В какой должности состояла татьяна

Опубликовано: 01.07.2024

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).

Пояснительная записка:

В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальный конкурс методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького, И. С. Тургенева

Номинация: внеурочное мероприятие

Методическая разработка учебного занятия по литературе в 5 классе

Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Автор: Голубцова Екатерина Александровна

Место работы: МАОУ «СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и

Аннотация и сведения об авторе:

Класс: 5 класс

Тема: Творчество И.С. Тургенева

Тема мероприятия: Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).

Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, стаж в должности учитель 15 лет, стаж педагогической деятельности в МАОУ «СОШ №1» 8 лет.

Пояснительная записка:

В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».

Цель: повторить, закрепить полученные на предыдущих уроках знания;

Задачи мероприятия:

1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы, рассуждать; умение выражать свои впечатления;

2) продолжить развитие речи учащихся;

З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;

4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;

5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;

6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова

Планируемые результаты:

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.

Методы и средства обучения: коллективная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, игровые методы обучения.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М:Дрофа,2012г.


Герасим – главный герой повести И. С. Тургенева «Муму», глухонемой дворник на дворе у старой барыни, человек необычайно физической силы со строгим и суровым нравом. Этот немой рослый дворник отличался от окружающих не только внешне, но и по характеру. Герасим был трудолюбивым и хозяйственным человеком с добрым сердцем. Его, привыкшего выполнять полевые работы, по капризу барыни привезли из деревни в Москву, где всучили метлу и приказали убирать двор. Герасиму такой образ жизни не нравился. Ему в городе было скучно и неуютно. Но и здесь он стал исправно трудиться, быстро привык к новой работе. Однажды ночью даже поймал двух воров и его стали особенно уважать. Дворовые даже немного побаивались угрюмого дворника-великана. Шутить с ним не решались, так как шуток он не любил.

Сам он был в хороших отношениях с челядью и считал их за своих. Герасим во всем любил порядок: при нем даже петухи не смели драться. Жил он в каморке над кухней и устроил все там по своему вкусу. Из всех работников больше всего ему нравилась прачка Татьяна – женщина лет двадцати-восьми кроткого нрава. Он оказывал ей знаки внимания и не разрешал никому ее обижать. Однако барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали за пьяницу Капитона, и она вскоре уехала в деревню с незадачливым мужем. После отъезда Татьяны Герасиму было вовсе тоскливо. Неожиданно, он нашел маленького белого щенка с черными пятнами, который стал для него лучшим другом. Щенка он назвал Муму.


Только с этой собачкой он чувствовал себя по-настоящему счастливым. Ей не нужны были его слова, она его понимала по взгляду. Герасим о ней заботился больше, чем любая мать о своем малыше. Но старая барыня невзлюбила Муму и распорядилась, чтобы от собаки избавились. Для того, чтобы Муму не попала в чужие руки, Герасим сам решил выполнить этот приказ. Он утопил свою любимую собаку, своего лучшего и самого любимого друга. В этом поступке проявился характер крепостного, подневольного человека. Ему и в голову не пришло, что можно было ослушаться зловредную барыню. Свой протест он проявил иначе. Сразу после смерти Муму, Герасим собрал все свои вещи и, не спросив разрешения, ушёл в деревню.

Барыня

Барыня – один из центральных персонажей повести «Муму», деспотичная старуха, вдова, владеющая многочисленной челядью. Барыня жила на окраине Москвы в доме с белыми колоннами и накренившимся балконом. Её дети жили отдельно, в другом городе. Будучи по натуре деспотичной, она грубо обходилась со своими дворовыми и решала за них, что им делать, а что нет. Эта пустая и вредная старуха вершила судьбы бедных крестьян. Так, например, увидев, что глухонемой Герасим может работать за четверых, она решила перевезти его из деревни в Москву. И неважно нравилось это ему или нет.


В другой раз она решила выдать прачку Татьяну за башмачника-пьяницу Капитона. Мнение самой Татьяны ее не волновало. Она считала, что так можно остепенить Капитона. Все её приказы выполнялись через главного дворецкого, человека непорядочного, Гаврилу Андреича. Она прекрасно знала о непорядочности своих слуг, замечала их лесть и подхалимство, но одобряла это. Слуги для нее – что жалкие насекомые. Как хотела, так ими и распоряжалась.

Проблема старой барыни заключалась в ее одиночестве и душевной пустоте. Оттого она была недовольна жизнью и вымещала это недовольство на слугах. Даже какая-то маленькая собачка мешала ей жить. Поэтому она приказала избавиться от Муму. Герасим мог бы пойти против её воли, но не стал. Так, в конце повести он утопил Муму по прихоти зловредной барыни, а затем уехал к себе в деревню. Барыня считается одним из худших типажей русской литературы. Её тупость, вредность и самодурство не знали границ.

Собака испанской породы, которая принадлежала дворнику Герасиму. Она досталась ему небольшим щенком, когда он, в расстройстве после проводов со двора бывшей возлюбленной Татьяны, гулял вдоль реки. Щенок бился в воде, и никак не мог вылезти на берег. Герасим вытащил его, сунул за пазуху, а дома всю ночь за ним ухаживал.

Старания не прошли даром, собачка выросла в ладную собачку - имела длинные уши, пушистый хвост, большие выразительные глаза, а главное очень любила Герасима. Он назвал её Муму, так ничего другого не мог и выговорить. Она всюду ходила с ним, кроме дома барыни, охраняла его каморку.


В один из дней, барыня случайно её увидела, и захотела увидеть поближе. Когда Муму принесли барыне, собачка очень испугалась, и чуть не укусила ту за палец. Барыня разозлилась, и утром придумала, что Муму всю ночь не давала ей спать. После чего, приказала избавиться от неё. Лакей Степан похитил собачку и отнёс на рынок, дав денег покупщику, чтобы тот не отпускал её минимум неделю. Но через пару дней она отгрызла поводок и вернулась. Барыня вновь приказала избавиться от неё. Герасим был против, но когда все обступили его каморку, он вышел и пообещал, что избавится от собачки. Он пошёл с Муму в трактир, где накормил её, и затем плача, но отнёс её на речку, заплыл с ней на лодке на середину и, привязав два кирпича к шее, бросил её в воду.

Татьяна

Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.


На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.

Капитон

Капитон Климов – персонаж из повести Тургенева «Муму», безнадежный дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Капитон работал башмачником на дворе у барыни. Он был «горьким» пьяницей и человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству. Свое пьянство оправдывал тем, что заглушал горе. Москву считал каким-то захолустьем, в котором прозябал.


Когда Гаврило Андреич корил Капитона за то, что тот только хлеб даром ест, он отвечал, что Богу виднее даром или нет. При этом добавлял, что он «горемыка». Он был не прочь жениться на Татьяне, так как видел в этом только удовольствие. Когда у него на пути встал Герасим, он струсил и пошел жаловаться главному дворецкому. За Татьяну никакой ответственности он не ощущал, а через год после свадьбы и вовсе спился. Отдавая за него Татьяну, барыня надеялась остепенить его. Но когда не вышло, она отправила их обоих в дальнюю деревню.

Второстепенные герои

Гаврила Андреич

Второстепенный персонаж, главный дворецкий у барыни. Исполнял все её приказания, боялся хоть слово ей сказать против. Так, когда она захотела выдать Капитона за Татьяну, он не сказал ей, что Герасим любит Татьяну и собирается в ближайшие дни просить у барыни её разрешения на женитьбу.

Второстепенный персонаж, дюжий парень, лакей барыни. Именно он похитил Муму и отнёс на рынок, где за деньги просил неделю держать на привязи.

Второстепенный персонаж, старый буфетчик. У него любили спрашивать совета, хотя никогда он ничего толкового не советовал.


Второстепенный персонаж, начальница Татьяны, любила посмеяться над ней из-за ухаживаний Герасима.

Эпизодический персонаж, форейтор. Был очень любопытен, часто подсматривал за Герасимом.

Любовь Любимовна

Эпизодический персонаж, старшая компаньонка. Вместе с дворецким воровала продукты у барыни.

Все мы со школы помним, как завали собаку тургеневского Герасима. А как звали его любимую женщину? Татьяной ее звали, вот какой увидел ее Тургенев: «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой - предвещанием несчастной жизни. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, - вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».

А Таню, старшую и любимую дочь Стивы Облонского, шалунью в туго натянутых чулочках, говорящую по-английски, помните? А героиню Чехова, в честь которой пьеса названа, Татьяну Репину? У Чехова в рассказе «Черный монах» - тоже Таня, Песооцкая, в любви к ней главный герой по чеховскому обыкновению признается сам себе, в шутку напевая арию из оперы: «Онегин, я скрывать не стану. »

А еще - Татьяна Павловна Пруткова, героиня романа Достоевского «Подросток», владелица 35-ти собственных крепостных душ и управительница над пятью сотнями душ чужих. Кто у нас еще на полке с томами с русских классиков? Позвольте представить: Татьяна Марковна Бережкова из «Обрыва», Гончарова вообще-то она всего лишь двоюродная бабушка Райского, но в романе - персонаж очень авторитетный, всем опора и советчица. Невозможно забыть и о реальной Татьяне, Татьяне Берс, которая подарила нам Наташу Ростову, стала ее прототипом.

Переходим на следующую полку. Татьяны среди героинь Бунина: маленькая крестьянская девочка Танька, трогательно привязанная к младшему братишке, горюющая о проданной лошади и мечтавшая вдоволь поесть «картох», и сероглазая горничная Таня, служившая у помещицы Казаковой: «. ей шел семнадцатый год, она была невелика ростом. ходила босая или, зимой, в валенках, ее простое личико было только миловидно, а серые крестьянские глаза прекрасны только молодостью».

Имя Татьяна любила давать своим героиням и Тэффи. Таней звали сестру главного героя набоковского «Дара», эта Таня у Набокова - персонаж структурообразующий, хотя в тексте она не появляется, а предстает перед нами только в воспоминаниях и стихах Годунова-Чердынцева, сестра Таня, товарищ по беготне, шумным играм в индейцев и закатыванию мяча под нянин комод. Впрочем, к теме Тани и мяча мы еще вернемся.


Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991)

Татьяна - красавица

То, что наша Татьяна - красавица, это всем давно ясно, «Хороша была Танюша, краше не было в селе» - пишет про нее Есенин. В старой дворовой песне, которую поет Маркин, говорится, герой был таким снобом что проходил «даже мимо Тани, самой симпАААтичной во дворе». А вот Маяковский мимо Тани не прошел, и посвятил ей знаменитые строчки. Хотя в «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» ее имя не названо, узнать Татьяну можно сразу:

красавица в зал,

в меха и бусы оправленная.

Инкогнито своей лирической героини Маяковский раскрыл чуть позже, в «Письме Татьяне Яковлевой» в котором грозился взять ее в Советскую Россию прямо «вдвоем с Парижем».

Враг по имени Тэтяна

Может быть Татьяна и роковой женщиной. В романе Фридриха Горенштейна «Место» главный герой, бедняга, дорожащий своим местом в общежитии, считает своим врагом женщину по имени Татьяна, и должность у нее подходящая - зав.камерой хранения, но вот беда, имя это слишком благородно для врага, поэтому произносится оно иначе:

«Враг мой была женщина. Я ее помню ясно и вижу досконально. Была она невысокого роста, несколько сутуловата, лицо круглое, говоря объективно, не лишенное внешней привлекательности. О возрасте сказать затрудняюсь, возможно, тридцать с небольшим, а может, и все сорок. Фамилия ее была Шинкаренко, имя Татьяна. Но произносила она свое имя «Тэтяна», может, потому, что родом была из Белоруссии.

- Надя, - кричала она уборщице, - пойди принеси ведомость из прачечной, скажи, Тэтяна велела. Работала она зав.камерой хранения, где содержались вещи жильцов, а также раз в неделю производила обмен белья. Должность ее как будто чисто техническая, тем не менее, она занимала третье место в административной иерархии, во время отпуска комендантши заменяла ее и активно вмешивалась в судьбу жильцов. Я не знаю, откуда берет начало глубокая полнокровная ненависть Тэтяны ко мне».

Татьяна - умница

В детстве Тани импульсивны и склонны к экстравагантным поступкам, но потом об этом жалеют. Описан этот феномен, например, в стихотворении Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». Вот и в стихах Чуковского Танечка была боевым товарищем Ванечки и вместе с ним убежала в Африку бегом, несмотря на предупреждения родителей, но кончилось все хорошо.

В юности Тани обычно берутся за ум, что и описано в «Открытой Книге» Вениамина Каверина, одна из частей ее так и называется «Юность Тани». Каверинская Таня всем советским Таням - пример, она выросла, выучилась, стала ученым-микробиолгом, исследовала свойства пенициллина и даже совершила в этой области открытие.

Жизненному пути Татьяны посвящена и поэма Наума Коржавина «Танька», которая начинается так:

Седина в волосах.

Ходишь быстро. Но дышишь неровно.

Все в морщинах лицо -

только губы прямы и тверды.

Неужели вот эта

Татьяной зовут и главную героиню романа Натальи Ильиной «Возвращение», посвященного жизни русских эмигрантов в Китае, многие испытания выпали на долю этой конкретной Тани. О том, что в жизни Татьян не все так просто написал и Алексей Арбузов в своей знаменитой пьесе «Таня». Арбузовская Таня - жена талантливого конструктора. Для того, чтобы помочь мужу, она оставила медицинский институт, растеряла друзей. Однако жертва была напрасной, муж оказался подлецом, и Таня от него ушла. Перетерпев множество бед и лишений, героиня вышла из испытаний с честью (не зря Таня и испытанья - рифмуются), и в согласии с пафосом эпохи стала знаменитым врачом на Севере.

Не по-женски твердым, прямо-таки стальным характером обладала и героиня повести Макса Поляновского, «Дважды Татьяна», юная партизанка и разведчица Татьяна Бауэр-Климантович, вспомним, что именем Таня назвалась знаменитая Зоя Космодемьянская, Таней вошла она в историю.

Мы претендуем на академическую полноту татьянинского списка, поэтому отметим песни посвященные Таням-Татьянам групп «Крематорий» и «Краденое солнце», «На-На» и «Бахыт-компот», песню Подольских курсантов из фильма «Битва за Москву» - «Таня, Танюша, Татьяна моя», песню Трофима Танька-Красавица и песню «Таня-дура» Евгения Маргулиса (не хотелось бы обижать Таню в праздник, но из песни слова не выкинешь). Вспомним популярный сериал «Татьянин день», двух Татьян - героинь книги «Ворон», Дмитрия Вересова Таню Гроттер, которую придумал Дмитрий Емец, и героиню фильма «Весна на Заречной улице».

Как вы оцените Герасима, его поступки и обстоятельства жизни?

Что больше всего взволновало вас при чтении истории немого дворника Герасима?

Почему Тургенев назвал барыню «причудливой старухой»?

Как отзывались ее причуды на судьбах окружающих людей? (Покажите это на примерах из текста.)

Как вы думаете, чем полюбилась Герасиму Татьяна?

Проследите по тексту, как пережил Герасим неожиданное решение барыни и разлуку с Татьяной?

Расскажите, как Герасим нашел Муму и как он о ней заботился.

Почему немой богатырь так привязался к собачке?

Что заставило Герасима подчиниться приказу барыни?

Почему после гибели Муму Герасим не смог оставаться в городе?

«… мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»

«… с человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…»

«… женщина лет двадцать осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинкой на левой щеке.»

О ком это сказано

1. «… был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»

2. «… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную…»

3. «… почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…»

/о капитане Климове/

4. «… с ранней молодости ее держали в черном теле, работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала…»

5. «… закинул руки назад и, развязно прислоняясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой.»

6. «… прищурил немного свои оловянные глазки, но не опустил их, даже усмехнулся слегка и повел рукой по своим белесоватым волосам. Которые так и ерошились во все стороны.»

7. «… окинул спокойным взором свой испачканный и оборванный сюртук, свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые сапоги…»

8. «… а еще в Питере был в ученье… Многому ты выучился в ученье! Только хлеб даром ешь.»

9. «… ах ты, забубенный человек!»

10. «… ведь у него рука… просто Минина и Пожарского рука…бьет и не слышит, как бьет! Словно во сне кулачищами-то махает. И унять его нет никакой возможности.»

11. «… эх ты, мочальная душа; чего распространяешься, право…»

12. «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях.»

13. «Шаталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками.»

/о лошади Герасима/

14. «Упал духом, стал жаловаться, что его ведут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что не мог даже собственную шапку на себя надеть.»

Короткий вопрос – короткий ответ

Какая птица водилась на дворе у барыни?

От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима?

Что такое антресоль?

/верхний этаж с низкими потолками/

Кто такой тягловый мужик?

Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

Что такое «околоток»?

/окрестность, окружающая местность/

Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима?

Где хранил Герасим ключ от замка каморки?

/носил с собой на пояске/

Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена?

/во флигеле; коваными сундуками/

В какой должности состояла Татьяна?

/в должности прачки/

Кто такой шорник?

/мастер по изготовлению седла, уздечки…/

Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке?

/предвещанием несчастливой жизни/

Какая должность была у Капитона?

Как звали жену дворецкого Гаврилы?

На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок?

/на случай бессонницы/

Прозвище старого буфетчика?

Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)?

/в чуланчик с водоочистительной машиной/

С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне?

/с гусями под мышкой/

Какого цвета был найденный Герасимом щенок?

/белый с черными пятнами/

Кому принадлежат эти слова?

1. «Мне уже теперь все нипочем: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок, – все же я, однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок.»

2. «Горемыка я, горемыка неисходная! Судоба-то, судоба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца-хозяина, в лучший сустав жизни моей бит от своего же брата, наконец, в зрелые годы вот до чего дослужился.»

Продолжи эту фразу…

1. «Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и…»

/«…определили его дворником.»/

2. «Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и…»

/«…могучий, как дерево растет на плодородной земле.»/

3. «Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… как вдруг…»

/«…кто-то сильно схватил ее за локоть.»/

4. «…она обернулась и так и вскрикнула…»

/«…за ней стоял Герасим.»/

5. «Татьяна от страха еще больше зашаталась и…»

6. «Герасим постояла, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и…»

/«…пошел, тяжело ступая, в свою каморку.»/

7. «Какая-то сострадательная душа надвинула шапку ему на лоб, поправила козырек и…»

/«…сверху ее прихлопнула.»/

8. «Он нагнулся и увидел…»

9. «…никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и…»

/«…дрожал всем своим худеньким телом.»/

10. «Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и…»



Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему «Татьяны милый идеал» в романе «Евгений Онегин». Говорят, до появления этого литературного произведения, имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.


На другом ли имени, на этом
Мог остановиться он случайно…
Но Татьяна — избрана поэтом,
Как признанье: Таня — это тайна.
Таня — это таяние снега,
Светлое весеннее смятенье,
Радуга, смеющаяся с неба,
Предвещая миг преображенья.
Таня — золотой узор на ткани.
Таня — тень горящего каштана.
Путеводный огонек в тумане,
Наделенный силой талисмана.
Таня — как сердцебиенье танца,
Ангела нетленное дыханье,
Оттого-то счастья, может статься,
Так желал поэт своей Татьяне.
Это имя — не сравнить с другими,
Не отнять и не убить в поэте.
Он не зря твое прославил имя —
Самое прекрасное на свете.


В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».




Какие Татьяны могут быть после Лариной? Вспомним героинь с этим прекрасным именем. А начнем с самого детства, со стихотворения А. Барто.




В детстве Тани импульсивны и склонны к экстравагантным поступкам, но потом об этом жалеют. Описан этот феномен, например, в стихотворении Агнии Барто «Наша Таня громко плачет». Вот и в стихах Чуковского Танечка была боевым товарищем Ванечки и вместе с ним убежала в Африку бегом, несмотря на предупреждения родителей, но кончилось все хорошо.


В юности Тани обычно берутся за ум, что и описано в «Открытой Книге» Вениамина Каверина, одна из частей ее так и называется «Юность Тани». Каверинская Таня всем советским Таням — пример, она выросла, выучилась, стала ученым-микробилогом, исследовала свойства пенициллина и даже совершила в этой области открытие.



Героиня Ф. Достоевского "Подросток" Т.П. Пруткова.

А вот еще — Татьяна Павловна Пруткова, героиня романа Достоевского «Подросток», владелица 35-ти собственных крепостных душ и управительница над пятью сотнями душ чужих.



Невозможно забыть и о реальной Татьяне, Татьяне Берс, которая подарила нам Наташу Ростову, стала ее прототипом.
Имя Татьяна любила давать своим героиням и Тэффи. Таней звали сестру главного героя набоковского «Дара», эта Таня у Набокова — персонаж, который предстает перед нами только в воспоминаниях и стихах Годунова-Чердынцева: сестра Таня, товарищ по беготне, шумным играм в индейцев и закатыванию мяча под нянин комод.




А вот Маяковский мимо Тани не прошел и посвятил ей знаменитые строчки. Хотя в «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» ее имя не названо, узнать Татьяну можно сразу:
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха и бусы оправленная..

Инкогнито своей лирической героини Маяковский раскрыл чуть позже, в «Письме Татьяне Яковлевой» в котором грозился взять ее в Советскую Россию прямо «вдвоем с Парижем».


Жизненному пути Татьяны посвящена и поэма Наума Коржавина «Танька», которая начинается так:
Седина в волосах.
Ходишь быстро. Но дышишь неровно.
Все в морщинах лицо —
только губы прямы и тверды.
Танька!
Танечка!
Таня!
Татьяна!
Татьяна Петровна!
Неужели вот эта
усталая женщина —



Не по-женски твердым, прямо-таки стальным характером обладала и героиня повести Макса Поляновского, «Дважды Татьяна», юная партизанка и разведчица Татьяна Бауэр-Климантович, вспомним, что именем Таня назвалась знаменитая Зоя Космодемьянская, Таней вошла она в историю.


А еще хочется вспомнить популярный сериал «Татьянин день», героиню фильма «Весна на Заречной улице».



Хочу Татьяну я в стихах воспеть,
Чтоб мыслями подальше улететь…
Туда, где дом у милой мне души,
Туда, где твои глазки хороши…

Хочу я миру громко заявить,
Что это дар – с тобою рядом быть…
Что это праздник – ждать любви твоей
Чтобы назвать тебя опять своей…

Пусть знают все, что ты прекрасней всех!
И не любить тебя – огромный очень грех,
Пусть знают все, что ты одна такая…
Ведь ты сошла на землю прямо с рая…

В тебе все тайны лучшие сокрыты,
Ведь ты созданье вовсе непростое…
Ты, словно дочь богини Афродиты –
Красива ты, как чудо неземное…

Умна ты, образована, прелестна…
Открыта и добра притом безмерно…
С тобой дружить, поверь, стократно лестно,
Ты идеал во всем, во всем, наверно…

Танюшечка, пишу тебе стихами,
Ведь прозой мне не выразить конечно,
Как ты сравнима только лишь с мечтами
И как ты идеальна бесконечно

Читайте также: