Водитель есть ли такая должность

Опубликовано: 03.07.2024


Испанка

Существуют "Тарифно-квалификац.характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих", утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31 согласно которым есть должность "водитель автомобиля 4 разряда", ". 5 разряда", ". 6 разряда", а также "водитель мототранспортных средств 3 разряда" и много других "водитель. "

ВОПРОС:
1) можно ли писать при приеме на работу должность просто "водитель" или обязательно писать "водитель автомобиля такого-то разряда"
2) есть ли разделение "водитель такого-то разряда" и "водитель 1 класса" (соответственно 2, 3 класса). Или классы сейчас не существуют, а есть только разряды?
3) если у водителей всё-таки существует "классность" (1, 2, 3), то где это посмотреть, от чего зависит "класс" от наличия стажа вождения или разных категорий в водительском удостоверении? нигде не могу найти ответ на этот вопрос. ПОМОГИТЕ!
4) что касается тариф.-квалиф.характеристик, то при разделении водителей на рязряды указаны только "характеристика работ" и "что должен знать". А как тогда определить при приеме на работу, на "водителя автомобиля" на какой разряд мы его принимаем, т.е. "требования к квалификации"?
СПАСИБО ВСЕМ!

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (с изм. на 06.02.2001) руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Как поясняется в Письме Минтруда России от 18.01.1993 N 63-РБ, к таким надбавкам в том числе относятся надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей, автобусов и других транспортных средств.
Если работодатель считает, что не имеется достаточных оснований для введения надбавки водителям за классность, то указанная надбавка не вводится. Если принято решение о введении указанной надбавки, то работодатель самостоятельно присваивает водителям транспортных средств соответствующие квалификационные категории (классы) с целью учета профессионального мастерства и качества выполнения работ при установлении системы оплаты. Для этого ему необходимо определить порядок присвоения классности (квалификационной категории), создать квалификационную комиссию (комиссии) и обеспечить ее (их) функционирование.

Класс водителя
Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления
механическими транспортными средствами, относящимися к категориям
Требования по стажу, предусмотренные квалификационными характеристиками
водителей
предусмотренным квалификационными характеристиками водителей
или других возможных сочетаний категорий

3-й класс: В или С
В и С
Требования по стажу не предъявляются.
При управлении автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой
сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля
не менее двух лет

2-й класс:
В и Е
С и Е
D
D и Е
В, D
С, D
В, С, Е
В, С, D
В, D, Е
С, D, Е
В, С, D, Е
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не
менее двух лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса

Водитель

Официально профессия водителя называется шофер, но этот термин все реже используют в базах вакансий, документах, быту. Эта специальность одна из немногих, для получения которой не надо обучаться в высшем или среднем специальном учебном заведении. Достаточно освоить теорию управления нужным транспортным средством, приобрести практические навыки, получить подтверждающий все это документ. Наличие у водителя дополнительных знаний, например, по техническому обслуживанию ТС, его ремонту, позволяет рассчитывать на более высокую зарплату.

Особенности профессии

В зависимости от особенностей должности обязанности водителя могут быть следующими:

Водитель может трудиться в государственной или частной компании, на промышленном предприятии, быть самозанятым гражданином.

При наличии навыков представитель профессии может подключаться к работе отдела логистики, управлять кадрами, взаимодействовать с разными видами ПО.


Важные качества

Основные требования к профессии

Перечень требований к водителю прописывается в должностной инструкции и обусловлен особенностями его должности. В базовый список входят навыки управления конкретным видом транспортного средства, познания в области его обслуживания и ремонта. Также шофер обязан знать ПДД, правила организации перевозки грузов и пассажиров. Сегодня все чаще от претендентов на должность требуется наличие знаний по электронике и электротехнике.

Водитель обязан иметь крепкое здоровье, если он планирует работать шофером. У него не должно быть заболеваний, которые повышают риск аварии или могут сказаться на качестве выполнения им своих обязанностей. Претендент обязан доказать, что он не состоит на учете у психиатра или в наркологическом диспансере по причине каких-либо зависимостей.


Пример резюме
Пример резюме (стр. 2)
Пример резюме (стр. 3)

Плюсы и минусы

В профессии водителя есть масса положительных моментов:

  • не нужно получать высшее или даже среднее специальное образование, а достаточно пройти курсы продолжительностью в несколько месяцев;
  • умение водить машину активно используется работниками и в обычной жизни;
  • на рынке вакансий всегда масса предложений для водителей;
  • можно работать на себя, а при удачном стечении обстоятельств даже превратить свое дело в бизнес;
  • некоторые шоферы много путешествуют по стране и даже посещают зарубежные страны.
  • Главный минус в том, что водитель всегда несет ответственность за свои действия. Он отвечает за груз или пассажиров, скорость работы, ситуацию на дороге.
  • Некоторые представители профессии попадают в группу риска из-за особенностей своей должности (дальнобойщики, таксисты, охранники). Шофер вынужден основную часть рабочего дня сидеть, что в сочетании с вибрацией негативно сказывается на его здоровье.
  • Среди профессиональных болезней водителей называют вибрационную, патологии ОДС, ожирение.
  • Многим из них приходится работать в не самых комфортных условиях, нередко по неудобному графику.


Обучение

Любой человек, имеющий водительское удостоверение нужной категории, имеет право претендовать на должность водителя. Это направление не требует наличия высшего или среднего специального образования. Достаточно пройти курсы в автошколе, успешно сдать теорию и практический экзамен. На многих предприятиях организуется внутреннее обучение водителей. Чаще всего это делается для подготовки шоферов, которые будут управлять спецтехникой.

Зарплата водителя

В регионах заработная плата водителей составляет от 25-30 тыс. рублей. В крупных городах эта зарплата соответствует уровню новичков без опыта работы. При наличии стажа этот показатель может вырасти в 2-3 раза. Шофер, таксист, водитель-курьер или экспедитор с опытом может получать 80-100 тыс. рублей. Представители профессии, имеющие дело со специальной техникой, зарабатывают от 70-80 тыс., независимо от опыта. Доходы таксистов, которые обходятся без работодателей, составляют около 30 тыс. рублей в месяц в регионах, 40-60 тыс. рублей в областных центрах, достигают 100 тыс. рублей в Москве.

Зарплата на 30.04.2021

Россия
15000—88000 ₽

Москва
60000—150000 ₽

Перспективы и карьера

В большинстве случаев профессия водителя не подразумевает карьерного роста. По мере набора опыта и стажа, а также при условии наличия дополнительных навыков сотрудник может сменить место на более выгодное. Перспективная карьера возможна только при наличии высшего образования по профилю или в области управления. Шоферы с предпринимательской жилкой часто организуют собственный бизнес (перевозки грузов или пассажиров, курьерские службы и т.д.).

Заключение

У профессии водителя много плюсов. Главное, умение водить машину позволит всегда найти место и хорошо заработать. Но, выбирая это направление, стоит учесть и негативные моменты: высокий уровень ответственности, риски для здоровья, однообразие и монотонность рабочих дней.

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция водителя автомобиля

І. Общие положения

1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».

1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.

1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

1.6. Водитель должен быть знаком с :

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
  • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
  • дорожными картами региона.

1.7. Водитель обязан владеть:

  • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
  • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
  • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
  • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
  • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

  • управление автомобилем,
  • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
  • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
  • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
  • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
  • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
  • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
  • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
  • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
  • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
  • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
  • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • бережное отношение к вверенному автомобилю.

ІІІ. Права

3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

  • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
  • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
  • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
  • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
  • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
  • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
  • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
  • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
  • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

ІV. Ответственность

Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель транспортного отдела
ООО «Поставки оптом»
Мышкин /Мышкин Т.В./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванов Р.С.
Водитель ООО «Поставки оптом»
Паспорт 8735 № 253664
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Иванов
«17» августа 2014 г.

Для чего нужна должностная инструкция водителя

Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

Основные правила составления должностной инструкции водителя

Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

  • «Общие положения»,
  • «Должностные обязанности»,
  • «Права»,
  • «Ответственность».

При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

Составление должностной инструкции водителя

В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

Основные разделы

В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

водитель за рулем фото

На сегодняшний день одной из самых необходимых специальностей среди работодателей является профессия водитель. При этом требования к их профессиональным навыкам только возрастают. Так, при выборе данной профессии необходимо не только иметь физическую возможность находиться длительное время за рулем транспортного средства, но и обладать минимальными знаниями механика.

Описание профессии

Шофер или водитель – это человек, который управляет транспортным средством и имеющий водительское удостоверение соответствующей категории. Сегодня в России и в мире подобный специалист необходим во множестве компаний экономики и производства, в наземных перевозках. Кроме этого, для управления специальной техникой, без которой нельзя обойтись при строительстве, также необходимы водители.

Профессия водитель

Источник фото: aleksandarlittlewolf/freepik

Шофер или водитель: как правильно?

Слово «Шофер» пришло из французского языка, но имеет то же самое значение, что и «Водитель». В некоторых случаях водителем называют человека, который обучает другого навыкам вождения.

Несмотря на то, что между терминами нет разницы, каждое определение несет некоторый смысловой оттенок. Шоферами называют человека, который профессионально занимается вождением автомобиля или иного транспортного средства, а водитель — это более расплывчатое определение, которое применяется и к профессионалам и к новичкам.

Как выучиться на водителя?

Получить профессию водителя любой категории возможно только при наличии водительского удостоверения. Получить его можно, например, пройдя курсы вождения в автошколе. После их окончания требуется подтверждение полученных знаний в ГИБДД. Удостоверение водителя выдается там же — с этого момента человек может управлять транспортным средством.

Также в некоторых вузах и среднеспециальных образовательных учреждениях подобные курсы уже включены в учебный план. В некоторых случаях можно выучиться на водителя на самом предприятии. Например, водителей трамваев и троллейбусов обучают при автопарке.

Несмотря на наличие подтверждающих документов, главным критерием качественного вождения считается водительский стаж. Именно опыт и грамотное управление транспортным средством будут подтверждением профессионализма рабочего.

Какие есть категории водительских удостоверений?

В России действуют 16 категорий и подкатегорий транспортных средств. Они разделяют все наземные транспортные средства на 15 видов в соответствии с их предельной массой груза, мощностью двигателя, количеством колес и вместимостью:

категория А – в эту категорию относят водителей мотоциклов и других двухколесных транспортов с коляской, общий вес которых не превышает 400 кг.

подкатегория А1 – облегченные мототранспорты (малолитражки);

категория B — к данной категории относятся автомобили, вес которых не превышает 3500 кг;

подкатегория ВЕ – легковые машины с тяжеловесным прицепом;

подкатегория В1 – трициклы (трехколесные транспортные средства) и квадрицикл (четырехколесное транспортное средство с «автомобильной» посадкой сиденья, рулем и педалями);

категория С – грузовые машины весом свыше 3,5 тонн, в том числе с небольшим прицепом;

подкатегория С1 – грузовики в весовом диапазоне от 3,5 до 7,5 тонн;

подкатегория СЕ – грузовые машины с тяжеловесным прицепом, вес которого превышает 750 кг;

подкатегории C1E – грузовики весом от 3,5 до 7,5 тонн с прицепом (при этом их общая масса не должна превышать 12 тонн);

категория D – автобусы;

подкатегория D1 – малые автобусы (их вместительность не превышает 16 пассажиров);

подкатегория DЕ – автобус с прицепом;

подкатегория D1Е – малый автобус с прицепом;

категория М – мопеды и квадроциклы;

Тm – трамваи;

Tb – троллейбусы.

В водительских правах указывается информация о наличии категорий для управления тем или иным транспортом. Человек может иметь несколько разных категорий и управлять соответствующим транспортом.

Категории прав водительских удостоверений

Источник фото: senivpetro/freepik

Какие требования предъявляются к водителям?

Профессия шофер или водитель предполагает, что кандидат обладает такими личностными качествами, как внимательность, осторожность и терпеливость. Без этого невозможно отслеживать ситуацию на дороге во время движения, предугадывать и избегать аварийных ситуаций. Также у кандидата должна быть хорошая память, чтобы запоминать маршруты и не путаться в дорожных знаках.

Другим важным требованием для профессии водитель является здоровье. Еще на этапе получения прав необходимо предоставить медицинскую справку для водительского удостоверения. Для этого необходимо посетить окулиста, нарколога, психиатра и терапевта.

Дополнительно проводится обязательное медицинское освидетельствование водителей, выполняющих поездки по рейсовому маршруту. Перед каждой поездкой медицинский работник проводит комплекс мер по предотвращению выхода на маршрут водителей в состоянии опьянения, болезни или с нестандартным давлением.

Круг обязанностей водителя

Должностные обязанности водителя автомобиля в организации разнятся в зависимости от двух факторов – места работы и категории транспортного средства. Например, личный водитель, помимо управления автомобилем, должен следить за его исправностью и чистотой. При этом водитель общественного транспорта за чистотой салона не следит, этим занимается служба клининга после завершения маршрута. Поэтому круг обязанностей необходимо узнавать у конкретного работодателя.

Оклад водителя

Заработная плата водителя складывается из графика, отработанного времени и стажа. Также на уровень заработка может повлиять и внутренняя политика предприятия. По данным интернет-сервисов по поиску работы, водитель троллейбуса или трамвая получает примерно 40 000 рублей. А водитель грузовых машин может в среднем заработать около 50 000 рублей в месяц. Уровень заработной платы отличается в разных регионах страны.

Популярна профессия водителя-курьера, которую может выполнять любой человек, владеющий личным автомобилем. Заработок такого человека может составить примерно 40 тысяч рублей в месяц.

Наиболее престижной профессией у шоферов считается персональный водитель. Обычно они работают на бизнесменов, популярных людей и высокопоставленных чиновников. Их зарплата может достигать, в среднем, до 400 тысяч рублей и более.

Также высокую заработную плату имеют дальнобойщики, выполняющие перевозку товаров не только по России, но и в Европе. Согласно данным IT-сервисов по поиску работы, их зарплаты могут достигать 150 тысяч рублей и более.

Положительные и отрицательные аспекты профессии

Как и любая другая профессия, специальность водитель имеет свои плюсы и минусы.

Так, заинтересовать соискателя и подтолкнуть к выбору этой профессии могут следующие аспекты:

Нет рутинной работы в офисе, а порой благодаря рабочему транспорту можно совмещать выполнение профессиональных обязанностей с личными делами.

Возможность путешествовать, если выполняются междугородние и международные перевозки. Например, дальнобойщики во время рейса посещают множество мест, а их маршруты составлены таким образом, что они могут делать длительные остановки на отдых.

Нет серьезных требований к образованию, главное условие – водительское удостоверение, где открыта соответствующая категория. Также сюда можно добавить и то, что у водителей нет потребности к регулярному повышению квалификации и прохождению каких-либо курсов.

Однако именно из положительных сторон профессии вытекают отрицательные:

Водитель любой категории ведет малоподвижный образ жизни, поскольку в среднем проводит в небольшой кабине за рулем около 8 часов. Отсутствие физических нагрузок может способствовать появлению различных заболеваний.

Длительные командировки позволяют путешествовать и общаться с новыми людьми, но при этом мало времени остается на семью и друзей.

Работа в выходные и праздники. Водители чаще всего работают по сменам, а не по классической пятидневке, поэтому рабочий день не нормирован и зависит от того, когда будет выполнен маршрут.

Нет карьерного роста. Чтобы изменить свой круг обязанностей и задач необходимо искать новую работу, или открывать новые категории прав.

Суд признал самодеятельность работодателя с наименованием должности водителя незаконной


minervastock / Depositphotos.com

Работодатели нередко пытаются уточнить или расширить функционал водителей автомобилей, что нередко отражается и на наименовании должности. Водитель-перегонщик, водитель-охранник, водитель-инкассатор и тому подобное уже давно стали привычными названиями трудовых функций.

Свою позицию судьи аргументировали следующим: ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса определено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах.

Класс водителя
Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок на право управления
механическими транспортными средствами, относящимися к категориям
Требования по стажу, предусмотренные квалификационными характеристиками
водителей
предусмотренным квалификационными характеристиками водителей
или других возможных сочетаний категорий

3-й класс: В или С
В и С
Требования по стажу не предъявляются.
При управлении автомобилями, оборудованными специальной звуковой и световой
сигнализацией, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля
не менее двух лет

2-й класс:
В и Е
С и Е
D
D и Е
В, D
С, D
В, С, Е
В, С, D
В, D, Е
С, D, Е
В, С, D, Е
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не
менее двух лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса

Наименование должностей водителей в автотранспорте


Да. Да. То, что водитель автомобиля водил именно автобусы и именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, можно увидеть из их экземпляров трудовых договоров, кои они потом могут предъявить в ПФР.


Если речь идет о льготной пенсии, то я порекомендовала бы Вам сначала уточнить в ПФР. У них есть свой список и профстандарты и проч. им глубоко безразличны. Если Вы необдуманно переименуете должность, то люди потеряют право на льготную пенсию.


Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности.

:)) Эмм.. Точчно? А вы с главой 51 ТК РФ знакомы, приходилось читать?

А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился,

Ваша уверенность в том, что он чего-то лишился, превосходит всякие пределы. Есть официальный ответ ПФР, есть надежный источник, коий шепнул вам что-то на ухо?

пойдет в суд, то мало тоже не покажется.

Работодателю, соблюдающему трудовое законодательство, ничего страшного от суда (ГИТ, ПФР) не прилетит, не надо пугать никого.

И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.

Объяснять будет ПФР, а не ГИТ, и делать он это будет примерно вот таким способом:

Заместитель руководителя Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального развития РФ А.С.Назаров

«Шофер» и «водитель» — есть ли разница в терминологии?

В современном мире мы используем много слов, о значении которых редко задумываемся. Например, есть ли разница между словом «шофер» и «водитель»? Большинство людей ответит, что разницы никакой — просто первое употреблялось раньше, а в современном мире ему на смену пришло второе.

В русский язык слово «шофер» пришло во времена Царской России, в те времена, когда начали появляться первые самоходные коляски на паровых двигателях. Чтобы транспорт ехал, нужно было подкладывать дрова или уголь. А теперь разберемся в происхождении слова «шофер». В переводе с французского оно означает «кочегар», «истопник». Получается, что шофером раньше называли того, кто подкидывал дрова для передвижения транспорта. Поэтому слово постепенно перекочевало из одной сферы в другую.

Позже появились первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, но слово «шофер» из обихода не ушло, хотя транспорт не требовал подкидывания дров или угля. В те времена в обязанности шофера входило не только управление автомобилем, но и поддержание его технически исправного состояния. Нужно было проводить ремонт при наличии неисправностей, заменять технические жидкости. Электрических стартеров в те времена не существовало. Поэтому приходилось на ночь сливать воду из системы охлаждения.
Во второй половине 20 века в СССР начали распространяться легковые автомобили. Они были более надежными, появлялись первые пункты СТО и отдельная профессия механика. После этого произошло разделение на водителя и шофера. Водителями в то время называли тех, кто мог только управлять транспортным средством, но не обслуживать его. Слово «шофер» было более почетным. Это говорило о том, что человек разбирается в конструкции автомобиля и может провести ремонт.

Сейчас слово «шофер» почти не применяется. Автомобили стали сложнее и надежнее. Грязной работы в них почти не предусмотрено. Кроме того, поменялось качество дорог. Многие полагают, что угасание ранее применяемого слова — логичное явление. Современный автомобиль никак не ассоциируется с кочегарами и топкой. От человека, который сидит за рулем, требуется только управление, а обслуживанием занимаются в мастерских профессионалы.

Какая разница между водителем и шофером, да и как их различать


Оба слова, «водитель» и «шофер», до сих пор присутствуют в лексике. Но обычно люди употребляют их, не задумываясь об истинном значении. По большому счету мало кто из нас вообще понимает разницу между этими определениями, да и не знают, есть ли она вообще. В действительности разница есть и существенная.


Прежде всего, разберемся, какой смысл несет в себе определение «шофер». Это слово в русском языке появилось благодаря французскому Chauffeur (в нашем варианте именно благодаря ему ударение ставится всегда не на первый, а на второй слог). Если его перевести дословно, то это «истопник» или «кочегар». В девятнадцатом веке именно так называли железнодорожных работников, подкидывающих в паровозные топки уголь или дрова.


Постепенно это определение прижилось и в отношении машинистов, управляющих локомотивами. А с появлением первого автотранспорта слово «шофер» плавно перекочевало и в автомобильный мир. В принципе все понятно – человека, который управлял машиной, как и предыдущим транспортом, тоже стали так называть, чтобы ничего нового больше не придумывать.


Стоит отметить, что управление автомобилями раньше и сейчас – это далеко не одно и то же. Дело было не настолько легкое, да и достаточно грязное. Электроники, электрических стартеров не существовало в природе. Поэтому все делалось вручную. Регулярно где-то, что-то приходилось подмазать или подкрутить, подремонтировать. О станциях техобслуживания тоже речь не шла. Поэтому человек не только водил автомобиль, но еще и ремонтировал, обслуживал его.


В Советском Союзе после Великой Отечественной войны происходила массовая автомобилизация. В разных регионах огромной страны на дорогах, кроме правительственных и грузовых автомобилей, стали встречаться и легковые машины. Параллельно начали открывать и СТО, где работали механики, обслуживающие все виды транспортных средств. Именно тогда и появились водители.


Чтобы понять, что же обозначает слово «водитель», лучше всего вернуться к его истокам происхождения. Изначально так назывался человек, который указывал кому-нибудь путь. То есть водитель – это тот, кто провожает, водит.

Разобравшись в происхождении и значении обоих понятий, несложно увидеть разницу между ними. Водитель – человек, который занимается только управлением любого автотранспорта, будь то машина или автобус. Шофер же не только водит транспорт, но и без проблем справится с любой поломкой, самостоятельно сможет отремонтировать, обслужить технику.

В Союзе Советских Социалистических Республик классных водителей, профессионалов, называли не иначе, как шоферами. Они без посторонней помощи могли определить неисправность, перебрать коробку и мотор, вернуть свое средство передвижения к жизни. Нередко такие мастера даже опытным механикам не доверяли свои рабочие или личные автомобили.


Если говорить о нашем времени, то шоферов с каждым годом становится все меньше, а водителей, наоборот, больше. Даже если речь заходит о профессионалах, работающих в крупных транспортных компаниях, службах такси, автопарках, то и здесь нечасто встретишь настоящего шофера. Эта профессия разделилась на две – водитель и механик. Соответственно, каждый занимается своим делом. Ну а если шофер, как специалист исчезает, то и само слово скорой уйдет в разряд устаревших.

Читайте также: