Все ли профессии хороши

Опубликовано: 15.05.2024

Когда выпускников детского сада спрашивают, кем они хотят стать, они часто называют героические профессии или профессии своих родителей. Через годы они выбирают другие профессии — и это кажется нормальным. Зато кажется ненормальным, что многие недовольны своей работой или остаются на ней только из-за зарплаты. Дарья Абрамова, CEO «Кодабры», онлайн-школы программирования для детей, разбирается, что влияет на выбор профессии с точки зрения науки и как воспользоваться советами ученых.

Почему важно правильно выбирать профессию

Неправильный выбор работы ведет к депрессии. Если люди недовольны своей работой, им приходится тратить время и силы на то, что им кажется пустым и ненужным. Это приводит к профессиональному выгоранию, в том числе к депрессии и потере смысла жизни. Также людям, недовольным своей работой, приходится ее более или менее часто менять, что тоже приводит к депрессии.

Человеку важно проявлять свои таланты. Причем это важнее, чем статус или должность в компании. Исследователи доказали, что люди, у которых результат работы зависит от их способностей, больше удовлетворены своей профессией, чем люди на высокооплачиваемых должностях. Дворники и служащие зоопарка работали с большей отдачей, чем менеджеры крупных компаний.

Мир нестабилен. В ближайшие 20 лет треть рабочих мест отдадут роботам, а десятки профессий просто исчезнут. Чтобы быть к этому готовым, нужно выбирать профессию правильно — или даже не профессию, а сферу, в которой можно проявлять себя по-разному. Например, специалист по микробиологии может работать в лабораториях, консультировать производителей пищевых продуктов или писать книги и статьи для СМИ.

Что ученые говорят о выборе профессии

Чем шире контакты, тем лучше карьера. Экономист Рональд Берт провел десятки исследований и выяснил, что выдающиеся предприниматели отличались от других открытой сетью контактов. Когда у обычных бизнесменов и менеджеров все знакомые и коллеги работали в одной сфере и были связаны между собой, выдающиеся общались с людьми из абсолютно разных сфер. Берт считает, что, общаясь с отличающимися друг от друга людьми, мы учимся быть гибкими, уважать ценности других, получаем уникальный опыт. К тому же люди с открытой сетью контактов не только учатся новому лучше других, но и быстрее расширяют свою сеть дальше, получая единомышленников во все новых компаниях и сферах.

Выбор профессии зависит от целей, опыта и установок. Люди сильно отличаются друга от друга мотивацией, которая формируется с самого детства. Неудивительно, что ее элементы влияют на выбор профессии.

Люблянские экономисты выяснили, что студенты, которые умеют правильно формулировать и ставить цель, находят после вуза работу, которой остаются довольны. Видимо, это связано с тем, что такие студенты лучше понимают, что им нравится в работе, выделяют эти критерии и ищут работу исходя их них.

Но при этом важно не только смотреть в будущее, но и помнить о прошлом. Стэнфордский психолог Крумбольц доказывает, что выбор профессии зависит от установок и убеждений, сформированных в течение жизни. Часто студенты используют при выборе профессий разрушительные убеждения, например, думают, что должны зарабатывать больше своих родителей, хотят только лучшую работу или считают, что будут счастливы, только если добьются определенной должности. Как отмечает Крумбольц, эти убеждения отдаляют соискателей от дела их жизни.

Выбор зависит от ориентации на успех и неуспех. Психолог и карьерный консультант Хайди Халворсон утверждает, что люди принимают решения, используя две стратегии: одни ищут максимальный выигрыш, другие пытаются избежать проигрыша. Это похоже на поведенческие типы А и Б, описанные кардиологами Фридманом и Розенманом. Люди с типом А склонны рассматривать каждую задачу и цель как возможность для продвижения — с одной стороны, это хорошо, с другой стороны, люди тратят на это много ресурсов. Люди с типом Б затаиваются и пытаются сохранить статус кво, лишь бы все было спокойно и безопасно.

Халворсон считает, что люди с типом А выбирают более престижные, но и более «опасные» профессии, люди с типом Б более спокойные, но иногда более скучные.

Выбор зависит от родителей. Большинство детей очень много времени проводит с родителями и зависят от их мнения и примера. Это влияет на выбор профессии прямо и косвенно. По исследованиям проекта Nothing in Common, дети выбирают профессию, ориентируясь только на родителей и сверстников, но не учитывая рынок труда.

Также выбор профессии сильно зависит от родительских ожиданий. Во-первых, родители примерно представляют, какую профессию хотят ребенку, и так или иначе подталкивают ребенка к этому. Во-вторых, они выдают ресурсы на те или иные секции и кружки, частные школы и обучающие развлечения. Проблема в том, что ожидания родителей бывают парадоксальными: согласно исследованиям, от школы родители хотят, чтобы вырастили ребенка достойным человеком, умеющим общаться, а от колледжа и вуза, чтобы ребенок приобрел статусную профессию.

При этом важнее, чтобы родители не влияли с помощью ожиданий, а помогали своим детям разобраться в их интересах и рынке труда. Согласно исследованиям, чем больше включенность родителей в детскую профориентацию, тем больше дети довольны своим карьерным выбором.

Как правильно выбирать профессию

Отталкиваться от интересов. Высокооплачиваемую работу можно найти почти в любой сфере: важно, чтобы человеку хотелось там работать и развиваться. Главное — определить свой интерес, а дальше есть разные способы, как подобрать под него профессию. Карьерные консультанты помогают понять, какую сферу выбрать, исходя из любимого школьного предмета. Если выбрать профессию по интересу не получается, можно дать себе подсказку и пройти тест Холланда на определение профессии по типу личности.

Изучать рынок труда. Это не значит, что нужно изменять своим интересам в угоду спросу на рынке труда. Это помогает выбрать определенную компанию или часть рынка: программист может работать на военных, врачей, финансистов и много где еще. Изучение рынка труда помогает понять, какие смежные навыки нужно получить, чтобы лучше трудоустроиться, где пройти стажировку.

Быть гибким. Самое главное — понимать, что работу придется сменить несколько раз за жизнь. Если сразу быть к этому готовым, будет проще затем наниматься и расставаться. Это не значит, что к работе и компании не нужно привязываться, это значит, что нужно быть готовым ко всему — провалам, резким взлетам, неожиданным поворотам карьерной судьбы.

Работать с психологом насчет неверных убеждений. Чем лучше человек понимает самого себя, тем проще ему принимать решения и не разочаровываться в них. Иногда в этом мешают убеждения, которые живут в голове с рождения и уже не осознаются: «лучше не высовываться», «работать надо только за большие деньги», «родители плохого не посоветуют». Все эти убеждения нужны были нам на определенных жизненных этапах — важно самому или с психологом разобраться, нужны ли они сейчас.

Начать раньше. Чем раньше человек начинает разбираться в своих профессиональных интересах, тем лучше — во-первых, так он успеет лучше их изучить, во-вторых, начнет стажироваться еще в школе. Опыт работы в разных компаниях и сферах только помогает — человек изучает разные стили руководства, попадает в разные проблемные ситуации и учится из них выходить, развивает больше профессиональных навыков. Также важно с младшего школьного возраста развивать навыки, которые пригодятся почти в любой сфере и профессии: английский язык, основы программирования, навыки самопрезентации и командной работы.

Не бояться менять работу. Если человек четко понимает свои интересы и может ставить долгосрочные цели, каждая следующая работа становится для него важным, но этапом. И когда человеку «тесно» на рабочем месте, он спокойно с ним прощается и движется дальше. Кажется, что такая модель поведения становится наиболее полезной для современного мира.

Сочинение на тему: » Все профессии нужны, все профессии важны»

на тему: » Все профессии нужны, все профессии важны».

ученицы 10 класса Зиновьевой Ирины

На сегодняшний день мы знаем очень много профессий и каждая из них уникальна по-своему. Врачом, экономистом, продавцом, учителем, адвокатом и т. д. можно стать кем угодно, всё зависит от вашего желания и способностей. Нельзя сказать, что есть плохие профессии. К выбору своей профессии нужно подойти с большой ответственностью ведь от этого выбора напрямую зависит, с чем вы свяжите своё будущие. Прежде всего, ваш выбор зависит от того, чем бы вы хотели заниматься, но когда задумываемся о том, кем быть, нельзя забывать, что у всякой профессии свои требования к человеку. Бывает так, что тебе нравится профессия, а по состоянию здоровья она противопоказана. Разные виды труда требуют от человека разных качеств характера.

Ваша работа должна быть интересна, прежде всего, вам. Я, например, раньше хотела стать учителем — это не простая профессия и хорошим учителем быть не просто. Нужно в совершенстве знать свой предмет и быть хорошим психологом, чтобы найти подход к любому ученику. Учитель, педагог — это настоящее призвание. Но моё мнение изменилось в результате одного случая: однажды у мамы на работе мне удалось увидеть, как горят её глаза при встречи с больными, ей так хочется им помочь, глядя на это я понимаю, что эта профессия нужная, и я решила пойти по стопам своей мамы, стать врачом. Я считаю, что это добрая и важная профессия. Ведь её представители помогают людям, несут добро и надежду. Но быть врачом — это также и очень большая ответственность. Ведь от профессионализма и чуткости доктора зависят здоровье, а часто и жизнь его пациентов.

«Все профессии нужны, все профессии важны» — это действительно так. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Выбрав себе какую-то профессию не сомневайтесь, не думайте о том, что она вам не подходит или что в ней нет никакой перспективы, это полностью ваш выбор, который вы сделали задолго до того как найти себе работу. Каждая профессия в нашем огромном мире важна и в будущем каждый выберет интересную и полезную работу и станет мастером своего дела. Ведь хорошая работа приносит радость людям.

«Счастливый человек тот, который утром с удовольствием идёт на работу, а вечером – с радостью возвращается домой».

Эссе «Все профессии нужны, все профессии важны»

Эссе «Профессия, которая нужна России»

«Все профессии нужны, все профессии важны»

В мире много профессий, каждому человеку приходится выбирать свою, искать своё призвание.

Каждый приходит к своему призванию по-разному. Кто-то мечтает посвятить жизнь военной службе, кто-то мечтает лечить людей, кто -то их воспитывать.

Необходимы такие профессии, как пекарь и сварщик. Нет жизни без спасателей и поваров. Важной профессией является воспитатель в садике, учитель в школе и преподаватель в университете.

Все профессии на свете являются важными и нужными. Нельзя обойтись, как без директора, так и без уборщицы. Нет жизни без пожарников и поваров. Важной профессией является воспитатель в садике, учитель в школе и преподаватель в университете.

К выбору профессии всегда необходимо подходить обдуманно. Ведь необходимо, чтобы профессия всегда доставляла удовольствие, нравилась. Тяжело работать на такой работе, которая тебе в тягость. А если занятие нравится, то и дела будут спориться быстрее и легче.

Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной. Любой труд будет по достоинству оценен, если любишь свою работу, если вкладывать душу и стараться выполнять все качественно.

4) Обсудите в классе роль людей различных профессий в вашей жизни.

Вся наша жизнь связана с работой людей разных профессий. Продукты мы покупаем в магазине у продавцов, но производят их люди других профессий — животноводы, хлеборобы, сборщики, сварщики, переплетчики.

Мы живем в домах, которые построили строители, мы пользуемся электроэнергией, которую вырабатывают энергетики, мы умываемся водой, которая поступает благодаря труду сантехников.

Мы носим одежду, которую шьют швеи по моделям модельеров, мы смотрим фильмы, которые снимает режиссер и в которых играют актеры. Мы слушаем музыку, которую пишут композиторы и поют певцы.

Все, что нас окружает сделано руками людей разных профессий.

Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии

Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность. Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их «выдавят» новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны:

— сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам. Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей ✔
Вахтер
— специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества. Зарплата: от 15 000 рублей ✔
Няня/бебиситтер/гувернантка
— обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для профессиональной няни нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него. Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей
ПРОЙТИ БЕСПЛАТНЫЙ ТЕСТ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ >>
✔ Кассир

— работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке. Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей ✔
Продавец-консультант
— сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара. Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей. ✔
Помощник воспитателя в детском саду («нянечка»)
— сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе. Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей ✔
Бармен
— работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой. Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей

— сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы. Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей ✔
Грузчик
— рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара. Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей ✔
Официант
— сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками. Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей ✔
Рабочий на стройке
— работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ. Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей ✔
Хостес
— сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях. Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей ✔
Администратор в офисе
— сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса. Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей ✔
Вожатый
— сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены. Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей

Как себя вести, чтобы достичь успеха?

Обнаружив в себе способности и тягу к определенной деятельности, на первый взгляд даже не очень привлекательной, не бойтесь идти против общественного мнения

, которое упорно будет тормозить вас стандартными словами и словосочетаниями — «не престижно», «смешно», «обыденно», «будешь стоять на паперти». Общественное мнение — это всего лишь мнение некоторой группы людей, знать ваши истинные способности они не могут, а равнять вас с общей массой — вот именно это, согласитесь, смешно.

Прислушайтесь к себе, и смело идите к намеченной цели.

Будьте уверены, внутренние магниты вашей души подскажут правильное направление к именно вашему успеху. Если вы идете в правильном направлении, непреодолимых препятствий возникать не будет просто потому, что это правильный путь, для которого вы созданы. Вселенная предоставит вам все возможности для реализации задуманного, главное — не пасовать и не стоять в растерянности.

В пути к Олимпу не забудьте о двух вещах: терпение и трудолюбие.

Терпение поможет вам сохранить веру в достижение цели, а трудолюбие будет служить дополнительным ускорителем по пути к успеху.

Прислушивайтесь к себе, верьте в себя, смотрите вперед, идите смело, сохраняйте терпение, прилагайте трудолюбие и вы достигнете тех высот, о которых вы только мечтали. Удачи и успеха!

Теги: жизненные позиции, мотивация, профессия, успех, психология, выбор

МБОУ «Верх – Обская СОШ им. М.С.Евдокимова» филиал «Катунская ООШ»

Автор: Макарова Елена Борисовна,

«Профессии разные нужны, профессии разные важны»

Занятие на развитие предпосылок коммуникативных УУД в ГКП:

познакомить детей с несколькими видами профессий.
Задачи:
-показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

— научить определять род деятельности человека по орудиям труда;

— уметь группировать орудия труда по назначению;

-развивать способность обсуждать со взрослыми и сверстниками профессии взрослых;

— понимать, что овладение профессией требует от человека знаний и умений;

-воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Материал:

— картинки, обозначающие профессии ; -раздаточный материал — профессиональные принадлежности лото, -компьютер с записью музыки.
Песня «Пожарник»Ход занятия:
1. Орг. момент:

Все профессии нужны, Все профессии важны. Лечит врач больных людей, А ветеринар — зверей. Строить здания строитель, Чтобы было, где нам жить. Шьёт портниха нам одежду, Чтобы было что носить. А учитель в школу ходит, Чтобы деток нам учить. Повар варит, жарит, тушит, Чтоб людей всех накормить. Каждый делу верно служит, Чтоб было людям лучше жить.

Дети, как вы думаете о чем мы сегодня с вами поговорим? Ответы детей. А ты как считаешь? Да, мы с вами поговорим о профессиях. Что же такое профессия? Обратимся к толковому словарю: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». Как вы понимаете пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». (Ответы детей).
П.
: — Ребята, людям каких профессий необходимо трудиться?
Д
.: — Трудиться надо всем.
П.
: -А как вы считаете, сколько существует на земле профессий?

Профессии существует более 40 000. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну профессий. А отправимся мы туда на автобусе. Для того чтобы автобус начал движение, кто нам для этого нужен? Дети:

Водитель. РОМА С

Умело он ведёт машину – Ведь за рулём не первый год! Слегка шуршат тугие шины, Он нас по городу везёт. Воспитатель: Правильно, а какой должен быть водитель? Дети: Внимательным, вежливым, опрятным. Первая остановка: парикмахерская кто работает в ней? каким должен быть парикмахер? А что он делает? ВАРЯ Д

Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно. Молодцы ребята едем дальше. Следующая остановка кафе. САША Ф.

Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда. А кто работает в кафе? Какую работу выполняет повар? Отправляемся дальше, объявляется остановка магазин. САША А.

Мы приходим в магазин. В нём обилие витрин. Выбрать нужную покупку Продавец поможет чуткий. Кто работает в магазине? каким должен быть продавец? Что продают в магазинах? Отправляемся дальше Следующая остановка поликлиника. ДАША Х

Любит делать доктор Лола Всем прививки и уколы, И, велев «А-а!» пропеть, Горло палочкой смотреть, Ребята, а кто работает в поликлинике? А каких докторов вы знаете? Следующая остановка Администрация. Там находятся главные люди нашего района, начальники, главы, а еще там есть бухгалтерия. НИКИТА М

Есть бухгалтер в ресторане, И на фабрике, и в бане. Он деньгам ведёт учёт: Где расход, а где приход. Далее остановка Аэропорт. Там взлетают и приземляются самолеты, там работают стюардесса. ВИКА С.

Нахожусь всегда в полёте В белоснежном самолёте. Пассажирам помогаю, Прессу, кофе предлагаю. Я воздушная принцесса И зовусь я стюардесса. Далее остановка ветеринарная клиника. Там работает ветеринар. КАТЯ С.

Если у собаки жар Нужен ей ветеринар. Он поможет излечиться Даже тигру и волчице. Что это за профессия? Остановка ГАИ. Какую профессию можно там встретить? НАСТЯ Л.

Если вы в беду попали, Телефон 02 набрали. К вам полиция придёт, Всем поможет, всех спасёт. И последняя остановка совхоз «Светлый путь». Какие профессии можно встретить в совхозе? Фермер КИРИЛЛ М.

Фермер славится делами. Сам хозяйство он ведёт. Молоком и овощами Нас снабжает круглый год. ФИЗКУЛЬ, о какой профессии идет речь в физкультминутке?
П.
: — Хорошо. А теперь я назову вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек. Кинолог?
Д
.: — Человек, который занимается изучением и разведением собак.
П.
: — Ювелир?
Д
.: — Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.
П.
: — Эколог?
Д.
: — Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.
П
.: — Космонавт?
Д.
: — специалист по исследованию космического пространства.
П
.: — Волшебник?
Д.
: — .
П.
: — Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты, как например, мы с вами тоже волшебники, потому что можем делать красивые поделки.

Я сейчас вам буду читать предложение, а вы будете его заканчивать. (Например: Дровосеки рубят бор — есть у каждого «топор». Папе гвоздь забить помог деревянный — (молоток) . Пыль на полу, подайте — (метлу) . Возле школы все ребята убирают снег — (лопатой) . — Ребята, а давайте попробуем отгадать профессию по предметам труда. (нам нужно разделиться на две команды, первая команда люди профессий работающих с людьми, вторая команда те кто работают с техникой, животными, цифрами и т.д.) Предлагаю детям лото профессии. А сейчас вашему вниманию предлагаю презентацию профессии в загадках. — Молодцы! Я очень рада, что вы так хорошо стали разбираться в нужных профессиях, и каждый уже кем-то хочет стать. Но, есть еще одна профессия, очень важная.…Этой профессии не учат ни в одном учебном заведении, но выбирает ее каждый. О какой професси я говорю, вы сейчас догадаетесь, когда прослушаете стихотворение. Мама и папа. Я сегодня буду мамой, Папой станет Тимофей. Он хороший, добрый мальчик. Начинаем поскорей. Эти куклы – наши дети, Будем вместе пеленать. Ты боишься? Что ты, Тимка! Я же буду помогать. А теперь бери коляски, Поезжай скорей во двор. Детям нужен свежий воздух И закончен разговор. Я немного постираю, Приготовлю беляши, Подожду, когда с прогулки Ты придешь и малыши. Мы накормим деток кашей, Покупаем перед сном. Мне понравилось быть мамой, А Тимошке быть отцом. — Кто догадался, о какой профессии я говорила?

— Это быть мамой и папой- Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом.

Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми!

Наше занятие подходит к концу, давайте вернемся к началу занятия, какую задачу мы ставили перед собой, что вы хотели узнать на занятии, получилось у нас это, что вы узнали нового.

Всего доброго.

Песня «Дорогою добра»

5) Используя другие примеры, расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий.

Рассказ о взаимодействии труда людей различных профессий для 2 класса

Мы считаем, что хорошую книгу, которую мы читаем, написал писатель, но на самом деле в книгу вложен труд самых разных людей различных профессий.

Мало придумать и написать интересную книгу, ее нужно напечатать.

А для этого лесоруб срубит дерево, водитель отвезет дерево на бумажный комбинат, там из древесины сделают бумагу.

Бумагу доставят на полиграфкомбинат и там наборщики наберут текст, который предварительно отредактирует редактор и исправит корректор. Художник нарисует иллюстрации, а переплетчик соберет все листы в книгу.

Книгу доставят в магазин, и продавец продаст ее читателю. И только потом читатель сможет насладиться чтением.

Домашнее задание

1) Приведи примеры профессий, связанных с разными отраслями экономики.

В сельском хозяйстве работают скотники, доярки, механизаторы, трактористы, овощеводы, пчеловоды, агрономы и мелиораторы.

В промышленности работают слесаря, электросварщики, резчики, сборщики, механики, энергетики, технологи, лаборанты.

В строительстве трудятся строители, бетонщики, сварщики, арматурщики, монтажники, электрики, сантехники, водители.

В торговле работают продавцы и кассиры, укладчики и грузчики, консультанты и контролеры.

2) Люди каких профессий работают в культуре и образовании?

В культуре работают актеры, танцоры, режиссеры, гримеры, операторы, библиотекари, работники музеев, искусствоведы, критики, писатели.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Колосова Наталья Николаевна

Знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем дети хотят стать и почему.

  • Создание условий для формирования представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире;
  • Совместное обсуждении и осмысление качеств, для выбора данных профессий;
  • Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессий.

Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме знания.

Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнера; отстаивать собственное мнение; доказывать свою правоту.

Презентация к уроку, тексты для чтения о профессиях, карточки, задания для практической работы.

  1. Вступительная беседа.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное внеурочное занятие, на нем будут присутствовать гости, не волнуйтесь, улыбнитесь друг другу.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор на мероприятии. (Слайд 2).

Мы в профессии играем,

По душе, их выбираем,

И мечтаем поскорее,

Мамы с папой встать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

Профессии надо изучать!

(Разговор у нас будет о разных профессиях)

  1. Сообщение темы внеурочного занятия. (Слайд 3).

Тема: «Все профессии хороши…»

Воспитатель: а что такое профессия? (Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь).

Воспитатель: чтобы вы хотели сегодня узнать?

Каждое утро взрослые люди вашей семьи уходят на работу.

- Расскажите, какие у них профессии? (Ответы детей).

Воспитатель: Каждый из вас, ребята, мечтает кем – то стать, получить в будущем профессию по душе. Давайте вспомним наше занятие, когда вы говорили кем вы хотели стать.

Ребята читают стихотворение «Кем буду». (Слайд 4).

Хочу я стать врачом зубным

И улыбаться всем больным:

- Не дергайся, голубчик,

Вот твой молочный зубчик! - Б. Маша.

И продавцом хочу я быть,

Но за прилавком не грубить:

_ Пройдите, бабушка, вперед,

А этот мальчик подождет. – С. Полина.

Быть парикмахером хочу:

Девчонкам косы отхвачу

И сделаю им стрижку

Под плюшевого мишку! – Б. Николай.

Посмотри на слайд «Кем я хочу стать». (Слайд 5).

  • В современном мире насчитывается более 40 тыс. профессий;
  • Важно суметь разобраться в этом многообразии;
  • Узнать, чем занимаются люди данной профессии;
  • Познакомится какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
  • Учитывать собственные интересы и способности.
  1. Выступление ученика с исследовательской работой.

Воспитатель: Сейчас выступит Л. Алена с исследовательской работой «Кем быть?». А вы внимательно послушайте. (Слайд 6).

Л. Алена: (Слайд 7) Однажды мы с мамой читали стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и мама мне задала вопрос, а кем я хочу стать, когда вырасту. Я задумалась, так как меня привлекают разные профессии.

И тогда я решила провести свое исследование, которое поможет мне определить – какие профессии наиболее интересны мне? Что необходимо уметь и какие знания я должна получить, чтобы быть хорошим специалистом в выбранной профессии?

(Слайд 8) Цель: определить взаимосвязь между полученными в школе знаниями и необходимостью их применения в будущей профессии, в жизни.

(Слайд 9) Объектом исследования – является разнообразие профессий.

Предметом исследования – необходимость изучения всех учебных предметов в школе независимо от выбора будущей профессии.

В своем исследовании мы выдвинули гипотезу: ( Слайд 10) Если ученик будет заниматься только какими – то определенными узкопрофильными предметами, то он не сможет стать всесторонне развитой личностью и хорошим специалистом.

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи: (Слайд 11)

- Выяснить, нужно ли хорошо учиться в школе по все предметам, независимо от будущей профессии;

- Познакомиться с разнообразием профессий;

- Показать важность каждой профессии;

- Узнать, что особенного есть в каждой профессии.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и приемы исследования: (Слайд 12)

- сбор информации из разных источников;

- обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;

В своей работе я хотела бы рассмотреть профессии членов своей семьи; узнать какие знания необходимы человеку для получения какой – либо профессии; выяснить, кем бы мне хотелось быть, когда я вырасту?

Моя мама работает помощником мирового судьи , я решила сначала расспросить ее, что она делает на работе, где она училась и какие полученные в школе и в институте знания ей пригодились для работы, а главное, нравится ли ей ее работа?

Мама рассказала, что когда она еще училась в школе, то о работе в суде еще не задумывалась.

Я спросила ее, а какие школьные предметы тебе пригодись больше всего в твоей работе? Наверное, тебе не пригодились математика, физика, биология? И мама ответила, что я, наверное, сильно удивлюсь, но ей для работы пригодились знания по всем предметам!

Мой папа работает в должности участкового уполномоченного полиции.

Участковый уполномоченный полиции следит за соблюдением общественного порядка, осуществляет охрану покоя, здоровья и имущества всех граждан.

Люди, выбравшие такую профессию должны быть сильными, смелыми, справедливыми, спортивно-подготовленными, владеть приемами рукопашного боя.

Во 2-х и 3-х классах ГПД мы провели анкетирование. ( Слайд 13).

Предложенные ребятам варианты мы проанализировали и сделали вывод о том, что при выборе профессии все-таки преобладают человеческие качества: доброта, (Слайд 14), любовь к животным, хорошее отношение к людям, желание создавать красоту для других, нежели деньги.

Проведя свое исследование, я сделала для себя следующие выводы : (15 слайд)

  1. Нужно хорошо учиться в школе по всем предметам, потому, что все они формируют меня как культурного и образованного человека;
  2. Нет главных и неглавных предметов, и в будущей профессии пригодятся разные знания и умения;
  3. Все профессии важны и почетны, и важно, чтобы было интересно делать свою работу.

Я еще не решила, кем стану в будущем, но сейчас я стараюсь получать новые знания, хорошо учиться. Я учусь общаться с другими людьми и быть интересным человеком. Надеюсь, я выберу себе профессию, которая будет полезна людям, и стану хорошим специалистом.

Воспитатель: Молодец, Алена! Я надеюсь, когда ты вырастешь, ты выберешь профессию по душе.

Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем в шеф – повара, игра называется «Мы варим кашу», все встаем со своих мест. (Слайд 16).

Называются компоненты, из которых нужно приготовить кашу. Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны – то топаете.

Сорока – белобока задумала кашу варить,

Кашу варить – деток кормить.

На рынок собралась, да призадумалась:

Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,

Своих деток накормить?

Куриное яйцо? (Нет).

Соленый огурец? (Нет).

Мясной холодец? (Нет).

Сахар да соль? (Да).

Белая фасоль? (Нет).

Масло топленое? (Да).

Рыбку соленую? (Нет).

Лавровый лист? (Нет).

Китайский рис? (Да).

Шоколадный лукум? (Нет).

Перец болгарский? (Нет).

Соус татарский? (Нет).

Клубничное варенье? (Да).

- Молодцы, поработали на славу поварами, хорошая получилась каша!

IV. Знакомство с типами профессий.

Воспитатель: Я загадаю загадки, а вы внимательно прослушав ее, дадите мне ответ – какая это профессия.

  1. Кто больной у кошки сидит?

И как лечиться, он говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Ветеринарный врач) (Слайд 17).

  1. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Все завтраки, обеды? (Повар) (Слайд 18).

  1. Цифры – расчеты,

Кто с компьютером на «ты».

Это профессия хоть куда,

И сбывается мечта! (Бухгалтер) (Слайд 19)

С загадками вы справились, а вот сейчас посмотрим как справитесь со следующим заданием, я вам буду описывать профессии несколькими предложениями, а вы их должны назвать.

Игра «Угадай профессию»:

  1. Человек, который планирует, как будет выглядеть то или иное здание и вместе с другими строит его. Заботится о том, чтобы это здание было красивым и удобным. Сначала здание он создают на бумаге, чертит, рисует. Архитектор (Слайд 20)
  2. Водит воздушные лайнеры? Пилот (Слайд 21)
  3. А корабли по водам рек, морей и океанов водит кто? Моряк (Слайд 22)
  4. Человек, который тушит пожары? Пожарный.

Достаточно опасная профессия. Романов Ваня, хочет стать пожарным, когда вырастет и он сделал исследовательскую работу «Я б в пожарные пошел». Посмотрите на экран. (Слайд 23). Видео.

  1. Человек, который приносит людям письма, телеграммы, извещения на посылки, заказные бандероли, разносит газеты и журналы. Почтальон (Слайд 24) .
  2. Человек, который раскладывает книги, журналы в правильной последовательности, выдает детям и взрослым книги на дом? Библиотекарь (Слайд 25).

Воспитатель: Ребята о профессиях вы можете узнать из книг, журналов, газет, энциклопедий, мы часто ходим в библиотеку и вам встречались произведения с какой – либо информацией о профессиях, и я хочу сюда пригласить библиотекаря Светлану Валерьевну. (26 слайд) .

Воспитатель: Спасибо, Светлана Валерьевна. А мы с вами продолжаем. Я буду читать пословицы и поговорки, а вы должны догадаться о каких профессиях речь.

  1. Жить – Родине служить? Военнослужащий (Слайд 27)
  2. Чтобы рыбку съесть – надо в воду лезть? Рыбак (Слайд 28 )
  3. Кашу масло не испортишь? Повар (Слайд 29)
  4. Не игла шьет, а рука? Портной (Слайд 30)

Молоды, ребята! Справились со всеми заданиями. А вот еще поговорка, о какой профессии?

  1. Болен лечись, здоровый – берегись? Врач (Слайд 31)

Воспитатель: правильно, ребята, о профессии врача, я хотела бы остановиться на данной профессии. Взгляните на экран. (Слайд 32). Видео.

Какие медицинские профессии есть?

Мама у П. Ксюши, как она уже сказала, работает в Шатковской больнице медсестрой, и Ксюша сделала исследовательскую работу, которая называется «Моя мама- медсестра».

V.Практическая работа (Слайд 33)

А мы сейчас примерим на себе медицинские профессии: вы должны, выбрать человека, которого должны переодеть в медсестру, одеть шапочку, халатик. Выбрать мальчика из группы, и наша медсестра должна забинтовать ему руку, с помощью шины. А остальные ребята, должны помогать.

Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы справились с таким заданием.

VI.Работа в группах. (34 Слайд)

Сейчас я вам раздам тексты, а ваша задача прочитать тексты внимательно, подумать какие качества необходимы людям той, или иной профессии, подготовить выступление, выбрать человека, который будет отвечать – за всю группу.

Задание: Узнать, чем занимаются люди данной профессии, какие качества необходимо вырабатывать для этой профессии.

План работы в группах.

  1. Прочитать текст
  2. Выбрать качества, необходимые людям данной профессии
  3. Подготовить выступление от группы.

Тексты для чтения о профессиях.

В совхозах и колхозах, на конных заводах, зверофермах, птицефермах ветеринарный врач- необходимый человек. В его помощи нуждаются и домашние животные, и животные в цирках и зоопарках. Квалифицированный доктор умеет распознавать болезни домашних и диких животных, зверей, птиц, рыб, пчел. Он лечит больных, ставит прививки. Ему приходиться считаться с тем, что животные бессловесны, сказать, что и где болит, они не могут. Опытному доктору помогают тренированное зрение, слух, обоняние, наблюдательность. Работа врача невозможна без развитой памяти. Внешний вид животных, различных кормов, продуктов, особенности заболеваний, их лечение – все это надо помнить. Его работа ежедневно требует больших физических усилий. Ветеринарные врачи работают в цирках и зоопарках, где приходиться лечить, оперировать самых экзотических животных.

Профессия повара знакома всем. Что же входит в обязанности повара? В основном это следующие операции: прием продуктов и их переработка, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд для раздачи. К услугам современного повара различные машины- автоматы для приготовления теста. Для чистки и нарезки овощей, а также смесители и миксеры.

Кому же можно рекомендовать профессию повара? Прежде всего, тем юношам и девушкам, которые любят готовить, проявляя при этом выдумку и фантазию. У них должна быть развита память: необходимо знать все о составе пищи и калорийности, конечно же, иметь глубокие знания по приготовлению пищи. Повар необходима и хорошая зрительная память – ведь он должен помнить внешний вид блюда. Повара на раздаче должны иметь проворные руки, чтобы люди не стояли в очереди. Повар создает настроение у посетителей. Ему необходимо быть терпеливым и выдержанным, доброжелательным и приветливым. Трудная, но и увлекательная профессия повара приносит человеку много радости.

  1. Выступление гр. №1.

Работа ветеринарного врача требует:

  • Любовь к животным;
  • Внимательность;
  • Физическая выносливость;
  • Чуткость.
  1. Выступление гр. №2.

Работа повара требует:

  • Аккуратность;
  • Память;
  • Творчество;
  • Доброжелательность.

Воспитатель: Ребята, на свете очень много разнообразных и интересных профессий. Мы живем с вами в 21 веке, в мире новых информационных технологий, и с каждым годом появляются все больше новых привлекательных профессий. И я хочу рассказать о некоторых из них.

Имиджмейкер – (35 слайд) ему необходимо знать правила макияжа, стилей одежды, основы психологии и этикета, значение поз, жестов, мимики.

Он может научить грамотной речи, использованию специальной терминологии.

Должен уметь предугадывать ситуации, разбираться во всех мелочах, убедить клиента в важности перемен во внешности, в поведении, в речи.

Маркетолог – (36 Слайд) активный, неугомонный человек, умеющий добыть информацию, чтобы не отстать от времени.

Необходимые качества маркетолога: склонность к умственной, аналитической работе; творческие способности; интуиция; нестандартный взгляд на привычные вещи и явления; умение стойко переносить неудачи, делать выводы даже из явно «провалившегося» дела.

Бренд-менеджер – (37 слайд) он должен придумывать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой, продукция должна отличаться.

Арт-директор – (38 слайд) уделяет больше внимания художественному направлению в деятельности компании; разрабатывает макеты журналов, книг, газет; решает все вопросы, связанные с дизайном; отвечает за строгое соблюдение единого фирменного стиля всех выпускаемых печатных изданий.

Мерчендайзер – (39 слайд) специалист, который выигрышно представляет товары своей фирмы. Его задача: покупатель, придя в магазин, должен приобрести товар именно его компании.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни!

На свете очень много различных профессий и все они важны, почетны, начина с дворника и заканчивая ученым академиком. Представьте, что все дворники не вышли на работу. Чтобы случилось с нашими улицами через неделю? К чему бы это привело? (Ответы детей).

Правильно. Наши улицы превратились бы в свалки. Без хлеборобов мы бы остались без хлеба. Без учителей все были бы безграмотными. Без ученых мир перестанет развиваться и прогрессировать, что привело бы к упадку всего человечества.

Чтение стихотворения «Кем быть?» Л. Софья

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет.

Шьет портной для нас штаны.

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии важны!

Воспитатель: какой вывод можно сделать ребята? Есть главная профессия? (40 слайд)

Вместе: Все профессии важны,

Все профессии нужны!

С. Кирилл: мы поработали немного артистами и решили показать вам танец.

Танец «Друзья» (41 слайд)

Воспитатель: огромное спасибо, вам ребятки, за работу, я хотела бы вас отметить ваше трудолюбие, усердие, помощь и активность. (42 слайд). На это наше занятие завершено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час. «Есть много профессий хороших и важных».

Классный час для учащихся 3-4 классов с презентацией.Цели:создание условий для формирования представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире; познакомить с историей города Сургу.

Воспитательное мероприятие "Профессий хороших на свете не счесть. " расширяет кругозор школьников о мире профессий, воспитывает уважительное отношение к труду, людям труда. Занятие сопровождается зан.


Все профессии хороши, выбирай на вкус

Внеклассное мероприятие для начальной школы.Внеклассное мероприятие проходит в форме познавательно-развлекательной программы.

Цели: показать значение трудовой деятельности в жизни человека.Задачи: - закрепить знания о разных профессиях;- формировать представления о важности и значимости всех профессий; -формироват.


Классный час «Все профессии хороши»

Все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, нужны знания, умения, навыки, желание, интерес. Поэтому .

Дети сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии или профиля обучения лишь в старших классах. По данным же разных исследователей учащиеся начальной школы в большинстве своем не задумываютс.


Внеклассное мероприятие на тему "Есть много профессий хороших и нужных"

Внеклассное мероприятие на тему "Есть много профессий хороших и нужных".

О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».

4 способа понять своё призвание

Юлия Есина

Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»

Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.

Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.

Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.

Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».

Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.

Тестирование

Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».

⟶ Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
  • ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
  • основа принятия решений (логос — пафос);
  • способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).

⟶ Пример такого теста здесь.

Коучинг

В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.

Окружение

  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
  • Кто эти люди?
  • Чем они занимаются?
  • Что для них важно?

Действия

  • Представьте свой типичный желаемый рабочий день ― чем он заполнен?
  • Как вы себя ведёте на работе, что делаете?

Навыки

  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?

Ценности

  • Почему вам важны именно эти люди в окружении?
  • Почему вам важны именно эти действия?
  • Почему вам важны именно эти навыки?
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
  • Что для вас ценно в жизни?
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?

Самоопределение

Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов «я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.

Миссия

  • Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью?
  • Кому важно то, что вы делаете?
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью?
  • В чём вы видите свою основную задачу?

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

Бесплатный онлайн-курс

Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии

Узнать больше

  • Познакомитесь с разнообразием современных профессий
  • Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
  • При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста

Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм

Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.

Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?

Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.

Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.

«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»

Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.

Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.

Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.

Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».

Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.

Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.

Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.

Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂

Читать также

Как совместить деньги и творчество

Вдохновиться историями студентов Нетологии

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

4 способа понять своё призвание

Юлия Есина

Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»

Читайте также: