Учреждение должности генерал прокурора как можно аргументировать данную точку зрения

Опубликовано: 02.10.2024

2.1. Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности

Становление прокуратуры в России неразрывно связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного управления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат. В своих указах он определяет, что основной задачей этого учреждения должно стать осуществление высшего надзора и распоряжения за всем государственным управлением, в его ведение отходит и так называемое бюджетное счетоводство. В связи с этим Петр I понимает, что необходим активный и действенный контроль за деятельностью Сената, и дает распоряжение о введении должности фискалов.
Полномочия фискалов были определены так: “Действие же их сие есть — взыскание всех безгласных дел, т.е.: 1) всякие преступления указов; 2) всякие взятки и кражи казны и прочее, что ко вреду государственному интересу быть может, каково б оное имени не было; 3) також и прочие дела народные, за которых нет челобитчиков, например, ежели какого приезжего убьют или наследник последний своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков его и прочие тому подобные безгласные дела, иже не имеют челобитчика о себе”.
При создании прокуратуры органы фискалата были подчинены надзору генерал-прокурора. Однако после назначения генерал-фискала последовал указ о том, чтобы все фискальские доношения направлялись последнему. До конца царствования Петра I оба института существовали параллельно, причем в ряде случаев деятельность органов прокуратуры основывалась на фискальных материалах.
В 1729 г. фискалат в целом был упразднен Верховным тайным советом путем увольнения наличных фискалов без назначения новых. Остались только фискалы “дня купецких дел”, а также военный фискалат.
В январе (12) 1722 г. Указом Петра I при Сенате назначается генерал-прокурор, о котором сказано: “Сей чин —яко око наше и стряпчий в делах государственных”. Первым российским генерал-прокурором становится ближайший сподвижник Петра I П.П. Ягужинский. В апреле (27) 1722 г. издается более конкретный Указ “О должности Генерал-прокурора”.
На генерал-прокурора были возложены следующие полномочия:
1) проверка исполнения наказаний и приказов царя;
2) реагирование на все случаи неисполнения предписаний Петра I;
3) право по собственной инициативе вносить на рассмотрение Сената соответствующий закон в случае отсутствия “ясных указов” по тем или иным важным вопросам управления государством;
4) осуществление функции организации и ведения делопроизводства в Сенате. Сенатская канцелярия находилась под его непосредственным подчинением;
5) контроль за деятельностью фискалата.
В 1722 г. кроме генерал-прокурора были введены должности обер-прокуроров для нахождения при нем и прокуроров, состоявших при всех коллегиях. Тогда же были назначены прокуроры при надворных судах, а затем и при губернских учреждениях.
Назначенные прокуроры были обязаны следить за исполнением законов со стороны присутственных мест; в случае необходимости напоминать судьям об их обязанностях и останавливать их незаконные и несправедливые распоряжения или действия. Чтобы осуществить эту функцию, прокуроры должны были присутствовать на заседаниях этих учреждений.
Непосредственное участие в уголовном преследовании прокуроры не принимали. Прокуратура лишь наблюдала за этим видом государственной деятельности так же, как и за всеми остальными ее видами.
Какой-либо подчиненной зависимости между прокурорами не существовало. Все они прямо и непосредственно подчинялись генерал-прокурору. Они являлись “оком генерал- прокурора” на местах, от него получали указания.
Наделяя прокуроров обязанностями, Петр I предусмотрел и некоторые гарантии их независимости. Так в одном из указов царя было установлено, что “генерал и обер-прокуроры ничьему суду не подлежат, кроме нашего”. Вместе с тем Сенат наделялся правом ареста прокуроров, если Петр I будет находиться в отъезде. Опасаясь, что генерал-прокурор ввиду такой угрозы будет воздерживаться в некоторых случаях от сообщений о злоупотреблениях, устанавливалась безнаказанность всего того, что будет сделано прокурором не умышленно, а по ошибке. За различного рода злоупотребления и взятки прокуроры подлежали строжайшему наказанию вплоть до смертной казни.
После смерти Петра I прокуратура перестала занимать то ключевое положение, которое ей отводилось во время его правления. С приходом на трон Анны Иоанновны все органы и учреждения прокуратуры были практически полностью упразднены. Прокуратура была восстановлена лишь в 1741 г., в период правления дочери Петра I Елизаветы Петровны.
Новый этап в организации и деятельности прокуратуры в XVIII в. связан с именем императрицы Екатерины II. В период ее правления прокуратура была воссоздана как учреждение, в полной мере осуществляющее надзорные полномочия за соблюдением законности в государстве.
Произошедшее в 1764 г. реформирование Сената повлекло за собой расширение полномочий обер-прокуроров, получивших право надзирать за деятельностью некоторых департаментов, входящих в это ведомство.
В 1775 г. Указом “Учреждение о губерниях” была начата губернская реформа. Не остались без внимания и органы прокуратуры. На губернских прокуроров и их товарищей (помощников) Указом возлагалось выполнение функций по обеспечению целостности государственной власти; надзор за тем, чтобы никто не облагал население запрещенными сборами (т.е. не занимался незаконным налогообложением в своих собственных интересах); наблюдение за тем, чтобы должностные лица не творили различных злоупотреблений, не брали взяток, не мздоимствовали. Губернские прокуроры также надзирали за законностью действий и решений государственных органов непосредственно в губерниях и уездах.
После смерти Екатерины II на престол вступил ее сын Павел I. В период его царствования деятельность органов и учреждений прокуратуры в России была в значительной степени сокращена.
Период царствования Александра II был ознаменован важнейшими реформами в государственном управлении, в том числе и в системе организации учреждений прокуратуры, полномочия которой были существенно изменены и усилены.
Принятый в 1857 г. законодательный акт “Общие губернские учреждения” расширил круг реализации полномочий прокуратуры, сделав их достаточно разнообразными.
Важной вехой в истории развития отечественной прокуратуры стали принятые Государственным советом 29 сентября 1862 г. Основные положения о прокуратуре. В них четко было определено конкретное назначение прокуратуры — наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи. При каждом суде учреждались должности прокуроров и его помощников. В своей деятельности они были не зависимыми от местных органов власти. Генерал- прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры — генерал-прокурором Российской империи.
Прокуроры наделялись следующими основными полномочиями: обнаружение и пресечение всякого вида правонарушений, надзор за единообразным и точным исполнением законов, наблюдение за деятельностью судов по уголовным и гражданским делам и дача по ним соответствующих заключений. Кроме того, прокуроры наделялись правом законодательной инициативы, касающейся законов, связанных с судопроизводством.
С принятием в 1864 г. Судебных уставов общенадзорные полномочия прокуратуры были несколько ограничены, на нее была возложена основная ее функция — осуществление уголовного преследования. Так, согласно положениям Устава уголовного судопроизводства прокуроры и их товарищи предварительного следствия сами не производили, однако давали указания судебным следователям и осуществляли наблюдательную функцию. Прокуроры имели право присутствовать при производстве всех следственных действий и давать указания следователю. По производству дознания о преступных деяниях должностные лица полиции находились в непосредственном подчинении прокуроров и их товарищей.
Прокурор мог требовать избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, производства дополнительного расследования. По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду.
В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура просуществовала до 1917 г.

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Год 1722-й. Недремлющее «Око государево»

285 лет назад, 23 января (или 12 января по старому стилю) 1722 года, Петр I учредил новый государственный орган - прокуратуру. К ее организации он шел давно, поначалу назначая в Сенат для наблюдения за сенаторами лично преданных себе гвардейских офицеров. Наконец по образцу французского государственного аппарата в Российской империи появилась должность генерал-прокурора. А с ней возник новый государственный институт.

Первым генеральным прокурором России стал Павел Ягужинский - один из ближайших сподвижников царя-реформатора. Они познакомились еще в 1701 году, и вскоре неплохо образованный восемнадцатилетний сын бедного литовского органиста стал денщиком Петра. Вместе они прошли долгую Северную войну, во время которой царь не раз поручал Ягужинскому важные дипломатические миссии. К началу 1722 года тот накопил серьезный опыт, обладал немалым политическим весом и, главное, не раз доказывал личную преданность Петру. Хватало у Ягужинского и недоброжелателей. Например, князь Александр Меншиков "от души ненавидел его".

Одновременно с должностью генерал-прокурора, призванного, по словам Петра I, стать "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных", при Сенате была образована специальная прокурорская контора. Обер-прокурором Сената император определил Григория Скорнякова-Писарева.

Но самым важным нововведением, по-видимому, стоит признать то, что прокуроры должны были появиться во всех центральных учреждениях Российской империи. При этом коллежские и судебные прокуроры подчинялись непосредственно генерал-прокурору и были независимы от своих учреждений, что также было сделано по личному предписанию Петра I. 20 мая 1724 года император писал Ягужинскому: 'Господин генерал-прокурор! Которые прокуроры от коллегий здесь, прикажи им, чтоб они свои конторы здесь гораздо смотрели, так ли делается, как надобно, и, ежели что не так, чтоб тебе рапортовали, и оных бы, сыскав и освидетельствовав, наказать, понеже за глазами, чаю, много диковинок есть'.

Именно для борьбы с 'диковинками', то есть должностными преступлениями, или по-современному с коррупцией, и создавался новый институт. Обязанность прокуратуры состояла в гласном надзоре за деятельностью Сената и коллегий. Обнаружив нарушение законности, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената сразу же должны были добиться его устранения.

Император до конца дней своих очень внимательно следил за тем, как функционируют органы прокуратуры. Петр не менее шести раз возвращался к 'должности генерал-прокурора', пока текст этого документа не вобрал в себя основные идеи царя-реформатора.

Ситуация резко изменилась вскоре после смерти Петра Великого. Более того, годы с 1725-го по 1730-й оказались одними из самых тяжелых за всю историю прокуратуры. В ту пору ее деятельность, по сути, заглохла, а ведущая роль в государстве отошла к Верховному тайному совету. И только императрица Анна Иоанновна после восшествия на престол своим именным указом восстановила органы прокуратуры, подтвердив тем самым ее необходимость.

Александр Звягинцев, заместитель Генерального прокурора РФ:

- В то время существовал такой порядок действий прокуроров: заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если это не помогало, приносил протест, приостанавливавший исполнение того действия или постановления, которое опротестовывалось.

Непосредственное уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора. Он только наблюдал за ходом рассмотрения дела и имел 'попечение' о колоднических, то есть арестантских, делах.

В круг ведения прокуроров входил также надзор за фискалами, за которыми они должны были 'иметь крепкое смотрение'. Фискалы в коллегиях и надзорных судах доносили прокурорам обо всех замеченных ими злоупотреблениях.

Прокуроры на местах наблюдали также за правильным 'собиранием' казенных доходов, за безубыточным для казны производством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности.

К 300-летию прокуратуры Российской Федерации. История её возникновения

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".


В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

· осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;

· непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;

· поддержание обвинения на суде;

· наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

· надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;

· наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

· возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

· надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;

· общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.


Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

От латинского глагола prokuro, который означает забочусь, обеспечиваю, предотвращаю берет свое начало термин «прокуратура». Возникла прокуратура в Древней Греции и Риме как институт, который производил надзор за исполнением предписаний государственной власти, а также выступал на стороне обвинения в суде. В Средние века данный институт был заимствован Францией и получил, где получил свое дальнейшие развитие в связи с формированием в Европе инквизиционного процесса.

В России прокуратура учреждена как орган государства при Петре I, а именно со 2 марта 1711 года Указом Петра I и стала «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего»1. Посредством Указа от 12 января 1722 г. установлено «быть при Сенате генерал- прокурору и обер-прокурору, какож во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору»2. Но до учреждения прокуратуры в России действовала служба фискалов, главной целью существования которой стала борьба с должностными преступлениями, к примеру такими как лихоимство, взяточничество, казнокрадство, а также для снижения роста преступности. За образец организации деятельности фискальной службы Петр I взял государственные органы Германии3. Но фискалитет не оправдал тех надежд, которые на него возлагал Перт I.

В свою очередь, прокуратура как вновь созданный орган государства имела достаточно большие полномочия и быстро обрела внушительный штат сотрудников, так как прокурорские должности вводились в различных государственных органах. Рассматривая рад указов, посредством которых учреждалась прокуратура в России, можно отметить, что уже 18 января 1722 были учреждены прокуратуры в провинциях, при надворных судах, с направлением к ним фискальских донесений4. Несколькими днями позже «Табель о рангах» в своих положениях четко определил место прокуроров в иерархии чиновничества, а именно: наравне с высшим рангом судей и администраторов5. В этом же году, 5 апреля Регламент Адмиралтейств-коллегии детально определил права и обязанности состоящего при ней прокурора6. К тому же, 27 апреля 1722 г. увидели свет Указы, которые, в сою очередь, определяли компетенцию генерал- прокурора при Сенате, и прокуроров при всех коллегиях, конторах и надворных судах. Создание основ организации прокуратуры завершилось 11 мая 1722 г., когда была образована прокуратура при Святейшем Синоде7.

Отметим, что при создании органов прокуратуры Петром I были использованы наглядные примеры организации и деятельности прокуратуры Франции, но при этом же при формировании российской прокуратуры в силу определенных целей и задач, поставленных перед ней, проявились и ее особенности, заключавшиеся в осуществление контрольных полномочий, а также соблюдения принципа строгой централизации с подчинением всех прокуроров генерал-прокурору. Все это свидетельствовало о том, что в стране возник самобытный орган государства, занимающий особое место среди других8.

1 Полное собрание законов Российской Империи Т.5. – СПб.: Тип 2 отд. Собст. Его импер. Велич., 1830. -Ст. 3876.

2 Полное собрание законов Российской Империи Т.6. 1720-1722. - СПб.: Тип 2 отд. Собст. Его импер. Велич., 1830. - Ст.3877.

3 Сафонова Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом. Дисс. На соискание уч. стенени к.ю.н. 12.00.02. – М., 2011. – С. 17.

4 Полное собрание законов Российской Империи Т.6. 1720-1722. - СПб.: Тип 2 отд. Собст. Его импер. Велич., 1830. - Ст. 3880.

5 Там же. - Ст. 3980.

6 Там же. - Ст. 3937.

7 Там же. - Ст. 4001.

Таким образом, за достаточно короткое время была сформирована система гласного прокурорского надзора за соблюдением законности, исполнением в государстве закона и императорской воли. Причем, полномочия у генерал-прокурора и обер-прокурора были обширны, и как следствие, генерал-прокурору с течением времени стал поднадзорен весь Сенат9. «Генерал-прокурор должен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах: истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял», «также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал»10.

Говоря об организации и деятельности прокуратуры, о месте в системе органов государства, а также о ее возрастающей роли при Петре I можно, ссылаясь на слова Н.В. Муравьева, отметить, что «прокуратура с момента ее создания (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное в практике»11.

После прихода к власти Екатерины I, а позже и Петра II прокуратура теряет свое значение как «око государева», должность генерал-прокурора упраздняется, прокуратура освобождена от полномочия наблюдения за Сенатом, полномочия генерал-прокурора в это время исполнял обер-прокурор, занимающийся в это время только вопросами делопроизводства. В период с 1727 г. по 1729 г. прокуратура в России были фактически упразднена.

При Анне Иоанновне вновь наметилось усилие роли, значения прокуратуры, к примеру, в 1730 году Анна Иоанновна учреждает посредством издания Указа должность Генерал-прокурора, прокуроров коллегий и т.д., а в 1733 г. были созданы должности «Губернского прокурора». В компетенцию названной должности стало входить право принесения протестов на незаконные действия местных властей.

Возрождение прокуратуры в этот период истории, как справедливо отмечают некоторые отечественные специалисты, было вызвано стремлением Анны Иоанновны показать себя во всех делах преемницей Петра I и, кроме того, Анна Иоанновна ставила цель ограничить власть Верховного тайного совета, в чем прокуратура могла быть чрезвычайна полезна12.

Но, к сожалению, период активной деятельности прокуратуры наблюдался до того момента, как Генерал-прокурор, полномочия которого исполнял П.И. Ягужинский, впал в немилость у монарха. После этого прокуратура опять утратила свое влияние.

На протяжении следующих десяти лет прокуратура, формально существуя, не могла оказывать в силу ряда причин влияния на состояние законности в стране, но и нельзя говорить и об отсутствии ее положительного воздействия на правопорядок в российском государстве13. Характеризуя деятельность прокуратуры данного времени скажем, что прокуроры навели относительный порядок рассмотрения дел, жалоб в государственных органах, стало обеспечиваться правовое информирование чиновников, которые о некоторых существующих нормативных требованиях даже и не подозревали14.

Дальнейшее развитие прокуратуры в Российской империи приходится на период царствования Елизаветы Петровны. В частности, императрица продолжила реформы своего отца, а именно, Указом от 12 декабря 1741 г. прокуратура была структурно и функционально восстановлена в рамках указа Петра I от 1722 г., что привело к повышению эффективности прокурорской деятельности.

При правлении Екатерины II происходят достаточно кардинальные изменения в правовом статусе прокуратуры, а именно: принимается Учреждение о губерниях, в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров, а также посредством данного акта образовываются прокурорские должности при судах. Говоря о функциях прокуратуры времени правления Екатерины II, то стоит отметить, что они заключались в сохранении «целостности власти, установлений и интересов Его императорского величества», истреблении взяток, надзоре за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе, и судов, проверке соответствия закону принимаемых ими решений15.

8 См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилева. – М.: Юристъ, 1999. – С.35.

9 Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие – М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С.41.

10 См.: Российское законодательство X-XX веков. Т.4 / Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: «Юридическая литература», 1986. – С.184-200.

11 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности / Н.В. Муравьев. – М.: Тип. Правит. Сената, 1889. – С.266.

12 Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Указ. соч. – С. 43.

13 Там же – С. 43.

14 Там же – С. 43.

При Екатерине II происходит возвышение роли прокурора, а также после того как Сенат был разделен на департаменты генерал-прокурор стал охватывать своим контролем всю их деятельность, но а к концу XVIII века, продолжая оставаться надзорным органом, прокуратура фактически становится высшим органом управления общей компетенции16. Екатерина II в своем Наставлении генерал-прокурору князю А.А. Вяземскому писала о наличии в Сенате двух партий: «Вам не должно уважать ни ту, ни другую сторону, обходиться учтиво и беспристрастно, выслушивать всякого, имея только единственно пользу Отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине»17. Как видно из этого Наставления, в нем также ставился вопрос о защите государства и справедливости, в том числе, и о защите интересов подданных российского государства18.

Охарактеризовать статус прокуратуры при Екатерине II можно словами Н.В. Муравьева: «Значение генерал-прокурора постоянно возрастало, сфера деятельности его постоянно расширялась включением в нее все новых и новых обязанностей и дел, так что к концу царствования Екатерины II генерал-прокурор уже стал во главе всей внутренней администрации и управлял разнообразными ее отраслями, получая на свое имя большую часть высочайших указов и повелений, которые лишь для соблюдения формы объявлялись через Сенат»19.

Представляется, что в царствование Екатерины II прокуратура получила наибольшее развитие, укрепилась в своем статусе надзорного государственного органа с обширнейшими функциями и полномочиями. Это был так называемый «расцвет» организации и деятельности прокуратуры России, произошедший со времен правления Петра I.

При Павле I генерал-прокуроры приобретают огромную личную власть и авторитет. В их компетенции в это время находились основные финансовые, судебные дела, дела о рекрутских наборах, о материально-техническом снабжении армии и флота, координация деятельности центральных и местных властей в области борьбы с преступностью, голодом и др.

Таким образом, в данный период произошло фактическое слияние административной и прокурорской власти, что не могло не сказаться положительно на эффективности надзорной деятельности российской прокуратуры20. Авторитет прокуратуры в России в этот период падает21. Только лишь посредством Судебной реформы 1864 г., прокуратура начала вновь набирать обороты. Вместе с тем, из всего вышесказанного видно, что главная задача прокуратуры России состоит в осуществлении ею контрольных и надзорных функций. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функция надзора была основной в прокурорской деятельности и отличала ее от других видов государственной деятельности.

15 Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Указ. соч. - С. 44.

16 См.: Российское законодательство X-XX веков. Т.5 / Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: «Юридическая литература», 1987. – С. 127.

17 Прокуратура Санкт-Петербурга: Исторический очерк / Гл. ред. А.П. Комаров. – СПб. : Петровская сторона, 1997. – С. 11.

18 Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права. – 2002. - №8. – С.154.

19 Муравьев Н.В. Указ. соч. – С.357.

20 Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Указ. соч. - С. 44.

21 См.: Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей [Текст] / Научный ред. и сост. С.М. Казанцев. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. – С. 12.

Список литературы

1. Полное собрание законов Российской Империи Т.5, 6 – СПб.: Тип 2 отд. Собст. Его импер. Велич., 1830. - Ст. 3876.

2. Российское законодательство X-XX веков. Т.4, 5 / Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: «Юридическая литература», 1986. – С.184-200.

3. Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864) // Журнал российского права. – 2002. - №8. – С.154.

4. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. – 318 с.

5. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей [Текст] / Научный ред. и сост. С.М. Казанцев. – СПб.:Юрид. центр Пресс, 2001.–332 с.

6. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности / Н.В. Муравьев. – М.: Тип. Правит. Сената, 1889. – 494 с.

7. Прокуратура Санкт-Петербурга: Исторический очерк / Гл. ред. А.П. Комаров. – СПб.: Петровская сторона, 1997. – 173 с.

8. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А.А. Чувилева. – М.: Юристъ, 1999. – 519 с.

9. Сафонова Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры России как государственного органа с особым правовым статусом. Дисс. На соискание уч. стенени к.ю.н. 12.00.02. – М., 2011. – 185 с.

12 января 1722 года Пётр I издал указ об учреждении в России прокуратуры. Во главе нового органа государственной власти стал генерал-прокурор. За период с 1722 по 1917 год эту должность занимали 30 человек. Расскажем вкратце о двенадцати самых выдающихся генерал-прокурорах Российской империи.

1

«Государево око». Двенадцать генерал-прокуроров империи

Первым генерал-прокурором империи стал граф Павел Ягужинский. 18 января 1722 года Пётр I, представляя Ягужинского Сенату, заявил: «Вот око мое, коим я буду все видеть». В этой короткой фразе изложена главная задача органов прокуратуры: надзирать за работой государственного аппарата и своевременно докладывать царю о выявленных нарушениях.

Граф Ягужинский с этой задачей справлялся блестяще. Быстро поняв, что именно от него требует монарх, Павел Иванович энергично занялся созданием органов прокурорского надзора, подбором кадров и в короткие сроки стал, по сути, вторым человеком в государстве.

Пётр I уважал Ягужинского, ценил его незаурядный ум и работоспособность. По свидетельствам современников, Ягужинский умудрялся сутками напролёт пропадать на службе и делать за один день столько, сколько иные не успевали и за неделю.

Заслуги графа в деле строительства новой государственной службы Пётр I отметил чином действительного статского советника и орденом Святого Андрея Первозванного.

Вообще Павел Ягужинский — типичный выдвиженец Петровской эпохи. Сын бедного прибалтийского музыканта, 18-летним юношей Павел случайно попал в поле зрения государя. Тот обратил внимание на складную речь и широкую эрудицию молодого человека и тут же зачислил его в Преображенский полк.
Через восемь лет Ягужинский уже камер-юнкер и капитан гвардии, ещё через несколько лет — генерал-майор.

Пользуясь безграничным доверием царя, Ягужинский неоднократно выполнял всякого рода секретные дипломатические поручения Петра, вёл переговоры с европейскими монархами, частенько сопровождал государя в его поездках за границу. Генерал-прокурором Российской империи Павел Ягужинский стал в неполные 39 лет.

2


Князь Никита Трубецкой возглавлял российскую прокуратуру с 1740 по 1760 год. Свою карьеру начал при Петре I, последовательно прошёл путь от сержанта Преображенского полка до генерал-майора. А в 1740 году был назначен генерал-прокурором.

Ему пришлось, по сути, заново выстраивать систему прокурорской власти. Дело в том, что после смерти Петра I прокуратура утратила своё былое влияние. Преемники Петра считали прокуратуру опасной помехой в борьбе за верховную власть и сделали всё, чтобы свести функции прокуратуры к минимуму.

Вошедшая на престол Елизавета Петровна попыталась вернуть прокуратуре то значение, которое она имела при Петре I. И в этом деле большую помощь государыне оказал Никита Юрьевич, человек инициативный, деятельный, требовательный к себе и другим. При нём прокуратура снова стала «оком государевым».


Князь Александр Вяземский был назначен генерал-прокурором в 1764 году и занимал этот пост почти тридцать лет. Практически все преобразования Екатерины II в области государственного управления так или иначе связаны с деятельностью Вяземского на посту генерал-прокурора.

Кроме того, Вяземский последовательно, с первых шагов на прокурорском поприще расширял свои полномочия и возможности и к концу карьеры стал самым влиятельным человеком в империи. Он практически единолично руководил всесильной Тайной экспедицией, которая занималась политическим сыском.

Через его руки прошли все самые известные политические дела Екатерининской эпохи: Емельяна Пугачёва, Александра Радищева, Николая Новикова и многие другие.

За свою неутомимую деятельность князь Вяземский удостоился всех высших наград Российской империи: орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святой Анны, Святого Владимира I степени, Белого Орла и других.

В отставку Александр Алексеевич вышел в сентябре 1792 года в связи с тяжёлой болезнью и вскоре скончался.

4


Известный русский поэт и государственный деятель Гавриил Державин занимал пост генерал-прокурора в 1802–1803 годах.

Причём, назначая Державина генерал-прокурором, Александр I повелел ему возглавить и только что созданное Министерство юстиции. Таким образом, Гавриил Романович стал первым в истории России министром юстиции. Правда, ненадолго.

Взявшись рьяно выполнять возложенные на него функции, Державин вызвал неудовольствие царя. И уже через год последовала отставка. На прямой вопрос Державина «За что?» Александр I якобы ответил: «Ты слишком ревностно служишь!».

Выйдя в отставку, Державин занялся литературным трудом и больше никогда не занимал должностей на государственной службе.


Генерал-прокурором успел побывать и другой известный поэт того времени — Иван Дмитриев.

Выходец из старинного дворянского рода, Дмитриев в 14 лет поступил на службу в гвардейский Семёновский полк. Впрочем, военная служба не приносила ему особой радости. С гораздо большим удовольствием Дмитриев занимался сочинительством.

Его первые поэтические опыты были напечатаны в 1777 году. А в 1790-е годы Дмитриев — уже известный поэт, водивший дружбу с Державиным, Карамзиным, Фонвизиным и другими знаменитыми литераторами того времени.

В 1796 году Иван Дмитриев вышел в отставку в чине полковника и намеревался заняться литературным трудом. Однако вошедший на престол Павел I повелел Дмитриеву вернуться на государственную службу и назначил поэта обер-прокурором 3-го департамента Сената.

Впрочем, служба продолжалась недолго: в 1799 году Иван Иванович опять подал в отставку и, прикупив домик недалеко от Красных Ворот в Москве, вновь занялся литературным творчеством.

На государеву службу поэта в 1808 году призвал Александр I, предложив ему должность сенатора. А в 1810 году Дмитриева назначили министром юстиции и генерал-прокурором России.

На этой должности Иван Дмитриев продержался четыре с половиной года, успев нажить себе немало врагов в высших эшелонах власти. Многие члены кабинета министров откровенно выражали своё неудовольствие деятельностью Дмитриева на посту генерал-прокурора и добились в конце концов его отставки.

30 августа 1814 года Дмитриев ушёл со всех постов и больше на государственную службу не возвращался.

6


Десять лет, с 1829 по 1839 год, генерал-прокурором империи был Дмитрий Дашков.

Государственную службу он начинал при генерал-прокуроре Дмитриеве. Тот оценил способности молодого человека и всячески ему покровительствовал. Очевидно, немалую роль в этом сыграли и литературный талант Дашкова, его репутация блестящего полемиста.

Карьера Дашкова на государственном поприще быстро пошла в гору. В 1816 году он перешёл на дипломатическую службу и несколько лет провёл в Константинополе в должности второго советника русского посольства.

Вернувшись в Россию, Дмитрий Васильевич последовательно сменил несколько должностей в Министерстве внутренних дел и юстиции. А в 1829 году Николай I назначил Дашкова генерал-прокурором России и министром юстиции. На генерал-прокурорском посту Дашков проявил себя как блестящий организатор и знаток права.

Именно при нём была закончена работа по составлению Полного собрания законов Российской империи. Дашков стал инициатором открытия в Петербурге первого в России училища правоведения, которое впоследствии окончили многие выдающиеся отечественные юристы.

Не боялся Дашков и спорить с императором, если того требовали интересы государства. И Николай, кстати, ценил в Дашкове это качество. Несмотря на возникающие между царём и генерал-прокурором трения, Николай I всегда считал Дашкова своим другом.

7


Граф Виктор Панин вошёл в историю отечественной прокуратуры как непревзойдённый знаток законодательства. Говорят, он наизусть знал многие статьи Полного собрания законов Российской империи, которое, как известно, включало в себя 56 объёмных томов.

Однако в непосредственной работе на посту генерал-прокурора Панин снискал себе славу «совершенного деспота», по выражению современников. Виктор Никитич не терпел никаких возражений и, если принимал какое-либо решение, упорно следовал ему, даже если через какое-то время сам убеждался в его абсурдности.

Поэтому когда в 1862 году Панина освободили от должности генерал-прокурора и министра юстиции, радости чиновников обоих ведомств не было предела. Пост генерал-прокурора граф Панин занимал 23 года.

8


Судебная реформа 1860-х годов немыслима без реформаторской деятельности Дмитрия Замятнина.

Находясь на посту генерал-прокурора с 1862 по 1867 год, Замятнин весь свой незаурядный организаторский талант и энергию направлял на глубокое реформирование судопроизводства в России.

Ему удалось привлечь к работе лучших юристов того времени: Сергея Зарудного, Николая Стояновского, Константина Победоносцева, Дмитрия Ровинского и других.

В течение двух лет шла работа над составлением Судебных уставов. Дмитрий Николаевич лично вникал во все тонкости, редактировал статьи уставов, готовил их для дальнейшего представления царю.

Этот колоссальная работа была закончена в ноябре 1864 года, когда Александр II утвердил Судебные уставы.

Введение их в жизнь кардинально изменило всю систему судопроизводства в стране: судебные органы полностью отделялись от административных и законодательных, создавались суды присяжных, в самом процессе вводились гласность и состязательность.

С тех пор началась новая эпоха в истории отечественного судопроизводства, и труды Замятнина в качестве одного из его реформаторов невозможно переоценить.

Кроме того, генерал-прокурор Замятнин контролировал расследование многих важнейших политических дел того времени. Например, по делу Каракозова, стрелявшего в царя, Дмитрий Николаевич лично поддерживал обвинение в суде.

9


Политику Замятнина продолжил Дмитрий Набоков. 30 мая 1878 года его назначили министром юстиции и, по сложившейся к тому времени традиции, генерал-прокурором России (в XIX веке эти две должности, как правило, совмещались).

Отличный знаток права и ярый приверженец судебной реформы, Дмитрий Николаевич энергично взялся за дело. При нём открылись два новых судебных округа: Киевский и Виленский.

Он лично поддерживал обвинение по делу террориста Александра Соловьёва, а после убийства Александра II активно занимался подготовкой процесса по «делу первомартовцев».

В период последовавших после убийства Александра II контрреформ Набоков, оставшись на своём посту, умудрился сохранить все основные достижения в области судопроизводства, поступившись лишь незначительными деталями.

Это были вынуждены признать и такие либеральные правоведы, как небезызвестный Анатолий Кони.

Дмитрий Набоков ушёл в отставку с поста генерал-прокурора в 1885 году, однако ещё почти двадцать лет, вплоть до самой кончины, выполнял обязанности члена Государственного совета и сенатора.

10


Николай Манассеин снискал себе славу «безупречно честного» человека, одержимого «гуманным отношением к людям».

Генерал-прокурором Николай Авксентьевич служил более восьми лет — с 1885 по 1894 год. За эти годы был реорганизован центральный аппарат прокуратуры и Минюста, проведена судебная реформа в Прибалтике, существенно укрепились прокурорские и судебные органы по всей стране.

11


Генерал-прокурором и министром юстиции России Иван Щегловитов стал в непростой для страны период: весной 1906 года. В России бушевала революция, недавно закончилась война с Японией.

Требовались чрезвычайные меры, чтобы сбить волну социального протеста, восстановить порядок и спокойствие. И Щегловитов, получив назначение, резво взялся за работу.

Наводить порядок новый генерал-прокурор начал в своём собственном ведомстве. В короткие сроки из прокурорских и судебных органов были изгнаны все, кто скомпрометировал себя связями с революционным и либеральным движением.

На руководящие должности Иван Григорьевич старался подбирать людей с ярко выраженной монархической, консервативной ориентацией. Неудивительно, что деятельность Щегловитова на посту генерал-прокурора вызывала неоднозначную реакцию в обществе: от сочувствия до полного неприятия.

Особенно усердствовали в своей критике Щегловитова думские либералы и демократы всех мастей. Впрочем, это не помешало Ивану Григорьевичу оставаться на своём посту девять лет, невзирая на частую смену правительства и министров. И лишь летом 1915 года под давлением левых сил Николай II отправил Щегловитова в отставку.

Первым, кто был арестован новой властью в феврале 1917 года, стал именно Щегловитов, хотя он к тому времени и не занимал никаких государственных постов. Ему предъявили нелепые обвинения в злоупотреблении служебным положением и почти год продержали в Петропавловской крепости.
Расстреляли Щегловитова уже большевики 5 сентября 1918 года.

12


Николай Добровольский стал последним генерал-прокурором Российской империи. Он занимал этот пост всего два месяца: с 20 декабря 1916 по 28 февраля 1917 года.

Во время Февральской революции Добровольский пытался укрыться в посольстве Италии, но затем добровольно сдался новой власти.

Чрезвычайная следственная комиссия, созданная Временным правительством, предъявила Добровольскому целый букет обвинений, из которых самым безобидным явилось получение взятки от купца Якова Нахимова.

Однако, когда Николай Александрович сам предложил членам Чрезвычайной комиссии крупную сумму денег за освобождение, предложение было принято. Добровольского выпустили из Петропавловской крепости и даже разрешили уехать на Северный Кавказ.

Там бывшего генерал-прокурора застала Октябрьская революция. Добровольского заключили в концлагерь близ Пятигорска и в октябре 1918 года расстреляли в числе других бывших царских сановников.

Читайте также: