Взрослые люди по каким то причинам не преуспевающие в своей профессии демонстрируют

Опубликовано: 05.07.2024

Важно и то, что зрелость увеличивает долю самостоятельности и ответственности в принятии жизненных решений, определении жизненных стратегий, распределении времени жизни. Теперь не другие люди решают, что хорошо и плохо для человека, а он сам встраивается в структуру тех, у кого спрашивают совета, кто начинает сам определять, что хорошо или плохо, полезно или бесполезно, нужно или не нужно (вспомним: «крошка-сын к отцу пришел. »), и несет ответственность за переданный опыт. Взрослый человек получает возможность реализовать то, что он считает правильным, истинным, обязательным к исполнению, не только своей собственной жизнью, но и в известном смысле, и жизнью других (детей, учеников, последователей, коллег).

Все эти процессы, как мы уже говорили, связаны с обретением чувства времени, и в этом можно отметить не только позитивные, но и трудные для человека моменты. Будущее, кажущееся неограниченным в юности и молодости, приобретает отчетливую границу, «линию горизонта», субъективно осмысляемую как длительность собственной жизни. На отрезке - между 35 и 50 годами время заметно ускоряет ход, и прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее (взрослые слегка удивляются, говоря, к примеру: «надо же, мы дружим с - тобой уже 30 лет», «неужели я закончил школу четверть века назад», «сын уже на втором курсе», «в следующем году мы отмечаем серебряную свадьбу» и т.п.). Обратим внимание на тот факт, что это прошлое еще близко и актуально, память сохраняет живые образы и подробности того, что объективно уже является прошлым («надо же, десять лет прошло, а все как будто бы вчера»).

Из-за этой психологической сблизости, своеобразной смешанности близкого прошлого и актуального настоящего жизнь во взрослом возрасте часто воспринимается более равномерной, гладкой, ровной, стабилизировавшейся и субъективно длинной. В связи с появлением нового чувства «границы времени» к 50 годам человек все менее активно стремится к значительным изменениям в своей жизни, его больше интересуют те виды деятельности, в которых можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профессиональную и житейскую компетентность.

Появление линии жизненного горизонта не означает, что взрослая личность начинает психологически готовиться к концу жизни. Наоборот, взрослость раздвигает жизненные горизонты в силу того, что многое из познанного и освоенного на предыдущих возрастных этапах обретает осмысленность, глубину, перспективу, объемность. Жизнь раскрывается взрослой личности во всей полноте и богатстве нюансов, как голограмма, она проживается подробно (многие мгновения «застывают» и впечатываются в память яркими образами, которые являются или станут позже свидетельствами достоверности собственного «Я», иллюстрациями себя и своего жизненного пути - синтезированным «образным Я», картиной-панорамой, микроисторией собственной жизни).

К.Г. Юнг считал, что взрослый человек постепенно высвобождается из плена собственного «Я» и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом.

Люди с универсальными духовными запросами (особенно художники, релнгиозные деятели, политики, те, кто по роду своей деятельности работают с молодежью) могут и пятидесятые годы жизни переживать как творческий период.

Это освобождение из плена «Я» испытывает не всякий взрослый, но оно позволяет личности развиться в признанный другими авторитет. Тот, кто не справляется с собственным кризисом и остается «великовозрастным инфантнлом», проигрывает в глазах молодого поколения, в первую очередь собственных детей.

Любопытно, что именно молодежь достаточно тонко чувствует эту важнейшую ценность взрослости - «подлинность» взрослого человека, его способность сохранять свою Самость при столкновении с любыми препятствиями и проблемами, последовательно воплощать в жизнь свой личностный стиль.

Следует отметить в этой связи и такую характеристику взрослой личности, как генерализованная ориентация на молодое поколение, искреннее желание помочь молодым обрести собстпенное «Я». В ряде случаев интерес к молодежи, принципиально свойственный взрослому возрасту, еще пережинаемая «психологическая близость» к молодости («я не чувствую свои годы», «года не давят на плечи») приобретает своеобразную форму некритичного подражательства молодым в одежде, жаргоне, стиле жизни и формах общения (что, скорее, свидетельствует о недостаточной и личностной зрелости, поскольку зрелой личности нет нужды искать и демонстрировать свою идентичность таким образом). Одновременно хотелось бы упомянуть, что каждая возрастная группа на этапе взрослости сохраняет жаргонный репертуар, стилевые предпочтения, некоторые поведенческие паттерны своей молодости и приносит эти элементы «прошлой молодежной» субкультуры в общий коммуникативный план. В этом можно легко убедиться, послушав радио или включив телевизор на выступлении 40 - 45-летнего политика, журналиста, артиста, модельера и т.д. В каждом из них ровесник «распознает» субкультурную общность, даже если на нее напластованы жаргонизмы и вульгаризмы «нового времени» и современной молодежи.

В период взрослости в распоряжении человека находятся все силы, все аспекты психики. Слова X. Кюнкеля о том, что «судьба приходит изнутри» как нельзя лучше выражает основной смысл этой фразы. Человек, развивающийся последовательно, достигает к середине 50-х годов второй творческой кульминации. Он способен к обобщению и критическому осмыслению собственного опыта, и у него еще достаточно жизненных сил, чтобы использовать этот опыт в своей деятельности. В это время личности нужен коллектив, последователи, ученики, «слушатели-адапты», взрослая зрелая личность стремится к руководству, организации, власти.

Б.Ливехуд [5] считает, что к взрослому возрасту человек обретает «доминирующий основной склад», афористически определяя его как «тональность, в которой пишется личностная биография», а, по сути, имея в виду тип личности, жизненную направленность, определяемую всем предшествующим психическим развитием, в том числе внешними обстоятельствами жизни, социально-культурными факторами, семейным укладом, в котором воспитывался человек, профессиональным выбором, уровнем общественной активности и т.д. Это - своеобразная склонность строить и проживать жизнь именно таким образом и находить в этом переживание истинности, ценностности, осмысленности своего жизненного пути и удовлетворение от жизни.

Например, достаточно распространенный тип исследователя реализует стремление изучить, понять функционирование окружающего мира и объяснить связь явлений в нем. При этом не так уж важно, на что именно (психологию, язык, сельское хозяйство, математическую логику или выделительную систему дождевого червя) направлена активность исследователя, главное – избранная познавательная позиция, прогрессирующая в жизненную позицию, жизненное кредо. Такие люди часто демонстрируют склонность к одиночеству, кропотливому накапливанию информации, созданию архивов.

Люди мыслящего типа ощущают стремление упорядочить мир своих представлений в системах и теориях, увидеть его в глобальных взаимосвязях.

Помимо философии, для которой мышление является главным атрибутом, в любой отрасли знаний и практики можно стать мыслителем, правда, качественный разброс здесь достаточно велик - от доморощенных обывательских рассуждений до построения глобальных обобщений аутично-профессионального тина. Мыслящий тип проявляется уже в юности, и в течение всей жизни люди с этим типом мышления испытывают трудности, связанные с необходимостью следовать логике в своих рассуждениях и быть не просто понятыми, но понятными. Их стремление указывать на противоречия, задавать назойливые вопросы часто создаст социальные проблемы в соответствующих профессиональных группах. Любой конфликт такая личность воспринимает как вызов своей интеллигентности.

Люди организующего типа воспринимают мир как то, что нужно упорядочить, переделать, сделать попятным и простым. Этот тип тоже обнаруживается в юности - прежде всего, в склонности к практической и организационной работе.

Взрослые этого типа не любят рассуждать и рефлекснровать, они делают, их ценности - в активной работе, подчиняющей себе людей и обстоятельства. Они нацелены на карьеру, на постоянное движение вперед. Но дух организаторства может быть направлен и на исследование, и на мышление, и на заботу о других, и на обновление или управление.

Люди заботящегося типа стремятся к тому, чтобы поддерживать, кормить, оберегать другое живое существо, растить его, жить для него. Такой «материнский» склад незаменим для работы в областях воспитания, образования, социального обслуживания, медицины; он играет важную роль в сельскохозяйственных профессиях: садоводстве, цветоводстве. В социальном плане люди этого типа способны создавать среду, в которой успешно развиваются другие, обеспечивать защиту и поддержку. Такие люди социально привлекательны, хотя могут стать жертвами злоупотреблений со стороны «детей».

Реформирующий склад предполагает желание изменять и улучшать все существующее и проявляется в разных областях - от медицины до революционной деятельности. Большинство новаторов в различных сферах принадлежат именно к этому типу - они готовы отдать жизнь за свои внутренние убеждения и, несмотря на насмешки, преследования и гонения, активно стремятся к реформам. Нойман назвал их «еретиками внутреннего голоса», обладающими мощной развивающейся интуицией. В качестве профессии они выбирают новые сферы деятельности (в разные времена это были кино, воздухоплавание, генетика, кибернетика и т. д.), сферы деятельности, которые они хотели бы создать (например, «мифопоэтика», «уфология» и т. п.). Именно они обеспечивают обновление культуры и развитие технологии. Новаторство, первооткрывательство дают им желанную внутреннюю свободу. Они всегда или почти всегда нонконформисты.

Люди охраняющего (управляющего) склада стремятся к сохранению существующего, его регистрации, передаче, контролю и, если возможно, к занесению в определенную систему ценностей. Этот склад характерен для бухгалтеров, библиотекарей, архивариусов, историков, дипломатов, журналистов, музейных работников, искусствоведов.

Творческий склад лишь изредка встречается в чистой форме, прежде всего, у людей искусства и науки. Чаще он пронизывает собой другие типы, придавая им жизненность и действенность. Творчески мыслящие люди привносят в основной склад подвижническую мотивацию, воображение, нестандартные формы мышления и деятельности, эвристическую направленность.

Ощущение полноты жизни и счастья возникает у взрослого человека, когда он самореализуется, воплощает в деятельности собственные представления, идеалы и ценности, используя свои таланты и способности, при условии, что его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей, против того, что имеет для него особый субъективный смысл. Более всего взрослый человек связывает самоактуализацию с профессией и общественным признанием.

Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преуспевающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать производительного профессионального труда, но при этом не хотят признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо «уход в болезнь» (как правило, сопровождаемый убеждением других, что по сравнению с поддержанием здоровья все остальное - неважно), либо «феномен зеленого винограда» (объясняют, что работа - не главное в жизни, и окунаются в сферу непрофессиональных интересов - заботу о семье и детях, строительство дачи, ремонт квартиры, хобби и т.д.), иногда такие люди уходят в общественную или политическую деятельность («сейчас не время корпеть над книгами. », «теперь каждый человек как патриот должен. », «кто-то должен спасать Отечество. »). Люди, реализующиеся в своей профессии и в значительной степени отождествляющие свою картину мира с профессиональной, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности и соответственно меньше в них участвуют.

Для взрослой личности характерно общее стремление воплотить себя в жизни в чем-то непреходящем, человечески-ценном, вечном, общественно значимом. Это проявляется в потребности расширить границы своего индивидуального бытия, объективировать себя в формах, не подвластных течению времени, сделать свою жизнь более интенсивной в настоящем.

Взрослому возрасту свойственна продуктивность - т.е. возможность творчески самовоплотиться в многообразных продуктах своей профессиональном и социальном активности. Личностная перспектива, открывающаяся взрослому человеку, ведет к формированию индивидуального жизненного стиля - человек теперь сам решает, как и на что он потратит жизнь, как будет реализовывать в ней себя, и его поведение приобретает уникальность и своеобразие. Более того, итоги и результаты своей жизни человеку часто хочется закрепить, поэтому иногда наблюдается возврат к дневниковой форме фиксации своих переживаний и жизненных событий, причем с полуосознаваемым внутренним расчетом на то, что эти записки прочтут потомки (они и пишутся с учетом внешнего читателя, фактически, как мемуарная литература). Стилевой анализ показывает появление описательно-наставительной линии повествования, отсутствующей в дневниках подростков и юношей.

Кроме того, взрослый человек способен к пониманию себя, другого, причин и закономерностей происходящего с ним - отвлеченному, отстраненному от непосредственно переживаемых эмоций пониманию. Можно предположить, что складывается некий стиль, традиция понимания, определяющие, каким образом, с помощью чего человек становится способным преимущественно осмыслять мир и себя в мире, какие категории он привлекает к процессу понимания, созданию смысловых схем, способных систематизировать и упорядочить его опыт. Чем старше человек, тем более уникальны и специфичны эти схемы, поскольку центральное место в них могут занимать разные психические конструкты. В частности, такими конструктами могут стать антиципации и рефлексия.

Если ситуация развития во взрослости неблагоприятна, то, как указывает Э. Эрнксон, создаются защитные системы псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности, застою, личностному опустошению. Ситуацию, при которой человек, казалось бы, объективно полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т. д., но не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь - наполненной смыслами, Эриксон соотносил с кризисом зрелости. В этом случае человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя (если есть физическое или психологическое неблагополучие, то они этому способствуют). При благоприятных для развития такой тенденции условиях происходит физическая или психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями, если соотношение сил на этих стадиях складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возможную самопоглощнность и личностное оскудение.

Одним из фундаментальных разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60–65 лет. Впервые задача изучения психологического развития взрослого человека была поставлена в 1928 г. Н.А. Рыбниковым, предложившим называть этот раздел возрастной психологии “акмеологией” (от греч. “акме” – апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) – наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Итак, зрелость– наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.

Возрастные пределы зрелости (взрослости) определяются комплексом социальных и биологических признаков в зависимости от конкретных социально-экономических условий и индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период зрелости от молодости, с одной стороны, и от старости – с другой, а также в самой зрелости выделить отдельные макропериоды – раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Однако четкие хронологические рамки зрелости (взрослости) задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах этого периода много неопределенности.

Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки – от 15–16 до 22–25 лет); средний возраст – с периодом молодости от 20–35 лет (по Д. Векслеру) или зрелости от 25–40 лет (по Д. Бромлей) до 36–60 лет (по международной классификации возрастов); пожилой возраст – со старостью (от 55 лет и старше). Верхнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом самостоятельной жизни (17–18 лет), а нижнюю – с выходом на пенсию (55–60 лет).

Поскольку юношеский возраст и молодость рассмотрены нами отдельно, определим теперь особенности психологического развития человека на этапе от 30 до 55–65 лет.

Какого человека можно считать зрелым? Во-первых, зрелость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться – достигает оптимума функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26–30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет, мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, зрелость определяется социально и юридически – с точки зрения способности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, представленность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, зрелость – категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживание себя относящимся к определенной возрастной когорте. Для последнего очень важны наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и в диапазоне 45-60 лет, когда люди прожили в браке более 15 лет).

Понятие зрелости, в первую очередь, связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему “Я”, но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его.

Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии – производительность (генеративность) реализуется в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.

Если ситуация развития в зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению, т.е. имеет место кризис зрелости. Казалось бы, человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профессию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь – наполненной смыслом. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, “человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя” (а если есть физическое или психическое неблагополучие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая деградация личности, подготовленная всеми предшествующими стадиями, если соотношение сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, креативность,потребность отстаивать свою индивидуальность помогают преодолевать возможную самопоглощенность и личностное оскудение. Креативность–этотворческиеспособности, которые характеризуют личность в целом или отдельные ее стороны.

Большинство людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабильности, “сделанности” жизни, с переживаниями отсутствия новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), с четким осознанием краткости жизни для осуществления всего желаемого и необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Об этом периоде жизни хорошо сказал Е. Евтушенко:

“Сорокалетье – странная пора,

когда еще ты молод и не молод,

и старики тебя понять не могут,

и юность, чтоб понять, – не так мудра.

Сорокалетье – страшная пора,

когда измотан с жизнью в поединке,

и на ладони две-три золотинки,

а вырытой пустой земли – гора.

Сорокалетье – дивная пора,

когда, иную открывая прелесть,

умна, почти как старость, наша зрелость,

но эта зрелость вовсе не стара.”

Несмотря на кажущуюся устойчивость, зрелость – противоречивый этап жизненного пути человека. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни, и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Зрелость дает возможность человеку прожить жизнь по собственному сценарию, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

Одновременно взрослый способен преодолевать переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к просчетам и жизненным неудачам. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как только (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами, достигну такой-то должности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

По мнению американского социолога Р. Кесслера, кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и в его жизни. В результате 45-летний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его 15-летний сын начнет обыгрывать его в баскетбол. “Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями, – говорит Р. Кесслер. – Они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока наконец реальность не заявляет о себе в полный голос”. Интересно отметить следующее: Р. Кесслер полагает, что кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и представителей рабочего класса.

По отношению ко времени своей жизни, по В.И.Ковалеву, выделяется несколько типов поведения в зрелом возрасте:

1) стихийно-обыденный тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни; она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;

2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия – у такого человека отсутствует “жизненная линия”;

3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;

4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгированно осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.

Зрелый человек хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от груза совершенных ошибок, нельзя в один миг сменить свои ценности на другие, нельзя мгновенно стать другим. Однако в зрелости отчетливо видно, как достигнутый уровень развития может стать источником новых изменений. “Делать обычное по-новому” означает насытить свою профессиональную, общественную, семейную жизнь новыми смыслами и ценностями, ради которых хотелось бы жить.

Важно и то, что зрелость увеличивает долю самостоятельности и ответственности в принятии жизненных решений, определении жизненных стратегий. Обретенные ценности осмысляются, обобщаются, проверяются практикой собственной жизни и тем самым приобретают экзистенциальный характер.

Взрослый человек обретает новое чувство времени – будущее, кажущееся неограниченным в молодости, приобретает границу, “линию горизонта”. На отрезке между 35 и 50 годами время заметно убыстряет свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнее. В связи с этим к 50 годам человек менее активно стремится к сильным изменениям в жизни или ищет работу с постоянно меняющимся содержанием; наоборот, его больше интересуют виды деятельности, в которых можно использовать накопленные знания, жизненный опыт, профессиональную и житейскую компетентность.

Но появление линии жизненного горизонта не означает, что зрелый человек начинает готовиться к концу жизни. Наоборот, взрослость раздвигает жизненные горизонты в силу того, что многое из познанного и освоенного на предыдущих возрастных этапах обретает осмысленность, глубину, перспективу, объемность. Жизнь раскрывается взрослой личности во всей полноте и богатстве нюансов.

К. Юнг считает, что взрослый человек постепенно высвобождается из плена собственного “Я” и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом. Этого освобождения из плена “Я” достигает не всякий взрослый, но оно позволяет личности действительно развиваться в признанный другими авторитет. Тот, кто не справляется с собственным кризисом и остается “великовозрастным инфантилом”, – проигрывает в глазах молодого поколения, в первую очередь собственных детей.

Ощущение полноты жизни и счастья возникает у человека, когда он самореализуется, т.е. активно воплощает в деятельность свои идеалы и ценности, используя свои таланты и способности, и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей, против того, что имеет для него особый субъективный смысл. Более всего для взрослого человека самоактуализация связывается с профессией и общественным признанием.

В отношении женщин обнаружено, что, в отличие от мужчин, их стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи. Различия также обнаружились в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские – в подавляющем большинстве – с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъективному переживанию раздвоенности. Это переживание, как правило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, необходимостью оставить работу ради маленького ребенка или с разводом, новым браком.

Следует отметить, что Д. Левинсон рассматривает возрастное развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие характеризуется достижением поставленных целей, поскольку основные задачи развития на этом этапе человеку представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности – предметом поиска. В периоде взрослости Д. Левинсоном отмечены два переходных этапа, характеризующихся пересмотром жизненных программ, – это период около 30 лет и период 40–45 лет. Так, в возрасте 30 лет человек анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь. При этом мужчины пересматривают собственные установки по вопросам карьеры и способы их реализации, женщины же делают окончательный выбор между карьерой и семьей. Затем в 40–45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей (эти данные касаются исключительно мужчин), когда в сознании некоторых людей обнаруживается тот факт, что “юношеские мечты так и не осуществились”.

Многие исследователи отмечают, что взрослые люди, по каким-то причинам не преуспевающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать производительного профессионального труда и одновременно уклониться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо “уход в болезнь” (чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, как правило, сопровождаемое убеждением других, что по сравнению с поддержанием здоровья “все остальное – неважно”), либо “феномен зеленого винограда” (объявляется, что работа – не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов – заботу о семье и детях, строительство дачи, ремонт квартиры и т.д.), либо уход в общественную или политическую деятельность (“сейчас не время корпеть над книгами…”, “теперь каждый человек как патриот должен…”). Люди, реализующиеся в своей профессии, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности.

В зрелом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей – в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д.

В любой профессиональной деятельности для взрослого человека важно ее непрерывное осуществление; особенно это важно для творческих профессий. Сбои и срывы, неуспех, длительные паузы снижают мотивацию, и человек может даже вообще “отучиться” работать (так, к примеру, происходит с людьми, вынужденными долго оставаться на положении безработных, или с молодыми женщинами, привыкающими быть просто домашними хозяйками). Взрослая личность слита со своим трудом, а профессиональная мотивация, постоянный интерес к работе не позволяют отключаться от нее ни на минуту.

Самореализация предполагает такие формы, как инициатива и ответственность. Инициатива представляет собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в интеллектуальной или практической формах. Она обнаруживает себя в начинаниях, предложениях, с которыми выступает человек, в его сверхнормативной активности. Инициатива всегда есть выражение побуждений и желаний, мотивов субъекта. Ответственность – это добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление необходимости, правил, требований и т.д. в границах и формах, определяемых самим субъектом. Ответственность предполагает опору на себя, уверенность в своих силах, понимание их соразмеримости решаемой задаче (только безответственный человек возьмется за непосильное для себя дело).

Выделим психологические особенности зрелости, позволяющие предвосхищать или продуктивно преодолевать возрастные кризисы: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; 7) форми­рование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и “отдавать” индивидуальный опыт (профессиональный и личностный) молодому поколению; 9) реализм оценок и чувство “сделанности” жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Первый кризис личность переживает при переходе от юности к зрелости (17-22 года). Он, чаще всего, вызывается двумя факторами. Во-первых, человек заканчивает профессиональное учебное заведение. Ему приходится искать работу, что само по себе не просто в наше время, когда работодатели предпочитают работников с опытом. Устроившись на работу, человек должен адаптироваться к условиям труда и новому коллективу, учиться применять полученные теоретические знания на практике (известно, что обучение в вузе, в основном, теоретическое) при этом выпускник может услышать фразу «Забудь все, чему тебя учили, и учись заново на практике». Часто реальные условия труда не соответствуют представлениям и надеждам человека, в этом случае, чем дальше от реальности были жизненные планы, тем тяжелее будет переживаться кризис.

Данный кризис часто соотносится также с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмоции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом («если ты меня любишь, то. »). В основе кризиса семейных отношений могут лежать агрессия в семейных отношениях, жестко структурированное восприятие партнера и нежелание принять во внимание многие другие стороны его личности (особенно те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению). В прочных браках, как показывают исследования, доминируют мужья. Но там, где их власть слишком велика, стабильность брака нарушается. В прочных браках важна совместимость по второстепенным, а не по основным личностным характеристикам супругов. Супружеская совместимость с возрастом увеличивается. Считается, что хорошая разница между супругами — 3 года, что родившиеся в первые годы брака дети укрепляют супружеские отношения. Кроме того, исследования показывают, что мужчины чувствуют себя счастливыми в браках, где супруга на 94% похожа по физическим и личностным особенностям, по темпераменту и т.д. на их собственную мать. У женщин эти корреляции меньше, поскольку женское влияние в семье обычно сильнее, чем мужское.

Очень часто в это время отмечаются ролевые внутриличностные конфликты: например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью профессионала, специалиста, делающего карь­еру, или молодая женщина должна совместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого типа в молодо­сти практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жестко разграничить в пространстве и времени своей жизни саморе­ализацию в разных видах деятельности и разные формы социальной активности. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерар­хий ценностей — путь разрешения данного кризиса, связанный с переосмыс­лением собственного «Я» (с установкой от детского к взрослому).

Второй кризис часто называют кризисом 30 лет или нормативным кризисом. В тех случаях, когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых «культурных высот», часто осмысляемых как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), моло­дой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из «неорганичной» среды, поскольку сам возраст предполагает знание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения — «сделать жизнь самому», по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

Кстати, в средние века — времена подмастерьев, когда существовали ремесленные гильдии, молодые люди имели возможность переходить от мастера к мастеру, чтобы всякий раз осваивать и изучать нечто новое в новых жизненных обстоятельствах. Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого мало возможностей, поэтому в экстре­нных случаях человек вынужден идти на «слом» всего достигнутого и «начинать жизнь с начала (с нуля)».

Кроме того, этот кризис для многих совпадает с подростковым кризисом их старших детей, что усугубляет остроту его переживания («я для тебя жизнь положил», «я для тебя пожертвовала молодостью», «лучшие годы отданы тебе и детям»).

Т.к. данный кризис связан с переосмыслением ценностей и жизненных приоритетов, он может проходить достаточно тяжело у людей с узкой направленностью течения жизни (например, женщина после окончания учебного заведения выполняет роль только домашней хозяйки; или, напротив, поглощена построением карьеры и осознает нереализованность материнского инстинкта).

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается третий кризис зрелости - сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, дей­ствительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае нега­тивных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни, и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку (еще и еще раз) «сделать жизнь» по соб­ственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

Одновременно она преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к про­счетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как толь­ко. (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, достигну такой-то дол­жности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касаю­щиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.

Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преус­певающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать про­изводительного профессионального труда, но одновременно укло­ниться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо «уход в болезнь» (чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, как правило, сопровождаемое убеж­дением других, что по сравнению с поддержанием здоровья «все остальное — неважно»), либо «феномен зеленого винограда» (объяв­ляется, что работа — не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов — заботу о семье и детях, строитель­ство дачи, ремонт квартиры, хобби и т.д.), либо уход в общественную или политическую деятельность («сейчас не время корпеть над кни­гами. », «теперь каждый человек как патриот должен. »). Люди, ре­ализующиеся в своей профессии, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности.

Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмер­ная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. Казалось бы, объективно человек по­лон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профес­сию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и един­ственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблаго­получие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стади­ями, если соотношения сил в их течении складывались в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена часть неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возникшую самопоглощенность и личностное оскудение.

Следует отметить, что на переживание кризиса влияет привычка человека сознательно организовывать свою жизнь. К 40 годам у человека накапливаются признаки старения, ухудшается биологическая саморегуляция организма.

Четвертый кризис переживается человеком в связи с выходом на пенсию (55-60 лет). Существует два типа отношения к выходу на пенсию:

Одни люди рассматривают пенсию как освобождение от надоевших ненужных обязанностей, когда наконец-то можно посвятить время себе и своей семье. В данном случае выход на пенсию ждут с нетерпением.

Другие люди переживают «шок отставки», сопровождаемый пассивностью, отдалением от окружающих, чувством невостребованности, потерей уважения к себе. Объективными причинами такого отношения являются: отдаление от референтной группы, потеря важной социальной роли, ухудшение материального положения, отделение детей. Субъективными причинами – неготовность перестроить свою жизнь, неумение заполнить время чем-то иным, помимо работы, стереотипное восприятие пожилого возраста как конца жизни, отсутствие в жизненной стратегии приемов активного преодоления трудностей.

Но следует отметить, что и для первого личностного типа, и для второго выход на пенсию означает необходимость перестройки собственной жизни, что создает определенные трудности. Кроме того, кризис усугубляется биологическим климаксом, ухудшением здоровья, появлением возрастных соматических изменений.

Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст око­ло 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, пережива­ют чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни. Боль­шинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начи­нают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.

Границами взрослости считают 18-22 (начало профессиональной деятельности) – 55-60 (выход на пенсию) лет с подразделением ее на периоды: раннюю зрелость (молодость) (18-22 – 30 лет), среднюю зрелость (взрослость) (30 – 40-45 лет) и позднюю зрелость (взрослость) (40-45 – 55-60 лет).

В ранней зрелости формируется индивидуальный жизненный стиль и стремление организовать свою жизнь, включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми.

Сферами, оказывающими наибольшее влияние на личностное развитие и удовлетворенность собой в средней зрелости, являются профессиональная деятельность и семейная жизнь.

Поздняя зрелость связана со старением организма – физиологическими изменениями, наблюдающимися на всех уровнях организма.

В зрелости человек переживает ряд кризисов: при переходе к ранней зрелости (17-22 года), в 30 лет, в 40 лет и при выходе на пенсию (55–60 лет).

Таким образом, развитие психофизиологических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

2.2. Критерии когнитивной зрелости

«Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития . Он называл это диалектическим мышлением»

« К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия когнитивного развития, следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует или интегрирует их.

Причём в качестве особо важного объекта диалектического мышления Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Так, практический, обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления, это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека.

Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и ответственность . По её мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуля­ции на переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная зрелость, по её мнению, наступа­ет значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений» 1 .

Таким образом, данная точка зрения подтверждает мнение о том, что интеллектуальное развитие в период ранней зрелости проходит в тесном единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лейбоуви - Виф, основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.

«Следует отметить, что не все исследователи склонны рассматривать особенности интеллектуального развития человека в период ранней взрослости в качестве 5-й стадии когнитивно­го развития. Например, К. Уорнер считает, что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми обладают. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим достиже­нием этого периода, который Шайи называет периодом приобретения. Приобретённые в детстве и юности интеллектуальные способности человек, по мнению Шайи использует в ранней взрослости для

1 Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – Воронеж: Изд-во "Институт практической психологии», 1996.

того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван периодом достижения.

Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека, когда он приме­няет в жизни свои способности думать, анализировать и принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определённую сте­пень личной независимости и переходят к следующей фазе когнитивной зрелости - периоду со­циальных обязанностей.

Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы решать проблемы других - в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе и предпола­гающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность про­явить свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей ста­новится задача реинтегрирования субъективных следов событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути.

Из всего вышесказанного следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.» 1

Таким образом, человек достигнув возраста «ранней зрелости» обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями. Он продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность

1 Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – Воронеж: Изд-во "Институт практической психологии», 1996.

достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная). Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.

3.ТРУДНОСТИ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

«Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней зрелости — установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности — непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с супругом или с супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Те, кто неспособен сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Важным контекстом развития взрослых являются семьи. Хотя семья

обычно считается владением женщины, мужчины тоже считают свои семейные роли важными касательно формирования своей идентичности и обеспечения эмоционального единства.

В ранней зрелости многие люди становятся родителями. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны супругов, возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. В отличие от супружеских отношений, человек чаще всего продолжает исполнять роль и обязанности родителя даже тогда, когда обстоятельства жизни меняются.

Появление ребенка становится причиной многих стрессов и трудностей. Часто после рождения ребенка в семьях начинаются конфликты и разногласия. Кроме того, удовлетворение запросов растущих детей может стать для родителей трудной задачей. Особенно трудно приходится родителям, воспитывающих детей в одиночку. Многие отцы-одиночки испытывают те же трудности, что и матери-одиночки. Родителям-одиночкам бывает трудно сохранить круг своих друзей и получить эмоциональную поддержку. Это является для них еще большей стрессовой ситуацией.

Работа может определять наш социальный статус, уровень доходов, престиж, распорядок дня, наши социальные контакты и возможности личного развития. Для человека работа означает либо просто способ зарабатывания денег, либо что-то большее, помогающее развиваться. Большое значение в этом случае играют дружеские отношения с коллегами.» 1

«Ощущение полноты жизни и счастья возникает у человека, когда он самореализуется, т.е. активно воплощает в деятельности свои идеалы и ценности, используя свои таланты и способности, и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, своей системы ценностей, против того, что имеет для него особый субъективный смысл. Более всего для взрослого человека самоактуализация связывается с профессией и общественным признанием.

Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преуспевающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать производительного профессионального труда, но одновременно уклониться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо «уход в болезнь» (чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, как правило, сопровождаемое убеждением других, что по сравнению с поддержанием здоровья «все остальное — неважно»), либо «феномен зеленого винограда» (объявляется, что работа — не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов — заботу о семье и детях, строительство дачи, ремонт квартиры, хобби и т.д.), либо уход в общественную или политическую деятельность («сейчас не время корпеть над книгами. », «теперь каждый

1 Интернет ресурсы: http://works.tarefer.ru/64/100504/index.html

человек как патриот должен. »). Люди, реализующиеся в своей профессии, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности.

Социальные психологи и социологи уделяют много внимания проблемам выбора профессии, развитию профессиональных способностей, удовлетворенности трудом и профессией. Характер связи взрослой личности с профессией определяет потенциал ее движения в будущем и удовлетворенность в настоящем.

Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. Эти качества труда делают его важнейшей основой жизненной перспективы личности взрослого человека. Исследования, проведенные французскими психологами, показали, что человек, правильно сделавший профессиональный выбор и удовлетворенный профессиональным трудом, устает на работе не от выполнения профессиональных действий, а от факторов, мешающих их осуществлять: например, медсестра устает за день не от того, что она делает уколы и т.д., а от того, что больные отвлекают ее разными просьбами.

В любой профессиональной деятельности для взрослого человека важно ее непрерывное осуществление; особенно это важно для творческих профессий. Сбои и срывы, неуспех, длительные паузы снижают мотивацию, и человек может даже вообще «отучиться» работать (так, к примеру, происходит с людьми, вынужденными долго оставаться на положении безработных, или с молодыми женщинами, привыкающими быть просто домашними хозяйками). Взрослая личность слита со своим трудом, а профессиональная мотивация, постоянный интерес к работе не позволяют отключаться от нее ни на минуту.» 1

1 Сапогова Е.Е. Психология развития человека-М.: Аспект пресс, 2001-460с.

Таким образом, одной из главных проблем ранней зрелости является успешное совмещение работы и семейных обязанностей, что удается не каждому. Те же, кому это удается, достигает большей гармонии на пути личностного развития. А также те, кто неспособен сформировать близкие отношения в период ранней зрелости, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества, подавленности и подозрительности.

Зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни, даже если принимать её по минимуму, продолжительность составляет более четверти века. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида, а верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста. Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами и установленные ими возрастные границы для «зрелого возраста» существенно различаются между собой, но все они делят зрелость на «раннюю» и «позднюю».

Ранняя взрослость(зрелость)- это период достижения пика физической деятельности.

Согласно Э. Эриксону (1968), важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, – установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс.

К 23-35 годам, многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его образованности и род деятельности. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными. Интеллектуальное развитие в период ранней зрелости происходит в тесном единстве с формированием личности.

Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей — в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д.

Одной из главных проблем ранней зрелости является успешное совмещение работы и семейных обязанностей, что удается не каждому. Те же, кому это удается, достигает большей гармонии на пути личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. – Воронеж: Изд-во "Институт практической психологии», 1996.

2.Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001

3.Крайг Г. Психология развития. – СПб: ЗАО «Издательский дом «Питер» 2005.

4.Сапогова Е.Е. Психология развития человека-М.: Аспект пресс, 2001-460с.

Первый кризис личность переживает при переходе от юности к зрелости (17-22 года). Он, чаще всего, вызывается двумя факторами. Во-первых, человек заканчивает профессиональное учебное заведение. Ему приходится искать работу, что само по себе не просто в наше время, когда работодатели предпочитают работников с опытом. Устроившись на работу, человек должен адаптироваться к условиям труда и новому коллективу, учиться применять полученные теоретические знания на практике (известно, что обучение в вузе, в основном, теоретическое) при этом выпускник может услышать фразу «Забудь все, чему тебя учили, и учись заново на практике». Часто реальные условия труда не соответствуют представлениям и надеждам человека, в этом случае, чем дальше от реальности были жизненные планы, тем тяжелее будет переживаться кризис.

Данный кризисчасто соотносится также с кризисом семейных взаимоотношений. После первых лет брака у многих молодых людей исчезают иллюзии, романтический настрой, обнаруживается несходство взглядов, конфликтность позиций и ценностей, больше демонстрируются отрицательные эмоции, партнеры чаще прибегают к спекуляциям на взаимных чувствах и манипулированию друг другом («если ты меня любишь, то. »). В основе кризиса семейных отношений могут лежать агрессия в семейных отношениях, жестко структурированное восприятие партнера и нежелание принять во внимание многие другие стороны его личности (особенно те, которые противоречат сложившемуся о нем мнению). В прочных браках, как показывают исследования, доминируют мужья. Но там, где их власть слишком велика, стабильность брака нарушается. В прочных браках важна совместимость по второстепенным, а не по основным личностным характеристикам супругов. Супружеская совместимость с возрастом увеличивается. Считается, что хорошая разница между супругами — 3 года, что родившиеся в первые годы брака дети укрепляют супружеские отношения. Кроме того, исследования показывают, что мужчины чувствуют себя счастливыми в браках, где супруга на 94% похожа по физическим и личностным особенностям, по темпераменту и т.д. на их собственную мать. У женщин эти корреляции меньше, поскольку женское влияние в семье обычно сильнее, чем мужское.

Очень часто в это время отмечаются ролевые внутриличностные конфликты:например, молодой отец разрывается между ролью отца и семьянина и ролью профессионала, специалиста, делающего карь­еру, или молодая женщина должна совместить в себе роль жены, матери и профессионала. Ролевые конфликты такого типа в молодо­сти практически неизбежны, поскольку для личности невозможно жестко разграничить в пространстве и времени своей жизни саморе­ализацию в разных видах деятельности и разные формы социальной активности. Выстраивание личностных ролевых приоритетов и иерар­хий ценностей — путь разрешения данного кризиса, связанный с переосмыс­лением собственного «Я» (с установкой от детского к взрослому).

Второй кризис часто называют кризисом 30 лет или нормативным кризисом. В тех случаях, когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых «культурных высот», часто осмысляемых как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), моло­дой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из «неорганичной» среды, поскольку сам возраст предполагает знание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения — «сделать жизнь самому», по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

Кроме того, этот кризис для многих совпадает с подростковым кризисом их старших детей, что усугубляет остроту его переживания («я для тебя жизнь положил», «я для тебя пожертвовала молодостью», «лучшие годы отданы тебе и детям»).

Т.к. данный кризис связан с переосмыслением ценностей и жизненных приоритетов, он может проходить достаточно тяжело у людей с узкой направленностью течения жизни (например, женщина после окончания учебного заведения выполняет роль только домашней хозяйки; или, напротив, поглощена построением карьеры и осознает нереализованность материнского инстинкта).

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе. Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается третий кризис зрелости - сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивыйпериод, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, дей­ствительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни.Особенно острым становится это противоречие в случае нега­тивных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни, и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку (еще и еще раз) «сделать жизнь» по соб­ственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

Одновременно она преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к про­счетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как толь­ко. (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, достигну такой-то дол­жности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касаю­щиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.

Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преус­певающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать про­изводительного профессионального труда, но одновременно укло­ниться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными. Они демонстрируют либо «уход в болезнь» (чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, как правило, сопровождаемое убеж­дением других, что по сравнению с поддержанием здоровья «все остальное — неважно»), либо «феномен зеленого винограда» (объяв­ляется, что работа — не главное в жизни, и человек уходит в сферу непрофессиональных интересов — заботу о семье и детях, строитель­ство дачи, ремонт квартиры, хобби и т.д.), либо уход в общественную или политическую деятельность («сейчас не время корпеть над кни­гами. », «теперь каждый человек как патриот должен. »). Люди, ре­ализующиеся в своей профессии, значительно менее заинтересованы в таких компенсаторных формах активности.

Если ситуация развития неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмер­ная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. Казалось бы, объективно человек по­лон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профес­сию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и един­ственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблаго­получие, то они этому способствуют). Если условия благоприятствуют такой тенденции, то происходит физическая и психологическая инвалидизация личности, подготовленная всеми предшествующими стади­ями, если соотношения сил в их течении складывались в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена часть неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возникшую самопоглощенность и личностное оскудение.

Следует отметить, что на переживание кризиса влияет привычка человека сознательно организовывать свою жизнь. К 40 годам у человека накапливаются признаки старения, ухудшается биологическая саморегуляция организма.

Четвертый кризис переживается человеком в связи с выходом на пенсию (55-60 лет). Существует два типа отношения к выходу на пенсию:

1. Одни люди рассматривают пенсию как освобождение от надоевших ненужных обязанностей, когда наконец-то можно посвятить время себе и своей семье. В данном случае выход на пенсию ждут с нетерпением.

2. Другие люди переживают «шок отставки», сопровождаемый пассивностью, отдалением от окружающих, чувством невостребованности, потерей уважения к себе. Объективными причинами такого отношения являются: отдаление от референтной группы, потеря важной социальной роли, ухудшение материального положения, отделение детей. Субъективными причинами – неготовность перестроить свою жизнь, неумение заполнить время чем-то иным, помимо работы, стереотипное восприятие пожилого возраста как конца жизни, отсутствие в жизненной стратегии приемов активного преодоления трудностей.

Но следует отметить, что и для первого личностного типа, и для второго выход на пенсию означает необходимость перестройки собственной жизни, что создает определенные трудности. Кроме того, кризис усугубляется биологическим климаксом, ухудшением здоровья, появлением возрастных соматических изменений.

Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст око­ло 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, пережива­ют чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни. Боль­шинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начи­нают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 696 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: