Степень овладения человеком какой либо профессией

Опубликовано: 04.07.2024

Трудовые ресурсы – это та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Персонал предприятия– весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицирован­ных и неквалифицированных работников.

Структура кадров – это состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия.

Профессия - это вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность характеризует способность человека к выполнению конкретных трудовых функций, ограниченных какой-либо профессией.

Квалификация характеризует степень овла­дения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и катего­риях.

Уровень квалификации рабочих определяется разрядами, кото­рые им присваиваются в зависимости от теоретической и практи­ческой подготовки.

Должность – это нормативно закрепленная совокупность основных задач, полномочий и степени ответственности, требующая от лица, занимающего ее, определенных знаний, умений и навыков.

Численность работников – количественный показатель, характеризующий трудовые ресурсы предприятия, который измеряется явочным составом, списочной численностью, среднесписочной численностью.

Явочный составхарактеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящих­ся вкомандировках. Это необходимая численность рабочих для вы­полнения производственного сменного задания по выпуску про­дукции.

Списочная численность– это показа­тель численности работников списочного состава на определенное число или дату. Учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами).

Среднесписочная численность– численность работников в сред­нем за определенный период (месяц, квартал, год).

Производительность труда – это количество продукции, изготавливаемой в единицу рабочего времени или затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата – это начисленная и полученная работником заработная плата за его труд за определенный период.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Реальная заработная плата зависит от величины номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 129) заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Фонд оплаты труда (ФОТ) – это суммарные денежные средства предприятия, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам.

Эффективность использования кадров существенно зависит от их профессионально-квалификационной структуры. При этом термином «профессия» обозначают род трудовой деятельности, требующий совокупности специальных знаний, практических навыков и психофизиологических свойств носителей профессии. Но именно они доминирующим образом определяют качество труда, делают возможным само выполнение действий, составляющих профессию. Профессия характеризует конкретную сферу приложения труда и относительно постоянный вид занятий, связанный с выполнением ограниченного комплекса работ и воздействия на предмет труда определенным образом. Например, широко известны профессии токаря, фрезеровщика, слесаря и т. п. Разновидность профессии, конкретизирующая и ограничивающая трудовую деятельность более узким кругом работ, называется специальностью. Так, в профессии токаря различают специальности токаря-универсала, расточника, карусельщика и др.

Степень овладения человеком какой-либо профессией устанавливают присвоением ему соответствующей квалификации. Именно она выражает умение работника выполнять работы определенной сложности и характеризует уровень его общетеоретической подготовки, владение профессиональными навыками и его личные способности. Высокая квалификация, фиксируемая присвоением квалификационных разрядов или категорий, позволяет не только выполнять работы повышенной сложности с более высокой производительностью, но и получать продукт производства более высокого качества и с дополнительными потребительскими свойствами. Работники высокой квалификации всегда ценились. Еще в древности каждый правитель всеми силами стремился заполучить опытных ремесленников и мастеров, мудрых и знающих людей.

Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в ОКПДТР и тарифно-квалификационных справочниках, которые обычно разрабатывают применительно к конкретным отраслям промышленности.

С целью большей дифференциации кадров по их квалификации в настоящее время используют 18-разрядную тарифную систему.

Структура кадров по другим классификационным признакам (полу, возрасту и т. п.) служит основанием для решения производственных задач, непосредственно связанных с этими категориями. Например, при разработке режимов труда и отдыха учитывают потребности кормящих матерей, учащейся молодежи и т. п. Соответствующим образом и структурируют персонал.

Механизация, автоматизация и компьютеризация производства, рост его энерговооруженности, повышение требований к санитарно-гигиеническим, эстетическим и социально-психофизиологическим факторам неизбежно приводят к систематическому усложнению труда и необходимости повышения квалификации работников всех уровней.

В этих условиях на место первоочередных ставятся вопросы формирования кадрового потенциала, обеспечения его воспроизводства и стабильности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

52. Профессионально-этические требования к аудиторам

52. Профессионально-этические требования к аудиторам Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации в стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов

7. Влияние отрицательной полезности труда на предложение труда

7. Влияние отрицательной полезности труда на предложение труда Предложение труда определяется следующими фундаментальными фактами. 1. Каждый индивид может затратить только ограниченное количество труда. 2. Это количество нельзя выполнить за один раз по желанию.

17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда

17.2. Рынок труда: функции и механизм действия. Кривые спроса и предложения труда Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. Как на всяком рынке, на рынке труда формируются

1.1. Гарантии права работника на охрану труда. Запрет принудительного труда

1.1. Гарантии права работника на охрану труда. Запрет принудительного труда В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ранее это право было конкретизировано в ст.8 Федерального

1.3. Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда

1.3. Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечение работникам их конституционного права на труд в

3.1. Комитеты по охране труда. Кабинет охраны труда

3.1. Комитеты по охране труда. Кабинет охраны труда В настоящее время комитеты по охране труда создаются практически на каждом предприятии (ст. 218 ТК РФ). Комитет по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм

I. ВЕЛИЧИНА РАБОЧЕГО ДНЯ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ПОСТОЯННЫ (ДАНЫ), ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ

I. ВЕЛИЧИНА РАБОЧЕГО ДНЯ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ПОСТОЯННЫ (ДАНЫ), ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ При этом предположении стоимость рабочей силы и прибавочная стоимость определяются тремя законами.Во-первых: Рабочий день данной величины всегда выражается в одной и

II. РАБОЧИЙ ДЕНЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ПОСТОЯННЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ

II. РАБОЧИЙ ДЕНЬ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СИЛА ТРУДА ПОСТОЯННЫ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ИЗМЕНЯЕТСЯ Растущая интенсивность труда предполагает увеличенную затрату труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный рабочий день воплощается поэтому в большем

Вопрос 26. Статистика производительности труда. Показатели статистики труда

Вопрос 26. Статистика производительности труда. Показатели статистики труда Наиболее важной стороной изучения использования трудовых ресурсов является анализ результативности труда в процессе производства товаров и услуг.Уровень производительности труда выражается

Вопрос 31. Статистика оплаты труда. Формы и системы оплаты труда

Вопрос 31. Статистика оплаты труда. Формы и системы оплаты труда Оплата труда – это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию, оказанные услуги или за отработанное время (включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного

Вопрос 34. Анализ динамики среднего уровня оплаты труда. Анализ дифференциации работающих по найму по уровню оплаты труда

Вопрос 34. Анализ динамики среднего уровня оплаты труда. Анализ дифференциации работающих по найму по уровню оплаты труда Для изучения динамики среднего уровня заработной платы применяется индексный метод. При этом рассчитываются индексы постоянного, переменного

Глава 1. Общая характеристика оплаты труда в европейских странах

Глава 1. Общая характеристика оплаты труда в европейских странах 1.1 Государственное регулирование оплаты труда в европейских странах Правовые и законодательные акты европейских стран, регулирующие оплату труда, носят, главным образом, локальный характер. Ими

10. Факторы, влияющие на поведение экономических агентов на рынке труда: зарплата, цены, прибыли и условия труда

10. Факторы, влияющие на поведение экономических агентов на рынке труда: зарплата, цены, прибыли и условия труда В рыночной экономике заработная плата формируется под воздействием рынка труда. Объектом купли-продажи на таких рынках выступает труд. Оплата человека за

244. Люди какого типа профессионально занимаются маркетингом?

244. Люди какого типа профессионально занимаются маркетингом? Не знаю, как ответил Котлер, но мне кажется, что в маркетинге работают люди всех типов. И холерики, и флегматики, и сангвиники, и меланхолики.В маркетинге, каким он стал сейчас, есть место для людей всех

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ТРУДА Иногда полагают, что оценка показателей труда – это то же самое, что и управление эффективностью труда. Но между этими понятиями существуют важные различия. Оценку показателей труда можно определить как

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. Более того, в профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения («откаты»), на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Траектории пути к профессионализму у разных людей могут очень отличаться друг от друга.

Тем не менее каждому человеку важно представлять себе в общем виде тот путь, те вехи профессионализма, которые так или иначе проходит всякий в течение профессиональной жизни. Выделим уровни профессионализма и изложим их (от низших к высшим).

1. Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Далее по мере развития мотивационной сферы, целеполагания человек все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный груд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии. На уровне профессионализма человек превращается из деятеля, специалиста в субъекта труда, в профессионала. Понятно, что столь сложные метаморфозы в человеке труда могут проходить длительно и постепенно, а также в разных вариациях у различных людей.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах, Здесь человек из субъекта труда и профессионала превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, в профессионала высокой квалификации. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества. Люди этого уровня профессионализма, опережающие свое время, умеющие видеть дальше других и преодолевая подчас сопротивление, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Достичь такого уровня профессионализма, конечно,– заветная мечта каждого думающего и активного человека, желающего оставить добрый след своих дел в опыте человечества. В других случаях на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это так или иначе характеризует отсутствие профессионализма.




5. Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.

Переход от одних уровней профессионализма к другим и движение внутри уровней протекает у большинства людей как последовательное овладение этапами. Ниже мы излагаем условно выделенные нами этапы и ступени на пути к профессионализму. Подчеркнем, что эти этапы и ступени разных уровней могут наблюдаться у человека одновременно и параллельно друг с другом, относительно высокие уровни и ступени могут сосуществовать с более низкими, что в целом характеризует индивидуальное своеобразие и неповторимость профессионального пути конкретного человека.

Перейдем к обсуждению более дробных членений в уровнях профессионализма – к его стадиям, ступеням. Отметим, что сами эти наименования – уровни, этапы, стадии – тоже условны, читатель может заменить их другими, возможно, более подходящими словами, мы же стремимся привлечь внимание к неоднородности профессионального пути человека.

Рассмотрим этапы внутри главных интересующих нас уровней – профессионализма и суперпрофессионализма.

Внутри уровня профессионализма мы выделяем следующие этапы:

– этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

– этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

– этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Внутри уровня суперпрофессионализма выделим следующие этапы:

– этап свободного владения профессией в форме творчества: обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствований, достижение вершин («акме») в профессиональной деятельности, творческое преобразование профессиональной среды или проектирование новой професси-ональой среды, иногда создание человеком новой профессии;

– этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой;

– этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала, то есть формирование человеком у себя ранее отсутствующих психологических и профессиональных качеств (а не просто упрочение имеющихся качеств, как на предыдущих этапах), самостроительство, самосозидание; достижение вершин («акме») в развитии своей личности.

Уровня профессионализма может достигнуть практически каждый человек. Уровень суперпрофессионализма в принципе доступен каждому здоровому человеку. Надо только понимать, что профессиональное творчество существенно влияет на образ и стиль жизни человека. Творчество как правило становится доминирующим мотивом в жизнедеятельности человека. Ни в коем случае профессиональное творчество не должно означать жертвенности, нанесения ущерба развитию личности человека, его полноценной жизни, ограничивать простор для развития личности человека. Профессиональное творчество, хотя и отнимает много сил и времени человека, вместе с тем одухотворяет человека, поднимает его над повседневностью, дает мощные стимулы развитию личности человека, освещает его внутренним светом.

Внутри уровней профессионализма, суперпрофессионализма и намеченных выше этапов человеку бывает необходимо преодолеть ряд ступеней – овладеть спектром новых задач и связанных с ними приемов, технологий, что в целом образует профессиональные позиции. Например, учитель обычно вначале осваивает профессиональную позицию предметника, передающего знания учащимся, затем ставит методические задачи, овладевая позицией методиста, позднее усваивает приемы самодиагностики, диагностики учащихся, укрепляет себя в позициях самодиагноста, диагноста и т.д.

Целесообразно выделение достаточно большого числа этих промежуточных ступеней профессионального роста (что может лечь в основу многоступенчатой тарифной сетки). Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле – это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту – более точные основания при оценивании труда работников.

Подчеркнем еще раз, что названные выше уровни, этапы, ступени профессионализма ни в коей мере не являются жесткой схемой, а лишь широкой и гибкой ориентировочной основой, откуда специалист в зависимости от своего профессионального мировоззрения, а руководитель с учетом концепции развития организации могут заимствовать для использования некоторые психологические критерии и ориентиры.

Приведем разработанные нами ступени (профессиональные позиции) внутри каждого из уровней и этапов.

На уровне профессионализма внутри этапа адаптации к профессионализму ступенями могут быть: стажер, убежденный специалист, гражданин, эрудит, методист, коллега, специалист в экстремальной ситуации, специалист, сотрудничающий с социально-психологическими службами и др.

На уровне профессионализма внутри этапа самоактуализации человека в профессии ступенями могут быть: самодиагност, осознанная индивидуальность, самоэкспериментатор, целостная личность с Я-концепцией, самопрогнозирующий свой профессиональный путь специалист, самосохраняющийся специалист, профессионально обучаемый, имеющий внутренний локус профессионального контроля, готовый к дифференцированной оценке своего труда, самореализующий свои индивидуальные возможности, конфликтоустойчивый и др.

На уровне профессионализма внутри этапа гармонизации человека с профессией и мастерства ступенями профессионализма могут выступить: мастер в профессиональной деятельности, мастер в профессиональном общении, диагност, гуманист с ориентацией на развитие личности другого человека в труде, учитывающий индивидуальность другого человека, воспитатель, консультант и наставник, координатор, управленец, эксперт и др. Образно выражены этапы и грани профессийнализма учителя (цит. по 4. в 1.5., с. 29): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

На уровне суперпрофессионализма внутри этапа творческого вклада человека в профессию ступенями профессионализма могут быть: участник и инициатор инноваций, творец и новатор, исследователь, экспериментатор, а также специалист, оздорав-ливающий профессиональную среду или преобразующий ее, источник духовных ценностей, достигающий вершин («акме») в своей профессиональной деятельности и др.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа свободного владения несколькими смежными профессиями и переключения от одной к другой ступенями являются: смежник, универсал.

На уровне суперпрофессионализма в рамках этапа творческого саморазвития ступенями являются: самосозидатель, достигающий вершин («акме») в развитии своей личности и др.

Уровни, этапы и ступени профессионализма представлены в табл. 5. По мере роста профессионализма специалист, поднимаясь от ступени к ступени, «обрастает» описанными профессиональными позициями, все более приближаясь к профессионализму.

В разных профессиях ступени профессионализма, профессиональные позиции могут отличаться. Так, в научном коллективе были выделены (1) следующие возможные профессиональные роли: фанатик, пионер, диагностик, эрудит, техник, эстет, методолог, мыслитель, исполнитель, проходимец, генератор идей, эксперт, организатор, критик, коммуникатор, мастер, программист, переводчик, мотиватор, афорист, классик, романтик, учитель, координатор демагог, скрупулезный, администратор, одиночка, популяризатор, идеолог.

Восхождение человека к профессионализму не есть линейный планомерный процесс, этот процесс может забегать вперед, оставляя необеспеченные участки, «белые пятна» в профессиональном портрете работника. Неравномерность разных этапов и ступеней внутри них возможна и у разных специалистов, и у одного человека на разных ступенях его профессионального роста. Известно, например, что молодой учитель на этале адаптации профессии в чем-то может оказаться в роли творца (предложив школе что-то новое), еще не став мастером, и в этом будет состоять его индивидуальная траектория профессионального роста. Или учитель, достигший мастерства, может не быть осознанной индивидуальностью, то есть хорошо обучая детей, он не задумывается о своем индивидуальном стиле. Этапы и ступени внутри них жестко не связаны друг с другом.

Этапы, ступени профессионализма специалиста могут быть соотнесены также с зонами его развития. Каждый этап и ступень профессионализма обычно сначала находятся у специалиста в зоне его ближайшего развития, а затем переходят в зону актуального развития. Например, учитель может находиться на этапе адаптации или самоактуализации, но при благоприятных условиях у него проявляются новые потенциальные возможности, признаки позиции мастера, диагноста, экспериментатора, которые позднее войдут в наличный фонд его развития. Помочь специалисту увидеть зону ближайшего профессионального развития, перспективу его профессионального роста – важная задача гуманистически ориентированного профессионального оценивания, аттестации.

Каждый уровень, этап, ступень профессионализма предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека – к мотивации, к мышлению, к личности, к моторике и др. Например, на ступени «убежденный специалист» необходимо наличие устойчивой профессиональной направленности, мотивации; на ступени «эрудит» – важны осведомленность, широкий запас профессиональных знаний, владение теорией; на ступени «самодиагност» – наличие самосознания, саморефлексии, оптимизма, позитивной Я-концепции; ступень «мастера» требует от специалиста профессионального целепо-лагания и мышления, интуиции и импровизации, владения рациональными приемами и технологиями; на ступени «диагноста, эксперта» важно владение приемами и эталонами профессионального оценивания коллег, наличие психологического такта и этики, эмпатии; ступень «творца» (новатора, изобретателя) возможна при наличии гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям; ступень «исследователя, экспериментатора» требует владения методами проведения научного исследования, развитого профессионального системного мышления, зрелого профессионального мировоззрения.

Переход на новый уровень, этап, ступень профессионализма может оцениваться как самим человеком (при самооценивании, самоаттестации), так и комиссией независимых экспертов. Желательно, чтобы владение каждой новой ступенью профессионализма человеком сопровождалось бы моральными и материальными поощрениями, которые заранее известны специалисту и мотивируют его к активной работе для перехода на более высокий уровень, ступень профессионализма.

профпригодность

Люди отличаются друг от друга своими личными качествами. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально ценными. Так, например, для водителя важны внимательность и собранность, быстрая реакция и способность четко действовать в экстремальных ситуациях; учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями; хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.
Таким образом, для каждой профессии можно составить список, где будут указаны профессионально ценные качества. Любая профессиональная деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и его профессии. Это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии.

Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:

  • выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  • удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  • меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  • одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  • развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к мышлению, памяти, вниманию, моторике, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Разные профессии предъявляют различные требования к человеку: одни – к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие – к психическим процессам, третьи – к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий. Но определенные ограничения при выборе профессий все же существуют, и их надо учитывать. Особую роль здесь играют такие природные предпосылки, как здоровье и свойства нервной системы человека. Не зря человек, прежде чем устроиться на какую-нибудь определенную работу, должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы выяснить, нет ли у него каких-либо медицинских противопоказаний, которые помешают ему эффективно осуществлять трудовую деятельность в выбранной профессии.

Профпригодность человека нужно понимать как взаимное соответствие конкретного человека в конкретной области, применения его сил в конкретное время. Вопросы профпригодности всегда нужно рассматривать индивидуально.

Степени профессиональной пригодности

Непригодность. Об этой характеристике говорят при отклонениях в состоянии здоровья, не совместимых с работой. Это значит, что деятельность в данной области может ухудшить состояние здоровья человека. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими, но и психологическими (те или иные стойкие личные качества, которые могут выступать помехой для получения определенной профессии).

Кроме того, есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Пригодность. Пригодность характеризуется отсутствием противопоказаний к труду в той или иной области, однако она не означает явно выраженные склонности. Иначе говоря, противопоказаний нет, но и очевидные показания отсутствуют. «Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что станешь хорошим специалистом» – примерно так можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Это понятие означает, что нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт работы в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям выбранной профессии. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников и коллег, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эта степень выявляется чаще всего в процессе работы.

Профессиональное призвание – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для определенной профессиональной деятельности.

Типы профессиональной пригодности

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными. Выделяют два типа профессиональной пригодности:

  • абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности и безупречное здоровье: здоровая нервная и психическая системы, хорошие зрение и слух, хорошая функция опорно-двигательного, вестибулярного аппарата и т. д.);
  • относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность).

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность. При абсолютной профпригодности человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, относительная же профпригодность характерна для большинства профессий.

Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия пилота людям с повышенной утомляемостью в условиях монотонии. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии водителя, спасателя, полицейского и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психологических качеств и свойств.

Пять структурных компонентов пригодности человека к работе

  1. Гражданские качества (отношения к обществу, идейный, моральный облик человека). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач, судья, следователь и т. д.).
  2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности). Например, профессия такова, что требуется постоянная работа в одиночку, без внешнего контроля за исполнением. В данном случае такая черта характера, как добросовестность выступает в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.
  3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Включает интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические характеристики: состояние здоровья, силу, выносливость и т. д.
  4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности. Это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Однако отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных, специальных способностей, образующих единство.

  1. Знания, умения, навыки, опыт. У человека не может быть полностью сформированной профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельностью. Навыки и знания формируются в процессе профессиональной деятельности на основании приобретенного опыта.

Профессиональная пригодность во многом зависит от отношения человека к труду вообще и, в особенности, к определенной профессии. Идеальная профпригодность достигается при совпадении трех компонентов:

  • «надо», то есть осознание общественной необходимости;
  • «хочу», то есть желание и интересы человека;
  • «могу», то есть наличие необходимых способностей к работе.

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях.

Формирование профессиональной пригодности всегда является процессом индивидуальным. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка.

Каждый человек может в той или иной степени обучаться чему-то новому, понимать окружающих людей, формулировать свои мысли, читать, считать, рисовать, планировать, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Способности можно развивать, однако одни способности можно развить за короткое время, а развитие других потребует значительного отрезка жизни. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он сам не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше справляется, говорят, что он способный (Смирнова Е. Е., 2003).

Способности – это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность (быстрота, легкость) выполнения различных видов деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003.)

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. (Гиппенрейтер Ю. Б., 1998.)

Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003). Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность (Нолицу З. А., 1989).

Все способности делятся на общие и специальные (Смирнова Е. Е., 2003).

Из огромного количества способностей можно выделить такие, которые необходимы для многих видов деятельностей. Это способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения, способность к сосредоточению и распределению внимания, способность к воображению, представлению и т.д. Их называют общими способностями.

Общие способности – это способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени.

Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы. Это способности:

Ÿ К познавательной деятельности и обучению (умственные способности человека);

Ÿ К восприятию и движению (способность воспринимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию: внимание, память, двигательная сфера человека);

Ÿ к общению и саморегуляции (способность принимать решения, устанавливать контакты с людьми и др.).

Ÿ Способности к быстрому и точному восприятию, сильным и ловким движениям называют еще сенсомоторными способностями.

Они представлены у большинства людей в степени, достаточной для овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку.

Многие рабочие профессии, а также такие специальности, как милиционер, официант, массажист, тренер требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Способности, которые являются результатом умственного развития, необходимы для успешного обучения и усвоения различных знаний, приобретения навыков внимания и памяти. Они нужны как для овладения широким кругом профессий, так и для успешного решения определенных профессиональных задач в области различных творческих специальностей.

Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие специальные способности, которые могут быть своими для каждого вида деятельности и для каждой профессии.

Специальные способности – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

К таким способностям относят музыкальные, художественные, математические, литературные, технические, организаторские, конструкторско-технические, лингвистические, педагогические, творческие, спортивные и другие. Развитие их опирается на определенные задатки человека.

Каждая профессия включает в себя целый ряд составляющих. Музыкальные способности включают в себя ладовое чувство, чувство ритма, музыкальную память. В технических способностях существенную роль играют пространственное воображение, абстрактно-логическое мышление. Технические и математические способности позволяют человеку в зависимости от направленности выбрать сферу деятельности, связанную с созданием, развитием новых технологий, информационным обеспечением, маркетингом.

Профессиональные способности человека – способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии. Их можно определить только в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Способности к черчению предполагают пространственное воображение (способность создавать образ того, что еще не видел) и абстрактно-логическое мышление. Для профессии художника недостаточно иметь общих способностей к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса. Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, не существует. Оценить степень развития специальных способностей у человека может только профессионал. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точностью выявлять большинство общих способностей и только некоторое количество частных (Смирнова Е. Е., 2003).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Читайте также: