В какой возрастной группе детей учат образовывать названия профессий от разных частей речи

Опубликовано: 04.07.2024

Иштынгина Елена Владимировна

Методы формирования способов словообразования у детей дошкольного возраста.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен знать механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разными способами образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа также проводятся дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало». Содержание материала меняется, становится более сложным, вводятся наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок. Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.

Проведения игр тоже усложняется, дети самостоятельно образовывают названия детенышей с тем, что уже знакомо, что было в их опыте, игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Приведем пример драматизации.

– Однажды осенью я пошла в лес. Было тепло, солнечно. Я присела на пенек и вдруг вижу: на полянке появилась большая кто? (Ежиха.) А вслед за ней маленькие колючие шарики катятся. Кто это? Да, правильно, это ежата. Маленькие ежики. Что стали делать (ежата)? Что же они делают? (Ежата играют.) Стали (ежата) играть, кувыркаться. Носиками сопят. А потом. (ежата) решили испугать маму и спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? (Ежиха.) Никак не может найти мама-ежиха своих (ежат). Ежата сами прибежали к ней. Пошли они домой друг за другом. Впереди кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? (Ежата.) Сначала один. (ежик), затем второй. (ежик).А я встала с пенька и тоже пошла домой вслед за ежихой с ежатами.

В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом, детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёял:), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).

Приведем пример: драматизацией «В гостях у куклы» создается игровая ситуация. Воспитатель говорит:

К Маше придут в гости подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем вместе и поможем ей. Есть специальная посуда. Как она называется?

Для хлеба есть что? (Хлебница)

Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу)

(Слово повторяется хором.)

Как называется посуда для конфет? (Конфетница)

Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу)

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает. В старшем дошкольном возрасте детей рекомендуют знакомить со способами словообразования, изначально закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах грамматические навыки, такие как образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

Здесь возможны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой)

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком).

Более сложная задача – образование профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания) и осмысливать их, чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).Иногда название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране крановщик. Если вам скажут, что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

Чинит часы… (часовщик).

Дома строит… (строитель).

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.

Образец: если он за всех заступается, он заступник, он много работает значит он (работник). В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Он летчик – я тоже (летчица), он умник – я тоже (умница). Дети учатся подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад), «слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из главных задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных, сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш(синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5 – 6 мин):

· на образование прилагательных от основ существительных:

Какое варенье из малины? (малиновое) из клубники? (клубничное);

· на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

Занимается спортом (спортсмен). Играет в футбол (футболист);

· на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий). Учитывая растущее у ребенка осознание своей и чужой речи, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух и обогащать детей представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Основные методы формирования диалоговой речи у детей дошкольного возраста.

Формирование диалоговой речи у детей дошкольного возраста.

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.


«Экспериментирование как метод формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста»

Проблема экологического образования и детского экспериментирования.


Наблюдение, как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Выступление на семинаре для педагогов.


Нетрадиционные средства и методы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Творческий отчет "Дидактическая игра - как метод формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста"

Проблемы экологического воспитания.


Педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается педагогические условия формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста.

Интерес к проблеме детского словообразования возник ещё на рубеже VIII–XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняет множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффикса (учитель-учительница) или приставки (ехал-уехал-переехал-выехал, сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котёнок, мышь и мышонок, лошадь и жеребёнок и др., воспитатель учит детей образованию названий детёнышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок; формирует представление о том, что у кошки детёныш называется котёнок, у мышки - мышонок, у утки - утёнок, у медведицы - медвежонок, у лисы - лисёнок.

Можно поиграть в игру с картинками.Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?». Ребёнок отвечает: «А у меня котята».

В игре – драматизации «Кто пришёл?» детей учат образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (котёнок).

- Как назовём ласково? (котёночек).

- Кто это ещё пришёл? (котята).

- А как их назвать ласково? (котятки).

- Какой котёночек? (маленький, пушистый).

- А какие котятки? (маленькие, пушистые).

Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму – кошку».

Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утёнок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы – телята) детей учат употреблять названия животных и их детёнышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффикса проводится аналогично в играх – драматизациях и дидактических играх.Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице…

В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

- Кря! – Кря! – Кря! Кто это? (уточка).

- Что она делает? (крякает).

- Ква! – Ква! – Ква! Кто это? (лягушка).

- Что она делает? (квакает).

- Хрю! - Хрю! - Хрю! Кто это? (свинка).

- Что она делает? (хрюкает).

Образование глаголов при помощи приставки: ходить – заходить – уходить – приходить; вошёл – вышел – пришёл – ушёл. Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?». «Добавь слово», в играх – драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.

Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же дидактические игры,что и в младше группе: «Кто у кого?», «Угадай, кого не стало?», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детёныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.

Педагог объясняет, что не у всех детёнышей животных есть имя,их так называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детёнышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребёнка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры – драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата, целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детёнышей животных и птиц с помощью суффикса (грачонок – грачата, снегирь – снегирята; один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснения значения слов: «О чём говорит слово воробышек?» (Детёныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой).

В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?». Закрепление наименований детёнышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с телёнком, лошадь с жеребёнком).

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.

Ребёнок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?». Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты,машины: детей учит учитель, работает на кране – крановщик. Если вам скажут что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

- Чинить часы … (часовщик); дома строит … (строитель); чинит сапоги … (сапожник).

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.Образец: если он за всех заступается, он заступник.

- Он много работает, он … (работник); а когда часто дерётся, он … (драчун); много-много говорит, он … (говорун).

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффикса существительные женского рода.

- Он лётчик – я тоже … (лётчица); он плясун – я тоже … (плясунья).

Детей учат подбирать однокоренные слова (слова – родственники): берёза – берёзовый - подберёзовик; лист – лиственный – листопад.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.

Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -её (-ей, -е, т. е. синтетический способ и при помощи слов более или менее аналитическим способом: чистый – чище – более чистый.

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 минут):

- на образование прилагательных от основ существительных. (Какое варенье из малины? (малиновое);

- на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода. (Занимается спортом? (спортсмен);

- на образование притяжательных прилагательных. (В доме жила коза. Чей дом? (козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).

Учитывая растущее у ребёнка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Для чего нужна? Почему её так назвали? (рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему её так назвали? (выжимает сок).

Итак, образование слов по существующим моделям (таких как чередование звуков, при помощи приставок и суффиксов, развитие новых значений, словосложения и т. д.) имеет большое значение для развития речи дошкольников. Дети узнают много нового и интересного в процессе образования новых слов, учатся правильно произносить эти слова и использовать их в своей речи, от этого речь ребёнка становится более интересной и насыщенной.

Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере.

Развитие двигательной активности детей раннего возраста по средствам кинезиологии Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение.

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе.

Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Подготовила воспитатель Мартынова И. Г. Имитационным движениям можно.

Консультация для родителей «Обучение детей немецкому языку в ДОУ» Многих родителей волнует именно этот вопрос: "Когда?" В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего.

Консультация для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице»
Консультация для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице» Консультация для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице" - Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. - Учите.

Консультация для родителей «Один дома. Обучение детей правилам безопасности» Один дома Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей.

Консультация для родителей «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения» Многие родители считают, что ребенок, когда ходит в детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не так. Верней, не.

Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность его проявления в дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста.

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: “брос” - брошено, “умность” - качество ума, “долгее” - дольше и многие другие.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необ-ходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель — учительница) или приставок (ехал — уехал — переехал — выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -опок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок

В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

— Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.

Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади — жеребенок, у коровы — теленок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками.

В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так — солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).

С целью закрепления навыка образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда. В магазине продается посуда. Воспитатель и дети рассматривают посуду.

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей — чик-чирик — чирикает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, краска — красит, учитель — учит, строитель — строит).

В старшем дошкольном возрастепрограмме рекомендует знакомить детей с ТИПИЧНЫМИ способами словообразования.

Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с ПОМОЩЬЮ суффиксов (грачонок — грачата, снегирь — снегирята- одни и много, НО один птенчик — ласточка, синичка, МНОго- ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснения значения слов:

Более сложная задача — образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня речевого развития явления словотворчества представлены весьма скудно, что не дает возможности таким детям «пощупать» слово, экспериментировать с ним. Для успешного решения задач по развитию словообразовательных процессов у дошкольников данной категории нами предпринято исследование по изучению и формированию словотворческих возможностей детей 5-6 лет с ОНР (III уровень) в образовании названий профессий.

Целью данного исследования является обследование лингвокреативных процессов у данной категории испытуемых, а также обучение детей толкованию семантики продуктов словотворчества и способам образования неологизмов названий профессий. Настоящее исследование предполагало решение следующих задач:

1) обучение дошкольников умению анализировать отсылочную часть производного слова и словообразовательные аффиксы названий профессий;

2) упражнение в умении внимательно слушать и запоминать небольшие рассказы о профессиях;

3) знакомство с различными способами словотворчества и суффиксами, которые используются в образовании названий профессий;

4) закрепление умения образовывать названия профессий, соответствующие нормам родного языка;

5) овладение навыками экспериментирования в области обозначения наименований профессий путем словотворчества как по аналогии, так и без опоры на лексический образец.

В рамках настоящего исследования, которое было проведено в ГБОУ СОШ 777 ДО № 2 г. Москвы, было разработано краткое испытание, направленное на изучение возможностей использования словотворчества детьми с ОНР при образовании названий «сказочных» профессий. Экспериментатор показывал сюжетную картинку с изображением волшебной страны и давал инструкцию: «Давай отправимся в волшебную страну. Там у людей необычные профессии, которых нет у нас. Придумай им названия. Кто там ловит жучков? (Кто перевозит жителей этой страны? Кто заботится о животных? Кто охраняет там людей? Кто добывает еду? Кто лечит там больных?)» При затруднениях педагог использовал помощь, образовывая неологизмы с разными суффиксами, характерными для наименования профессий.

За каждый ответ начислялись баллы по следующей системе: 1 балл - отказ от выполнения задания или непонимание задания, перечисление слов, не являющихся названиями профессий; 2 балла - образование названий профессий, не являющихся неологизмами; 3 балла - словотворчество с использованием одного суффикса; 4 балла - инноваций с помощью разных способов словопроизводства или двух и более аффиксов.

Затем подсчитывался средний балл и определялся уровень выполнения задания: 1 балл - очень низкий уровень, 2 балла - уровень ниже среднего, 3 балла - средний уровень, 4 балла - высокий уровень.

Результаты настоящего эксперимента убедительно показали крайне низкую способность к словотворчеству у старших дошкольников с ОНР (очень низкий уровень по среднему баллу): лишь в 3% случаев они давали адекватные ответы, в которых неологизмы были образованы в соответствии с закономерностями русского языка, в 97% ответы оказались неадекватными.

При выполнении данных заданий детьми с нормальным речевым развитием в подавляющем большинстве случаев ответы были адекватными, они эффективно использовали помощь, неологизмы были образованы разными способами и с помощью различных суффиксов, случаи отказов от выполнения задания были связаны с высокой критичностью к собственной речи.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости разработки системы обучения детей с ОНР навыкам словотворчества. Учитывая закономерности развития словообразовательных процессов в онтогенезе, когда ребенок сначала овладевает интерпретацией производного слова, а затем учится образовывать новые слова (А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева), нами были выделены этапы по формированию словотворческих способностей у дошкольников указанной категории, которые включали прослушивание рассказа о «сказочных» профессиях и обозначение их нормативными производными словами; работу над семантикой названий «сказочных» профессий; словотворческое образование названий профессий по аналогии; формирование активного словотворчества с помощью сложения и суффиксального словообразования.

Упражнения предлагались детям в игровой форме с использованием куклы-перчатки, картинного материала, мультимедийной презентации с эффектами анимации.

Лексический материал, рассчитанный на одно занятие, включал слова, направленные на активизацию словаря (10-11 слов), и работу над новыми словами (около 4 слов в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей).

При прослушивании рассказа о «сказочных» профессиях и обозначении их нормативными производными словами педагог дает следующие инструкции.

  • Сегодня мы поговорим про профессии. Что такое «профессия»? (Это занятие человека, которому надо учиться и за которое он получает деньги.). Петрушка придумал интересную сказку. В ней есть новые слова, подумайте, про кого рассказывает.
  • «Я сегодня первый раз пришел в детский сад. Открыл калитку, и мне сразу встретился дворничист. Угадайте, что он делал? Потом я зашел в группу, а там оказалась очень добрая воспитальщица. Догадались, кого я увидел? Она звала детей мыть руки. А что еще она делает? Было обеденное время, так вкусно запахло супом, что я побежал на кухню, а там . поварник как раз работал или как-то по-другому его надо назвать?»
  • Ребята, а как на самом деле называются эти профессии?

Работа над пониманием названий «сказочных» профессий включала разгадывание загадок. Петрушка называл «сказочную» профессию (музыкальник, врачильник, циркалист, продавалец, гитарник и т.д.), а дети - настоящую.

На этапе словотворческого образования названий профессий по аналогии Петрушка придумывал новые названия профессий, а дети подбирали похожие наименования («Убирает - «убиральник», а подметает - ? - «подметальник». Стрижет (стригальник), вытирает (вытиральник)» и т.д.). Затем происходила замена словообразующих суффиксов или даже способа словопроизводства. Петрушка предлагал придумывать слова немного по-другому: «Копает - копальщик, а стрижет (стригальщик), вытирает (вытиральщик)»; «Уколы делает уколодел, капусту режет - ? (капусторез), зубы лечит (зуболеч)»; «Яму роет - яморойка, дома строит (домостройка), колеса моет (колесомойка)» и т.д.

На заключительном этапе при формировании активного словотворчества с помощью сложения и суффиксального словообразования дошкольники с ОНР должны были сами, без опоры на лексический образец создавать неологизмы, используя усвоенные приемы и навыки. На этом этапе также организовывались соревнования, какая команда придумает больше «сказочных» названий профессий к названным Петрушкой «обычным» профессиям (почтальон, строитель, певец, конюх, доярка).

После представленного выше обучения дети с ОНР (III уровень речевого развития) стали ориентироваться в семантике производных слов (как нормативных, так и словотворческих), обозначающих названия профессий, обобщать значение корневой части и словообразующих суффиксов; могли свободно придумывать неологизмы с помощью сложения и суффиксального словопроизводства, что свидетельствует о начале становления у них языковых обобщений, анализа и синтеза.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование обнаружило практически полную неспособность дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) к активному словотворчеству, что, безусловно, тормозит накопление и систематизацию словаря, при дальнейшем школьном обучении затрудняет применение орфографических правил. Предложенная система по формированию словотворческих возможностей детей указанной категории на материале образования наименований профессий на практике доказала свою эффективность и опосредованное положительное влияние на другие стороны речевого развития.

Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Гармоничное развитие ребенка позволит легче вступить в следующий этап своей жизни — пойти в школу.

Статья:

Когда изучается лексическая тема профессии в старшей группе, она позволит не только расширить словарный запас, улучшить способность правильно произносить звуки, но и поможет больше узнать о мире взрослых. Гармоничное развитие ребенка позволит легче вступить в следующий этап своей жизни — пойти в школу.

Общие рекомендации по проведению логопедического занятия на тему «Профессии» в ДОУ

Когда проводится логопедическое занятие «Профессии» важно учитывать особенности детского восприятия. Малыши пока еще не имеют навыков самодисциплины. Поэтому важно, чтобы занятие носило игровой характер и увлекало их.


Развивающие виды деятельности для занятий

При проведении занятий могут применяться не только игры, расширяющие знания малышей, но и упражнения в том, чтобы учились правильно произносить звуки в словах и совершенствовали речевые навыки. Рекомендуется планировать обучение детей на ближайшие недели.

Игры по теме: «Профессии»

В этом случае задаются загадки и вопросы, ответы на которые расширяют знание детей о различных специальностях. Иногда делаются ложные утверждения для того, чтобы малыши нашли ошибку.

Составляются рассказы, относящиеся к различным специальностям.

Список литературы для чтения в группе

Когда рассматриваются лексические темы по логопедии, связанные с профессиями, для работы с детьми можно использовать, например, чтение следующих произведений:

  1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла».
  2. Я. Аким «Неумейка».
  3. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Обратите внимание! Чтение и обсуждение художественных произведений поможет детям лучше освоить изучаемую тему. Полезно, если такие чтения проводят дополнительно их родители дома.

Тематическая физкультминутка

Далее описан один из примеров физкультминутки.

Малыши выполняют движения под чтение стихотворения «Почтальон» воспитателем:

Что принес нам почтальон(Сжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он

Перевод, журнал, газету

В бандероли две кассеты (Малыши разгибают и загибают пальцы)

И письмо от тети Вали

Чтоб приезда ее ждали (Руки разводят в стороны).

Гимнастические упражнения

Обычно при занятиях используются физкультминутки, а также пальчиковая гимнастика. При этом воспитатель читает стишок, относящийся к рассматриваемой теме. В определенные моменты дети выполняют движения, которые относятся к произносимым фразам. Если необходимо, учитель подсказывает, что делать.

Использование интерактивных досок и ИКТ в процессе обучения

Использование ИКТ позволяет предложить малышам увлекательные обучающие компьютерные игры.

Например, им могут предлагаться картинки с людьми и предметами, которые они используют в работе. При этом дети должны будут описать словами то, что изображено на рисунках и составить небольшой рассказ об этой профессии. Использование компьютерной техники способно расширить возможности обучения дошкольников. Однако необходимо учить детей работать с ней на подгрупповых занятиях.

Возрастные особенности и коррекция речевых нарушений в процессе групповых занятий

Знание особенностей жизни взрослых, связанных с их работой жизненно важно для малышей, однако в разном возрасте подход к изучению вопросов, связанных с профессиями, должен быть разный. Он обязан учитывать возрастные особенности малышей.


Плакат о различных профессиях

Лексическая тема «Профессии» в средней группе

На занятиях в средней группе не только развиваются речевые навыки, но и даются начальные знания о том, что такое профессии и какими они бывают.

Цель и задачи занятия: знакомимся с разными профессиональными специальностями

Выполняются следующие задачи:

  • При работе с детьми им дается понятие о том, что существуют различные профессии и рассказывается об их основных особенностях.
  • Развивается словарный запас, совершенствуется артикуляция при произнесении звуков.
  • У малышей развивают слуховое внимание, логическое мышление.

Рекомендуется провести планирование занятий на ближайшее время.

Краткий план-конспект занятия

С детьми выполняется пальчиковая гимнастика. Ее делают следующим образом:

Много есть профессий знатных (При этом поочередно каждый палец правой руки соединяют с большим).

И полезных и приятных (Делают такие же движения пальцами левой руки).

Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтер, строитель (Соединять пальцы левой руки и правой руки с большими).

Сразу всех не называю (При этом малыши сжимают и разжимают кулачки несколько раз).

Вам продолжить предлагаю (дети вытягивают руки вперед, держа ладони обращенными вверх).

Далее воспитатель проводит стихотворный диалог с малышами: «Был сапожник?/Был!/Шил сапожки?/Шил!/Для кого сапожки?/Для соседской кошки!» это упражнение предназначено для улучшения четкости дикции и работы над выразительностью произношения предложений.

В занятии используются скороговорки для развития отчетливости произношения, правильности выговаривания различных звуков. При этом учитель вместе с ребятами стараются произносить определенные фразы. Вот пример скороговорки: «Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик».

Важно! В течение всего занятия с детьми проводят разнообразные лексические упражнения.

Тематические стихи и скороговорки

Стихотворная форма подачи материала детям помогает им лучше усваивать материал. Поэтому важно использовать стихотворения и читать их вслух воспитателю совместно с детьми. Один из вариантов упражнений — загадывать стихотворные загадки.

Вот несколько примеров:

  • «Доктор но не для детей, а для птиц и для зверей. У него особый дар. Этот врач … .» (Ветеринар).
  • «Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.» (Учитель).
  • «На работе день-деньской, он командует рукой. Поднимает та рука. Сто пудов под облака.» (Крановщик на стройке).

Скороговорки позволяют не только совершенствовать словарный запас, но и дают возможность улучшать дикцию детям.

Могут быть использованы такие скороговорки:

  1. «Матросы в матросках. Матроски в полосках».
  2. «Два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят».
  3. «Ткет ткач ткани на платье Тане».

При работе с детьми в логопедическом занятии на тему «Профессии» может быть использована следующая игра. Она называется «Стихи-небылицы».

Ее целью являются: улучшение слухового внимания, совершенствование способности логически мыслить, развитие лексики детей, относящегося к теме профессий.

Игра состоит в том, что детям читают стихи о профессиях взрослых, причем в них воспитатель делает ошибочные утверждения. От малышей требуется, чтобы они определили, где правда, а где нет. При этом логопед и дети подробно обсуждают ответы.

Лексическая тема «Профессии» в старшей группе

Важно! В этом возрасте дети способны освоить не только начальные понятия о различных специальностях, но и приступить к созданию общих представлений о мире взрослых и месте, которая в нем занимает профессиональная деятельность.

Задачи занятия: формируем целостную картину мира

Малышей учат коротко рассказывать о профессиях. Во время занятия они больше узнают о видах занятий взрослых. Когда выполняются задания для детей логопедической группы по теме «Профессии», детей учат тому, что труд является необходимым, объясняют его общественную значимость.

Малыши тренируются образовывать от названий работников слова мужского и женского рода (военный и военная, воспитатель и воспитательница).

Обратите внимание! У ребят воспитывают способность распознавать речь на слух, совершенствуют зрительное восприятие, внимание. Им помогают развивать память, внимание и способность к связной речи.

В детях воспитывают активность, инициативность и способность к коллективному труду.

План-конспект занятия

При рассмотрении лексических тем в старшей группе сначала происходит тематическая физкультминутка.

Проводится беседа о том, что означает для взрослого человека профессия. Рассказывают о том, что профессии бывают разными, приводят соответствующие примеры. Говорят о необходимости зарабатывать деньги для покупки домашних вещей, которые необходимы семье.

Рассказывается история от имени малышей, которые спорили, чья профессия главнее. Воспитатель и дети обсуждают этот спор и дают свои ответы.

Проводится игра в рифму. Произносятся, например, фразы о профессиях, связанных с транспортом: «Поезд водит … (Машинист). Пашет поле … (Тракторист) …» Дети должны заканчивать каждую фразу.

Дети достают карточки из конвертов и видят изображения работающего человека. Они должны рассказать о его специальности.

Дети с помощью воспитателя составляют свои рассказы о различных профессиях, руководствуюсь примерным планом и картинками.

Проводится физкультминутка. При этом читаются стихи о профессиях, во время которых дети имитируют соответствующие движения.

Воспитатель приводит фразы, а дети угадывают, кто мог их произнести.

Малышам предлагают назвать работников в мужском и женском роде (например, летчик-летчица).

В заключение подводятся итоги, воспитатель напоминает детям, что нового они узнали.

Игровые технологии в обучении

В процессе работы с ребятам активно используются лексические упражнения, проводятся физкультминутки. Малышей учат самостоятельно составлять несложные рассказы о различных специальностях. Активно используются вопросы и загадки, на которые дети должны находить ответ.

Лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе

В этом возрасте важно подготовить людей к школе, дать им знания о том, как живут взрослые люди.

Цель и задачи занятия

В занятиях с дошкольниками необходимо не только расширить словарный запас относящийся к рассматриваемой теме, но и сформировать кругозор, придать знаниям больше систематичности, развивать коммуникационные навыки детей, способность связно выражать свои мысли.

Виды деятельности

В это время по-прежнему важны физкультминутки и игровые моменты, однако особую важность приобретает формирование кругозора, умение выражать свои мысли и способность вести целенаправленный диалог с другими людьми.

Предварительная работа по изучению литературного материала

Учитель рассказывает детям об описаниях различных работников, которые имеются в детской литературе.

С детьми происходит чтение вслух тематических литературных произведений.

Оборудование

Когда рассматривается лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе, нужны картинки в качестве раздаточного материала. На них должны быть изображены представители различных профессий.

Обратите внимание! У воспитателя должны быть подготовлены демонстрационные изображения по теме занятий. Может использоваться доска или ширма, на которой будет показан наглядный материал.

План занятия

Детям задают вопросы и загадывают загадки, связанные с различными специальностями. Например, их можно спросить о том, что должны уметь представители различных профессий (например, воспитатель, врач или учитель). Также могут предлагаться список умений для определения того, к кому они относятся (Кто замачивает, намыливает, сушит и гладит — прачка). Их спрашивают о том, какими инструментами пользуются работники.

Малышам предлагают ошибочные фразы (дворник лечит, а врач убирает). Они должны найти ошибку и объяснить свои выводы.

Малышам задают вопросы о предметах, нужных для различной работы.

Предлагается следующая игра. Учитель называет профессию и перечисляет список слов. Если они относятся к названной специальности, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Игра с мячом: воспитатель называет профессию и бросает мяч малышу. который должен назвать предмет, который используется при работе по этой специальности.

Детей просят оканчивать однотипные предложения (повар чистит … — рыбу, картошку).

Малышам предлагают описать представителя определенной профессии. рассказать, что он делает. какой он, какими предметами пользуется.

Важно! После занятия подводятся итоги, рассказывается, что дети узнали нового.

Знакомство детей с миром взрослых, различными профессиями необходимо детям для того, чтобы подготовиться к взрослой жизни. Чем больше с ними будут работать над такими темами, тем меньше усилий потребует от них переход к школьной жизни.

Читайте также: