К какой группе должностей относится помощник судьи районного суда

Опубликовано: 25.04.2024

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий

Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.

При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 августа 2019 года N 193

Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда

1. Утвердить прилагаемые Типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) районного суда и гарнизонного военного суда*, Типовой должностной регламент помощника председателя суда, помощника судьи верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда*, Типовой должностной регламент помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, Типовой должностной регламент помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда (далее - Типовые должностные регламенты).

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Председателям кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных и гарнизонных военных судов утвердить на основании Типовых должностных регламентов должностные регламенты помощника председателя суда и помощника судьи соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

УТВЕРЖДЕН
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 27 августа 2019 года N 193

Типовой должностной регламент помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда

Раздел 1. Общие положения

1.2. Должность помощника председателя суда в аппарате кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда (далее - суд) относится к главной группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "помощники (советники)".

Должность помощника заместителя председателя суда, судьи в аппарате суда относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории "помощники (советники)".

1.3. Должности государственной гражданской службы "помощник председателя суда", "помощник заместителя председателя суда" и "помощник судьи" (далее - помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности "председатель федерального суда", "заместитель председателя федерального суда" и "судья федерального суда" (далее соответственно - председатель суда, заместитель председателя суда, судья), в реализации их полномочий.

1.4. Назначение лица на должность помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя суда.

1.5. Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

1.6. Помощник заместителя председателя суда подчиняется непосредственно заместителю председателя суда, помощником которого он является, а также председателю суда.

1.7. Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, председателю суда, а также заместителю председателя суда.

1.8. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателя суда, нормативными правовыми актами и руководящими документами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, настоящим Типовым должностным регламентом.

1.9. Помощник председателя, заместителя председателя суда, судьи исполняет обязанности, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

1.10. Вопросы взаимозаменяемости помощников председателя суда, заместителя председателя суда, судьи регулируются приказами председателя суда.

На период временного отсутствия помощника председателя суда, заместителя председателя суда его замещает помощник судьи, на период отсутствия помощника судьи его обязанности возлагаются на другого помощника судьи данного суда.

Раздел 2. Квалификационные требования

2.1. На должность помощника председателя суда назначается лицо с высшим образованием по специальности, направлению подготовки образования "юриспруденция" или "правоведение" не ниже уровня специалитета, магистратуры.

На должность помощника заместителя председателя суда, помощника судьи назначается лицо с высшим образованием по специальности, направлению подготовки "юриспруденция" или "правоведение".

2.2. Лицо, претендующее на замещение должности помощника председателя суда, должно иметь не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Для лиц, претендующих на замещение должности помощника председателя суда, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу - не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Требования к стажу работы лица, претендующего на замещение должности помощника заместителя председателя суда, помощника судьи, не предъявляются.

2.3. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи должен знать:

государственный язык Российский Федерации (русский язык);

указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность федеральных судов общей юрисдикции и особенности прохождения государственной гражданской службы;

систему органов государственной власти в Российской Федерации;

порядок работы со служебной информацией, служебной информацией ограниченного распространения, информацией с ограничительной пометкой "для служебного пользования" и сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну;

меры по обеспечению безопасности информации при использовании общесистемного и прикладного программного обеспечения, требования к надежности паролей;

порядок работы со служебной электронной почтой, а также правила использования личной электронной почты, служб "мгновенных" сообщений и социальных сетей, в том числе в части наличия дополнительных рисков и угроз, возникающих при использовании личных учетных записей на служебных средствах вычислительной техники (компьютерах);

основные признаки электронных сообщений, содержащих вредоносные вложения или ссылки на вредоносные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая "фишинговые" письма и спам-рассылки;

требования по обеспечению безопасности информации при использовании удаленного доступа к информационным ресурсам государственного органа с помощью информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть "Интернет"), в том числе с использованием мобильных устройств;

правила и ограничения подключения внешних устройств (флеш-накопители, внешние жесткие диски), в особенности оборудованных приемо-передающей аппаратурой (мобильные телефоны, планшеты, модемы), к служебным средствам вычислительной техники (компьютерам).

понятие персональных данных, принципы и условия их обработки;

меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах;

перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

основы ведения судебного делопроизводства и судебной статистики;

нормы и правила охраны труда, пожарной и технической безопасности;

правила внутреннего трудового распорядка суда;

кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих суда;

настоящий Типовой должностной регламент;

порядок размещения информации о деятельности суда и текстов судебных актов на официальном сайте суда в сети "Интернет";

нормативные документы, регулирующие деятельность приемной суда;

правила поведения посетителей в здании суда.

2.4. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи должен уметь:

мыслить стратегически (системно);

анализировать и обобщать результаты работы суда;

работать с законодательными и нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, применять их на практике;

разрабатывать план конкретных действий;

оперативно принимать и реализовывать управленческие решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

планировать, рационально использовать служебное время и достигать результата;

владеть приемами межличностных отношений (уметь эффективно сотрудничать и принимать советы коллег по работе, не допускать межличностных конфликтов);

работать с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" по направлениям деятельности,;

пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

Раздел 3. Должностные обязанности

3.1. Приоритетными направлениями деятельности помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи является организационно-правовое, информационное, документационное и иное обеспечение деятельности председателя суда, заместителя председателя суда, судьи, а также обеспечение их процессуальной деятельности.

3.2. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса.

3.3. Помощник председателя суда, заместителя председателя суда, судьи должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также по поручению председателя суда, заместителя председателя суда, судьи:

оказывать помощь председателю суда, заместителю председателю суда, судье в подготовке и организации судебного разбирательства, а также в подготовке проектов судебных решений;

по поручению судьи, являющегося председательствующим в судебном заседании, в случае необходимости вести протокол судебного заседания по уголовным делам, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, производить иные процессуальные действия;

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, И УСТАНОВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ
МЕСЯЧНЫХ ОКЛАДОВ ЗА КЛАССНЫЙ ЧИН В СООТВЕТСТВИИ
С ПРИСВОЕННЫМИ ИМ КЛАССНЫМИ ЧИНАМИ ЮСТИЦИИ

Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 21.05.2008 N 830,
от 18.04.2009 N 425, от 07.06.2011 N 720, от 16.11.2011 N 1504,
от 23.11.2011 N 1533, от 06.02.2012 N 142, от 02.04.2012 N 375,
от 13.12.2012 N 1652, от 29.12.2012 N 1716, от 04.12.2013 N 880,
от 29.07.2014 N 538, от 18.12.2016 N 677, от 10.11.2018 N 651,
от 31.12.2019 N 640, от 06.10.2020 N 616,
с изм., внесенными Указами Президента РФ от 29.03.2008 N 421,
от 21.09.2008 N 1394, от 03.05.2012 N 572, от 17.10.2013 N 781,
от 12.12.2017 N 594, от 19.09.2019 N 463, от 13.07.2020 N 455)

В целях регламентации вопросов присвоения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, а также установления федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции и впредь до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Установить, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента), квалификационным требованием для замещения которых является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы следующие классные чины юстиции:

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538, от 18.12.2016 N 677)

советник юстиции 3 класса;

советник юстиции 2 класса;

советник юстиции 1 класса;

государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;

государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;

действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

3. Утвердить прилагаемую таблицу соответствия классных чинов юстиции государственным должностям Российской Федерации и должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

4. Работнику органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента со дня присвоения ему классного чина юстиции устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином юстиции, который вместе с месячным окладом в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы составляет оклад месячного денежного содержания.

Установить размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации согласно приложению.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

При наличии у работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента, имеющего классный чин юстиции и замещающего должность федеральной государственной гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов юстиции, также классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания ему производится выплата только оклада за классный чин юстиции.

Выплата месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином юстиции прекращается в случае увольнения работника органа юстиции, аппарата суда или системы Судебного департамента из Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний или их территориальных органов, аппарата федерального суда, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации или управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

5. Утвердить прилагаемую таблицу соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, классным чинам юстиции.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

Установить, что классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", работникам органов юстиции, аппаратов судов и системы Судебного департамента, которым в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа присваиваются классные чины юстиции, считаются соответствующими классным чинам юстиции согласно названной в настоящем пункте таблице соответствия.

6. Утвердить прилагаемую таблицу соответствия классных чинов, присвоенных в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Установить, что классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1 "Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР", лицам, замещающим в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, по которым не присваиваются классные чины юстиции, предусмотренные пунктом 1 настоящего Указа, считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации согласно названной в абзаце первом настоящего пункта таблице соответствия.

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

7. Руководителям федеральных государственных органов, названных в пункте 1 настоящего Указа, и их территориальных органов, а также председателям федеральных судов и начальникам управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации принять меры по реализации пунктов 5 и 6 настоящего Указа, предусмотрев при этом внесение в 2-месячный срок необходимых изменений в свои нормативные правовые акты, а также в личные дела и трудовые книжки федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в этих органах.

8. Признать утратившим силу пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 1998 г. N 1548 "О денежном вознаграждении Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и денежном содержании федеральных государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 50, ст. 6128).

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Москва, Кремль
19 ноября 2007 года
N 1554

Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 ноября 2007 г. N 1554

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАЮЩИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
СЛУЖБЫ В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ И ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ, АППАРАТАХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ, СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯХ СУДЕБНОГО
ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов
(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720,
от 16.11.2011 N 1504, от 29.07.2014 N 538, от 18.12.2016 N 677,
от 10.11.2018 N 651, от 06.10.2020 N 616)

1. Настоящим Положением определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента).

(в ред. Указов Президента РФ от 07.06.2011 N 720, от 29.07.2014 N 538)

2. Лицам, замещающим в Министерстве юстиции Российской Федерации или Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации государственные должности Российской Федерации, присваивается Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Правительства Российской Федерации или Председателя Верховного Суда Российской Федерации классный чин юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации.

3. Работникам органов юстиции, аппаратов судов и системы Судебного департамента, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы), квалификационным требованием для замещения которых является юридическое образование, присваиваются следующие классные чины юстиции, соответствующие группам должностей гражданской службы:

Так случилось, что недавно Верховный суд подготовил законопроект о государственной судебной службе, а Кирилл Титаев опубликовал в "Ведомостях" статью с критикой этого проекта. Цель ВС была вроде бы благая - поднять заработную плату помощникам; но из законопроекта вроде как получается, что у помощников будет обязательное ношение формы, право на санитарно-курортное обслуживание и проч. непонятные привилегии, которые должны придать значительности этой должности. Ничего нового :)

В общем, в сообществе опять поднимается дискуссия о том, кто такие - помощники судей и какое место это должность должна занимать в карьере юриста, и это очень хорошо.

Я довольно долго проработал в судебной системе и считаю, что знаю ее особенности, слабые стороны и недостатки, поэтому решил поделиться своим мнением относительно места помощника судьи в юридической карьере.

Сегодня к помощникам выдвигаются довольно жесткие требования - высшее образование, стаж работы по юридической специальности 4 года (2 года гражданской службы). При этом зарплата - презрительно нищенская, около 15 тыс. руб. в месяц. Понятно, что работать на такую должность молодой и таланливый юрист не пойдет. Единственное исключение - он сделает это, если он хочет стать судьей, так как стать судьей "из суда" проще чем извне.

Добросовестные председатели, заинтересованные в том, чтобы пополнять судейский корпус своего суда высококвалифицированным кадрами, понимают это и последовательно проводят такую политику: два-три года унизительной зарплаты в 15 тыс., но потом - мантия. Иными словами, черная судейская мантия - это единственная "морковка", которая позволяет завлекать в суд и хоть как-то удерживать там талантливых молодых людей, которые потом хотят стать судьями.

Самая же часто встречающаяся претензия сообщества практикующих юристов к судьям заключается в том, что судьями назначаются довольно молодые (около 30 лет) люди, которые имели в своей жизни исключительно аппаратный опыт работы в суде и поэтому они, что называется, не "нюхали пороху" и не знают жизни. Кабинетный юрист, по мнению этих коллег, не может и не должен становиться судьей. Например, я согласен с тем, что отвратительная практика по делам о взыскании убытков (суды не хотят их взыскивать) и снижению неустойки (суды безбожно снижают неустойки) родилась от того, что подавляющая часть судейского корпуса ни для не провела в качестве бизнес-юриста. Оттуда же прогосударственный уклон судей - помощник всю жизнь работал на государство, он привык ощущать себя частью госаппарата. А про снижение судебных расходов я вообще уже молчу - судьи просто не представляют себе экономику юридического бизнеса.

В целом, мне тезис коллег о том, что "нет опыта практической юриспруденции - не должен работать судьей" в целом кажется правильным. Но не потому, что судьей не должен становиться человек, никогда не составлявший своими руками какую-нибудь накладную ТОРГ 12, а потому что кабинетная работа не прибавляет житейского опыта и житейской мудрости, который больше всего и необходим судье наряду со знанием правами и природным чувством справедливости.

Еще один аргумент такой: помощники судей, становясь судьями сразу же после нескольких лет работы в аппарате суда, не успевают освободиться от привычки подчиняться старшему по должности - председателю суда. Понятно, что в аппарате административное подчинение это conditio sine qua non, но для судей председатель не должен быть "начальником", это такой же судья, но только первый среди равных. Та система, в которой председатель суда - это царь и бог, начальник судей своего суда, а председатель верховного суда это начальник судей всей страны - глубоко порочна, неправильна, несвободна и несправедлива.

(Я сразу хочу оговориться, что я знаю немало примеров, когда вчерашние помощники или сотрудники аналитических подразделений аппаратов судов становились прекрасными судьями. Я скорее пишу в целом о явлении, осознанно стараясь игнорировать известные мне прекрасные результаты рекрутинга судей из числа действующих помощников. Равным образом я знаю прекрасные примеры, когда председатель суды был действительно первым среди равных, а не выполнял роль начальника).

Однако получается замкнутый круг: судебная система хочет хороший юристов в помощники, но она ничего не может предложить им в качестве вознаграждения кроме мантии. Но их хороших помощников получаются не всегда хорошие судьи, поэтому практику рекрутинга судей из помощников надо прекращать. Но какой тогда стимул будет у нормальных молодых юристов идти работать помощником, если он не станет гарантированно судьей?

Мне кажется, выход в том, что помощники судей должны интересовать прежде всего юридические фирмы, занимающиеся литигацией. Помощники хорошо знают процесс, умеют писать процессуальные документы, они обычно очень хорошо знают судебную практику. Со мной вместе в практике сейчас работает коллега, бывший помощник судьи арб. суда, я ей очень доволен - полное профессиональное понимание, все схватывает с полуслова, в общем, идеальный молодой юрист-литигатор.

Что дальше? Молодой юрист, начавший карьеру помощником судьи, лет 20 занимается практической деятельностью. Затем, серьезно разобравшись в праве и в том, как работает бизнес, понабравшись жизненного опыта, житейской мудрости, научившись понимать, что такое справедливость, он - готовый кандидат в судьи, если конечно захочет таким образом окончить свою юридическую карьеру.

Таким образом, надо первым делом остановить порочную практику набора судей из числа действующих помощников, перейдя на рекрутинг кандидатов из числа практикующих юристов. Это, видимо, не должно касаться высшего суда, рекрутинг судей куда должен осуществляться по иным принципам, о которых я тоже хочу как-нибудь написать.

Но вместо того, чтобы решительным образом изменить подходы к подбору кандидатов на должности судей и привести в суды умных, честных и опытных людей, с хорошим жизненным и практическим опытом, мы видим прекрасное предложение обязать помощников носить форменную одежду. Увы нам всем.

Как выбрать хорошую профессию, которая подарит моральное удовлетворение и принесет неплохой материальный доход? Таким вопросом рано или поздно задается каждый человек. Конечно, бывают счастливчики, которые уже с детства знают, кем они хотят быть, и целенаправленно идут к своей мечте. Но большая часть выпускников школ имеет весьма смутное представление о том, чем бы они хотели заниматься. Выбор профессии – нелегкое и ответственное занятие. Ведь от того, кем и где вы будете работать, во многом зависит, будет ли ваша жизнь счастливой и успешной.

помощник судьи

Кто такой помощник судьи?

Институт помощников судьи для Российской Федерации является относительно новой категорией. Появление такой должности обусловлено существенными изменениями, произошедшими в результате судебной реформы. Основной целью введения в штат вакантной ставки «помощник судьи» стало высвобождение рабочего времени у остальных работников органов юстиции. Помимо этой задачи, реформа преследовала и другие. Так, подбор квалифицированного персонала на вышеуказанную должность позволяет проводить жесткий отбор кандидатов, а также дает судьям возможность заниматься непосредственно своей работой, а не бумажной волокитой.

Итак, кто же такой помощник судьи? Это федеральный служащий, входящий в состав аппарата суда и наделенный полномочиями, а также имеющий обязанности, предусмотренные Федеральным Законом РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

обязанности помощника судьи

Требования к помощнику судьи

К лицам, которые претендуют на должность «помощник судьи», требования предъявляются весьма жесткие. Это и не удивительно, ведь данная работа подразумевает под собой непосредственное общение с участниками судопроизводства, а также принятие - пусть и косвенного - участия в вынесении решений по гражданским и уголовным делам.

Чтобы попасть на данную должность, человек обязательно должен иметь высшее юридическое образование. Оно может быть получено как в очной, так и в заочной форме. Стаж работы по полученной специальности - не менее четырех лет. Если же соискатель ранее занимал должность государственного служащего, то требуемый стаж сокращается до двух лет.

Со всеми кандидатами проводится личное собеседование, в ходе которого проверяются знания таких важнейших нормативно-правовых актов, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы, непосредственно регламентирующие деятельность судов, а также нормативной базы в сфере своих полномочий (например, кандидат на должность «помощник арбитражного судьи» должен знать нюансы рассмотрения налоговых и экономических дел, а тот, кто хочет работать в уголовном судопроизводстве, должен хорошо представлять, что такое преступление и каков его состав). Помимо этого, соискатель обязан владеть основами делопроизводства и ведения переговоров, изучить трудовой регламент и внутренний распорядок рабочего дня, нормы безопасности и многое другое.

К умениям кандидата тоже предъявляются жесткие требования. Так, помощник судьи районного суда должен уметь проводить анализ и обобщение необходимой информации; работать с нормативными актами и умело применять их на практике; в трудной ситуации не терять контроля над ней и находить оптимальный выход; заранее разрабатывать план действий; видеть, поддерживать и учиться внедрять в свою деятельность передовой опыт, в том числе и зарубежный; эффективно взаимодействовать с другими подразделениями и органами иных смежных структур; контролировать выполнение данных поручений; учиться правильно распределять свое время; обладать определенными личностными качествами (спокойствие, трудолюбие, энергичность и усердие).

помощник мирового судьи

В чем заключаются обязанности помощника судьи?

Прежде чем подавать резюме, необходимо знать, с чем вам придется столкнуться на новом месте и чего от вас потребует работодатель.

Обязанности помощника судьи весьма обширны и значимы. Он должен выполнять следующую работу:

  • Тщательно изучать все поступающие к судье исковые заявления, жалобы, а также вносить предложения по ним, готовить проекты судебных решений.
  • Принимать активное участие в процессе подготовки дела к рассмотрению.
  • Оказывать содействие судье в организации слушания дела, проводить собеседование и предварительное судебное заседание с учетом того, что помощник судьи не вправе осуществлять какие-либо действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.
  • Осуществлять контроль за исковыми заявлениями и жалобами, оставленными без движения, а также за теми делами, производство по которым отложено или приостановлено.
  • Надзирать за деятельностью, связанной со своевременным направлением сторонам процесса соответствующих документов.
  • Изучать судебную практику в соответствии со спецификой рассматриваемых споров.
  • Участвовать в составлении всех необходимых отчетов о результатах деятельности судьи.
  • Готовить материалы для докладов и выступлений, тщательно проверять содержащуюся в них информацию.
  • Формировать ответы на запросы и предложения, поступающие в ходе работы.
  • Уметь работать в программе «Консультант плюс».

помощник арбитражного судьи

Полномочия помощника судьи

Как можно увидеть, круг обязанностей помощника судьи очень широк. Для того чтобы беспрепятственно осуществлять их, он наделяется перечнем полномочий, которые может использовать в рамках, ограниченных законодательством.

Какие же права есть у данного государственного служащего? Он может повышать свой профессиональный уровень в учебных заведениях системы подготовки и переквалификации работников аппарата суда; использовать любые имеющиеся в архиве нормативные, статистические и иные материалы; получать все необходимые сведения из структурных подразделений и от специалистов; вносить предложения по усовершенствованию своей деятельности.

Различия работы помощника судьи в арбитражном, мировом и районном судах

Если вы хотите устроиться на работу на указанную должность, то наверняка интересуетесь, чем же отличаются обязанности в разных категориях судов. Ответ на данный вопрос очень простой. Так, помощник мирового судьи будет заниматься делами, которые находятся в компетенции данного органа. Это споры гражданского характера, связанные с алиментными обязательствами, наследственным правом, бракоразводным процессом, оспариванием действительности заключенных договоров и т. д. Сюда же относятся и уголовные дела небольшой степени тяжести (побои, причинение легкого вреда здоровью, угроза убийства).

Арбитраж занимается преимущественно экономическими спорами между юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Следовательно, помощник судьи арбитражного суда должен будет принимать непосредственное участие в делах, связанных с коммерческой деятельностью. Это очень интересная, но в то же время весьма сложная и пространная область судопроизводства.

помощник судьи арбитражного суда

Льготы, предоставляемые помощнику судьи

Помощник судьи относится к категории государственных служащих, а следовательно, на него распространяются все нормы, касающиеся льгот для данной группы граждан. При выслуге, превышающей 10 лет, размер очередного отпуска составляет 42 дня. Имеется возможность пользоваться бесплатной медицинской помощью, а также получать скидки на санаторно-курортное лечение.

Как устроиться помощником судьи

Чтобы устроиться помощником судьи, лучше всего сначала поработать секретарем или делопроизводителем в том месте, в котором вы хотите продолжить карьеру. Тогда уже через два года можно занять желаемую должность. Помните, что для этого необходимо обладать дипломом о высшем юридическом образовании. Достаточно и степени бакалавра. Если вы не можете тратить драгоценное время на получение образования в очной форме, то можете одновременно работать и устроиться на заочное отделение. Тогда к тому моменту, когда накопится необходимый стаж, у вас как раз будет и образование.

помощник судьи районного суда

Преимущества и недостатки профессии

К минусам профессии можно отнести ненормированный рабочий день и постоянно меняющийся график. Конечно, в соответствии с трудовым законодательством, никто не может заставить вас работать сверхурочно, но на практике выходит все по другому. Будьте готовы к тому, что дел окажется настолько много, что вам придется выходить в праздничные дни или задерживаться на службе допоздна. Еще один весомый недостаток должности «помощник судьи» - зарплата. 2014 год не принес существенных изменений в регулирование данной проблемы. Сейчас доход служащих этой категории составляет в среднем по России 16 000 рублей. В северных регионах эта сумма на порядок выше и достигает 35 тысяч рублей.

Помимо этого, вам придется столкнуться с неуважительным отношением участников процесса. Люди приходят в суд за выяснением отношений, поэтому часто находятся на взводе, а сотрудники становятся для них отдушиной, в которую можно выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.

К преимуществам относится стабильный доход и достаточно продолжительный отпуск. Так как работа официальная, в Пенсионный фонд идут все необходимые отчисления.

Возможности карьерного роста

Конечно, можно услышать историю о том, как чей-то знакомый дослужился до председателя суда, начиная с простого помощника. Но в реальности так получается очень редко. Обычно помощник судьи так и работает на этой должности до пенсии. Ситуация практически не изменилась с прошлых веков. Так, в Древнем Китае помощники судей (конечно, они назывались по-другому) твердо знали, что никогда не займут более высокое положение. Это регламентировалось как служебными, так и иерархическими нормами.

помощник судьи зарплата 2014

Помощник судьи: отзывы о профессии

Люди, работающие в суде, знают не понаслышке о том, как много моральных и физических сил отнимает эта профессия. Бесконечная бумажная волокита, постоянные нападки истцов и ответчиков, регулярные отчеты – все это требует максимальной выдержки и концентрации внимания. Но и преимуществ здесь много. Проработав в судопроизводстве, можно получить огромный опыт общения, обращения с документацией и владения нормативно-правовыми актами.

Заработная плата помощника судьи

Рассматривая такой вопрос, как повышение зарплаты помощникам судей, следует помнить, что 2014 год стал для них абсолютно не прибыльным. Скорее всего, если доход данных сотрудников и повысится, то в рамках инфляции, которая составит от 5 до 7 %. Как пояснил представитель Государственной Думы, в этом году значительного увеличения заработной платы ждать не стоит.

Однако не все так печально. В ближайшие три года Правительство РФ планирует провести финансовую реформу, связанную с повышением уровня денежного довольствия всех работников судов. В первую очередь этого можно будет достичь за счет увеличения премий. На сегодняшний день зарплата помощника судьи состоит из нескольких частей, которые увеличиваются соразмерно стажу работы. Таким образом, у служащего есть весомый стимул карьерного роста: чем дольше он находится на службе, тем выше его доход.

Читайте также: