Востребована ли профессия воспитателя детского сада

Опубликовано: 02.10.2024

Воспитатель детского сада – это одновременно заботливый наставник и мудрый первый педагог, который готовит детей к обучению в школе. Его задача – не только присмотреть за ребенком, пока родители на работе, но и в игровой форме научить малышей воспринимать серьезные знания.

Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей в дошкольных учреждениях.

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Описание профессии

Воспитатель детского сада не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.

Воспитанниками детсадов становятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст специалисты делят на 3 этапа:

  • 3–4 года – младший;
  • 4–5 лет – средний;
  • 5–7 лет – старший.

Профессия воспитателя предполагает знание особенностей этих возрастных периодов и использование во время учебы подходящих обучающих и воспитательных методов. Основной прием – это дидактическая игра, в процессе которой ученик, сам того не замечая, получает новые знания и навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы стать воспитателем детского сада, можно окончить как среднее, так и высшее профессиональное учебное заведение. В колледжах и техникумах предлагается две специальности:

  • дошкольное образование;
  • специальное дошкольное образование (подготовка направлена на дальнейшую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии).

Основное направление подготовки воспитателей детских садов в вузах – «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из профильных специальностей:

  • дошкольное образование и логопедия;
  • психология и педагогика дошкольного образования;
  • дошкольное образование и музыка;
  • дошкольное образование и иностранный язык;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов – за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4–5 лет.

Учебные заведения

В каждом регионе, и не только столичном, есть немало ссузов, в которых можно получить профессию воспитатель детского сада, например:

  • Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж (г. Ижевск). Здесь учат очно после 9 класса школы и заочно после 11 класса, также есть дистанционные программы.
  • Педагогический колледж № 10 (г. Москва) готовит специалистов по работе с дошкольниками.
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета дает образование воспитателя в детском саду для дальнейшей работы с обычными малышами и с детьми с особыми потребностями.
  • Челябинский педагогический колледж № 2 предлагает очные и дистанционные программы подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений.
  • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко готовит воспитателей детских садов для работы с разными категориями детей.
  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).

Полный список педагогических вузов России, в которых можно получить (в том числе и дистанционно) специальность «Дошкольное образование» с различными профилями.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке – с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки – относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Сколько получают

Средняя зарплата воспитателя по стране составляет 15 тысяч рублей, конкретные суммы различаются в зависимости от региона. Так, в Москве в 2018 году квалифицированный работник детсада зарабатывал 35–40 тысяч рублей, в отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха) платят около 30 тысяч рублей. На уровень дохода воспитателя также влияет статус дошкольного учреждения (коммунальный, ведомственный или частный) и стаж работы сотрудника.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант – это открытие собственного частного детского сада.

Перспективы профессии

В ближайшие десятилетия революции в укладе общественной жизни не предвидится, поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия педагога дошкольного учреждения по-прежнему останется востребованной. Но перед тем как стать воспитателем, нужно четко определиться, подходит ли вам эта работа, поскольку в реальности она гораздо сложнее и ответственнее, чем кажется на первый взгляд.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия воспитатель детского сада подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Воспитатель детского сада — педагог и работник дошкольного образовательного учреждения, в чьи обязанности входит всестороннее развитие детей, обучение и воспитание. Посещение ДОУ — первая ступень обязательного общего образования в России.

Профессиональные интересы воспитателя детского сада должны включать:

  • изучение тематической литературы, исследований по вопросам педагогики и психологии;
  • потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании;
  • заинтересованность в будущем страны, развитии общества;
  • обзор инновационных методик воспитания.

ДОУ — второй социальный институт, с которым сталкивается ребенок. База личности формируется до 5 лет. Педагоги детского сада формируют будущее поколение, влияют на развитие страны, вносят свою лепту в ценности и убеждения общества.

Плюсы и минусы

Воспитатель — творческая профессия. Педагогу не грозит заскучать от однообразия будней или дефицита общения. Но это также делает специалиста уязвимым к эмоциональному выгоранию. Работа проходит в условиях повышенной ответственности. Иногда случаются стрессовые и конфликтные ситуации.

Педагог несет моральную и материальную ответственность, но наглядные результаты работы, слова благодарности от родителей и вид счастливых детей воодушевляют. Главное преимущество профессии — социальная значимость и востребованность.

Кому подходит

Безусловная любовь к детям — обязательное и главное условие для успешной работы. Хороший современный педагог также должен обладать следующими качествами:

  • терпеливость;
  • ответственность;
  • сдержанность;
  • доброта;
  • рассудительность;
  • психическая стойкость и уравновешенность;
  • стрессоустойчивость;
  • активность;
  • оптимизм;
  • коммуникабельность;
  • мобильность;
  • грамотная и внятная речь;
  • эрудированность;
  • внимательность;
  • организаторские способности;
  • способность принимать быстрые и сложные решения.

Педагогу предстоит общаться не только с детьми, но и их родителями. В этой системе отношений чаще возникают противоречия. Потому надо уметь решать конфликты и находить подход к разным людям. Это невозможно без базовых знаний психологии. Азы возрастной, социальной и педагогической психологии включены в программу подготовки воспитателей. Но не меньшее значение имеет доброжелательность личности. Важно, чтобы педагог не был конфликтным и злопамятным человеком.

Что касается пола, то профессия не имеет гендерного приоритета. Но из практики видно, что в детских садиках больше воспитательниц, чем воспитателей. Вероятно, это обусловлено психологическими и биологическими различиями мужчин и женщин. Хотя и среди мужчин есть немало выдающихся педагогов: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Я. Корчак, М. П. Щетинин, В. Ф. Шаталов и другие.

Должностные обязанности

Список должностных обязанностей воспитателя обширен. В него входит и соблюдение санитарно-гигиенических норм, и организация образовательного пространства, и заполнение отчетной документации, и взаимодействие с социальными службами, органами опеки (при необходимости).

В отношении детей педагог наделен следующими обязанностями:

  • организация и проведение развивающих занятий и развлекающих игр;
  • сохранение здоровья и безопасности воспитанников;
  • сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
  • приобщение детей к жизни в обществе, помощь в усвоении норм и ценностей;
  • всестороннее гармоничное развитие воспитанников;
  • организация прогулок;
  • предотвращение травмоопасных ситуаций и при необходимости оказание первой медицинской помощи;
  • прием детей в садик и передача родителям в конце дня;
  • организация мероприятий, выставок, экскурсий;
  • консультация родителей.

Главный вид деятельности дошкольников — игра. У младших групп она включает в себе манипуляции с предметами, а у старших — сюжетно-ролевые представления. Педагог обязан учитывать не только возрастные особенности, но индивидуально-психологические. К каждому ребенку нужен персональный подход.

В своей деятельности педагоги руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Это не единственный нормативный документ, который педагог должен знать, но во ФГОСе прописаны принципы, направления и цели работы, обязанности педагога, требования к содержанию образовательной программы, результаты обучения дошкольников. В нем же представлен портрет выпускника ДОУ.

Зарплата

В среднем педагоги в России получают 22 тысячи рублей. Уровень дохода зависит от региона и места работы, образования, стажа и категории воспитателя. Можно заработать до 100 тысяч рублей.

Средняя заработная плата по Москве составляет 40 тысяч рублей. Все зависит от учреждения и квалификации работника, профессиональной активности педагога. Поощряется включенность в социальную и научную жизнь, участие в семинарах и конференциях.

Где работать

Воспитатель дошкольников может работать в государственных и частных учреждениях, домашних детских садах, приютах и реабилитационных центрах. С педагогическим образованием можно работать не только по специальности в образовательных учреждениях, но и устроиться няней, гувернанткой.

Педагогическое образование

Для работы воспитателем в ДОУ достаточно иметь среднее профессиональное образование, но большинство организаций приветствуют наличие высшего педагогического образования. Это также влияет на уровень заработной платы и список должностей, на которые может претендовать работник.

Получить среднее образование можно бесплатно в педагогическом колледже. Следующие предметы нужно сдавать для поступления:

  • русский язык;
  • обществознание;
  • математика;
  • биология.

Эти же экзамены сдаются при поступлении в ВУЗ. Набор предметов может меняться в зависимости от учреждения. Если поступление осуществляется после училища, то нужно предъявить диплом и пройти тесты по русскому языку и математике.

Повышение квалификации в дальнейшем невозможно без обучения в ВУЗе или без прохождения курсов подготовки и переподготовки. В наше время освоить профессию педагога можно не выходя из дома. Помогут в этом дистанционные и заочные курсы.

Курсы подготовки и переподготовки

Получить профессию воспитателя детского сада можно заочно в системе дистанционного обучения Педкампус. Организация предлагает разные направления переподготовки:

  • младший воспитатель;
  • воспитатель логопедической группы;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста;
  • воспитатель детей дошкольного возраста;
  • воспитатель дошкольной образовательной организации;
  • педагог-воспитатель группы продленного дня.

Кроме курсов переподготовки на воспитателя дошкольного учреждения, доступны курсы повышения квалификации. Можно выбрать направление подготовки: работа в условиях ФГОС, инновации в образовании, воспитание детей с особыми потребностями, интерактивная педагогика.

Не менее популярен и обширен в плане дистанционной переподготовки специалистов центр Антарес. Освоить профессию воспитателя детских садов и получить диплом здесь можно за 2—6 месяцев. Также можно отдельно выучиться на старшего или младшего воспитателя или пройти переквалификацию на педагога-психолога.

Записаться на курсы можно при наличии начального, среднего или высшего профессионального образования. В программу обучения входят четыре модуля, в каждый из которых включен ряд дисциплин:

  • Дошкольная педагогика: теоретические основы детской педагогики, дошкольное образование как система, педагогический процесс в ДОО.
  • Основы методик воспитания и обучения дошкольников: физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста, социально-личностное развитие и воспитание дошкольников, познавательно-речевое развитие дошкольников, художественно-эстетическое развитие и воспитание дошкольников, проектирование педагогического процесса ДОО.
  • Общая и специальная психология: педагогическая психология, психология раннего и дошкольного детства.
  • Основы физиологии и здорового образа жизни: возрастная физиология, гигиена и здоровый образ жизни дошкольника.

Стоимость курсов переподготовки варьируется от 5,5 до 24 тысяч рублей. Курсы повышения квалификации в среднем стоят 2 тысчи рублей.

Курс сопровождается промежуточным и итоговым контролем. Обучение и выполнение заданий происходит в личном кабинете на официальном сайте. Сервис доступен круглосуточно. Прохождение курсов экономит время, силы и деньги. Обучение не отрывает от работы и быта и делает образование доступным для всех, в том числе педагогов из глубинки.

Это не единственные системы дистанционного обучения на воспитателя детского сада, но наиболее популярные и доступные. Благодаря курсам освоить профессию могут не только российские педагоги, но и воспитательницы-иностранки. Система не предполагает дополнительных тестов и вступительных экзаменов: нужно лишь подтвердить первичное образование, выбрать подходящий курс, записаться и оплатить его.

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы.
Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования


Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест "Личность и профессия" >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя - это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия - для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
✔ 15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж "Арбат" МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж "Дорогомилово" МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж "Измайлово" МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж "Медведково" МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 "Митино"
• Педагогический колледж "Черемушки" МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО "Мир чудес", Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад "Гусёнок", Частный детский сад "Волшебный замок" и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Из чего складывается рабочий день воспитателя?

В России в последние годы принимается все больше мер по улучшению демографии и поддержке семей с детьми. И это не только рост социальных пособий, но открытие новых детских садов, повышение престижности профессии и уровня заработка работников дошкольного образования. Если вы любите детей и хотите получить специальность, с которой легко найти работу, вам стоит обратить внимание на курсы подготовки воспитателей.

Портрет современного воспитателя

Постоянная работа с детьми требует внимательности, терпения, аккуратности. Воспитателю нужно быть активным, жизнерадостным, доброжелательным, уметь сдерживать негативные эмоции. Работая в ДОУ, не обойтись без чувства ответственности, умения быстро принимать решения, организовывать детей и взрослых, разбираться в конфликтных ситуациях. Важна для воспитателя и коммуникабельность, ведь ему приходится каждый день взаимодействовать не только с детьми, но и с коллегами (психологом, медсестрой и т. д.), родителями.

У профессии воспитателя есть ряд ограничений. Работать с детьми нельзя при наличии судимости. Также в ДОУ не принимают тех, кто не прошел медкомиссию, стоит на учете у психиатра или нарколога.

Плюсы работы воспитателя

  • Высокая востребованность профессии. Воспитатели требуются всегда и везде – как в мегаполисах, так и в маленьких населенных пунктах. Например, на февраль 2020 года на портале Яндекс.Работа размещено более 1300 вакансий только для Москвы.
  • Возможность начать карьеру сразу после получения образования. Не обязательно иметь диплом вуза, большой стаж работы и т.п. Достаточно профильного СПО или курсов переподготовки на базе непрофильного образования и желания работать.
  • Возможности карьерного роста и повышения уровня доходов. Воспитатель при желании может повысить квалификационную категорию, взять дополнительную нагрузку, например, вести кружки или отвечать за методическую работу ДОУ. У любого работника ДОУ есть шансы со временем вырасти до старшего воспитателя, заведующего. Можно перейти на работу в частный детский сад, где уровень зарплаты выше, а наполняемость групп меньше.
  • Посменный график работы. Воспитатель обычно занят в группе либо в первой, либо во второй половине дня. Стандартный вариант – первая смена с 7 до 13 часов, вторая – с 13 до 19 часов. Такой график оставляет достаточно свободного времени для домашних дел, подработки, хобби.
  • Социальные льготы и привилегии. Воспитателям предоставляется полный соцпакет, включая оплачиваемые отпуска и больничные. У них продленный отпуск – 56 дней в год вместо стандартных 28. Часто воспитателями идут работать мамы детей дошкольного возраста – им разрешают приводить своего ребенка в группу, поэтому он постоянно находится под присмотром.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

Должностная инструкция разрабатывается в каждом ДОУ с учетом требований профстандарта педагога, ФГОС ДО и других документов, регламентирующих сферу дошкольного образования. Примерные виды деятельности воспитателя в течение рабочего дня выглядят так:

  • Встреча и распределение детей по группам, передача воспитанников родителям по окончании дня.
  • Составление графика занятий, отдыха, прогулок и других вариантов досуга детей с учетом их возрастных особенностей.
  • Контроль поведения воспитанников.
  • Обеспечение безопасности детей во время занятий, прогулок, игр, сна, приемов пищи и других видов деятельности.
  • Организация питания детей с учетом возраста и рациона питания малышей.
  • Организация и проведение мероприятий по укреплению здоровья детей: зарядки, спортивных игр и соревнований, закаливания, прогулок.
  • Контроль состояния здоровья детей. Сопровождение воспитанников в медицинский кабинет или оказание им первой медицинской помощи (при необходимости).
  • Оформление необходимых документов (журналов, планов работы и т. д.), составление отчетов.

Рабочий день воспитателя

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» указано, что воспитатель ДОУ должен работать 36 часов в неделю. Чаще всего к одной группе прикреплены два специалиста. Один ведет детей в первую смену, другой – во вторую.

Воспитатель всегда должен знать, чем будет заниматься с воспитанниками. Поэтому ему обязательно нужно уделять внимание планированию своей деятельности (на день, месяц, год). Вот как может выглядеть план воспитателя второй смены на один день.

Время, проведенное с детьми, бесценно! Но современный ритм жизни диктует свои условия, поэтому, когда заканчивается декретный отпуск, мамы, как правило, подыскивают для своих малышей детский сад с хорошими педагогами-воспитателями. В этот период развитие ребенка идет особенно интенсивно, и знания, полученные до школы, формируют его личность и полезные навыки на многие годы вперед. Нужно ли говорить о том, что родители хотят, чтобы воспитатель, как человек, с которым ребенок проводит большую часть времени, обладал не только высокими профессиональными качествами, но и был заботливым и любящим наставником. Сегодня мы рассказываем о профессии воспитателя детского сада: о том, какие существуют положительные стороны и минусы у этой специальности и какие ожидания и требования к воспитателю предъявляет общество в разных странах.

Профессия — воспитатель детского сада: основной круг обязанностей

Воспитатель — это специалист с педагогическим образованием, высшим или средним, работающий в детском дошкольном учреждении. Работать воспитателем, без преувеличения, может лишь человек, который чувствует в себе это призвание. Ведь дети очень быстро распознают доброе отношение к себе со стороны взрослых и лишь тогда раскрываются в полной мере. Поэтому, как сказал Василий Ключевский , известный историк и профессор Московского университета, «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Заниматься развитием детей-дошколят — это особый талант, помноженный на хорошую профессиональную подготовку. Что же должен знать и уметь воспитатель? Прежде всего принять за основу тот факт, что общение с детьми разного возраста составляет 90% вашего рабочего времени. Кроме того, малыши в силу своего возраста не всегда понимают язык взрослых, поэтому потребуется огромное терпение, чтобы доносить до них любую информацию.

Основная деятельность деток от года до 6-7 лет — игры, поэтому воспитатель должен быть готов к тому, что прививать любые навыки и новые знания ребятишкам необходимо в игровой форме. Благо он может сконцентрироваться на этом полностью, так как обычно у воспитателя в группе есть верный помощник — нянечка, которая следит за чистотой в помещении и раздачей еды.

Деятельность воспитателя регламентируется инструкциями и учебно-методическими документами. Перечислим содержащиеся в них самые основные обязанности воспитателя:

  • Подготовка графика занятий, включающего как освоение полезных умений и навыков, так и организацию досуга;
  • Контроль за соблюдением детьми режима дня: бодрствование, прогулки на свежем воздухе, кормление;
  • Укрепление здоровья детей: ежедневная зарядка и спортивные игры;
  • Наблюдение за поведением детей, выявление отклонений от нормы;
  • Организация праздничных мероприятий;
  • Взаимодействие с другими педагогами и наставниками, а также родителями;
  • Непрерывное повышение уровня квалификации, участие в педагогических форумах и семинарах.

Внутри профессии существуют свои специализации: различают воспитателей-методистов и воспитателей-дефектологов. Воспитатель-методист на основе полученного опыта и самых прогрессивных методик в области дошкольного образования составляет план развивающих игр и занятий. Именно он решает, сколько раз в неделю детки должны посещать музыкальный класс, сколько часов проводить за рисованием, написанием букв, изучением арифметики, сколько посвящать физической культуре. Наполнение методического плана зависит от уклона детского дошкольного учреждения и особенностей развития самих малышей. Детский сад с уклоном в эстетическое развитие будет давать детям обучающую программу, нацеленную на общение с педагогом по этике, рисованию и сценодвижению. А по программе садика со спортивным профилем детки будут больше заниматься активными играми и гимнастикой.

Традиции воспитания дошкольников в разных странах

Если мы говорим о государственной системе дошкольного образования и воспитания, то у нас в стране она была сформирована еще во времена Советского Союза . В ней, безусловно, есть как свои преимущества, так и недостатки. Важно заметить, что советская система формировалась в соответствии со строгими стандартами и в ее создании принимали участие лучшие педагоги и социологи своего времени. Однако в разных странах отношение к воспитанию подрастающего поколения достаточно сильно отличается. Рассмотрим три страны, которые считаются самыми передовыми в этой области и на которые во многом ориентируются образовательные учреждения, готовящие воспитателей и в России .

Особенности воспитания дошкольников в Японии . О воспитании детей в этой стране ходят легенды, основы японского воспитания можно сформулировать следующим образом: «Ребенок — король в своей семье до 5 лет, до 16 лет — послушник и после 16 становится равным своим родителям». Главная цель современных японских воспитательных учреждений — помогать маленькой личности гармонично развиваться как в физическом плане, так и в умственном, уметь выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, родителями и воспитателями. Обычно до трех лет малышей воспитывают мамы, находясь в декретном отпуске. И лишь по достижении этого возраста деток отдают в детские сады. При этом стоит отметить, что вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высокая, несмотря на то, что оба — и мать, и отец — работают.

Воспитатель ведет дневник наблюдений по каждому ребенку, где записывает, чем занимался ребенок и как себя вел. Но, по сути, без родителя каждый малыш проводит в детском саду не более двух часов, в остальное время кто-то из родителей находится в группе. Педагог и родитель тесно взаимодействуют и сотрудничают. Поэтому можно сказать, что объектом воспитания в японской дошкольной системе становятся не только дети, но и их мамы и папы.

Воспитание в детских садах в Израиле . Декретный отпуск в этой стране очень короткий — всего 3,5 месяца. До трех лет детские учреждения платные и, как правило, частные. Воспитательный процесс в таких яслях организован по-разному. Чаще всего в группе работает одна воспитательница и несколько помощниц. Либо организуют домашние сады, когда няня собирает маленькие группы у себя дома. Хозяйка таких домашних яслей может и не иметь педагогического образования, по сути, выполняя роль бэби-ситтера. Более продвинутые группы для детей приглашают различных педагогов, они проводят для малышей занятия по музыке или естествознанию, рисованию и танцам. После трех лет ребенка можно отдать в бесплатный государственный детский сад. Воспитатели в таких садах отвечают не только за воспитательный процесс, но и решают медицинские вопросы.

Есть в Израиле и отдельные воспитательные учреждения для выходцев из России , стиль воспитания здесь — нечто среднее между «вседозволенностью», практикующейся в Израиле , и «советской» строгой дисциплиной. Посещать детский сад «с нуля» ребенку не обязательно, за исключением группы для 5-6-летних деток, которых готовят к школе.

Детские сады и воспитание в Финляндии . Финские детские учреждения отличаются очень серьезной подготовкой детей к школьной и взрослой жизни. Здесь деткам преподают психологию, этикет и физическую культуру. Дошкольное образование в Финляндии делится на муниципальное за небольшую плату и на частное, где оплата достигает 400-500 евро в месяц. Система дошкольного образования разработана по единым и обязательным стандартам для всех учреждений без исключения. Конечно, в частном детском саду ребенку будут уделять больше внимания: с ним отдельно каждый день будет беседовать психолог, будут обучать рисованию и письму и так далее. Но базовая программа одна для всех. День расписан по часам, ежедневно у малышей может быть до 5-6 уроков. По сравнению с российскими детскими садами здесь чаще устраиваются различные утренники и торжественные мероприятия. Воспитатели составляют график дней рождения воспитанников и для каждого составляют праздничную программу, в том числе готовят детские спектакли с участием всех деток. В Финляндии очень любят и почитают театральное искусство, детей приучают разбираться в основах театрального мастерства сызмальства. Требования к финским воспитателям очень высокие, они ежегодно проходят специальную аттестацию, на которой доказывают свою профессиональную состоятельность.

Как получить образование воспитателя детского сада?

Получить профессию «воспитатель детей дошкольного возраста» в России можно в педагогическом колледже, институте или университете. Обучение после 9 и 11 класса будет немного отличаться. После 9-го класса вы можете рассчитывать только на поступление в колледж, для этого нужно предъявить приемной комиссии свой аттестат и сдать несколько профильных предметов: русский язык, математику, биологию, обществознание. Для выпускников 11-х классов возможности несколько шире: перед ними открыты двери высших учебных заведений. Учиться на воспитателя можно как на бюджетной основе, так и на платном отделении. Предметы, которые необходимо сдать, те же, что и после 9 класса, однако могут меняться в зависимости от профиля учебного заведения. Многие молодые люди предпочитают окончить колледж, а затем уже с этой базой поступают на дальнейшую учебу в институт. При этом им потребуется предъявить диплом колледжа и сдать вступительные тесты.

Как «переквалифицироваться» и стать воспитателем, если вы уже приобрели другую базовую профессию? В этом случае вам помогут курсы дошкольных воспитателей, а также новый на сегодняшний день обучающий формат — курсы воспитателей в дистанционном режиме. Онлайн-курсы по переподготовке специалистов могут предложить вам несколько направлений в этой специализации:

  • дошкольный педагог, дошкольный педагог-психолог;
  • воспитатель логопедической группы;
  • педагог-воспитатель группы продленного дня;
  • воспитатель детей с особыми потребностями и др.

Чем привлекательна профессия воспитателя?

Будущая профессия в любом случае окажет большое влияние на ваш образ жизни и мировоззрение. Поэтому лучше сразу принять тот факт, что ваш профессиональный путь может быть не всегда устлан розами. Наш небольшой обзор профессии «воспитатель» включает в себя плюсы и минусы профессии. Начнем с позитивных ее сторон.

  • главный и самый весомый плюс специальности — уважительное отношение к ней в обществе, ведь мы доверяем воспитателям самое главное — своих детей;
  • воспитатель — профессия творческая, нестандартный подход к делу вам обеспечен, скучно не будет уже по той причине, что ваши подопечные малыши очень подвижны и непоседливы;
  • общение с детьми — нескончаемый источник радости и положительных эмоций, глядя на них, порой трудно сдержать улыбку;
  • востребованность профессии: сложно представить, что наступят времена, когда педагоги, занимающиеся детьми, будут не нужны;
  • искренняя благодарность от родителей и детей.

Минусы профессии воспитатель, как это часто бывает, во многом являются продолжением ее достоинств:

  • высокая моральная и материальная ответственность; воспитатель в буквальном смысле отвечает за здоровье и состояние ребенка;
  • возможно эмоциональное выгорание, особенно при длительном рабочем периоде и невозможности переключиться на другое занятие;
  • иногда между педагогами и родителями устанавливаются конфликтные взаимоотношения.

И конечно, резонный вопрос возникает у будущих педагогов дошкольного воспитания: «Сколько длится отпуск у воспитателя и сколько он зарабатывает?» Что касается отпуска, то у дошкольного педагога, согласно законодательству, он продолжается 56 дней и полностью оплачивается. Для воспитателей государственных и муниципальных детских учреждений средней по стране считается зарплата около 22 тысяч рублей, без учета надбавок в северных регионах и других заслуг конкретного дошкольного педагога. В частном детском саду труд воспитателя оценивается гораздо выше и оплата может достигать 100 тысяч рублей и больше.

Как понять, что вам подходит профессия воспитателя?

Чтобы сориентироваться, насколько профессия воспитателя вам подходит, рекомендуем обратить внимание на личностные качества, приведенные ниже. Если утвердительных плюсиков, поставленных вами напротив нижеследующих пунктов, оказалось больше, чем минусов, смело выбирайте эту специальность. Если нет — подумайте над тем, чтобы поискать себя в другой профессии. Итак, для идеального воспитателя характерны доброжелательность, ответственность, терпеливость, рассудительность, любовь к детям, стрессоустойчивость, оптимизм, желание находить творческие решения, грамотная речь, хорошее владение голосом, стремление к лидерству, организаторские способности, психологическая уравновешенность, способность быстро принимать решения, высокая эрудиция. И помните: радость, легкость и удовлетворение, которые вы получаете от профессии, пойдут на пользу вашим маленьким подопечным едва ли не больше, чем качественное, но «сухое» и «бездушное» воспитание и обучение.

Читайте также: