Требуется ли создавать в организации перечень должностей с повышенными коррупционными рисками

Опубликовано: 02.10.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2013 г. “По проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками”

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с абзацем четвертым подпункта и) пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297, и абзацами вторым и четвертым подпункта с) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Общие положения

Основной целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение единого подхода к организации работы по следующим направлениям:

- оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций;

- внесение уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Результатами применения настоящих методических рекомендаций должны стать:

- определение перечня функций федеральных государственных органов, государственных корпораций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;

- формирование перечня должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками,

- минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций.

I. Определение перечня функций федеральных государственных органов, государственных корпораций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции

В ходе проведения данной работы федеральным государственным органам и государственным корпорациям необходимо из всего комплекса реализуемых функций выделить перечень тех функций, при реализации которых могут возникать (существуют предпосылки для возникновения) коррупционные риски (далее - коррупционно-опасные функции).

Основные обобщенные критерии для определения коррупционно-опасных функций содержатся в разделе III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (далее - Указ № 557, Перечень).

В этой связи необходимо обратить внимание на следующие государственные полномочия:

- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

- осуществление государственного надзора и контроля;

- подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

- организация продажи приватизируемого федерального имущества, иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

- подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

- лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;

- проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

- возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

- проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

- представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации;

- регистрация имущества и ведение баз данных имущества.

Вместе с тем, вышеперечисленные государственные полномочия и положения раздела III Перечня не являются исчерпывающими с точки зрения определения закрытого перечня коррупционно-опасных функций.

Информация о коррупционных факторах в деятельности федеральных государственных органов и государственных корпораций при реализации ими своих функций может быть выявлена:

- в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- по результатам рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;

- по результатам рассмотрения уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего, работника государственной корпорации (далее - должностные лица) к совершению коррупционных правонарушений;

- в сообщениях в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;

- в статистических данных по уголовным преступлениям и т.д.

По итогам реализации вышеизложенных мероприятий федеральными государственными органами и государственными корпорациями будут сформированы перечни коррупционно-опасных функций.

Предполагается, что утверждение данных перечней должно осуществляться руководителем федерального государственного органа, государственной корпорации после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения систематического анализа и оценки реализуемых функций и т.д.

II. Формирование перечня должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками

Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства.

В этой связи в ходе проведения данной работы должны быть выявлены те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений, а также определена степень участия (широта дискреционных полномочий) должностных лиц в реализации коррупционно-опасных функций, учитывая, что степень такого участия является «высокой» для извлечения «коррупционной прибыли».

К «высокой» степени участия должностных лиц в осуществлении коррупционно-опасных функций рекомендуется отнести лиц, в должностные обязанности которых входит:

- право решающей подписи;

- подготовка и визирование проектов решений;

- участие в коллегиальных органах, принимающих решения;

- составление акта проверки, выдача предписания об устранении нарушений и контроль за устранением выявленных нарушений т.п.;

- непосредственное ведение реестров, баз данных, содержащих «коммерчески» значимую информацию.

Критериями, характеризующими степень участия должностного лица в осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить следующие действия:

- использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу, на работу в государственную корпорацию;

- оказание неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, организаций;

- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания, протокольных мероприятий и др.;

- а также сведения о:

- нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;

- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

- действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;

- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их служебными обязанностями.

Результатом реализации вышеизложенных мероприятий станет сформированный (уточненный) перечень должностей в федеральных государственных органах и государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками. Предполагается, что утверждение данных перечней должно осуществляться руководителем федерального государственного органа, государственной корпорации после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в обозначенный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи.

Таким образом, федеральными государственными органами и государственными корпорациями будет определен круг должностных лиц, деятельность и имущественное положение которых является объектом пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что позволит осуществлять обоснованный контроль за благосостоянием данных должностных лиц и имущественным положением членов их семей.

III. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций

Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами: от реинжиниринга соответствующей коррупционно-опасной функции до введения препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

В этой связи, к данным мероприятиям можно отнести:

- перераспределение функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации;

- использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);

- исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;

- совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп.

В целях недопущения совершения должностными лицами федеральных государственных органов и государственных корпораций коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности реализацию мероприятий, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, необходимо осуществлять на постоянной основе посредством:

- организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий. При этом проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации;

- использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

- проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.

Обзор документа

В соответствии с национальным планом противодействия коррупции разработаны методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации госфункций. Они направлены, в частности, на формирование перечня должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками. Последние должны быть минимизированы или устранены в конкретных управленческих процессах.

Так, госорганам и госкорпорациям необходимо из всего комплекса реализуемых функций выделить те, при выполнении которых могут возникать коррупционные риски. При этом особое внимание следует уделить полномочиям в сфере размещения госзаказов, распределения бюджетных ассигнований, лицензирования отдельных видов деятельности и др.

Коррупционные факторы могут быть выявлены в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Информация о коррупционных правонарушениях может поступить при рассмотрении обращений граждан, из сообщений СМИ или из статистических данных по уголовным преступлениям.

Среди критериев, характеризующих степень участия должностного лица в осуществлении коррупционно-опасных функций, выделены следующие. Чиновник использует свои служебные полномочия при решении личных вопросов. Предоставляет не предусмотренные законом преимущества для поступления на госслужбу. Оказывает неправомерное предпочтение физическим и юрлицам, ИП.

Минимизировать коррупционные риски или устранить их можно путем перераспределения функций между структурными подразделениями внутри органа, корпорации. Необходимо исключить личное взаимодействие (общение) должностных лиц с гражданами и организациями. Кроме того, надо усовершенствовать механизм отбора чиновников для включения в состав комиссий, рабочих групп.

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в целях реализации требований, установленных разделом I и III Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и контроля за исполнением коррупционно-опасных функций федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, приказываю:

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению делами не реже одного раза в год осуществлять уточнение (корректировку) Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (далее - Перечень) и при необходимости подготавливать предложения для внесения изменений в Перечень.

3. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по труду и занятости от 30 октября 2008 г. N 326-к "Об утверждении Перечня коррупционных должностей, а также Примерного перечня коррупционных действий и проявлений в деятельности государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

к приказу Федеральной службы

по труду и занятости

от 21 августа 2018 г. N 251-к

ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ,

ЗАМЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ СВЯЗАНО С КОРРУПЦИОННЫМИ РИСКАМИ

1. советник (помощник) руководителя Федеральной службы по труду и занятости;

2. начальник управления;

3. заместитель начальника управления;

4. начальник отдела;

5. заместитель начальника отдела;

6. советник отдела в управлении;

7. главный государственный инспектор труда;

8. старший государственный инспектор труда;

9. государственный инспектор труда;

10. главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, старший специалист 1 разряда отдела договорной работы и государственных закупок Управления делами;

11. главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, включенные в состав конкурсной комиссии Федеральной службы по труду и занятости по размещению заказов путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок цен на товары, работы и услуги для государственных нужд;

12. старший специалист 1 разряда, ведущий специалист 3 разряда отдела хозяйственного обеспечения Управления делами, осуществляющие хранение и распределение материально-технических ресурсов;

13. консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт, старший специалист 1 разряда отдела по вопросам государственной службы и кадров Управления делами;

14. консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, старший специалист 1 разряда отдела надзора и контроля за осуществлением переданного полномочия в обеспечении государственных гарантий, отдела проектов и документарных проверок Управления надзора, контроля и проектов в сфере занятости населения, социальной защиты и государственных гарантий;

15. консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт отдела организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению Управления предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению;

16. консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист 1 разряда отдела организации аккредитации и взаимодействия со сторонами социального партнерства Юридического управления;

17. помощник руководителя, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда, главный специалист-эксперт (главный бухгалтер) территориального органа Федеральной службы по труду и занятости.

По данным экспертов, каждый год в России возбуждается более 30 тысяч уголовных дел по коррупции. К судебным наказаниям привлекается более 10 тысяч человек в год. Многие наказания связаны с лишением свободы осужденных.

Какая ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения

Часто организации привлекают к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). Эта статья предусматривает штраф, верхний порог которого составляет до 100 крат суммы незаконного вознаграждения, но не менее 100 млн руб., с обязательной конфискацией предмета правонарушения. Для многих компаний такая мера грозит банкротством.

Нередко нарушается норма, связанная с запретом на участие в закупках юрлица, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В целях реализации этой нормы закона для заинтересованных лиц на сайте Генпрокуратуры РФ размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупцию.

Что нужно знать об антикоррупционном комплексе

Для компаний, применяющих антикоррупционные меры, Минтруд обозначил преимущества. Среди них:

  • укрепление репутации;
  • стимулирование добросовестного поведения сотрудников;
  • уменьшение рисков применения в отношении организации мер ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные ее сотрудниками;
  • снижение вероятности применения санкций за действия партнеров компании;
  • предотвращение возможности привлечения к ответственности руководства компании, ее бенефициаров и собственников.

Под антикоррупционным комплексом понимается корпоративная политика, направленная на противодействие коррупции. Примерный список антикоррупционных мер закреплён в статье 13.3 Закона о противодействии коррупции:

  • Следует определить ответственных за профилактику коррупционных правонарушений. Это могут быть как должностные лица, так и подразделения.
  • Разработать и внедрить стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
  • Принять кодекс этики и служебного поведения работников.
  • Предотвращать и урегулировать конфликты интересов.
  • Не допускать использование неофициальной отчетности и поддельных документов.
  • Сотрудничать с правоохранительными органами.

Шесть пунктов, которые обязательно нужно учесть

Организации вправе самостоятельно строить систему антикоррупционного комплекса. Но есть шесть пунктов, которые обязательно нужно учесть:

  1. Не ограничивайтесь полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
  2. Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
  3. Комплекс-программы не должны существовать только на бумаге. Необходимо провести организационные и технические мероприятия по их реализации.
  4. Локальные антикоррупционные нормативные акты и регламенты нужно утвердить в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
  5. Уделите особое внимание работе с контрагентами: внедрите в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводите тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур.
  6. Проверяйте кандидатов на вакантную должность, знакомьте нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, осуществляйте системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Рекомендуем

Российское законодательство и Национальный план по противодействию коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 29.06.2018 N 378 требует принятия в организациях с государственным участием мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Карту коррупционных рисков создают в регионе

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому, помимо уголовно-правовых мер, важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам.

Досрочно сложил депутатские полномочия экс-глава Ордынского района

Меры профилактики

В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерны наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств; высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы; высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

Оценка коррупционных рис­ков позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специ­фике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Законодательством предусмотрено формирование карты коррупционных рисков, которая является инструментом, позволяющим выявить коррупционные риски в деятельности органа государственной власти, а также разработать меры по их устранению или минимизации.

Карта коррупционных рисков составляется для каждого органа государственной власти и включает перечень полномочий органа государственной власти, реализация которых сопряжена с коррупционными рисками; перечень должностей органа государственной власти, исполнение обязанностей по которым сопряжено с коррупционными рисками, при назначении на которые и при замещении которых должны подаваться сведения о доходах, расходах, имуществе государственного гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.



Карты коррупционных рисков рассматриваются и утверждаются комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Не реже чем один раз в год карты подлежат актуализации, а при наличии оснований, таких как перераспределение полномочий или функциональных обязанностей, изменение структуры органа государственной власти, поступление информации от СМИ, правоохранительных органов, общественных некоммерческих организаций, на основании материалов рассмотрения обращений граждан, материалов комиссии, уведомлений о фактах склонения к коррупционным правонарушениям и так далее должны актуализироваться в максимально короткие сроки.

Карты коррупционных рисков размещаются на официальных сайтах органов государственной власти в разделе «Противодействие коррупции», во вкладке «Карта коррупционных рисков».

Щит экспертизы

Приоритетным направлением в деятельности министерства остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Наряду с органами прокуратуры и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции министерство юстиции Новосибирской области на территории региона проводит антикоррупционную экспертизу в отношении действующих законов (и их проектов) Новосибирской области, а также действующих нормативных правовых актов (и их проектов) губернатора и регионального правительства.

Каков порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов? Этой процедуре подлежат все без исключения документы или есть какой-то принцип отбора? Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы закреплены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Необходимость принятия данного закона обусловлена исполнением норм, закрепленных в Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также иных международных нормативных правовых актов, посвященных вопросам борьбы с проявлениями коррупции.

В перечне основных мер по профилактике коррупции антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов определена в качестве самостоятельного направления.

Именно нормативные правовые акты устанавливают общие правила поведения и рассчитаны на неоднократное применение, могут содержать нормы, создающие условия для злоупотребления должностными лицами своим служебным положением и, как следствие, нарушения прав и законных интересов граждан. Акты же индивидуального характера (ненормативные правовые акты) зачастую являются уже следствием реализации тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах.

Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах.

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы установлен губернатором Новосибирской области (постановление губернатора Новосибирской области от 01.11.2010 № 345 «Об утверждении Инструкции по документационному обеспечению губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области») в соответствии с методикой, определенной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96).

В результате проведения антикоррупционной экспертизы эксперты — сотрудники министерства юстиции Новосибирской области — составляют заключения, содержащие пояснения по допущенным в проекте нормативного правового акта нарушениям и рекомендации по их устранению. Проекты нормативных правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы, подлежат доработке и повторной антикоррупционной экспертизе. На официальном сайте министерства юстиции Новосибирской области еженедельно размещаются сведения о результатах этой работы.

Важным шагом минимизации коррупционных рисков в процессе нормотворчества является закрепление на законодательном уровне участия в данном процессе гражданских институтов. Граждане и организации обладают правом в качестве независимых экспертов проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов (ст. 5 Закона). Нельзя не признать, что на территории Новосибирской области существует проблема низкой активности независимых экспертов. Несмотря на то что наш регион занимает лидирующее положение среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству аккредитованных независимых экспертов (45 юридических и физических лиц), за период с марта 2013 по сентябрь 2016 года поступило всего два экспертных заключения.

Коррупционный риск — совокупность условий и факторов, определяющих возможность самостоятельного выбора государственным либо муниципальным служащим любого варианта поведения (принимаемого решения) и создающих вследствие совершения ими коррупционного правонарушения опасность наступления негативных последствий для жизненно важных интересов личности, общества, государства.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Редакция журнала «Промышленно-торговое ПРАВО» организовала 13.12.2017 правовой форум «Антикоррупционная работа: требования и ограничения». Специально приглашенные гости и участники мероприятия обсудили вопросы применения антикоррупционного законодательства, определения коррупционных рисков, в том числе в сфере госзакупок, и пути их устранения.


Куница Егор Владимирович

Е.В. Куница осветил состояние борьбы с коррупцией, а также разъяснил нормы Закона «О борьбе с коррупцией», вызывающие наиболее частые вопросы у правоприменителей.

Выявление коррупционных нарушений

Сферы, наиболее подверженные совершению правонарушений коррупционной направленности:

– арендные отношения (занижаются арендные ставки);

– образование и ликвидация дебиторской задолженности (не взыскивается задолженность, не применяются штрафные санкции);

– соблюдение государственными должностными и приравненными к ним лицами установленных ограничений;

– предоставление займов и ссуд (необоснованное предоставление займов без процентов, на длительные сроки и т.д.);

– предоставление подарков государственным должностным лицам (попытки легализации подарков через собрания трудовых коллективов и т.д.).

Большую часть коррупционных нарушений можно предотвратить, если принять организационные и иные меры.

Определение компетенции государственного должностного лица

В практике кадровых служб госорганизаций и организаций с госдолей 50% и более возникают трудности при отнесении работника к категории государственного должностного лица <*> по признаку – выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, т.к. их определение отсутствует в Законе «О борьбе с коррупцией».

В качестве решения рекомендовано использовать подходы постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424 – 428 УК)».

На заметку
В перспективе будет рассмотрен вопрос о закреплении аналогичных подходов и в Законе «О борьбе с коррупцией».

Неправомерное признание работника государственным должностным лицом ущемляет его права и законные интересы, т.к. влечет для него необходимость подписания обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, запрет на осуществление предпринимательской деятельности, в ряде случаев запрет на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, и др.

Для исключения подобного рода ошибок рекомендовано разрабатывать и утверждать на уровне локальных актов примерные перечни должностей, относящихся к государственным должностным лицам.

Государственное должностное лицо и личные интересы

Часто возникает вопрос, запрещено ли государственному должностному лицу участвовать в управлении садоводческим товариществом, жилищно-строительным, гаражным кооперативом в качестве председателя. Поскольку данные организации не являются коммерческими, запрет участия в управлении на них не распространяется.

Е.В. Куница обратил внимание на действие в этой ситуации других ограничений, установленных Законом «О борьбе с коррупцией», в том числе выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы). Поэтому государственное должностное лицо может быть председателем некоммерческих организаций, но не вправе получать за это вознаграждение.


Пракопенко Александр Петрович

А.П. Пракопенко пояснил, за какими нарушениями законодательства, а также не противоречащими законодательству действиями в госзакупках и закупках за счет собственных средств организациями с госдолей более 25% (далее – закупки) могут скрываться и коррупционные проявления.

Риски из ненадлежащей проверки участника

Само по себе нарушение законодательства и ЛНПА о закупках не относится к коррупционным. Однако в соответствии со ст. 25 Закона «О борьбе с коррупцией» оно является правонарушением, создающим условия для коррупции. Несоблюдение требований нормативного регулирования закупок может быть обусловлено умыслом и стремлением должностного лица получить выгоду.

Среди имеющих риск коррупции отмечены ситуации заключения договора на закупку с неблагонадежным участником (таблица).

Рекомендовано проверять состояние участника не только на начальном этапе, но и в дальнейшем, т.к. перечни периодически обновляются.

Риски из определения предмета закупки

Чрезмерная конкретизация предмета закупки, а также предъявление требований к участнику под заранее определенного поставщика исключают конкуренцию среди участников. Этим нарушается один из основных принципов закупок – развитие добросовестной конкуренции.

Неправомерно и искусственное «дробление» предмета закупки с целью избежать конкурентных процедур закупок. Стремление к закупке из одного источника в обход конкурентных процедур иногда представляет собой прямую коррупцию.

Необходимо помнить, что прозрачность процедур закупок для участников несет дополнительную функцию, а именно профилактику коррупции.


Сащеко Павел Иванович

П.И. Сащеко обозначил признаки и алгоритм определения конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц, а также предусмотренные законодательством варианты разрешения такого конфликта.

Конфликт интересов

Конфликт интересов возникает в ситуации, когда личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Узнав о конфликте интересов или возможности его возникновения, государственное должностное лицо обязано уведомить об этом в письменной форме своего руководителя. Неисполнение данного требования законодательства может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности.

Личный интерес

Важно отграничивать личные интересы, которые вызывают конфликт интересов в сфере борьбы с коррупцией, от иных личных интересов работника.

Понятие «личный интерес» в отечественном законодательстве не раскрывается. В зарубежной практике под ним обычно понимается любое преимущество (выгода) для себя, семьи, близких родственников, друзей, а также лиц или организаций с которыми должностное лицо имеет деловые или политические отношения <*> .

Влияние на надлежащее исполнение служебных обязанностей

Ситуация конфликта интересов характеризуется влиянием личных интересов на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей. Если конфликт интересов не будет своевременно разрешен, это может привести к ненадлежащему исполнению служебных обязанностей государственным должностным лицом, в частности, отсутствию беспристрастности и объективности при принятии им решений и выполнении иных действий.

Не все личные интересы работников могут создавать ситуацию конфликта интересов, а только те интересы, которые связаны с получением незаконных преимуществ и выгод от принятия решения, совершения действия по службе.

Идентификация конфликта интересов

П.И. Сащеко рекомендовал для выяснения наличия или отсутствия конфликта интересов в рамках противодействия коррупции устанавливать его признаки:

1) лицо относится к государственным должностным лицам;

2) лицо, чей личный интерес оказывает влияние на поведение государственного должностного лица, указано в определении конфликта интересов, которое дано в Законе «О борьбе с коррупцией»;

3) ситуация относится к служебным отношениям, т.е. связана с компетенцией государственного должностного лица;

4) государственному должностному лицу поручено или планируется поручить совершение конкретного действия по службе;

5) у государственного должностного лица или у лиц, указанных в Законе, имеется личный интерес, содержание которого точно установлено;

6) личный интерес возник до совершения действия по службе или в процессе совершения действия по службе, но до того, как действие по службе было закончено;

7) у государственного должностного лица есть возможность удовлетворения личного интереса путем совершения конкретного действия по службе;

8) следование личному интересу требует выполнить действие по службе иным образом, чем это предписано законодательством для данного случая.

Читайте также: