В каких профессиях нужна логика

Опубликовано: 06.05.2024

Дефицит интеллектуальной логической культуры в любых областях гуманитарной деятельности становится все более ощутимым. Однако невозможно преодолеть догматизм и декларативность мышления, демагогию и резонерство в сфере интеллектуальной практики, не изучив теоретические основания логической культуры, научившись сознательно использовать ее в правовой, политической или социальной практике. Именно поэтому логическая парадигма, в соответствии с которой все результаты обсуждения и решения возникших проблем должны быть строго доказательны и ясно аргументированы, является фундаментальным логическим основанием всей гуманитарной деятельности.

Как явствует из сказанного, знание логики требуется, так или иначе, всем нормальным людям, поскольку они мыслящие существа. Однако есть отрасли человеческой деятельности, профессии и специальности, где это знание особенно необходимо.

Так, логические знания сугубо важны для работников системы народного образования. Ведь эти люди участвуют в осуществлении очень важного социального процесса -- передачи знаний, накопленных человечеством, от одного поколения к другому. Их деятельность также в значительной степени связана с формированием мышления подрастающего или молодого поколения. И здесь важно не только самим ясно правильно мыслить, ибо “кто ясно мыслит, ясно излагает”. Не менее важно научить этому других, сформировать логическую культуру обучающихся.

Знание логики настоятельно необходимо работникам печати и средств массовой информации. Ведь их мысль и слова обращены к громадным массам населения и могут вызывать самые серьезные социальные последствия. Поэтому тут очень важно, чтобы любая информация была строго выверенной, взвешенной, точной, чтобы в ней не было лжи, фальши, логических ошибок, чтобы высказываемые мысли были логически увязаны между собой, не противоречили себе, были не только истинными, но и обоснованными.

Необходимость знания логики очевидна для медицинских работников. Они имеют дело с самым дорогим для человека -- его жизнью и здоровьем. Поэтому в анализе признаков болезни и диагнозе, а значит, определении методов лечения особенно опасны логические просчеты. Известный врач Остроумов, именем которого названа, в частности, одна из крупнейших больниц Москвы, не раз заявлял, что есть медики, которые лучше, чем он, знают медицину, однако лучшим диагностиком считают именно его. “Почему, -- спрашивал он, -- мне удаются диагнозы лучше, чем другим? Только потому, что кроме медицины я знаю еще логику. Зная логику, я легко справляюсь с тем материалом, который дает история болезни в качестве своих признаков. Я могу построить силлогизм в любой форме, я могу сделать индуктивное умозаключение и оценить степень достоверности вывода. Любую логическую форму я могу применить к тем немногим показателям, которыми характеризуется данная болезнь на своей первой стадии. Всем этим другие медики воспользоваться не могут, ибо они не учились логике. Преимущество у меня именно в этом“.

Знание законов и правил нормально протекающего мышления используется в психиатрии как средство выявления нарушений мыслительной деятельности у психических больных. Здесь применяются такие логические приемы, как анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Логика имеет особое значение также в деятельности юристов. Еще Цицерон, говоря о судебных делах, советовал оратору, какие бы дела он ни взялся вести, “тщательно и основательно в них разобраться”. Он подчеркивал, что на судебном форуме документы, свидетельства, договоры, соглашения, обязательства; родство, свойство, указы магистратов, заключения правоведов - вся жизнь, наконец, тех, чье дело разбирается, и все это должно быть разобрано. В этой предварительной работе Цицерон особо выделял логическую сторону дела: ”Тот довод, в котором больше помощи, чем вреда, я намечаю привести; где я нахожу больше зла, чем блага, то я целиком повергаю и отбрасываю. Так мне и удается сначала обдумать, что мне сказать, а потом уж и сказать”.

Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью судебных речей, но также строгой логичностью в изложении и анализе материала и неопровержимой аргументацией выводов..

И наоборот, речь, содержащая логические ошибки, путанная и противоречивая, затрудняет выяснение дела, а в некоторых случаях может служить причиной вынесения неправильного приговора.

Для успешного использования логического арсенала нужно в совершенстве им владеть. И тут нет иного пути, кроме глубокого и вдумчивого изучения логики -- освоения определенной суммы логических знаний, выработки соответствующих логических умений и навыков. Можно смело сказать: чтобы стать настоящим, хорошим юристом, требуются две вещи: высокая правовая культура и столь же высокая логическая культура. И в этом нет никакого преувеличения.

Логика имеет большое значение не только для криминалистики, но и для решения всего спектра юридических задач, регулирования трудовых, имущественных и иных отношений, социальной и правовой защиты трудящихся, пенсионного обеспечения и т. п.

В нынешних условиях развития нашей страны значение логики для юристов еще более возрастает. Становление правового государства в России предполагает выдвижение на одно из первых мест в обществе всего комплекса юридических наук как теоретической основы правового регулирования всей совокупности общественных отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Предстоит также огромная практическая работа, связанная с приведением всего многообразного законодательства в соответствие с требованиями рыночных отношений. В связи с этим и усиливается роль логики как одной из незаменимых теоретических опор юридической науки и практики.


«Логика» буквально означает «учение о словах» и трактуется как «искусство использования слов», «наука о правильном мышлении». Это раздел философии, нормативная наука о методах, формах и законах интеллектуальной познавательной деятельности с помощью логического языка. Логика также определяется как наука о способах рассуждения, доказательства и опровержения.

Научный предмет логики — способы достижения истины в процессе познания: не из чувственного опыта, а из полученных знаний. Основная функция логики — исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете через размышление.

Логика является одним из главных инструментов любой науки. При этом логические операции (такие как классификация, определение, опровержение и доказательство) любой человек неосознанно и с погрешностями использует ежеминутно.

Как дисциплина логика — это знание об абстрактном мышлении, а оно всегда вербально, поэтому логика интересуется языками и высказываниями. Футурологи прогнозируют, что в будущем человечеству рано или поздно придется отказаться от несовершенных естественных языков в пользу идеально логичных искусственных. Ведь языки, которые создаются народами, обществом, — это открытые и принципиально не завершаемые системы с множеством «неправильных» выражений. Искусственные языки — системы закрытые и завершенные, работающие строго по созданным правилам, в которых все подчинено требованиям логики. Например, если в искусственном языке есть хотя бы одно неправильное выражение, это считается серьезным изъяном, который стремятся скорее устранить.

Всю свою историю человечество мучается с вопросом правильного понимания людей, событий, высказываний и явлений. Языки наследуют и общность нашего мышления, но и всю нюансировку мышления конкретных людей. Все мы сталкивались с тем, что говорим с собеседником об одном и том же, но, кажется, на разных языках: вкладываем в понятия вроде бы, одно и тоже, а все-таки разное. Всю свою историю цивилизация занимается совершенствованием логики как науки.

Античная логика до Платона и Платонова логика, логика Аристотеля, логика стоиков, индийская, китайская, исламская логика, схоластическая средневековая логика, ренессансная и современная логика: эта древнейшая дисциплина сквозь века непрерывно обогащается разными народами, культурами и множеством исследователей. Еще Платон ставил три вопроса:

  • Что можно считать истиной и ложью?
  • Какова природа связи между посылками в рассуждениях и заключениями?
  • Какова сущность понятий?

В середине прошлого века прогресс в области вычислительной техники привел к началу новой эпохе в развитии логики и ее проникновению в практические сферы, которые теперь определяют наш образ жизни. Были разработаны такие области логики как логическое проектирование и моделирование вычислительной техники, проблемы логического синтеза. В 80-х годах стартовали исследования в области искусственного интеллекта на основе систем и языков логического программирования. Инженеры приступили к созданию систем с автоматическим доказательством теорем, к разработке методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ. Все это повлекло перемены в образовании: в школах появились персональные компьютеры, начали выходить учебники по информатике с разделами математической логики. Это стало необходимым для того, чтобы объяснить принципы работы логических схем, логического программирования и ЭВМ в целом.

Логика как профессиональная необходимость

Логика — дисциплина большая и сложная, с множеством разделов (в частности, формальная, неформальная, символическая, диалектическая, математическая, логика предикатов, логика высказываний). Для изучения она требует многих часов напряженной работы серого вещества, фактора усидчивости, воли и упорства и чаще всего помощи ментора. Изучение логики, особенно для людей с преобладанием «нематематического» типа мышления, может быть довольно утомительным и непростым. Однако вознаграждение новым качеством мышления будет как минимум симметричным приложенным усилиям. Мы не ставим задачу уместить курс логики в несколько тысяч знаков одной статьи. Цель — напомнить о том, какую практическую пользу логика как дисциплина способна принести каждому из нас, какими интересными задачами она развивает мышление и какой полезной может оказаться в работе.

Логика пронизывает многие сферы нашей жизни: быт, общение, личные отношения, работу в широком смысле. Логика и в бытовом контексте, и в значении дисциплины необходима в таких профессиях как программист, преподаватель, математик, шахматист, следователь, криминалист, юрист, адвокат, психолог, врач, предприниматель, бухгалтер, менеджер, аналитик.

Логика как функция личности имеет принципиальное значение в профориентации. К примеру, и соционика и применяемая в США для профориентации и управления персоналом «Типология Майерс-Бриггс: MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) оперируют типами функций личности и сочетаниями этих функций для составления портрета человека. Эти типы в соционике: экстраверты и интроверты, рационалы и иррационалы, этики и логики, интуиты и серсорики. В MBTI это шкалы: ориентация сознания Е-I (Еxtraversion, экстраверсия — Introversion, интроверсия); способ ориентировки в ситуации S-N (Sensing, здравый смысл — iNtuition, интуиция); основа принятия решений T-F (Thinking, мышление — Feeling, чувство); способ подготовки решений J-P (Judging, суждение — Perception, восприятие).

По индивидуальным характеристикам и сочетанию функций определяется, насколько человек склонен и способен к той или иной профессии. Например, любая научная, исследовательская деятельность, маркетинг, экономика, диспетчерская работа, консалтинг благоприятны для людей с развитыми функциями логики и интуиции. Люди с выраженной функцией логики тяготеют к ясности, прогнозируемости, доказательности, обдуманности и детализации, к парам суждений «заслуживает-не заслуживает», «необходимо-не необходимо», «нужно-не нужно» и т. д. Разумеется, типологии вроде MBTI — не приговор. Всегда есть ремарка, что и со слабой функцией логики человек может стать неплохим бизнесменом или кодером. Разница будет только в том, что в работе такие специалисты опираются на известное, то есть маловероятны прорывные достижения. В управлении и производстве, бухгалтерии, технической, инженерной, хозяйственной, административной работе также необходима сильная функция логики. Есть те, кто стоит на позиции «что дано природой, то не изменить». Но если без фатализма (что разумнее), то любой скилл можно «прокачать» в той или иной мере. Многие люди, в школе «забившие» на математику, физику, химию, программирование и логику, ближе к возрасту молодой зрелости (30+/-) приходят осознанию, что они не такие уж непроходимо бестолковые и созрели для того, чтобы разбираться. Конечно, одним в силу природных качеств осваивать точные дисциплины, требующие сильной логики, легче, а другим — труднее. Тем важнее для вторых изучение логики (в том числе): для совершенствования мышления и открытия новых возможностей в работе.

Поисковики предлагают немало курсов по изучению логики, в том числе при вузах. В посещении занятий есть смысл, поскольку помощь преподавателя может требоваться довольно часто. Практика показывает, что гораздо легче и продуктивнее изучение логики идет, если изначально есть понимание хотя бы основ предмета, ведь логика оперирует правилами, специфическими таблицами и формулами. Если кто-то что-то не понял с первого захода на групповом занятии, легко выпасть из процесса и потерять звено в цепи знаний. Если у кого-то мышление от природы более логичное, то менее «логичные» становятся отстающими и вообще перестают разбираться и прикладывать усилия. Индивидуальные занятия с преподавателем логики в этом смысле хороши тем, что дают возможность вникать столько, сколько нужно индивидуально и без комплексов. Но в вебе достаточно много открытых источников и для самостоятельного изучения логики. Например, «Логика. Краткий курс лекций для вуза»

Логика высказываний

Один из самых увлекательных разделов дисциплины — логика высказываний. В процессе ее изучения с помощью правил и специальных таблиц решаются интересные логические задачки.

Высказывание — это грамматически правильное предложение, взятое вместе с его смыслом (содержанием) и являющееся истинным или ложным.

Самое приятное, что логика высказываний считается простейшей логикой, которая исследует суждения довольно ограниченным средствами. То есть велик шанс действительно разобраться, уяснить и пользоваться в обычной жизни.

Все наши высказывания на самом деле представляют собой формулы, которые в свою очередь состоят из частей (подформул), которые и сами являются формулами. Логика высказываний представляет собой классическую логику (формальный язык) нулевого порядка, так называют логические теории, которые являются каркасом классической логики. У логики высказываний есть свой «алфавит» из знаков, которые называются пропозициональными связками. Это отрицание, конъюнкция, дизъюнкция и импликация.

0

1

Отрицание в логике — операция над суждениями, результатом которой является суждение, противоположное исходному. Обозначается знаком ¬ перед или чертой над суждением. Синоним: логическое «НЕ».

2

Конъюнкция (от латинского conjunctio — союз, связь) — это логическая операция, по применению близкая к союзу «и». Конъюнкция также имеет названия: «И», логическое «И», логическое умножение.

1111

Дизъюнкция (от латинского disjunctio — разобщение) — это логическая операция, приближенная к союзу «или» («или то, или это, или оба сразу»). Она также называется: логическое сложение, логическое «ИЛИ», «включающее ИЛИ», ИЛИ.

moon

Пример импликации в жизни: А — босс. Он может приказать: «Работай» (1) или сказать: «Делай что хочешь» (0). В — сотрудник. Он может работать (1) или не работать (0). Импликация в этой ситуации — «послушание» сотрудника. По таблице истинности сотрудник проявляет «непослушание» только тогда, когда босс приказывает работать, а сотрудник бездельничает.

У пропозициональных связок, существуют таблицы истинности, которыми пользуются для решения логических задач. При изучении логики придется зазубрить и разобрать много теории, в частности, правила построения формул, признаться, достаточно нудные до тех пор, пока вы не начнете что-то понимать. Для одной только логики высказываний придется разобрать и выучить также законы Де Моргана, законы контрапозиции, дистрибутивности и поглощения, а также систему аксиом, таблицы истинности и т. д. Но оно того стоит. Логику нужно изучать логично: вдумчиво, поступательно, методично, двигаясь от простого к сложному и разбираясь (не считая себя при этом конченным человеком, даже если пока ничего не понятно).

dontpanic

В общем, « Don ’ t Panic !» И тогда наградой будут правильные ответы в таких и намного более сложных, но невероятно увлекательных логических задачах, которыми «пропитаны» все уроки логики.

Пример логической задачи. Мистер Блэк, Мистер Грей и мистер Уайт работают в большом известном отеле. Один из них официант, другой бухгалтер, а третий лыжный инструктор (не обязательно в таком порядке). На научный конгресс прибыли три профессора с такими же именами и поселились в этой гостинице. Известно, что:

Профессии для аналитического склада ума: список востребованных специальностей

Люди, обладающие аналитическим складом ума, как правило, склонны к упорядоченным действиям, выстроенным в логическом порядке. Они способны чётко выстраивать цепочки событий и прогнозировать их, определяя главные факты среди множества остальных. Мозг аналитически мыслящего человека помогает ему внятно и последовательно выражать свои мысли, осуществлять последовательный подход к решению проблем.

В наши дни подобный подход к делу пользуется большим спросом, поскольку объёмы информации, нуждающейся в обработке, огромны. Многие профессии предполагают умение логически мыслить, искать причинно-следственные связи и делать верные выводы, рассчитывая, развитие той или иной ситуации. Обычно обладатели аналитического ума востребованы в специальностях с уклоном в технические и математические области.

Содержание статьи:

Как правильно выбрать профессию: список профессий

IT-профессии

Математический характер мышления крайне необходим специалистам, работающим с компьютерными программами и технологиями:

• разработчики сайтов и приложений;

• специалисты по защите информации.

Данные профессии напрямую связаны с разнообразными логическими и математическими задачами, решения которых необходимо искать, методично перебирая большое количество информации, используя способность к просчёту ситуации. Заработок специалиста в этой области напрямую зависит от умения выводить верные умозаключения.

Не всех специалистов на данный момент готовят в ВУЗах, но базовое образование, например, программиста, получить стоит, чтобы понимать, каким образом развиваться дальше. В зависимости от учебного заведения, кроме русского языка и профильной математики, потребуется физика, информатика, возможно, английский язык.

Юриспруденция и право

Работа с множеством документов, вещественных доказательств, обработка показаний свидетелей, сопоставление фактов, умение отличать нужное от ненужного и истинное от ложного, приходить к правильным результатам с помощью цепочки рассуждений и аргументов – вот чем должны заниматься люди следующих профессий:

• криминалисты различных направлений;

Все эти специальности имеют стабильно высокий спрос как в государственных, так и в частных предприятиях. В первых не всегда можно получить высокий оклад, зато предполагаются различные льготы и отличный соцпакет. Вторые готовы выплачивать квалифицированным сотрудникам зарплаты, начинающиеся с 1000-1500 долларов.

Обучиться всем премудростям можно во многих муниципальных и коммерческих учебных заведениях, причём зачастую, частные ВУЗы дают более глубокие знания по предметам, поскольку их учебная программа постоянно обновляется, а материальная база позволяет приобретать необходимое оборудование.

Экзамены, требующиеся для поступления: русский язык, математика (иногда профильная), химия, физика, обществознание, история России, английский язык. Уточнять конкретный список, зависящий от специализации и требований ВУЗа, следите за год-два до предполагаемого поступления.

Сфера экономики и финансов

Люди, чья деятельность связана с бухгалтерией и налогами, просто обязаны иметь хорошо развитое математическое мышление. При этом, они вполне могут иметь гуманитарный склад ума и натренированный ум, позволяющий осуществлять последовательные операции и держать в голове большое количество цифр. Эти профессии также довольны популярны и неплохо оплачиваются:

При поступлении на экономический факультет потребуются следующие экзамены: русский язык и профильная математика, история России или обществознание, а также иногда иностранный язык и физика. Последний предмет вписывается вполне обоснованно, ведь некоторые профессии экономической области опираются на знания процесса и технологий производства.

Журналистика

Даже в такой, казалось бы, гуманитарной отрасли тоже есть профессии, требующие мышления с уклоном в техническую сторону – это рецензенты и критики. В их обязанности входит анализ и обработка огромных объёмов литературы разного рода – от художественной до узкоспециализированной и научной, поэтому специалисты должны уметь кропотливо и последовательно работать, выстраивая логические связи между блоками информации.

На факультет журналистики понадобятся результаты ЕГЭ по литературе и одному или двум предметам:

• иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский);

Область медицины

Вообще для большинства медицинских специальностей желательно иметь практичный характер, способный к быстрой оценке ситуации и принятию решения, невзирая на эмоциональное окружение. Но больше всего трезвый расчёт, рациональность, умение держать себя в руках и рассудительность пригодятся реаниматорам, анестезиологам, биоинженерам и биотехникам, хирургам, операционным сёстрам, акушерам-гинекологам и специалистам по оказанию экстренной помощи. Экзамены, которые сдаются при поступлении на медицинский факультет: русский язык, химия, биология.

Другие востребованные профессии

Склонность к техническому мышлению должны проявлять также:

• механики в различных областях;

• инженеры разных профилей;

• маркетологи и PR-менеджеры;

• фармацевты и провизоры;

Можно ли развить аналитические способности?

Все специалисты, работающие в сфере, требующей аналитических способностей, должны обладать рядом необходимых качеств:

• холодный ум, не подверженный влиянию эмоций;

• адекватная оценка ситуации;

• способность к обобщениям и абстрактным выводам;

• умение составлять логические схемы.

Хорошая новость состоит в том, что задатки такого образа мышления присутствуют у всех людей. «Гуманитарии» и «технари» в чистом виде встречаются довольно редко. А развить ум в техническо-математическом направлении – абсолютно реальная задача. Получившееся в результате синтетическое мышление станет идеальным вариантом, подходящим для любой деятельности.

Ребусы и логические задачи, шашки и шахматы помогут упорядочить мышление человека, больше склонного к гуманитарным дисциплинам. Основы психологии и медитативных практик помогут взять под контроль эмоции, отодвинув их на второй план, в случае надобности. Сейчас можно найти много упражнений по теме для самостоятельного выполнения, развивая свой ум в сторону сочетанного мышления.

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Все мы разные, кто-то интересуется миром высоких технологий и обожает различные математические головоломки. Кто-то тяготеет к прекрасному и посещает выставки и театры. Кому-то близка сфера общения с людьми и умение организовывать общее дело и досуг.

Как выбрать будущую профессию в соответствии со своим типом мышления? Почему необходимо знать свой тип мышления? Все просто: тип мышления – это ваша индивидуальная способность преобразовывать информацию. Это ваш индивидуальный механизм решения поставленных задач.

Зная к какому типу относиться ваше мышление, вы сможете подобрать область деятельности, в которой решать поставленные перед вам задачи, вам будет наиболее просто и продуктивно.

Предлагаем пройти небольшой тест для определения типа мышления.

Прочтите ряд высказываний и утверждений, если вы с ними согласны и это вам подходит – поставьте знак «плюс» рядом с номером утверждения, если это не про вас – смело ставьте знак «минус».

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
  2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
  3. Я люблю читать книги.
  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
  7. Я люблю играть в шахматы.
  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
  9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
  10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
  11. Мне нравится все делать своими руками.
  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
  13. Я придаю большое значение сказанному слову.
  14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
  18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.
  19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
  24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
  25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
  27. Я понимаю красоту математических формул.
  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
  32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
  34. Я понимаю красоту природы и искусства.
  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
  36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
  37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
  39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
  40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Подсчитайте количество «плюсов» в каждой из пяти колонок. Количество говорит о мере развития у вас того или иного типа мышления:

  • 0-2 – низкий,
  • 3-5 – средний,
  • 6-8 – высокий.

Теперь подробнее о каждом из типов мышления:

I. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением важно обладать спортсменам, танцорам, артистам.

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

II. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

IV. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

V. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

Выбираем профессию, соответствующую типу мышления

В чистом виде редко встречается тот или иной тип мышления. Для успешного освоения какой-то профессии потребуется сочетание типов, а также терпение и сила воли здесь будут не лишними.

Проанализировав результаты теста, вы сможете сопоставить преобладающий у вас тип мышления с предпочтениями в выборе будущей профессии.

«Логика» буквально означает «учение о словах» и трактуется как «искусство использования слов», «наука о правильном мышлении». Это раздел философии, нормативная наука о методах, формах и законах интеллектуальной познавательной деятельности с помощью логического языка. Логика также определяется как наука о способах рассуждения, доказательства и опровержения.

Научный предмет логики – способы достижения истины в процессе познания: не из чувственного опыта, а из полученных знаний. Основная функция логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Одна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете через размышление.

Логика является одним из главных инструментов любой науки. При этом логические операции (такие как классификация, определение, опровержение и доказательство) любой человек неосознанно и с погрешностями использует ежеминутно.

Как дисциплина логика – это знание об абстрактном мышлении, а оно всегда вербально, поэтому логика интересуется языками и высказываниями. Футурологи прогнозируют, что в будущем человечеству рано или поздно придется отказаться от несовершенных естественных языков в пользу идеально логичных искусственных. Ведь языки, которые создаются народами, обществом, – это открытые и принципиально не завершаемые системы с множеством «неправильных» выражений. Искусственные языки – системы закрытые и завершенные, работающие строго по созданным правилам, в которых все подчинено требованиям логики. Например, если в искусственном языке есть хотя бы одно неправильное выражение, это считается серьезным изъяном, который стремятся скорее устранить.

Всю свою историю человечество мучается с вопросом правильного понимания людей, событий, высказываний и явлений. Языки наследуют и общность нашего мышления, но и всю нюансировку мышления конкретных людей. Все мы сталкивались с тем, что говорим с собеседником об одном и том же, но, кажется, на разных языках: вкладываем в понятия вроде бы, одно и тоже, а все-таки разное. Всю свою историю цивилизация занимается совершенствованием логики как науки.

Античная логика до Платона и Платонова логика, логика Аристотеля, логика стоиков, индийская, китайская, исламская логика, схоластическая средневековая логика, ренессансная и современная логика: эта древнейшая дисциплина сквозь века непрерывно обогащается разными народами, культурами и множеством исследователей. Еще Платон ставил три вопроса:

  • Что можно считать истиной и ложью?
  • Какова природа связи между посылками в рассуждениях и заключениями?
  • Какова сущность понятий?

В середине прошлого века прогресс в области вычислительной техники привел к началу новой эпохе в развитии логики и ее проникновению в практические сферы, которые теперь определяют наш образ жизни. Были разработаны такие области логики как логическое проектирование и моделирование вычислительной техники, проблемы логического синтеза. В 80-х годах стартовали исследования в области искусственного интеллекта на основе систем и языков логического программирования. Инженеры приступили к созданию систем с автоматическим доказательством теорем, к разработке методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ. Все это повлекло перемены в образовании: в школах появились персональные компьютеры, начали выходить учебники по информатике с разделами математической логики. Это стало необходимым для того, чтобы объяснить принципы работы логических схем, логического программирования и ЭВМ в целом.

Логика – дисциплина большая и сложная, с множеством разделов (в частности, формальная, неформальная, символическая, диалектическая, математическая, логика предикатов, логика высказываний). Для изучения она требует многих часов напряженной работы серого вещества, фактора усидчивости, воли и упорства и чаще всего помощи ментора. Изучение логики, особенно для людей с преобладанием «нематематического» типа мышления, может быть довольно утомительным и непростым. Однако вознаграждение новым качеством мышления будет как минимум симметричным приложенным усилиям. Мы не ставим задачу уместить курс логики в несколько тысяч знаков одной статьи. Цель – напомнить о том, какую практическую пользу логика как дисциплина способна принести каждому из нас, какими интересными задачами она развивает мышление и какой полезной может оказаться в работе.

Логика пронизывает многие сферы нашей жизни: быт, общение, личные отношения, работу в широком смысле. Логика и в бытовом контексте, и в значении дисциплины необходима в таких профессиях как программист, преподаватель, математик, шахматист, следователь, криминалист, юрист, адвокат, психолог, врач, предприниматель, бухгалтер, менеджер, аналитик.

Логика как функция личности имеет принципиальное значение в профориентации. К примеру, и соционика и применяемая в США для профориентации и управления персоналом «Типология Майерс-Бриггс: MBTI (Myers-Briggs Type Indicator) оперируют типами функций личности и сочетаниями этих функций для составления портрета человека. Эти типы в соционике: экстраверты и интроверты, рационалы и иррационалы, этики и логики, интуиты и серсорики. В MBTI это шкалы: ориентация сознания Е-I (Еxtraversion, экстраверсия – Introversion, интроверсия); способ ориентировки в ситуации S-N (Sensing, здравый смысл – iNtuition, интуиция); основа принятия решений T-F (Thinking, мышление – Feeling, чувство); способ подготовки решений J-P (Judging, суждение – Perception, восприятие).

По индивидуальным характеристикам и сочетанию функций определяется, насколько человек склонен и способен к той или иной профессии. Например, любая научная, исследовательская деятельность, маркетинг, экономика, диспетчерская работа, консалтинг благоприятны для людей с развитыми функциями логики и интуиции. Люди с выраженной функцией логики тяготеют к ясности, прогнозируемости, доказательности, обдуманности и детализации, к парам суждений «заслуживает-не заслуживает», «необходимо-не необходимо», «нужно-не нужно» и т. д. Разумеется, типологии вроде MBTI – не приговор. Всегда есть ремарка, что и со слабой функцией логики человек может стать неплохим бизнесменом или кодером. Разница будет только в том, что в работе такие специалисты опираются на известное, то есть маловероятны прорывные достижения. В управлении и производстве, бухгалтерии, технической, инженерной, хозяйственной, административной работе также необходима сильная функция логики. Есть те, кто стоит на позиции «что дано природой, то не изменить». Но если без фатализма (что разумнее), то любой скилл можно «прокачать» в той или иной мере. Многие люди, в школе «забившие» на математику, физику, химию, программирование и логику, ближе к возрасту молодой зрелости (30+/-) приходят осознанию, что они не такие уж непроходимо бестолковые и созрели для того, чтобы разбираться. Конечно, одним в силу природных качеств осваивать точные дисциплины, требующие сильной логики, легче, а другим – труднее. Тем важнее для вторых изучение логики (в том числе): для совершенствования мышления и открытия новых возможностей в работе.

Поисковики предлагают немало курсов по изучению логики, в том числе при вузах. В посещении занятий есть смысл, поскольку помощь преподавателя может требоваться довольно часто. Практика показывает, что гораздо легче и продуктивнее изучение логики идет, если изначально есть понимание хотя бы основ предмета, ведь логика оперирует правилами, специфическими таблицами и формулами. Если кто-то что-то не понял с первого захода на групповом занятии, легко выпасть из процесса и потерять звено в цепи знаний. Если у кого-то мышление от природы более логичное, то менее «логичные» становятся отстающими и вообще перестают разбираться и прикладывать усилия. Индивидуальные занятия с преподавателем логики в этом смысле хороши тем, что дают возможность вникать столько, сколько нужно индивидуально и без комплексов. Но в вебе достаточно много открытых источников и для самостоятельного изучения логики. Например, «Логика. Краткий курс лекций для вуза»

Один из самых увлекательных разделов дисциплины – логика высказываний. В процессе ее изучения с помощью правил и специальных таблиц решаются интересные логические задачки.

Логика высказываний – это логика суждений, формальная теория, основным объектом которой является понятие логического высказывания. Ее также называют пропозициональная логика ( Propositional Logic ), или исчисление высказываний. Это раздел, посвященный изучению логических форм сложных высказываний, образованных из элементарных высказываний с помощью связок, аналогичных союзам «и», «или», «если. то. » и отрицания «не».

Высказывание – это грамматически правильное предложение, взятое вместе с его смыслом (содержанием) и являющееся истинным или ложным.

Самое приятное, что логика высказываний считается простейшей логикой, которая исследует суждения довольно ограниченным средствами. То есть велик шанс действительно разобраться, уяснить и пользоваться в обычной жизни.

Все наши высказывания на самом деле представляют собой формулы, которые в свою очередь состоят из частей (подформул), которые и сами являются формулами. Логика высказываний представляет собой классическую логику (формальный язык) нулевого порядка, так называют логические теории, которые являются каркасом классической логики. У логики высказываний есть свой «алфавит» из знаков, которые называются пропозициональными связками. Это отрицание, конъюнкция, дизъюнкция и импликация.

0

1
Отрицание в логике – операция над суждениями, результатом которой является суждение, противоположное исходному. Обозначается знаком ¬ перед или чертой над суждением. Синоним: логическое «НЕ».

2
Конъюнкция (от латинского conjunctio – союз, связь) – это логическая операция, по применению близкая к союзу «и». Конъюнкция также имеет названия: «И», логическое «И», логическое умножение.

1111
Дизъюнкция (от латинского disjunctio – разобщение) – это логическая операция, приближенная к союзу «или» («или то, или это, или оба сразу»). Она также называется: логическое сложение, логическое «ИЛИ», «включающее ИЛИ», ИЛИ.

moon
Импликация (от латинского implicatio – связь) – это двойная логическая связка, по применению близкая к союзной конструкции «если…, то…». Импликацию (->) нельзя путать со знаком логического следования (=>).

Пример импликации в жизни: А – босс. Он может приказать: «Работай» (1) или сказать: «Делай что хочешь» (0). В – сотрудник. Он может работать (1) или не работать (0). Импликация в этой ситуации – «послушание» сотрудника. По таблице истинности сотрудник проявляет «непослушание» только тогда, когда босс приказывает работать, а сотрудник бездельничает.

У пропозициональных связок, существуют таблицы истинности, которыми пользуются для решения логических задач. При изучении логики придется зазубрить и разобрать много теории, в частности, правила построения формул, признаться, достаточно нудные до тех пор, пока вы не начнете что-то понимать. Для одной только логики высказываний придется разобрать и выучить также законы Де Моргана, законы контрапозиции, дистрибутивности и поглощения, а также систему аксиом, таблицы истинности и т. д. Но оно того стоит. Логику нужно изучать логично: вдумчиво, поступательно, методично, двигаясь от простого к сложному и разбираясь (не считая себя при этом конченным человеком, даже если пока ничего не понятно).

dontpanic

В общем, « Don ’ t Panic !» И тогда наградой будут правильные ответы в таких и намного более сложных, но невероятно увлекательных логических задачах, которыми «пропитаны» все уроки логики.

Пример логической задачи. Мистер Блэк, Мистер Грей и мистер Уайт работают в большом известном отеле. Один из них официант, другой бухгалтер, а третий лыжный инструктор (не обязательно в таком порядке). На научный конгресс прибыли три профессора с такими же именами и поселились в этой гостинице. Известно, что:

Читайте также: