Как называется должность главы нашего государства мир президент царь

Опубликовано: 09.05.2024


Почему глава государства в России называется президентом? Почему Россия президентская, а не парламентская республика? Кто вообще так решил и когда?

22 года назад, 15 марта 1990 года, Михаил Сергеевич Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Верховного Совета СССР, на Третьем внеочередном съезде народных депутатов спустился из президиума к небольшому столику, положил руку на Конституцию и, кажется, совсем не волнуясь, произнес: «Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР». Дословно эту фразу на территории современной России и бывшего СССР больше не повторит никто и никогда. Но все последующие главы государств будут называть себя президентами и будут так же, как Горбачев, клясться на Конституции. Клясться, гарантируя ее соблюдение. За несколько минут до того, как Горбачев произнес текст своей присяги, к микрофону вышел академик Юрий Осипьян, председатель счетной комиссии съезда народных депутатов, и огласил результаты выборов.

Это были очень странные выборы. Во-первых, выбирали между Горбачевым и никем. Поначалу депутатская ассоциация «Союз» выдвинула еще Николая Рыжкова и Вадима Бакатина, но они согласия на выдвижение своих кандидатур не дали, так что 14 марта в бюллетенях оставалась только одна фамилия — Горбачев. Анекдот потом рассказывали такой: «Михаил Сергеевич, выбирайте арбуз». — «Да как же мне выбирать, если он у вас один?!» — «Ничего, Михал Сергеич, мы же вас выбирали».

Во-вторых, выбирали не всей страной, а двумя тысячами народных депутатов. К этому моменту президенты в разных странах выбирались уже не одну сотню лет. Это были разные президенты, наделенные разными полномочиями. Были президенты президентских республик, как в США или большинстве стран Латинской Америки. Были президенты парламентских республик, как в Израиле, Германии, Италии. Были даже пожизненные президенты — в Тунисе или Уганде, например. Так что же именно имел в виду Горбачев, называя себя президентом? Само слово «придумали» ближайшие соратники и помощники Горбачева — Александр Яковлев, Георгий Шахназаров, Вадим Медведев, Валерий Болдин, Анатолий Лукьянов. Говорили о введении поста президента и в лагере оппозиции, на собраниях Межрегиональной депутатской группы (МДГ), — Анатолий Собчак и Андрей Сахаров. Каким образом аппаратчики и демократы в итоге сошлись на том, что стране нужна президентская республика?


Во время правления Горбачева появилось неслыханное количество самых разных предметов с символикой: часы, майки, значки, кружки, календари. Во-первых, потому, что узнаваемых лозунгов было очень много. А во-вторых, кооперативное движение набирало обороты. Например, пошивом батников с перестроечной символикой занимался кооператив «Символ», который создавался при непосредственном участии Елены Батуриной, будущей жены будущего мэра
Анатолий Черняев, помощник Горбачева, в своих дневниках пишет, что бумага о президентстве была подготовлена еще в 1985 году, но в своих книгах и Яковлев, и Шахназаров, и Медведев впервые слово «президент» начинают употреблять в связи с XIX партконференцией, то есть в 1988 году. Это в кулуарах. С трибуны же о необходимости введения поста президента скажет Александр Яковлев в 1990 году. Холодная война практически окончена, на Западе Горбачеву рукоплещут, выходят на улицы во время его визитов, он дважды попадает на обложку Time как Человек года (под заголовком: «Михаил Горбачев. Прервал советский летаргический сон») и как Человек десятилетия (с титулом «Покровитель перемен»). Красиво было бы предположить, что в этот момент его советники решают, что генеральному секретарю Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Горбачеву нужен новый, звучный и понятный статус, который поставит его в один ряд с главами западных государств. Это так лишь отчасти.

Чтобы понять основную причину, по которой появился пост президента, нужно вспомнить, как именно работала система государственной и партийной власти в те годы в СССР. По сути, этого разделения — государственное устройство и партийное — не было.

Партия в стране была одна — коммунистическая. У партии был Центральный комитет. Руководящий орган, в который входили члены партии и кандидаты, разделенный на отделы, — это тот самый знаменитый аппарат ЦК. Слово «аппаратчики», которым стали называть всех номенклатурщиков, произошло именно от него. Между пленумами ЦК партией управляло Политбюро — около 20 самых влиятельных коммунистов страны.


Раиса Максимовна Горбачева была единственной первой леди в истории страны, которая часто появлялась на публике вместе с мужем. Ни жены советских генсеков до нее, ни супруги российских президентов после никогда не пользовались такой популярностью
Ни одно значимое назначение на любой пост, ни один закон, ни одно постановление не принимались без ведома Политбюро. «Депутаты назначались (а выборы их были лишь фикцией). Назначенные депутаты собирались на сессии, чтобы одобрить — непременно единогласно! — уже заранее подготовленное решение. Дело даже дошло до того, что определенная должность сопрягалась с представительством в определенном совете. Скажем, ректор Ленинградского университета по партийному раскладу всегда был депутатом Верховного Совета РСФСР, а ректор Московского университета — по тому же раскладу — заседал в Верховном Совете СССР. Декан юридического факультета ЛГУ всегда входил в Ленсовет, и иного быть не могло», — пишет Анатолий Собчак в книге «Хождение во власть».

В Конституции, в статье номер шесть, отдельно обговаривалась руководящая и направляющая роль КПСС. Главой государства де-факто был генеральный секретарь ЦК КПСС, а де-юре глава государства в стране был коллективный — Президиум Верховного Совета. Генсеком к 1990 году был Михаил Горбачев, который занял эту должность в 1985 году.

Что же касается государственного устройства, то органом законодательной власти (при демократическом политическом устройстве называемым парламентом) был Верховный Совет СССР. Кроме того, был Совет министров, Совмин, — это как бы исполнительная власть. Парламент как бы выбирали на как бы выборах.

Вот, например, как избирался депутатом в Верховный Совет СССР Георгий Шахназаров — один из главных идеологов демократии, перестройки и гласности: «Получил уведомление оргпартотдела, что трудящиеся Ташаузской области Туркменской ССР выдвинули мою кандидатуру в высший законодательный орган власти и просят согласия баллотироваться. Почему в Туркмении? Очень просто: умер тамошний депутат, освободилось место. Заботиться о предвыборной кампании в те времена не приходилось, за тебя все делали вездесущие партийные органы. Получив командировку, я направился в Ашхабад, был встречен в аэропорту высокими местными чинами и препровожден в кабинет Сапармурата Ниязова. Осторожно, но достаточно внятно я признался, что чувствую некоторое неудобство: человек со стороны, никак не связанный с республикой, должен буду представлять ее в Москве. Ниязов успокоил, сказав, что меня это не должно смущать, партийно-государственный актив и население области рады заполучить «своего человека в Цент ре». Это было в 1987 году, а в 1988-м по инициативе Горбачева все стало происходить иначе: высшим органом законодательной власти становился Съезд народных депутатов. Выборы народных депутатов 1989 года очень сильно отличались от описанного Шахназаровым. Это еще не были настоящие свободные выборы: треть депутатов (750 человек) не выбирались, а выдвигались всевозможными общественными организациями — таким образом гарантировались места членам КПСС, а еще у 399 кандидатов не было конкурентов. Но все-таки голосование было тайным, а кандидаты впервые стали участвовать в теледебатах. Закончились выборы огромным съездом народных депутатов — всего 2250 человек.


1. А на родине чаще ругали за пустые полки магазинов и обвиняли в половинчатости реформ и недостаточной смелости
2. Фрагмент картины Ильи Глазунова «Великий эксперимент» (1990 год). Слева направо: премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, Михаил Горбачев, президент США Джордж Буш — старший, Раиса Горбачева, федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль
3. Портреты членов Политбюро на проспекте Руставели в Тбилиси. Эдуард Шеварднадзе (второй справа в нижнем ряду) всего через несколько лет станет президентом Грузии, и его портреты опять будут висеть на улицах и в кабинетах
4. На Западе Горбачеву рукоплескали, ставя в заслугу окончание холодной войны и, как следствие, падение Берлинской стены. Слово «перестройка» стали понимать на всех языках

Первый съезд, который Горбачев разрешил транслировать в прямом эфире, был одновременно громом, молнией и Диснейлендом посреди пустыни. Там проходят настоящие прения, там впервые перестают вставать в зале при появлении Горбачева. Когда он станет президентом, будут вставать опять, но в тот момент не встают, подчеркивая свое отношение скорее к партии, которую он возглавляет, чем к нему лично. Андрей Сахаров берет слово восемь раз — треть зала аплодирует, две трети — свистят, захлопывают его выступления. Там впервые на всю страну рассказывают о вспышках национализма, Чернобыльской аварии, подавлении демонстрации в Китае. Про подавление китайской демонстрации, правда, слышат не все, а только первые ряды сидящих в зале депутатов и телезрители, потому что когда Сахаров начинает говорить об этом, Горбачев отключает его микрофон. Новый Верховный Совет съезд избирал из своего состава. Горбачев стал его председателем.

Иными словами, к этому моменту Горбачев — и генсек, и председатель Верховного Совета. Так зачем же ему становиться президентом, если он и так главный?

Наступает 1990 год. Межрегиональная депутатская группа, фракция, которая образовалась еще на Первом съезде народных депутатов, борется за отмену шестой статьи Конституции о главенствующей роли партии. Таким образом, Анатолий Собчак, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев, Галина Старовойтова, Борис Ельцин продолжают дело, начатое Андреем Сахаровым (сам Сахаров умер в декабре 1989 года). 4 февраля в Москве проходит демонстрация: не меньше трехсот тысяч человек выходят на улицы с требованием отменить шестую статью.


1. Александр Николаевич Яковлев, один из главных идеологов перестройки, больше всего боялся попытки КПСС опять укрепить свое влияние в стране. Именно он первым предупредил Горбачева о готовившемся путче. Правда, Горбачев его не послушал
2. Егора Лигачева называли антагонистом Яковлева. Когда Горбачев стал президентом, именно Яковлев занял место Лигачева на всех заседаниях — по правую руку от главы государства

Что будет, если компартия потеряет руководящую роль? Генсек больше не будет главой государства, а будет просто руководителем партии, как Зюганов в современной России. Должность председателя Верховного Совета — это должность главы законодательной власти, спикер. Другими словами, привычная система перестанет существовать. Горбачев может потерять свою неограниченную власть.

В феврале 1990 года на заседании Верховного Совета Александр Николаевич Яковлев, один из главных идеологов перестройки, говорит: «Нужен ли нам президент? Мое глубокое искреннее убеждение — абсолютно необходим, притом не столько сегодня, сколько на перспективу, мы опаздываем с введением этого института». В этой же речи он задается вопросом: нет ли риска, что президент опять узурпирует власть? При этом говорит, что символический президент стране не нужен.

«Какой должна быть новая модель политической системы, — тут мнения были разные. Пошли горячие споры. Лукьянов носился с идеей «Республики Советов». Яковлев и Шахназаров склонялись к президентской системе. Болдин, как обычно, сохранял таинственную неопределенность», — пишет Вадим Медведев в книге «В команде Горбачева: взгляд изнутри».

Сам Медведев, один из ближайших соратников Михаила Горбачева, не отвергая президентской системы в принципе, предлагал вот что: «Партия как политическая организация ведет борьбу на выборах за большинство в Советах, опираясь на это большинство, получает мандат на формирование правительства как высшего исполнительного органа, ответственного перед представительным органом. Лидер партии становится главой правительства». То есть Медведев предлагал, по сути, парламентскую систему политического устройства, непонятно только, как он предлагал называть главу правительства страны.

В МДГ тоже говорили о введении поста президента. В частности, в проекте Европейско-Азиатского Союза, разработанном Андреем Сахаровым и другими членами МДГ, главой государства назывался именно президент. Но Сахарова тогда больше всего волновала отмена шестой статьи Конституции: он не хотел, чтобы президент произносил присягу, положив руку на Конституцию, в которой утверждается, что у КПСС есть руководящая роль. Собчак, один из лидеров демократического лагеря, не считал тогда своевременным проведение всеобщих выборов и при этом хотел наделить президента функциями полновластного руководителя: «Я говорил, что нам не нужен Жандарм Всея Руси. Нам нужен арбитр, координатор и глава исполнительной власти, который несет персональную ответственность за принятые им решения. Другими словами, нам требуется персонификация и власти, и ответственности, ибо до тех пор, пока нами управляют коллегиальные органы, не может быть никакого спроса».


1. Анатолий Собчак не был сторонником парламентаризма. Когда Горбачев стал председателем Верховного Совета, Собчак послал ему записку — мол, а кто страной-то правит, если вы здесь с нами сидите
2. В проекте Европейско-Азиатского Союза Сахаров высказал многие идеи, которые диссиденты обсуждали еще во времена застоя, в частности введение поста президента

Анатолий Черняев понимал пост президента куда более традиционным для номенклатурщика образом как пост именно что «жандарма всея Руси», пользуясь терминологией Собчака: «Если он (Горбачев) хочет иметь то, чего заслуживает президент сверхдержавы, он должен вести себя как президент, то есть с нарастающим акцентом авторитарности, только тогда народ признает его право жить во дворце и заткнется. Если же он будет играть в демократа — «я такой же, как и вы все», — «дача» обернется дискредитацией, потерей авторитета (под «дачей» я имею в виду все регалии и амбиции Раисы Максимовны)».

Сам Горбачев, по воспоминаниям Шахназарова, не раз говорил, что «вам не удастся сделать из меня английскую королеву». То есть такого главу государства, который наделен высоким статусом, но при этом лишь наблюдает, как страной управляет парламент и Кабинет министров.

Так почему же выигрывает президентская система и почему Яковлеву, чья концепция в итоге и победила, не нужен был символический президент? Яковлев был человеком из команды Горбачева. Именно с Горбачевым он связывал происходящие в стране перемены, больше всего боялся отката обратно в СССР. Иными словами, Яковлев придумывал не концепцию президентства вообще, а концепцию президентства Михаила Горбачева. Бывший генеральный секретарь с отменой шестой статьи Конституции оставался только с одной — законодательной — ветвью власти в руках, но, становясь президентом, обретал исполнительную.

В марте 1990 года в течение трех дней происходит вот что. 13 марта депутаты голосуют за введение поста президента. 14 марта за отмену шестой статьи. 15 марта Горбачев становится президентом. В Конституцию записывают, что президент «формирует Кабинет Министров СССР, вносит в его состав изменения, представляет Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождает от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР».


Журнал Time в 1989 году назвал Горбачева Человеком десятилетия. Больше такого титула не получал никто и никогда. Были, правда, Человек половины века (Черчиль) и Человек века (Эйнштейн)
Шахназаров потом напишет: «Свое, и немаловажное, значение имело то обстоятельство, что заседания новых органов проходили в продолговатом зале, примыкавшем к «Кабинету на высоте», где регулярно заседало Политбюро ЦК КПСС. В том же председательском кресле восседал Михаил Сергеевич, раньше — в роли генсека, теперь — президента. Так же по ранжиру рассаживались члены правящего синклита, а вдоль стен — помощники и приглашенные. Так же время от времени по сигналу Главного подавали чай с небольшими булочками, печеньем, а после особенно долгого сидения — с миниатюрными бутербродами. Казалось, ничто не изменилось под луной, только зал из партийного стал государственным».

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Был братом норвежской принцессы Ефанды, супруги Рюрика. По этнической принадлежности - урман (древненорвежец).

Захватил Киев, объединив Новгородскую Русь и Киевский (Самватасский) Каганат. С этого момента должность главы Руси стала называться Великий Князь


Александр Ярославич Невский

1249 — 14 ноября 1263


Ярослав Ярославич Тверской

С этого момента главами Русского государства были Великие Князья Владимирские.


Василий Ярославич Костромской

1272 — январь 1277

Дмитрий Александрович Переяславский


Андрей Александрович Городецкий

Дмитрий Александрович Переяславский


Андрей Александрович Городецкий


Михаил Ярославич Тверской

осень 1304 — 22 ноября 1318


Юрий Данилович Московский

1318 — 2 ноября 1322

Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской

1322 — 15 сентября 1326


Александр Михайлович Тверской


Александр Васильевич Суздальский

Иван Данилович Калита Московский был при нём соправителем


Иван Данилович Калит á Московский

1331 — 31 марта 1340


Семён I Иванович Гордый Московский

1 октября 1340 — 26 апреля 1353


Иван Иванович Красный Московский

25 марта 1353 — 13 ноября 1359


Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский

22 июня 1360 — январь 1363


Дмитрий Иванович Донской

1363 — 19 мая 1389

Одержал 8 сентября 1380 года победу над Мамаем на Куликовом поле . Однако два года спустя Москва была взята и разорена Тохтамышем. В следующем году написал Тохтамышу покаянное письмо и вновь получил ярлык на Великое княжение Владимирское.


Василий Дмитриевич Московский

15 августа 1389 — 27 февраля 1425

Василий II Васильевич Тёмный

27 февраля 1425—1433

С этого момента должность главы русского государства называлась Великий Князь Московский


Юрий Дмитриевич Звенигородский

Василий II Васильевич Тёмный

1433 — 31 марта 1434


Юрий Дмитриевич Звенигородский

31 марта — 5 июня 1434


Василий Юрьевич Косой

5 июня — начало июля 1434

Василий II Васильевич Тёмный

начало июля 1434 — 7 июля 1445

Дмитрий Юрьевич Шемяка

7 июля — 26 октября 1445

Василий II Васильевич Тёмный

26 октября 1445 — 13 февраля 1446

Дмитрий Юрьевич Шемяка

12 февраля 1446 — 17 февраля 1447

Василий II Васильевич Тёмный

17 февраля 1447 — 27 марта 1462


Иван III Васильевич Великий

27 марта 1462 — 27 октября 1505


Василий III Иванович

27 октября 1505 — 4 декабря 1533


Иван IV Васильевич Грозный

4 декабря 1533 — 30 октября 1575

С 16 января 1547 года должность главы государства называлась Царь Всея Руси


Симеон II Бекбулатович

30 октября 1575 — 18 июля 1576

Был назначен Иваном Грозным, но спустя некоторое время им же и смещен.


Иван IV Васильевич Грозный

18 июля 1576 — 18 марта 1584


Фёдор I Иванович

19 марта 1584 — 7 января 1598

Последний представитель династии Рюриковичей. Был настолько религиозен, что считал супружеские отношения греховными, вследствие чего умер бездетным.


Ирина Фёдоровна Годунова

7 января — 15 января 1598

После смерти мужа была провозглашена царицей, но престол не приняла и ушла в монастырь.


Борис Фёдорович Годунов

17 февраля 1598 — 13 апреля 1605

Первый царь из династии Годуновых


Фёдор II Борисович Годунов

13 апреля — 1 июня 1605

Последний царь из династии Годуновых. Вместе с матерью задушен стрельцами, перешедшими на сторону Лжедмитрия.


Лжедмитрий I

20 июня 1605 — 17 мая 1606

По общепризнанной версии Отрепьев Юрий Богданович, по мнению некоторых историков, выживший после покушения царевич Дмитрий Иванович.


Василий Иванович Шуйский

19 мая 1606 — 17 июля 1610

Мстиславский Фёдор Иванович

17 июля — 17 августа 1610


Владислав I Сигизмундович Ваза

17 августа 1610 — 24 октября 1612

Был призван на царство Семибоярщиной, но в правление Россией фактически так и не вступил и в России не был. От его имени власть осуществлял князь Мстиславский.


Пожарский Дмитрий Михайлович, Сухорукий Козьма Минич

24 октября 1612 — 21 февраля 1613

Временные фактические правители без какого-либо официального статуса.


Михаил I Фёдорович

21 февраля 1613 — 13 июля 1645

Первый царь из династии Романовых. Фактическим правителем до 1633 года был его отец патриарх Филарет.


Алексей I Михайлович

13 июля 1645 — 29 января 1676


Фёдор III Алексеевич

30 января 1676 — 27 апреля 1682


Иван V Алексеевич

25 апреля 1682 — 29 января 1696.

С 27 апреля 1682 правил совместно с Петром I До сентября 1689 года страной фактически правила царевна Софья Алексеевна. Всё время считался тяжело больным, что не помешало жениться и заиметь восьмерых детей. Одна из дочерей, Анна Иоанновна, стала впоследствии императрицей.


Пётр I Великий

27 апреля 1682 — 28 января 1725


Екатерина I

28 января 1725 — 6 мая 1727


Пётр II

7 мая 1727 — 19 января 1730


Анна Иоанновна

4 февраля 1730 — 17 октября 1740

Дочь Ивана V Алексеевича.


Иван VI

17 октября 1740 — 25 ноября 1741

Правнук Ивана V . Вступил на престол в двухмесячном возрасте. Регентами при нем были Эрнст Иоганн Бирон, а с 7 ноября 1740 – его мать Анна Леопольдовна.


Елизавета Петровна

25 ноября 1741 — 25 декабря 1761


Пётр III

25 декабря 1761 — 28 июня 1762


Екатерина II Великая

28 июня 1762 — 6 ноября 1796


Павел I

6 ноября 1796 — 11 марта 1801


Александр I

12 марта 1801 — 19 ноября 1825


Николай I

12 декабря 1825 — 18 февраля 1855


Александр II Освободитель

18 февраля 1855 — 1 марта 1881


Александр III Миротворец

1 марта 1881 — 20 октября 1894


Николай II

20 октября 1894 — 2 марта 1917


Михаил II

2 марта — 3 марта 1917

Младший брат Николая II . На престол не вступил и отрекся «в пользу народа» на другой день после отречения старшего брата.


Родзянко Михаил Владимирович

3 марта — 6 октября 1917

Председатель Временного Комитета Государственной Думы. С июля вся полнота власти фактически принадлежала Временному правительству, а 6 октября Временный Комитет вместе с Государственной думой был упразднен и формально.

Авксентьев Николай Дмитриевич

6 октября — 25 октября 1917

Председатель Временного Совета Российской республики (Предпарламента), учрежденного Демократическим Совещанием.


Каменев Лев Борисович

27 октября — 8 ноября 1917

С этого момента должность главы государства называлась Председатель ВЦИК. Фактическими руководителями страны были сначала глава Совнаркома Ленин, а с 3 апреля 1922 года – главы коммунистической партии.


Свердлов Яков Михайлович

8 ноября 1917 — 16 марта 1919

Владимирский Михаил Фёдорович

16 марта 1919 — 30 марта 1919


Калинин Михаил Иванович

30 марта 1919 — 19 марта 1946

С 5 декабря 1936 года должность главы государства стала называться председатель Президиума Верховного Совета.


Шверник Николай Михайлович

19 марта 1946 — 15 марта 1953

Ворошилов Климент Ефремович

15 марта 1953 — 7 мая 1960


Брежнев Леонид Ильич

7 мая 1960 — 15 июля 1964

Микоян Анастас Иванович

15 июля 1964 — 9 декабря 1965

Подгорный Николай Викторович

9 декабря 1965 — 16 июня 1977


Брежнев Леонид Ильич

16 июня 1977 — 10 ноября 1982

С этого момента пошла традиция совмещять должности генерального Секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета.


Кузнецов Василий Васильевич

и.о. 10 ноября 1982 — 16 июня 1983


Андропов Юрий Владимирович

16 июня 1983 — 9 февраля 1984


Кузнецов Василий Васильевич

9 февраля 1984 — 11 апреля 1984


Черненко Константин Устинович

11 апреля 1984—10 марта 1985


Кузнецов Василий Васильевич

10 марта 1985 — 2 июля 1985


Громыко Андрей Андреевич

2 июля 1985 — 1 октября 1988


Горбачёв Михаил Сергеевич

1 октября 1988 — 25 декабря 1991

С 29 мая 1989 года должность главы государства стала называться Председатель Верховного Совета, а с 15 марта 1990 – Президент СССР


Ельцин Борис Николаевич

10 июля 1991 — 31 декабря 1999

Параллельно до 25 декабря 1991 существовала должность Президент СССР, упраздненная вместе с Советским Союзом

Изменения в территориальном устройстве страны, реформа социального обеспечения, действия силовых органов дают основания снова задать вопрос о характере полномочий первого лица нашей страны – не только писанных, но и культурно обусловленных. Этой теме посвящается вторая беседа с директором Института национальной модели экономики Виталием Найшулем и научным сотрудником этого института Ольгой Гуровой. Первая беседа -- «Как строить Российскую империю», – это один из возможных подходов к содержательному пониманию выступлений Путина после Беслана (если реформу регионального управления принимать за реформу страны, а не просто за «подвижки» в административном аппарате). Представленный ниже текст является продолжением разговора об инициативах власти осени-зимы 2004 года в аспекте политического анализа высказываний президента, которые вызывают подозрения в дисфункции власти. Беседовал Виталий Лейбин.

Что такое сильная власть и чем она отличается от слабой? Как это можно определить? В чем ее функция? Можем ли мы ввести какую-то систему координат, чтобы понять, сильна ли наша власть или слаба?

Найшуль. Говоря о силе власти, у нас обычно путают ее способность организовывать страну (даже не проводить реформы, а просто выполнять функцию организации социума) и способность к репрессиям.

Например, если академический институт выпускает орфографический словарь, то закрепляет тем самым нормы русского языка. Это – социально-организаторская функция. И без словаря можно жить, но тогда понятие нормы становится расплывчатым. Что касается государственной власти, то ее сила в том, чтобы адекватно, так как у нее есть воля и разум, способствовать организации всего социума, включая работу государственных органов.

Другой способ общения людей с властью состоит в ожидании и боязни репрессий. Здесь сила измеряется тем, сколько людей чувствуют, что их могут посадить, сослать и т.п. Мне кажется, что по отношению к каким-то категориям граждан репрессивная составляющая власти за последнее время усилилась.

Но, помнится, Борис Павлович Курашвили прочитал в 1981 году доклад о слабости советского государства. Это притом, что тогда еще сажали диссидентов и власть была гораздо жестче, чем сейчас. Доклад поразил всех: все разом заспорили. Меня, однако, он не удивил: в Госплане, где я работал в 70-е годы, слабость власти уже ощущалась. Когда ЦК КПСС принимает решения, они одобряются партийным Съездом (куда выносились только самые важные вопросы), а потом эти решения не выполняются, – это значит, что страна неуправляема.

Когда Путин пришел к власти после Ельцина, было тотальное убеждение, что власть усилилась. Почему так произошло?

Найшуль. Я думаю, что Путин воспользовался очень мощным этосным ресурсом. Что про него говорили? Говорили, что не знаем, какая у него программа, но «он наш», «такой же, как мы». Это очень важное чувство. Если он такой, как мы, значит, он думает, как мы. Мы ему доверяем.

Как я уже говорил, сила власти меряется не только мощью репрессий. Наполеона, например, кадровые солдаты называли «наш маленький капрал». Самый сильный Царь – не тот, кто раздает тумаки направо и налево, а тот, кого невозможно ослушаться. Спайка с обществом и есть его реальная сила. Это хорошо видно по российской истории. Первый Царь династии Романовых Михаил Федорович был очень слабым и как личность, и по репрессивным возможностям. Но после Смутного времени вся страна желала поддержать Царя, и в результате он был очень эффективен. А вот другой слабый администратор – Николай II – был беспомощен, потому что значительная часть людей шла против царской власти или была к ней безразлична.

Отсутствие контакта, связи со страной «обескровливает» власть. Ельцин в какой-то момент потерял эту связь: Чечня, мелкие, но заметные народу ошибки, потом олигархи. Но в начале для большинства населения он был своим. Это – колоссальный ресурс.

Насколько я понял, «этосный» ресурс с самого начала был и у Путина. Но почему сейчас мы ощущаем кризис власти?

Прежние Думы ставили палки в колеса, правительства «несли свою пургу», и первому лицу было, конечно, не разбежаться. Волеизъявлением страны и Государственная Дума, и Правительство оказались подчинены Президенту, и стало мерещиться, что можно делать все, что угодно. Но согласие надо получать не внутри Садового кольца, а со всей страной, а она от Президента не зависит. Наоборот, это он зависит от нее.

Возможно, также, кризис вызван изоляцией Президента. Ведь Президент России – заключенный, перевозимый из загородной резиденции в Кремль и обратно. Больше он ничего не видит. Путин не имел опыта такой изолированной жизни, но он вырос в питерской коммунальной квартире, и этого ему надолго хватило. Но за победоносными государственными делами в изоляции, можно растерять чувство того, что подойдет для коммунальной квартиры, а что нет.

Однако самое главное – не это. После Беслана стало ясно, что долго отстраиваемая вертикаль власти оказывается никчёмной. Это понял народ. Это понял Президент. Они знают это друг про друга, но пока молчат…

А как должно поступать первое лицо, чтобы быть адекватным? Можем ли мы сформулировать общие принципы?

Найшуль. Первое лицо нашего государства называется Царем – и это правда даже в наши демократические времена. Вощанов, бывший пресс-секретарь Ельцина, возмущенно рассказывал, как Президент, исчерпав все доводы, сказал ему: «Тебе Царь сказал, иди и делай!». То есть не просто начальник, а Царь. Это было где-то в 1991 году. А когда Ельцин покидал свой пост, на экране одновременно появились два фильма – Би-Би-Си: «Царь Борис» и НТВ: «Президент Всея Руси». Да и сама передача власти в присутствии Патриарха кричала о русском государственном прошлом и мало чем напоминала современные западные аналоги. Можно также вспомнить и советскую историю, когда Сталин на вопрос матери «Кем ты работаешь?» отвечал: «Царем!».

В физике есть понятие «идеальный маятник». Это маятник без трения, с невесомой нитью и т.п. Идеальный маятник – абстракция, в природе их не бывает. Но идеализация позволяет успешно решать реальные физические задачи. Идеальные модели можно усложнять, и каждую реальную ситуацию рассматривать как модификацию идеальной модели. Аналогично и историко-культурные идеализации позволяют разбираться с современными политическими институтами. Понятно, что Ельцин - не Царь и Путин - не Царь, и, если сравнивать их с реальными Царями, различия окажутся колоссальными. Но вполне продуктивно использовать понятие «абстрактного Царя». Эта идеализация подразумевает одну функцию – Царь правит. (Мы оставляем вне анализа религиозное свойство Царя – быть помазанником Божьим.)

А есть другое русское слово – Государь. Во многих текстах оно употребляется как синоним Царя. Но с точки зрения функций никакой синонимии нет: Царь правит, а Государь владеет. Разница такая же, как между владельцем фирмы и ее управляющим. Привычная синонимия возникла оттого, что со времен Ивана IV первое лицо работало сразу на двух должностях. Кстати, и во многих фирмах владелец и управляющий являются одним физическим лицом.

В русской истории, однако, мы видим, что Государь не всегда равнялся Царю. Даль пишет, что «в народном правлении Новгорода, чествовали его Государем». В западно­европей­ских языках наш «Государь» означает «суверен», и от него происходит целый комплекс политических понятий, например, суверенитет.

Управляющему-Царю могут быть переданы огромные полномочия, но не все, и часть всегда остается за хозяином, за Государем. Неспособность отделить одни полномочия от других – причина крупных политических ошибок наших демократических Президентов.

Например?

В нашем народном правлении Государем является вся страна или, выражаясь по-старинному – вся Земля (это понятие обсуждается в тексте "Как строить Россискую империю"). Она и должна определять самое важное в политике нашего государства. Когда Ельцин самочинно, не обратившись к стране, начал первую чеченскую войну, он был не в своих правах. Война – дело опасное для всей страны, и поэтому это вопрос суверена, а не управляющего (если нет нужды в быстром оперативном решении).

Присваивание Царем полномочий Государя приводит к огромной дисфункции власти. Ельцин немедленно получил оппозицию людей самых разных взглядов: и коммунистов, и демократов. Он сам почувствовал, что обмишурился и, как тогда говорили, «спрятался за носовую перегородку» – не появлялся на публике, сославшись на операцию носа. Если Президент считал необходимым применение силы, он должен был многократно объяснять это стране. Вспомним, что Ельцин много раз демонстрировал, что ему мешает Верховный Совет, потом выступил с телеобращением к стране и лишь затем распустил Верховный Совет. Это во многом определило его победу.

После начала первой чеченской войны его союз со страной расстроился, а президентская власть сильно ослабла. В результате он вынужден был учреждать олигархов и искать у них защиту от народа. Он и сам признал чеченскую войну самой большой неудачей своего правления.

Были и другие, аналогичные ошибки Президентов. Наши боевые действия в Дагестане в начале второй чеченской войны носили оборонительный характер, и у Путина была полная поддержка населения, но когда войска перешли через Терек, характер войны изменился, и снова начались дискуссии. В этот момент первое лицо государства должно было выступить и объясниться с хозяином, с Государем.

Другой пример касается поворота внешней политики после 11 сентября, сближения с США. Такие повороты тоже требуют объяснения с сувереном, поэтому Президент должен был выступить с внешнеполитической речью и объяснить, в связи с чем мы так круто поворачиваем руль. Президент посчитал, что момент был благоприятен, и что тут обсуждать, когда и так все ясно. Это неправильная точка зрения. Сам факт того, что управляющему все ясно, не избавляет его от обязанности информировать хозяина и согласовывать с ним свои действия.

Важнейшие полномочия Государя относятся к экономико-правовой сфере. Узаконить результаты приватизации не сможет ни Президент, ни Государственная Дума, ни Верховный и Конституционный суды, ни все они, вместе взятые. Необходимо получить согласие Государя. От него же нужно получить и согласие на налогообложение: сегодня власть вырывает налоги, используя репрессивная ауру, оставшуюся в наследство от советской власти, а население валяет налогового дурака.

Мне кажется также, что и монетизация льгот может дорого обойтись Президенту. Бардак, связанный с этими льготами, обсуждается на разного рода заседаниях уже много лет. Что касается техники государственного управления, вывод очевиден: надо рационализировать движение денежных средств и сократить воровство. Но главный вопрос состоит в том, согласен ли с этим хозяин. А хозяин говорит так, как мне сказал один пожилой человек: «Что с нами делают?» Фраза «с нами делают» означает, что суверен не спрошен. Результат для власти может быть тяжелым, так как захватывает большую часть населения. А сделать компенсацию, при которой все были бы в выигрыше, – очень трудно.

Но даже если выигрыш очевиден, то это не решает всех проблем. Представьте, что вы приходите в банк, и вам говорят: «Мы будем вам выдавать деньги не ежемесячно, как договорились, а раз в два месяца, но зато в два раза больше». Вы уйдете оттуда с недоумением и подозрением: а что они сделают в одностороннем порядке в следующий раз, наплевав на собственника вложенных средств. Даже, если арифметически все правильно, то все равно возникает «напряг».

Кстати, есть и технический способ снять эту проблему: сделать переход в новую систему добровольным. В Чили переход к частной системе пенсионного обеспечения, которую сейчас пытаются внедрить у нас, был в условиях диктатуры, причем не мнимой, а всамделишной и очень жесткой. Казалось бы, диктатор может многое себе позволить. Но не все. Переход в новую пенсионную систему был добровольным: 85% перешло в течение первого месяца, а 15% осталось. И сейчас еще есть люди в старой системе. Успех реформы – результат широкой поддержки ее населением.

Гурова. А Хозе Пиньера, который придумал эту реформу, каждую неделю выступал по телевидению и рассказывал про нее. Наши же реформаторы все делают, как партизаны.

В переходный период, в «междувременье» можно многое сделать, никого не спрашивая и ничего ни с кем не согласовывая, но это не очень хороший способ постоянного ведения государственных дел.

Замечу также, что не все льготы в принципе можно монетизировать. Представьте, что в средние века решили бы монетизировать льготу – право сидеть в присутствие короля. Есть льготы, которые имеют символический характер. Попытки монетизировать символические льготы вызывают чувство оскорбления. Для многих ветеранов войны льготы носят именно символический, а не меркантильный характер. Отсюда и возмущение.

Найшуль. Необходимо подчеркнуть, что формальных институтов, представляющего волю Государя, в нынешней политической системе нет. Это извиняет первое лицо в глазах специалиста, но не спасает его от народного недовольства. Однако разговор об институтах общения первого лица со страной мы хотели бы отложить до следующей беседы.

Вы сказали в основном о том, что не следует делать первому лицу. А есть ли действия, которые ему предписываются, своего рода должностные обязанности?

Итак, во-первых, Царь правит страной, как врач правит вывих, строитель правит дорогу, автор правит рукопись; как правят косу или бритву. А еще лучше, как Бог пути грешных правит. Подобные действия характерны для "Царей- реформаторов". В качестве примера упомянем, конечно, Св.Владимира, крестившего Русскую Землю, а также Петра Первого, «прорубившего окно в Европу». И сегодня так много в нашей стране нуждается в исправлении!

В-третьих, Царь правит страной, как правят свадьбу или правят церковную службу, исполняя все должное. Так действовали "Цари-консерваторы": Владимир Мономах, Екатерина Великая; свою бюрократическую свадьбу правил Л.И.Брежнев. К сожалению, "государственная свадьба" демократических времен сильно напоминает чеховскую, а о благолепии церковной службы и мечтать не приходится.

В-четвертых, Царь правит страной, как правят пеню или убытки, т.е. взыскивая, взимая должное – и не только в денежной форме. Так действовали "взыскующие Цари": в древности – Княгиня Ольга в отношении древлян, в XIX веке – Николай I и Александр III, устранявшие негативные последствия прошедших реформ. Так пытался действовать в первый срок своего пребывания у власти В.В.Путин. В народе это называется "наведение порядка", но пока что его результаты носят противоречивый характер – наверное, потому, что никто не понимает, в чем этот порядок состоит.

В-пятых, Царь правит страной, как правят кораблем по компасу, ясно осознавая цель своих действий. Так правили "Цари-новаторы": Ярослав Мудрый, Петр Первый. Среди них мог бы быть и М.С.Горбачев, если бы его компас и карты не подпортило номенклатурное шестидесятничество. А теперь страна вообще плывет без компаса и карт.

Наконец, в-шестых, Царь правит, как возница правит упряжкой, но, конечно, не всей страной, а только служилыми людьми. В этом бывают успешны "Цари-администраторы": Иван II Калита, Екатерина II Великая, в новейшие времена И.Сталин. Наш Президент тоже попытался строить вертикаль власти, но она оказалась неполноценной.

Есть ли что-то существенное, что необходимо добавить сегодняшнему разговору о функциях первого лица в России – президента, «царя»?

Найшуль.: Сегодня в нашей стране на основе бюджетного профицита возникают грандиозные замыслы дорогостоящих инфраструктурных проектов, типа многополосной стратегической автотрассы Петербург-Владивосток. Похоже, что они отражают манию величия России у тех, кто не чувствует ее настоящих проблем. В свое время, когда Хрущев предложил «Догнать и перегнать Америку!», народ ответил, что «догнать мы можем, но перегонять ее нам никак нельзя, потому что все увидят, что у нас задница голая». Вместо того чтобы финансировать чудо-проекты, хорошо было бы вплотную заняться нашими застарелыми государственными болезнями, список которых общеизвестен. Это труднее, чем забивать шпалы по известной технологии. Но решались и такие задачи. Русские Цари ведь не только шпалы забивали!

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Президент

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России за президентом закреплен статус «главы государства» и верховного главнокомандующего. В Соединенных Штатах он наряду с этим выступает главой исполнительной власти. Во Франции президент не наделяется функцией «главы государства», хотя за ним в Основном законе закреплены большие полномочия.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента :

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

Президент России Владимир Владимирович Путин

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями . Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

Президент Трамп

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

Президенты США и России

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы .

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции .

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 апреля 2016 г. исполняется 25 лет со дня учреждения Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) должности президента страны.

История учреждения поста

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов был избран президентом СССР.

12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Основного закона) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Соответствующее голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными были признаны 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеней (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали проведение референдума.

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г.

Полномочия президента в 1991 года

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава республики. Согласно ст. 104 Конституции, высшим органом власти в России являлся Съезд народных депутатов РСФСР. К его исключительному ведению относились определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание Конституционного суда РСФСР. Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного Совета. Не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей.

25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного Совета была переименована в Российскую Федерацию, президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г VII Съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный Совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но и также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ. В ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти, также были внесены изменения. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Также депутаты отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему осенью 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ выпустил указ номер 1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД, занявших сторону президента Ельцина. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей, по данным ЦИК, были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. "Против" высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено даже в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст.80 Основного закона президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе органов госвласти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина.

Читайте также: