Строительство железных дорог путь и путевое хозяйство что это за профессия

Опубликовано: 05.07.2024

Людей привлекают различные профессии. Не является исключением и работа, связанная с поездами, железными дорогами. Например, популярна специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Именно о ней говорится в этой статье. Здесь рассказывается о том, где и как учат по этой специальности, а также кем можно устроиться по завершении обучения. Поэтому, прочитав данный материал, не должно остаться никаких вопросов по поводу этой старой, но такой интересной специальности.

Почему выбирают эту специальность

Итак, подходит это направление обучения людям с техническим складом ума. Здесь его можно выгодно применить. Также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» выбирают, потому что работа это относительно прибыльная (о зарплате будет информация чуть ниже), а также не влечет за собой особых рисков для здоровья в профессиональной деятельности. Кроме того, возможен карьерный рост, то есть дослужиться можно и до начальника, если себя проявить. Да и востребованность высока. В ближайшие десятилетия абсолютно точно люди не откажутся от поездов и железных дорог, а профессия инженера пока находится на первом месте в списке самых востребованных. Специалистов не хватает, именно поэтому так важно их выпускать каждый год.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство

В каких заведениях можно учиться

Строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству (код по ОКСО: 08.02.10) обучают в институтах, колледжах, училищах, техникумах по всей стране, нужно только поискать такие учебные заведения в своем городе. Обычно их не так мало, как может показаться на первый взгляд. Они могут называться институтом железнодорожного транспорта, железнодорожным техникумом и тому подобное. Обычно срок обучения составляет от трех до шести лет, в зависимости от места. Допустим, в институте учатся дольше, чем в колледже.

В институте железнодорожного транспорта (также иногда называется институтом путей сообщения) можно получить высшее образование по данной специальности. Такие учебные заведения есть во многих крупных городах: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Красноярске, в Перми, в Кургане и многих других (на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Забайкалье, на Сахалине). К сожалению, в городах поменьше такие вузы найти сложнее, поэтому придется перебраться в другое место. «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» там изучается на достойном уровне, в течение долгого времени эти вузы выпускают первоклассных специалистов, которые в дальнейшем могут рассчитывать на трудоустройство с достойной оплатой. Однако хорошую конкуренцию им составляют и выпускники средне-профессиональных учебных заведений.

Какие предметы и дисциплины изучаются

Разумеется, учебные планы немного различаются в различных заведениях, но в целом можно выделить наиболее общие предметы по данной специальности, ведь сейчас существует единый государственный стандарт, поэтому приведенная далее информация релевантна для большинства мест. Например, учащиеся строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству знакомятся с физикой, геодезией, инженерной графикой, метрологией, технической механикой, электротехникой и электроникой. Обязательно в плане есть курсы по строительным материалам, изделиям, информационным технологиям в профессиональной деятельности, охране труда, безопасности жизнедеятельности, а также общий курс по железным дорогам.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство кем работать

Всегда проходят предметы по модулям, связанным с профессией. Например, студентов учат проводить геодезические работы, благодаря которым они потом умеют проектировать, строить, правильно эксплуатировать и даже реконструировать железные дороги. Также студенты обучаются строить железные дороги, ремонтировать их и оценивать настоящее состояние железнодорожного пути, дабы выявить какие-то проблемы. Также важно знать, как устроены железнодорожный путь и сооружения, уметь осуществлять за этим надзор, оценивать их техническое состояние. Не менее важно уметь работать в структурном подразделении, если человек собирается идти в управление, поэтому такой курс тоже проводится в обязательном порядке.

Также обычно студенты проходят две практики: учебную и производственную. Во время первой практики будущие специалисты обучают других по своему направлению, а на второй же непосредственно выполняют работу на предприятии. Стоит еще отметить, что обычно производственная практика проводится дважды.

институт железнодорожного транспорта

Нюансы учебы по данной специальности

Да, есть и некоторые подводные камни при учебе на этом направлении. Например, обычно учатся достаточно интенсивно: по несколько пар в день. Особенно это касается более ускоренного обучения в колледже или техникуме. Также много теоретического материала, ведь кроме профессиональных дисциплин, изучаются и общеобразовательные. Много и практической работы, ведь именно рабочие навыки обязательны при трудоустройстве. В остальном главное, чтобы специальность была выбрана по душе.

"Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство": кем работать?

Какие же профессии предоставляет данная специальность?

Обычно обучение на этом направлении дает много возможностей для дальнейшей самореализации, так как оно достаточно разнообразное. Тем, у кого в дипломе об образовании значится «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», профессии доступны во множестве сфер. Можно устроиться техником, инженером, прорабом, сметчиком, начальником производственно-технического управления, начальником отдела, экономистом, начальником участка, монтером пути, сигналистом, оператором дефектоскопной тележки и так далее. Вакансии есть в каждом городе и даже во многих поселках. Заработная плата колеблется в районе восьмидесяти-ста двадцати тысяч рублей в месяц, причем не только в столичном регионе.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство специальность

Что в итоге образования

Чтобы получить «корочку», где будет значиться «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», дипломная работа должна быть написана и защищена, как и на других направлениях. Обычно это выпускная квалификационная работа, а также у нее достаточно большая практическая часть. Нередко она представляется в виде проекта, который можно будет реализовать в будущем уже непосредственно на работе.

Где потом реально работать по этой специальности

Итак, если вы решили отдать предпочтение специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Кем работать после завершения процесса обучения? Не менее важно знать и места, куда можно устроиться на работу. Очевидно, что такие работники нужны на железных дорогах, но также их ждут и в различных строительных, монтажных компаниях, трестах, фабриках, заводах, институтах, путевых станциях, отделах военного комиссариата и войсковых частях (особенно если институт или колледж был с военным уклоном) и во многих других организациях.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство профессии

Какие нужны умения, навыки и качества для трудоустройства

Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно получить опыт не только на практике во время учебы, но уже и после получения образования. Конечно, необходимо обладать физической силой и постоянно совершенствоваться в этом. Важными качествами для человека профессий из этой области являются трудолюбие, высокая работоспособность, низкая утомляемость, высокая стрессоустойчивость, внимательность. Необходимо уметь находить выход из критических ситуаций, не теряться в них. Навыки нужны не только в области ручного труда по специальности, но и в области менеджмента, ведь при повышении по службе поступают другие люди под начальство. Очень важно уметь координировать их работу.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство дипломная работа

Какие возникают сложности при работе

Конечно, как и работа по любой специальности, все упомянутые профессии влекут некоторые трудности. Например, часто приходится работать посменно и вообще ночью. Нередко вызывают в неурочное время из-за внезапно возникших трудностей. Кроме того, возможно, мало придется взаимодействовать с людьми, поэтому лучше, чтобы потенциальный работник по данной специальности относился к типу людей «человек-техника» или «человек-знаковая система». Однако это создает не только психологические неудобства. Также это значит, что рассчитывать при выполнении заданий приходится только на себя.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство код по оксо

Как видно, «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» — специальность интересная, пусть и не совсем легкая. Стоит ее выбрать, если есть желание развивать железные дороги в родной стране, а также имеются к этому способности, качества, описанные выше. Это очень полезная для общества и государства специальность, которая также дает личности возможность двигаться дальше.

Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.

В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.

Описание и характеристика

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

  • рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
  • служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО "Российские железные дороги". Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.

Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:

  • "подвижной состав железных дорог" по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
  • "эксплуатация железных дорог",
  • "системы обеспечения движения поездов" по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей",
  • "технология транспортных процессов".

В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:

  • "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство",
  • "электроснабжение",
  • "организация перевозок и управление на транспорте",
  • "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог",
  • "автоматика и телемеханика на транспорте".

Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:

  • Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),
  • Дальневосточный ГУПС (г. Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • Петербургский ГУПС,
  • Ростовский ГУПС,
  • Самарский ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (г. Новосибирск),
  • Уральский ГУПС (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.

  1. Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
  2. Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
  3. Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
  4. Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
  5. Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.

Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.

Кому подходит

Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.

Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:

  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • ответственность, надежность и трудолюбие,
  • готовность работать посменно,
  • коммуникабельность,
  • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
  • бдительность и щепетильность в работе,
  • хорошая координация движений.

И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

Заработная плата

Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.

Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.

Как построить карьеру

Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.

Перспективы

На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

В многоотраслевой системе железнодорожного транспорта одно из важнейших мест занимает путевое хозяйство. Внедрение современных достижений науки и техники, передового опыта лучших путейских коллективов - залог развития и совершенствования сложного комплекса путевого хозяйства .Мощный и долговечный железнодорожный путь, высокоэффективная система его технического обслуживания, включающая надежный мониторинг состояния пути и систему информационного обеспечения путевого хозяйства, не могут качественно функционировать без профессионально подготовленных, знающих и думающих специалистов - бригадиров, мастеров, руководителей путейских предприятий.

Современный специалист-путеец должен в совершенстве знать и понимать суть процессов, происходящих в железнодорожном пути, закономерности и правила его технического обслуживания и ремонта. Дальнейшее развитие и укрепление отрасли непосредственно связано и зависит от уровня подготовки путейских кадров.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

  • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев
  • на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев

Форма обучения: очная и заочная

Приём на заочное отделение проводится на базе 11 классов, срок обучения увеличивается на 1 год относительно очной формы.

Итоговая государственная аттестация: подготовка и защита выпускной квалификационной работы ( дипломный проект).

Квалификация: техник

Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • геодезические работы при изысканиях;
  • строительство железных дорог;
  • эксплуатация железнодорожного пути;
  • технология обслуживания и строительства железнодорожного пути и сооружений;
  • средства диагностики железнодорожного пути и сооружений;
  • процессы управления первичными трудовыми коллективами;
  • первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

  • Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог.
  • Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути.
  • Устройство и надзор за техническим состоянием железнодорожного пути и искусственных сооружений.
  • Участие в организации деятельности структурного подразделения.
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Таблица 1).

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

Техник должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями по основным видам профессиональной деятельности:

1. Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог.

ПК 1.1. Выполнять различные виды геодезических съемок.

ПК 1.2. Обрабатывать материалы геодезических съемок.

ПК 1.3. Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений для строительства железных дорог.

2. Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути.

ПК 2.1. Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог, зданий и сооружений.

ПК 2.2. Производить ремонт и строительство железнодорожного пути с использованием средств механизации.

ПК 2.3. Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку.

ПК 2.4. Разрабатывать технологические процессы производства ремонтных работ железнодорожного пути и сооружений.

ПК 2.5. Обеспечивать соблюдение при строительстве, эксплуатации железных дорог требований охраны окружающей среды и промышленной безопасности, проводить обучение персонала на производственном участке.

3. Устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и искусственных сооружений.

ПК 3.1. Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути.

ПК 3.2. Обеспечивать требования к искусственным сооружениям на железнодорожном транспорте.

ПК 3.3. Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с использованием диагностического оборудования.

4. Участие в организации деятельности структурного подразделения.

ПК 4.1. Планировать работу структурного подразделения при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте пути, искусственных сооружений.

ПК 4.2. Осуществлять руководство выполняемыми работами, вести отчетную и техническую документацию.

ПК 4.3. Проводить контроль качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании, ремонте, строительстве пути и искусственных сооружений.

ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда на производственном участке, проводить профилактические мероприятия и обучение персонала.

ПК 4.5. Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями организации.

5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Таблица 1).

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной образовательной программы СПО
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов Наименование профессий рабочих, должностей служащих
14668Монтер пути
18401Сигналист
15572Оператор дефектоскопной тележки

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве техника по организации строительства железных дорог, по выполнению работ по устройству, текущему содержанию и ремонту пути и других сооружений путевого хозяйства на предприятиях разных организационно-правовых форм, в научно-исследовательских и проектных организациях данного профиля.

Основные виды деятельности техника:

производственно-технологическая – проведение геодезических работ при изысканиях, строительстве и эксплуатации пути; выявление расстройств пути и причин их возникновения; осуществление текущего содержания и ремонта железнодорожного пути в соответствии с требованиями нормативных документов, технологических процессов и техники безопасности; определение объемных и качественных показателей работы производственного участка и бригады;

организационно-управленческая - организация работы первичного производственного коллектива исполнителей при проведении строительно- монтажных работ, текущего содержания и ремонта пути с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды; планирование и организация производственных работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества выполняемых работ по технической эксплуатации железнодорожного пути; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; обеспечение техники безопасности на производственном участке;

конструкторско-технологическая: работа с нормативными документами, проектной и технологической документацией, разработка рабочих технологических процессов на путевые работы.

Выпускник должен уметь:

Составлять график технологического процесса обслуживания и ремонта железнодорожного пути; использовать методы поиска и обнаружения неисправностей железнодорожного пути, анализировать причины их возникновения, определять меры по их предотвращению и устранению, определять меры по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожного пути ; выполнять основные виды работ по строительству, текущему содержанию и ремонту пути в соответствии с требованиями технологических процессов; читать технические и строительные чертежи; выполнять чертежи по профилю специальности; оформлять проектно- конструкторскую, строительную, технологическую и другую техническую документацию в соответствии со СНиП, ГОСТ ЕСКД и ЕСТД; использовать основные положения стандартизации и сертификации в производственной деятельности; работать с геодезическими приборами; выполнять расчеты технико- экономических показателей деятельности предприятия и его структурных подразделений; вести учетно- отчетную документацию.

Выпускник должен знать:

Основные виды геодезических работ при изысканиях, проектировании и строительстве железнодорожного пути; устройство железнодорожных путей и требования по обеспечению его исправного состояния; виды и конструкцию искусственных сооружений; условия эксплуатации и содержания искусственных сооружений; технические условия и нормы содержания железнодорожного пути и искусственных сооружений; технические условия и нормы на строительство железнодорожного пути; основы эксплуатации, методы технической диагностики и обеспечение надежности работы железнодорожных путей; организацию и технологию работ по строительству, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции железнодорожного пути; конструкцию, технические характеристики, принцип действия путевых машин и механизмов, их использование при строительстве, ремонте и техническом обслуживании пути; основы гигиены и производственной санитарии; условия охраны окружающей среды; правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения; регламент действия работников, связанных с движением поездов в аварийных ситуациях; методику проектирования железных дорог; средства неразрушающего контроля рельсов и методы обнаружения дефектов элементов железнодорожного пути.

Выпускники в дальнейшем могут работать в должности:

  • бригадира по текущему содержанию пути;
  • мастера по текущему содержанию пути;
  • мастера по содержанию искусственных сооружений;
  • техника пути; мастера дефектоскопного цеха дистанции пути;
  • мастера по строительству железных дорог.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности, подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования (поступление в ВВУЗ по результатам экзаменов)

Людей привлекают различные профессии. Не является исключением и работа, связанная с поездами, железными дорогами. Например, популярна специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Именно о ней говорится в этой статье. Здесь рассказывается о том, где и как учат по этой специальности, а также кем можно устроиться по завершении обучения. Поэтому, прочитав данный материал, не должно остаться никаких вопросов по поводу этой старой, но такой интересной специальности.

Почему выбирают эту специальность

Итак, подходит это направление обучения людям с техническим складом ума. Здесь его можно выгодно применить. Также «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» выбирают, потому что работа это относительно прибыльная (о зарплате будет информация чуть ниже), а также не влечет за собой особых рисков для здоровья в профессиональной деятельности. Кроме того, возможен карьерный рост, то есть дослужиться можно и до начальника, если себя проявить. Да и востребованность высока. В ближайшие десятилетия абсолютно точно люди не откажутся от поездов и железных дорог, а профессия инженера пока находится на первом месте в списке самых востребованных. Специалистов не хватает, именно поэтому так важно их выпускать каждый год.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство

В каких заведениях можно учиться

Строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству (код по ОКСО: 08.02.10) обучают в институтах, колледжах, училищах, техникумах по всей стране, нужно только поискать такие учебные заведения в своем городе. Обычно их не так мало, как может показаться на первый взгляд. Они могут называться институтом железнодорожного транспорта, железнодорожным техникумом и тому подобное. Обычно срок обучения составляет от трех до шести лет, в зависимости от места. Допустим, в институте учатся дольше, чем в колледже.

В институте железнодорожного транспорта (также иногда называется институтом путей сообщения) можно получить высшее образование по данной специальности. Такие учебные заведения есть во многих крупных городах: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Красноярске, в Перми, в Кургане и многих других (на Дальнем Востоке, в Бурятии, в Забайкалье, на Сахалине). К сожалению, в городах поменьше такие вузы найти сложнее, поэтому придется перебраться в другое место. «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» там изучается на достойном уровне, в течение долгого времени эти вузы выпускают первоклассных специалистов, которые в дальнейшем могут рассчитывать на трудоустройство с достойной оплатой. Однако хорошую конкуренцию им составляют и выпускники средне-профессиональных учебных заведений.

Какие предметы и дисциплины изучаются

Разумеется, учебные планы немного различаются в различных заведениях, но в целом можно выделить наиболее общие предметы по данной специальности, ведь сейчас существует единый государственный стандарт, поэтому приведенная далее информация релевантна для большинства мест. Например, учащиеся строительству железных дорог, путей и путевому хозяйству знакомятся с физикой, геодезией, инженерной графикой, метрологией, технической механикой, электротехникой и электроникой. Обязательно в плане есть курсы по строительным материалам, изделиям, информационным технологиям в профессиональной деятельности, охране труда, безопасности жизнедеятельности, а также общий курс по железным дорогам.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство кем работать

Всегда проходят предметы по модулям, связанным с профессией. Например, студентов учат проводить геодезические работы, благодаря которым они потом умеют проектировать, строить, правильно эксплуатировать и даже реконструировать железные дороги. Также студенты обучаются строить железные дороги, ремонтировать их и оценивать настоящее состояние железнодорожного пути, дабы выявить какие-то проблемы. Также важно знать, как устроены железнодорожный путь и сооружения, уметь осуществлять за этим надзор, оценивать их техническое состояние. Не менее важно уметь работать в структурном подразделении, если человек собирается идти в управление, поэтому такой курс тоже проводится в обязательном порядке.

Также обычно студенты проходят две практики: учебную и производственную. Во время первой практики будущие специалисты обучают других по своему направлению, а на второй же непосредственно выполняют работу на предприятии. Стоит еще отметить, что обычно производственная практика проводится дважды.

институт железнодорожного транспорта

Нюансы учебы по данной специальности

Да, есть и некоторые подводные камни при учебе на этом направлении. Например, обычно учатся достаточно интенсивно: по несколько пар в день. Особенно это касается более ускоренного обучения в колледже или техникуме. Также много теоретического материала, ведь кроме профессиональных дисциплин, изучаются и общеобразовательные. Много и практической работы, ведь именно рабочие навыки обязательны при трудоустройстве. В остальном главное, чтобы специальность была выбрана по душе.

"Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство": кем работать?

Какие же профессии предоставляет данная специальность?

Обычно обучение на этом направлении дает много возможностей для дальнейшей самореализации, так как оно достаточно разнообразное. Тем, у кого в дипломе об образовании значится «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», профессии доступны во множестве сфер. Можно устроиться техником, инженером, прорабом, сметчиком, начальником производственно-технического управления, начальником отдела, экономистом, начальником участка, монтером пути, сигналистом, оператором дефектоскопной тележки и так далее. Вакансии есть в каждом городе и даже во многих поселках. Заработная плата колеблется в районе восьмидесяти-ста двадцати тысяч рублей в месяц, причем не только в столичном регионе.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство специальность

Что в итоге образования

Чтобы получить «корочку», где будет значиться «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», дипломная работа должна быть написана и защищена, как и на других направлениях. Обычно это выпускная квалификационная работа, а также у нее достаточно большая практическая часть. Нередко она представляется в виде проекта, который можно будет реализовать в будущем уже непосредственно на работе.

Где потом реально работать по этой специальности

Итак, если вы решили отдать предпочтение специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Кем работать после завершения процесса обучения? Не менее важно знать и места, куда можно устроиться на работу. Очевидно, что такие работники нужны на железных дорогах, но также их ждут и в различных строительных, монтажных компаниях, трестах, фабриках, заводах, институтах, путевых станциях, отделах военного комиссариата и войсковых частях (особенно если институт или колледж был с военным уклоном) и во многих других организациях.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство профессии

Какие нужны умения, навыки и качества для трудоустройства

Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно получить опыт не только на практике во время учебы, но уже и после получения образования. Конечно, необходимо обладать физической силой и постоянно совершенствоваться в этом. Важными качествами для человека профессий из этой области являются трудолюбие, высокая работоспособность, низкая утомляемость, высокая стрессоустойчивость, внимательность. Необходимо уметь находить выход из критических ситуаций, не теряться в них. Навыки нужны не только в области ручного труда по специальности, но и в области менеджмента, ведь при повышении по службе поступают другие люди под начальство. Очень важно уметь координировать их работу.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство дипломная работа

Какие возникают сложности при работе

Конечно, как и работа по любой специальности, все упомянутые профессии влекут некоторые трудности. Например, часто приходится работать посменно и вообще ночью. Нередко вызывают в неурочное время из-за внезапно возникших трудностей. Кроме того, возможно, мало придется взаимодействовать с людьми, поэтому лучше, чтобы потенциальный работник по данной специальности относился к типу людей «человек-техника» или «человек-знаковая система». Однако это создает не только психологические неудобства. Также это значит, что рассчитывать при выполнении заданий приходится только на себя.

строительство железных дорог путь и путевое хозяйство код по оксо

Как видно, «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» — специальность интересная, пусть и не совсем легкая. Стоит ее выбрать, если есть желание развивать железные дороги в родной стране, а также имеются к этому способности, качества, описанные выше. Это очень полезная для общества и государства специальность, которая также дает личности возможность двигаться дальше.

270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- геодезические работы при изысканиях;
- строительство железных дорог;
- эксплуатация железнодорожного пути;
- технология обслуживания и строительства железнодорожного пути и сооружений;
- средства диагностики железнодорожного пути и сооружений;
- процессы управления первичными трудовыми коллективами;
- первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог.
Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути.
Устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и искусственных сооружений.
Участие в организации деятельности структурного подразделения.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог.
  • Выполнять различные виды геодезических съемок.
  • Обрабатывать материалы геодезических съемок.
  • Производить разбивку на местности элементов железнодорожного пути и искусственных сооружений для строительства железных дорог.
  • Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути.
  • Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог, зданий и сооружений.
  • Производить ремонт и строительство железнодорожного пути с использованием средств механизации.
  • Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку.
  • Разрабатывать технологические процессы производства ремонтных работ железнодорожного пути и сооружений.
  • Обеспечивать соблюдение при строительстве, эксплуатации железных дорог требований охраны окружающей среды и промышленной безопасности, проводить обучение персонала на производственном участке.
  • Устройство, надзор и техническое состояние железнодорожного пути и искусственных сооружений.
  • Обеспечивать выполнение требований к основным элементам и конструкции земляного полотна, переездов, путевых и сигнальных знаков, верхнего строения пути.
  • Обеспечивать требования к искусственным сооружениям на железнодорожном транспорте.
  • Проводить контроль состояния рельсов, элементов пути и сооружений с использованием диагностического оборудования.

Участие в организации деятельности структурного подразделения.

Читайте также: