Внутреннее влечение к какой либо профессии

Опубликовано: 01.07.2024

1. Склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, какой-либо профессии (при обладании нужными для того способностями).

2. Роль, задача, предназначение.

процесс действия по гл. призвать (от призывать 1.)

ПРИЗВА́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? призва́ния, чему? призва́нию, (вижу) что? призва́ние, чем? призва́нием, о чём? о призва́нии; мн. что? призва́ния, (нет) чего? призва́ний, чему? призва́ниям, (вижу) что? призва́ния, чем? призва́ниями, о чём? о призва́ниях

1. Называя какую-либо профессию (род деятельности и т. п.) своим призванием, вы подразумеваете, что вам нравится заниматься этим родом деятельности, и вам бы хотелось сделать его своим основным занятием.

Я с детства чувствовал призвание к точным наукам. | Литература - моё призвание, говорил я, но мне почему-то не верили.

2. Называя кого-либо врачом (учителем и т. п.) по призванию, вы указываете на то, что эта профессия чрезвычайно подходит данному человеку, у него большие способности именно к этому занятию (даже если в действительности у него другая профессия).

Шерлок Холмс бесспорно был детективом по призванию. | «Вы - художник по призванию», - сказал профессор. «Зачем вам эта юриспруденция?»

3. Говоря о человеческом призвании, вы подразумеваете предназначение, смысл жизни человека.

Быть матерью - главное призвание каждой женщины. | Виктор выбрал себе, может быть, самое высокое призвание - быть просто хорошим человеком.

4. В религиозной литературе под призванием понимается услышанное человеком приказание Бога - выполнять определённое служение.

При призвании апостолов Иисус говорит всего три слова: Следуй за мной!

ПРИЗВА́НИЕ, призвания, ср. (книжн.).

1. только ед. Действие по гл. призвать-призывать, призыв, приглашение (устар. торж.). Приди на дружное призванье, приди, о путник молодой.

2. Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

|| Роль, задача, предназначение. «Ты благородно поняла призвание актрисы.» Некрасов. «О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» Некрасов. Историческое призвание пролетариата - построить социалистическое общество.

ПРИЗВА́НИЕ, -я, ср.

1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию.

2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием.

ПРИЗВА́НИЕ, ПРИЗВА́НЬЕ, -я; ср. Склонность, способность к какому-л. делу, профессии. П. к науке. Сцена - моё п. Врач, учитель, артист по призванию. // Назначение, предназначение. Врождённое п. Высокое, нравственное п. П. служить людям.

Действие по глаг. призвать (в 1 знач.).

- Скажи, какие заклинанья Имеют над тобою власть? - Все хороши: на все призванья Готов я как бы с неба пасть. Пушкин, Наброски к замыслу о Фаусте.

Мулла оставил алкоран, И не слыхать его призванья. Лермонтов, Измаил-Бей.

2. Склонность, способность к какому-л. делу, занятию.

[Нехлюдов] бросил службу, решив, что у него есть призвание к живописи. Л. Толстой, Воскресение.

способностях вам никак не удается выдержать экзамена, то, очевидно, у вас нет ни желания, ни призвания быть врачом. Чехов, Скучная история.

- Мое призвание другое, - думала про себя княжна Марья, - мое призвание - быть счастливою другим счастием, счастьем любви и самопожертвования. Л. Толстой, Война и мир.

Будить, ободрять, укреплять, вдохновлять человека, напоминать ему, что он есть сила, творящая жизнь, - вот высокое нравственное призвание театра. Юрьев, Записки.

 (ἀνάκλησις) восстановление, возобновление; призвание имени Божия.

призва́ние, призва́ния, призва́ний, призва́нию, призва́ниям, призва́нием, призва́ниями, призва́нии, призва́ниях

сущ., кол-во синонимов: 20

находить призвание в чем.

попробовать себя в к-л. области.

искать себя. найти себя.

заниматься не своим делом.

садиться [сесть] не в свои сани.

поговорки: не в свои сани не садись.

Это слово, имеющее значение "склонность к какому-либо занятию", было образовано по методу кальки с немецкого Beraf от глагола berafen - "призывать, приглашать".

Словообразовательная калька нем. Beruf, от berufen - «призывать, приглашать». В рус. литер, яз. укрепляется в XIX в.

Словообразоват. калька XIX в. нем. Beruf, безаффиксного производного от berufen «призывать».

Калькирует нем. Веruf "призвание, профессия" (Унбегаун, RЕS 12, 39). Нем. слово первонач. имело религиозный смысл: "призыв бога к людям" (Дорнзейф 106; Пауль, D. Wb. 74).

Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно-русских, старославянских и западноевропейских элементов в структуре слова.

Среди глаголов, производных от звать, одни носят яркую печать живой разговорной экспрессии (напр., позвать, созвать, вызвать, назвать в значении `наприглашать' и т. п.; ср. позвать и обозвать), другие ведут к контекстам книжного языка (напр., воззвать; ср. воззвание), в-третьих, книжные оттенки несколько затушеваны официально-бытовыми и разговорными. Таков глагол призвать (см. призванный на военную службу; ср. призыв и призвание). Не подлежит сомнению, что глагол призвать появился в русском литературном языке в связи с влиянием старославянского языка (ср. примеры употребления слов призъвати- призывати, призъвание, призывание у Срезневского, 2, с. 1402-1403). Но тесная связь и соотносительность этого слова с однородными русскими образованиями от глагола звать ослабили его старославянскую основу. Однако производное от него имя существительное призвание не вышло из сферы книжного языка.

В современном русском языке слово призванье обозначает `склонность, внутреннее влечение или предрасположение к какому-нибудь делу, профессии'. Напр.: чувствовать призвание к музыке; артист по призванию и т. п. Как нюанс этого же значения выступает такой смысловой оттенок: `предназначение, цель жизни или деятельности'. Например, у Некрасова в стихотворении «Памяти Асенковой»:

Увы, наивна ты была,

Вступая за кулисы -

Ты благородно поняла

Первоначальное значение этого слова- `призыв, приглашение', т. е. действие по глаголу призвать - призывать устарело и не употребительно. Между тем оно было единственным значением этого слова до романтической эпохи, т. е. до 20-30-х годов XIX в.

В словарях Академии Российской призвание определяется так: «Действие призвавшего. Призвание кого к себе. Призвание к судье» (сл. 1822, ч. 5, с. 310). Карамзин, Жуковский, Пушкин широко употребляют слово призвание в этом первоначальном значении. Например, в языке Пушкина:

Здесь ночью нега и покой,

А днем и шум и пированье.

Приди на дружное призванье,

Приди, о путник молодой!

(Руслан и Людмила, песнь 4).

Услышь, поэт, мое призванье,

Моих надежд не обмани.

(К Языкову, 1824 г.)

Итак - хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твоепризванье!

Бокалы пеним дружно мы,

И Девы-Розы пьем дыханье-

Быть может - полное Чумы!

(Пир во время чумы, 1830).

Однако уже в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. новое значение, дошедшее и до нашего времени, проступает очень явственно (быть может, отчасти под влиянием семантики немецкого Веruf ср. франц. vocation). В новом значении слово призвание вошло в философский лексикон русской интеллигенции 30-х годов, увлекавшейся шеллингианством. У Гоголя в статье «Несколько слов о Пушкине» (1832-1834): «. у всякого, кто только чувствует в себе искру святого призвания, есть тонкая разборчивость. не позволяющая ему выказывать свой талант таким средством» (1894, 1, с. 228). У Н. В. Станкевича в письме к Я. М. Неверову (от 14 октября 1833 г.): «Мое призвание не то, хотя я и не вижу настоящего моего призвания» (Западники 40-х годов, с. 33). К нему же в письме Н. В. Станкевича от 2 декабря 1835 г.: «Ты говоришь, что я всегда ошибался в призвании. Иногда. Это участь всех. Но философию я не считаю моим призванием; она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям» (там же, с. 43). В словаре 1847 г., отражающем литературное употребление не позже 30-х годов XIX в., уже отмечено это новое значение: «`Состояние призванного'; `предназначение'. Даровитый юноша, не изменяя своему призванию, укрепляет врожденные способности учением» (3, с. 465).

Около середины XIX в. - в период пересмотра романтической терминологии и фразеологии - слово призвание приобретает привкус риторической экспрессии, книжной парадности, приподнятости, ложного пафоса. В письме И. С. Тургенева к Е. М. Феоктистову (от 27 декабря 1852 г.): «Положению Вашему я сочувствую и мысли Ваши об уединении разделяю вполне - воспользуйтесь им, чтобы уяснить себе свое призвание - или если это слово Вам кажется слишком пышным - чтобы узнать по какой дороге Вам надобно пойти» (Тургенев и «Современник», с. 155). Ср. в «Дворянском гнезде» (гл. 25): «Со всем тем Михалевич не унывал и жил себе циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании, - и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду».

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой. Здесь печатается по машинописи с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок.

Об истории значений слова призвание В. В. Виноградов пишет в статье «К вопросу об упорядочении современного русского правописания»: «Русский язык не остался неизмененным со времен Пушкина. Некоторые старые слова вышли из литературного употребления (например, разлученье, вотще, прельстительный и другие подобные), другие изменили свои значения (например, призванье, возмутительный, молодушка, малодушный, кулак и т. п.). » (журнал «Русский язык в школе», 1954, № 4, с. 34). См. также о слове призвание в заметке о слове «Последовательный» в настоящем издании. - В. П.

- Талант, не оставшийся лежать «до востребования».

- Склонность к чему-либо, заложенная природой.

- Дело всей жизни.

- Картина итальянского художника Караваджо «. апостола Матфея».

- Картина Вильяма Адольфа Бугро.

- Картина итальянского художника Караваджо «. святых Петра и Андрея».

- Роман немецкого писателя Иоганна Гёте «Театральное . Вильгельма Мейстера».

- влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих потенциальных профессиональных способностей, как ощущение профессии.

Смотреть значение Профессиональное Призвание в других словарях

Призвание Ср. — 1. Склонность, внутреннее влечение к какому-л. делу, какой-л. профессии (при обладании нужными для того способностями). 2. Роль, задача, предназначение. 3. устар. Процесс.
Толковый словарь Ефремовой

Призвание — призвания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. призвать-призывать, призыв, приглашение (устар. торж.). Приди на дружное призванье, приди, о путник молодой. 2. Склонность.
Толковый словарь Ушакова

Заболевание Профессиональное — заболевание, вызванное доказанным воздействием на организм человека вредных и опасных производственных факторов в
процессе его трудовой деятельности. Заболевание.
Экономический словарь

Заболевание, Профессиональное — - заболевание, развившееся под
влиянием систематического и длительного вредного воздействия
фактора, свойственного данной профессии либо условий
труда.
Экономический словарь

Профессиональное Образование — - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В РФ основной путь получения П.о. - обучение в профессионально-техническом, среднем.
Экономический словарь

Профессиональное Обслуживание — В страховании профессиональной ответственности: выполнение работы, оказание практической помощи, предоставление информационных или консультационных услуг другому.
Экономический словарь

Профессиональное Становление — - «формообразование» личности, адекватное
требованиям профессиональной деятельности
Экономический словарь

Профессиональное Тарифное Соглашение — - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне профессии (Закон РФ "О коллективных договорах.
Экономический словарь

Базовое Среднее Профессиональное Образование — Базовым средним профессиональным образованием является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего.
Юридический словарь

Призвание — Это слово, имеющее значение "склонность к какому-либо занятию", было образовано по методу кальки с немецкого Beraf от глагола berafen – "призывать, приглашать".
Этимологический словарь Крылова

Профессиональное Заболевание — - заболевание, связанное с систематическим и длительным воздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особых условий труда, характерных для того.
Юридический словарь

Профессиональное Образование — - овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. В РФ основной путь получения П.о. - обучение в профессионально-техническом, среднем.
Юридический словарь

Профессиональное Тарифное Соглашение — - по Закону РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и.
Юридический словарь

Среднее Профессиональное Образование — - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях.
Юридический словарь

Среднее Профессиональное Образование Повышенного Уровня — Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением.
Юридический словарь

Заболевание Профессиональное — З., вызванное воздействием на работающего вредных условий труда (по ГОСТ 12.0.002-74).
Большой медицинский словарь

Отравление Профессиональное — (i. professionalis) О., вызванное воздействием токсичного вещества, контакт с которым был обусловлен характером и условиями профессиональной деятельности.
Большой медицинский словарь

Плоскостопие Профессиональное — (pes planus professionalis) П., обусловленное длительным непрерывным стоянием при выполнении профессиональной работы.
Большой медицинский словарь

Профессиональное Заболевание — связано с систематическим и длительнымвоздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особыхусловий труда, характерных для того или иного производства.
Большой энциклопедический словарь

Профессиональное Образование — овладение определенными знаниями и навыкамипо конкретной профессии и специальности. В Российской Федерации основнойпуть получения профессионального образования.
Большой энциклопедический словарь

Заболевание профессиональное — (a. occupational diseases; н. Berufskrankheiten; ф. maladies professionnelles; и. enfermedades profesionales) - возникает в результате воздействия на организм проф. вредностей. K З. п. относятся болезни, вызываемые.
Горная энциклопедия

Призвание — — протестантское учение о религиозно-нравственном значении общественно-практической деятельности, о службе Богу в миру. М. Лютер, а вслед за ним остальные реформаторы.
Исторический словарь

Профессиональное Образование — - специальное образование, связанное с приобретением определенных знаний и навыков в какой-либо области, конкретной профессии и специальности. Путь получения — обучение.
Исторический словарь

Заболевание Профессиональное I (occupational Disease) — заболевание, которое преимущественно развивается у работников, связанных с определенной производственной деятельностью. Профессиональные болезни (industrial diseases), связанные.
Медицинский словарь

Заболевание Профессиональное Ii (prescribed Disease) — одно из многих заболеваний (в настоящее время их насчитывается 48), которое может развиться у человека вследствие тесного контакта с каким-либо ядовитым веществом или.
Медицинский словарь

Образование Профессиональное — - 1. Подготовленность человека к определенному виду деятельности, профессии (см.), засвидетельствованная документом (аттестатом, дипломом) об окончании соответствующего.
Социологический словарь

Призвание — - англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение.
Социологический словарь

В данной статье вы сможете узнать, как найти себя в жизни, ознакомитесь с основными проблемами при выборе профессии, а также с различными методами диагностики профессиональной склонности личности.

Классификация профессий в психологии

В мире существует огромное количество разных специальностей. Для их лучшего восприятия и понимания они классифицированы по конкретным признакам. Всем известно, что существуют технические специальности, гуманитарные и т.д. В психологии есть такое понятие - классификация различных занятий. С помощью такой структурированности индивид может узнать основное описание работы с точки зрения психологии, как найти свое призвание, какие качества нужны для эффективности в том или ином деле.

как найти свое призвание

Психологическая классификация основана на описании главных характеристик объекта труда и особенностях психики человека при выполнении какого-либо рода деятельности. При изучении роли человека в деятельности ученые выделили такие виды специальностей:

  • автоматические;
  • полуавтоматические;
  • шаблонные;
  • самостоятельное выполнение труда;
  • творческие.

Также есть определенные психофизиологические требования к труду, например, активность, быстрота реакции, реагирования. Чтобы понять, как правильно найти свое призвание нужно иметь представление об индивидуальных качествах своего организма и психофизиологических требованиях к профессии.

Согласно Д. Патерсону, специальности должны различаться за основными склонностями индивидуума к определенному виду занятий. Таким способом он выделил различные группы специальностей:

  • академические;
  • механические;
  • социальные;
  • музыкальные;
  • физические.

Различные научные систематизации специальностей помогают человеку ответить на вопрос, как найти свое призвание, определить свою профессиональную пригодность.

Определение профессиональности с помощью профессиограмм

Как найти свое призвание в жизни? Нужно тщательно изучить свои способности, склонности, интересы к определенному труду. Кроме того, нужно знать основные характеристики профессии. Это поможет сравнить свою пригодность к ней. Именно для изучения таких характеристик труда существуют профессиограммы. Их разделяют на пять видов.

  1. Физиологические. Здесь учитываются различные медицинские показания, биологические характеристики специальности.
  2. Санитарно-гигиенические, которые определяют основные санитарные нормы в труде.
  3. Психологические, с помощью которых изучаются основные требования к психике человека, рассматриваются психологические качества и свойства личности, пригодной к выполнению деятельности.
  4. Социологические. Включают в себя различные социальные описания деятельности.
  5. Экономические. Здесь определяется режим работы, условия труда и его оплаты.

Чтобы правильно найти свое призвание, нужно изучить характеристики профессии с помощью профессиограммы, а после составить свои психологический профиль, который покажет вашу профпригодность.

Очень часто используется еще профессиональный психологический отбор, который помогает определить соответствие человека работе. Данный отбор производится с помощью методик, тестов, опросников, которые мы рассмотрим в конце статьи.

Основные задачи психологического профотбора:

  • ориентация индивидуума на профессию, обучение в соответствующих учебных заведениях для овладения навыками выполнения конкретных задач;
  • изучение профпригодности людей к обучению по определенной направленности, составление рекомендаций по кадровому отбору работников на конкретные должности;
  • психологическое сопровождение человека во время осуществления профессиональной деятельности.

В ходе такого отбора изучаются индивидуальные качества индивидуума, его способности, склонности к работе. Главной целью профотбора является определение соответствия человека требованиям определенной специальности. Потребность в профотборе всегда важна и всегда имеет смысл. Особенно важен психологический отбор в условиях, когда на конкретное рабочее место претендуют много людей, либо рабочее место требует высокого уровня ответственности индивидуума, эффективности деятельности.

4 степени выраженности профпригодности

Е. А. Климов, который подробно изучал психологию профпригодности, выделил четыре степени выраженности такой пригодности. Изучив их, любой человек сможет понять, как найти свое призвание.

  1. Полная непригодность. Она может быть временной (например, по состоянию здоровья) или постоянной, когда человек не способен по каким-либо причинам выполнять деятельность.
  2. Годность к одной работе или группе работ. В таком случае человек по состоянию здоровья может выполнять работу, но у него нет склонности к этому виду деятельности, либо отсутствует интерес.
  3. Соответствие определенному виду труда. Такая степень пригодности, когда по медицинским показателям здоровья человек способен выполнять условия труда и имеет хоть какие-то способности к ее выполнению, присутствует интерес.
  4. Призвание. Явно выраженные показатели соотношения человека интересующему его виду занятий, когда по всем характеристикам есть совпадение с описание требований к труду. Эта степень выраженности пригодности очень важна для человека, поскольку определяет его призвание на всю жизнь.

В этой и именно в этой области деятельности ты будешь наиболее нужным людям. © Е.А. Климов

Основные ошибки при выборе профессии

Вышеперечисленные признаки выраженности профпригодности помогают определить, как вы подходите к той или иной работе. Кроме того, существует множество различных ошибок при выборе профессии, которые мешают найти себя в жизни.

  1. Минимальный набор знаний о труде.
  2. Отсутствие умения выделять для себя нужную информацию о различных профессиях и возможностях ее получения.
  3. Неумение человека переосмыслить свои способности, склонности к конкретному труду, наличие интереса.
  4. Неумение определить потребность выбранной профессии в конкретном регионе.
  5. Человек выбирает профессию только потому, что ему хочется, не учитывая собственных возможностей, состояния здоровья, психологических характеристик соответствия труду.
  6. Осуществление выбора специальности под давлением близких, окружающих людей.
  7. Недооценивание одного вида деятельности и возвышение другого среди всех остальных.
  8. Устаревшее представление о специальности.

Если вы все чаще задаетесь вопросом, как найти свое призвание в жизни, постарайтесь не допускать вышеперечисленных ошибок. Объективно оценивайте свои возможности и способности, не идите на поводу у других людей, выбирайте именно то, что по душе вам, ведь это ваше призвание, ваш выбор.

как найти себя в жизни

Чтобы ответить на вопрос как найти свое призвание, определить свои психологические особенности и склонности к работе используются различные методы и способы. Мы рассмотрим самые распространенные способы определения своей профпригодности и призвания.

  1. Объективные тесты, где нужно выбирать ответы на вопросы. Это могут быть различные тесты на интеллектуальные способности, уровень определения знаний, умений, конкретных способностей к работе.
  2. Опросники, с помощью которых можно изучить индивидуальные особенности личности, ее направленности, установки.
  3. Методики для изучения самооценки личности. Здесь определяется отношение человека к себе самому, к другим людям, к происходящим событиям в целом.
  4. Интерактивные методики. К ним относятся интервью, беседа с психологом, психологические игры, занятия в группе.
  5. Проективные методы диагностики. Здесь человек проявляет все свои креативные возможности, например, ему предлагается закончить предложение, текст, рисунок на свое усмотрение, после чего происходит интерпретация теста.
  6. Способ наблюдения за поведением человека в естественных условиях.
  7. Различные психофизиологические методики с использованием специальных приборов. Такие методы определяют физиологические характеристики организма: дыхание, пульс и т.д.

Названные методы помогают изучить психологические особенности личности, ее склонности к труду, соответствие требованиям определенного вида деятельности. Правильная интерпретация тестов и методик поможет вам качественно и объективно оценить пригодность к специальности, определить соотношение ваших особенностей требованиям выбранного занятия.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.








Поднять запись

::<div src="http://nabiraem.ru/profile/mixanatic/cache/180x180_6_28_22_42_56_35_16.jpg"/><p Юрьевич Соколöв</p><p сейчас детектор лжи отмоют от крови, и он снова будет готов к работе.&raquo;</p><p лет</p><p Москва</p><p 70

Как найти своё призвание?

Что такое «призвание»? Нужно ли оно нам? Если его не найти, что будет с человеком? Как узнать, что ты нашёл призвание? Кто изучает этот вопрос? Какие советы дают, чтобы найти своё призвание?


Сначала надо узнать, что же такое «призвание». Для этого обратимся к словарю. Призвание - склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

Из определения можно сделать вывод, что это призвание – что-то врождённое, неясное, не поддающееся логическому объяснению, внутренняя способность быть успешным в какой-либо деятельности.

Чтобы узнать о призвании чуть больше, нужно рассмотреть данное слово с нескольких сторон, вот ещё какие определения я нашёл:

Призвание – деятельность, в которой можешь вполне оставаться самим собой; деятельность, оправдывающая твое существование – осмысляемая, как долг. «Долг выявить общую ценность твоей личной неповторимости». То же, что предназначение – адекватная душе форма существования. Ощущаемый человеком долг – жить своей жизнью.
Если подходить рационально, составляющие призвания – это твои способности плюс долг послужить человечеству наилучшим образом:

Призвание – потребность совершить лучшее, на что способен, вот только интерес не всегда там, где способности, а призвание – скорее, интерес.

Призвание – это наилучшее приложение свойственного.

Можно было бы сказать, что призвание – это совпадение способностей и интереса. Но, если не говорить о призвании оперного певца или каком-нибудь другом в этом роде, настоящих способностей без интереса и не бывает, как не может такого быть, чтобы подлинный интерес не нашел средств осуществиться – не дал бы способностей.
Твое призвание – и не для тебя; безответная любовь к делу, которое никак не желает стать твоим – вроде, бывает. И всё же тут надо разбираться – что именно в деле тебе так дорого. Скажем, «любить искусство» – это ведь значит любить что-то в мире, а искусство – лишь самый подходящий для этой твоей любви язык. Откуда берутся подражатели? Из тех, кто любит не мир, а само искусство.

Я приведу статью ниже, где автор задаёт себе вопрос, а потом старается на него ответить. Мне понравилась манера и стиль изложения. Очень доступный и понятный текст.

«Обычные пособия по благоустройству в этой жизни отвечают, по моим впечатлениям, всегда на один и то же вопрос: «как притвориться тем, чем не являешься, чтобы получить то, чего не заслуживаешь?». Как защитить диссертацию (притвориться кандидатом наук), как понравиться мужчине (притвориться той женщиной, которая ему нужна), и т.д., и т.п. Задумавшемуся над своим призванием эти пособия, разумеется, не помогут. Он спросит – так ли уж важно для меня самого разбираться, как что-то в природе устроено, или достаточно того, что в этом разбирается соответствующий кандидат или доктор? Люблю ли я сама этого мужчину или только нахожу, что выйти за него замуж было бы по общим критериям здорово? И т.д. Вопрос о призвании – это вопрос о твоей подлинности. Это вопрос именно о том, чем ты являешься на самом деле, независимо от того, как и кому это понравится и что тебе за это дадут. Ибо только твоя верность этому и может составить настоящее счастье; счастье – ведь это даже не то состояние, когда все общепризнанно хорошее «сбылось», а то, когда «сбылся» сам. К чему призван.

Попытаюсь дальше ответить, в меру собственного разумения, на следующие вопросы:

  • Что такое призвание?
  • Есть ли оно у каждого?
  • Если оно есть у каждого, то почему можно его не слышать?
  • Совпадает ли призвание со способностями?
  • Может ли призвание быть дурным?
  • Может ли призвание предать?
  • Каждый ли труд способен составить чье-то призвание?

Что такое призвание?

Человеческий род выживает за счет труда, и потому практическое применение сил и способностей, дело, есть почти то же самое для человека, что жизнь: «жизнедеятельность». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей собственной жизнью.

Понятно, что направление, в котором наши силы применяются, не бывает для нас безразличным, – даже если кто-то этого и не чувствует достаточно остро. Острота этого чувства составляет меру нашей ответственности перед самими собой. Надо признать, что большинству людей этой ответственности не хватает. Но широкая популярность алкогольных напитков говорит о том, что призвание все-таки есть и у них, и, заброшенное и пренебрегаемое, тревожит и мстит за себя, не дает покоя.

Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель.

Призвание – это твоя неповторимость в этом мире, как твоя обязанность. Это обостренное чувство ответственности за то, что ты есть в этом мире.

Все выглядит так, как будто Кто-то создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: ведь уникальность каждого – факт неоспоримый, биологический; проигнорировать его – значит проигнорировать в этой жизни себя самого.

Есть ли призвание у каждого?

Безусловно, не у каждого оно выражено в равной степени; кто-то в разлуке с ним погибает, кто-то непрерывно его ищет, а кто-то будто о нем и не задумывался и чувствует себя вполне хорошо. И все же, надо полагать, оно есть у каждого. Но здесь имеются свои «но».

Первое, очевидно, – призвание может не совпадать с имеющимися в объективном мире возможностями его проявления. Что делать пахарю (крепостному) с наклонностями поэта или физика? Железная необходимость, равная глупому случаю, не может ли перечеркнуть самое гениальное призвание? Этот несчастный пахарь будет по общему мнению только лентяй, непутевый человек…

На это можно возразить, что и неграмотный пахарь может состояться как поэт, если позволит себе не стремиться стать слишком успешным пахарем: ведь важно не то, признан ли ты в качестве такового, и не то, есть ли у тебя печатные произведения, а то, как ты воспринимаешь мир; да и главное орудие поэта, слово, у каждого в неотъемлемой собственности. И что-то подобное, в общем, можно сказать о пахаре-естественнике: постигать чудесную закономерность природы можно на разных уровнях.

А уж если принять гипотезу призвания, как возлагаемой на нас Создателем задачи, с которой он запускает нас в этот мир, то подобной проблеме и взяться неоткуда: Пушкин родится не раньше, чем на земле появится книгопечатание, и Эйнштейн не раньше, чем появятся университеты и ядерные ускорители.

Что до тех людей, которые своего призвания не ищут и чувствуют себя комфортно, то тут возможна и такая разгадка: они его уже нашли. Ну, не так уж важно, быть сметчиком или чертежником, если призвание – семья, а на работе важно только на эту семью заработать.

Так что всегда есть смысл настойчиво искать свое призвание в тех наличных обстоятельствах, над которыми ты действительно не властен. (Оговорка «действительно» необходима потому, что иногда призвание осуществимо, но ценой определенных потерь, и это еще не значит «не властен».) Возможно, призвание осуществимо и в действительно неблагоприятных условиях, но ценой твоей успешности по социальным меркам – то есть если не мерить, так сказать, призвание по признанию. А возможно, и в самых неблагоприятных обстоятельствах призвание найдет какие-то новые и неожиданные пути, каких никогда не нашло бы в обстоятельствах стандартных, – практически с любыми обстоятельствами можно, так сказать, сотрудничать… Призвание – как всякая нравственная задача: таковая ведь возникает и решается не в специально создаваемых удобных условиях, а «там, где ты стоишь».

…И вот еще «но»: призвание есть у каждого, но не каждый его слышит.

Почему можно не слышать своего призвания?

Причин, конечно, много. Главная – это, наверное, инфантилизм. Ведь призвание, как я уже говорил, это обостренное чувство ответственности перед собой. А инфантилизм – это и есть привычка к тому, что ответственность за тебя несут другие. Стало быть, другие и решат, чем тебе быть, так, чтобы тебе было хорошо… Интересно, что чувства «непризвания» инфантильные люди как раз бывают очень-таки не лишены – то, что им не подходит, они, чуть попробовав, чувствуют весьма остро, – они не ведают лишь того, что им подходит.

Среди других причин (выражаясь высокопарно, но точно): голос призвания заглушается призывными криками – удовольствий; тщеславия, престижа и сребролюбия; а также удачливости.

Во всех трех случаях эти голоса вообще не так легко различимы от голоса призвания.

Итак, удовольствия, или радости. – Но труд по призванию – разве не должен быть в радость, и разве не всякая радость требует какого-то труда?

Легко было бы отделаться от вопроса, указав, что призвание – это призвание к творчеству, созиданию, тогда как удовольствие – это потребление. Но вдруг чье-то призвание – это потребление и есть?

Мой ответ на это для меня самого неожидан: если иметь в виду, как и что «потребляется», то призванием может быть и «потребление». И даже, в какой-то мере, онодолжно быть призванием каждого. Действительно: прийти в этот мир и не суметь оценить это великое чудо, упершись в какую-то частную задачку, превратив самого себя в средство к какой-то частной цели – ведь это тоже значит предать себя (мир твою жертву переживет, не заметив). А что до призваний художника (писателя, поэта, философа, музыканта…), то они и являются в самую первую очередь – призванием созерцателя, бескорыстного «потребителя», и лишь во вторую – в прямом смысле призванием творца. Ибо – чего стоит творчество человека, не сумевшего, прежде всего и главным образом, что-то в мире полюбить. Жить только творчеством, ничего собою не представляя – распространять пустоту.

Существуют, конечно, удовольствия менее высокого рода. Часть из этих последних – это так называемые развлечения; «индустрия развлечений» делает и своего стандартного потребителя, подходящего для индустриальной обработки, то есть уводит от вопроса о призвании, как и вообще от осмысленного существования. – А другая категория удовольствий составляет, по существу, отдых. Вещь это и законная и необходимая, но не может же отдых быть призванием. Жизнь человека обеспечивается, как уже отмечалось, трудом; нельзя жить без отдыха, потому что нельзя жить без труда; перефразируя известное высказывание, «нужно отдыхать, чтобы жить, но не жить, чтобы отдыхать». (Правда, если делать приходится работу нелюбимую, рабскую, мы живем, когда отдыхаем…)

Далее: слава, влиятельность, деньги. – Весьма щекотливый и сложный вопрос, и ответы на него, что называется, «неоднозначные». Но они существуют. – Всякое дело есть приносимая польза, добро кому-то; призвание, которое есть призвание к делу, есть, соответственно, чувство твоей уникальной миссии в обществе людей; слава же, влияние и деньги – кроме того, что для большинства из нас это самостоятельные стимулы к деятельности – суть знаки признания обществом успешности твоей миссии, в идеале, показатель нужности и важности твоего вклада. Потому у многих действительно талантливых и по-видимому «призванных» людей чувство призвания почти неразделимо со страстью что-то значить среди людей, с тягой к признанию (обещающему те самые славу, влиятельность и – что для многих так же важно – материальное благополучие, которое ведь тоже означает влиятельность). Эта нераздельность «подвигов и славы» у многих выражается обескураживающее прямо и наивно (вспомним есенинское «буду богат и известен, и всеми любим» или шаляпинское «бесплатно только птички поют», и т.д. и т.п.). Возможно, в славолюбии и всем подобном может у кого-то выражаться само чувство своей миссии, может быть и не осознанной и не найденной, – хоть и неприятное предположение, но допустимое…

К этому можно добавить, что, скажем, деньги – это тот материал, с которым работает бизнесмен (и он должен любить их даже, по выражению Остапа Бендера, «бескорыстно»); влиятельность, власть – тот материал, с которым работает политик, общественный деятель (и он не может к ним не стремиться); слава – ну, точнее сказать, эффект, производимый в других душах – материал художника. Как оторвать здесь призвание от предчувствуемой и вожделенной корысти?

И все же они, конечно, не тождественны. Миссия – ведь это твоя миссия, уникальная и неповторимая, тогда как и слава, и тем более престиж и влиятельность, и в особенности деньги – отражают лишь твою востребованность на рынке и соответственно унифицируют, стандартизуют, губят в тебе именно тебя; они являются, чаще всего, платой за преданное или поруганное призвание. Они никак не могут быть ориентирами – хотя и являются стимулами. – В общем, если и трудно вполне расстаться с этими стимулами к творчеству, следует научиться отдавать себе честный и полный отчет в их опасности для главного в творчестве – для призвания.

И третье, о чем я хотел здесь сказать, что может мешать нам слышать свое призвание. Это – успехи, удачливость в чем-то. Удача опьяняет; то, что удается, дает нам ощущение силы – прироста бытия! Возможно, и даже наверняка, на первых этапах нашего развития удачи в каких-то делах формируют и наше призвание к ним. В дальнейшем, удающееся уже не становится призванием, но его легко принять за таковое, особенно, если истинное призвание не найдено; удающееся способно очень далеко уводить от призвания. А проба здесь такая: неудача. Труд по призванию преобразует неудачи в уроки, в опыт; когда же делаешь что-то лишь потому, что это легко удается, первая неудача в деле вызывает реакцию отторжения от него.

Куда пойти учиться? Куда пойти работать? Каким делом заняться в жизни? Да так, чтобы и самому нравилось, и удовлетворение приносило.

Куда пойти учиться? Куда пойти работать? Каким делом заняться в жизни? Да так, чтобы и самому нравилось, и удовлетворение приносило (моральное и материальное). Такие вопросы порой возникают в определенный период жизни, когда человек подходит к вопросу самоопределения и поисков призвания.

Что такое призвание?

Призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-либо делу, какой-либо профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями).

Но что такое призвание лично для каждого? Призвание – это некий индивидуальный смысл жизни, это не конкретная цель, а, скорее, общее направление движения. Это то, ради чего мы вообще появились на этот свет. Призвание – понятие очень широкое. Например: помогать людям в болезни; быть учителем (в широком смысле этого слова) и наставником; дарить людям ощущение радости; заботиться о красоте и чистоте природы; радовать мир произведениями искусства и т.д.

Призвание – это персональный смысл жизни, преобразованный в практическую цель. То есть в идеале человек согласно своему призванию выбирает конкретное дело (профессию), которым он будет заниматься.

Профессия – род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования.

В идеале человек, следуя призванию, выбирает себе профессию по душе. Но это не значит, что он всю жизнь занимается одним и те же делом. Так, врач по призванию может сначала работать преподавателем в медицинской академии, затем квалифицированным стоматологом, после директором собственной клиники и т.д. При этом человек сохраняет свое собственное Я, какими бы разными не казались выбранные профессии.

Если же человека бросает из крайности в крайность – например, от инженера до художника - наверно, человек еще в поиске.)))

Надо ли искать «свое призвание» и «свою профессию»

Почему кто-то озадачен поиском своего предназначения и любимой работы, а кто-то живет, радуется жизни и даже не задумывается об этом?

Во-первых, потребность в самореализации у всех разная. Кто-то довольствуется малым, кому-то все-таки нужно вложить всю душу в свое дело, а кто-то просто умеет гармонично сочетать свои умения и внешние обстоятельства.

Часть людей, которые ощущают себя вполне счастливыми без поисков призвания, возможно, уже нашли его. Скорее всего, они его и не искали, а просто шли по жизни своим путем. Кто-то работает водителем в такси – и доволен, он получает удовольствие от вождения. А кто-то работает продавцом, но призвание у него – семья и дети, и человеку просто неважно, каким способом заработать на семью.

У каждого есть свое призвание, но не каждый его слышит. Истинное предназначение человека может заглушаться современными стереотипами о той или иной деятельности.

Что мешает следовать своему предназначению

Иногда человек чувствует тягу к чему-то, интуитивно знает свое призвание, понимает, где бы он мог раскрыть все свои таланты. Но жизнь сложилась почему-то по-другому (родители настояли на определенном ВУЗе или пошел с другом за компанию). А сложившуюся жизнь менять не хочется. Или хочется, но страшно. Или нестрашно, но невыгодно. И тогда, например, человек выбирает нелюбимую, но престижную и высокооплачиваемую работу.

Если человек действительно хочет следовать своему призванию, то на пути к нему он отбрасывает стереотипы и навязанные обществом ценности, некие «тормоза», которые не дают поменять ситуацию согласно голосу души. Например:

  • я не могу бросить свою прежнюю работу, так как там хорошая зарплата, мои таланты мне не принесут такого же дохода;
  • я не могу разочаровать родителей: они столько вложили в мое образование;
  • я не могу подвести людей, на мне очень много завязано, кроме меня с этим никто не справится.
  • у меня сейчас хороший статус в обществе; то, чем я хочу заниматься, мне такого статуса не даст;
  • у меня нет времени заниматься любимым делом;
  • уже слишком поздно что-либо менять;
  • у меня нет достаточно знаний в интересующей меня отрасли.

Как выбрать свою профессию

С призванием разобрались. Как теперь определиться, какую профессию выбрать? Здесь, конечно, нет готового рецепта для каждого – но есть несколько подсказок.

+ быстро, просто, доступно, бесплатно;

- не дают окончательного ответа, а только указывают предпочтительные направления, а иногда и несколько, из которых так же сложно бывает выбрать.

  • школьникам;
  • тем, кто очень сильно затрудняется в выборе;
  • тем, кто уже определился, но хочет тестом подтвердить правильность своего выбора;
  • тем, кто верит в цифры и тесты.

*Консультация профориентолога. Такие консультации, как правило, тоже включают в себя разнообразные тестирования. Однако после тестирования есть возможность получить разъяснения и комментарии от специалиста.

+ профессиональная консультация, комментарии и советы опытного психолога, индивидуальный подход.

- платно, требуют времени.

  • школьникам;
  • тем, кто предпочитает обращаться за помощью к профессионалам;


*Увлечения из детства. Можно вспомнить все, чем нравилось заниматься в детстве и поразмышлять

– а не скрыты ли там истинные таланты и наклонности, которые с годами почему-то были забыты?

+ доступно каждому, приятно и увлекательно погрузится в детские воспоминания;

- есть некая трудность ассоциировать детские игры и увлечения с реальной профессией взрослого человека.

  • тем, кто хорошо помнит свое детство и детские увлечение;
  • -творческим людям (так как все дети творческие личности и если Вы сохранили творческую натуру до взрослого возраста – значит, вы много взяли из детства)

*Анализ хобби. Любимым делом, хобби, человек всегда занимается с удовольствием, поэтому стоит подумать - а не может ли хобби стать основной профессией.

+ легкий путь, так как о хобби, порой человек знает не меньше, чем об основной работе;

- есть вероятность, что если хобби рассматривать как работу, то первое уже не будет таким увлекательным.

  • тем, у кого есть хобби.

*Действовать и интересоваться. Это вариант для активных людей, которым лучше один раз попробовать, чем сто раз подумать. То есть можно попробовать «погрузиться» в какую-либо интересующую область. Например, купить журнал по ландшафтному дизайну, изучить профессиональные сайты, самостоятельно облагородить клумбу в палисаднике. И понять - это «мое» или «не мое».

+ можно вживую прикоснуться к профессии, наглядно все увидеть, ощутить на практике;

- много временных и материальных затрат.

  • практическим людям, которые предпочитаю не размышлять, а действовать;
  • -тем, кто располагает достаточным интересом и запасом времени для «метода проб и ошибок».

+ можно получить 100% верный ответ;

- не просто, не быстро, требует моральных сил и терпения.

  • верующим людям.

*Спросить у себя. Действительно, а кто еще может знать ответ? Только это не так-то просто – заглянуть в себя, отбросить все комплексы, неуверенность, сомнения, отговорки, страхи, навязанные обществом ценности (материальное благополучие, статус и т.д.)

+ можно получить 100% верный ответ;

  • тем, кто хорошо умеет «копаться в себе».

*Пофантазировать. Первый вариант. Представить себя полностью счастливым. Нарисовать себе этот образ счастья.

Второй вариант: представить, что у вас неограниченный финансовый источник – что все квартиры-дачи-машины-яхты куплены, все родственники-дети обеспечены, Вы можете себе позволить купить все, что пожелаете, объездили уже весь мир и… чем бы Вы тогда хотели заняться?

+ отлично расширяются рамки поиска;

- есть вероятность в полете фантазии придумать себе более возвышенные намерения, чем есть на самом деле.

  • тем, кто умеет мечтать;
  • тем, кто в реальной жизни «зажат» различными обязательствами, которые ешают взглянуть шире.

*Найти то, что Вы готовы делать бесплатно. То, что у вас хорошо получается, что вы делаете как бы между делом, не обращаете на это внимания, но делаете с удовольствием. Возможно, вы с удовольствием ходите с подругой по магазинам, чтобы помочь ей обновить гардероб, даете ей советы по стилю и моде. Или любите устраивать домашние праздники, развлекать гостей конкурсами, викторинами. В таких вещах так же можно поискать идеи для профессии.

+ истинные идеи от души;

  • тем, кто знает, что есть вещи, за которые он берется с огромным энтузиазмов в любое время дня и ночи.

Да, часть ответственности за выбор профессии ребенка лежит на плечах родителей: сумели ли родители разглядеть талант, услышали ли мнение ребенка, дали ли ему полную свободу выбора. Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку только лучшего. Но все-таки, как подвести ребенка к выбору любимой профессии; профессии, которая даст ощущение, что ты занимаешься своим делом в этой жизни. А успех и финансовая обеспеченность, если ребенку это действительно нужно, придут.

Итак, с самого юного возраста можно просто наблюдать за ребенком. Предлагать самые разные занятие и отмечать, что же больше всего нравится ребенку. Дети занимаются исключительно тем, что им интересно: кто-то рисует, кто-то поет, а кто-то стоит на голове) Но вот интересы эти из года в год могут меняться.

Ребят постарше полезно водить на разные секции и кружки, школы развития. Конечно, род занятий для малышей определяют родители. Дети постарше уже могут сами высказать свои пожелания, здесь стоит все-таки прислушаться к ребенку, даже если родитель не согласен с идеями сына или дочери. Даже если ребенок говорит, что хочет рисовать, но рисует только «палка-палка-огуречик», то все равно стоит дать шанс ему попробовать.

Школьникам интересно будет узнать про разные профессии. Ведь иногда проблема выбора профессии скрывается не только в том, что ребенок не знает, кем он хочет быть, а в том, что ребенок не знает, как на самом деле много различных профессий. Он видит, например, чем занимаются мама и папа, видит, с каким увлечением они этим занимаются, и, полагая, что профессия родителей интересная и хорошая (а, может, еще и хорошо оплачиваемая), решает идти по их стопам.

Да и родителям порой сложно сориентироваться во всем многообразии современных профессии. Для этого существуют справочники профессий

https://www.e-xecutive.ru/professions/ - справочник профессий по отраслям и специализациям;

https://www.ucheba.ru/prof - список профессий с подробным описанием деятельности, требованиям и навыкам, а также возможностям карьерного роста;

https://kudapostupat.by/spec/all - справочник специальностей, профессий и квалификации.

Еще одно увлекательное и полезное занятие – это профориентационные экскурсии. Для учащихся старших классов организовывают экскурсии в ВУЗы города. Кстати, подготовительные курсы в то или иное учебное заведение - тоже отличная возможность «присмотреться» к ВУЗу и его специальностям.

Свердловская детская железная дорога http://www.dzd-ussr.ru/towns/ekburg/ дети управляют работой поездов.

При выборе профессии полезными будут тесты на профориентацию. Эти тесты хоть и не укажут конкретный ВУЗ и специальность, но подскажут более подходящую область знаний для тех, кто затрудняется с выбором.

Так же не лишним будет получить профессиональную консультацию у психолога-профориентолога. Грамотный психолог в личной беседе не только сможет подсказать предпочтительный род деятельности, но так же может поработать со страхами, неуверенностью и сомнениями при выборе профессии.

На заключительном этапе родителям остается важная часть: морально поддержать подростка и помочь избежать некоторых ошибок при выборе профессии. Таких как:

  • идти по стопам родителей (этот вариант, конечно, возможен, только не потому, что надо продолжать семейные традиции, а потому что ребенку самому нравится этим заниматься);
  • учиться поближе к дому (удобно ездить) или, наоборот, подальше - в другом городе, чтоб родители не контролировали сильно;
  • идти туда, где ниже конкурс, чтобы легче было пройти вступительные испытания;
  • руководствоваться соображениями престижа;
  • главным фактором считать востребованность профессии на рынке;
  • ожидать, что будущая профессия принесет большой доход;
  • считать профессию не подходящей по половому признаку (например, юноша может не решиться идти на педагога, считая эту профессию женской);
  • выбрать профессию за компанию с другом-подругой и т.д.

И, конечно, важно помнить: даже если произошла ошибка при выборе будущей профессии, то это не на всю жизнь. Профессию можно поменять, доучиться, и переучится, если есть на то желание. А согласно латинской пословице - «нет ничего невозможного для желающего».

Читайте также: