В каких профессиях используют жесты

Опубликовано: 02.10.2024

В жизни каждого человека важную часть занимают всевозможные переговоры. Люди ведут переговоры с утра до вечера: с детьми, родителями, супругами, с продавцами в магазинах, с мастером по ремонту сантехники, с коллегами по работе, с деловыми партнерами и т. д. Вся жизнь проходит в непрерывных переговорах. Однако в сознании большинства людей термин «переговоры» все же относится к профессиональной деятельности. В данной главе мы будем рассматривать переговоры именно в этом контексте.

Профессиональная деятельность, несомненно, очень важная часть жизни практически каждого человека. Большинство людей в возрасте от 20 лет, получив профессиональную подготовку в колледже или квалификацию специалиста в вузе, стремится устроиться на работу. Любое устройство на работу предполагает помимо написания резюме и отправления его работодателю прохождение интервьюирования. По сути, любое интервью при устройстве на работу – это процесс ведения переговоров, участниками которого являются, как минимум, двое: потенциальный работник и представитель работодателя. Эти первые переговоры представляют собой своеобразную точку отсчета, с которой начинается многолетняя практика ведения профессиональной коммуникации. От того, насколько работник умеет вести себя и быть внимательным к собеседнику, во многом зависит успех его профессиональной деятельности.

И после успешно пройденного собеседования необходимость участвовать в переговорах, конечно же, не отпадает – так или иначе, вступать в этот процесс приходится представителям большинства профессий: обсуждение рабочих моментов на совещании – это переговоры, совместная выработка условий делового соглашения с партнерами – это переговоры, беседа с начальником относительно вашего карьерного роста или повышения зарплаты – это переговоры, так же как и разговор руководителя с подчиненными.

Переговоры – это любой коммуникационный процесс, при котором один человек пытается добиться от другого одобрения, согласия или конкретных действий.

Для того чтобы грамотно и эффективно вести переговоры, необходимо обладать определенными навыками. Многие люди полагают, что знают все о том, как вести переговоры, потому что очень часто этим занимаются. Возможно, утверждающие это, действительно приобрели значительный опыт в том, как грамотно выстроить переговорный процесс с точки зрения его структуры, они прекрасно разбираются в вопросах, о которых договариваются, знают всю документальную часть, прекрасно ведут деловую переписку и т. д.

Однако в переговорах взаимоотношения сторон не ограничиваются лишь вербальными и письменными контактами. Любое общение имеет также и невербальную составляющую.

Для успеха в профессиональном (как и любом другом) общении необходимо понимать и развивать у себя не только вербальные, но и невербальные способы общения. Общаясь, люди посылают друг другу сообщения с помощью определенных жестов, взглядов и положения своего тела. Нужно только в равной степени научиться воспринимать слова и невербальные сигналы.

Язык жестов служит людям средством коммуникации без письма и слов.

Опытные деловые люди внимательно следят за другими участниками переговоров. Помимо того, что собеседник говорит и как он выглядит, анализу подвергаются мимика, движения, манера сидеть, стоять, вести разговор.

Различным невербальным сообщениям соответствуют различные жесты и позы. Тот, кто умеет понимать эти соответствия, обладает большим преимуществом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в

9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации

9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, основной целью которой является оптимизация процессов осознанного

11. Понятие профессиональной консультации. Цель профессиональной консультации. Информирование о различных специальностях

11. Понятие профессиональной консультации. Цель профессиональной консультации. Информирование о различных специальностях Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей,

Глава 33. ЧЕЛОВЕК В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 33. ЧЕЛОВЕК В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ § 33.1. ПОДГОТОВКА К ТРУДУ, АДАПТАЦИЯ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ И ВНУТРЕННИХ СРЕДСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТруд человека – условие существования общества. Человек является главным элементом системы производительных сил. Как субъект труда

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим В 1933 году в «Науке и психическом здоровье» Альфред Коржибский предложил исключить из английского языка «идентификационный» глагол «является»[18]. (Идентификационное «является» создает предложения типа «X является Y»[19].

Глава V Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица

Глава V Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица Обман, Ложь, Сомнение Как узнать, что человек лжет? Распознавание невербальных жестов, сигнализирующих об обмане, является одним из наиболее важных для общения умений, которым можно обучиться

Глава 22 Женщина в сфере занятости А. А. Сбитнева

Глава 22 Женщина в сфере занятости А. А. Сбитнева Вводные замечания Положение женщин в сфере экономических отношений и занятости связывают с понятиями «социально–экономическая зависимость» и «экономическая дискриминация». Можно выделить следующие уровни

Глава 7. Половые различия в эмоциональной сфере

Глава 7. Половые различия в эмоциональной сфере К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал: «Любить или

Знание людей в профессиональной сфере

Знание людей в профессиональной сфере Как вы воспринимаете своих начальников, коллег, сотрудников? Как вы находите взаимопонимание со своими деловыми партнерами? Пусть перед вашим духовным взором предстанет ваш шеф со всеми особенностями своей личности. Спросите свою

Миф 4 Невербальное общение – это язык жестов

Миф 4 Невербальное общение – это язык жестов Ремарка 1. Кроме жестов собеседник получает информацию на других языках, а именно… ? Язык запахов. Однажды был проведен любопытный эксперимент. Группе людей, среди которых были и незнакомцы, и близкие родственники,

Глава 4 Воспитательные процессы в сфере здоровья

Глава 4 Воспитательные процессы в сфере здоровья Самые здоровые и красивые люди — это те, которых ничто не раздражает. Г. Лихтенберг В этой главе мы рассмотрим, как может проявляться третий неосознаваемый барьер на пути к поставленным целям в сфере здоровья. Если помните,

Язык мимики и жестов

Язык мимики и жестов В основе соблазнения всегда заложены интрига и соревнование. Мужчина, как мотылек, стремится в расставленные тобой сети, трясясь от страха и изнывая от желания, ведь с соблазнительницей никогда нельзя быть уверенным, является ли он на самом деле

Язык мимики и жестов

Язык мимики и жестов В основе соблазнения всегда заложены интрига и соревнование. Мужчина, как мотылек, стремится в расставленные тобой сети, трясясь от страха и изнывая от желания, ведь с соблазнительницей никогда нельзя быть уверенным, является ли он на самом деле

Существует множество ситуаций, в которых выражение информации словами нежелательно, затруднено или просто невозможно. Поэтому, подобно профессиональным терминам, существующим в различных профессиях, появился специальный язык профессиональных жестов.

Существует множество методов условной связи: пальцевые и жестикуляционные коды крупье и жуликов в казино, букмекеров на скачках и автогонках, карманных воров, сыщиков, состоящих на службе в больших отелях, барменов, телохранителей, полицейских. Например, если поймать взгляд напарника, оттопырить мизинец левой руки и слегка приподнять носок правой ноги, то согласно коду сыщиков штата стамбульского отеля «Хилтон» это будет означать «пора уходить».

Широко используют жесты-знаки в казино, причем в каждом казино — свои знаки. Крупье может использовать определенный жест, чтобы сообщить важную информацию своему управляющему. К примеру, если крупье в казино в Монте-Карло хочет, чтобы его кто-нибудь заменил, он сигнализирует об этом перекрещиванием пальцев. Если есть подозрение, что игрок ведет нечестную игру, крупье может обратиться за помощью, незаметно дотронувшись до мочки уха или макушки, или положив левую руку на стол. Управляющий, разобравшись в ситуации, показывает большой палец, говоря этим, что игрок может продолжать игру.

Почти все игроки умеют управлять своим лицом: разглаживают складки у рта, стискивают зубы, укрощают дергающиеся мускулы лица, превращая лицо в холодную маску. Или, наоборот, изображая веселость. Но именно потому, что они изо всех сил стараются управлять своим лицом, которое больше всего бросается в глаза, они забывают о руках. В решающий момент руки обязательно сделают инстинктивное движение, по которому опытный наблюдатель может прочитать самые потаенные мысли игрока.

В последние годы были проведены эксперименты с профессиональными карточными игроками. Оказалось, что очень трудно выиграть у соперника, если он в темных очках. Удачное сочетание карт на руках заставляет зрачки расширяться. Этот сигнал на подсознательном уровне улавливает противник и соответственно планирует свой ход. А темные очки скрывают зрачки.

Букмекеры для передачи информации о ставках своим агентам используют секретный код «тик-так», которому не меньше ста лет. Название кода произошло то ли от слова «тикер» — печатающего устройства телеграфа или специальных устройств по передаче информации о курсах акций в банках и на биржах по обе стороны Атлантики в конце XIX века, то ли от «тинтакс» — так на «кокни» называли факты.

К примеру, если на лошадь под номером 15 делаются ставки 3:1, то человек, осуществляющий связь с помощью «тик-так» (обычно в белых перчатках на руках), сначала передает 10 (сжимает обе руки на высоте груди), затем 5 (дотрагивается до правого плеча правой же рукой), что означает номер лошади, а затем передает соотношение 3:1 (дотрагивается до подбородка тыльной стороной ладони).

«Тик-так» имеет свой собственный словарь, в котором, например, числа от одного до десяти (кроме девяти) и ставки (11:8, 10:3) имеют свои собственные кодовые слова.

Существуют знаки-жесты, которыми пользуются только очень узкие группы людей, например, королева Англии и ее свита. Королева постоянно меняет туалеты, шляпки, туфли, шарфики, драгоценности. При этом неизменной остается только ее немодная, нейтрального цвета сумочка, которую королева носит в руке. Эта сумочка стала источником легенд и невероятного любопытства почти трех поколений англичан. В конце концов, тайное стало явным. Оказывается, сумочка для королевы Елизаветы — своеобразная сигнальная система. Если во время великосветского приема сумочка в ее руках оказывается с правой стороны, значит, королеву что-то беспокоит — и сопровождающие дамы спешат ей на помощь. Если Ее Величество вешает сумочку на левую руку, то это сигнал, чтобы кто-нибудь из свиты блокировал прилипчивого почитателя. Случается, что на королевском обеде приглашенные на радостях от предоставленной им чести засиживаются допоздна, тогда Елизавета, как бы между прочим, ставит сумочку на стол — и церемониймейстеры тактично намекают гостям, что суп и прочее съедены, пора, господа, и честь знать.

На радио и телевидении, особенно во время прямого эфира, зачастую бывает невозможно отдавать распоряжения вслух, и поэтому используется множество сигналов рукой или кистью руки. Очень много указательных и направляющих жестов. Участников жестами просят говорить громче или тише, приблизиться к камере или микрофону, развернуться или остановиться (режущее движение рукой по шее). На американском телевидении жест подергивания воображаемой бороды означает, что в сказанном была какая-то ошибка, похлопывание по носу — время программы подходит к концу.

Жизненно необходимы жесты-знаки там, где решаются вопросы обеспечения безопасности, там, где из-за большого расстояния или высокого уровня шума невозможна словесная связь. В качестве примера можно назвать знаки регулировщиков дорожного движения, сигналы пожарников, операторов кранов, водолазов. Естественно, что в каждой конкретной стране эти знаки варьируются.

В Америке водолазы, работающие парами, используют так называемую систему «приятельских сигналов». С ее помощью передаются простые послания: «да», «нет», «хорошо», «плохо», «вверх», «вниз», «опасность» (ребро кисти руки ставится поперек горла), «зажим» (ритмично поднимается и опускается рука), числа от нуля до девяти, глубина, время и курс по компасу. Например, 4 часа 30 минут пополудни передается похлопыванием себя по запястью — обозначение времени, потом показываются жесты чисел, а конец передачи цифр обозначается сжатой в кулак рукой.

Международная организация гражданской авиации разработала строго определенную систему знаков, которыми пилотам указывается движение самолета по летному полю. Днем эти сигналы выполняются руками или специальными круглыми щитами, а ночью — светящимися палочками.

Особенности жестового общения военных

Если в обычных профессиях без жестов-знаков не обойтись, то что уж говорить о детективах и разведчиках. Все эти шпионские «штучки» существуют не только в детективных фильмах, но и в реальной жизни.

Когда необходим личный контакт двух агентов, то для места встречи выбирают места, где маловероятно всеохватывающее наблюдение (толпа в метро или переполненном трамвае, центральный универмаг и т.п.) и можно мгновенно реализовать контакт: как бы случайно сблизившись вплотную, передать что-нибудь из рук в руки; имитировать «случайную» встречу и передать что-либо через рукопожатие; садятся в кинозале в соседние кресла и передают в темноте; один роняет предмет — второй поднимает с подменой; «рассеянный» обмен газетами или портфелями и т.д.

Во время наблюдения за «объектом» используется заранее обговоренный визуальный код, все знаки которого маскируются под естественные движения, например, «объект повернул направо» — правую руку упирают в правое бедро (если налево, то наоборот), «объект пересекает улицу» — делается полуоборот в сторону со сгибанием одной руки у груди, «объект стоит» — руки перекрещиваются за спиной, «объект развернулся и идет назад» — одну из рук подносят к голове, «объект ушел из-под наблюдения» — обе руки поднимают к голове, «меня надо сменить» — бросается пристальный взгляд на часы с имитацией удивления.

Поскольку, в основном, жизнь разведчика состоит из контактов с людьми, то их учат строить свои контакты так, чтобы они приносили максимальную пользу. Для этого усваиваются основные приемы общения, с помощью которых можно направлять контакты в нужную сторону, придавать им требуемый характер и обеспечивать их результативность. А так как большинство людей склонно составлять мнение о новых знакомых по первому впечатлению, то в первую очередь учатся производить такое первое впечатление, какое необходимо для достижения поставленной цели.

Разведчик вырабатывает умение следить не только за движениями, жестами, манерой говорить и мимикой других людей, но и за собой. У него должно быть такое лицо и манера говорить и двигаться, чтобы его нельзя было «читать». Лицо разведчика должно быть свободно как от всякого выражения, так и от отсутствия выражения. Если сделать каменное, неподвижное лицо, то есть изобразить отсутствие выражения, то это будет тоже выражением. Разведчику необходимо маскировать все свои отличительные черты и видимые качества. Все должно быть как будто поставлено на нуль, и в то же время все должно быть в полной боевой готовности.

Жестами пользуются в вооруженных силах различных стран. Например, при действиях ночью бесшумные построения, перестроения, движения производятся по заранее изученным сигнальным жестам, по прикосновениям руки к плечу, спине, груди, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело.

На марше, в лесу, в бою, в разведке в Советской Армии использовались такие сигналы:
«вижу противника» — рука горизонтально вытягивается в сторону и держится так до отказа;
«внимание» — рука поднимается вверх на высоту головы;
чтобы подразделение быстро разбежалось, резко разводят руки в стороны вниз;
«к машинам!» — поднимаются обе руки вверх и держатся до исполнения;
«глуши мотор!» — размахивают перед собой обеими опущенными руками;
«ко мне» — рука поднимается вверх, делает круговые движения над головой и энергично опускается вниз;
«оглушить и связать противника» — обозначается удар левым кулаком по челюсти, а правой рукой производятся два-три круговых движения вокруг левой и т.д.

Жесты карманников

Наверное многие помнят Ручечника — вора-карманника из фильма «Место встречи изменить нельзя». У этого киногероя был прототип — старый рецидивист по кличке Хирург. О нем среди воров-карманников ходили легенды. Двух часов «работы» Хирургу хватало на то, чтобы целую неделю вкусно есть и сладко спать. Поймали его уже стариком только в 60-х годах, да и то потому, что в Большом театре он обчистил карманы майора КГБ и не успел выбросить кошелек (реакция на старости лет стала не та). Бдительный майор почувствовал на себе чужие руки и выхватил пистолет.

Это мы к тому, что профессиональные карманники виртуозно владеют своим телом и прежде всего руками. Ведь это их рабочий инструмент. Однако, какое бы восхищение ни вызывала ловкость этих рук, свои карманы стоит поберечь. Итак, как же действует карманник? Уличный вор выбирает для «работы» людное место (рынки, переполненный общественный транспорт, большие магазины). Намечает «жертву», подходит сзади и начинает напирать на нее, прижиматься всем телом, может даже покричать: «Почем шампунь?» или «Да нужна ты мне, ложиться на тебя!» Вор может также прижиматься к женщине под предлогом знакомства. При этом он старается заслонить свои руки от случайного наблюдателя. «Жертва» обязательно должна чувствовать давление на все точки тела, а не только на сумку или карман. В позе «полулежа» на «жертве» вор в течение двух-трех секунд аккуратно взрезает материал сумки или костюма, извлекает кошелек легким движением пальцев, содержимое передает напарнику, а пустой кошелек держит под курткой, прижимая локтем. Малейшая тревога, и, подняв руку, вор освобождается от вещественного доказательства.

«Чистое» карманничество — вид воровства, основанный исключительно на ловкости рук. Кроме рук используется остро заточенная монета, новенькое лезвие, вставленное в ластик, или специальные палочки, которыми вор за две-три секунды вытащит из кармана кошелек. Эти «инструменты» после кражи кладутся в специально дырявый карман, чтобы в случае тревоги быстро от них избавиться. Стыдить, отпихивать или ловить карманника практически бесполезно: он сделает недоуменное или непроницаемое лицо и вывернется.

Жестовый язык аборигенов

Бессловесные средства общения использовали (а кое-где и сейчас используют) народы, находившиеся на первобытной стадии развития. В юго-западной Африке бушмены при помощи жестов «разговаривали» во время охоты, когда существовала опасность вспугнуть животное.

Аналогичная система существовала у австралийских аборигенов. Для каждого животного существовал свой знак, причем у племени ворора на северо-западе даже отдельный знак для самца и для самки.

В 1874 году С. Гасон, полицейский из Купер-Крик в Южной Австралии, доложил о жестовом языке, используемом местным племенем: «Все животные, местные женщины и мужчины, небеса, земля, ходьба, езда на лошади, прыжок, полет, плавание, еда, питье и тысячи других предметов и действий имеют свои особенные знаки, так что разговаривать они могут, не произнося ни звука». Некоторые из знаков аборигенов довольно просты (обычно это знаки, обозначающие жизненно важные понятия), другие более замысловаты.

В своем исследовании «Знаковый язык аборигенов Австралии» А. Кендон отмечает, что структурно знаки очень жестко зависят от устной речи — каждый обозначает слово, и последовательность знаков повторяет последовательность слов в предложении. Хотя знаки главным образом используются как дополнение к речи, иногда пользуются только ими, например, при различных ритуальных церемониях и для общения вдов со своими знакомыми (считается, что душа усопшего может быть привлечена голосом тех, к кому он был близок в жизни).

Наиболее хорошо изучен язык жестов, использовавшийся североамериканскими индейцами во время охоты, военных действий, религиозных церемоний и в торговле. Первоначально они жили на территории современного Техаса и северной Мексики. Но после того как индейцы переняли у испанцев лошадей, они двинулись на север, на Великие равнины, где занялись охотой на бизонов.

Для общения с многочисленными местными племенами, белыми поселенцами и торговцами на этой огромной территории индейцам потребовался универсальный язык, которым и стал язык жестов. «Ручной язык равнин» выражал простые понятия, используя аналогии.

«Человек», значит, один-единственный, обозначался поднятым указательным пальцем, который держали на уровне подбородка; «женщина», то есть длинные вьющиеся волосы, обозначалась движением руки с растопыренными пальцами вниз.

Были также «сложные слова», к примеру, «засуха» обозначалась знаками: долгое время + дождь + нет, «скунс» — маленькое животное + толстый хвост + полосатый + спина + запах + плохой + яйцо + съедать.

К концу XIX века язык жестов был широко распространен более чем у 30 племен, которые говорили на 22 различных языках. С начала XX века его стал постепенно вытеснять английский язык.

Особая область использования жестов — это искусство (пантомима, опера, драма и др.).

В пантомиме невербальная коммуникация (жест), наряду с телодвижением, служит для поэтического воспроизведения различных жизненных ситуаций, чувств и настроений.

В некоторых видах индийского классического театра устные монологи, песни и танцы актеры сопровождают жестами-символами, обозначающими конкретные предметы, действия, переживания.

В классическом драматическом театре Японии жесты также являются равноправной частью системы выразительных средств и имеют раз и навсегда установленные значение и форму.

Жесты, применяемые на транспорте, в армии, в спорте и др., — это самостоятельные невербальные системы общения, хотя и не такие сложные. В спорте, на транспорте и т. д. применяются кинетические системы, состав которых нормативен, узаконен. Такие системы самостоятельны, хотя и имеют совершенно конкретное назначение и строго ограниченную область применения.

На транспорте набор жестов включает распоряжения постовых-регулировщиков и сигналы водителей.

Жестовые сигналы водителей обязательны, когда у транспортного средства отсутствуют или не работают световые указатели поворота и торможения.

Определены также жесты-сигналы машинистам поездов, предупреждающие их об опасности.

В армиях многих государств установлен набор жестов-приказов, которые применяются при определенных условиях (невозможность или нецелесообразность подачи команды голосом), для управления строем, для других распоряжений.

В спорте. Во время состязаний судьи применяют международные жесты. В различных видах спорта одинаковые по форме жесты имеют различное значение.

Универсальные по назначению и сложные по строению жестовые системы общения некоторых племен североамериканских индейцев и австралийцев, членов ряда монашеских орденов (принимающих обет молчания).

Жестовые системы некоторых племен североамериканских индейцев и австралийских аборигенов (племени аранта и др.), очевидно, самые древние из известных науке. Они применялись в условиях войны и охоты, когда удобным оказывалось беззвучное общение, во время ритуальных церемоний.

Так, наряду с другими испытаниями, которым подвергался юноша, прежде чем его принимали в коллектив взрослых охотников, он проходил проверку на «умение молчать». Ему разрешалось пользоваться только жестовой речью.

Вдова племени аранта в период траура (от месяца до года) также была обязана прекратить пользоваться устной речью и переходила на жестовый язык, который был понятен всем членам племени.

Жестовая система общения членов монашеских орденов (траппистов, бенедиктинцев), — также своеобразная лингвистическая система. Для монахов, давших обет молчания, жестовая речь — основное средство межличностного общения. Пользуются они, конечно, и письменной формой словесного языка.

Дактильная и жестовая речь глухих.

Дактильная речь — это особая кинетическая система. Движения рук (жесты) в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира (как в искусстве, у индейцев и т. д.), а буквы алфавитов национальных языков. Дактильная речь — это речь при помощи жестовых обозначений букв, обозначения обозначений. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка (русского, английского и т. д.).

Таким образом, дактильная речь — своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации.

Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих, а также принимает участие в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи жестовой речи.

Жестовая речь глухих - две разновидности:

  • русскую,
  • калькирующую.

Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д.

Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка.

Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передаче смысла чрезвычайно сложное.

Особенно трудно выявить "двойной план" структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Голос и особенности речи являются чрезвычайно информатив­ным показателем эмоционального состояния человека.

Не случайно самостоятельным направлением американских ученых по выявлению лжи с помощью технических средств стала разработка, так называемого, "определителя стресса по голосу", в основе действия которого лежат измерения физиологических параметров речевой волны.

К ним относятся:

  • характер дыхательных движений;
  • пульсация голоса, связанная с кроветоком;
  • изменения основного тона голоса;
  • анализ вибраций мышц голосового аппарата.

В отличие от классических полиграфов анализаторы стресса по голосу действуют бесконтактно и человек может не подозревать, что его речь проверяется с помощью "детектора лжи". Подобные приборы позволяют фиксировать изменения плохо поддающиеся сознательному контролю и показывают состояния человека, которые явно не проявляются в поведении.

Еще одна причина, по которой анализ изменений голоса способствует успешной индикации лжи, заключается в том, что человек из-за акустики черепа и других особенностей восприятия собственной речи, слышит себя иначе, чем говорит на самом деле (записать свой голос на магнитофон).

Люди, пытающиеся солгать, стремятся контролировать свое поведение, в том числе и звучание голоса, но они не могут точно знать в этот момент насколько им это удалось, так как осуществить полный самоконтроль звучания собственного голоса достаточно трудно.

Известный тест оценки интеллектуального развития — тест Векслера. Тест состоит из отдельных субтестов. Результаты, показанные обследуемым по эти субтестам, учитываются при формировании двух основных показателей теста:

ВИП - вербальный интеллектуальный показатель, суммирующий показатели субтестов, использующих речь;

НИП - невербальный интеллектуальный показатель, состоящий из результатов выполнения заданий, где речь непосредственно не используется.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно отмечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия.

Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения Пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей но невольно производимым ими движениям.

Переживание чувств в форме эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями.

К ним относятся выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации, расширение или сужение зрачков. Эти выразительные движения в одних случаях происходят безотчетно, а в других - под контролем сознания.

В последнем случае они могут намеренно использоваться в процессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств.

Стиснутыми кулаками, взглядом сузившихся глаз, угрожающими интонациями человек демонстрирует окружающим свое негодование.

При положительных эмоциях усиливается инервация мышц, расширяются мелкие артерии, увеличивается приток крови к коже. Она краснеет, теплеет. Начинается ускоренное кровообращение, что улучшает питание тканей. Все физиологические отправления совершаются лучше.

Человек довольный, в хорошем настроении имеет оптимальные условия для жизнедеятельности всего организма. Радость «раскрашивает человека», делает его красивее, увереннее, жизнерадостнее.

В горести и печали парализуется действие мышц. Они становятся более слабыми. Появляется чувство усталости, перенапряжения. Человек становится чувствительнее к холоду, ощущает недостаток воздуха, вздыхает, «уходит в себя», охотно остается в одной и то же позе. Человек кажется более старым и подавленным, вызывает к себе не только жалость, но и некоторое раздражение. Возникает желание быстрее уйти из ситуации общения и взаимодействия с ним.

Кинесика - отражение поведения человека в его невербальных проявлениях. Основные навыки психолого-педагогической наблюдательности, возможности определения характера подчиненного, собеседника по чертам лица, интерпретация мимики, жестов и позы человека.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.09.2009
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование приобретается только чтением людей и изучением различных изданий.

Как показывают опросы, большинство бизнесменов считают возможным определять характер подчиненного, собеседника по чертам лица.

Строение тела и черты лица ничего не говорят о человеке. Все попытки установить взаимосвязь между внешностью личности и ее характером не увенчались успехом и не отвечают требованиям научной достоверности. Психологические интерпретации черт лица иногда звучат просто наивно. В то же время "кинесика" - раздел психологии, изучающий мимику и жесты, - одна из наиболее достоверных методик, позволяющих диагностировать поведение, в частности, в ходе деловых переговоров. Кинесика почти всегда выдает человека, даже если он пытается скрыть свое истинное отношение к предмету разговора или собеседнику. Словом, как говорил классик, учитесь не смотреть, а видеть.

Знаковые системы

Наиболее важной работой, рассматривающей язык жестов, можно считать книгу Ч. Дарвина "Выражение эмоций животными и человеком", опубликованную в 1872 году. Эта работа повлияла на все современные исследования этой проблемы. В наше время принято считать, что в невербальной коммуникации преобладают жесты и мимика. С помощью слов передается в основном информация, с помощью жестов - отношение собеседника к информации. А в отдельных случаях жесты могут полностью заменить слова. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о состоянии и мыслях собеседника, а значит, повышающую бдительность визави к партнеру, способность распознавать его намерения и отношение к обсуждаемой теме.

Владеющий кинесикой человек знает, что собеседник сравнительно легко контролирует то, что говорит, но много труднее следить за выражением лица, за нечаянными движениями рук, которые выдают его отношение к происходящему. Интерпретировать жесты следует осторожно. Во-первых, один жест нельзя вырывать из контекста поведения подчиненного, он обязательно связан с ситуацией в целом. И, во-вторых, нельзя забывать, что жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, от его социального статуса. Так, чем выше культура человека, чем выше занимаемый им в обществе пост, тем меньше он использует жесты, тем реже жестикулирует.

Мимика правдивее слов

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым.

Р. Эмерсон, американский философ, поэт.

Одна из основ профессионального совершенствования руководителя - его специфическая психолого-педагогическая наблюдательность. Хорошо подготовленный руководитель владеет языком телодвижений. Он, например, не удовлетворяется тишиной на совещании, инструктаже, планерке. Ему известно, что если слушатели смотрят задумчивым или невидящим взглядом, а глаза не блестят, тело напряжено, ноги всей ступней стоят на полу, головы приподняты, они, скорее всего, не слушают, а думают о своем. Если подчиненный старательно пишет, время от времени поднимает голову и внимательно смотрит на руководителя, поддакивая ему кивками головы, очень вероятно, что он пишет, как говорят солдаты, "конспект на Родину".

Смотреть и видеть - не одно и то же. К сожалению, многие взгляды, жесты проходят мимо сознания старшего, хотя говорят о многом. Рабочий понял объяснение и хочет, как требует того мастер, повторить услышанное. Это "написано" на его лице. Но он флегматик, у него замедленная реакция, его не следует торопить, а возбужденный нагоняем, полученным от главного инженера, мастер не дает времени на раздумье и оскорбляет рабочего нелестной репликой.

Девушка на инструктаже ведёт себя «тише воды и ниже травы», но думает о своем и слова руководителя не слушает. Однако чтобы создать видимость внимания в конце объяснения, задает вопрос, уловив смысл последней фразы начальника. Не разобравшись в ситуации, молодой техник ставит ее в пример другим, а двух молодых людей, несколько раз отвлекающих его разговором, упрекает в недисциплинированности. Но как раз их следовало похвалить. Они увлеченно слушали объяснение. Это было заметно по их лицам, по блестящим глазам, по склоненной голове. А обмен мнениями относился к теме инструктажа.

Сразу видно, на что человек положил глаз.

Если человек улыбается, а нижнее веко не приподнять, нижняя часть кругового мускула глаза напряжена - улыбка неискренняя. Если же его взгляд встречается с вашим в ходе разговора часто, практически постоянно, можно предположить, что вас не боятся, считают интересным собеседником или желают доброжелательных отношений с вами. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды - сигнал к установлению контакта.

Когда кто-то смотрит, склонив голову набок, - это тоже говорит о заинтересованности предметом разговора. Выпрямление головы, блуждание взглядом по потолку, стенам, особенно если это сопровождается подниманием, а затем опусканием плеч, говорит о "потере мысли". Взгляд вверх с одновременным подъемом или наклоном головы, сосредоточенным выражением глаз - просьба: "Подождите, я немного подумаю".

Долгий, неподвижный взгляд в глаза собеседнику - стремление подчинить его себе. Взгляд вниз, под ноги - готовность подчиниться. Взгляд в сторону - часто неудовлетворенность, пренебрежение к собеседнику.

Блефуйте в темных очках.

Глаза - наиболее информативная часть лица. Такой блестящий психолог, как Лев Толстой, в своих произведениях описывает 85 оттенков выражения глаз (хитрые, лучистые, грустные, холодные и т.д.). Зрачки непроизвольно расширяются или сужаются, сообщая о реакции собеседника на кого-либо или на что-либо. Купцы в большинстве азиатских стран назначают цену товара, глядя в глаза покупателю. Если зрачки расширяются, можно повысить цену, покупатель заинтересован в покупке. Опытные карточные шулеры играют в темных очках. Они знают, что при получении хорошей карты зрачки расширяются, если же карты негодные, начинаешь блефовать, тебя могут выдать непроизвольно сузившиеся зрачки. Зрачки расширяются у возбужденного человека и сужаются у сердитого, мрачного. Зрачки расширяются, когда собеседник заинтересован разговором, и сужаются, когда он огорчен или настроен враждебно.

Когда у человека бегают глаза, он не выдерживает вашего взгляда и отводит взор, можно предположить, что он боится вас или говорит неправду, старается умолчать о случившемся.

Если собеседник медленно снимает очки, тщательно протирает стекла, сосет кончик дужки очков - он явно стремится выиграть время или получить дополнительную информацию. Взгляд поверх очков - недовольство: "Что вы еще хотите сказать?" или "Ну что там еще случилось?". Демонстративное срывание очков и размахивание ими - возмущение: "Этого я от вас не ожидал!" Потирание или почесывание век - недовольство к собеседнику.

Обязана рука разить наверняка.

Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди - жест честности и открытости. Почти так приветствовали друг друга римские легионеры. Одну ладонь они прикладывали к груди, а другую, открытую, подняв ее, обращали к тому, кого приветствовали.

Закладывание рук за спину с захватом запястий - свидетельство неудовлетворенности, расстроенности, попытки взять себя в руки.

Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека. Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиеся движения вверх-вниз - жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей.

Сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах - свидетельства враждебности. Подпирание ладонью щеки - демонстрация скуки. Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами - о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве - о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.

Руки на бедрах свидетельствуют о готовности к действию.

Руки на бедрах - решительная, энергичная поза. Руки за спиной, приподнятый подбородок - властная поза. Переплетение пальцев рук и потирание больших пальцев один о другой демонстрируют неуверенность, неверие в свои силы. Довольно часто старшие используют жест - прикосновение. Он относится к такесике - физическому контакту. Такой жест полезен, когда надо остановить возбужденного человека, подчеркнуть сказанное или продемонстрировать доброе отношение, симпатию к нему.

Одна рука в кармане, другая жестикулирует, голова приподнята - поза "дуче" - надменность, высокомерие. Руки в карманах, большие пальцы снаружи - жест агрессивности. Руки закинуты за голову - самоуверенность. Псевдодеятельность - сдувает пылинку с рукава, с одежды; раскручивает авторучку, расстегивает и застегивает ремешок часов - говорит о растерянности, о незнании или слабом знании обсуждаемого вопроса или о незнании, как себя вести. Ладонь вниз - давление и натиск, вверх - доверительность и дружелюбие.

Вставая в позу, прежде всего ее обдумайте.

Еще один информативный компонент - поза. Проведенное нами исследование показало, что людям импонирует поза уверенная, прямая, с развернутыми плечами и поднятой головой. Когда кто-то стоит горбясь, засунув руки в карманы, или сидит на стуле развалившись, или опирается о стену, облокачивается на стол, подпирает ладонью подбородок - о нем, скорее всего, трудно сказать что-либо хорошее.

Опрос слушателей бизнес-школ и наблюдение за ними показали, что поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, затрудняет общение. В психологии эта поза называется "закрытой". В ответ на нее большинство партнеров по общению прервут разговор или, если они в нем заинтересованы или почему-то вынуждены слушать, настроятся неприязненно.

Если ваш собеседник грызет ногти, непроизвольно подрагивает, постукивает ногой, беспрестанно оправляет одежду - можно быть уверенным, что он неспокоен, нервничает, испытывает душевное напряжение.

Продуктивным общение будет лишь тогда, когда вы научитесь зеркально отражать лицо собеседника. Трудно установить контакт с партнером, если он улыбается, а вы суровы. Он раскован, жестикулирует, а вы как статуя. Умеренное повторение мимики, жестов, интонации, темпа дыхания собеседника всегда приятно для него.

Кинесика кинесикой, но, конечно, не следует забывать, что мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальных инструментах.

Поэтому не торопитесь с выводами, обязательно подкрепляйте свои наблюдения анализом.

"Жест - движение души, а не тела", - тонко подметил Ф. Шаляпин.

Это особенно важно помнить при контактах с иностранцами. Жесты в разных странах неодинаковы. Палец у виска в России - "ты сумасшедший", во Франции - "ты говоришь умные вещи", в США - "я знаю, что я делаю". Фига в России и в Украине - "ты ничего не получишь", в Португалии и Бразилии - жест защиты, в Турции и арабских странах - жесточайшее сексуальное оскорбление. Поднятый вверх большой палец в России - "хорошо, здорово", в США, Англии, Скандинавских странах - голосование на дороге или "у меня все в порядке", палец, резко выброшенный вверх, - сексуальное оскорбление, нецензурное ругательство, а в Греции - "замолчи, заткнись". Кружок, образуемый пальцами руки в России и во Франции, - "у меня ничего нет", в США - "о'кей, все в порядке", в Японии - деньги, а в некоторых средиземноморских странах так обозначают гомосексуального мужчину.

Европеец, говоря о себе, показывает на грудь, японец - на нос. Мы, считая, сгибаем пальцы руки в кулак, немцы - разгибают пальцы, и т.п.

Подводя итог, можно сказать, что "наблюдения за мимикой - наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности, ибо здесь чисто духовное содержание находит непосредственное выражение, которое также непосредственно может быть воспринято другим человеком".

Подобные документы

Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

курсовая работа [157,2 K], добавлен 11.11.2013

Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

контрольная работа [24,8 K], добавлен 03.03.2010

Американский исследователь Аллан Пиз - исследователь "языка" поз, жестов, мимики человека. Невербальные предложения, их выражение на языке тела. Глаза как информативный орган. Индивидуальность, распознавание и интерпретация невербальных сообщений.

реферат [19,9 K], добавлен 14.04.2009

Психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы. Анализ жестов, мимики, позы, визуального контакта, тембра голоса и эмоционального содержания.

презентация [1,2 M], добавлен 29.05.2016

Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

реферат [15,8 K], добавлен 06.03.2012

Невербальные средства общения. Значение жестов, позы и интонации в определении внутреннего настроя человека. Причины бытовой неулыбчивости русского человека. Функции и особенности улыбки в русской культуре, выражение отношения к ней в фольклоре.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 15.02.2012

Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

Между тем – в психологии есть свои методы подбора профессий с учетом типа психики данного человека. Я решила попробовать объединить методы психологии и хиромантии, поискать новые подходы к этому сложному вопросу в хиро. Я не стремлюсь заменить уже имеющиеся методы работы с руками в этом плане, цель – просто дополнить их.

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художествен¬ный образ» (X).

Для рекомендации той или иной профессии очень важно учесть сразу СПОСОБНОСТИ К ПОЛУЧЕНИЮ ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЪЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Для этого стоит проанализировать характер линии ума и линии образования.

ЛИНИИ ОБРАЗОВАНИЯ – короткие вертикальные линии под самым основанием указательного пальца на верхней части холма Юпитера. Они показывают способность к образованию (тут не обязательно дипломы, может быть и результат самообразования). Их количество соответствует количеству областей знаний (или умений, навыков), которые потенциально может получить этот человек.

Глубина и яркость этих линий укажет на потенциальную глубину проникновения и качество усвоения знаний.

Если их вовсе нет(либо одна тонкая и короткая) – такому человеку может быть доступно профтехобразование – и соответствующие профессии.

При наличии более выраженных, но все же несколько слабоватых, не длинных и не ярких линий – среднее специальное образование (колледж).

А вот наличие ярких и длинных линий образования - потенциал на получение высшего образования.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА»
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Кроме растений и животных, к природным объектам относятся и минералы, земля – и все, что с этим связано, все виды работ в связи с этим.


Типы рук: наиболее успешно в них могут проявляться конечно же обладатели ЗЕМНОГО ТИПА рук! Но в тех областях этого цикла профессий, где требуется эстетическое восприятие природы (флористика например) могут прекрасно ВОДНЫЕ, особенно с наличием петли природы на ладони.

А теперь оцениваем образовательные возможности (по линиям образования)– и учитываем другие способности по знакам рук для лучших рекомендаций профессий.

1. Профтехобразование – плодо-овощевод, животновод, шахтер, профессии, связанные с обработкой природных материалов (напр. дерева, камня) и т.д. – для земного типа рук (водным тяжелый физический труд противопоказан). Если работа требует очень хороших ручных навыков, оцениваем развитие угла ритма, только у таких людей «золотые руки».

2. Колледж – для земных: техник-лесовод, зоотехник, обработка дерева или камня по образцу(без элемента творчества) и т.д. Для более творческих водных – флористика, ландшафтный дизайн, ювелирное дело и т.д. – но здесь очень важно наличие линии фотографа (вариант линии удачи, когда она начинается на холме Луны или Марса и ДУГОЙ поднимается к безымянному пальцу (тонкое восприятие красоты, хороший вкус и стиль).

3. Высшее образование - Зооинженер, агроном, ветеринарный врач, геолог, фармацевт, эколог, метеоролог, биолог, океанолог и т.д.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА»
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

Для успешной работы с техникой и механизмами важно:

1. наличие УЗЛОВ НА ПАЛЬЦАХ , именно они в первую очередь дают врожденные технические способности!

2. Если техническая работа требует и ловких рук – оцените выраженность УГЛОВ РИТМА (резкие и грубые углы – способность к хорошему выполнению более грубой работы,требующей и значительных физических усилий, более деликатные углы – для более тонкой и виртуозной работы). Типы рук могут быть разными.

3. Горизонтальное расположение линии головы.

А теперь – конкретные профессии с учетом образовательных способностей.

1. Профтехобразование : водитель или машинист поезда (лучшие водители и машинисты– с огненным типом рук, у огненных в дороге душа поет), клинер (т.е. уборщик с применением техники– земные руки, на более простых работах могут быть и элементарного типа), механик, плотник, пожарный (обязательно наличие выраженных холмов Марса!), слесарь, станочник, технолог, токарь, фрезеровщик, электрик, газосварщик и т.д.

2. Колледж : бортинженер или летчик (лучше – огненный тип с хорошим состоянием основных линий и отсутствием знаков риска для жизни), техник-технолог, техник-строитель, прораб (лучше с выраженными указательным и большим пальцам либо другими знаками склонности к лидерству, руководству) и т.д.

3. Высшее образование – инженер.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;
2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Какие знаки рук наиболее важны для профессий этого цикла?

1. Конечно же знаки общительности и способности к взаимопониманию с людьми! В первую очередь это – РАЗДВИНУТЫЕ ПАЛЬЦЫ в свободном, расслабленном положении кисти. Общительные люди не имеют привычки часто плотно сжимать пальцы, чем общительнее человек, тем больше у него тенденция при свободной жестикуляции раздвигать пальцы в стороны ( у самых выраженных экстравертов – «пальцы веером»). Стоит обратить внимание на преобладающий дерматоглифический рисунок на верхних фалангах. Самые способные к свободному общению – люди с преобладанием ПЕТЕЛЬ , они умеют гибко общаться и подстраиваться под собеседника.

2. Еще один важный признак – УГОЛ ПОСАДКИ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА , для этого цикла он должен быть не менее 45 градусов , такие люди не боятся общения и не имеют склонности чрезмерно давить на собеседников.

3. Очень хороший признак – ДЛИННАЯ ВЕРХНЯЯ ФАЛАНГА МИЗИНЦА, показывающая хорошие речевые способности .

4. Есть смысл обратить внимание и на знаки, препятствующие общению и взаимопониманию как на ограничивающие успех в профессиях этого цикла (знаки склонности к излишнему упрямству, критичности, консервативности, неуверенности в себе и т.д. ).

Конкретные профессии с учетом образовательных способностей:
1. Профтехобразование : продавец (лучше – огненный тип, земным вообще не рекомендуется работать в торговле из-за излишней наивности и доверчивости), агент (если много езды – лучше огненный тип, при прямом контакте хороши артистичные воздушные и тонко чувствующие людей водные), дилер (огненный тип), инспектор ГИБДД или полицейский или сотрудник МЧС (хороши развитые холмы Марса!), массажист ( лучше более физически крепкий земной тип с наличием линий самаритян и хорошими показателями выносливости, для водных слишком велика физическая нагрузка, для огня плохо замкнутое помещение), проводник (хорошо огненным), официант или бармен (водные или артистичные воздушные), охранник, соцработник или няня или прислуга (важны линии самаритян) – и так далее.

2. Колледж : медсестра или фельдшер или зубной техник или воспитатель (важно – линии самаритян), секретарь-референт (важно – вилка писателя) и т.д.

3. Высшее образование : учитель (при наличии квадрата учителя), психолог или врач (линии самаритян), менеджер (огненный тип или водный с присутствием демонстративного типа характера: сочетание короткого мизинца с крупным большим пальцем и знаками эгоизма на руках, демонстративные очень убедительно могут побудить клиента купить что угодно). Дипломат (при наличии хорошей талии большого пальца и сильной линии ума). Юрист (сильный указательный и вилка писателя). И множество других профессий на живом общении с людьми.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЗНАК» («ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»)
Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки.

Знаки рук для этих профессий.

1. В этих сферах могут хорошо проявить себя внимательные к мелочам ВОДНЫЕ и любознательные и пытливые ВОЗДУШНЫЕ.

Огненный будет плохо чувствовать себя на такой работе в силу невнимательности, торопливости, да и сидячие работы они плохо переносят. А для земного лучше работы, связанные с природой или физическим трудом.

2. Важно разделить, с какими символами будет сталкиваться человек в работе – с цифрами или словами? С цифрами хорошо работают обладатели УЗЛОВ на пальцах. Со словами – обладатели ГЛАДКИХ пальцев с хорошей РЕЧЕВОЙ фалангой мизинца.

3. Чем больше внимательности требует работа этого цикла, тем благоприятнее наличие ПРЯМОУГОЛЬНЫХ окончаний фаланг пальцев (хорошая исполнительность).

4. Во многих профессиях этого цикла, требующих собственных оригинальных решений, могут хорошо себя проявлять обладатели ЗАВИТКОВ на пальцах и ТРАПЕЦИЕВИДНЫХ ногтей в сочетании с хорошей линией ума.

Многие из этих работ – сидячие, в небольших коллективах, вот такие хорошо подходят людям с проблемами в общении, интровертам (плотно сжатые пальцы, завитки, узкий угол посадки большого пальца).

Конкретные профессии с учетом образовательных способностей:

1. Профтехобразование : Наборщик, оператор ПК. Диспетчер, кассир.
2. Колледж : Инспектор-финансист, экономист. Бухгалтер. Библиотекарь. Программист. Системный администратор (желательны знаки лидерства). Штурман.
3. Высшее образование : Лингвист, переводчик, филолог. Антрополог, археолог. Математик. Нотариус. Философ. Финансист. Логист. Аудитор. Ученый. И – много других профессий этого цикла.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

Читайте также: