договор на обучение, предусматривающий обязательство последующего прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальным органом) и гражданином Российской Федерации;

б) определить размер и порядок осуществления дополнительной выплаты гражданину Российской Федерации, заключившему с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальным органом) договор на обучение, предусматривающий обязательство последующего прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 4-месячный срок разработать и утвердить:

а) порядок проведения конкурса на заключение договора на обучение, предусматривающего обязательство последующего прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальным органом) и гражданином Российской Федерации, методику осуществления конкурсных процедур и критерии отбора граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в конкурсе;

б) порядок формирования конкурсных комиссий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальных органов).

5. Реализацию настоящего Указа осуществить исходя из установленной штатной численности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

26 октября 2017 года

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 26 октября 2017 года N 518

Квалификационные требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей высшего начальствующего состава в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы

1. Настоящие квалификационные требования устанавливаются для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, замещающих (претендующих на замещение) должности высшего начальствующего состава (далее - сотрудники), а также для граждан Российской Федерации, претендующих на замещение таких должностей (далее - граждане).

2. Проверка соответствия сотрудника, гражданина настоящим квалификационным требованиям осуществляется в порядке, установленном Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при представлении сотрудника к назначению (в том числе в порядке перевода) на должность высшего начальствующего состава или при представлении гражданина к назначению на такую должность.

3. Квалификационные требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки - наличие у сотрудника стажа службы в федеральной противопожарной службе не менее трех лет или наличие у гражданина стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки не менее пяти лет.

4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям - знание сотрудником, гражданином Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти, необходимых для выполнения служебных обязанностей в установленной сфере деятельности; технических регламентов в области пожарной безопасности, основных тактико-технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники и порядка ее применения; видов опасностей, угроз, рисков природного и техногенного характера, а также методов и способов их снижения и ликвидации; порядка работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Квалификационные требования к профессиональным навыкам - способность сотрудника, гражданина выполнять служебные обязанности в установленной сфере деятельности с учетом задач и функций в области пожарной безопасности, возложенных на МЧС России, его территориальные органы, учреждения и организации; эффективно руководить структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, территориальным органом, учреждением или организацией МЧС России; осуществлять постановку задач и организовывать их выполнение; оперативно принимать и реализовывать управленческие решения; обеспечивать контроль за исполнением поручений; выполнять задачи в зоне чрезвычайной ситуации, при пожарах, в условиях радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения) местности и объектов; применять современную технику, системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты, авиацию, робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты, современные телекоммуникационные технологии; осуществлять подбор и расстановку кадров, организовывать подготовку и переподготовку кадров, воспитательную работу с подчиненными; выявлять, предотвращать и урегулировать конфликт интересов; анализировать, планировать свою работу и прогнозировать ее результаты; организовывать деятельность подчиненных должностных лиц по выполнению поставленных задач; организовывать работу по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации, организациями и общественными объединениями; вести деловые переговоры; обеспечивать подготовку проектов нормативных правовых актов и служебных документов; уметь пользоваться компьютерной техникой и средствами связи.

6. В исключительных случаях по решению Президента Российской Федерации допускается назначение на должность высшего начальствующего состава в федеральной противопожарной службе без соблюдения отдельных требований, предусмотренных пунктами 3-5 настоящих квалификационных требований.

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 26 октября 2017 года N 518

Положение о порядке возложения на сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы временного исполнения служебных обязанностей по должности высшего начальствующего состава и освобождения его от временного исполнения этих обязанностей

1. Настоящим Положением определяется порядок возложения на сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудник) временного исполнения служебных обязанностей по должности высшего начальствующего состава и освобождения его от временного исполнения этих обязанностей.

2. На сотрудника может быть возложено временное исполнение служебных обязанностей:

а) по вакантной должности высшего начальствующего состава - на срок не более шести месяцев в течение календарного года;

б) по невакантной должности высшего начальствующего состава - на срок не более четырех месяцев в течение календарного года.

3. Возложение на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по должности высшего начальствующего состава с одновременным освобождением от исполнения служебных обязанностей по замещаемой должности либо без такового осуществляется с письменного согласия сотрудника.

4. Возложение на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава осуществляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).

5. В целях возложения на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава руководитель (начальник), наделенный Министром соответствующими полномочиями, в 30-дневный срок со дня образования вакансии направляет Министру:

а) представление о возложении на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава;

б) справку о прохождении службы сотрудником;

в) рапорт сотрудника о согласии с возложением на него временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава;

г) заверенные копии документов об образовании и о квалификации сотрудника;

6. О возложении на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава Министр в 7-дневный срок уведомляет Президента Российской Федерации. К уведомлению прилагаются заверенная копия приказа о возложении на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава и документы, указанные в подпунктах "б - д" пункта 5 настоящего Положения.

7. В случае отсутствия одобрения Президента Российской Федерации Министр отменяет приказ о возложении на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по вакантной должности высшего начальствующего состава.

8. Возложение на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по невакантной должности высшего начальствующего состава осуществляется Министром в случае невозможности выполнения сотрудником, замещающим должность руководителя (начальника) структурного подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), руководителя (начальника) территориального органа, учреждения или организации МЧС России, своих служебных обязанностей, в том числе в период временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке, обучения с отрывом от выполнения служебных обязанностей, временного отстранения от выполнения служебных обязанностей на срок менее трех месяцев, безвестного отсутствия менее трех месяцев.

В случае временного отстранения сотрудника, замещающего одну из указанных должностей, от выполнения служебных обязанностей на срок более трех месяцев или его безвестного отсутствия более трех месяцев возложение на другого сотрудника временного исполнения обязанностей по этой должности осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4-6 настоящего Положения.

9. В целях своевременного возложения на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по невакантной должности высшего начальствующего состава руководитель (начальник), наделенный Министром соответствующими полномочиями, в 7-дневный срок со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящего Положения, направляет Министру:

а) представление о возложении на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по невакантной должности высшего начальствующего состава с указанием срока исполнения этих обязанностей;

б) справку о прохождении службы сотрудником;

в) рапорт сотрудника о согласии с возложением на него временного исполнения служебных обязанностей по невакантной должности высшего начальствующего состава.

10. Сотрудник освобождается от временного исполнения служебных обязанностей по должности высшего начальствующего состава в случае:

а) прекращения обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящего Положения;

в) назначения на данную должность высшего начальствующего состава другого сотрудника;

г) принятия руководителем (начальником), возложившим на сотрудника временное исполнение служебных обязанностей по должности высшего начальствующего состава, соответствующего решения.

11. Возложение на сотрудника временного исполнения служебных обязанностей по должности высшего начальствующего состава и освобождение его от временного исполнения этих обязанностей оформляются приказом Министра.

12. Сотруднику, временно исполняющему служебные обязанности по должности высшего начальствующего состава, в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается денежное довольствие исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности.

13. За нарушение порядка и сроков возложения на сотрудника временного исполнения обязанностей по должности высшего начальствующего состава должностные лица МЧС России несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудниками являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава или состоящие в кадрах Государственной противопожарной службы МЧС России, которым в установленном порядке присвоено специальное звание.

Состоящими в кадрах ГПС МЧС России считаются сотрудники:

а) находящиеся в распоряжении организаций МЧС России;

б) прикомандированные к органам государственной власти, а также к иным организациям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Всем сотрудникам выдаются служебные удостоверения установленного образца, а также присваиваются личные номера с указанием их на жетонах установленного образца. За сотрудниками среднего, старшего и высшего начальствующего состава личные номера сохраняются в течение всего периода службы в организациях МЧС России за исключением лиц, лишенных специальных званий в соответствии со статьей 33 Положения.

Сотрудникам, замещающим должности рядового и младшего начальствующего состава, личные номера присваиваются на период прохождения службы в соответствующей организации МЧС России, за которыми в установленном порядке закреплены специальные серии личных номеров.

Жетоны с личными номерами вручаются сотрудникам одновременно с объявлением под роспись приказа о присвоении первого специального звания. О получении жетонов сотрудники расписываются на титульном листе послужного списка личного дела. При перемещении сотрудников, замещающих должности рядового и младшего начальствующего состава, новые жетоны вручаются кадровым органом на основании приказов руководителей соответствующих организаций МЧС России.

Образцы служебных удостоверений, а также жетонов утверждаются приказом МЧС России.

должность сотрудник служба откомандирование

1. Порядок приема на службу

В соответствии со статьями 1, 8, 9, 9.1 Положения на службу в организации МЧС России принимаются граждане Российской Федерации. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации следует руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу (учебу) в организации МЧС России, осуществляется соответствующим кадровым органом.

В процессе предварительного изучения личности кандидата выясняется состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества, проводится психофизиологическое исследование, как правило, оформляется личное поручительство.

По результатам предварительного изучения кадровый орган организации МЧС России заполняет соответствующий раздел заключения о приеме на службу в федеральную противопожарную службу, которое направляет руководителю организации МЧС России, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении дает кадровому органу указание для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе. При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу, а также признания его военно-врачебной комиссией годным к этой службе, кандидат пишет заявление о приеме на службу.

Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется: а) путем заключения индивидуальных контрактов; б) по конкурсу; в) посредством назначения на должность. Прием кандидатов на службу в организации МЧС России (в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел, МЧС России, а также офицеров запаса) оформляется с учетом требований статей 8, 9, 9.1, 59 Положения приказами руководителей согласно их компетенции. Приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в организацию МЧС России.

Решение вопросов приема и прохождения службы сотрудниками, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Положения. Сотрудники, являющиеся близкими родственниками или свойственниками, могут проходить службу в одной и той же организации МЧС России при условии, если они не будут непосредственно подчинены или подконтрольны один другому.

Сотрудникам разрешается работать по совместительству в системе МЧС России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Перемещение по службе сотрудников МЧС. Основание и порядок

Перемещение сотрудника по службе может быть осуществлено только с его письменного согласия. В случае отказа сотрудника от перемещения по службе в связи с признанием его аттестационной комиссией не соответствующим замещаемой должности, а также в порядке дисциплинарного взыскания он подлежит увольнению со службы, соответственно, по служебному несоответствию замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации (пункт «и» части первой статьи 58 Положения) или за грубое нарушение служебной дисциплины (пункт «к» части первой статьи 58 Положения) и за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме (пункт «о» части первой статьи 58 Положения).

При поступлении запроса из другой организации МЧС России на личное дело сотрудника, в связи с рассмотрением вопроса о возможном прохождении его дальнейшей службы, решение должно быть принято не позднее тридцати дней с момента поступления запроса. При положительном рассмотрении вопроса о дальнейшем прохождении службы в предлагаемой должности, откомандирование сотрудника в организацию МЧС России, направившую запрос, должно осуществляться не позднее 14 дней с момента поступления запроса на откомандирование. Не допускается отказ в назначении прибывшего сотрудника на должность в организацию МЧС России, направившую запрос на его откомандирование. В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы. В указанную в настоящем пункте выслугу лет включаются все периоды (в календарном исчислении), засчитываемые в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. 56. При перемещении на службу в другую местность по инициативе сотрудника учитывается необходимость в изменении его места жительства по состоянию здоровья или состоянию здоровья членов семьи сотрудника.

Рапорт сотрудника с согласием на откомандирование и назначение на предлагаемую должность направляется в организацию МЧС России, в которую перемещается сотрудник, для приобщения к личному делу. 58. Проезд и перевозка имущества сотрудника и членов его семьи к новому месту службы осуществляется за счет средств МЧС России в порядке, установленном действующим законодательством.

Сотрудник может быть временно отстранен от должности в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере. Отстранение от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства случаях, а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки. Основанием для принятия такого решения является постановление о привлечении сотрудника в качестве обвиняемого в совершении преступления или факт грубого нарушения служебной дисциплины, делающие невозможным исполнение им служебных обязанностей. Решение о временном отстранении от исполнения обязанностей по занимаемой должности сотрудника принимается руководителем организации МЧС России, которому предоставлено право приема его на службу и оформляется приказом.

Приказ об отстранении от должности объявляется сотруднику под роспись. Сотрудники, временно отстраненные от исполнения обязанностей по занимаемой должности, выполняют поручения по службе руководителя организации МЧС России (кроме сотрудников, привлекаемых в качестве обвиняемых в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде содержания под стражей).

Сотрудникам, уволенным из организации МЧС России на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда, а затем реабилитированным в установленном порядке, а также в случае вынесения оправдательного приговора или прекращения уголовного дела в отношении отстраненного от должности сотрудника по реабилитирующим основаниям, за время вынужденного отсутствия на службе возмещение денежного довольствия производится в установленном законом порядке. По окончании уголовного дела либо служебной проверки по реабилитирующим основаниям руководитель, издавший приказ об отстранении сотрудника от должности, издает приказ о возложении на него служебных обязанностей по ранее занимаемой должности.

Сотрудник может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При назначении сотрудника, являющегося штатным заместителем, исполняющим обязанности руководителя этой организации, денежное довольствие ему выплачивается по занимаемой им штатной должности. В случае назначения исполняющим обязанности сотрудника, не являющегося штатным заместителем, денежное довольствие выплачивается по исполняемой им должности. Исполнение обязанностей не может осуществляться более двух месяцев по вакантной должности и более четырех месяцев по невакантной должности. По должностям руководителей, замещающим должности высшего начальствующего состава (назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации), исполнение обязанностей не может осуществляться более 6 месяцев.

Сотрудник может быть зачислен в распоряжение организации МЧС России по основаниям, указанным в части первой статьи 16.1 Положения. При изменении наименования организации МЧС России либо штатной должности зачисление сотрудника в распоряжение не производится, если не меняются должностные обязанности и оклад по занимаемой должности сотрудника.

В срок нахождения в распоряжении организации МЧС России не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год. До назначения на другую должность или прекращения службы в организации МЧС России зачисленный в распоряжение организации МЧС России сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания руководителя соответствующей организации МЧС России либо другого уполномоченного руководителя.

На сотрудника, зачисленного в распоряжение организации МЧС России, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующей организации МЧС России. К сотруднику, зачисленному в распоряжение организации МЧС России, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением. Период нахождения сотрудника в распоряжении организации МЧС России засчитывается в стаж службы, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.

На период нахождения в распоряжении организации МЧС России сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. Сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, при направлении их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы, выплачиваются оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, оклад по присвоенному специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет.

При этом сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, выплачивается с учетом его повышения в размере, установленном актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Нахождение сотрудника в распоряжении организации МЧС России оформляется приказом руководителя соответствующей организации МЧС России. Во время нахождения в распоряжении сотрудник имеет право на предоставление ему в установленном порядке очередного ежегодного и других видов отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Представление сотрудника, находящегося в распоряжении, к присвоению очередного специального звания не производится. Издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в организацию МЧС России приказа (выписки из приказа) о проведении организационно-штатного мероприятия, но не ранее даты вступления его в силу. В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам ознакомление сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение производится в трехдневный срок, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу. Руководителем организации МЧС России или по его поручению одним из заместителей в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также руководителя соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении организации МЧС России. В ходе собеседования сотрудникам разъясняются:

Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данной или иной организации, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме. Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника. Сроки нахождения сотрудников в распоряжении определены в статье 16.1 Положения. Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другую организацию или увольнении со службы.

Сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы до истечения двух месяцев с даты окончания контракта по пункту «г» или по окончании срока нахождения в распоряжении по пункту «е» статьи 58 Положения или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей. Сотрудник может быть уволен до окончания срока нахождения в распоряжении при наличии его рапорта. В приказе об увольнении, переводе на службу в другую организацию или назначении на должность сотрудника, находящегося в распоряжении, указывают, в чьем распоряжении он находится, ранее занимаемую сотрудником должность, а также основание и дату назначения, перевода на службу в другую организацию или увольнения со службы. На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России, регламентирующими прохождение службы. Ответственными за своевременное и правильное зачисление сотрудника в распоряжение, последующее его назначение на должность или увольнение со службы являются руководитель организации и начальник кадрового органа.

Нередко на предприятиях после увольнения какого-либо сотрудника его должность остается свободной. Некоторые работодатели не спешат корректировать штатное расписание и исключать из него вакантные места. Вместо этого они возлагают на действующих сотрудников исполнение обязанностей по вакантным должностям. Между тем такое действие не совсем законно.

исполнение обязанностей по вакантной должности

Замещение отсутствующего сотрудника

Согласно законодательству, назначение действующего работника на должность служащего, находящегося в командировке, в отпуске, на лечении и пр., является переводом. Замещение отсутствующего сотрудника обусловлено производственной необходимостью. Законодательство допускает перевод на другую работу без согласия служащего.

Поскольку речь идет не о вакантной должности, срок временного исполнения обязанностей по ней строго ограничен. Он не может превышать месяца в течение года (календарного).

Совмещение и временное замещение: главные особенности

Совмещение профессий устанавливают, когда должность по определённым причинам остаётся вакантной. Временное замещение предполагает, что сотрудник за должностью числится, но сейчас не имеет возможностей исполнять свои прямые обязанности. Обычно это связано со следующими причинами:

  • Повышение квалификации.
  • Командировка.
  • Болезнь.
  • Отпуск, и так далее.

При совмещении разрешают выполнять дополнительную работу, только если она связана с другой работой или должностью. Временное замещение предполагает различные варианты сотрудничества.

Сложности на практике

Как и в случае с вакантной должностью, исполнение обязанностей по месту трудовой деятельности временно отсутствующего сотрудника возможно при наличии соответствующей квалификации. Если замещение служащего предполагает более низкий ее уровень, необходимо письменное согласие переводимого сотрудника.

Реализация указанного правила может вызывать некоторые проблемы на практике. Дело в том, что ТК не закрепляет критериев сравнения квалификации разных специальностей, должностей и профессий. Это означает, что работодатель должен сам разработать такую систему оценивания. Разумеется, все критерии должны быть официально закреплены локальными актами, а персонал – ознакомлен с ними.

Работодателю необходимо действовать очень осторожно, не нарушая интересы и права сотрудников. Все решения должны приниматься исключительно в рамках законодательства. В противном случае может возникнуть трудовой спор.

срок исполнения обязанностей по вакантной должности

Нюансы

Если замещение должности отсутствующего сотрудника осуществляется служащим с освобождением от основной его деятельности, он может рассчитывать на получение зарплаты в сумме, не меньшей, чем средний заработок, который он получал на своем рабочем месте.

Общие правила определения средней з/п устанавливаются Правительством в Постановлении № 213 от 2003 г.

приказ исполнение обязанностей вакантной должности

Исполнение обязанностей по вакантной должности

Выше уже говорилось о том, что назначение сотрудника на место отсутствующего работника является переводом. Такая ситуация возможна, если служащий отсутствует временно, т. е. он не уволен с предприятия. Этой же позиции придерживаются и суды.

В частности, можно обратить внимание на Постановление Пленума ВС № 16 от 1992 г. В 12 пункте этого документа дается толкование положений 26 статьи КЗоТ РСФСР. Несмотря на то что этот Кодекс давно не действует, многие его нормы можно применить сегодня. Более того, формулировки статей 26 КЗоТ и 74 ТК в части, регламентирующей перевод служащего на место временно отсутствующего работника по инициативе нанимателя, совпадают. Соответственно, отсутствуют всякие сомнения по поводу того, что судебные органы при рассмотрении трудовых споров будут принимать во внимание пояснения, данные в указанном Постановлении.

В 12 пункте документа закреплено, что исполнение обязанностей по вакантной должности в течение определенного периода возможно по письменному согласию сотрудника. Из этого следует, что Верховным судом, фактически, был введен новый вид переводов служащих на другую работу. Между тем, по трудовому законодательству, исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается. Следовательно, положение, присутствующее в Постановлении Пленума применить нельзя.

Сказанное выше означает, что приказ об исполнении обязанностей по вакантной должности можно признать недействительным. В локальном документе должна использоваться совершенно иная формулировка. Многие руководители, пользуясь неосведомленностью граждан, их юридической неграмотностью, издают явно противоправные распоряжения. Следует помнить, что любое решение нанимателя можно оспорить.

непрерывный срок исполнения обязанностей по вакантной должности

За вакантную должность можно назначить исполняющим обязанности

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с исполнением работником обязанностей временно отсутствующего работника или с исполнением обязанностей по вакантной должности в тех случаях, когда работник освобождается от выполнения его основной (прежней) работы.

Правовое регулирование отношений, связанных с назначением работника исполняющим обязанности, осуществляется нормами Трудового кодекса РФ, Разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 29.12.

1965 N 30/32 «О порядке оплаты временного заместительства» (действующим в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ) (далее — Разъяснение), иными правовыми актами Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами Союза ССР.

Исполнение обязанностей на вакантной должности или как наказать жадного раб

Соответственно, отсутствуют всякие сомнения по поводу того, что судебные органы при рассмотрении трудовых споров будут принимать во внимание пояснения, данные в указанном Постановлении. В 12 пункте документа закреплено, что исполнение обязанностей по вакантной должности в течение определенного периода возможно по письменному согласию сотрудника.

Из этого следует, что Верховным судом, фактически, был введен новый вид переводов служащих на другую работу. Между тем, по трудовому законодательству, исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается.

Вопросы о сроках

Многие несведущие граждане интересуются, какой срок исполнения обязанностей по вакантной должности может устанавливаться распоряжением руководителя? В ТК на этот счет ничего не говорится. Разъяснения в трудовом законодательстве отсутствуют потому, что такая форма перевода работника вообще не предусмотрена. Следовательно, говорить о каком-либо (в том числе непрерывном) сроке исполнения обязанностей по вакантной должности не совсем корректно. В таких случаях следует считать, что сотрудник переведен на место постоянно. Для этого, в свою очередь, необходимо согласие служащего. Обратимся к пояснениям ВС.

В Постановлении № 16 указано, что если работодатель перевел работника без его согласия, а тот, в свою очередь, приступил к трудовой деятельности добровольно, то данное действие может быть признано законным. Следовательно, служащий будет считаться занимающим должность с 1-го дня перевода.

Установление какого-то конкретного срока исполнения обязанностей по вакантной должности юридического значения для регулирования трудовых отношений не имеет. Такое временное назначение служащего необходимо считать постоянным переводом на другое место (при наличии согласия от него) в соответствии с 72 статьей ТК.

Разные сроки

Сроки работы ВРИО устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника (ч. 3 ст. 60.2 ТК). То есть дополнительная работа может выполняться до той поры, пока не исчезнет необходимость или самого трудоголика не «оттащат» родственники для сохранения его же здоровья.

Однако для ВРИО перевод имеет ограничение по сроку: до одного года – в общем случае, до выхода на работу замещаемого работника – в случае, если за последним на время отсутствия в соответствии с законом сохраняется место.

В последнем варианте возможны некоторые трения вплоть до судебных претензий. Поскольку период отсутствия нужного специалиста не должен нарушать нормальную деятельность организации, латается «кадровая дыра», а возвращение работника через несколько месяцев, а, возможно, и лет, создает кадровую проблему, разрешение которой требует не ума и сообразительности, а проявления мудрой дальновидности руководителя для бесперебойной и бесконфликтной работы.

Если с сотрудником был заключен срочный договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, то он прекращается с выходом этого специалиста (ст. 79 ТК). Причем, это может произойти как через три года, например, по окончании отпуска по уходу за ребенком, так и в любой день, когда коллега решит прервать свое отсутствие.

Оформление

При назначении сотрудника на вакантную должность применяется стандартная процедура приема на работу или перевода. В первом случае кандидат предоставляет все необходимые документы, пишет заявление. Работодатель и гражданин заключают договор.

Перед подписанием кандидату необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. Дело в том, что некоторые работодатели используют некорректные формулировки. Подписание договора означает добровольное согласие с условиями трудовой деятельности.

Зачастую работодатели пользуются юридической неграмотностью сотрудников и назначают их исполняющими обязанности по вакантным должностям. А работники, в свою очередь, добровольно на это соглашаются. На практике выходит так, что сотрудники выполняют и свою, и чужую работу. Оплата труда, в свою очередь, как правило, в таких случаях не соответствует объему трудовой деятельности. Такие ситуации оспорить достаточно сложно, поскольку наниматели берут у служащих письменное согласие. Зачастую единственным выходом является увольнение.

Тем не менее при возникновении таких противоречивых ситуаций целесообразно обратиться в трудовую инспекцию.

По сути, работник может отказаться от выполнения дополнительных обязанностей. Для этого ему нужно напрямую обратиться к работодателю, написать заявление.

исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается

Стоит сказать, что многие служащие осознанно соглашаются с предложением работодателя. Обычно это связано с обещаниями нанимателя выплачивать высокое вознаграждение. Но на деле далеко не всегда сотрудник получает ожидаемую сумму. В таких ситуациях и начинаются проблемы. С одной стороны, действия работодателя не законны, с другой – служащий сам согласился на условия.

Оформление реквизита «Подпись» в отсутствие должностного лица

Возможность образования временного единоличного исполнительного органа предусмотрена в п. 4 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Это возможно, если директор либо отстранен от должности, либо не может исполнять свои обязанности. Вопросы образования подобного «временного правительства» отнесены к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) либо общего собрания акционеров. В любом случае порядок образования временного исполнительного органа должен быть зафиксирован в уставе общества.

Что следует делать в возникшей ситуации «безвластия»? Обязательно ознакомиться с этим порядком и привести штатное расписание в соответствие с уставом. То есть если в уставе сказано, что временным единоличным исполнительным органом является, допустим, «вице-президент», ­убедиться, что в штатном расписании такая должность присутствует и делать его первым лицом в АО.

Отметим, что в Законе об ООО нет подобного пункта.

Как грамотно это оформить с позиции трудового законодательства? Начнем с того, что не существует ни должности, ни тем более профессии «исполняющий обязанности». Такое определение вы не встретите ни в ТК РФ, ни в другом нормативном правовом акте сферы труда. Однако существует понятие «исполнение обязанностей временно отсутствующего работника» (в ст. 60.2, 151 ТК РФ). Ключевые для нас слова – «временно отсутствующий», то есть это тот случай, когда определенный человек занимает должность руководителя, но он временно отсутствует на рабочем месте по причине отпуска, болезни, командировки и т.д. Для этих ситуаций ТК РФ предусмотрел совмещение должностей (расширение зон обслуживания, увеличение объема работ), временный перевод либо заключение срочного договора. Если же должность руководителя вакантна, будут действовать иные правила.

Итак, должности «исполняющий обязанности»

кого бы то ни было не существует. Кроме того, в п. 2 Разъяснений 1965 года3 указано, что нельзя исполнять обязанности по вакантной должности. Исключение – должность, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. И то в течение 2 месяцев вопрос о назначении на должность на постоянной основе должен быть решен. Данное исключение было актуально в период СССР, когда на высокие должности ­назначали «свыше». Сейчас оно
может быть применимо к бюджетным учреждениям
. Если вышестоящий орган назначил на вакантную должность временного исполняющего обязанности, то руководитель организации обязан не позднее месячного срока представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. В свою очередь вышестоящий орган в месячный срок со дня получения документов должен сообщить руководителю о своем решении. Таким образом, временный исполняющий обязанности может оставаться в этом статусе не более двух месяцев: в итоге он назначается на должность постоянно либо в случае отрицательного решения ему должна быть предложена другая работа. При отсутствии соответствующей работы или отказе от предложения он освобождается от работы по основаниям, предусмотренным законодательством, например, по соглашению сторон.

Если на вакантную должность хотят временно назначить заместителя директора (или другого сотрудника организации), ТК РФ позволяет сделать это в порядке временного перевода сроком не больше 1 года

(ст. 72.2 ТК РФ). И не забывайте уведомить налоговые органы о новом «временном» ­руководителе. Не позднее чем через 1 год должен быть решен вопрос о постоянном переводе бывшего заместителя на должность директора либо об ­обратном переводе его на прежнюю ­должность.

Для назначения человека «со стороны» потребуется заключение срочного трудового договора

на должность руководителя. Еще раз повторяем: назначать на должность «исполняющего обязанности директора» нельзя, да и нет необходимости, ведь заключение срочного трудового договора уже предполагает временность такой работы.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 40, ст. 5488), подпунктом 23.23 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2020, N 1 (ч. 1), ст. 7), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от исполнения служебных обязанностей.

приказом Минюста России

от 30.03.2020 N 69

ПОРЯДОК

ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1. Порядок временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от исполнения служебных обязанностей регулирует процедуру временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудник) от исполнения служебных обязанностей.

2. Решение о временном отстранении сотрудника от исполнения служебных обязанностей (далее - временное отстранение сотрудника) принимается:

директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 71 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), - в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также сотрудников, назначаемых на должность директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации;

заместителем директора Федеральной службы судебных приставов - заместителем главного судебного пристава Российской Федерации, курирующим кадровое подразделение, руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 71 Федерального закона, - в отношении сотрудников, назначаемых на должность указанными руководителями (начальниками);

непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в случае, предусмотренном частью 7 статьи 71 Федерального закона, - в отношении подчиненных ему сотрудников.

3. Основаниями для временного отстранения сотрудника являются:

а) рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника), содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 71 Федерального закона;

б) постановление судьи в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона;

в) решение руководителя (начальника) о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 71 Федерального закона;

г) факт нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения в случае, предусмотренном частью 7 статьи 71 Федерального закона.

4. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 71 Федерального закона, оформляется приказом.

5. В случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения непосредственный руководитель (начальник) немедленно отстраняет данного сотрудника от исполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника отражается в рапорте непосредственного руководителя (начальника) на имя прямого руководителя (начальника) и доводится до сотрудника.

6. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, немедленно передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения сотрудника: показания свидетелей, наличие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) <1> лица либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), зафиксированный не менее чем двумя сотрудниками.

<1> Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О Порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (зарегистрирован Минюстом России 11.03.2016, регистрационный N 41390) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 25.03.2019 N 159н (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2019, регистрационный N 55060).

7. Рапорт о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

а) основания для временного отстранения сотрудника;

б) указание на положение Федерального закона, в соответствии с которым предполагается временно отстранить сотрудника от исполнения служебных обязанностей;

в) дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от исполнения служебных обязанностей.

8. Приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток:

а) со дня поступления в орган принудительного исполнения Российской Федерации постановления судьи - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона;

б) со дня оформления решения руководителя (начальника) о прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, - в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 71 Федерального закона;

в) со дня принятия руководителем (начальником), указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения о временном отстранении сотрудника - в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 71 Федерального закона.

9. Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

а) основание для временного отстранения сотрудника и указание на положение Федерального закона, в соответствии с которым сотрудник временно отстраняется от исполнения служебных обязанностей;

б) дату, с которой сотрудник временно отстраняется от исполнения служебных обязанностей.

10. В случае, если сотрудник привлекается к исполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений на основании частей 5 и 6 статьи 71 Федерального закона, в приказ о временном отстранении сотрудника включаются:

а) наименование должности, к исполнению обязанностей по которой привлекается сотрудник, или указание на содержание отдельных служебных поручений;

б) дата привлечения сотрудника к исполнению обязанностей по иной должности или выполнению отдельных служебных поручений;

в) срок привлечения сотрудника к исполнению обязанностей по иной должности или выполнению отдельных служебных поручений.

11. В случае временного отстранения от должности директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, кадровым подразделением центрального аппарата ФССП России в течение суток одновременно с проектом приказа о временном отстранении сотрудника подготавливается и представляется директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации проект письма Президенту Российской Федерации о временном отстранении от должности сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

12. Сотрудник подлежит временному отстранению от исполнения служебных обязанностей:

а) с даты, указанной в постановлении судьи, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона;

б) со дня издания приказа о временном отстранении от исполнения служебных обязанностей, в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 и частью 2 статьи 71 Федерального закона.

13. На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

Смена высшего руководства в МЧС России ожидаемо повлекла за собой изменения в различных сферах деятельности ведомства, в том числе и в кадровой политике. Первой ласточкой стал приказ МЧС РФ № 223 от 25 мая 2018 года «Об организации работы по передаче полномочий по решению кадровых вопросов аттестационным комиссиям территориальных органов и учреждений МЧС России». Данный приказ вновь передал право решения кадровых вопросов аттестационным комиссиям на местах.

Напомним, почти два года право приема, перевода, а также назначения на должность было только у Центральной аттестационной комиссии МЧС России (ЦАК). В соответствии с 223 приказом работа по решению кадровых вопросов была организована с 1 июля 2018 года, а значит, вновь актуализируются вопросы перевода. Порядок перевода сотрудников ФПС определен статьей 30, Федерального закона РФ №141-ФЗ.

Назначение на вышестоящую должность

Назначение на вышестоящую должность

Переводом сотрудника по службе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом РФ, на иную должность считается его перевод на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения, который допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме (рапорт), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Рассмотрим подробнее виды переводов и документы, необходимые для каждого из них.

Итак, в соответствии с Федеральным законом РФ о службе в ФПС ГПС переводом сотрудника считается:

На вышестоящую должность


Должность является вышестоящей, если «потолок» по званию для нее выше, чем на предыдущей. Если потолок одинаковый, то вышестоящей считается та должность, где выше должностной оклад. Напомним, что «потолок» по званию – это звание, предусмотренное для данной должности.

То есть, если для должности командира отделения предусмотрено звание прапорщика внутренней службы, то звание старшего прапорщика сотруднику на этой должности присвоено не будет (может получить только в порядке поощрения).

Например, перевод с должности инспектора (потолок – старший лейтенант) на должность старшего инспектора (потолок – капитан) является переводом на вышестоящую должность. Так же, как и перевод с должности инспектора на начальника караула. Звания для обеих этих должностей предусмотрены равнозначные – старший лейтенант, а вот должностной оклад у начальника караула выше.

Перевод сотрудника на вышестоящую должность рядового, младшего, среднего или старшего начальствующего состава производится по результатам аттестации и (или) конкурса, кроме случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность осуществляется из кадрового резерва.

На равнозначную должность

Должности считаются равнозначными при одинаковом должностном окладе и одинаковом специальном звании.

На нижестоящую должность

Нижестоящей должность является, если предусмотренное специальное звание для нее ниже, чем то, которое предусмотрено на той должности, с которой сотрудник переводится. Либо, если «потолки» для обеих должностей одинаковы, то ниже считается та должность, где ниже должностной оклад.

Документы

В зависимости от причины (основания) перевода пакет документов может варьироваться.

Рапорт

В любом случае необходим рапорт сотрудника, а вот формулировка в рапорте напрямую зависит от того, кто является инициатором перевода.

Если инициатива исходит от сотрудника, то «Прошу перевести меня на должность (указать должность, подразделение) по (указать причину)».

Если же инициатором перевода является руководитель, то формулировка рапорта сотрудника следующая – «с предложенной должностью (указать должность, подразделение) согласен (ну или не согласен)». Как правило, на рапорте необходимо согласование действующего начальника и начальника подразделения, в которое планируется перевод (перемещение).

Аттестация

Аттестационная комиссия

Работа аттестационной комиссии

В случае перевода сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должности необходим протокол аттестации, которую проводит аттестационная комиссия. В протоколе аттестации должны быть отражены следующие сведения:

  • служебная характеристика;
  • сведения об образовании;
  • послужной список;
  • сведения о физической подготовке;
  • вывод – сотрудник соответствует замещаемой должности и рекомендуется на вышестоящую должность (в случае повышения) или же сотрудник не соответствует замещаемой должности и подлежит переводу на нижестоящую должность.

Стоит отметить, что заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии сотрудника, сотрудник обязательно должен быть ознакомлен с выводами комиссии под роспись. Более того, если сотрудник с данными выводами и рекомендациями не согласен, он имеет право их оспорить, подав соответствующий рапорт в срок, не превышающий трех месяцев с даты ознакомления с протоколом аттестации.

Основания

Перевод сотрудника на равнозначную должность осуществляется:


  1. В связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации.

Под необходимостью замещения должности в интересах службы чаще всего подразумевается некомплект сотрудников, или вакантную должность, исполнение обязанностей по которой оказывает существенное внимание на оперативно-служебную обстанов ку.

Ротация же – о тносительно новое понятие, перевод в порядке ротации определен ст. 30 141-ФЗ только в 2016 году.

Согласно данному закону переводу в порядке ротации подлежит сотрудник, непрерывно в течение шести лет занимающий одну и ту же должность (см. ни же «Перечень должностей, по которым предусматривается ротация»). Перевод происходит на равнозначную должность в другое подразделение, а если должность такая отсутствует, то допускается перевод в другой Федеральны й округ Российской Федерации. При отказе сотрудника без уважительных причин от такого перевода ему предлагается нижестоящая должность, в случае отказа и от нее сотрудник подлежит увольнению.

  1. По состоянию здоровья, если есть на то соответствующее заключение военно-врачебной комиссии.
  2. По личным или семейным обстоятельствам (таковыми могут являться, например, женитьба, развод, необходимость сменить климат или местность проживания члена семьи сотрудника по состоянию здоровья и т.д.).
  3. В связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.
  4. В связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник. За витиеватой формулировкой скрывается, чаще всего, декретный отпуск. На должность сотрудницы, ушедшей в декрет, назначают другого сотрудника. После окончания декретного отпуска сотрудница возвращается на свою должность, а сотрудник, замещавший ее, подлежит переводу на равнозначную должность.
  5. В связи с прекращением срочного контракта.
  6. В связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом тайну.
  7. В целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства. К примеру, если сын начальника пожарно-спасательной части служит в этой же части пожарным, то один из них подлежит переводу, так как в одном подразделении они близкие родственники и один – подчиненный другого.

Перечень должностей, по которым предусматривается ротация:

  1. Должности в центральном аппарате МЧС России:
    • директор департамента;
    • начальник управления.
  2. Должности в территориальных органах МЧС России:
    • начальник главного управления;
    • первый заместитель начальника главного управления;
    • заместитель начальника главного управления;
    • начальник управления (отдела) надзорной деятельности (и профилактической работы);
    • начальник пожарно-спасательного отряда;
    • начальник территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы.
  3. Должности в образовательных организациях высшего образования МЧС России:
    • начальник образовательной организации.
  4. Должности в специальных подразделениях ФПС ГПС:
    • начальник управления.


Основания для перевода на нижестоящую должность, кроме вышеуказанных причин:

  • в порядке наложения дисциплинарного взыскания;
  • в связи с отказом от перевода на равнозначную должность в порядке ротации;
  • в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности. Выявляет несоответствие аттестационная комиссия и фиксирует это в протоколе аттестации. Важное дополнение – если голоса членов комиссии разделились поровну, то вывод трактуется в пользу сотрудника.

Обратите внимание на некоторые из пунктов, а именно:

  • сокращение замещаемой должности;
  • восстановление сотрудника а должности, которую он замещал ранее, в случае, если ее замещает другой сотрудник;
  • состояние здоровья (на основании заключения ВВК).

Если сотрудник переводится по этим пунктам на нижестоящую должность, то ему сохраняется тот размер оклада, который был установлен по последней замещаемой должности, до назначения.

Отказ сотрудника

Бывает и такое. Перевод, даже если он на вышестоящую должность, не всегда встречается сотрудником с должным энтузиазмом. Отказ от должности оформляется рапортом, а рапорт этот, в свою очередь, вполне может быть основанием для расторжения контракта. Если сотрудник без уважительной причины отказывается от перевода на равнозначную должность в порядке ротации, ему предлагают нижестоящую должность.

В случае отказа и от нее, сотрудник подлежит увольнению. В качестве рекомендаций – если это именно Ваш случай, то если Вы отказываетесь от перевода без объективной уважительной причины – не доводите ситуацию до официального отказа. В этом случае Вы вряд ли добьетесь желаемого, то есть останетесь на своей должности, так как руководитель вправе Вас уволить. Всегда лучше попытаться решить вопрос мирным путем, к тому же зачастую руководитель идет навстречу, особенно, если ценит сотрудника.

Теперь чисто практическая сторона перевода и несколько советов. Что касается документов, все понятно. Но вот если «ходить» документы будут официальным путем, через секретариат, то это будет долго. Поэтому куда эффективнее будет собрать все необходимые подписи должностных лиц на рапорте самому и отвезти уже готовые документы кадровикам.

В том случае, если перевод предстоит в другое подразделение или другой регион, предстоит еще и немало хлопот с личным делом. Как правило, сначала подразделение, куда планируется перевод, запрашивает личное дело для ознакомления. Официальный путь может длится очень долго. Это либо спецпочта, либо кадровик везет личное дело сам – а значит, нужно ждать, пока будет выделена машина либо пока появится оказия в нужную сторону. Поэтому зачастую действует схема, когда сотрудник сам организует доставку кадровика с личным делом туда и обратно. В этом случае нужно лишь согласовать удобную дату и время.

Самому, без участия сотрудника отдела кадров, перевезти личное дело не удастся – на руки сотруднику его не отдадут. Не секрет, что от кадровиков зависит не так мало. И, если перемещение в Ваших интересах, то стоит продемонстрировать готовность помочь кадрам. И не стесняйтесь звонить, узнавать, напоминать о себе – кадровики тоже люди и могут забыть, отложить.

И если начальник нового подразделения заинтересован не столько в Вас, сколько в скорейшем комплектовании вакансии, то вас может опередить кто-нибудь порасторопнее. И напротив, если перемещение не в ваших интересах, то действовать надо с точностью до наоборот. Перемещение – дело в подавляющем большинстве случаев не быстрое, возможно и пропадет необходимость перемещения или кто-нибудь Вас опередит. Далее. До тех пор, пока сотрудник под роспись не ознакомлен с приказом о переводе, он исполняет свои должностные обязанности по прежнему месту службы.


Отпуска. Наилучшим вариантом будет отгулять все положенные отпуска по прежнему месту службы. Если этого не получилось, то ваши отпуска переводятся вместе с Вами по новому месту службы.

Однако имейте в виду, что отгуляете Вы их уже ориентируясь на тот график отпусков, который будет по новому месту службы – скорее всего, пойдете после всех. В следующем календарном году Вас включат в график отпусков по новому месту службы. Если отпуск по прежнему месту службы использован не полностью, то необходимо взять в отделении кадров справку и том, сколько дней от отпуска у Вас осталось неиспользованными. На основании этой справки вам предоставят эти дни по новому месту службы.

Материальная помощь. Если получали по старому месту службы, это будет отражено в денежном аттестате.

Если не получали – получите на новом. Если вдруг Вы идете на нижестоящую должность, с понижением оклада, Вам выгоднее получить материальную помощь по прежнему месту. До тех пор, пока нет приказа о переводе, Вы имеете полное право подать соответствующий рапорт. На всякий случай напомним, что получить полагающуюся вам материальную помощь Вы имеете в любое время, не обязательно приурочивать данное событие к отпуску.


И наоборот, если Вы идете с повышением оклада, то выгоднее получить материальную помощь с новым окладом, по новому месту службы. Довольно частый вопрос при переводе о званиях. Если Вы переводитесь на вышестоящую должность, которая предусматривает звание выше имеющегося и установленные сроки Вы уже выслужили, то Вам присваивается следующее звание. Обычно тем же приказом, что и перемещение. Если положенные сроки для присвоения следующего звания еще не прошли, то звание будет присвоено по истечение данного срока. При переводе на нижестоящую должность, по которой предусмотрено звание ниже имеющегося, у сотрудника остается имеющееся звание.

Обходной лист. По прежнему месту службы выдадут обходной лист, на котором Вам необходимо собрать подписи – сотрудников материально-технического отдела, отдела кадров, старшины и т.д. Подписи свидетельствуют о том, что никаких задолженностей у Вас нет. Что именно нужно будет сдать и чьи подписи собрать – зависит от многих факторов, Вам подскажут. Обязательно уточните в отделе кадров очередность сбора подписей, так как бывает, что старшина, например, не подписывает свою графу, если отсутствует подпись старшего мастера ГДЗС. Последняя инстанция обходного листа – бухгалтерия. Из тех документов, что должны выдать Вам на руки – денежный аттестат (выдается в бухгалтерии по прежнему месту службы и сдается в бухгалтерию по новому месту службы), вещевой аттестат (выдается в материально-техническом отделе по прежнему месту службы, сдается по новому месту службы) и, если таковые имеются – справки с отела кадров о количестве дней неиспользованного отпуска.

Служба в другом регионе (городе)

В соответствии приказом МЧС России № 668 от 03.11.2011 (раздел VIII) перемещение сотрудника по службе может быть осуществлено только с его письменного согласия, либо по инициативе руководителя в связи с признанием сотрудника аттестационной комиссией не соответствующим замещаемой должности, а также в порядке дисциплинарного взыскания.

Внимание. В случае отказа сотрудника от перемещения по службе, по вышеуказанным причинам, он подлежит увольнению.

Перемещение по службе сотрудника оформляется приказом руководителя соответствующей организации МЧС России с указанием основания перемещения. При этом если перемещение производится по инициативе руководителя организации МЧС России, то готовится аттестация, а по инициативе сотрудника – подается рапорт.

В случае несогласия руководителя организации МЧС России, где проходит службу сотрудник, с его перемещением, перевод в другую организацию МЧС России может осуществляться приказом соответствующего вышестоящего руководителя по рапорту перемещаемого по службе сотрудника.

При перемещении на службу в другую местность по инициативе сотрудника учитывается необходимость в изменении его места жительства по состоянию здоровья или состоянию здоровья членов семьи сотрудника.

Рапорт сотрудника с согласием на откомандирование и назначение на предлагаемую должность направляется в организацию МЧС России, в которую перемещается сотрудник, для приобщения к личному делу.

Также сотрудник имеет право написать рапорт на имя руководителя другой организации МЧС России, где он желает проходить дальнейшую службу, с просьбой рассмотреть вопрос о его назначении на имеющуюся вакантную должность. В этом случае из этой организации МЧС России поступает запрос по месту службы сотрудника на его личное дело, решение по которому должно быть принято не позднее 30 дней с момента поступления запроса.

При положительном рассмотрении вопроса о дальнейшем прохождении службы в предлагаемой должности откомандирование сотрудника в организацию МЧС России, направившую запрос, должно осуществляться не позднее 14 дней с момента поступления запроса на откомандирование.

Не допускается отказ в назначении прибывшего сотрудника на должность в организацию МЧС России, направившую запрос на его откомандирование.

Проезд и перевозка имущества сотрудника и членов его семьи к новому месту службы осуществляется за счет средств МЧС России в соответствии с ст. 72.1. ТК РФ.

Читайте также: