Кто пытает людей профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Психологический садист – это человек, который мучает и пытает других людей при помощи слов и поступков, соблюдая правило безнаказанности. Как правило, психологический садист выбирает профессию, связанную с общением, с властью над другими. Он может стать учителем, врачом, полицейским, а может развернуться в другой сфере, добившись положения и власти.

Само слово «садизм» ведет свое происхождение от имени знаменитого маркиза де Сада, который прославился своими чудовищными произведениями: «Жюстина», «Злоключения добродетели» и многими другими. В этих романах маркиз описывал всяческие гнусные извращения, в основном – связанные с мучительством других людей. Понятно, что с сексуальной подоплекой. Маркиза даже сажали в Бастилию, но из окна темницы он продолжал бросать гражданам все новые жуткие памфлеты и рассказы, описывая ужасы, которые, якобы, творились за стенами темницы. Таким образом, маркиз имеет прямое отношение ко Дню взятия Бастилии – национальному празднику Франции. Возмущенные и потрясенные сограждане пошли на штурм тюрьмы, где, по словам маркиза, творились неописуемые жестокости. Кстати, в Бастилии на тот момент было всего семь узников. Пришедший к власти Наполеон освободил маркиза. Маркиз немедленно подарил Наполеону свои свободолюбивые произведения, после чего властитель, прочитав пару-тройку глав, приказал запереть де Сада в сумасшедшем доме до конца дней.

2 типа психологических садистов

Садизм подразумевает удовольствие, в том числе – сексуальное, от страданий, причиняемых другим живым существам.

Садист с наслаждением мучает и пытает людей и животных: иногда садисту удается широко развернуться. Во времена инквизиции, например. Или где-нибудь в фашистском концлагере. Садизм присущ многим, очень многим людям.

Это выяснилось во время одного психологического эксперимента. Одного испытуемого назначали «начальником», «учителем», а другой становился «учеником».

Учитель должен был проверять, правильно ли ученик запоминает слова. Если ученик ошибался, учителю позволялось наказать тупицу и лентяя ударом тока, причем мощность разряда неуклонно повышалась. Ученик и учитель находились в разных комнатах: как говорится, ничего личного!

При каждой ошибке учитель приводил в действие «электрический наказыватель», а экспериментатор-ученый приговаривал: «Накажите его! Вам за это ничего не будет! Всю ответственность я беру на себя!». Конечно, «ученик» был подсадной уткой: и слава Богу, потому что вошедшие во вкус учителя все увеличивали силу тока, невзирая на вопли и крики, доносящиеся из соседней комнаты. Не можешь повторить – получи! И еще получи! И еще! Даже когда из комнаты доносились хрипы и стоны, вроде «Я умираю! У меня больное сердце!», добросовестный «учитель» продолжал наказание. В некоторых случаях удары тока продолжались, даже когда ученик замолкал. Вроде как умирал или был без сознания. Страшно представить, что произошло бы, если бы все было «взаправду»!

Ученые начали этот эксперимент, чтобы понять, как обычные граждане Германии, простые молочники, булочники, почтальоны, рабочие и чиновники превратились во время Второй мировой войны в монстров, в садистов. Но в ходе эксперимента выяснилось, что национальность и страна проживания не имеют никакого значения; процент садистов везде: в Норвегии, в США, в Англии был примерно одинаковым. Только небольшое количество людей отказывалось от участия в эксперименте, а некоторые – переставали нажимать кнопку при первых воплях злосчастной жертвы. Остальные – страшно сказать – процентов этак 75 (!) продолжали наказывать уже давно молчавшего лентяя и тупицу…

Особенно ученые отметили фактор безнаказанности: когда экспериментатор повторял, что жестокому «учителю» ровным счетом нечего бояться, что вся ответственность лежит на организаторах, «учитель» распалялся и входил в такой раж, что его уж было не остановить.

Так что, мучая другого человека, садист прекрасно понимает меру ответственности и не хочет быть наказанным сам. Поэтому единицы из них, к счастью, способны превратиться в Джека-Потрошителя, чтобы туманными лондонскими вечерами резать и кромсать несчастных девиц легкого поведения. Или, подобно Чикатило, заманивать в лес своих жертв, чтобы вволю поиздеваться над ними, а только потом – убить. Впрочем, заметьте: и в этих случаях садисты выбирали жертв заведомо слабее себя, ничем не вооруженных, не готовых дать отпор. Детей, женщин…

Психологический садист – это человек, который мучает и пытает других людей при помощи слов и поступков, соблюдая правило безнаказанности.

2 типа психологических садистов

Как правило, психологический садист выбирает профессию, связанную с общением, с властью над другими. Он может стать учителем, врачом, полицейским, а может развернуться в другой сфере, добившись положения и власти.

Недавно во Франции начался громкий судебный процесс по делу о 35 (!) самоубийствах сотрудников в компании «Франс Телеком». Обвиняли в жестокости и доведении до суицида начальника Дидье Ломбара; причем 35 – это только доказанные случаи явного сведения счетов с жизнью. Количество заболевших раком, перенесших инфаркты и инсульты ( а все это – психосоматические заболевания) не учитывалось… Дидье Ломбар спокойно и строго ответствовал журналистам и судьям, что он просто «выполнял свою работу». Именно эти слова говорили фашисты на Нюрнбергском процессе. « Зачем вы делали из людей абажуры и сумочки? Почему вы умерщвляли детей в газовых камерах? Для чего вы ставили страшные медицинские эксперименты?» - « Я просто выполнял свою работу!». С удовольствием, видимо, Ломбар выполнял свою работу. С наслаждением. Унижал, держал в трепете и страхе, угрожал увольнением, оказывал психологическое давление…

И сколько таких Ломбаров поутру отправляются на работу, поправляют галстук перед зеркалом, чистые, трезвые, опрятные, строгие… И работают с удовольствием.

В быту психологические садисты бывают двух видов. Первые – открытые, искренние, громогласные люди, которые считают себя честными. Мол, не могу молчать, скажу тебе всю правду. Такой уж я человек, страдаю за свою откровенность, но ничего не могу с собой поделать. Ты страшно растолстела. Просто не узнать, как ты постарела! Это платье тебе совершенно не идет. Скорее всего, твой муж тебе изменяет! Вчера я видела, как он покупал гамбургер, а рядом стояла молодая девица (реальный случай из практики). Твой сын попадет в тюрьму, а дочь уже видели на панели. С работы тебя скоро уволят, так я думаю. И говорю тебе правду, потому что, кроме меня, тебе никто ее не скажет!

Второй тип садистов – мягкие, слащавые, умильные. Действительно, ведь у глистов нет ни зубов ни когтей, клещи и вши тоже – маленькие, незаметные… если у вас в семье кто-то болеет, такой добрый человек обязательно поинтересуется, не стало ли больному хуже. Если вы расскажете о своих проблемах со здоровьем, вам тут же будут описаны летальные исходы всех подобных заболеваний. Если у вас кто-то, не дай Бог, сидит – разговор обязательно свернет на эту тему. И все это ласково, с такой не добротой ( какая уж у садиста доброта!» - а с добростью. И после общения с садистом у вас на самом деле пропадет желание жить, вы можете начать испытывать реальные проблемы со здоровьем, с работой, с деньгами, со взаимоотношениями в семье… «Конечно, выходи за него замуж, - советовала одна сотрудница телекомпании (сама она никогда не была замужем) известной телеведущей. – Все равно через год разведетесь. Да и возраст у тебя уже… А вы с его мамой будете жить, да?»… Садист первого типа, врач-онколог, встретился на жизненном пути писательнице Дарье Донцовой, когда она тяжело заболела. Он сурово сообщил, что сделать ничего нельзя, а деньги за операцию еще пригодятся. На похороны.

Психологические садисты – учителя – это отдельная история. Наносить психологические травмы ребенку – просто счастье для садиста.

Ребенок ведь изначально в полной власти педагога, а объяснить родителям, как его унизили и оскорбили иногда просто невозможно – ведь в арсенале взрослого и опытного мучителя много, много вполне легитимных способов причинить боль. Настоящий, профессиональный садист-учитель вряд ли опустится до прямых обзывательств и битья – не те сейчас времена. Можно этак издевательски улыбаться и закатывать глаза во время ответа ребенка на уроке.

Можно с тонкой иронией отозваться о внешних и умственных качествах жертвы. Можно насмешить других детей, остроумно передразнивая какие-то дефекты ученика, его ошибки. Можно занижать оценки или задавать идиотские вопросы по типу: «Что такое два конца, два кольца, посередине ножницы?». Растерянность жертвы и ее попытки что-то промямлить станут источником веселья для всего класса. Берегитесь, красивые девочки и умные мальчики! Девочки – потому что красивые и молодые, мальчики – потому что психологический садизм всегда имеет сексуальную подоплеку.

Это месть тем мальчикам, которые выросли, стали мужчинами и забыли осчастливить педагога-садиста. А родителям мягко, с утешением и поддержкой, поясняется, что их дитя – кандидат в школу для умственно отсталых. Или – в колонию для малолетних преступников. А потом ребенок накладывает на себя руки, как подчиненный Дидье Ломбара. И все удивляются. Сам садист, виновник происшедшего, иногда тоже плачет – собственно, он же потерял жертву, источник энергии и развлечения. Не случайно в фильмах ужасов и в данных криминальных служб мы видим, что главная задача для садиста- как можно дольше длить мучения жертвы. Смерть – слишком легкое избавление.

Классический пример нападения психологического садиста я испытала на собственном опыте. В 17 лет я потеряла дедушку, который меня воспитывал. Он умер. Я осталась совсем одна, в доме с чужими людьми. Я закончила школу, сдала на «отлично» все выпускные экзамены и поступила в университет, на философский факультет.

Я вышла замуж за своего одноклассника, и меня взяли к себе его родители, в крошечную двадцатиметровую квартирку. Они были добрые. А мужа призвали в армию – тогда, в 1988, всех призывали. И вот стою я с животом, на сносях, жду трамвая, чтобы ехать на лекции, в университет. Холодно, дождик, октябрь, пальто на животе не сходится, а другого нет. В сумке – учебники.

И навстречу мне идет преподавательница истории, Альбина Александровна, полная такая женщина, из моей бывшей школы. Глаза ее загораются людоедской радостью, на губах появляется восторженная улыбка, и начинается разговор. Вернее, монолог, в ходе которого она сообщает ласково, что жизнь моя загублена (помнишь, Аня, фильм «Школьный вальс?»). Что университет я не закончу. Что все теперь пойдет прахом. Что мой муж мне не подходит, а его отец – простой рабочий. А у свекрови – четыре класса образования. И ребенок перечеркнет мою жизнь навсегда. А трамвая все нет и нет… Щеки садистки наливаются румянцем, глаза подергиваются поволокой, в уголках рта выступает слюна. И ответить-то ей нечего, потому что все эти ужасные вещи она говорит специальным «добростным» тоном, заботясь обо мне и моей судьбе. И мой живот, «положение», не дает мне ответить подобающим образом. Эта встреча наложила на меня отпечаток и многому научила. И я хочу научить вас самому главному – открыто скажите садисту, что вам понятны его замыслы и умыслы.

Что он сознательно причиняет вам боль. «Чем вы можете мне помочь?» - один из вариантов ответа. « Я понимаю, почему вы это говорите. Потому что у вас нет мужа, вас никто не любит, вы старая и, наверное, больная. Может быть, психически» - второй вариант, может быть, грубый, но в борьбе с садистом это единственное средство. Ведь садисту нужны ваши слезы, мучения, беспомощность, зависимость, а не мужество и презрение. В любом случае, немедленно прервите разговор; бросьте трубку или повернитесь и уйдите. Иначе вам просто станет плохо. А садисту – хорошо!

Иногда уйти нет возможности, особенно – если вы зависите от садиста-начальника. Врача можно поменять, найти хорошего, от учителя-мучителя сбежать в другую школу, с супругом-садистом развестись, в конце концов. Еще протопоп Аввакум в своем скорбном «Житии» много внимания уделил спасению от «злого начальника». Но это были жестокие крепостнические времена, когда начальник распоряжался жизнью своих рабов. На кол мог посадить, собаками затравить, живьем в землю закопать…

Садисты трусливы, это я уже написала, поэтому – жалуйтесь вышестоящим. Там тоже много психологических садистов, которые с радостью примутся за вашего мучителя. Поясните садисту, какие действия в намерены предпринять. Принесите справку от врача о состоянии своего здоровья. И не бойтесь, и не показывайте свои страдания и мучения – этим вы еще пуще распалите палача. А в крайнем случае – плюньте на все и уходите, эвакуируйтесь, как из Чернобыля или с подводной лодки К-19. Если вы решились на такой шаг, значит, работу точно найдете. Гордые и смелые , как правило, побеждают.

Агата Кристи была хорошим психологом; она и сама немало пережила. В одном романе она описывает жестокого мужа, который издевался над своей женой и оскорблял ее чувства. Писательница тонко подмечает: если бы жена хоть раз дала мучителю отпор, он скоро пошел бы на попятный. И прекратил свои психологические эксперименты.

В семье психологический садист может мучить близких годами.

Свекровь, которая ищет и находит ваши ошибки во всем, начиная от приготовления пищи и заканчивая супружескими отношениями. Она приходит в ваш дом, звонит по телефону, требует внимания и любви.

Вы ничего не можете сделать без того, чтобы не пойти на открытый конфликт. Именно это ей и нужно. Чтобы вам стало больно, плохо, чтобы разрушились ваши отношения с мужем, чтобы ваша жизнь превратилась в ад. Папаша – психологический садист – очень любит заниматься с ребенком, неважно, уроками или спортом. Любой вид деятельности позволяет психологическому садисту изрыгать оскорбления типа «слюнтяй», « чего ревешь, как баба», «трус», «тупица»…

Он искренне уверен, что выращивает нордического спортсмена и силача, а подсознательно испытывает наслаждение от мучений и слез маленькой жертвы. Часто желание проверить дневник отпрыска и заняться уроками возникает у такого мучителя в подпитии, когда подсознание выходит на первый план. И психологические унижения соседствуют с физическими, мол, хорошая оплеуха еще никому не повредила…

Психологи тоже могут быть психологическими садистами. В двадцатые годы прошлого века один такой психолог довел до самоубийства многих своих пациентов. Он сочувствовал их страданиям и бедам, горестно качал головой, поддакивал и плакал вместе с ними. Он тоже был согласен, что ситуация безнадежна, выхода нет, жизнь бессмысленна и полна страданий. Он разделял горе и депрессию своих пациентов, он побуждал их вспоминать все обиды и несправедливости и побольше думать о смерти – извечном уделе всего живого. И соглашался, что самоубийство – да, это иногда единственный выход. Особенно в такой ужасной, как у пациента, ситуации.

Образованный был человек, в совершенстве владел психоанализом, сочувствовал. И намеками и горестными сентенциями доводил людей до суицида. И получал ни с чем не сравнимое наслаждение. Когда его разоблачили, было уже поздно – пациентов почти не осталось. Поэтому на приеме я стремлюсь подбодрить и поддержать, а не посыпать вместе с пациентами голову пеплом, описывая бессмысленность и тшету всего сущего.

А в заключение, для разрядки, немного о мазохистах – о тех, кто испытывает удовольствие от мучений.

Был такой писатель с неприличным несколько именем: Захер Мазох. Именно от его фамилии и произошло слово «мазохист». Он тоже писал неприличные романы с сексуальной подоплекой. И всегда лечил зубы без обезболивания, при условии, что его жена в процессе лечения была рядом и «смотрела на него жестоким взглядом». К сожалению, он жил и творил уже после смерти маркиза де Сада, и им не удалось встретиться и подружиться…опубликовано econet.ru


Автор: Анна Кирьянова

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

«Вы же сами все понимаете», «Это моя работа», «Что сказали, то и сделал. Не ты же моих детей кормить будешь». Разные вариации этих фраз хорошо знакомы каждому белорусу. Однако они не чужды и другим народам, да и в целом человечеству. Готовность идти на что угодно по указке свыше, подчиняться самым бесчеловечным приказам и выполнять самые абсурдные действия с серьезным лицом — это не только эпизоды из романа Оруэлла, но и, увы, печальная реальность, квинтэссенцию которой уже давно можно наблюдать в Северной Корее, а сейчас и в некоторых других странах.

Человеческая психика, несмотря на все успехи науки, до сих пор остается загадкой. Порой совершенно неожиданно оказывается, что в общем-то вполне хороший человек способен на страшные поступки, мало связанные с понятием «гуманизм», к которому людей вроде как не одну сотню лет пытаются приучить с малых лет. Полвека назад американский психолог Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов, завершившихся неожиданными результатами. Ученый пытался выяснить чуть больше о природе агрессии и ее связи с подчинением авторитету. И узнал о людях то, чего многим из них узнавать о себе не хотелось бы.

Очень неэтичный ученый

В начале 1960-х, когда Милгрэм только начинал свои эксперименты, коллеги относились к нему настороженно. Его работы многие считали неэтичными, под вопросом даже было членство психолога в Американской психологической ассоциации. Много вопросов вызывали и сами эксперименты. Ученые и общественность долгое время не хотели верить в те выводы, к которым пришел Милгрэм. Отсюда — нападки на разные аспекты организации опытов психолога.


И все же время, к сожалению, показало, что итоги экспериментов были верны. На протяжении более чем полувека их в разных интерпретациях сотни раз повторяли разные ученые. С небольшой разбежкой, которую можно считать статпогрешностью, выводы Милгрэма подтверждаются: абсолютное большинство людей настолько готово подчиняться условному начальнику, что может пойти на самые страшные поступки.

А ведь в самом начале Стэнли Милгрэм не сомневался, что свои опыты ему придется ставить в Германии. К шестидесятым годам 20-го века население планеты еще не отошло от зверств нацистов. Впечатленный тем, что творилось в немецких концлагерях, Милгрэм выдвинул теорию, что все дело в неких особенностях немцев, у которых вроде как в крови заложена преданность, дисциплина и стремление безоговорочно подчиняться лидеру.

Поэтому первый эксперимент ученый провел в США, собрав контрольную группу, с которой планировал сравнивать результаты «агрессивных немцев». Однако первый же опыт показал, что в Германию ехать не придется: в американцах слепого повиновения власти оказалось не меньше. Ну а за последующие десятки лет выяснилось, что дело вовсе не в конкретном народе или нации, а в психике всех людей.


Эксперимент

Весна 1962 года. В лабораторию Йельского университета входят двое немолодых лысеющих мужчин в очках — мистер Уоллес и мистер Сэвидж. Они откликнулись на объявление в местной газете, где за участие в эксперименте пообещали $4,5 (около $40 по нынешним временам). Деньги выплатили сразу, до начала опыта, возвращать их было не нужно при любом исходе эксперимента, о чем испытуемых сразу оповещает высокий мужчина в белом халате — мистер Уильямс.


Затем он кратко объясняет добровольцам суть эксперимента под названием «Память». Мол, ученые хотят изучить значение фактора наказания для лучшего запоминания информации. Якобы существует теория, согласно которой ученик хорошо запоминает урок, когда его наказывают. Не зря же мамы шлепают своих детей!

Затем оба мужчины тянут жребий, чтобы случайным образом распределить между собой роли учителя и ученика. Итак, наказание придется принимать мистеру Уоллесу. Его вместе с «учителем», мистером Сэвиджем, отводят в отдельную комнату. Там руки «ученика» пристегивают ремнем к столу и подсоединяют к запястьям электроды. Все это видит «учитель».

Мистера Сэвиджа помещают в соседнюю комнату и усаживают за стол с массивным генератором, на котором длинным рядом расположились тумблеры с шагом электрического напряжения в 15 В — от 15 до 450 В. На всякий случай группы тумблеров подписаны поясняющими надписями, которые указывают на то, как то или иное напряжение почувствует на себе «ученик»: «слабый удар», «умеренный удар», «сильный удар» и так далее вплоть до «опасно: труднопереносимый удар». На предельном значении 450 В надпись «XXX». Подразумевается, что это напряжение смертельно для человека.


Суть эксперимента проста. «Учитель» зачитывает с листа бумаги несколько десятков ассоциативных фраз. Например, «грустная девочка», «толстая шея» и т. д. «Ученик» старается их запомнить. Затем «учитель» зачитывает только первую часть фраз — например, «грустная…» — и предлагает четыре варианта ответа: «бабушка», «девочка», «кошка», «школьница». «Ученик» в своей комнате на специальном пульте нажимает кнопку с правильным, как он считает, ответом. Если ответ действительно правильный (в помещении у «учителя» есть табло, на котором видно, какую кнопку нажал его подопечный), идем по списку дальше, а если нет — «учитель» назначает наказание в виде удара током. За первую ошибку — 15 В, за вторую добавляется еще 15 В, то есть получается уже 30 В, и так далее вплоть до 450 В. Молчание в течение пяти секунд засчитывается за неверный ответ и тоже должно быть наказано.

Перед началом эксперимента мистер Уоллес, которому выпала роль ученика, предупреждает, что у него есть небольшие проблемы с сердцем. Мистер Уильямс, ученый, под надзором которого проводится опыт, уверяет, что удары током для здоровья не опасны, хотя болевые ощущения не исключены.

Для «учителя», мистера Сэвиджа, делают пробный удар током. По словам мужчины, 45 В для него оказались довольно болезненными, он определил их как «умеренный удар» в районе 75 В, хотя на самом деле это был «слабый удар». То есть перед началом опыта «учитель» мог соотнести свои болевые ощущения от 45 В с теми, что получит «ученик» от удара вдвое, втрое и более интенсивного.


Сначала все идет хорошо: «ученик» неплохо справляется и правильно называет ассоциативные пары. Но чем дальше, тем больше ошибок. На 75 В мистер Уоллес вскрикивает от боли в первый раз, на 90 В — во второй, на 105 В — в третий. Сэвидж обращает на этот факт внимание присутствующего в комнате ученого. Однако тот неумолим:

— Продолжайте, пожалуйста.

— Я ничего не знаю о влиянии электричества… Человеку, очевидно, больно…

— Эксперимент требует, чтобы вы продолжили.

На 150 В «ученик» кричит и требует прекратить эксперимент. Мистер Уоллес напоминает, что у него проблемы с сердцем, и хочет покинуть комнату. Сэвидж в явном замешательстве. С одной стороны, он слышит крики боли «ученика», с другой — ученый требует продолжить эксперимент.

— Я думаю, надо посмотреть, что там с ним.

— Эксперимент требует, чтобы вы продолжили.

— Может, эксперимент этого и требует, но я все равно считаю, что нужно проверить, в каком состоянии находится этот человек.

— Удары не опасны для здоровья. Совершенно необходимо, чтобы вы продолжили.

— Необходимо или нет, но для меня ваш эксперимент не настолько важен, если он может причинить кому-то вред.

— Хочет того ученик или нет, вы должны продолжать, пока он не выучит все пары слов из списка.

— Вы можете забрать свои деньги, я все равно собирался отдать их на благотворительность. Я не буду продолжать эксперимент.

— У вас нет другого выбора, вы должны продолжать.

— У меня есть выбор. Мой выбор — отказаться от участия в эксперименте. Потому что я не хочу причинять кому-либо вред.

Мистер Сэвидж — один из немногих волевых людей, для которого условный авторитет в виде ученого не оказал подавляющего влияния и который вовремя вышел из эксперимента. Две трети других «учителей» как ни в чем не бывало щелкали рубильниками до 450 В.

Природа подчинения

Конечно же, «ученик» не получал удары током. Разыгрываемый в начале жребий был заранее предопределен, и роль ученика всегда доставалась подставному актеру. Ученые не исследовали память, они изучали только одного человека — «учителя», а точнее — готовность человека подчиняться устным приказам, какими бы безумными и вредными для мало-мальски соображающего человека они ни казались.

Когда «учитель» проявлял сомнения, ученый пытался заставить его продолжать одинаковым набором фраз, которые вы прочитали выше в диалоге мистера Уильямса и мистера Сэвиджа. Эксперимент считался оконченным при категорическом отказе «учителя» продолжать.

Нельзя сказать, что две трети «учителей», которые участвовали в эксперименте, были садистами. Нет, это обычные люди, всего лишь готовые поставить чужие приказы выше норм морали. Да, из них около половины смеялись, когда слышали вскрики от боли. Но вряд ли это был смех садиста. Скорее всего, это нервное. Во всяком случае, после эксперимента и разъяснения его сути все они старались доказать, что их смех и улыбки ни в коем случае не означали, будто они испытывали удовольствие от страданий «ученика».

Показателен пример еще одного «учителя» — мистера Докинса, в обычной жизни обаятельного и доброго отца семейства. Поначалу при каждом вскрике «ученика» он тихонько хихикал в кулак. На 150 В «ученик» в соответствии со сценарием потребовал его выпустить. Далее Докинс раз за разом обращался к ученому, и каждый раз экспериментатор с помощью заготовленных фраз принуждал «учителя» продолжить опыт. Ключевым доводом явилось то, что ученый устно пообещал взять всю ответственность за результаты эксперимента на себя.


На 300 В «ученик» после приступа боли заявил, что отказывается отвечать на вопросы. Ученый на все сомнения Докинса призвал продолжать эксперимент несмотря ни на что. На 330 В «ученик» изобразил истерику, начал кричать и стучать ногами по полу. Показательна реакция «учителя»: Докинс хватался руками за голову, еле подавлял нервный смех, обильно потел. Но продолжал «работать» на автомате даже без призывов ученого.

На 345 В «ученик» перестал реагировать на удары током: ни криков, ни стука — ничего. Докинс заподозрил, что человек в другой комнате как минимум потерял сознание. И тем не менее, постоянно бормоча: «С этим человеком что-то случилось», «С ним все в порядке?», «Надо посмотреть, что с ним…», продолжал щелкать тумблерами вплоть до 450 В.

— Я хотел остановиться, но он [ученый] не разрешил мне! — оправдывался позднее Докинс.

— Мог ли мистер Уоллес [«ученик»] сказать что-то, что заставило бы вас остановиться и прекратить назначать удары? — спросили у него после эксперимента.

— Нет, — последовал ответ. Почему? Потому что на этом настаивал ученый, «который, в отличие от меня, разбирается во всем этом».

Он, разумеется, был не единственным. Мистер Докинс хотя бы сомневался и время от времени пытался воззвать к мистеру Уильямсу. Многие же продолжали участвовать в эксперименте совершенно бесстрастно и, как машины, продолжали «делать свою работу».

Неутешительные выводы

В последующих десятках экспериментов условия немного меняли. Исследовались разные возрастные группы, в роли учителей испытывали женщин (была версия, что мужчины по природе более агрессивны), меняли расположение лаборатории (предполагалось, что Йельский университет мог оказывать чересчур подавляющее своим авторитетом влияние).

Десятки маститых психологов, которых опросил Милгрэм до начала опытов, тоже попали впросак. Все как один выразили уверенность, что до условно смертельной дозы в 450 В дойдет не больше 2% испытуемых.

На деле все опыты показали примерно одинаковый результат. Напряжение до 450 В увеличивают около 66% людей, и только 12% останавливаются на значении до 300 В, когда «ученик» максимально категорично требует остановить эксперимент.

Какую-никакую надежду оставляет лишь один вывод Милгрэма. Он подчеркнул, что подавляющее большинство из тех, кто дошел в эксперименте до конца, не были садистами. «Учителя» испытывали колоссальное психологическое давление, вынужденные самостоятельно делать выбор между подчинением авторитету и собственными моральными установками. Плохо то, что большинство людей слабы и предпочитают снять с себя ответственность, полностью положившись на волю того, кто отдает приказы.

«Результаты оказались весьма тревожными. Они убедительно показали, что человеческая природа не может противостоять приказу авторитета и, таким образом, не может защитить людей от жестокости и бесчеловечности. Значительное число людей подчиняется приказу, каким бы он ни был, и не руководствуется при этом соображениями совести. Можно лишь догадываться, до какой степени может простираться власть государства», — отмечал Стэнли Милгрэм.


Многие нацистские преступники на Нюрнбергском процессе находились в искреннем недоумении. В большинстве своем это были не звери, а обычные люди, которые всего лишь исполняли приказы и «делали свою работу». Многие из них, с удовольствием или без, повиновались «начальникам», предпочтя забыть о совести и морали. Впрочем, в конце концов это не помешало им получить по заслугам.

Писал книгу и попутно размышлял.
Пытки должны быть гуманными, но невыносимыми.
Не смертельными, но эффективными.
пытка не должна быть эффектной, как казнь. Мы работаем не на публику, а на результат. Результат, который очень важно получить, иногда в кратчайшие сроки.

1) Растягивай боль.
Очень эффективно работает "соль на рану", когда на рваную рану, или пулевое ранение, которое успело инфицироваться, надавливают. Медленно, продлевая болевые ощущения.

Насколько я понял, здесь работает принцип аккомодации, когда болевые ощущения не усиливаются с постепенным усилением раздражения поврежденного участка. Это очень эффектно и не дает пленнику шанса потерять сознание.

2) Больше крика!
Я очень люблю женщин. Не только за их привлекательную внешность, но и за их высокую выносливость во время пыток.
Еще ни одна женщина не потеряла сознание во время моей пытки.

NB! Запомните, женщины, никогда не терпите пытки, если вас начали пытать, то они доделают всё до конца.

Как показала практика, то чем больше крика, тем дольше длится пытка. Иначе, пленник теряет сознание и приходится откладывать мучения на пару часов (а иногда и на всю ночь).

3) Больше психологических воздействий, чем физических.

а) атмосфера спокойствия и уверенности.
Моим кумиром всегда был мистер "блондин" из фильма бешеные псы, Квентина Тарантино. Когда он пытал полицейского, то включил веселую музыку и даже пританцовывал.

На пленника это действует более угнетающе, чем прыгающие и орущие непонятно Што талибы.

б) взгляд пленника.
Весьма важным фактором важно считать видит или не видит пленник свои терзания.
Человеческое воображение настолько яркое, особенно в отсутствии визуальной информации, поэтому боль будет ощущаться еще ярче, чем в слепую.
И можно провести пару интересных приемов.

-Показываешь пленнику раскаленный докрасна прут, затем становишься сзади него и просто прикасаешься к нему другим прутом, который лежал в морозильнике. Эффект ошеломительный. Криков хватит, чтобы осветить Нью-Йорк.



в) Используй второго пленника.
Под следующим пунктом распишу другой тип психологического воздействия, к которому я никогда не прибегал и не прибегну, но палачи держат этот метод в арсенале.
-берется в плен близкий друг/родственник/подруга/сестра/брат/кот/любимый человек/киногерой. который садится на стул напротив и которого начинают пытать. Пытки не прекращают до тех пор, пока человек не раскалывается.

Это очень эффективный метод, но его используют дилетанты. Которые не умеют пытать.

Часто используется, когда нужно "расколоть" человека, у которого слабое здоровье, дабы не убить его.

г) Используй пальцы.
Следующий метод используется очень часто. И мной в том числе. Он основан на усилении болевых ощущений на психологическом уровне.
-Мы работаем с пальцами. Когда мы отрезаем или прижигаем один палец, то у него остается их еще как минимум 9 в открытом доступе. Следующие пальцы будут вызывать еще большую боль. (Есть небольшой секрет. Важно знать афферентную иннервацию, что помогает в доставлении боли)

4) Плохой и хороший коп.
Тут объяснять ничего не буду. Все и так понятно.

5) Не проявляй сострадания, не показывай усталость и не поддавайся на провокации.
- это очень важно, т.к. надежда вселяет в людей чувство уверенности в собственных силах и иногда приходится тратить на "раскол" не один-два часа, а сутки, просто потому что палач проявил чувство сострадания.

6) Никогда не продолжай пытки, после того как человек сознался. Это садизм!
Хотя. Полагаю, тут меня таким и считают.
Отнюдь. Это моя работа. А вы думаете сантехнику нравится говно?

7) Дети.
Никогда не пытайте детей! На это способны только конченые люди!

8) Учи нервы и их топографию.
Очень помогают знания нервов. Потянуть или присолить афферентный нерв - это высший пилотаж. Но редко используется, потому что обычно палачи - это маньякопсихопатосадисты, которые азбуку учили в тюрьме.

9) Аптечка.
Важно, чтобы человек не умер во время пыток.
И важно, уметь оказать себе помощь, если пленник вас укусил или вы порезались лезвием, которым оотрезали ему ухо!

NB! с кровью пленника нужно быть крайне осторожным.
Имейте при себе аптечку антиспид.

10) Совет для всех, если вас собираются пытать, то не ждите момента, когда вам начнут резать пальцы, лучше признайтесь сразу.

Писал, сочинял.
Наверное, единственный настоящий представитель Лиги Зла Мистер Доктор Снук.

космос, космонавтика, здоровье, медицина, космическая медицина

Сухая иммерсия только с виду безобидная процедура. Фото из архива автора

Неискушенный читатель, наверное, думает, что самые страшные испытания для космонавта – это перегрузки при старте космического корабля и его посадке. Действительно, они могут достигать порой 6–8 g. Это значит, что космонавт, весящий на земле 100 кг, будет весить при старте и посадке 600–800 кг.

Но это не так. Самая страшная напасть для готовящегося к космическому полету человека – невесомость. Как ни странно это звучит! В невесомости снижается тонус мышц и уменьшается сила. Кости в отсутствие нагрузок теряют кальций и становятся хрупкими.

У космонавта может возникнуть космическое недомогание – состояние, похожее на морскую болезнь: снижение аппетита, головокружение, головная боль, усиление слюноотделения, тошнота, иногда встречается рвота, пространственные иллюзии.

Неприятные ощущения и симптомы, связанные с синдромом космической адаптации, варьируются по степени тяжести. Примерно 50% космонавтов испытывают дискомфорт средней степени (тошнота, головная боль, дезориентация); у 10% наблюдается тяжелая реакция (рвота, другие симптомы, совершенно лишающие человека возможности нормально работать в течение периода привыкания).

Характерна история советских космонавтов Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова в июне 1970 года. Они летали, не покидая космический корабль, рекордные на то время 17 суток и 16 часов. После посадки на Землю оказалось, что космонавты не могли самостоятельно двигаться в результате атрофии мышц. Невесомость оказала сильное негативное воздействие и на их сердечную мышцу. Их спасли лечебная физкультура и специальные лечебные средства. С тех пор в медицине появился термин «эффект Николаева».

Одним из самых тяжелых случаев реакции на невесомость в астронавтике США был полет астронавта (и сенатора Конгресса США) Джейка Гарна в 1985 году по программе «Спейс Шаттл». Астронавт-сенатор чувствовал себя настолько плохо, что среди его коллег – профессиональных астронавтов NASA (после юмористической сценки в популярном комиксе) вошла в обиход шуточная единица измерения тяжести состояния в период адаптации – 1 гарн. Большинство же астронавтов испытывают дискомфорт не более 0,1 гарна по этой шкале.

Как борются с этой болезнью? По-разному, в основном имитацией невесомости и испытаниями в ней.

В первом случае самолет с испытателями в полете входит в так называемую параболическую траекторию, то есть пикирует вниз и делает горку. В этот момент и возникает настоящая невесомость. Правда, длится она около 30 секунд.

Во втором случае человека привязывают к кровати, потом переворачивают вниз головой, а ученые смотрят, как это положение, имитирующее невесомость, влияет на кровеносную и лимфатическую системы.

Ну а третий способ самый быстрый и эффективный – это «мокрая и сухая иммерсии» (от англ. immersion – погружение). В первом варианте испытателя помещают в бассейн, и он там лежит несколько суток. Метод по ряду причин не получил широкого распространения. Во втором варианте испытателя также помещают в ванну, но водное зеркало покрывается специальной пленкой. Днем температура в ней составляет примерно 32 градуса. В ночное время она повышается по просьбе испытателей примерно на 2 градуса. При этом человек шесть–восемь дней находится в безопорном пространстве, имитирующем космическую невесомость, и испытывает все ее прелести. Вот что говорили те, кто побывал сам в таких ванных.

Леонид Попов, Герой России, заслуженный штурман-испытатель: «В 1979 году была создана группа летчиков-испытателей для подготовки к пилотированию многоразового воздушно-космического корабля (ВКС). Первоначально в нее вошли пять человек: И. Волк, А. Левченко, Р. Станкявичюс, О. Кононенко и А. Щукин. При подготовке в первую очередь надо было доказать, что летчик сможет управлять ВКС после длительного полета в космос.

Летчику-испытателю Римасу Станкявичюсу пришлось первому участвовать в эксперименте, который потом прошла вся основная группа космонавтов-испытателей «Бурана» и два добровольца – летчики-испытатели Летно-исследовательского института имени М.М. Громова Ю. Вязанкин и У. Султанов.

Станкявичюса в спортивном костюме уложили на эластичную пленку в бассейне и выдерживали восемь суток, ограничивая в движениях. Потом его одели в высотное снаряжение и на носилках в лежачем положении загрузили в вертолет, который немедленно взлетел на испытательный аэродром Раменское.

Римас сильно изменился. Небритый, с горящими глазами, возбужденный, будто в самом деле побывал в космосе. Все участники эксперимента старались не разговаривать, общались лишь глазами, понимая важность момента.

7-13-2480.jpg
Центрифуга ЦФ-18 в Центре подготовки
космонавтов – это не самое тяжелое
испытание при подготовке к полету.
Фото пресс-службы ЦПК
На аэродроме в Раменском вертолет приземлился рядом с самолетом Су-7УБ, в передней кабине которого уже сидел в готовности № 1 летчик-испытатель Александр Щукин. Когда Римас встал с носилок в вертолете, его лоб покрылся обильным потом, а бесстрастные приборы зарегистрировали сильное увеличение частоты сердечных сокращений. Увеличились также частота дыхания и кожно-гальваническая реакция. Тем не менее он взлетел!

После полета сравнили точность и качество выполнения задачи летчиком в нормальном состоянии и после восьмидневного пребывания в водно-иммерсионной ванне, имитирующей воздействие на человека факторов космического полета, а также степень его психофизиологической напряженности.

Оказалось, что Р. Станкявичюс после водно-иммерсионной ванны летал лучше, чем до того, в нормальном состоянии.

Примерно та же картина повторилась с другими летчиками. И Римас, и каждый понимал, что эксперимент с иммерсией уникален и надо использовать все имеющиеся в организме ресурсы для получения положительного результата».

Заслуженный летчик-испытатель Игорь Волк: «Как получается нулевая плавучесть, близкая к состоянию невесомости? Очень просто. На воду определенной температуры укладывается и слегка притапливается специальная ткань, на нее расстилается чистая простынка, куда ложится испытатель.

Вначале я получил колоссальное удовольствие, потому что не лежал, а парил в воздухе, не ощущая своего тела. Я даже уснул: настолько расслабился. К вечеру проснулся от какого-то неудобства. Оказалось, гладкая простынка скомкалась и бугорки ее впились мне в кожу. Потом заболели все мышцы, а к ночи боль настолько усилилась, что у меня, как показалось, отказали почки.

Чтобы как-то отвлечься, всю ночь пел песни. На третьи сутки стало легче еще и потому, что привезли Сашу Щукина. Он тоже испытал такие же мучения, как и я, но не издал ни одного стона. Так мы с ним и пели еще четыре дня дуэтом.

Самое страшное в этом эксперименте, воздействующем на организм человека значительно сильнее, чем настоящая невесомость, не дикие боли, а потеря чувства времени и пространства. Когда меня поставили на ноги, то после семидневного лежания я не смог ходить нормально.

Но тем не менее такая тренировка мне помогла. После космического полета меня поместили в вертолет, измерили пульс, давление в трех положениях: сидя, лежа, стоя – и отвезли на другой аэродром, где я взлетел на пассажирском лайнере. И здесь не обошлось без приключений: брюки мне достали из НАЗа, а вот ботинок моего размера не нашлось. Так я и летал босиком, правда, в носках. Со временем все вошло в норму, и уже где-то через месяц я чувствовал себя уверенно, как перед космическим полетом».

Конечно, испытатели рассказали не все про иммерсию. Но, с другой стороны, как забыть во время этой процедуры пытки электротоком, прием спецлекарств против вздутия живота и многое другое?

У испытателей из-за постоянного контакта с водой буквально начинала слезать кожа, и даже не помогали защитные мази. Прием пищи и хождение в туалет также вызывали большие проблемы.

Как утверждают ученые, полет до Марса продлится примерно семь месяцев. А это более 210 суток в невесомости: ведь создать искусственную гравитацию на космическом корабле вряд ли удастся. В Институте медико-биологических проблем испытатели пролежали рекордные 56 суток в сухой иммерсии. Однако результат был один: они восстанавливались или адаптировались после пяти–восьми суток нахождения в ванной. Так что пока альтернативы иммерсии нет, несмотря на все ее «прелести».

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Человек, состоявший на этой отвратительной должности, официально называемой «придворный его Королевского Величества собственной уборной» отвечал за помощь монарху в момент отправления оным естественных надобностей.

Только не подумайте, будто эта грязная работа считалась унизительной. Как раз наоборот, в XVI-XVIII веках обладатель такой должности – счастливчик знатного происхождения – пользовался при королевском дворе невероятным уважением, властью и авторитетом. Он имел доступ к важным секретам и даже обладал привилегией донашивать одежду с королевского плеча.

Похититель трупов

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

С развитием медицины учёные и доктора стали остро нуждаться в мёртвых телах для проведения вскрытий, что в ту пору считалось совершенно недопустимым с религиозной точки зрения. На помощь докторам из медицинских школ пришли ничем не гнушавшиеся люди, зарабатывавшие на жизнь продажей выкопанных на кладбищах трупов. Эта сомнительная практика вызывала в обществе многочисленные жаркие споры, достигнувшие критической точки в XIX веке, когда стало известно о преступлениях, совершенных серийными убийцами. Эмигранты из Ирландии Уильям Бёрк и Уильям Хэйр не могли хладнокровно дожидаться возможности украсть недавно захороненное тело. Они спокойно убивали людей и продавали их трупы преподавателям частной анатомической школы в Эдинбурге.

Сукновал

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

В Древнем Риме сукновалы не только валяли сукно, но и занимались стиркой грязной одежды. Даже сегодня стирка редко у кого вызывает большой энтузиазм, но мы точно не находим ничего отвратительного в этой нужной профессии. Оказывается, так было не всегда.

Сукновал проводил своё рабочее время, стоя в кадке, заполненной водой и щелочными химикатами, при этом неустанно топтал, скрёб и отжимал одежду ногами, отстирывая ткань от жира и грязи. Всё бы ничего, только самым доступным щелочным раствором в древности была моча, собранная сукновалом в общественных уборных.

Крысолов

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Крысоловы очищали городские районы от стремительно растущей популяции грызунов – переносчиков опасных болезней. Некоторые крысоловы стали по-настоящему знаменитыми. Джек Блэк, например, был удостоен почётного титула «крысолова и кротолова Её Величества» по приказу самой королевы Виктории. Писатель и современник Джека Блэка так описывал внушающую ужас окружающим привычку крысолова играть с грызунами, которых он поймал:

«Я увидел, как он запустил руку в клетку и вытащил оттуда столько крыс, сколько у него получилось удержать в руках. Его поразительная ловкость как обычно вызвала громкий возглас удивления у окружающей толпы, особенно, когда люди заметили, что его руки не были покусаны. Содрогаясь от ужаса, женщины наблюдали за тем, как он позволяет полудюжине отвратительных грызунов залезать себе под рубашку и карабкаться по голой груди, а мужчины клялись, что эти животные были дрессированными, так как он позволял им, словно белкам, бегать вверх-вниз по своим рукам. Не отрывавшая глаз от этой диковинной сцены толпа следила за тем, как грызуны, сидя на плечах крысолова, чистили передними лапками свои мордочки, или, стоя на задних лапках, точно маленькие кенгуру, тёрлись миниатюрными носиками о его уши и щёки».

Мальчик для битья

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Как вы поступите, если вам требуется поставить на место молодого зарвавшегося принца, хотя право наказывать избалованного наследника имеет только король? Всё очень просто: заведите принцу нового товарища для игр, которому можно задать хорошую трёпку всякий раз, когда принц ведёт себя скверно. Принцу при этом должно быть стыдно, ведь вместо него страдает невиновный приятель. Согласитесь, все необходимые формальности соблюдены, и проблема выглядит исчерпанной.

Удивительно, но иногда такая должность приносила её обладателю дополнительные бонусы и привилегии. Злосчастный король Англии Карл I, казнённый по приговору парламента в середине XVII века, сделал своего мальчика для битья Уильяма Мюррея 1-ым графом Дайсартом в 1643 году. Не иначе, как из чувства вины.

Создательница «вавилонов»

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Вы полагаете, будто современные укладки волос иногда отнимают чересчур много времени и сил? Тогда вам будет интересно узнать, что рекорд по затратам средств на создание на голове сложнейших сооружений из мелких завитков, виртуозно уложенных ярусами, побили античные римлянки. В Древнем Риме служанки-рабыни, владеющие искусством украшения (ars ornatrix), отвечали за создание модных претенциозных причёсок. Для удовлетворения изощрённых вкусов римских модниц, таким служанкам приходилось иметь дело с огромным количеством плохо поддающихся обработке ингредиентов, потому что краски для волос в те времена делались из гнилых пиявок, чернильной жидкости кальмаров, голубиного помёта и мочи.

Мальчик, подносящий порох на военном корабле

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

В эпоху мореплаванья юркие и проворные мальчишки, служившие на военных кораблях «пороховыми обезьянками», набивали корабельные пушки порохом.

Ответственный за кипяток

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

В Средневековье знатные хозяева держали в штате неквалифицированной прислуги человека, в чьи обязанности входило обеспечение дома горячей водой: для мытья рук, наполнения горячей ванны, сушки и стирки грязного белья и одежды.

Цирюльник

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Представьте себе времена, когда люди пересекали порог парикмахерской не только для того, чтобы постричь волосы или привести в порядок бороду. Вплоть до XIX века помимо стрижки и бритья цирюльники удаляли клиентам вшей, накладывали повязки при переломах и ранах, вправляли вывихи, делали кровопускания, занимались лечением больных зубов и даже имели право прибегать к небольшим хирургическим операциям.

Френолог

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Прежде чем наука френология дискредитировала себя и была признана научно необоснованной и даже расистской, люди частенько пользовались услугами френологов для того, чтобы по форме выпуклостей человеческого черепа составить детализированное описание характера человека, его психологических качеств и интеллектуальных способностей.

Нужная женщина

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Эта профессия точно не предполагала карьерный рост или развитие творческих способностей у её обладательницы, кроме того женщине, ответственной за опорожнение чужих ночных горшков ежедневно приходилось иметь дело с большим количеством нечистот. Правда, при королевском дворе за эту несложную работу полагалась весьма симпатичная по тем временам заработная плата, а также оплачиваемое питание и проживание.

Дегустатор королевской еды

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Вы бы согласились проводить рабочее время, тестируя качество блюд и напитков, поданных к столу вашего работодателя? Вас можно понять, хотя в прежние времена эта востребованная профессия вряд ли вызывала большой энтузиазм у её обладателей. Избавление от политических, любовных и прочих конкурентов при помощи разнообразных ядов стало настолько нередким явлением, что окруженным врагами и завистниками сильным мира сего приходилось денно и нощно прибегать к услугам слуг-дегустаторов.

Преследователь собак

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Обладателю этой профессии было поручено выгонять собак из церкви во время службы. Всё это бесспорно вызывает массу вопросов. Почему нельзя было оставить друзей человека в покое? Неужели собаки доставляли людям столько проблем, что для борьбы с ними пришлось создать специальную должность? И, наконец, какая для этого требовалась квалификация?

Охотник на ведьм

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

Для большинства людей такая самоотверженная деятельность скорее предполагает работу по совместительству, чем полноценную занятость. Однако англичанин Мэтью Хопкинс не был похож на большинство людей. Забросив юридическую карьеру, этот самопровозглашённый «главный охотник на ведьм» уничтожил в общей сложности около 230 человек, разъезжая между 1644 и 1647 годами по восточным графствам: Эссексу, Саффолку и Норфолку.

Собиратель пиявок

странные профессии прошлого, жуткие и пугающие профессии прошлого

В те времена, когда медицина ещё не была достаточно развита, а доктора частенько «залечивали» пациентов до смерти при помощи кровопусканий, пиявки пользовались невероятным спросом. В отдельные исторические периоды доходило даже до пиявкомании, когда кровососущие паразиты считались панацеей практически от любой болезни. Люди, называвшие себя собирателями пиявок, проводили много времени в походах по болотам и водоёмам, используя в качестве наживки ноги животных. Продажа пиявок в медицинские учреждения приносила их собирателям неплохой доход.

Читайте также: