Существуют ли варианты замещения должности председателя представительного органа

Опубликовано: 16.05.2024

Вопрос: Представительный орган муниципального района, сформированный из глав и депутатов поселений, избрал главой муниципального района – председателем представительного органа одного из глав поселений. Этот глава сложил с себя полномочия главы поселения и остался только в статусе главы муниципального района – председателя районного представительного органа. Далее в соответствующем поселении были проведены выборы, после чего вновь избранный глава поселения вошел в состав представительного органа района. В результате количество депутатов районных депутатов фактически увеличилось до 17 человек, что прямо противоречит уставу данного муниципального образования, предусматривающему представительный органа в составе 16 депутатов. Что делать в этой ситуации? Кроме того, после избрания нового главы поселения неясным является правовой статус главы муниципального района – председателя представительного органа, в частности, то какое он представляет муниципальное образования?

В рассматриваемом случае можно выделить две взаимосвязанные правовые ситуации, которые целесообразно прояснить отдельно друг от друга, прежде, чем прейти к общему выводу.

Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о том, в каких случаях является обязательным прекращение депутатских полномочий лица, избранного представительным органом муниципального образования из своего состава на должность главы муниципального образования.

Напомним, что частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) предусматривается, что одним из трех возможных способов замещения должности главы муниципального образования является его избрание представительным органом из своего состава. Согласно пункту 3 части 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ глава, избранный таким образом глава может либо исполнять полномочия председателя представительного органа с правом решающего голоса, либо возглавлять местную администрацию.

Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления неоднократно разъяснял[2], что полномочия депутата представительного органа, избранного главой соответствующего муниципального образования, должны быть прекращены вне зависимости от того, будет ли он возглавлять местную администрацию или станет председателем предварительного органа. Данная позиция обусловлена тем, что в результате избрания главой муниципального образования депутат приобретает новый правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления, имеющего собственные полномочия, не совпадающие со статусом и полномочиями ни главы местной администрации, ни депутата представительного органа.

[1] В ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 447-ФЗ

Однако, как нам представляется, приведенная выше позиция Комитета Государственной Думы, не имеет достаточных оснований в тексте Федерального закона № 131-ФЗ. Действующей редакцией пункта 3 части 2 статьи 36 Закона прямо предусмотрено требование о прекращении полномочий депутата, избранного главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. Однако, в отношении лица, избранного главой муниципального образования – председателем представительного органа, такой оговорки в законе не сделано, а, следовательно, его депутатские полномочия не должны прекращаться.

В настоящее время данный подход начинает находить свое отражение и в судебной практике. В частности, Уставной Суд Калининградской области в Постановлении от 18.09.2015 № 9-П «По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзацев 1, 2, 4, 5 пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области от 07.03.2006 № 730 «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области»[1] также пришел к выводу о том, что в Федеральном законе № 131-ФЗ прекращение полномочий депутата, избранного главой муниципального образования, установлено только для главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию.

Во-вторых, важно разобраться в довольно сложной взаимосвязи правовых статусов, возникающей в случае избрания главы муниципального района представительным органом, состоящим из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Такое лицо фактически одновременно является, во-первых, либо главой поселения, либо депутатом представительного органа поселения, во-вторых, депутатом районного представительного органа, в-третьих, главой муниципального района – председателем представительного органа[2]. При использовании данной модели возникает закономерный вопрос: следует ли при избрании главой муниципального района – председателем представительного органа отказаться от остальных должностей?

По нашему мнению, в описанной ситуации существуют явная причинно-следственная связь между статусом главы/депутатом поселения – депутатом муниципального района – главой муниципального района – председателем районного представительного органа. В основе любого публично-правового статуса лежит процедура легитимации, т.е. получения права на исполнение властных полномочий. Первичным по отношению к статусу должностного лица в муниципальном районе является статус должностного лица в поселении; иными словами, первичным является не статус главы муниципального образования – председателя представительного органа и районного депутата является, но статус главы или депутата поселения, так как именно он приобретается в результате непосредственного избрания населением.

Приведенная выше логика в полной мере находит свое отражение в положении части 10.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому прекращение полномочий главы поселения или депутата представительного органа поселения является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального района, сформированного путем делегирования. В свою очередь, возможность одновременного исполнения одним лицом полномочий главы поселения или депутата представительного органа поселения и полномочий депутата сформированного путем делегирования районного представительного органа, следует из части 6 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ.

Общий вывод: полномочия главы муниципального района, избранного из состава представительного органа, сформированного путем делегирования, и ставшего его председателем, должны быть досрочно прекращены в связи с прекращением его полномочий, как главы поселения. После этого районный представительный орган должен избрать из своего состава нового главу района, который будет исполнять полномочия председателя представительного органа. В завершении следует отметить, что глава района, сложив с себя полномочия главы поселения, неправильно истолковал нормы действующего законодательства. Тем не менее, в силу добровольности его ухода в отставку и факта состоявшихся выборов нового главы поселения, он не вправе далее замещать должность главы районы, равно как и депутата районного представительного органа.

Р.В. Петухов

к. юрид. н., ведущий научный сотрудник

Центра поддержки и сопровождения

органов местного самоуправления

Е.В. Луценко

аналитик Центра поддержки и сопровождения

органов местного самоуправления

[2] В свою очередь, компетенция главы муниципального района – председателя представительного органа, одновременно складывается из исключительных полномочий главы муниципального района (ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ) и обязанностей председателя представительного органа.

Глава муниципального образования (далее также - глава) - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, наделенное в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Замещение должности главы муниципального образования

1. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Не имеют права быть избранными главой муниципального образования граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Тюменской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право быть избранными главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

2. Основаниями замещения должности главы муниципального образования могут являться:

а) избрание лица на должность главы муниципального образования гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом (а в случаях, предусмотренных законодательством, - и иностранными гражданами), в порядке, установленном федеральными и областными законами;

б) избрание депутата представительного органа местного самоуправления на должность главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Конкретный вариант замещения должности главы определяется уставом муниципального образования.

3. Порядок избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава определяется уставом муниципального образования. Соответствующее решение должно быть принято не позднее чем на втором заседании представительного органа местного самоуправления (далее также - представительный орган) нового созыва. Решение об избрании депутата представительного органа главой муниципального образования считается принятым, если за него проголосовало большинство в две трети от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

4. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность. Вновь избранный глава муниципального образования вступает в должность не позднее двух недель со дня выдачи ему соответствующей избирательной комиссией удостоверения об избрании главой муниципального образования или со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения об избрании главы муниципального образования из своего состава. В течение указанного срока глава муниципального образования, избранный на предыдущих выборах, должен передать дела вновь избранному главе муниципального образования.

Порядок вступления в должность главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.

5. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной либо на непостоянной основе.

Полномочия главы муниципального образования

1. Полномочия главы муниципального образования определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования должен быть определен порядок временного исполнения полномочий главы муниципального образования в случаях:

а) досрочного прекращения его полномочий;

б) временного отсутствия главы (отпуск, болезнь и другие причины).




Если указанный порядок уставом муниципального образования не определен, временное исполнение полномочий главы может быть возложено решением представительного органа местного самоуправления на выборное должностное лицо или на муниципального служащего.

3. Уставом муниципального образования может быть определен перечень полномочий главы муниципального образования, не подлежащих передаче лицу, временно исполняющему его полномочия.

Взаимоотношения главы муниципального образования с населением и представительным органом местного самоуправления

1. Глава муниципального образования подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления. Глава муниципального образования отчитывается в своей деятельности перед населением и представительным органом местного самоуправления не реже одного раза в год. Порядок и формы отчета главы определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.

Глава информирует население о своей деятельности через средства массовой информации и иными способами.

2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность отзыва населением главы муниципального образования в порядке, установленном областным законом.

Представительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования вправе выразить недоверие главе, избранному из его состава, в случае установленных судом нарушений им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Тюменской области, областных законов, а также устава муниципального образования. Решение представительного органа местного самоуправления о выражении недоверия главе муниципального образования принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов и влечет досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования. При этом указанное решение представительного органа местного самоуправления не влечет досрочного прекращения его депутатских полномочий.

3. Глава муниципального образования принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на территории муниципального образования, рассматривает поступившие от граждан предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

4. В соответствии с уставом муниципального образования избранный населением глава может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

5. Глава муниципального образования, не входящий в соответствии с уставом муниципального образования в состав представительного органа местного самоуправления, вправе:

а) присутствовать на заседаниях представительного органа с правом совещательного голоса;

б) инициировать созыв внеочередного заседания представительного органа;

в) предлагать вопросы в повестку дня заседания представительного органа;

г) вносить на рассмотрение представительного органа проекты нормативных правовых актов;

д) выступать с докладами и содокладами по вопросам повестки дня заседания представительного органа;

е) пользоваться правом внеочередного выступления: предложения главы по повестке дня и предлагаемые им проекты правовых актов принимаются к обсуждению и рассматриваются в первоочередном порядке.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные права главы муниципального образования, не входящего в состав представительного органа местного самоуправления.

Законом субъекта Российской Федерации был изменен порядок избрания главы муниципального образования (глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию, а руководство представительным органом будет возложено на председателя представительного органа). Действующий глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа и являющийся его председателем, не избран депутатом представительного органа муниципального образования нового созыва. Уставом муниципального образования предусмотрено, что заместители главы и руководитель аппарата местной администрации работают по срочному контракту до дня начала работы представительного органа нового созыва. Таким образом, до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования отсутствует должностное лицо, наделенное полномочиями по руководству местной администрацией. Возможно ли наделение действующего главы муниципального образования полномочиями главы местной администрации?

Ответ

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Учитывая изложенное, полномочия действующего главы муниципального образования прекратятся в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Таким образом, действующий глава муниципального образования может продолжать исполнять свои полномочия до вступления в должность нового главы муниципального образования. Представляется, что исполнять полномочия он должен в полном объеме применительно к действующей схеме управления, в том числе в части осуществления руководства представительным органом.

Вместе с тем тот факт, что действующий глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа и являющийся его председателем, не избран депутатом представительного органа муниципального образования нового созыва, влияет на его право голосовать. Поскольку статус депутата им утрачивается, голосовать на заседаниях представительного органа нового созыва он не сможет.

Если субъектом Российской Федерации был принят закон об изменении порядка избрания главы муниципального образования (глава муниципального образования будет возглавлять местную администрацию, а руководство представительным органом муниципального образования будет возложено на председателя представительного органа), полагаем необходимым сделать следующее.

С целью исключения дублирования полномочий по руководству представительным органом муниципального образования в уставе муниципального образования целесообразно указать, что председатель представительного органа муниципального образования нового созыва избирается на первом заседании представительного органа, а приступает к исполнению своих полномочий со дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, то есть после окончания срока полномочий действующего главы муниципального образования и сложения им своих полномочий, в том числе, в части руководства представительным органом муниципального образования.

Обращаем внимание, что и представительный орган муниципального образования не вправе принять решение о прекращении полномочий ранее избранного главы муниципального образования по руководству представительным органом муниципального образования, и такая норма не может содержаться в уставе муниципального образования.

Что касается возможности наделения нормативным правовым актом представительного органа действующего главу муниципального района (избран из состава представительного органа и является его председателем) полномочиями главы местной администрации на период начала работы представительного органа нового созыва до дня избрания главы муниципального района, то такая возможность федеральным законодательством не предусмотрена. В данном случае возглавить местную администрацию сможет только вновь избранный глава муниципального образования.

Как следует из вопроса, заместители главы местной администрации и руководитель аппарата администрации муниципального района назначаются на должность на срок полномочий главы местной администрации, то есть до дня начала работы представительного органа нового созыва.

В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, установленными данным Федеральным законом. В вопросе определения срока, на который с муниципальным служащим заключается трудовой договор, Федеральный закон № 25-ФЗ предусмотрел такого рода особенность. Она заключается в том, что в реестре должностей муниципальной службы субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Применительно к Федеральному закону № 25-ФЗ такими лицами являются депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе. С муниципальными служащими, обеспечивающими исполнение полномочий указанных лиц, замещающими указанные должности муниципальной службы, заключают трудовой договор на срок полномочий лица, чьи полномочия они обеспечивают. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ местная администрация является органом местного самоуправления, причем постоянно действующим. Муниципальные служащие, замещающие должности в местной администрации и не обеспечивающие исполнение полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (к которым не относится глава местной администрации, замещающий указанную должность по результатам конкурса), заключают трудовой договор на неопределенный срок. Срочный контракт заключается только с самим главой местной администрации в случае, если эта должность замещается по результатам конкурса, предусмотренного ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ.

Если полномочия по руководству местной администрацией осуществляет избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, то срочный трудовой договор заключается с лицом, которое будет непосредственно обеспечивать исполнение им полномочий, например, помощник (советник) главы муниципального образования.

Деятельность заместителя главы администрации, а также руководителя аппарата администрации направлена на обеспечение исполнения полномочий не главы местной администрации, а местной администрации как органа местного самоуправления. Поэтому с ними должен заключаться не срочный трудовой договор, а трудовой договор на неопределенный срок. Соответственно уставом муниципального образования должно определяться лицо из вышеуказанных муниципальных служащих (первый заместитель главы местной администрации, заместитель главы местной администрации и т.д.), которое будет временно исполнять полномочия главы местной администрации при окончании срока его полномочий.

Видимо в преддверии выборов вновь и вновь невольно мне на глаза попадаются заглавия заметок именно петербургских интернет-изданий, подобные той, что указана в анонсе. В них поднимается и дается однозначный ответ на вопрос, является правомерным совмещение депутатами муниципальных советов данной деятельности с государственной службой. В связи с этим хотелось бы воспользоваться высокой позицией в поисковой выдаче сайта zakon . ru и попытаться поставить точку в обсуждении этого вопроса в рамках действующего на момент данной публикации законодательства федерального, регионального и местного уровня.

Несмотря на то, что вариантов поисковых запросов множество, мне удалось найти (наверняка не все) различные варианты ответа на вопрос от чиновников, депутатов, пресс-служб и журналистов.

Предлагаю рассмотреть ситуацию на примере муниципалитетов Петербурга. Например, Муниципальные округа Васильевский и Звездное, Уставы которых находятся в открытом доступе.

Для ответа на поставленный вопрос СМИ, граждане зачастую вполне обоснованно обращаются к пп. "б" п. 2 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которому в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления. Для человека, не обладающего специальными юридическими навыками, вроде бы, все однозначно написано «выборная должность», а депутатов мы «выбираем», что вводит в объяснимое заблуждение.

Однако, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия депутата представительного органа внутригородского муниципального образования и члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Подобное разграничение выводится как минимум путем текстуального толкования, его примером нам может послужить как наименование, так и диспозиция ст. 40 Федерального закона ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (такая же техника применена и в Уставах МО).

Далее, в соответствии со ст. 34 указанного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Также согласно п. 1 ст. 34 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из указанных норм, выборные должностные лица местного самоуправления создаются и действуют в соответствии с уставами муниципальных образований. Т.е. прямого указания на перечень лиц, входящих в понятие "выборное должностное лицо местного самоуправления", федеральное и региональное законодательство не содержит, ввиду чего обращаемся к местному регулированию - в Уставах Муниципальных образований закреплено, что к выборным должностным лицам местного самоуправления относится исключительно руководитель (глава) муниципального образования, осуществляющий свою деятельность на постоянной основе (ст.29 Устава МО Звездное, ст.3 Устава МО Васильевский).

Далее, ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ содержит дефиницию, согласно которой выборным должностным лицо местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В свою очередь, должностное лицо местного самоуправления определяется как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день ограничения, закрепленные в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", распространяются на тех депутатов местного уровня, которые наделены указанными выше исполнительно-распорядительными полномочиями и работают на основании трудового договора, т.е. к данной категории мы можем отнести лишь депутатов (не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования), осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и получают за это соответствующее вознаграждение за труд.

Дискуссию о соразмерности, целесообразности подобного регулирования, его соответствии принципу разделения государственной и муниципальной власти в рамках публикации намеренно не поднимаю, поскольку она не соответствует цели размещения.

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ. Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

– помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

– специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

– высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;

– главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

– ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

– ведущая должность – консультант;

– старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;

– младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

– замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Обратите внимание

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

– по инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ);

– по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

– по инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами – изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, – филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

– структурные подразделения – отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

– территориальные органы – администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ, согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) – если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

Читайте также: