Востребована ли профессия летчика

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия летчика подойдет тем, кто не имеет никаких проблем со здоровьем, влюблен в небо и готов усердно учиться на протяжении 5-6 лет. Она предполагает большую ответственность и предельную концентрацию.

Летчик – это специалист, который обладает всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления летательными аппаратами. В качестве последних могут выступать самолеты и вертолеты. Слова «летчик» и «пилот» практически синонимичны, однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех, кто управляет гражданскими воздушными судами, а летчиками – тех, кто работает в военной отрасли. Также существует специализация летчика-испытателя, который тестирует новые воздушные транспортные средства. В любом случае, профессия относится к категории «человек-техника». Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Плюсы и минусы профессии летчик

Плюсы

  1. Престижная профессия (причем высота ее статуса одинаково велика в любой точке земного шара).
  2. Высокий уровень доходов.
  3. Востребованность на рынке труда.
  4. Полный соцпакет.
  5. Как правило, ранний пенсионный возраст.

Минусы

  1. Большая ответственность.
  2. Строгие требования (как для поступления в учебные учреждения, так и для трудоустройства).
  3. Необходимость постоянно поддерживать свое здоровье.
  4. Частое отсутствие, сложности в поддержании отношений с родными и близкими.

Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Обучение на летчика

Основных вариантов того, где получить профессию летчика, два: это могут быть либо ссузы, либо вузы. Так, в колледжах можно обратить внимание на специальность «Испытание летательных аппаратов» (код 24.02.03). В высших учебных заведениях, предоставляющих возможность обучения на летчика, наиболее подходящими являются специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» (код 25.05.05), «Системы управления летательными аппаратами» (код 24.05.06) и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» (код 25.05.05).

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота – хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

История

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, – человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию – это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых – отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках – это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения – четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, – не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование – только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Кому подходит

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines – 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия летчик подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

В далеком прошлом профессия летчик характеризовалась сложностью и высоким риском для жизни. И все же многие мальчишки мечтали покорить небо. К сожалению, не каждый сумел воплотить эту мечту в реальность. Далее наступили военные времена, когда каждый желающий защитить землю мог стать летчиком, пройдя сжатый курс обучения. Родители и деды по сей день рассказывают истории о доблести, чести, отваге летчиков. А после войны на телеэкраны вышел советский фильм «Экипаж», где показана сложность работы пилотов гражданской авиации.

В 2016 году фильм «Экипаж» пересняли на современный лад, после чего очередь на поступление в летное училище увеличилась в несколько раз. И что примечательно, в число будущих пилотов попадают не только парни, но и девушки.

Особенности

Летчик – профессионал, обладающий знаниями теории и практики в области управления воздушных судов военного и гражданского назначения. В данном случае речь идет о малых самолетах, вертолетах и крупных «Боингах». Для большинства людей слова «летчик» и «пилот» кажутся синонимами. Но если вдуматься, эти два значения предполагают несколько разные профессии. Пилотами называют специалистов, управляющих гражданскими самолетами. Летчики сидят за штурвалом судов военной сферы.

В случае внештатной ситуации они вместе решают проблему, а при необходимости обращаются за помощью к авиадиспетчерам, поддерживающим связь с самолетом с земли.

Наверняка многие слышали фразы «пилот от бога» или «вместо рук крылья». Одни утверждают, что это похвальная метафора, но если вдуматься, взвесить все «за» и «против», то становится понятно, что это слова – описание отдельных летчиков. Например, водитель для управления своим авто должен чувствовать машину. А летчик должен чувствовать целое судно, каждый его механизм, на что способны немногие. Так что пилот – это не профессия, а призвание.

Для управления самолетом необходимо знать технические требования и регламент полетов. Уметь концентрироваться, следить за здоровьем и физическим состоянием, саморазвиваться. С каждым годом разрабатываются новые модели воздушных судов, и летчик должен понимать тонкости их управления. Для этого пилоты должны регулярно посещать обучающие курсы, после которых они получают сертификат.

Многим кажется, что в обязанности летчика входит лишь осуществление перелета воздушного судна из одной точки в другую. Но на самом деле они подготавливают самолет к отправке, следят за работой всех механизмов системы во время полета, осуществляют благополучную посадку. Каждая секунда их рабочего времени связана с максимальной концентрацией и собранностью, ведь они отвечают не только за свою безопасность, но и за жизни пассажиров, сидящих в салоне.

Сложность работы летчиков оспорить нельзя. А такая огромная ответственность предполагает соответствующую оплату труда. Даже молодые пилоты с минимальным часовым налетом получают достойную зарплату, в несколько раз превышающую средний показатель оплаты труда рядовых инженеров.

Плюсы и минусы

Недостатками являются огромная ответственность, строгие требования, постоянная поддержка здоровья и физического состояния, сложность в создании семьи. Как правило, летчики практически постоянно находятся в небе. Их могут отправлять на длительные международные перелеты без захода в родной аэропорт больше месяца. Соответственно, не каждая женщина сможет вытерпеть это.

Специальности

На сегодняшний день существует несколько видов авиационных направлений, среди которых абитуриент должен выбрать то, что ему больше по душе. Большим спросом пользуется гражданская авиация. Будущие пилоты проходят обучение, по окончании получают коммерческую лицензию, благодаря которой могут устроиться на работу в любую авиакомпанию. Не имея летных часов, пилот первое время считается стажером и работает помощником. В качестве альтернативы можно пройти курс обучения в авиационном клубе. Но в таком случае специалисту будет иметь право управлять лишь малыми судами.

Более сложной считается направление военной авиации. Служба в ВВС протекает гораздо серьезнее и намного опаснее, чем обслуживание коммерческих перелетов. Тем, кто выбрал военную авиацию, придется определиться с летательным аппаратом. Кому-то по нраву истребитель, другим бомбардировщик, третьих интересует самолет-разведчик, а четвертые вовсе выбирают боевые вертолеты. Только определиться необходимо заранее, так как во время учебы придется разбираться в тонкостях летательного аппарата. Для получения профессии военного летчика необходимо воспользоваться одним из нескольких способов. Первый предполагает службу в армии. Пройдя медицинскую комиссию, призывник получает направление в часть. Но этот способ не всегда актуален, так как в направлении может быть указан совсем другой вид войск. Второй более надежный. Он предполагает поступление в военное летное училище.

Необходимы качества и навыки

Летчик – сложная профессия. В его обязанности входит не только доставка пассажиров из одной точки в другую, но и полная проверка летного судна перед отправкой, а также слежение за системой самолета во время полета и при посадке. В обязательный список навыков летчиков входят следующие требования:

  • умение организовывать подготовку всего экипажа к полету;
  • знание ТБ;
  • осуществление полета в неблагоприятных условиях;
  • умение проводить метеорологический анализ;
  • умение пресекать угрожающие действия, направленные против пассажиров;
  • правильное ведение документации;
  • уметь разбирать нюансы полета с экипажем.

Вместе с первым пилотом, на борту гражданского самолета присутствует второй пилот. Он должен знать правила подготовки судна к вылету, разбираться в летной документации, знать план полетов, уметь проверять навигацию и другое оборудование в кабине пилотов. Второй пилот должен знать летные тонкости с применением автоматики и навыки работы штурмана, так как при его отсутствии замену производит именно второй пилот.

В целом профессия летчик подходит не каждому человеку, а только тем, кто обладает выдержкой, отличается спокойствием, в нештатной ситуации остается с ясным рассудком. Летчик должен обладать высоким уровнем интеллекта и отличной памятью, хорошим зрением и безупречным физическим состоянием. Хорошее зрение летчика предполагает точный глазомер и способность на протяжении долгого времени выполнять одни и те же действия. Данная профессия противопоказана людям с нарушением работы вестибулярного аппарата, нервозностью, психическими и сердечными заболеваниями.

Помимо факторов здоровья, пилот ни в коем случае не должен иметь судимости, наказаний административного характера. Он не должен употреблять алкогольные и наркотические вещества.

Личностные

К пилотам любых летательных аппаратов предъявляются не только профессиональные требования, но и личностные качества. Руководство, приняв на работу стажера, внимательно изучает его характер, так как оценка эмоционального состояния является одной из ключевых для официального трудоустройства молодого специалиста.

Далее прилагается основной перечень личностных качеств, требуемых к каждому летчику:

  • концентрация;
  • быстрая реакция;
  • любовь к высоте;
  • отсутствие клаустрофобии;
  • лидерство;
  • аналитическое мышление.

Профессиональные

Крайне важным считаются профессиональные навыки летчиков:

  • понятие тонкостей механики и электротехники;
  • знание инженерной графики;
  • понимание радиоэлектронных устройств;
  • обустройство аэродромов, аэропортов и посадочных полос;
  • конструктивные особенности летательных аппаратов;
  • теория и практика в области авиационных двигателей;
  • знание автоматизированных контроллеров летных судов;
  • знание организационных моментов воздушного движения.

Как стать?

Навык управления воздушными судами возникает не просто так. А система самообучения разрешена лишь для познания теоретической части. Для получения практического навыка и статуса профессионального пилота необходимо окончить специализированное учебное заведение. При выборе ВУЗа абитуриент должен понимать, на каком аппарате он хочет летать. Либо это обычные самолеты для пассажирских перевозок, либо военные или испытательные суда. Выбрав специализацию, можно выбирать училище. Главное – запомнить, что пройдя обучение и получив диплом, молодому специалисту необходимо налетать определенное количество часов и успешно пройти испытательный срок. А уже после летчик может начинать строить планы на получение звания капитана летного судна.

В России получить летное образование можно в средне-специальном и высшем учебном заведении. Если поступать в колледж, то на специальность «испытатель летательных аппаратов». А в университете и институте предлагаются более серьезные профессии – «эксплуатация авиационных комплексов» и «управление летательными аппаратами». Чтобы поступить в ССУЗ, достаточно показать аттестат, конкурс на поступление требует среднего и высшего балла. А для поступления в ВУЗ придется пройти небольшую подготовку, затем сдать ЕГЭ, куда включается русский язык, математика, физика и информатика. Длительность обучения в любом учебном заведении составляет 5 лет. Если обучаться в ВУЗе на заочном отделении, потребуется 6 лет.

Далее предлагается список ВУЗов, где можно не просто учиться на летчика, а стать настоящим асом:

  • МАИ;
  • МГТУ гражданской авиации;
  • СГУН им. Решетнева;
  • Серпуховской филиал ВАРВ.

Летчик – сложная специализация, поэтому 2-месячных курсов освоения данной профессии не существует. В качестве дополнительного обучения можно записаться в летную школу «Аэрофлота», которая длится 2 года. Однако «Аэрофлот» рассматривает кандидатов с высшим авиационным образованием.

Карьерный рост

Кто-то считает, что профессия летчик в будущем не будет востребована. Что технический прогресс в виде роботизированной техники полностью вытеснит людей из кабины пилота. Но это не так. В современном мире ничто не сможет заменить человеческую сноровку и решительность внутри самолета. Тем более, что инженеры-конструкторы каждый год разрабатывают новые модели воздушных судов с максимально комфортной кабиной для пилота. А значит, у молодых дарований весьма хорошие перспективы.

Специальность летчик гарантируется каждому абитуриенту, окончившему высшее учебное заведение. Но сразу получить работу в должности пилота молодой специалист не сможет. Время его налетов минимальное, и каждый выход в открытое небо проходил под присмотром опытного инструктора. Наработать хотя бы небольшой опыт получится в малоизвестных компаниях, в лице стажера на коммерческом судне и в малой авиации. А уже спустя 2 года можно претендовать на звание командира. А дальше открывается проход вверх по карьерной лестнице. Постепенно двигаясь вперед, удастся стать руководителем одного из подразделений авиакомпании.

Что касается оплаты труда, летчикам могут позавидовать многие специалисты технических профессий. Например, пилоты американской авиакомпании Delta Air Lines зарабатывают по 212$ за один летный час, но лишь при условии налета более 65 часов. В России оплата несколько ниже, но если судить по прожиточному минимуму, то пилоты зарабатывают весьма прилично. Например, летчики известной компании «Аэрофлот» при 85 часах налета получают 290 тыс. руб. Если пилот выполняет работу сверх нормы, то и платят ему гораздо больше. Исходя из представленных расчетов, становится понятно, что средняя заработная плата российского пилота составляет 250 тыс. руб.

И не стоит забывать, что столь серьезная профессия сопровождается полным социальным пакетом, обязательным страхованием.

профессия пилот

У профессии пилот плюсов и минусов более, чем достаточно, как, впрочем, и у любого другого вида деятельности, поскольку не бывает абсолютно идеальных профессий. Но в тоже время профессия пилот самолета имеет ряд убедительных преимуществ. Многие из них явные и признанные, другие наоборот.

Способность видеть положительные стороны и преодолевать трудности дает возможность достичь высокого уровня мастерства по выбранной специальности и, что самое главное, работать в удовольствие. Что же, давайте выясним, какие у профессии пилот плюсы, а какие минусы.

Значительный плюс в том, что эта профессия очень важна в современном мире. Например, благодаря пилотам можно в кратчайшие сроки добраться от одного края земли к другому, к тому же, люди данной профессии участвуют в спасении жизни людей, так как ни одна другая техника не доберется так быстро до мест бедствий, как воздушное судно.

Но в то же время это и минус данной профессии, потому, что пилот должен уметь многое, безукоризненно знать работу своего судна, так как эта профессия одна из наиболее ответственных -пилоты несут полную ответственность за жизнь пассажиров. И людям, выбравшим профессию пилота, должна быть присуща такая важная черта характера, как храбрость, ведь на большой высоте в критических ситуациях нужно будет рассчитывать только на себя.

Профессия пилота плюсы и минусы.Итак, если быть кратким, к плюсам профессии пилота можно отнести следующее:

1. Нужность и востребованность профессии.

2. Уникальность профессии, считается одной из престижной по всему миру.

3. Приличная оплата труда. Причем у летчиков любой категории. но, все же, пилоты чартерных рейсов, получают больше других.

4. Возможность бесконечно путешествовать.

5. Специальные программы и скидки для пилотов и членов их семей.

6. Ранний выход на пенсию.

8. Ко всем вышеперечисленным плюсам можно добавить то, что то, что пилоты видят из кабины самолета навряд ли получится увидеть на земле, и даже если вы летите пассажиром, вы видите далеко не всю красоту.

К профессиональным недостаткам специальности можно отнести:

1. Частое отсутствие дома, что негативно сказывается на семейной жизни. Один-два выходных в неделю, зачастую выпадающие на будни, в то время, как ваши родные находятся на работе.

2. Ненормированный рабочий день.

3. Бесконечная смена часовых поясов, сбитый ритм, что ведет к стрессам и усталости, которые являются главными врагами пилота.

4. Колоссальное эмоциональное напряжение.

5. Считается одной из рискованных профессий из-за периодических самолетокрушений.

работа пилота

Еще один плюс-минус в том, что пилоты должны вести здоровый образ жизни. То есть не только не иметь вредных привычек, но и вести активный образ жизни в перерывах между полетами, что очень трудно, когда после рейса желание только одно -лечь поспать. Рейсы бывают и ночными, значит, необходимо планировать свое время так, чтобы на рейс вы не пришли не выспавшимся, а это требует, порой, отказа от различного рода удовольствий.

Также, не каждого порадуют будни пилота. Это ведь не только полеты. Примерно за два часа до вылета, необходимо пройти обязательный медицинский осмотр. При малейшем подозрении на опьянение, пилота не допускают к вылету. Затем совещание, где пилоту выдаются карта погоды, бортжурналы, планы, список пассажиров, количество багажа. Затем начинается процедура подготовки к полету на борту судна. Только после того, как будет проверено все до мелочей и устранены недостатки, самолет пойдет на взлет. И так перед каждым вылетом. А еще частые проверки, к которым надо быть готовым , ведь ваша главная задача- сохранить спокойствие и обеспечить безопасность полета.

Должна быть устойчивая психика, ведь каждый вылет – это сильнейший психологический всплеск, который необходимо удерживать в узде. И, вообще, большая высота сама по себе является сложным испытанием, способна сломить волю слабых людей. Считается, что способность быстро принимать решения, сдержанность, стрессоустойчивость и технический склад ума – это преимущества мужчин. Хотя современные женщины практически ни в чем не уступают мужчинам.

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями фармацевта, специалиста по рекламе и водителя.

Но, если вы грезите небом, мечтаете летать и получать от этого море положительных эмоций, вы должны быть пилотом по призванию, и тогда все вышеописанное станет для вас в большинстве своем плюсом. Профессия пилот видео:

Работа в авиации — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других — знание языка.

В этой статье:

Работа в авиации

Востребованность кадров в авиации

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.

Профессии в гражданской и военной авиации

Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.

Работа в небе

1. Пилот гражданской авиации

Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.

Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.

Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.

2. Летчик военной авиации

Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.

Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.


3. Летчик-испытатель

Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.

«Лётчик-испытатель постоянно "не помнит", что может не вернуться из полёта – Он "знает это". В ином случае работать качественно не смог бы».

Заслуженный лётчик-испытатель РФ С. Н. Тресвятский

Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.

4. Бортпроводник

В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.

Профессии в авиации


Работа бортпроводника - встретить пассажиров, помочь им разместиться в салоне, заботиться о них во время полета и проводить после его окончания. Стюардессы должны уметь сразу заметить опасную ситуацию и организовать слаженные действия пассажиров. Также в их обязанностях - оказание первой помощи при необходимости. Почитайте истории о приеме родов во время полета, чтобы понять, о чем идет речь. Зарплата бортпроводника начинается от 40 тысяч рублей в месяц. Опытные стюардессы получают в 2-3 раза больше.

5. Бортинженер

Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.

Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.

Работа на земле, связанная с небом

1. Диспетчер аэропорта

Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.

Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.


2. Авиаконструктор

Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.

Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.

3. Персонал аэропорта

В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.

Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.

Согласно информации на сайте Домодедовского аэропорта, для трудоустройства в аэропорт не обязателен опыт работы, и на некоторые специальности, например инженера хозяйственного обслуживания территории, можно устроиться сразу после окончания школы - всему необходимому вас обучат на месте.

Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.

Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища

Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!

Хочу летать

Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.

Краснокутское летное училище гражданской авиации;
Сасовское летное училище гражданской авиации;
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского;
Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.


Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране.

Специальность

Вуз

25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

СПбГУГА, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
УИ ГА, Ульяновский институт гражданской авиации имени Бугаева

25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар);
ВА МТО им. А.В. Хрулева

Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool.

Хочу создавать летательные аппараты

Авиаконструкторов всех возможных профилей готовит главный авиационный университет страны - МАИ. Но это не единственное место, где можно получить нужное образование.

Специальность Вуз Профессия
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮурГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ
Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика МАИ,
ТГУ
Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
24.03.04 Авиастроение МАИ,
КАИ,
УлГУ,
УГАТУ, Университет Дубна
Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов МАИ,
КАИ,
РГАТУ им. П.А. Соловьева,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ
Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮУрГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ
Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей МГТУ им. Баумана,
МАИ,
КАИ,
ЮурГУ,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ,
ОмГТУ
Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение МАИ,
НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ,
ЮФУ
Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники

Хочу управлять полетами

Если ваша мечта - работа в аэропорте, то выбор профессий огромен. Например, есть профили, которые готовят профессиональных управленцев для авиации.

Специальность Вуз Профессия
24.03.02 Системы управления движением и навигация ИТМО,
МАИ,
ГУАП,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева
Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники МГТУ им. Баумана Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник
25.03.03 Аэронавигация МГТУГА, СпбГУГА Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов СПбГУГА Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте

Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования

Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.

Как познакомиться с профессией ближе?

Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.

1. Виртуальные симуляторы и видеоигры
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры - серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator.

2. Фильмы
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота - “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”.

Профессии в авиации


3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.

4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.

Читайте также: