Влияет ли любимый школьный предмет на выбор будущей профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Часто те, кому нравится этот предмет, выбирают сферу медицины. Но мир меняется, люди живут дольше и хотят не просто быть здоровыми, но и выглядеть лучше, правильно питаться, сохранять высокое качество жизни. Поэтому наиболее востребованными будут медики, которые занимаются генетическими исследованиями, вопросами образа жизни и старения. Перспективными также считаются направления на стыке с информационными технологиями, которые позволяют создавать базы данных о состоянии здоровья пациентов и проводить диагностику в онлайн-среде.

Другая сфера для любителей биологии — сельское хозяйство, которому уже сейчас приходится решать проблему обеспечения продовольствием растущего населения в условиях ограниченности ресурсов. Одна из самых перспективных профессий в этой отрасли — биолог-генетик. Его задача — корректировать свойства сельскохозяйственных растений, чтобы они быстрее созревали, содержали больше питательных веществ и были устойчивы к вредителям и болезням.

Информатика

Трудно найти в современном мире сферы, в которых можно обойтись без информационных технологий. Среди наиболее перспективных направлений для тех, кому нравится программирование, традиционно называют робоинженерию и инженерию дронов, которые в будущем смогут взять на себя огромное количество функций в самых разных областях, от картографии до ритейла.

Еще одно интересное направление — специалист по информационной безопасности, который разрабатывает и применяет средства информационной защиты. Атаки на популярные ресурсы и сайты госучреждений, похищение данных и массовые взломы аккаунтов говорят о том, что с ростом цифрового пространства будет расти и спрос на «белых хакеров».

Физика

Если вам нравится этот предмет, имеет смысл обратить внимание на профессию энергетика, особенно в сфере альтернативных источников энергии. Использование ветра, солнца и воды позволяет решить проблему нехватки традиционных энергоносителей. И даже если пока такие технологии считаются дорогими и «капризными» (использовать солнечную энергию, например, можно далеко не в каждой стране), в будущем их применение, очевидно, станет массовым: ведь эта сфера быстро развивается.

Химия

Темпы развития промышленности и строительства уже сформировали растущий спрос на химиков-технологов, которые занимаются разработкой новых материалов. Одно из новых направлений для представителей этой профессии — трехмерная печать, которая с каждым годом становится все доступнее. Создание новых видов пластика (в том числе и из биоматериалов) уже в скором времени позволит расширить сферу применения 3D-принтеров.

Математика

Поклонники этой учебной дисциплины традиционно выбирают программирование и IT, а также экономику и финансы. И хотя рынок экономистов сейчас перенасыщен, и в этой сфере существуют новые перспективные направления — например, аналитик и трейдер-аналитик криптовалют, а также специалист по майнингу (владелец компьютеров-майнеров, которые «добывают» биткоины). Ведь сегодня криптовалюты — одна из самых рискованных и в то же время самых прибыльных инвестиций.

«Математикам» стоит обратить внимание и на профессию специалиста в области big data (больших информационных массивов). Уже сейчас такие аналитики востребованы в самых разных сферах, хотя чаще всего работают на IT-гигантов.

Литература


«Сегодня мир стремительно меняется: все больше интегрируются области знаний, исчезают и видоизменяются целые направления деятельности, которые совсем недавно были востребованными. Какую профессию выбрать в этих условиях? Вы можете сами найти ответ на этот вопрос, если будете придерживаться следующего алгоритма. Прежде всего, следует спросить себя: „Какие навыки мне удалось развить, изучая любимый школьный предмет?“.

Например, алгебра и геометрия формируют системное мышление, которое пригодится и биотехнологу, и медицинскому маркетологу, и метеоэнергетику. История улучшает понимание мультикультурности — без него не обойтись на любых должностях в международных проектах. Литература и родной язык развивают навыки письменной коммуникации, которые необходимы, к примеру, виртуальному адвокату.

Затем нужно определить, в каких современных профессиях эти навыки востребованы. Для этого полезно изучить описания вакансий на сайтах по поиску работы. И наконец, с учетом полученной информации уже можно выбирать интересные и перспективные направления деятельности, в которых вы готовы попробовать свои силы».


«Выбор профессии часто определяется школьными предметами — и теми, что любимы, и теми, что просто даются лучше других. Однако нередко возникают ситуации, когда ни одно профессиональное направление, которое предполагает владение той или иной учебной дисциплиной, не нравится. Например, можно знать один или два иностранных языка, но совершенно не иметь интереса ни к профессии лингвиста, переводчика или учителя, ни к сфере туризма и международных отношений.

Что делать в таких случаях? Рассмотреть „веер“ своих способностей, которые наверняка имеются в вашем „арсенале“, если удалось успешно освоить предмет. В случае с иностранными языками это коммуникативные способности, хорошая память и логическое мышление. Они дают возможность активно пользоваться информацией из зарубежных источников, расширять кругозор, изучать новые методы практики, методики и подходы. Все это в дальнейшем может стать ключевым преимуществом в любом профессиональном направлении, выбранном не только на основании способностей, но и с учетом интересов, ценностей и других важных аспектов профессионального выбора. Здесь важен комплексный подход и широкий взгляд на имеющиеся ресурсы».

Чувствовать себя увереннее на экзамене и не забыть самое важное – Университет «Синергия» напоминает о главных правилах поведения на ЕГЭ.

Как проходит ЕГЭ

ЕГЭ по всем учебным предметам начинается в 10:00 по местному времени. Пройти в пункт проведения экзамена можно с 9:00.
При входе каждый ученик должен предъявить паспорт. После прохождения контроля организаторы еще раз проверяют у участников документы, удостоверяющие личность, и направляют их на рабочее место. Его менять нельзя. Затем – время раздачи запечатанных индивидуальных комплектов экзаменационных материалов и проведения инструктажа.

В индивидуальные комплекты входят:

После инструктажа организаторы объявляют о начале выполнения экзаменационной работы. Время ее начала и окончания записывают на доске.
Когда работа закончена, отложите экзаменационные материалы, включая КИМ и черновики, на край своего стола. Организаторы соберут их у участников. Сдать работу можно досрочно.

Сколько длится ЕГЭ

shutterstock_1624475368.jpg

- по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике, обществознанию, истории - 3 часа 55 минут (235 минут);
‎- по русскому языку, химии, биологии - 3 часа 30 минут (210 минут);
- по географии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (за исключением раздела "Говорение") - 3 часа (180 минут);
- раздел «Говорение» по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский)
‎- 15 минут; по китайскому языку - 12 минут.

Что можно взять с собой на ЕГЭ

Черная гелевая ручка и паспорт – стандартный набор. Лекарства и питание – при необходимости.
- по математике профильного уровня - линейка, не содержащая справочной информации, для построения чертежей и рисунков;
- по физике – линейка, непрограммируемый калькулятор;
- по химии - непрограммируемый калькулятор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот ‎и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов;
- по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор;
- по иностранным языкам - технические средства, обеспечивающие воспроизведение аудиозаписей ‎для выполнения заданий раздела «Аудирование»; компьютерная техника, не имеющая доступ к сети «Интернет»; аудиогарнитура для выполнения заданий раздела «Говорение».

На этих вспомогательных средствах не допускается делать пометки, относящиеся к содержанию заданий ЕГЭ по учебным предметам.
По остальным предметам использование дополнительного оборудования и материалов на экзамене не предусмотрено. Все вещи, кроме вышеперечисленных, нужно оставить в специально отведенном для этого месте до входа в пункт проведения экзамена.

Участникам ЕГЭ запрещается приносить с собой смартфоны и другую технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы и письменные заметки.
Нельзя выносить из аудиторий экзаменационные материалы и фотографировать их, разговаривать между собой, обмениваться чем-либо, переписывать задания КИМ в черновики со штампом образовательной организации ЕГЭ, произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения экзамена без сопровождения организатора.

Расписание ЕГЭ-2020 мы уже публиковали ранее. Университет «Синергия» желает вам успешной сдачи экзаменов и напоминает, что прием документов на дистанционное обучение в нашем вузе ведется ежемесячно. Оставляйте заявку на нашем сайте и узнайте подробнее у менеджера регионального представительства в вашем городе.

Заявка на консультацию

Престижная ученая степень и более глубокие знания по специальности: зачем еще нужна магистратура?

Престижная ученая степень и более глубокие знания по специальности: зачем еще нужна магистратура?

233116-p2aqqu-997.jpg

Уже более десяти лет в России применяется болонская – двухуровневая – система высшего образования. Она предполагает базовую подготовку по программе бакалавриата или специалитета и следующую за ней учебу в магистратуре. Окончив первую ступень, студенты оказываются перед выбором: заниматься дальше научной работой или начать строить карьеру и нарабатывать практические навыки? Университет «Синергия» объясняет, какие преимущества дает обучение в магистратуре, и почему 2-ая ступень высшего образования – это престижно.

Обрести больше преимуществ на профессиональном поприще в своей стране и за ее пределами, забыть об ограничениях заработной платы, смело определять собственную траекторию развития – три основных преимущества, которые получают владельцы магистерских дипломов. Именно эта квалификация является хорошим стартом на пути к большим перспективам.

Степень бакалавриата дает выпускникам вузов фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Более высокий уровень, глубокие знания теоретических аспектов выбранного направления, возможность вести научно-исследовательскую деятельность и успешно трудоустроиться позволит степень магистра.

Причины, по которым стоит продолжить обучение в магистратуре:

• Получение более узкой специализации и дополнительного квалификационного уровня, необходимого для развития карьеры.
• Перспективы трудоустройства за границей: степень магистра за пределами России пользуется большим спросом у работодателей.
• Углубление знаний в профессиональной области.
• Возможность переквалификации, так как магистратура – отличный шанс сменить привычную сферу 5_11.jpg
деятельности. И все это возможно всего за 2-2,5 года обучения.
• Магистратура – обязательный этап для студентов, планирующих стать аспирантами и заниматься научной работой, дополняя копилку собственных достижений.
• Приобретение опыта и связей в профессиональной среде.

Магистерские программы в Университете «Синергия» составлены таким образом, чтобы удовлетворить потребности работодателей. Практикоориентированный подход к обучению, отведение максимального количества часов специальным дисциплинам и научно-исследовательская работа повысят вашу востребованность на рынке труда, позволят построить карьеру в самых престижных компаниях страны. Тем более, что у студентов есть возможность обучаться в магистратуре дистанционно, параллельно работая и применяя вновь приобретенные навыки на практике.

Пройдя путь полного курса высшего образования, наши выпускники станут:

• компетентными работниками, умеющими сразу взять на себя сложные должностные функции разработчиков, координаторов, аналитиков, экспертов;
• получить высокую стартовую зарплату, которая в среднем выше обычной на 30%;
• беспрепятственно строить карьеру, рассматривая вакансии руководителей.

83757000-graduates-in-mantles-with-diplomas-in-hands-are-standing-near-university-and-hugging-each-other- (1).jpg

Высокий уровень образования всегда остается престижным. К тому же, это возможность продлить веселые студенческие годы. Чтобы поступить в магистратуру в Университет «Синергия», необходимо:

• выбрать направление и форму обучения;
• подать заявление на зачисление и другие необходимые документы (удостоверение личности, фото, подтверждение высшего образования) в приемную комиссию;
• успешно пройти внутреннее тестирование по направлению подготовки;
• иметь минимальный проходной балл и дождаться решения приемной комиссии;
• найти себя в списке зачисленных, оплатить учебу.

Статистика Министерства образования и науки РФ показывает, что процент трудоустроенных выпускников со степенью магистра на порядок выше, чем процент бакалавров. О том, на какую работу нельзя устроиться с дипломом бакалавра, мы уже рассказывали ранее. Не упускайте свои возможности профессионального роста! Оставляйте заявку на сайте и получите консультацию по всем интересующим вопросам.

Заявка на консультацию

ЕГЭ в России стартует 29 июня

ЕГЭ в России стартует 29 июня

Заявка на консультацию

Выпускники сами определят количество сдаваемых предметов ЕГЭ

Выпускники сами определят количество сдаваемых предметов ЕГЭ

Школьники смогут сдать нужное для поступления в вуз количество предметов ЕГЭ, заявил министр просвещения Сергей Кравцов. По данным Рособрнадзора, всего в этом году единый государственный экзамен намерены сдавать около 797 тысяч человек, в том числе 692 тысячи выпускников этого года.

«Как правило, помимо русского языка, выпускники сдают не более двух экзаменов. При этом у них есть право выбирать то количество экзаменов, которое будет им необходимо для поступления. Вузы самостоятельно определяют количество экзаменов на ту или иную специальность» , – отметил Кравцов.

Окончательные даты проведения аттестационной кампании пока неизвестны – их Минпросвещения объявит позже. Сдавать экзамены будут только абитуриенты вузов. Одиннадцатиклассникам, не планирующим поступление в университет, школьный аттестат выдадут по текущим оценкам.

«Такое решение обусловлено рекомендациями органов здравоохранения исходя из эпидемиологической ситуации в стране и необходимых требований защиты здоровья детей и педагогов», – поясняют в ведомстве.

Для тех же, кто будет сдавать экзамен, Рособрнадзор совместно с Минпросвещения разработали требования по его проведению в условиях эпидемии. Новые нормы предполагают зигзагообразную рассадку школьников на большом расстоянии друг от друга, термометрию и обработку рук.

Университет «Синергия» ждет вас, дорогие абитуриенты! Мы сделали процесс поступления в вуз максимально простым и удобным и гарантируем вам сопровождение на всех этапах: от подачи документов до момента зачисления. Оставляйте заявку на нашем сайте и получите всю подробную информацию по направлениям подготовки, на которые вы сможете поступить, исходя из списка выбранных вами предметов ЕГЭ.

Выбор будущей профессии — очень ответственное занятие. Настолько ответственное, что профориентация не сходит со страниц интернет-изданий, посвященных образованию и воспитанию. Что должно делать государство? Что делать школе: какие уроки вводить и с какого возраста? Эта статья написана для учителей и родителей и посвящена не вопросу выбора, но вопросу поддержки. Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры так, чтобы было комфортно в первую очередь ему?

Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55. В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок. Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…

профориентация.jpg

Итак, вы сели за стол и готовы обсудить с ребенком его будущее. «Господи, будет плохо учиться — пойдет работать дворником, — думает про себя обеспокоенная мама, – лучше бы в экономический пошел…» Итак, если вы подходите к этому разговору с такой позиции, прежде чем читать дальше, уясните — она неправильная. Удачно складывается профессиональная деятельность не только у тех, кто пошел в престижный вуз, корочка МГУ еще не дает гарантий трудоустройства. Куда больше шансов устроиться на работу мечты у активных, креативных и горящих желанием. Согласитесь, быть креативным в профессии, которую вы не любите, — сложно, если не невозможно. Мы подходим с вами к первому ответу на вопрос «Как помочь ребенку определиться с профессией?».

Ответ 1. Пусть выбирает по любви

Уважаемые родители, успех зависит от упорства и любви. Чтобы преуспеть в деле, оно должно быть любимым или хотя бы нераздражающим. Вы хотите, чтобы ваш ребенок летел на любимую работу или еле тащился на ненавистную? Если выбор за первым вариантом, то необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Ребенок — это не вы

Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Правило 2. Начинайте заранее

Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Ответ 2. Начинать с младшего школьного возраста

Считать или писать сочинения? Рисовать или собирать конструктор? Присмотритесь и по возможности давайте ребенку информацию в этом направлении, создавая среду. Если долго сидит за компьютером — не бейте тревогу, а запишите на курсы программирования. Увлечение вполне может стать любимой работой.

Правило 3. Выбираете не вы

Если школьник будет считать, что профессию выбрали ему вы, у него появится к ней отторжение. Особенно это будет заметно в подростковом возрасте, когда «отделение» от родителей выступает в роли рефлекса. «Когда ты что-то делаешь для себя, ты делаешь это хорошо» — знаете поговорку? Вот и ребенок, выбравший вуз или предмет сам, будет посвящать ему время с большим удовольствием.

Правило 4. Личность

Профессия — это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе. Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции. Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.

профориентация1

Ответ 3. Профессия должна подходить характеру

Правило 5. Дни открытых дверей

Ходите на них как можно чаще, показывайте ребенку экспертные статьи (подростки, увы, доверяют общественному мнению больше, чем родительскому), в младшем возрасте ходите вместе на мастер-классы или научные шоу. Более того, делайте это заранее, а не в последний год обучения. Подросток в 11-м классе больше всего занят ЕГЭ, и ему кажется, что больше в мире ничего не существует, так что можете смело начинать класса с 8-го.

Ответ 4. Ходить на дни открытых дверей

Каждый раз, придя в вуз, спрашивайте своего ребенка: «Что ты думаешь по этому поводу?» Если школьник не думает ничего (такое тоже бывает — подростковый инфантилизм), то, прежде чем читать лекцию, спросите: «Ты хочешь знать мое мнение?» И вот тогда можете начинать с плюсов и минусов учебного заведения.

Ответ 6. Начните с общего

Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы. Например, вы с сыном выбрали сферу IT. Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты — пусть увидит сферу во всем ее многообразии.

Ответ 7. За компанию

Классика кинематографа — поступить в вуз «за компанию». Школьник очень зависим от мнения сверстников, что имеет две стороны. Белая: ему будет не так страшно поступать. Черная: он не выберет профессию, которая ему нравится, просто потому, что это не модно или не престижно.

Поговорим о белом варианте. Минимум за год до поступления предложите школьнику найти кружок по интересам — такое мини профессиональное сообщество единомышленников, пусть познакомится с будущими абитуриентами. Сейчас много курсов, а в школах до сих пор действуют «Школа юного журналиста», «Исторический клуб» или подобные организации.

Поговорим о черном варианте. Бороться с друзьями подростка бесполезно, так вы только настроите его против себя. Лучше сесть и поговорить по душам, расспросить, что именно нравится ребенку и правда ли это его мнение.

Ответ 5. Клубы по интересам

Ответ 8. Востребованность профессии

Переворачиватель панд в зоопарке — это, конечно, мечта, но… После того как школьник радостно заявил вам, что выбрал, зайдите с ним вместе на сайты по поиску работы и подумайте (опять же вместе), какие перспективы карьерного роста предлагаются по данному направлению. Готов ли ваш ребенок отучиться в медицинском, а потом еще и пройти интернатуру, а потом — курсы повышения квалификации? Об этом тоже надо подумать заранее, но ни в коем случае не пугать школьника фразами «ой как страшно…» и «ой как сложно…».

Закончим тем, с чего начинали: пусть выбирает по любви, просто покажите ему обе стороны медали.

Удачный выбор профессии - одна из главных составляющих и условий человеческого счастья, осознание своей нужности в социуме. Следует отметить, что процесс профессионального самоопределения является достаточно сложным, на него оказывают влияние различные факторы.

Российский ученый Евгений Александрович Климов, который внес большой вклад в исследование мира профессий и профессионального самоопределения людей, предлагает восемь основных факторов, которые влияют на выбор человеком профессии:

"Пошаговый план зачисления + тест на профориентацию в подарок!"

  • - Общая информация о системе образования интересующей вас страны
  • - Советы по выбору специальности и университета на конкретных примерах
  • - Оценка шансов на поступление и дальнейшие шаги
  • - Ответы на вопросы студента

1) позиция родителей, старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от нее самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка и предлагают пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить в свое время. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при вступлении в какой-либо учебное заведение;

2) позиция друзей. Дружеские отношения старшеклассников достаточно прочными и влияние их на выбор профессии не исключено. Позиция микро группы может даже стать решающим в профессиональном самоопределении. Особенно это актуально для людей со стандартизированным мышлением, склонных к подражанию и стереотипов, не имеющих возможности четко сформулировать собственную жизненную позицию потребителей, а не создателей (если условное разделение уместен). Конечно, в рамках разумного, чувство группы, ориентация на сверстников - положительные особенности молодежи. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Но оглядываться на других следует, чтобы увидеть общее и отличное, лучше узнать свои индивидуальные особенности, а не слепо повторять, переносить увлечение какой человеком на профессию, которой и говорит;

3) позиция школьных педагогов. Каждый учитель, наблюдая за поведением ученика в учебном процессе, анализирует его интересы, склонности, направления мышления и конечно может дать очень ценный совет, к тому же, опытный педагог способен предотвратить такую распространенном заблуждении при выборе профессии, как отождествление школьного предмета и определенной, родственного им профессии. Он поможет четко различать эти понятия;

4) личные профессиональные планы. Во планами в данном случае имеются в виду представление об этапах освоения профессии, средства нужны для этого. Планы формируются в зависимости от склада ума и характера человека. Если возникают осложнения, разумно обратиться к специалисту, который поможет построить профессиональный план;

5) способности. Это индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в трудовой или иной деятельности и является условием успешности ее осуществления. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, приобретения умений и навыков. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Развитие способностей должно происходить в течение всей жизни. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. Объективное представление о них формируется также с помощью специальных исследований, тестирования, направленных на активизацию самопознания. Это предотвращает наклеиванию ярлыка о том, какой человек;

6) уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Несоответствие внутренних образов человека жизненным реалиям неизбежно приведет к разочарованию;

7) информированность о профессии. Важно позаботиться о том, чтобы сведения, которые приобретаются человеком, о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии может привести к серьезным ошибкам и разочарований. Например, по легкости, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они обрабатывают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой человек (диктор на телевидении). Чтобы точно знать, чем именно занимается человек определенной профессии надо разобраться по каким классам, типам, отделам, группам классифицируются существующие профессии и которые относятся к ним требования. Помочь в получении достоверной информации молодому человеку могут родители, педагоги, а наиболее - психологи-профконсультанты. Они проводят ряд диагностических мероприятий по изучению личности человека, выбирает профессию, а также могут подробно рассказать о требованиях к профессии, которая интересует именно Вас;

8) склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Значительную роль в выборе профессии играет темперамент. От него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызванных неприятной обстановкой, эмоциональными факторами. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики - для планомерной, неторопливой и плодотворной деятельности. Далеко не последнюю позицию в профессиональном самоопределении занимают характер и самооценка личности.

Проанализировав все вышеизложенное и учитывая сложность рассматриваемых понятий, можно с уверенностью сказать: для того, чтобы подросток правильно и осознанно выбрал профессию, которая бы отвечала общественным и личным потребностям, определил свою профессиональную позицию, ему необходима квалифицированная помощь. А именно: разумное психолого-педагогическое вмешательство, профессиональное консультирование и последовательное проведение всех этапов профориентационной работы.

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

Наличие склонностей (интересов).Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности обществаимеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".

"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».

Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.

В опросе приняли участие 31 человек.

  1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
    1. обучаться в ССузе – 3 чел.(9,7%)
    2. обучаться в ВУЗе - 27 чел. (87%) 
    3. работать – 5 чел.(16%)
    4.  хочу отдохнуть и развлечься – 4 чел.(13%) 
    1. да - 24 чел.(77,4%)
    2. нет – 7 чел.(22,6%)
    1. социальная престижность – 8 чел.(25,8%)
    2. зарплата – 10 чел.(32,3%)
    3. возможность сделать карьеру – 9 чел.(29%)
    4. возможность развить свои способности – 6 чел.(19,4%)
    5. интеллектуальный характер профессии – 7 чел.(22,6%)
    6. возможность командовать другими – 5 чел.(16%)
    7. творческий характер профессии – 10 чел.(32,3%)
    8. возможность приносить пользу людям – 14 чел.(45,2%)
    9. возможность общения с людьми – 17 чел.(54,8%)
    10. сложность профессии – 3 чел.(9,7%)
    1. родители - 5 чел.(16%) г) школа, учителя – 4 чел.(12,9%)
    2. наследственные задатки - 8 чел.(25,8%) д) сверстники, друзья – 5 чел.(16%)
    3. материальное положение в семье – 3 чел.(9,7%) е) СМИ – 6 чел.(51,6%)
    4. иной вариант: только мой выбор– 11 чел.(35,5%)
    1. г. Белгород -17 чел.(54,8%)
    2. г. С-Петербург – 2 чел.(6,5%)
    3. г. Москва – 3 чел.(9,7%)
    4. г. Воронеж – 3 чел.(9,7%)
    1. Престиж – 8 чел.(25,8%)
    2. Желание – 6 чел.(19,4%)
    3. Близость к дому – 6 чел.(19,4%)
    4. Посоветовали – 2 чел.(6,5%)
    1. изучаете индивидуальные особенности своей личности – 5 чел.(16%)
    2. интересуетесь требованиями к выбранной профессии - 24 чел.(77,4%)
    3. знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема – 24 чел.(77,4%)
    4. начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления – 15 чел.(48,4%)
    5. начали усиленно заниматься с репетиторами – 8 чел.(25,8%)
    1. да, легко - 6 чел.(19,4%)
    2. возможно – 25 чел.(80,6%)
    3. невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда - 0
    1. Интерес – 8 чел.(25,8%)
    2. Способности – 4 чел.(12,9%)
    3. Заработок – 1 чел.(3,2%)
    4. Желание – 4 чел.(12,8%)
    5. Карьера – 1 чел.(3,2%)
    1. родители – 9 чел.(29%)
    2. родственники – 5 чел.(16%)
    3. друзья – 10 чел.(32,3%)
    4. СМИ – 23 чел.(74,2%)
    5. педагоги – 8 чел.(25,8%)
    6. знакомые – 10 чел.(32,3%)
    7. самостоятельно – 2 чел.(6,5%)
    1. Одобряют – 19 чел.(61,3%)
    2. Не одобряют – 4 чел.(12,9%)
    3. «это твой выбор» - 4 чел.(12,9%)
    1. Пользу – 18 чел.(58%)
    2. Знания – 4 чел.(12,9%)
    3. Квалифицированного специалиста – 4 чел.(12,9%)
    1. Престиж – 2 чел.(6,5%)
    2. Любимое дело – 10 чел.(32,3%)
    3. Самореализация – 9 чел.(29%)
    4. Польза – 4 чел.(12,9%)
    5. Знания – 1 чел.(3,2%)
    6. Материальное обеспечение – 5 чел.(16%)

    Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

    • с формированием профессиональной направленности личности,
    • адекватной самооценкой способностей,
    • реалистичным уровнем притязаний,
    • устойчивыми профессиональными намерениями,
    • достаточной информированностью о профессиях.

    Профессиональное самоопределение- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.

    На уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

    Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.

    В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.

    Психологи выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:

    • 1 тип - безразличный, меркантильный;
    • 2 тип - нерешительный, фантазирующий;
    • 3 тип - послушный, безответственный;
    • 4 тип - целеустремлённый, уверенный.

    Как показывают результат опроса одиннадцатиклассниц, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.

    Ошибки при выборе профессии:

    1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
    2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
    3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
    4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
    5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
    6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
    7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
    8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
    9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
    10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

    Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

    Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

    Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

    Читайте также: