В каких профессиях специальностях чтение составляет основное звено

Опубликовано: 25.09.2024

У каждого человека свой взгляд на понятие «счастье’ и ответ не может быть однозначным. Например, счастье матери может заключаться в здоровье её ребёнка, девушка может быть счастлива от того, что выходит замуж за любимого человека. Счастье человека, наверное, может заключаться в том, что его желания и потребности могут совпадать с его возможностями. То есть человек захотел купить квартиру и у него такая возможность есть, потому что у него высокооплачиваемая работа. Для других счастьем может быть собственное здоровье, возможность помочь близкому человеку, жить в мирное время без войн.

  1. Что сопутствует успеху в жизни?

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей.

  1. Как выбрать своё дело?

Главное в этом выборе — чувствовать и понимать пульс общества, чем оно живет, каковы его ценности, проблемы.

  1. Можно ли в работе видеть смысл жизни?

Конечно можно, если она приносит радость и удовлетворение, пользу.

В классе и дома.

  1. Назови особенности поведения своих сверстников, свидетельствующие о появлении у них чувства взрослости.

Основными показателями чувства взрослости служат:

  • проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;
  • желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;
  • наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.
  1. Узнай и расскажи одноклассникам о людях, одержимых своей идеей.

Д. И. Менделеев был одержим идеей создания периодической системы. Несмотря на то, что идея сформировалась у Менделеева за довольно короткий срок, оформить свои умозаключения он долго не мог. Ему было важно представить свою идею в виде ясного обобщения, строгой и наглядной системы. По данным биографов, после этого разговора учёный работал над созданием таблицы три дня и три ночи, не ложась спать. Он перебирал различные варианты, в которых могли бы быть скомбинированы элементы для организации в таблицу. Осложнялась работа и тем, что на момент создания периодической системы далеко не все химические элементы были известны науке. В 1869—1871 годах Менделеев продолжал развивать выдвинутые и принятые научным сообществом идеи периодичности. Одним из шагов было введение понятия о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. Именно на основе этого, а также с опорой на результаты, полученные в ходе изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов, Менделеев исправил значения атомных масс 9 элементов, в числе которых были бериллий, индий, уран и другие. В ходе работы Д. И. Менделеев стремился заполнить пустые клетки составленной им таблицы. В результате в 1870 году им было предсказано открытие неизвестных на тот момент науке элементов. Менделеев вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов: «экаалюминия» — открыт в 1875 году, назван галлием, «экабора» — открыт в 1879 году, назван скандием, «экасилиция» — открыт в 1885 году, назван германием. Следующие его реализовавшиеся прогнозы — открытие ещё восьми элементов, в том числе полония (открыт в 1898 году), астата (открыт в 1942—1943 годах), технеция (открыт в 1937 году), рения (открыт в 1925 году) и Франция (открыт в 1939 году). В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы. Сегодня эти элементы называются благородными газами (до 1962 года эти газы называли инертными).

  1. Российский учёный О. Ю. Шмидт в 14-летнем возрасте составил план своей дальнейшей жизни: какие дела сделать, какими знаниями овладеть, как развиваться физически и т. д. На его выполнение потребовалось бы 150 лет. Работая на творческом пределе, учёный к концу жизни (умер в 64 года) выполнил всю 150-летнюю программу. Нужно ли и зачем планировать свою жизнь? Попробуй составить план на 1 месяц, на 1 год, на 3 года. Обсуди его с родителями, друзьями.

Планировать жизнь обязательно нужно, чтобы добиваться своих целей развиваться и «получать» высшие награды.

Например такой, простой план на месяц:

  1. прочитать книгу;
  2. не пропускать школьные занятия;
  3. завести новых друзей;
  4. посетить какую-нибудь секцию.
  1. достичь успехов в изучении иностранного языка;
  2. получить музыкальную грамоту;
  3. изучить предмет, который не преподают в школе;
  4. научиться играть на фортепиано;
  5. накопить определённую сумму денег;
  6. помочь бездомным животным обрести дом или отдать их в приют.
  7. Подбери пословицы и поговорки, раскрывающие значение труда для человека.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом.

Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.

Не печь кормит, а поле.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Упустишь время — потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Дело мастера боится.

Труд кормит, лень портит.

Кончил дело — гуляй смело.

  1. Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни»? Предложи и обоснуй её составляющие.

Человек не должен жить в бедности. Когда приходится постоянно думать о том, хватит ли денег на оплату коммунальных услуг, питание, одежду, трудно реализовать свой творческий потенциал. Лишь единицы могут творить, отрешившись от всего земного. Это как первая ступень формирования достойного образа жизни — научиться удовлетворять свои каждодневные потребности. Когда мозг очищен от бытовых проблем, человек понимает, что быть сытым недостаточно для того, чтобы быть счастливым. Начинают появляться вопросы — Чем бы таким интересным заняться? Включается творческая активность. Человек ищет себе занятие по душе. А кто ищет, тот всегда найдет. Только в том деле, которое нам нравится, мы способны добиться значительных успехов. Еще ни одному человеку, занимающемуся делом, которое не приносит ему удовольствия, не удалось достигнуть каких-либо высот. А когда человек на «своем месте», он творит, он счастлив, он находится в гармонии со всем миром и окружающими людьми. Такие люди, как правило, обладают хорошим здоровьем, обаянием и доброжелательностью. Именно про них и говорят, что человек ведет достойный образ жизни. Достойный в первую очередь самого себя. Когда человек прозябает в бедности, ходит на нелюбимую работу, он постепенно теряет уважение к самому себе, а с ним и собственное достоинство. А потеря самоуважения и достоинства превращает его в злобное завистливое существо, лишенное каких-либо моральных принципов. Каждый интуитивно чувствует, что пришел в этот мир не просто для воспроизводства, а для чего-то большего. И стремление к достойному образу жизни — это не просто стремление к сытости и достатку, это стремление к самореализации и гармонии.

  1. Как в учебной деятельности отражается мир профессий? Только ли предмет «Трудовое обучение» готовит к труду? Назови, в каких профессиях, специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности, а в каких применяются математические расчёты. С какими профессиями связаны умения, приобретаемые на школьном уроке «Рисование», а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

Что касается урока рисования, то профессии архитектора, дизайнера, художника.

Мотивы поведения — психолог, следователи. Математические расчеты — экономист, инженер, менеджер.

Назови , в каких профессиях , специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности , а в каких применяются математические расчеты .

С какими профессиями связана умения , приобретаемые им на школьном уроке "Рисования" , а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

Чтение является основным звеном в профессиях : оратор, филолог, критик (в большей степени литературный), актер, писатель, журналист, переводчик и т.

П. Математические расчеты используют инженеры, в самых различных областях, так же в своей профессии расчеты используется повар, портной, архитектор, учитель математики и физики, продавец, кондуктор автобуса, хирург, компьютерщик, авиатор, водитель автобуса.

Практически все профессии требуют математических расчетов, это один из самых главных навыков в определении дальнейшей жизнедеятельности человека.

Умение рисовать несомненно пригодится художнику, портному, опять же архитектору, повар - кондитеру, ювелиру и всем людям работающим в творческой сфере.

Профессии учащие понимать мотивы поведения людей : в первую очередь это психолог, а так же врач психиатр, да и вообще просто врач, даже обычный акушер ; учитель, воспитатель и другие профессии, основные на тесном взаимодействии людей.

Какие могут быть результаты деятельности юриста?

Какие могут быть результаты деятельности юриста?

Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос : "Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?

Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос : "Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?

Чтобы ты добавил к этим ответам?

В каких профессиях нужна дисциплина?

В каких профессиях нужна дисциплина?

Напишите названия про которые можно написать сочинение побольше.

Какие школьные предметы были 18 веке?

Какие школьные предметы были 18 веке!

Компания оказывает услуги по перевозке пассажиров?

Компания оказывает услуги по перевозке пассажиров.

Какую деятельность иллюстрирует этот пример.

1)учебную 2)трудовую 3)производственную 4)творческую.

Какие основные типы профессий существуют?

Какие основные типы профессий существуют?

Охарактеризуйте каждый из них.

Какие изменения в поведении происходят в юношеском возрасте?

Какие изменения в поведении происходят в юношеском возрасте.

В 1990 - х г?

В Росси повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы.

На них принимались люди не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу.

Как ты думаешь что толкало людей переучиваться менять профессию?

Помогите ответить пожалуйста.

Какие предметы относятся к общественным наукам а какие к естественным?

Какие предметы относятся к общественным наукам а какие к естественным?

Сочинение на тему Школа моей мечты с обязательными условиями Как организованы занятия Какие предметы изучаются как выглядит школьное здание чем, помимо уроков можно заниматься в школе?

Сочинение на тему Школа моей мечты с обязательными условиями Как организованы занятия Какие предметы изучаются как выглядит школьное здание чем, помимо уроков можно заниматься в школе.

Каким образом в политической сфере проевляютс интересы различных соц групп?

Каким образом в политической сфере проевляютс интересы различных соц групп?

Как сфера политики связана с другими сферами деятельности людей?

Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусског..

Проверить машины на наличие противозаконных предметов.

Многие из нас часто задумываются о том, зачем нужна экономика в жизни среднестатистического гражданина. Для начала узнаем, что такое экономика. Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления пр..

«Если я попрошу указать мне на дверь к счастью, на какую дверь покажет другой стражник? » И после этого нужно выбрать другую дверь. Точный ответ.

Можно спросить : где дверь богатства? Если это страж правды, он ответит - её здесь нет. А если это лжец то он покажет тебе её. Ну не знаю вроде логично).

С днем рожденья поздровляю счастья радости желаю чтоб маме помогала и всегда при всегда пусть твои желания сбылись С ДНЕМ ВАРЕНЬЯ ! ! ! .

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые возникли во второй половине 20 века и отрешения которых зависит дальнейшее поступательное развитие всего человечества. На данный момент существуют 7 глобальных проблем человечества. 1)Преодол..

У меня есть много знакомых и все они разные. Некоторые весёлые, умные, сдержанные, а некоторые наоборот. Кто - то мне друг, кто то враг, кто о просто одноклассник По внешнему виду знакомые тоже разные. У кого то рыжие волосы, у кого то светлые, у ..

Формы самообразования. Возможно, это работа с книгой, чтение какой - либо информации в интернете, различные исследовательские работы.

Хм. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Назови , в каких профессиях , специальностях чтение составляет основное звено трудовой деятельности , а в каких применяются математические расчеты .

С какими профессиями связана умения , приобретаемые им на школьном уроке "Рисования" , а какие предметы учат понимать мотивы поведения людей?

Чтение является основным звеном в профессиях : оратор, филолог, критик (в большей степени литературный), актер, писатель, журналист, переводчик и т.

П. Математические расчеты используют инженеры, в самых различных областях, так же в своей профессии расчеты используется повар, портной, архитектор, учитель математики и физики, продавец, кондуктор автобуса, хирург, компьютерщик, авиатор, водитель автобуса.

Практически все профессии требуют математических расчетов, это один из самых главных навыков в определении дальнейшей жизнедеятельности человека.

Умение рисовать несомненно пригодится художнику, портному, опять же архитектору, повар - кондитеру, ювелиру и всем людям работающим в творческой сфере.

Профессии учащие понимать мотивы поведения людей : в первую очередь это психолог, а так же врач психиатр, да и вообще просто врач, даже обычный акушер ; учитель, воспитатель и другие профессии, основные на тесном взаимодействии людей.

Какие могут быть результаты деятельности юриста?

Какие могут быть результаты деятельности юриста?

Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос : "Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?

Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос : "Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?

Чтобы ты добавил к этим ответам?

В каких профессиях нужна дисциплина?

В каких профессиях нужна дисциплина?

Напишите названия про которые можно написать сочинение побольше.

Какие школьные предметы были 18 веке?

Какие школьные предметы были 18 веке!

Компания оказывает услуги по перевозке пассажиров?

Компания оказывает услуги по перевозке пассажиров.

Какую деятельность иллюстрирует этот пример.

1)учебную 2)трудовую 3)производственную 4)творческую.

Какие основные типы профессий существуют?

Какие основные типы профессий существуют?

Охарактеризуйте каждый из них.

Какие изменения в поведении происходят в юношеском возрасте?

Какие изменения в поведении происходят в юношеском возрасте.

В 1990 - х г?

В Росси повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы.

На них принимались люди не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу.

Как ты думаешь что толкало людей переучиваться менять профессию?

Помогите ответить пожалуйста.

Какие предметы относятся к общественным наукам а какие к естественным?

Какие предметы относятся к общественным наукам а какие к естественным?

Сочинение на тему Школа моей мечты с обязательными условиями Как организованы занятия Какие предметы изучаются как выглядит школьное здание чем, помимо уроков можно заниматься в школе?

Сочинение на тему Школа моей мечты с обязательными условиями Как организованы занятия Какие предметы изучаются как выглядит школьное здание чем, помимо уроков можно заниматься в школе.

Каким образом в политической сфере проевляютс интересы различных соц групп?

Каким образом в политической сфере проевляютс интересы различных соц групп?

Как сфера политики связана с другими сферами деятельности людей?

Белорусская культура - одна из древнейших европейских культур. Традиции и обычаи белорусского народа сохранили такие праздники, как Коляды, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий. Традиции белорусског..

Проверить машины на наличие противозаконных предметов.

Многие из нас часто задумываются о том, зачем нужна экономика в жизни среднестатистического гражданина. Для начала узнаем, что такое экономика. Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления пр..

«Если я попрошу указать мне на дверь к счастью, на какую дверь покажет другой стражник? » И после этого нужно выбрать другую дверь. Точный ответ.

Можно спросить : где дверь богатства? Если это страж правды, он ответит - её здесь нет. А если это лжец то он покажет тебе её. Ну не знаю вроде логично).

С днем рожденья поздровляю счастья радости желаю чтоб маме помогала и всегда при всегда пусть твои желания сбылись С ДНЕМ ВАРЕНЬЯ ! ! ! .

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые возникли во второй половине 20 века и отрешения которых зависит дальнейшее поступательное развитие всего человечества. На данный момент существуют 7 глобальных проблем человечества. 1)Преодол..

У меня есть много знакомых и все они разные. Некоторые весёлые, умные, сдержанные, а некоторые наоборот. Кто - то мне друг, кто то враг, кто о просто одноклассник По внешнему виду знакомые тоже разные. У кого то рыжие волосы, у кого то светлые, у ..

Формы самообразования. Возможно, это работа с книгой, чтение какой - либо информации в интернете, различные исследовательские работы.

Хм. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Современный рынок труда диктует свои условия, и эти условия требуют от обучающихся знаний, как о собственном потенциале возможностей, так и о содержании профессиональной деятельности. В связи с этим, успешность профессионального выбора обучающихся в дальнейшем будет также зависеть от умения грамотного анализа профессиональной деятельности.

Основой для формирования у обучающихся умения анализа профессиональной деятельности на уроке может стать системная профессиограмма, включающая в себя два понятия:

Профессиограмма – как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограмма – как характеристика профессионально важных качеств (ПВК) человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Изучение профессиограмм в образовательном процессе подчиняется как потребностям определенной группы обучающихся, в опоре на результаты изучения их индивидуального профессионально-личностного потенциала, так и классификации типов профессий.

Критериями сформированности умений анализа профессиональной деятельности являются:

Умение выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий.

Умение составлять описание профессий, раскрывать ее специфику и давать краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, составлять профессиограмму профессии.

Умение соотносить данные анализа профессиональной деятельности, знаний о рынке труда, со знаниями о собственных психологических и физиологических возможностях и их применении в условиях той или иной профессиональной деятельности.

Таким образом, для того, чтобы в результате освоения учебного модуля “Мир профессий” обучающиеся смогли грамотно осуществлять анализ профессиональной деятельности, необходимо не простое знакомство с профессиограммой как характеристикой профессии, а поэтапное, из урока в урок, изучение ее структуры, содержания, понятий. Использование технологии построения модуля по принципу “тема в теме” позволяет не только решать задачи курса, реализовывать принцип преемственности знаний при организации учебного процесса, но и максимально увеличить эффективность восприятия обучающимися важного, с точки зрения их профессионального самоопределения, материала.

Цель урока: формирование представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий.

  • Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификаций профессий.
  • Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению.
  • Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

  • Понятия “профессия”, “специальность”, “специализация”, “должность”, “профессиональный путь”.
  • Классификацию профессий.
  • Критерии анализа профессий.
  • Оперировать понятиями по теме урока.
  • Проводить анализ профессии на основе классификации профессий.

Формы работы: беседа, решение ситуационных задач, тестирование, самостоятельная работа.

  • таблица “Классификация профессий”;
  • раздаточный материал “План анализа профессии (структура профессиограммы)”;
  • иллюстрации с изображением людей, представителей различных профессий;
  • бланки опросника для обучающихся;
  • эпиграфы на доске
    • “Начало – более чем половина всего”. Аристотель;
    • “Время и случай ничего не могут сделать для тех, кто ничего не делает для себя самого”. Дж. Каннинг.

    Межпредметные связи: история, обществоведение.

    Ход занятия

    1. Организационный этап.

    Вступительное слово педагога

    Чем ближе окончание школьного обучения, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать. “Кем вы работаете?” - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже маленькие дети интересуются: “А кто твои папа и мама?”. Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека. Работа и все, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться “в форме”, сохраняя физическое и психическое здоровье.

    Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

    Формулировка темы и целей и задач урока

    Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

    2. Этап изучения нового материала

    На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

    Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

    Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

    Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

    План анализа профессии.

    Название профессии, специальности.

    Общие сведения о профессии (сфера труда, отрасль народного хозяйства, тип профессии, класс профессии как доминирующие виды деятельности, отделы профессий, группы профессий).

    5. Уровень базовых знаний.

    6. Качества, определяющие успех в работе. Способности. Личные качества.

    Пути получения профессии.

    Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека, в особенностях построения профессиограммы.

    Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.

    Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

    Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

    Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

    Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

    Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

    Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

    Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

    • профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
    • профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

    Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

    Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

    Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности.

    Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например (представляются варианты опорных таблиц “Классификация профессий”):

    • по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;
    • по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;
    • по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.
    • по предмету труда: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;
    • по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;
    • по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;
    • по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;
    • по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;
    • по ответственности в труде: моральная, материальная.

    В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Рассмотрим классификацию профессий по этим четырем признакам.

    Обучающиеся работают с раздаточным материалом (таблица “Классификация профессий”) под руководством педагога. В ходе изучения классификации обучающиеся проводят анализ профессий “водитель”, “менеджер”, “следователь”.

    Б - бытовые условия труда. О - труд на открытом воздухе.

    Р - ручные орудия труда. М - машинно-ручные орудия труда.

    Г - гностические (узнать, различить, разобраться, определить, классифицировать, сортировать, проверять, оценивать, исследовать, контролировать).

    Ч-П - “Человек - Природа”, Ч-Т - “Человек - Техника”, Ч-Ч - “Человек - Человек”,

    Эту схему можно рассматривать и как “лестницу”, по которой вы можете подниматься, обдумывая выбор будущего трудового пути (от уточнения типа профессии, до определения условий ее труда).

    3. Этап закрепления нового материала

    Чтобы закрепить изученный материал, выполним несколько практических заданий. Для начала каждому из вас необходимо определить, что уже сделано для выбора подходящей профессии. Для этого вам предлагается маленький и совсем несложный тест.

    Практическое задание 1: Тест “Готов ли ты к выбору профессии?”.

    Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста, поставив в соответствующей графе таблицы “да” или “нет”.

    После выполнения теста результаты обрабатываются обучающимися под руководством педагога, и проводится обсуждение полученных результатов.

    Практическое задание 2: Соотнесение понятий и категорий.

    1). Обучающимся предлагается самостоятельно определить профессии, специальности, специализации, должности из предложенного преподавателем списка.

    Учитель диктует слова вразбивку, обучающиеся самостоятельно их классифицируют и записывают в 4 столбика. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.

    Профессии Специальности Специализации Должности
    врач

    учитель начальных классов

    продавец непродовольственных товаров

    слесарь по ремонту радиоаппаратуры

    2). Распределите приведенные в предыдущей таблице слова по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда.

    Преобладает умственный труд Преобладает физический труд

    Работы сдаются педагогу, оценки объявляются на следующем уроке.

    4. Этап подведения итогов

    • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
    • Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
    • Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

    Заключительное слово педагога

    На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

    Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

    § 6. Классификация профессий. Формула профессии

    Разделение труда в современном обществе по отраслям общественного производства, внутри отраслей и внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам приводит к тому, что в мире постоянно появляются или исчезают различные профессии и специальности. Существование профессии от её возникновения до полного исчезновения называют циклом жизни профессии .

    Этот цикл состоит из следующих этапов: рождение, расцвет, бытовая повседневность, умирание, исчезновение. В прошлом столетии такой цикл длился около 60 лет. Сейчас длительность цикла существования профессии постоянно сокращается в связи с бурным внедрением информационных, генных и других технологий. На данный момент насчитывается более 40 тыс. профессий и специальностей, около 500 из которых ежегодно устаревает и возникает вновь.

    Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

    В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков

    Чтобы ориентироваться в мире профессий, их систематизировали и классифицировали. Классификация профессий строится по своим законам. Для руководителей предприятий, государственных чиновников удобна классификация по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, торговля, здравоохранение, транспорт, образование, культура и др.

    Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

    • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
    • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
    • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
    • тщетные науки (алхимия, астрология);
    • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
    • вредительские науки (колдовство).

    Для человека, выбирающего профессию, удобно пользоваться классификацией академика Е.А. Климова, по которой тип профессии определяется предметом, целью, условиями и орудиями труда. Пять основных типов профессий :

    • «человек – техника» (Ч – Т) – сюда относятся профессии, которые связаны с техническими устройствами: их установкой, монтажом, сборкой и наладкой. От работника требуется высокий уровень развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, сообразительности, ловкости и хороших двигательных навыков. Сюда можно отнести следующие профессии: токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог, радиомонтажник, шофёр, инженер и др.; Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
    • «человек – человек» (Ч – Ч) – люди этого типа профессий, как понятно из названия, работают с людьми. Работник должен уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояния людей, уметь оказывать влияние на других, проявлять спокойствие и выдержку. К профессиям такого типа относятся: учитель, врач, медсестра, парикмахер, фельдшер, преподаватель, психолог, продавец, официант, менеджер, журналист, юрист и так далее. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
    • «человек – природа» (Ч – П) – это профессии, которые связаны с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными. Работники этих профессий должны обладать хорошей наблюдательностью, быть терпеливым к недостатку комфорта. К таким профессиям относятся микробиолог, фермер, агроном, геолог, овощевод, эколог, ихтиолог, орнитолог, зоотехник и так далее. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
    • «человек – знаковая система» (Ч – З) – как понятно из названия – это профессии, которые связаны с текстами, цифрами, числами, химическими и математическими формулами и таблицами, нотами, чертежами, графиками, схемами, картами и так далее. Если вы хотите выбрать профессию этого типа, вы должны обладать способностью к отвлечённому мышлению, быть усидчивым. К профессиям этого типа относят такие профессии как: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, геодезист, нотариус, налоговый инспектор, чертёжник, программист, конструктор, секретарь, оператор ЭВМ и др. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
    • «человек – художественный образ» (Ч – Х) – Это профессии, которые связаны с созданием и моделированием художественных изделий; это музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное, литературное, театральное искусство. Работник этих профессий должен иметь развитый художественный вкус, иметь высокую эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение. Нетрудно перечислить профессии этого типа. Это художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор артист, фотограф, музыкант, вышивальщица, писатель и так далее. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

    https://st2.depositphotos.com/1011935/5866/v/950/depositphotos_58662925-stock-illustration-people-occupation-characters-set-in.jpg

    Внутри каждого типа профессий выделяют классы в соответствии с целями труда :

    Гностические (Г) – узнать, распознать, проверить, оценить, классифицировать, проконтролировать (учёный, лаборант, контролёр). Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

    Преобразующие (П) – изготовить, декорировать, наладить, отремонтировать (фрезеровщик, швея, наладчик, парикмахер). Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

    Изыскательские (И) – изобрести, придумать, найти решение (технолог, инженер-конструктор, архитектор, дизайнер, экономист). Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

    Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

    Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

    Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.


    По орудиям труда и средствам различают отделы профессий:

    • ручного труда – вышивальщица вручную, парикмахер;
    • механизированного труда – шофёр, швея, токарь;
    • автоматизированного труда – звукорежиссёр, оператор станков с ЧПУ;
    • функциональных средств организма человека – певец, актёр, артист балета и цирка, спортсмен.

    Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

    Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

    Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

    Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

    Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.


    Группы профессий различают и в зависимости от условий труда :

    • труд в обычных бытовых условиях – лаборант, бухгалтер, продавец, ученый, парикмахер, кондитер, инженер;
    • труд на открытом воздухе – агроном, геолог, лесник, почтальон, инспектор ГИБДД, монтажник;
    • труд в необычных условиях (на высоте, под водой и др.) – моряк, шахтёр, крановщик, водолаз, спасатель, пожарный, полицейский, лётчик, космонавт, подводник, пожарный;
    • труд с повышенной моральной ответственностью (за жизнь, здоровье, воспитание, за большие материальные ценности) – авиадиспетчер, врач, учитель, судья, охранник воспитатель,.

    https://cf.ppt-online.org/files1/slide/l/l2I7yjhXqP6V3KQCTpS8HnNJaW0AGwdLgOouzkxZc/slide-5.jpg

    «Пирамида Климова» – профессия учитель

    Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

    Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен и обладать артистизмом, и уметь пользоваться компьютером.

    Мода и спрос на профессии постоянно меняются: одни теряют востребованность, другие её приобретают. В настоящее время в связи с ростом интернет-технологий много профессий в данной сфере получили большую популярность. Самые востребованные профессии в России в настоящий период: специалисты в области информационных технологий (программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры); инженеры (проектировщики, технологи, архитекторы); квалифицированные рабочие кадры (операторы станков с ЧПУ и другого высокотехнологичного оборудования); работники сферы сервиса – индустрии красоты и моды (дизайнеры, косметологи); медицинские работники (стоматологи, хирурги, терапевты); квалифицированные юристы и экономисты.

    К перспективным профессиям относятся: биотехнолог, биоинженер, технолог автоматизированных технологических систем; наномедик (работа на роботизированном и другом высокотехнологичном медицинском оборудовании); эксперт в сфере альтернативной энергетики и др.

    При всём многообразии профессий следует помнить, что престиж профессии зависит от конкретного работника. В каждой профессии можно стать успешным!

    В каждой профессии выделяют квалификацию (разряд, категорию, класс) (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – степень владения работником профессиональным мастерством в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях. Чем выше квалификация, тем выше профессиональный разряд и оплата труда. Квалификационный разряд присуждается отраслевой аттестационной комиссией на основе законодательства.

    Для того, чтобы определить какой же тип профессий близок именно для вас, существуют специальные психологические методики.

    Но какую бы профессию вы не выбрали, вы должны получать удовольствие от того, что делаете.

    В заключении стихотворение Р.Сефа «Странное дело». В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»? Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом? Кто вызывает уважение?

    Странное дело, а может быть нет.

    Жил-был на свете когда-то сапожник.

    Был он сапожником 45 лет,

    Но про него говорили: Художник!

    Странное дело, а может быть нет.

    Жил-был на свете когда-то художник.

    Был он художником 70 лет,

    Но про него говорили: Сапожник!

    Странное дело, а может быть нет?

    Основные понятия и термины

    цикл жизни профессии, квалификация, основные типы профессий, классы профессий, отделы профессий, условия труда.

    Проверяем свои знания

    1. Какие профессии наиболее востребованы в вашем регионе в настоящее время?

    2. У какого типа профессий в нашей стране самая высокая средняя заработная плата?

    3. Назовите основные типы профессий по классификации Е. А. Климова.

    4. Кто по профессии ваши родственники? Чем примечателен их труд? Какую пользу он приносит обществу? Каковы доходы?

    5. Какую профессию родители вам советуют выбрать?

    6. Хотите ли вы иметь такую же профессию, как у ваших родителей? Почему?

    1. Выполните тест:

    1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

    а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

    1. Предметом труда водителя является:

    а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

    1. Учитель работает:

    a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

    1. В мире насчитывается:

    а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

    1. Ручные орудия труда необходимы в работе:

    а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

    2. Приведите примеры профессий, которые вас заинтересовали как будущий вид профессиональной деятельности. Подготовьте сообщение на 5 мин об одной (или двух) заинтересовавшей вас профессии. Рассказ можно сопроводить мультимедийной презентацией.

    Задание 2

    Подготовить совместно с родителями рассказ (сообщение) о том, какую профессию они имеют, кем работают (работают ли по профессии, если нет, почему?), в чём заключается данная деятельность, чем привлекательна, интересна эта работа?

    Читайте также: