Удовлетворены ли вы своей профессией

Опубликовано: 16.05.2024


В современной трудовой жизни сотрудники стремятся быть счастливыми на своем рабочем месте, присоединяются к хорошей команде и удовлетворяются задачами, которые им соответствуют, то есть своей работой. Удовлетворение играет важную роль для сотрудников и компании, потому что, когда рабочие счастливы, увеличивается производительность. В этой статье вы найдете полезную информацию о том, как удовлетворение от работы влияет на вашу жизнь и почему важно вовремя давать объективную оценку своей карьере.

Мы также расскажем, как измерить степень удовлетворенности и как увеличить этот показатель для повышения производительности.

Что такое удовлетворение от работы?


Когда мы говорим об удовлетворенности, то имеем в виду состояние благополучия и гармонии со всем, что нас окружает. Это включает как наши личные, так и рабочие цели. Хотя существуют разные определения, мы можем понять, что быть удовлетворенным, значит, наслаждаться ситуациями, которые вызывают состояние счастья.


Можно сказать, что вы удовлетворены, когда достигаете результата, над которым вы работали или преследовали его в течение длительного времени. Другим важным моментом является то, что для того, чтобы вы испытали удовлетворение, вам нужно то, что движет вами, то есть мотивация. Если мотивации нет, скорее всего вам предстоит смена работы и новая карьера.

Как определяется удовлетворенность работой?


Удовлетворенность работой является состоянием счастья и благополучия человека по отношению к производительности в трудовой области и его окружения. Это главный фактор, определяющий производительность и правильное функционирование в компании. Отношение сотрудника к работе, руководителям и коллегам, а также его личные ожидания являются факторами, которые влияют на удовлетворенность видом деятельности. Кроме того, удовлетворенность работой пропорционально зависит от уровня приверженности компании и ее производительности.

Человек с высокой степенью удовлетворенности работой демонстрирует позитивное отношение к ней. А вот когда вы не удовлетворены, отношение отрицательное. Чем выше уровень удовлетворенности работой сотрудника, тем выше его мотивация, целеустремленность и производительность.

6 факторов удовлетворенности работой


Мы собрали 6 факторов, которые являются ключевыми для улучшения, поддержания и повышения удовлетворенности работой:

  1. Хорошие отношения с сотрудниками: уважительные и открытые отношения с вашим непосредственным руководителем влияют на рабочий процесс, производительность и мотивацию.
  2. Наличие привлекательных стимулов: мы говорим о вознаграждениях, пропорциональных работе и реальным возможностям роста в компании.
  3. Сплоченный коллектив: хорошие отношения между сотрудниками приводят к взаимной поддержке и являются ключом к своевременной сдаче проектов.
  4. Адекватное и непрерывное обучение: курсы, которые способствуют знаниям в области работы, являются интеллектуально стимулирующими.
  5. Адекватные места для работы и отдыха: окружающая среда должна быть безопасной и гигиеничной, привлекательной и мотивирующей на действия.
  6. Возможность продвижения и высокая зарплата: мотиватором для работников является возможность роста внутри компании.

Как только вышеуказанные пункты будут реализованы, шансы на повышение уровня удовлетворенности работой станут намного выше.

Какая связь существует между работой и личным удовлетворением?


Связь между работой и личным удовлетворением простая: работа должна способствовать личностному росту человека. Без сомнения, наиболее успешными карьеристами являются те, кто удовлетворяет свои социальные и психологические потребности на работе. Это заставляет их быть более преданными своему делу.

1. Определите, пожалуйста, в какой мере Вас удовлетворяют различные стороны Вашей работы?

Вопрос

Удовлетворен

Скорее удовлетворен чем не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Скорее не удовлетворен чем удовлетворен

Не удовлетворен

Необходимость решения новых проблем

Самостоятельность в работе

Соответствие работы личным способностям

Возможность должностного продвижения

Уровень организации труда

Отношения с коллегами

Отношения с непосредственным руководителем

Уровень технической оснащенности

2. Отметьте, пожалуйста, по шкале в какой степени Вы удовлетворены своим трудом ( в процентах).

3. Каковы Ваши планы на ближайшие 1-2 года?

ü Продолжать работать в той же должности;

ü Перейти на следующую должность;

ü Перейти работать в другое структурное подразделение;

ü Перейти в другую организацию без смены специальности

ü Перейти в другую организацию со сменой специальности

4. В какой степени и как действует на Вашу трудовую активность следующие факторы?

Вопрос

Совершенное не действует

Действует существенно

Действует очень существенно

Меры административного воздействия

Трудовой настрой коллектива

Экономические нововведения в компании

Общая социально-экономическая ситуация в стране

Боязнь потерять работу

5. Считаете ли Вы, что экономические нововведения способствует повышению эффективности работы подразделения?

6. Заставляет ли Вас сложившаяся социально-экономическая ситуация искать дополнительные источники дохода?

7. Выберите, пожалуйста, из ниже перечисленных характеристик работы 5 самых важных для Вас?

Напротив самой важной поставьте цифру 1, менее важной – 2 затем 3,4,5.

Характеристика работы

Возможность профессионального роста

Возможность должностного продвижения

Сложность работы

Высокая заработная плата

Самостоятельность в выполнении работ

Благоприятные условия труда

Низкая напряженность труда

Благоприятный психологический климат

Возможность общения в процессе работы

Возможность улучшить свои жилищно-бытовые условия

Участие в управлении компанией

8. Оцените пожалуйста с помощью линейной шкалы уровень Вашей трудовой активности в % ( обведите соответствующую цифру)

Крайне низкий уровень трудовой активности и самоотдачи

Высокий уровень трудовой активности и самоотдачи

9. Напишите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашей трудовой активности ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________

10. Испытываете ли Вы беспокойство, связанное с перспективой потерять работу?

11. Ваш пол

12. Ваш возраст

13. Ваше образование

ü 2 высших образования

14. Стаж работы:

По специальности ________________________________

На нашем предприятии _____________________________

15. Ощущаете ли Вы зависимость оплаты труда от:

ü Выполнения заданных объемов

ü От уровня Вашей квалификации

ü От инициативности и творчества в работе

ü От уровня соблюдения дисциплинарных требований

ü От «Личной преданности» руководителю

16. Если у Вас или Ваших коллег по работе возникают недоразумения, конфликты с руководителями, то по каким причинам?

ü Стиль управления, грубость с подчиненными

ü Невнимательное отношение к нуждам сотрудников, к улучшению их социально-бытовых условий труда и отдыха

ü Необоснованное изменение функциональных обязанностей сотрудников и возложение дополнительных

ü Переработка, частые сверхурочные

ü Частая сменяемость состава отдела

ü Несправедливое распределение заработной платы, премий

ü Неудовлетворительно распределение отпусков

ü Неудовлетворительное обеспечение техникой и материалами

ü Невозможность карьерного роста

17. Имеются ли, по Вашему мнению, в Вашем коллективе внутренние резервы для повышения эффективности труда?

ü Безусловно имеются и значительные________________

ü Возможно имеются незначительные ________________

ü Все резервы использованы _______________________

ü Затрудняюсь ответить _______________________

18. В чем конкретно Вы видите неиспользованные резервы

ü В организации труда персонала

ü В не использовании инициативы и творческого потенциала сотрудников

ü В отсутствии у сотрудников творческой инициативы

ü В качестве страховых услуг

ü В стиле и методах управления персоналом

ü Другое ____________________________________________________________ ___________________________________

19. Постарайтесь, как можно объективнее оценить уровень своей квалификации?

ü Достаточный для работы в нынешней должности

20. Владеете ли Вы какой-либо другой специальностью кроме своей основной?

21. Насколько зависит результативность и качество Вашей работы от взаимодействия с другими подразделениями компании?

22. Что Вы предложили бы предпринять для более результативного сотрудничества

____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________

23. Удовлетворены ли Вы своей работой?

24. Дополнительные предложения!

ü мне нравится работать в Компании, потому что ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________

ü Мне не нравится работать в Компании, потому что ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

В отечественных компаниях только недавно начали понимать, что от удовлетворенности работой и качества условий работы для сотрудника непосредственно зависит то, насколько эффективно он будет работать и какой результат в конечном итоге от его действий получит компания. Грамотный менеджер умеет находить компромиссы в том, какие условия создать для сотрудников для того, чтобы в конечном итоге получить от них максимальную прибыль. При этом, в отличие от понимания многих людей, получение максимальной прибыли – это не выжимание всех соков из работника, это создание таких условий, при которых у него будет действительно высокая удовлетворенность работой, и при которых он будет рад делать все возможное для ее активного развития.

Если работнику не нравится его должность, он задумывается над тем, чтобы уволиться с нее и найти себя в другом деле или компании. При помощи этого теста вы сможете определить, насколько вы удовлетворены своей работой и стоит ли вам заниматься ей в принципе. Возможно, ваши коллеги или начальство не дает вам нормально заниматься любимым делом, и вам пора уже поменять компанию, а возможно, вам в принципе не нравится то, чем вы занимаетесь, и лучше попробовать себя в другой сфере. Узнать это и многое другое вам поможет онлайн тест на отношение к работе.

Пройти тест на отношение к работе

  • а) Больше года
  • б) Больше 3-х лет
  • в) 10 лет и больше
  • г) Несколько месяцев
  • а) Нет. Я доволен существующим положением
  • б) Нет. Не представляю себя без карьеры
  • в) Конечно, потому что это престижно
  • г) Да. Если это будет выгодно
  • а) Да, но все равно мало
  • б) Нет, но здесь трудно сравнивать
  • в) Недостаточно
  • г) меня полностью устраивает
  • а) С учащенным пульсом, с высоким кровяным давлением, с дрожью.
  • б) С хорошим настроением
  • в) Мысленно считаете, сколько осталось до пенсии
  • г) С нетерпением – «сейчас я им покажу, на что способен»
  • а) Рассказываете анекдоты о своем шефе
  • б) Говорите только то, что может принести пользу
  • в) Избегаете этой темы
  • г) Иногда, но без особого интереса
  • а) Думаете только об отдыхе
  • б) Добродушно злорадствуете, представляя как «вкалывают» ваши коллеги в этот момент
  • в) Хотите, чтобы отдых быстрее закончился
  • г) Вспоминаете о работе с хорошим чувством и даже посылаете коллегам открытку
  • а) Даже не мечтали, что будет так хорошо
  • б) Вам всегда было ясно, как обстоят дела в этой сфере, вы стремились на это место и сейчас всем довольны
  • в) Чувствуете легкое разочарование
  • г) Все-таки надо же где-то работать
  • а) Если им это интересно
  • б) Да, но только получив более высокую квалификацию, чем ваша
  • в) Сделаете все, чтобы разубедить их
  • г) Вам это безразлично, но вы убеждены, что они пока не знают, кем стать
  • а) Космонавтом, чтобы высадиться первой на новой планете;
  • б) Известным артистом
  • в) Учителем, чтобы ставить всем детям отличные отметки
  • г) Врачом из-за стетоскопа и белого халата
  • а) Сообщаете ему, что, к сожалению, сегодня заняты
  • б) Перессоритесь со всеми, но уйдете на встречу
  • в) После долгих колебаний откладываете встречу, но уже не в состоянии ничего делать
  • г) Откладываете встречу – работа важнее, и тот, кто хочет быть вместе с вами, должен привыкнуть к этой мысли

Вы не на своем месте, работа вам не интересна, вы не можете реализовать себя. Попытайтесь поискать другую работу, может быть, эти перемены раскрасят вашу жизнь в яркие, радостные краски.

Вы справляетесь со своим делом, но что-то у вас идет не так, как надо. Возможно, вы достойны лучшего положения и вам нужен пусть маленький, но успех, чтобы улучшить самочувствие. Или вы не умеете наладить контакт с родными или коллегами.

Вам нравится ваша работа. Если честно, вы прекрасно справитесь с любой работой. У вас много достоинств, и вы не упустите возможность повысить свои профессиональные навыки. Что бы вы ни делали, вам все будет доставлять удовольствие. Больше цените себя и не соглашайтесь на первую попавшуюся работу.

Больше всего довольны работой частные преподаватели

Каждый третий преподаватель, работающий в вузе, техникуме, колледже или как частное лицо, имеет опыт работы в школе. При этом 42% школьных учителей считают, что количество молодых преподавателей в школах за последние годы уменьшилось.

Был ли у вас опыт работы школьным учителем?

Вопрос задавался только преподавателям техникумов/колледжей, вузов и работающим как частное лицо.

  • ответили «да» — 33%;
  • ответили «нет» — 67%.

В целом более половины преподавателей, принявших участие в опросе, удовлетворены своей работой (53%), однако среди школьных учителей эта доля значительно ниже и составляет лишь 39%, зато неудовлетворенных работой среди них — 53%. Довольных работой среди преподавателей вузов — 48%, среди частных преподавателей — 61%.

Насколько вы удовлетворены своей работой?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Зарплатой на основном рабочем месте чаще всего тоже удовлетворены частные преподаватели (34%), а вот неудовлетворенных зарплатой больше всего среди преподавателей вузов (81%).

Насколько вы удовлетворены зарплатой на основной работе?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Постоянные переработки — норма для 36% школьных учителей и для каждого третьего преподавателя вуза. Часто и очень часто сверхурочно работают 31% школьных учителей, а также 32% частных преподавателей и 22% преподавателей вузов.

Насколько часто вам приходится работать сверхурочно, перерабатывать?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Плюсы и минусы профессии

Основными плюсами работы преподавателем респонденты назвали:

  • возможность помогать людям становиться умнее (41%);
  • летний отпуск (39%);
  • пользу и значимость профессии (38%).

Уровень зарплаты является плюсом лишь для 5% респондентов, а престиж профессии в обществе — для 8%.

Как вы считаете, какие основные плюсы у работы преподавателем?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Для школьных учителей главными плюсами являются летний отпуск (65%), официальное трудоустройство (52%), а также польза и значимость профессии (41%). Для преподавателей вузов главными плюсами являются также летний отпуск (42%), свобода действий и возможность творчества (38%), а также удобный график работы (38%). Для частных преподавателей главные плюсы работы — это возможность помогать людям становиться умнее (46%), дополнительный заработок (43%), а также польза и значимость профессии (41%).

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Основными минусами работы преподавателем назвали:

  • уровень зарплаты (52%);
  • эмоциональное выгорание и стресс (39%);
  • большое количество бессмысленной бюрократической работы (38%).

По 28% частных педагогов и преподавателей вузов отмечают низкую вовлеченность студентов в учебу.

Как вы считаете, какие основные минусы у работы преподавателем?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Подработки и мысли о смене профессии

Примерно половина преподавателей, за исключением частников, имеют подработку, которая также примерно в половине случаев тоже связана с преподаванием (репетиторство и так далее). Но среди школьных учителей тех, кто подрабатывает, значительно меньше, чем среди преподавателей вузов (39% против 68%). При этом подработка школьных учителей чаще связана с репетиторством (74%), чем подработка преподавателей вузов (34%).

Есть ли у вас подработка вне основного места работы?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Эта подработка связана со сферой образования или нет?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Полностью сменить профессию хотели бы 49% преподавателей, причем среди школьных учителей эта доля составляет 64%.

Хотели бы вы полностью сменить профессию?

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Портрет типичного учителя

Мы также изучили резюме учителей и преподавателей, размещенные на hh.ru. Типичный учитель — это женщина (мужчин — 22%, женщин — 78%) в возрасте 36–45 лет (самая высокая доля соискателей этой профессии, а именно — 31%) с высшим образованием (81%).

По ожидаемой зарплате среди учителей в два раза выше, чем в среднем по рынку, доля тех, кто рассчитывает на зарплату до 20 000 рублей (6% против 13%). И почти в четыре раза, чем в среднем по рынку, ниже доля тех, кто рассчитывает на высокую зарплату от 100 000 рублей (3% против 11%).

Нравится ли учителям их работа: результаты опроса

Учитель как профессия мечты

Профессия учителя, преподавателя является второй по распространенности среди профессий мечты детства у респондентов старше 25 лет: 6,7% прошедших опрос на hh.ru указали, что мечтали стать учителями или преподавателями. Обошла ее только профессия врача, которую выбрали 7,2% респондентов.

Но из тех, кто мечтал стать учителем, лишь 11% добились осуществления этой мечты. У 31% мечта осуществилась лишь частично, а 58% работают по другой специальности.

Те, кто мечтал стать учителем, но не стал, чаще всего объясняют это сменой взглядов (41%), низкой зарплатой (33%) и низким престижем профессии (16%).

Но большинство респондентов, мечтавших стать учителями или преподавателями, хотели бы сменить свою профессию при появившейся возможности (55%). Из них 19% хотели бы вернуться к профессии мечты и начать преподавать.

Фото: Unsplash

Кэл Ньюпорт работал доцентом Массачусетского технологического института (MIT), где получил степень доктора информатики. Он планировал стать профессором, но в 2010 году в связи с кризисом в США рабочих мест для научных сотрудников почти не было. Автор понимал, что если не найдет работу, придется менять профессию и начинать с нуля. Тогда он задумался: как люди находят любимую работу и почему одним это удается, а другим нет.

Ответ на этот вопрос Кэл сформулировал в четырех правилах книги «Хватит мечтать, займись делом!» Автор уверен, что «работа мечты» — это заблуждение, главное — профессиональное мастерство и умение инвестировать «карьерный капитал», накопленный благодаря этому мастерству.

Русский перевод книги «Хватит мечтать, займись делом!» вышел в издательстве «Альпина Паблишер» в 2019 году

Правило первое. Не гонись за мечтой

Убеждение «чтобы найти профессию по душе, нужно следовать за мечтой» активно пропагандировалось в книге Ричарда Боллса «Какого цвета ваш парашют?», вышедшей в 1970 году. Изначально это был сборник для тех, кто решил сменить работу, но идея «постарайтесь понять, что вы любите делать, и найдите соответствующую работу» была новаторской для 1970-х годов. Боллс вспоминал: «Тогда сама мысль, что работу можно найти с помощью карандаша и бумаги, казалась абсурдной». Так появилась теория мечты: чтобы найти любимую работу и быть счастливым, важно понять, к чему вы испытываете страсть, а затем найти работу, которая удовлетворит эту страсть.

В течение 40 лет сторонников теории мечты становилось все больше. На 2010 год было продано более 6 млн экземпляров книги Боллса. Фразу follow your passion («следуй за мечтой») уже после выпуска книги нередко цитировали, но в 2000-е фраза встречалась в разы чаще, чем в 1970-е и 1980-е годы.

Индекс цитирования фразы «follow your passion» c 1970 по 2009 годы по данным Google Books

Психолог Джеффри Арнетт считает, что юные американцы подняли планку требований к работе. «Они хотят, чтобы работа была не просто работой, а захватывающим приключением. Служила инструментом развития и самовыражения. Раскрыла способности, которые, как они считают, у них есть», — отмечает он.

В 2010 году некоммерческая организация The Conference Board провела опрос американцев об удовлетворенности работой. Результаты показали, что 64% молодых людей не удовлетворены своей работой. Это самый высокий показатель за 20 лет проведения опроса. Опыт поколения, нацеленного на «работу мечты», был неудачным. Чем больше люди ее искали, тем меньше любили, когда находили, оставаясь разочарованными и недовольными жизнью.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

В 2005 году на стадионе Стэнфордского университета гендиректор Apple Стив Джобс дал совет выпускникам: «Вы должны найти работу своей мечты. Есть только один способ стать незаменимым работником — любить свою работу. Если вы еще не нашли любимую работу, ищите, не опускайте руки». И хотя Джобс сформулировал теорию мечты, но в молодости ей не следовал.

Сам Джобс учился в Рид-колледже — престижном гуманитарном либеральном университете. В молодости он не интересовался компьютерами или бизнесом, отрастил длинные волосы и ходил босиком. Джобс увлекался историей западных цивилизаций, танцами и восточными мистическими учениями. После первого курса бросил учебу, но остался жить в кампусе — спал на полу и питался едой кришнаитов (схожая с вегетарианской, но с более жесткими ограничениями: например, кришнаиты исключают из рациона яйца, чай и кофе. — РБК).

Джеффри Янг, автор биографии Джобса, пишет, что бывший студент устал от бедности и вернулся к родителям в Калифорнию. Парень устроился в компанию Atari, занимающуюся созданием видеоигр, и вступил в сельскую общину. После паломничества в Индию он подрабатывал в местной буддистской общине. В 1975 году Джобс заметил, что можно изготавливать печатные платы для компьютеров по 25$ и продавать по 50$, и предложил своему другу Стиву Возняку заняться этим. Когда Джобс босиком пришел продавать платы, владелец магазина отказался их покупать, но предложил купить у Джобса полностью собранный компьютер за 500$. Джобс ухватился за возможность больше заработать, и так появилась компания Apple Computer. Автор биографии Джобса замечает, что у друзей не было грандиозных планов изменить мир.

Фото:из личного архива

Ньюпорт подчеркивает: если бы Джобс следовал своему совету и решил заниматься тем, что нравится, он стал бы наставником буддистского центра в Лос-Альтосе. Apple не была его страстным увлечением, но благодаря удачному стечению обстоятельств и наблюдательности Джобса давала результаты. Спустя годы Джобс увлекся своим делом, но не потому, что искал «работу мечты».

Согласно теории самоопределения, работа становится увлекательной, если удовлетворяет три психологические потребности:

  • Независимость и свобода действий — когда есть возможность самостоятельно решать, что и как делать, и благодаря этому ощущать значимость своей работы.
  • Уверенность в своих профессиональных возможностях — понимание того, что вы прекрасно разбираетесь в своем деле и справитесь с трудностями.
  • Связь с коллективом — осознание того, что ваша работа оценена сотрудниками, коллегами, пользователями.

При этом ученые не добавили в список потребностей соответствие работы увлечению. Ньюпорт считает, что независимость очень важна и приходит с ростом профессионального мастерства. Это доказывает исследование профессора Йельского университета Эмми Вржесневски. Она спросила администраторов колледжей об удовлетворенности своей работой и выяснила, что опытные администраторы получали больше удовлетворения от работы, потому что благодаря опыту и стажу имели большую свободу действий, ощущали уверенность в себе.

Фото:Snapwire / Pexels

Уверенности в своих силах и независимости могут добиться представители самых разных профессий при условии, что готовы трудиться для приобретения необходимых навыков. Ньюпорт уверен, что важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу.

Правило второе. Станьте работником, которого нельзя не заметить

В своей книге Ньюпорт выделяет два подхода к работе: подход мастера и мечтателя. Мастер думает о том, что может дать людям, мечтатель — что работа может дать ему.

Фото:nextrad.io / Flickr

Подход мечтателя. Он стремится познать себя и найти работу, соответствующую его индивидуальности. Проблема в том, что точно ответить на вопросы «кто я?» и «что я люблю на самом деле?» нельзя. Вы постоянно будете находить новые ответы и чувствовать нехватку чего-то важного в жизни.

Подход мечтателя не учитывает, что успех достигается серьезным трудом. В обществе существует убеждение, что главное препятствие на пути к любимой работе — нехватка смелости отказаться от «чужих моделей успеха» и боязнь следовать за мечтой. Мечтатели уверены: став фрилансером, они автоматически получат возможности для творчества, независимость и возможность влиять на жизни людей. Но для того, чтобы найти клиентов и такую работу, нужна не только смелость, но и профессиональные навыки, имеющие реальную ценность на рынке.

Подход мастера. Такой специалист размышляет, что он может дать миру и копит «карьерный капитал» — редкие и ценные профессиональные навыки. В пример Ньюпорт приводит отрывок из интервью комика Стива Мартина в 2007 году. В конце беседы ведущий попросил Мартина дать совет молодым, на что комик ответил: «Кому нужны мои советы? Ведь я говорю совсем не то, что люди хотят услышать. Они хотят услышать, как найти агента или написать сценарий, а я твержу одно: «Нельзя не заметить того, кто и вправду хорош».

Ньюпорт считает, что именно этот подход помог комику стать звездой. По его словам, для того чтобы его стиль получил признание, понадобилось десять лет. «В конце концов вы приобретаете опыт, а он дает уверенность в себе. Думаю, публика чувствует это», — рассказывает Мартин. Кэл призывает использовать подход мастера — максимально вкладываться в свою работу, чтобы стать «работником, которого нельзя не заметить».

Джобс сделал плату для Apple I, одного из лучших компьютеров своего времени, затем повысил ценность своего труда — инвестировал деньги с продажи компьютеров в разработку нового Apple II. Он создал эту ценность и взамен получил возможность творить, менять мир, работать свободно и независимо.

Мастерство достигается в результате ежедневного тяжелого труда. При этом особенно важна подготовка, критика со стороны и регулярные тренировки. В начале 1990-х годов Андерс Эрикссон предложил термин «продуманная подготовка» для описания тренировок, нацеленных на повышение уровня профессионального мастерства. Проведенные исследования подтверждают, что нацеленная подготовка с наставником помогает добиваться успехов в спорте, физике, танцах и других областях.

Об этом же пишет и Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры», сформулировавший «правило 10 тыс. часов»: чтобы добиться совершенства при выполнении сложной работы, требуется тренировка в течение определенного времени. Принято считать, что минимальное время такой подготовки — 10 тыс. часов.

Качества, делающие работу привлекательной, встречаются редко и ценятся высоко. Закон спроса и предложения гласит: получить привлекательную работу можно только в обмен на редкие и ценные профессиональные навыки. Для получения доступа к более интересной, сложной работе необходимо освоение новых инструментов и «прокачка» компетенций. Если вы хотите найти любимое дело, подумайте, какие навыки могли бы стать вашим «карьерным капиталом».

Правило третье. Откажитесь от повышения

Ньюпорт называет независимость «волшебным эликсиром работы мечты». Возможность самому решать, что, как и когда делать, очень важна для человека.

Тезис подтверждает Дэниэл Пинк в своей книге «Драйв». На основании результатов ряда научных исследований Пинк делает вывод: независимость — залог успеха в учебе, труде, спорте, а также счастья в личной жизни. Пинк ссылается на результаты, полученные учеными из Корнелльского университета, входящего в престижную «Лигу плюща» .

Фото:Charles Krupa / AP

Ученые следили за работниками 300 небольших компаний, разделив их на две группы: одни работали самостоятельно, других жестко контролировали. В результате оказалось, что «свободолюбивые» компании росли в четыре раза быстрее. В другом исследовании таким же способом поделили учителей. «Свободные» преподаватели чаще получали повышение, а их ученики — более высокие оценки.

Важность свободы действий и независимости подтверждают кейсы нового подхода к работе — ROWE — Results-Only Work Environment («важен только результат»). В компаниях, опирающихся на ROWE, нет графика. Работники сами решают, когда берут отпуск и уходят на выходные, сколько раз проверяют почту и посещают офис. Главное — чтобы работа была сделана вовремя и качественно. Так, в штаб-квартире компании Best Buy, в командах, которые применяли ROWE, увольнения снизились на 90%.

В книге «Офис в стиле фанк» собраны восемь историй сотрудников Best Buy, которые работали по системе ROWE

Получая возможность самостоятельно решать, что и как делать, люди чувствуют себя более счастливыми, интересуются своей работой и получают больше удовлетворения от ее результатов. Однако сотрудники, которые стремятся к независимости, попадают в две «ловушки независимости»:

Настоящей независимости нельзя добиться без «карьерного капитала». В погоне за независимостью люди бросают работу или учебу, занимаются новым делом — бизнесом, фрилансом, заводят блоги, но у них ничего не выходит. Новая работа не приносит денег и удовлетворения.

Как только у вас появится «карьерный капитал», р аботодатель не захочет вас отпускать, так как вы становитесь ценным для него сотрудником. Он не хочет вас терять, поэтому начинает препятствовать попыткам изменить свою жизнь и предлагает повышение или ставит условия.

Чтобы избежать ловушек, беритесь только за ту работу, которую будут оплачивать. Ньюпорт предлагает использовать деньги, как объективное мерило ценности накопленного капитала. Если его достаточно, чтобы вам платили и дали независимость, значит, вы накопили достаточно. Если вам предлагают повышение взамен независимости, откажитесь от него.

Правило четыре. Найдите благородную миссию

В заключительной главе автор раскрывает последнее качество, которое делает работу привлекательной, — миссию. Миссия придает работе цель, а жизни смысл, направляет энергию человека в полезное русло и меняет отношение к работе. Люди, которые знают, что их работа нужна, получают удовлетворение от своего труда. Одно дело — засиживаться в офисе, чтобы клиент заработал больше денег, совсем другое — не спать ночами, чтобы победить угрожающие людям болезни. В этом случае работа придает сил, а не отнимает.

Фото:Ty Wright / Bloomberg

Автор приводит в пример профессора эволюционной биологии Пардис Сабети, которая утром играет в волейбол, днем преподает и занимается исследованиями, а вечером выступает на концерте со своей рок-группой. Миссия Сабети — избавить мир от болезней с помощью современных инструментов. Она годами терпеливо работала в узкой нише генетических аспектов лечения инфекционных заболеваний Африканского континента. Затем приобрела «карьерный капитал», чтобы найти свое призвание и начать применять вычислительную технику для борьбы с древними болезнями. Благодаря четкой миссии Сабети не потерялась среди других студентов, сделала свою жизнь насыщенной и интересной.

Сформулировать простую благородную миссию трудно. Для этого нужно накопить «карьерный капитал» и стать мастером своего дела. Ньюпорт предлагает искать идеи, которые помогут сформулировать миссию в рамках смежных возможностей — на стыке наук своей области и границе настоящего с будущим. Чтобы увидеть эти идеи, нужно находиться на переднем крае своей области, для чего опять-таки необходим опыт. Придумать миссию, не основываясь на нем, не получится.

Чтобы ее выполнять, нужно запустить ряд конкретных проектов. Автор предлагает делать небольшие шаги в нужном направлении, получать результаты, критику и делать выводы. Это позволит понять, что делать дальше и в какую сторону двигаться. Попробуйте несколько путей, из которых найдете нужный.

К примеру, Сабети использовала мощные компьютеры для поиска случаев развивающейся у людей сопротивляемости к древним болезням. О проекте стали упоминать в СМИ. Чтобы распространить информацию о нем, Сабети писала рецензируемые научные статьи в авторитетные издания. Их начали цитировать, привлекая внимание к теме. Так о проекте заговорили, а Сабети привлекла внимание к проблеме и себе.

Итак, как найти любимую работу и стать счастливым

Откажитесь от поиска «работы мечты». Главное — профессиональное мастерство, а не совпадение вашей страсти и профессии.

Выберите профессию, полезную людям, на которой сможете получить независимость и «прокачаете» навыки.

Станьте «работником, которого нельзя не заметить». Подумайте, какие навыки вам нужно улучшить, чтобы увеличить «карьерный капитал».

Вкладывайте его в новую интересную работу, которая поможет стать сильнее.

Продумайте свои подготовительные действия. Делайте работу максимально хорошо, а в свободное время тренируйтесь.

Инвестируйте «карьерный капитал» в независимость. Откажитесь от повышения, если потребуется.

Когда накопите достаточно опыта, попробуйте сформулировать простую благородную миссию. Она придает работе цель, а жизни — смысл.

Читайте также: