Выборная ли должность губернаторов

Опубликовано: 02.10.2024

C 1995 по 2004 год в России губернаторов выбирали жители Российской Федерации. С 2004 года по указу действующего тогда президента РФ Владимира Путина губернаторов назначают законодательные (представительные) органы субъектов РФ по предложению президента.

Порядок назначения губернаторов

Кандидаты предлагаются президенту РФ политическими партиями, победившими на региональных выборах, что закреплено в ФЗ № 41 от 5 апреля 2009 года, а порядок процедуры утвержден Указом № 441 Президента РФ от 23 апреля 2009 года.

Постоянно действующий коллегиальный орган партии за 90 дней до окончания полномочий руководителя конкретного региона РФ выдвигает на рассмотрение президенту 3 варианта кандидатур на пост руководителя субъекта. Перед представлением президент и уполномоченный представитель партии от субъекта обсуждают выдвинутые кандидатуры.

Если ни один из вариантов, предложенных партией, не поддержан президентом, то в соответствии с указом глава государства инициирует консультации с партией и региональным законодательным органом, после чего на рассмотрение выносится еще 3 кандидатуры. Консультации могут проводиться до того момента, пока не будет достигнуто согласие по кандидатурам.

В соответствии с указом о назначении губернатора №441 руководителя региона выбирает президент РФ в том случае, если партия не предложила претендента на пост главы субъекта РФ. Выбор делается из перечня кандидатов, выдвинутых полномочным представителем Федерального округа конкретного субъекта.

Вот так назначаем губернаторов

По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Эти сменщики обычно получают серьезную поддержку со стороны президента и центральной власти.

Тренд 2017 года

В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России. Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами. Хотя слово "молодой" подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года.

С губернатором Екатеринбурга

Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду. Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.

Тенденции на 2018 год

По мнению политологов, в 2018 году произойдет еще несколько перестановок, назначений и освобождений от должностей. Новая идея президентского срока после 18 марта 2018 года состоит в обновлении губернаторских позиций (около 80 процентов к 2020 году).

Также за 2018 год пройдут выборы в 16 регионах, девять представителей которых являются временно исполняющими обязанности (врио). Выборы назначены на сентябрь. И существует вероятность того, что в апреле-мае еще могут быть отставки 1-2 представителей регионов с целью подготовки к выборам новых врио.

Люди на выборах

Кремль преследует не только цель поменять губернаторов - "старых" на "новых", но и ускорить социально-экономический рост с помощью более качественного управления на региональном уровне на основе современного, грамотного и эффективного финансового менеджмента. Особенно это актуально во времена санкций Запада и общей экономической нестабильности.

Прогнозы на 2018 год - новые назначения губернаторов и новые отставки

Путин на выборах

Месяц пристального внимания закончился, и федеральная власть озаботилась своими проблемами и задачами, переместилось внимание на другие регионы, и вновь назначенные губернаторы остались со своими проблемами наедине. Свободный полет без поддержки центральной власти оказался испытанием для многих и, видимо, не все это испытание пройдут. Так, к зоне риска подбираются руководители Кировской области Игорь Васильев и Удмуртии Александр Бречалов.

Что дальше?

Много будет зависеть как раз от результатов тех "молодых технократов", которые были назначены в сентябре 2017 года. Если их результаты будут признаны положительными, от этого будет зависеть дальнейший порядок назначения губернаторов и в целом кадровой политики. Их положительные результаты покажут, что метод подготовки новых и современных политиков и заброс их в регионы работает и, скорее всего, будет практиковаться и дальше. Если результаты будут отрицательные, Кремлю придется прорабатывать и тестировать новую модель подготовки и назначения руководителей регионов.

В целом стоит отметить, что практика назначения губернаторов президентом имеет больше плюсов, чем минусов. Власть таким образом оказывает более действенное участие в управлении регионами и может в обозримом будущем добиться больших результатов.

Фото: Максим Стулов / ТАСС

Близкий к внутриполитическому блоку Кремля Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) подготовил практические рекомендации для врио губернаторов (есть в распоряжении РБК) — как им строить собственные кампании, формировать имидж и работать с избирателями. Рекомендации ЭИСИ «100 шагов. Что делать в статусе врио главы региона?» в целом совпадают с позицией внутриполитического блока Кремля по поводу того, как должны строиться кампании, сказал РБК источник, близкий к администрации президента.

По мнению экспертов ЭИСИ, региональные кампании последних лет не только осложняются общим ростом популистских и протестных настроений, но прежде всего показывают востребованность принципиально новых подходов к работе и коммуникациям. «Традиционные схемы и алгоритмы, исправно приводившие к победе в течение последних пятнадцати лет, перестают работать, причем даже в стабильных и предсказуемых регионах. Зачистка политического поля с заблаговременным устранением из выборной гонки потенциально опасных конкурентов перестает быть панацеей от всех проблем», — пишут авторы рекомендаций. В условиях роста социального недовольства, при отсутствии позитивного предложения и качественной коммуникации между властью и обществом потенциально опасным может оказаться даже кандидат, выдвинутый в качестве статиста, говорится в документе.

Политический сезон 2018–2019 годов принципиально отличается от предыдущих, считают представители ЭИСИ. Ключевых моментов тут пять.

  • Рост протестного потенциала, когда выборы проходят в условиях социальной напряженности из-за недовольства пенсионной реформой, повышения цен и тарифов ЖКХ. Во многих регионах оппозиция перекладывает на губернаторов ответственность за решения федеральной власти, поляризуя общество по принципу «за власть/против власти».
  • Запрос на результаты. Обещания и абстрактные политические идеи не работают, нужны конкретные изменения в жизни людей, и показать результат надо быстро, в ходе кампании, чтобы продемонстрировать способность быть эффективным политическим управленцем.
  • Увеличение запроса на местный патриотизм. «Сегодня в центре внимания — локальный патриотизм, презентация уникальных преимуществ территорий, создание местных брендов», — пишут эксперты. В качестве примера они приводят один из слоганов кампании приморского губернатора Олега Кожемяко: «Россия начинается с Приморья».
  • Кризис доверия и рост гражданской активности, поэтому необходимо вовлекать граждан «в разработку, принятие и контроль реализации решений». Использование всех форм гражданской активности, в том числе для нейтрализации протестных настроений, — это, согласно рекомендациям, ключевая задача в ходе кампании.
  • Запрос граждан на прямое общение с губернатором. «Опосредованное общение с населением через СМИ практически перестало вызывать эмоции и чаще всего безнадежно опаздывает», — пишут эксперты. Любая встреча с людьми, личная, эмоционально окрашенная реакция на происшествие гораздо более весомы для общественного мнения.

Что должен делать губернатор сразу после назначения

Став врио губернатора, кандидат от власти в первую очередь должен провести анализ текущей ситуации в регионе, поговорив «со всеми, кто может быть важен»: от местных чиновников до блогеров.

«Избыточное доверие к формально проведенным социологическим исследованиям и «авторитетному» мнению узкого круга приближенных приводит к неправильным решениям и возникновению новых конфликтов», — говорится в рекомендациях. Зоны потенциальных конфликтов могут быть неочевидными на старте кампании, поскольку многие проблемы имеют тлеющий характер и могут преподноситься окружением как давно решенные, но они резко обостряются при приходе в регион нового руководителя. «Один из свежих примеров — протесты в Бурятии, вызванные недооценкой влияния различных религиозных и элитных групп», — пишут эксперты.

На начальном этапе вхождения в кампанию эксперты советуют сделать один или два ярких хода, которые во многом определят отношение граждан к врио или внесут корректировки в уже сложившийся имидж. При этом авторы предостерегают от шагов, которые работают на повышение известности, однако не считываются однозначно положительно.

Эксперты ЭИСИ приводят четыре сценария вхождения в предвыборную кампанию.

  • Демонстрация близости к региону («природнение»). Этот способ может использовать кандидат, вернувшийся в родной или знакомый регион, чтобы показать, что он здесь «свой». Например, врио главы Амурской области Василий Орлов в первых интервью подчеркивал, что его дед был ректором Благовещенского педагогического университета.
  • Демонстрация заботы, уважения к людям как базовой черты характера. Беглов во время кампании поддержал инициативу присвоить статус жителя блокадного Ленинграда и право на соответствующие выплаты всем, кто родился и хоть день провел в осажденном городе (прежде льгота распространялась только на тех, кто прожил в условиях блокады более четыре месяцев).
  • Демонстрация близости к людям («приземление»). Кандидат не должен быть «забронзовевшим», напротив, обновление должно прослеживаться в поведении, личной скромности, готовности смотреть на проблемы с позиции простых людей. Например, одним из первых решений врио губернаторов Курской области Романа Старовойта и Оренбургской области Дениса Паслера было распоряжение о снятии спецномеров и спецсигналов со служебных автомобилей.
  • Демонстрация твердости. Запрос на «сильную руку», которая наведет порядок, наиболее эффективно работает в случае, когда врио губернатора приходит в регион со стороны и не связан с местными элитами. В качестве примера приводится «беспрецедентно жесткий разнос магаданских чиновников» от губернатора Сергея Носова, который попал на видео, «мгновенно ставшее вирусным».

Какие ошибки нельзя допускать

Ключ к победе любого кандидата — прямая работа с избирателями, побеждают те, кто объезжает территории, решает проблемы, а не руководит из кабинетов — практика «малых дел» работает, уверены эксперты. По их словам, «уходят в прошлое кампании, которые строились преимущественно на телерекламе и декларации поддержки президента».

На последнем, мобилизационном этапе кампании эксперты рекомендуют не «сушить» явку, называя это типичной ошибкой. Нередко считается, что лояльный власти электорат, основную часть которого составляют пенсионеры, более дисциплинирован и традиционно ходит на выборы. Поэтому иногда об избирательной кампании недостаточно информации, «чтобы не стимулировать участие протестного электората», указывают в ЭИСИ. Но практика последних лет, по их словам, показывает, что более успешно проходят кампании с высочайшей долей информированности граждан о выборах, а при низкой явке более высока доля протестного голосования.

При этом прямая административная мобилизация «из-под палки» уже практически не работает и «зачастую дает отрицательный результат».

Каким должен быть идеальный губернатор

На выборах наиболее уверенно побеждает кандидат, публичный имидж которого максимально соответствует общественным ожиданиям, пишут эксперты. Соцопросы, пишут авторы исследования, показывают, что «по всей стране с довольно существенным отрывом лидирует запрос на «честного и порядочного главу региона».

ЭИСИ называет несколько имиджевых характеристик и способов позиционирования, которые позволят кандидату максимально соответствовать запросам.

  • Вызывать доверие. Для того чтобы стать в глазах жителей человеком, достойным доверия, можно показать, что готов жить в регионе — например, когда семья врио губернатора переезжает вместе с ним.
  • Решительность в отстаивании интересов региона.
  • Забота и отзывчивость, уважение к людям. В фокусе внимания — социальные вопросы и качество жизни людей, а не экономическая статистика.
  • Человек дела, профессиональный управленец. Это демонстрация умения решить конкретную, особенно застарелую и резонансную проблему, оперативно и результативно.
  • Эмоции и яркий характер. Политику сегодня могут простить ошибки, неловкую шутку в эфире, резкий ответ в комментариях, но только не аморфность, поведение зажатого кабинетного чиновника, заезженные бюрократические штампы в выступлениях. Эмоциональное присоединение — одна из самых сложных задач кампании, пишут представители ЭИСИ. Например, одним из решающих моментов в кампании Беглова эксперты называют его «дрогнувший голос в рассказе о блокаде Ленинграда».

Чем выше уровень эмоционального недоверия у аудитории, тем чаще и больше врио губернатора должен показывать, что он слушает, заботится и переживает, считают в ЭИСИ. Исследования показывают, что 50% доверия зависят от того, производит ли говорящий впечатление человека, проявляющего сопереживание и заботу, констатируют эксперты.

В рекомендациях также говорится о необходимости работы врио губернаторов в соцсетях, при этом глав регионов предостерегают от нескольких ошибок: использования жаргона, двусмысленных шуток, избытка смайликов. Нельзя раздражаться, грубо отвечать в комментариях, удалять критические комментарии, поскольку это приводит к новому выплеску негатива и получается замкнутый круг.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему "недоверия", своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О политических партиях" (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее - 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее - 100 дней).

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее - не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее - 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". Она подробно описывается изменениях в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступивших в силу 24 мая 2009 года. "Удалить" мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае - в законе сказано, что "рассмотрение инициативы депутатов об "удалении" мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора".

Есть три основания для отставки: "действия или бездействие" мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Смотреть что такое "Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России" в других словарях:

то, что завтра "представление", в сми тоже нет инфы. кроме как анонимных источнегов эха мск
"По словам источников сайта, закрытие последней перед каникулами сессии парламента региона перенесено на 12 июля, чтобы представить депутатам нового главу региона"
мне др. источник поведал. но даже там -в адм-цыи- не говорят, кого представят. кот в мешке.. готовится взять бразды

Если не копаться в многочисленных законах, то кандидаты в губернаторы выбираются и назначаются лично Путиным. Даже тогда, когда выборы были формально прямыми. Прежде всего кандидат должен зарегистрироваться, то есть собрать необходимое число подписей. Лучше всего это сделать, состоя в партии. Однако, закон о партиях исключает регистрацию местной партии, партия должна быть общероссийской от Чукотки до Воркуты (ой, ошибся, до Калининграда, разумеется). Таких партий в стране ровно четыре. Фотографии лидеров, если нужно вышлю. В принципе местное законодательное собрание может выдвинуть своего местного беспартийного депутата. Однако у президента есть полномочия включить в изюиралельный бюлетень своего беспартийного (или партийного) кандидата. Сердце мне подсказывать, что беспартийны со стороны власти всегда побеждает.

Значительное улучшение в практику выборов внес Медведев. К чему на практике сводится "медведевское" улучшение. Есть такое понятие как "президентский резерв". Это список кандидатов, которые стоят и ждут назначения (точнее формальных выборов). Сейчас грядет очередное улучшение. Выборы планируют сделать не прямыми, то есть местное законодательное собрание выбирает кандидата. По сути предлагается упрощенная и экономная процедура. При таком подходе местных депутатов прямо в зале знакомят с человеком, которого они сейчас выберут в губернаторы. Все просто, как при большевиках. ЦК прислало нового секретаря, местно политбюро проголосовало единогласно.

Президент России Владимир Путин подписал закон, наделяющий субъекты РФ правом выбирать губернатора не прямым голосованием населения региона, а местным парламентом. Закон подписан В. Путиным 2 апреля и опубликован на портале правовой информации.

Согласно новой модели выборов, каждая из представленных в региональном парламенте партий может предложить главе государства не более трех претендентов на пост губернатора, причем партийность кандидатов значения не имеет. До момента внесения предложения партии обязаны провести консультации по данному вопросу с непарламентскими партиями, которые имеют свои отделения в регионе.

Президент выбирает из представленных кандидатур три и вносит их на рассмотрение законодательного собрания региона, которое голосует по этим кандидатурам. Набравший самый высокий процент голосов получает пост.

Выдвигаемые партиями кандидаты в губернаторы к моменту внесения их кандидатур президенту РФ должны будут закрыть свои счета за рубежом и избавиться от иностранных активов. Они также обязаны представить сведения имущественного характера, о годовых расходах, о каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних перед сделкой года, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Эти требования, помимо супруга, распространяются на несовершеннолетних детей кандидата.

Выборы губернаторов прямым голосованием жителей субъекта федерации были упразднены в 2005 году. На смену выборам пришла система назначения глав регионов — партия, получившая большинство в местном парламенте, предлагала президенту список кандидатур, из которых тот выбирал одну, которая затем утверждалась парламентом.

В конце2011 г., президент Дмитрий Медведев предложил вернуть прямые выборы губернаторов. Владимир Путин, занимавший тогда пост главы правительства, заявил о возможном введении «президентского фильтра», с помощью которого глава государства будет формировать список кандидатов на выборах главы региона.

В конце апреля прошлого года Госдума приняла законопроект о возвращении выборов губернаторов. Первые открытые выборы состоялись в единый день голосования 14 октября прошлого года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. Всюду со значительным отрывом победу одержали действующие губернаторы.

В середине декабря прошлого года стало известно о внесении на рассмотрение Госдумы законопроекта, разрешающего выбирать глав регионов по результатам голосования в парламенте.

Авторами проекта закона являются единороссы Михаил Старшинов, Алексей Журавлев, вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Игорь Лебедев, руководитель так называемой «независимой депутатской группы», неофициально выделившейся из состава фракции «Справедливая Россия» Леонид Левин — в общей сложности 10 парламентариев.

Авторы документа подчеркивали, что не рассматривают свою инициативу как отказ от прямых выборов. «Принципиальная новация законопроекта в том, что регионы смогут сами определять порядок выборов губернаторов, исходя из своей специфики. А какая схема в итоге окажется наиболее востребованной, покажет время», — объяснял журналистам в декабре Старшинов.

Почему отмененные и зачем? На этот счет есть разные версии. Самая распространенная называет отказ от всенародного голосования на выборах губернаторов и замену его на странную схему "наделения полномочиями", когда голосуют только региональные депутаты, вынужденной необходимостью. Страна пережила ряд трагических обстоятельств, едва удерживалась на грани развала, а в региональную власть устремились "жесткие группы", нажитые неправедным путем капиталы позволяли им влиять на выборные процессы.

Впрочем, надо признать, что принимая почти восемь лет назад новый порядок наделения полномочиями глав российских регионов - недемократическое слово "назначение", более точно обозначавшее суть процесса, категорически отвергалось, - законодатели не скрывали, что мера это временная. Она решает задачи стабилизации страны, сохранения суверенности на всей ее территории. "И если Россия будет жить в условиях мира и стабильности, продолжит движение к еще большему разделению властей, если регионы получат реальные источники наполнения своих бюджетов, возрастет роль гражданских институтов, будет в полной мере воспринято обществом и государством то, что называется "свобода личности", тогда мы сможем выйти и на прямые выборы глав всех субъектов Российской Федерации". Перечисляя тогда в интервью "РГ" эти условия возвращения в Россию прямых выборов губернаторов, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заметил, что процесс это "сложный, но исторически необходимый, но подгонять его совершенно не стоит".

Теперь, вероятно, и страна, и народ для прямых выборов созрели.

Общая ситуация изменилась, выросла роль политических партий в обществе, которые готовы взять на себя ответственность за своего человека во власти. Однако выборы возвращаются не в прежнем виде: учтены ошибки конца прошлого века и начала нынешнего. Новый закон, определяющий правила формирования региональной власти страны, по мнению большинства депутатов Госдумы, смог создать такую конструкцию, "чтобы на выборы шли самые профессиональные люди, которым доверяет население".

Можно называть эту конструкцию фильтром, который позволяет еще до всеобщего голосования отсеивать тех претендентов на губернаторский пост, кому эта ноша не по силам или противопоказана. Можно - страховкой, которая поможет уберечь регион от непрофессионального управленца. Можно - барьером. В законе таких "страховочных" механизмов несколько. Кандидаты в губернаторы будут выдвигаться политическими партиями, при этом они могут быть беспартийными или представителями других партий. Разрешено участвовать в выборах и самовыдвиженцам, однако это право должно быть прописано в законе субъекта РФ. Для участия в борьбе за высокий пост самовыдвиженцам нужно будет собрать в свою поддержку от 0,5 процента до двух процентов подписей избирателей, проживающих на территории. А дальше вступают в действие другие барьеры, которые необходимо преодолеть.

Это консультация политических партий с президентом по поводу партийных выдвиженцев на губернаторский пост, которые глава государства проводит по своей инициативе. Это необходимость для выдвигаемых партиями кандидатов, а также самовыдвиженцев заручиться поддержкой депутатов в муниципальных образованиях и (или) избранных глав муниципальных образований. Губернатору, не имеющему опоры "внизу", на муниципальном уровне будет труднее исполнять свои сложнейшие функции. Кандидата в регионе должны поддержать от пяти до десяти процентов муниципальных депутатов и избранных на выборах глав муниципальных образований, в числе которых должно быть от пяти до десяти депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов. В городах федерального значения кандидатов должно поддержать не меньшее число местных депутатов. Муниципальным депутатам представлено право поддержать только одного кандидата.

Согласно закону, избираться на пост губернатора смогут граждане РФ, которым исполнилось 30 лет. Лица, ранее судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, не смогут претендовать на эту должность. Запрет не будет действовать в случаях, когда новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. Избранным может считаться лицо, получившее 50 процентов плюс один голос от числа проголосовавших, а не простое большинство. Значит, может потребоваться и второй тур.

Губернатор может избираться на пять лет и не вправе занимать этот высокий пост более двух сроков подряд. Главы регионов, которые получали свои руководящие полномочия по представлению президента, поддержанному голосованием в региональном парламенте, смогут начать свой новый, но уже выборный срок с чистого листа. Годы, проведенные на губернаторском посту до вступления в действие закона о прямых выборах главы региона, в зачет не пойдут. Губернатор, получивший свой пост по старой схеме, через год может добровольно уйти в отставку и с согласия президента участвовать в борьбе за руководящее кресло уже по новым, выборным правилам. Но закон предусматривает основания для отставки губернаторов по инициативе главы государства, среди которых - выявление фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов. Еще одним поводом будет считаться неоднократное грубое неисполнение губернатором своих обязанностей без уважительных причин, установленное судом.

Инициировать отзыв губернатора может и группа избирателей не менее 100 человек - в случае установления судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.

В законе есть норма, которая дает возможность губернаторам, получившим свой пост по действующей сегодня схеме, уже через год после вступления в должность добровольно уйти в отставку и участвовать в досрочных выборах глав регионов по новому закону. Но только с согласия президента РФ.

Закон вступает в силу 1 июня 2012 года, а первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года и будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно.

Читайте также: