Заместитель директора по безопасности в школе есть ли должность

Опубликовано: 06.07.2024

1.1.Должностная инструкция заместителя директора по о безопасности разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования" (Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования").Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»,, Трудового кодекса РФ.

1.2.Заместитель директора по безопасности назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по безопасности его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3.Заместитель директора по безопасности должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.4.Заместитель директора по безопасности подчиняется непосредственно директору школы.

1.5.Заместителю директора по безопасности непосредственно подчиняются (в пределах своей компетенции) все работники образовательного учреждения.

1.6.В своей деятельности заместитель директора по безопасности руководствуется конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Семейным кодексом Российской Федерации, указами президента Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы, трудовым договором.

2. Должностные обязанности

2.1. Заместитель директора школы по безопасности обязан:

2.1.1. знать и руководствоваться в своей деятельности требованиям законодательных и нормативных правовых документов по обеспечению безопасности, охране труда, предупреждению и недопущению террористических актов, по борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма;

2.1.2. организовать в образовательном учреждении работу по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, противодействию экстремизму, по противопожарной безопасности и электробезопасности, предупреждению производственного травматизма, соблюдению внутреннего режима и поддержанию общественной дисциплины;

2.1.3. разрабатывать документы планирования мероприятий по безопасности, антитеррористической защищенности и гражданской обороне, проекты приказов, распоряжений, инструкции, памятки, наглядную агитацию и др. документы;

2.1.4. принимать участие в разработке годового и месячных планов работы в части, касающейся подготовки и проведения мероприятий по профилактике правонарушений;

2.1.5. планировать и проводить занятия по подготовке педагогов, обслуживающего персонала по вопросам, касающимся безопасности, антитеррористической защиты, гражданской обороны и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении;

2.1.6. осуществлять контроль за содержанием в исправном состоянии охранно-сторожевых устройств (систем) в учреждении;

2.1.7. организовать работу по соблюдению требований внутриобъектового режима, правил внутреннего распорядка, предупреждению антиобщественного поведения обучающихся в образовательном учреждении;

2.1.8. организовать и вести воинский учёт и бронирование; работу по допризывной подготовке обучающихся в соответствии с действующим законодательством;

2.1.9. организовать и поддерживать взаимодействие с органами внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, военного комиссариата, прокуратуры по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности, основам военной службы;

2.1.10. оказывать помощь педагогическим работникам в обеспечении безопасности и общественного порядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;

2.1.11. разрабатывать документы и проводить специальные учения (тренировки) по действиям обучающихся и педагогического состава в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, тренировки по плану ГО;

2.1.12. контролировать содержание в безопасном состоянии и в надлежащем порядке подвальных, подсобных, хозяйственных, технических, чердачных помещений, а пожарные краны, средства пожаротушения, запасные выходы в готовности к использованию;

2.1.13. обеспечивать предварительный контроль подготовки мест проведения массовых мероприятий, постоянного нахождения обучающихся и сотрудников на предмет их безопасности;

2.1.14. лично контролировать учет, состояние хранения пневматического оружия, приборов радиационной, химической разведки, средств индивидуальной защиты, медицинских препаратов, химикатов, ядотехнических жидкостей на предмет обеспечения надежной сохранности их и недопущения несанкционированного доступа к ним;

2.1.15. организовать работу среди обучающихся по военно-патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни, участие обучающихся в школьных, городских, областных и российских мероприятиях патриотической направленности; осуществлять контроль за качеством военной и специальной подготовки обучающихся кадетских классов;

2.1.16. соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, положений и требований должностной инструкции, поддерживать уровень квалификации, достаточный для выполнения возложенных должностных обязанностей.

2.2. Заместитель директора школы по безопасности организует:

- работу в образовательном учреждении по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности всех категорий сотрудников и обучающихся, по выполнению задач гражданской обороны, требований по обеспечению правопорядка и поддержанию общественной дисциплины;

- воспитательную и разъяснительную работу по вопросам выполнения требований общественной и личной безопасности, проявления бдительности ко всем фактам и проявлениям, создающим опасность жизни, здоровью сотрудников и обучающихся во время нахождения их в образовательном учреждении, недопущению проявлений экстремизма и антиобщественного поведения;

- работу по планированию и проведению мероприятий, занятий, тренировок с работниками и обучающимися по действиям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (ГО) в образовательном учреждении;

- работу по развитию материально-технической базы кабинета ОБЖ.

Заместитель директора школы по безопасности имеет право:

3.1. требовать от всех должностных лиц и обучающихся в учреждении точного и неукоснительного выполнения положений руководящих документов по обеспечению безопасности в образовательном учреждении, по предупреждению и недопущению террористических актов, поддержанию общественного порядка, установленных правил и дисциплины;

3.2. проводить проверки состояния внутриобъектового режима и выполнения установленного распорядка. В пределах своих полномочий принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности, ГО, согласуя их с директором учреждения;

3.3. вносить предложения по совершенствованию деятельности образовательного учреждения по обеспечению общественной и личной безопасности обучающихся и персонала, правильной эксплуатации оборудования и имущества, развитию и совершенствованию материально-технической базы;

3.4. вносить дополнения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования, помещений, в пределах определенной ему компетенции;

3.5. отдавать распоряжения сотрудникам учреждения и обучающимся по вопросам обеспечения безопасности, выполнению требований по обеспечению правопорядка, установленных правил техники безопасности;

3.6. принимать неотложные меры для выявления, предупреждения и пресечения всех предпосылок, создающих опасность жизни, здоровью обучающихся и сотрудников учреждения, защите от терроризма и других опасных проявлений.

4. Ответственность

4.1. Заместитель директора школы по безопасности назначается и освобождается от должности директором учреждения.

4.2. Непосредственным руководителем, отдающим распоряжения и указания для заместителя директора по безопасности, является директор образовательного учреждения.

4.3. На период временного отсутствия директора образовательного учреждения заместитель директора по безопасности может исполнять его обязанности в порядке, предусмотренном процедурой замещения должностей.

4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей заместитель директора по безопасности привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, определенном Трудовым кодексом РФ.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, заместитель директора по безопасности несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора по безопасности может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместителя директора по безопасности привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора по безопасности несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора по безопасности:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня, исходя из 40-часовой рабочей недели.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы .

6.3. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.

6.4. Визирует приказы директора школы по вопросам охраны труда, техники безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

6.6. Исполняет обязанности директора школы и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора

6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после его получения.

Статья опубликована при поддержке онлайн сервиса "Займер". Сервис работает в автоматическом режиме, робот проверит Вашу заявку за 2 минуты и переведёт деньги на карту за 11 секунд, любая кредитная история, круглосуточная выдача без выходных и праздников. Для оформления заявки необходим только паспорт, Вы получаете скидки и бонусы, а также автоматическое улучшение кредитной истории после успешно закрытого займа. Всю подробную информацию можно узнать по ссылке: zaimer.kz/articles/bez-spravok

1. Заместитель руководителя образовательного учреждения обязан:

1.1. Знать и руководствоваться в своей деятельности требованиями законодательных и нормативных правовых документов по обеспечению безопасности, охране труда, предупреждению и недопущению террористических актов, по борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма.

1.2. Организовать в образовательном учреждении работу по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, противодействию экстремизму, по противопожарной безопасности и электробезопасности, предупреждению производственного травматизма, соблюдению внутреннего режима и поддержанию общественной дисциплины.

1.3. Разрабатывать документы планирования мероприятий по безопасности, антитеррористической защищенности и гражданской обороне, проекты приказов, распоряжений, инструкции, памятки, наглядную агитацию и др. документы.

1.4. Принимать участие в разработке годового и месячных планов воспитательной работы в части, касающейся подготовки и проведения мероприятий по привитию устойчивости к вовлечению обучающихся (воспитанников) и сотрудников учреждения в экстремистские организации и противоправные действия.

1.5. Планировать и проводить занятия по подготовке преподавательского состава, обслуживающего персонала по вопросам, касающимся безопасности, антитеррористической защиты, гражданской обороны и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.

1.6. Осуществлять контроль за выполнением договорных обязательств со стороны охранной организации и содержанием в исправном состоянии охранно-сторожевых устройств (систем) в учреждении.

1.7. Организовать работу по соблюдению требований внутри объектового режима, правил внутреннего распорядка, предупреждению антиобщественного поведения обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении.

1.8. Организовать работу детских общественных организаций и родительской общественности (родительских комитетов, групп, ученического органа самоуправления, организаций «Юный дружинник», «Юный пожарный», «Юный инспектор по безопасному движению» и др.) по обеспечению общественного порядка в образовательном учреждении.

1.9. Организовать и поддерживать взаимодействие с органами внутренних дел, ФСБ, ГО и ЧС, прокуратуры по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности. Согласовывать планы работы учреждения, другие документы, касающиеся обеспечения безопасности в образовательном учреждении, с правоохранительными органами.

1.10. Оказывать помощь педагогическим работникам в обеспечении безопасности и общественного порядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

1.11. Разрабатывать документы и проводить специальные учения (тренировки) по действиям обучающихся (воспитанников) и педагогического состава в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, тренировки по плану ГО.

1.12. Контролировать содержание в безопасном состоянии и в надлежащем порядке подвальных, подсобных, хозяйственных, технических, чердачных помещений, требовать от ответственных должностных лиц содержания их закрытыми и опечатанными, а пожарные краны, средства пожаротушения, запасные выходы в готовности к использованию.

1.13. Обеспечивать предварительный контроль подготовки мест проведения массовых мероприятий, постоянного нахождения обучающихся (воспитанников) и сотрудников (аудиторий, классов, кабинетов, спортивных залов, спортивных городков, производственных мастерских и др. помещений) на предмет их безопасности.

1.14. Лично контролировать учет, состояние хранения пневматического оружия, приборов радиационной, химической разведки, средств индивидуальной защиты, медицинских препаратов, химикатов, ядотехнических жидкостей на предмет обеспечения надежной сохранности их и недопущения несанкционированного доступа к ним.

1.15. Соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, положений и требований должностной инструкции, поддерживать уровень квалификации, достаточный для выполнения возложенных должностных обязанностей.

  • работу в образовательном учреждении по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности всех категорий сотрудников и обучающихся (воспитанников), по выполнению задач гражданской обороны, требований по обеспечению правопорядка и поддержанию общественной дисциплины;
  • воспитательную и разъяснительную работу по вопросам выполнения требований общественной и личной безопасности, проявления бдительности ко всем фактам и проявлениям, создающим опасность жизни, здоровью сотрудников и обучающихся (воспитанников) во время нахождения их в образовательном учреждении, недопущению проявлений экстремизма и антиобщественного поведения;
  • работу по планированию и проведению мероприятий (занятий, тренировок) с преподавательским составом, обучающимися (воспитанниками) по действиям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (ГО) в образовательном учреждении;
  • организует пропускной режим и контроль выполнения договорных обязательств по оказанию охранных услуг охранными предприятиями.

Заместитель директора образовательного учреждения имеет право:

1.17. Требовать от всех должностных лиц и обучающихся (воспитанников) в учреждении точного и неукоснительного выполнения положений руководящих документов по обеспечению безопасности в образовательном учреждении, по предупреждению и недопущению террористических актов, поддержанию общественного порядка, установленных правил и дисциплины.

1.18. Проводить проверки состояния внутриобъектового режима и выполнения установленного распорядка. В пределах своих полномочий принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, ГО, согласуя их с руководителем учреждения.

1.19. Вносить предложения по совершенствованию деятельности образовательного учреждения по обеспечению общественной и личной безопасности обучающихся и персонала, правильной эксплуатации оборудования и имущества, развитию и совершенствованию материально-технической базы.

1.20. Вносить дополнения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования, помещений в пределах определенной ему компетенции.

1.21. Отдавать распоряжения сотрудникам учреждения и обучающимся (воспитанникам) по вопросам обеспечения безопасности, выполнению требований по обеспечению правопорядка, установленных правил техники безопасности.

1.22. Принимать неотложные меры для выявления, предупреждения и пресечения всех предпосылок, создающих опасность жизни, здоровью обучающихся (воспитанников) и сотрудников учреждения, защите от терроризма и других опасных проявлений.

II. Квалификационные требования

2.1. Для замещения должности заместителя руководителя образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму необходимо иметь:

а) по уровню профессионального образования: высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо военное, юридическое, историческое, политологическое, философское или образование, считающееся равноценным;

б) по стажу и опыту работы по специальности:

– стаж работы по специальности не менее трех лет;

в) по уровню знаний законодательства:

– знание Конституции РФ, федерального законодательства и нормативно-правовых актов г. Москвы, регламентирующих вопросы безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, гражданской обороне;

г) по уровню компьютерной грамотности:

– владение вычислительной техникой на уровне персонального пользователя.

III. Ответственность

3.1. Заместитель руководителя образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму назначается и освобождается от должности руководителем образовательного учреждения.

3.2. Непосредственным руководителем, отдающим распоряжения и указания для заместителя руководителя образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, является руководитель образовательного учреждения.

3.3. На период временного отсутствия руководителя образовательного учреждения заместитель руководителя образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму может исполнять его обязанности в порядке, предусмотренном процедурой замещения должностей.

3.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей заместитель руководителя образовательного учреждения по вопросам безопасности, противодействия терроризму и экстремизму привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, определенном Трудовым кодексом РФ.

МОСКВА, 24 мая. /ТАСС/. Инициатива МВД России о введении в школах должности заместителя директора по безопасности образовательного процесса потребует серьезных финансовых вложений, при том, что эти функции уже возложены на руководство образовательных организаций. Вместо расширения штата в учебных заведениях необходимо уделить больше внимания воспитанию подростков, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее первый замначальника Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ Игорь Морозов сообщил, что министерство предлагает ввести в школах должность заместителя директора по безопасности образовательного процесса. По его словам, несовершеннолетние все чаще проявляют интерес "к новому движению, которое пропагандирует насилие в школах", однако мер безопасности в виде рамок металлоискателей, видеонаблюдения, привлечения охраны уже недостаточно. Способствовать решению проблемы, по его мнению, могло бы введение новой должности.

"Честно признаемся, у школ нет финансовой возможности, чтобы такую должность ввести. Дополнительных средств при подушевом финансировании никто на такие цели не выделяет. Но, тем не менее, обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности в любом случае у кого-то из заместителей директора в должностных инструкциях фигурируют, в большинстве случаев они совмещают функции. А введение отдельной должности на сегодняшний день невозможно, потому что, получается, у кого-то надо отобрать деньги, чтобы кому-то дать", - сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки Бурятии Валерий Поздняков.

Он отметил, что после инцидента, произошедшего в январе 2018 года, когда ученик девятого класса, вооруженный топором, напал на детей и учителя в местной школе, а затем поджег помещение при помощи бутылок с зажигательной смесью, в школах Бурятии ввели дополнительные 118 ставок психологов и выделили средства на охрану, установку металлодетектеров и видеокамер.

В Минобразования Башкирии оценили стоимость введения новой должности в школах примерно в 700 млн рублей , в Пермском крае - в 480,7 млн рублей, а в Тамбовской области - примерно в 100 млн рублей.

Горький опыт Керчи

По мнению зампредседателя Государственного совета Республики Крым Владимира Бобкова, необходимость усиления безопасности в школах стала очевидной после трагедии в Керченском политехническом колледже, когда в результате нападения одного из студентов погиб 21 человек, более 60 были ранены. По его словам, за последнее время в регионе проведена серьезная работа по оборудованию средствами пожаротушения, сигнализациями и камерами наблюдения, однако для введения должности заместителя по безопасности, в республике попросту не хватит кадров.

"Все руководители отрасли образования сетуют на "кадровый голод". Потому что, в принципе введение отдельной должности по безопасности - хорошая идея, вопрос только в том, где мы с ходу возьмем столько квалифицированных кадров, которые способны эту работу выполнить качественно. А в Крыму на сегодня более 1,2 тыс. учебных заведений. Но не двигаться по этому пути тоже нельзя, идея правильная, но, нужно еще продумать с точки зрения, как мы будем готовить этих заместителей", - отметил он.

Директор школы №36 Великого Новгорода Светлана Матвеева инициативу считает своевременной, однако без комплексного подхода, по ее мнению, проблему безопасности учебных заведений не решить. "В большей части образовательных учреждений охрана осуществляется просто обычными людьми: бабушками, дедушками, как правило, просто людьми без какой-либо квалификации и без каких-то систем, опыта охраны. Один заместитель тоже не сделает ничего, он же не встанет во всех точках один, поэтому это должна быть служба, возможно, не при каждом образовательном учреждении, может быть, при органе управления эта служба, которая занималась бы всеми этими вопросами. Я не могу сказать, что это должна быть обязательно такая должность типа директора, это должна быть система", - сказала Светлана Матвеева.

Комплексно подходят к вопросу безопасности в школах в Пермском крае. Так, в прошлом году в Перми начал работу пилотный проект "Кластер безопасности", который предполагает ответственность одного подрядчика за физическую охрану и техобслуживание учреждений. При поступлении тревожного сигнала в единую диспетчерскую службу это позволяет эффективнее контролировать системы безопасности и быстрее реагировать на внештатные ситуации. Кроме того, в регионе развито межведомственное взаимодействие, которое способствует раннему выявлению риска социально опасного поведения подростков.

"Мне кажется, у каждой школы должен стоять пост полиции. Это действительно нужно. Мое глубокое убеждение, что у каждой школы должна стоять полицейская машина с бригадой, закрепленной за учебным учреждением. Это крайне важно, как для школ, находящихся в центре города, так и для школ, находящихся в удаленных районах, на окраинах", - сказал директор специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета Андрей Мартьянов.

Актуально в больших городах, а не в селах

Ряд экспертов, опрошенных ТАСС, считают, что идея, предложенная МВД, больше подходит только для крупных городов.

"На мой взгляд, введение такой должности могло бы быть целесообразно в больших школах и в случае проведения массовых мероприятий. Очевидно, что на таких мероприятиях нужен бы был человек, отвечающий за безопасность, в то время как, например, в сельских школах, где учатся иногда по 10 человек, этого не требуется", - поделился мнением психолог, председатель общественного совета при министерстве образования Саратовской области Сергей Саратовской.

Эту же точку зрения поддерживает уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова, по мнению которой, при подборе кадров также важно учитывать образование специалиста, чтобы избежать некорректного отношения к детям.

"Такой заместитель должен не только смотреть техническую сторону вопроса, но в том числе вопросы воспитательного характера. То есть должна быть выстроена система работы с детьми: какие-то игры, интерактивные мероприятия. Все-таки должна быть должность не военная, а педагогическая", - сказала Смирнова ТАСС.

Идея не нова

Как сообщила журналистам директор департамента образования Владимирской области Ольга Беляева, введение должности заместителя по безопасности не является новацией, такие специалисты уже работают во многих школах региона в соответствии с предложением областной антитеррористической комиссии. Однако решение о необходимости введения такой ставки находится в компетенции руководителей учебных заведений. Заместители по безопасности уже несколько лет также работают и в школах республики Коми.

"В образовательных организациях республики уже давно введена должность заместителя директора по безопасности, очень четко выстраивается работа, связанная с безопасностью школьников. Это не ноу-хау. Замдиректора по безопасности - как раз и есть тот человек, который отвечает за организацию работы всего коллектива, учеников, связанную с безопасностью. Еще дополнить одним заместителем директора по безопасности, я считаю, что это лишнее", - отметила уполномоченный по правам ребенка республики Коми Нелли Струтинская, по мнению которой, для предотвращения опасных ситуаций, связанных с поведением подростков, необходимо больше внимания уделять разъяснительной работе с детьми и родителями.

Решение проблемы безопасности - в воспитательной плоскости

Главный внештатный психолог Минздрава РФ по СЗФО Лариса Цветкова считает, что предложение о введении в школе поста ответственного за безопасность образовательного процесса является "научно необоснованным и, скорее, административным, кажущимся лежащим на поверхности простым способом", который не решает основной задачи.

"Если мы направим усилия на то, чтобы формировать здоровую, гармоничную, благополучную личность, этого явления - [инцидентов в школах] - не будет вообще", - сказала она ТАСС. По мнению эксперта, более эффективным в этой связи было бы внедрять грамотно обоснованные профилактические программы, направленные на предотвращение деструктивного поведения, а также занятия творчеством и проведение спортивных соревнований.

"На самом деле проблема не в системе охраны. В школах установили электронные пропуска, турникеты, видеонаблюдение, в школу стало сложнее попасть постороннему человеку - это факт. Но проблема кроется не во внешней угрозе, это же не кто-то со стороны пришел, сами ученики школ становятся источником опасности, потому что любая палка, найденная в той же школе, может стать орудием преступления. Необходимо работать с причиной конфликтов, которые происходят внутри школ, предотвращать эти конфликты", - сказал ТАСС уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин.

Мысль о том, что решение проблемы безопасности в школах во многом лежит в воспитательной плоскости, ТАСС также выразила уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области Елена Филинкова. "Думаю, современная школа больше нуждается в финансировании воспитательного процесса. Необходимы и квалифицированные психологи. Полномочия по безопасности может выполнять и сам директор", - пояснила собеседница агентства.

И.о. вице-премьера Башкирии Ленара Иванова также предлагает вместо расширения штата руководителей школ усилить профилактическую работу психологов с детьми и взрослыми, а президент региональной общественной организации "Продвинутые родители" Ирина Банникова - заниматься в школах просветительской деятельностью. Региональный детский омбудсмен Милана Скоробогатова считает, что предотвратить опасные явления среди школьников можно, вовлекая их в дополнительное образование.

Мнение Минпросвещения

В пресс-службе Министерства просвещения РФ сообщили, что вопросы о введении новой должности не обсуждались на межведомственном уровне и не могут приниматься без детального обсуждения. Кроме того, по данным министерства, сейчас подготовлен и проходит необходимые процедуры согласования новый проект постановления, регулирующий требования по защищенности объектов, где расширены категории защищенности и конкретизированы критерии.

Уважаемые коллеги, в связи с последними печальными событиями проблема безопасногсти образовательных учреждений становится актуальной как никогда. Возникает вопрос: нужен ли школе заместитель директора по безопасности? Может быть, в практике работы каких-либо школ уже введена такая должность в штатное расписание. Хотелось бы услышать ваши комментарии.

Ответы


Возможно такая ставка уже есть, это ОБЖ. Зачем вводить новые?


У нас в школе целая ставка преподавателя и организатора ОБЖ.


Думаю, что преподаватель ОБЖ и заместитель директора по безопасности - это разные штатные единицы.


Однокурсница работает в одной из подмосковных школ заместителем директора образовательного учреждения по обеспечению безопасности.


Юлия Юрьевна, в московском регионе значит нужны такие ставки вводить, а у нас почему нет?


Людмила Петровна, думаю, что постепенно местные власти придут к такой необходимости. Только вот мне будет жалко человека, на плечи которого ляжет весь груз ответственности, если (не дай бог) произойдет какое-либо ЧП.


Заинтересовалась и нашла в интернете информацию по данному вопросу.
В подмосковных школах должность заместителя директора образовательного учреждения по обеспечению безопасности введена в штатные расписания постановлением Правительства Московской области в сентябре 2004 года после печально известных событий в Беслане. На заместителей руководителей по безопасности была возложена непростая и многоплановая работа по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения.


Под комплексной безопасностью подразумевается совокупность мер и мероприятий по обеспечению безопасного функционирования образовательного учреждения и готовности сотрудников и обучающихся образовательного учреждения к разумным и целесообразным действиям при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.


Основными в работе заместителей руководителей по безопасности являются следующие направления:
- Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
- Физическая охрана и инженерно-техническая укрепленность учреждения.
- Пожарная безопасность.
- Электробезопасность.
- Охрана труда.
- Гражданская оборона.


У нас в школе в настоящее время есть специалист по охране труда.


Юлия Юрьевна, а у нас и специалиста по охране труда нет.


В нашей школе уже с января 2016 года работает заместитель директора по безопасности, который организовывает всевозможные мероприятия по обеспечению безопасности школьников. Учитель ОБЖ - это другой человек. Он преподает предмет, а у Дениса Викторовича другой функционал. Я считаю, что введение в школах ставки Зам. директора по безопасности - необходимое и нужное явление.


Вот видите, ситуация проясняется.


Нет дополнительного финансирования, нет подготовленного специалиста и штатных единиц такого рода тоже нет. Скорее всего, вменят кому-либо из педагогов дополнительные обязанности, если наступит пора


У нас преподаватель ОБЖ и заместитель директора по безопасности - в одном лице, уж как там по оплате, не знаю, он всё и организовывает, вместе с учителем физкультуры и педагогом по доп. образованию (кадетскому воспитанию)

Безопасность определяется как состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества и государства от внутренних ивнешних угроз.

Жизненно важные интересы - этосовокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечиваетсуществование и возможностипрогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза безопасности - этосовокупность условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, общества,государства.

Объект безопасности - этоличность, ее права и свободы, общество и его материальные и духовныеценности.

Основной субъект обеспечения безопасности -государство, котороеосуществляет функции в этой области через органы законодательной,исполнительной и судебной властей.

Реальная и потенциальная угроза объектамбезопасности, исходящая от внутренних ивнешних источников опасности, определяетсодержание деятельности по обеспечению безопасности.

Целии основные составляющие комплексной безопасности

Цели безопасности - о беспечениефизической безопасности жизни и здоровья людей, получающих социальное обслуживание.

Основные составляющие комплекснойбезопасности учреждения:

1. Антитеррористическаязащищенность и охрана.

3. Защита от чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона.

4. Охранатруда и меры безопасности

6. Энергетическаяи экологическая безопасность.

7. Правопорядоки дисциплина.

ВзаимодействиеМинистерства, его территориальных

структурныхподразделений и подведомственных учреждений.

Основные направленияи мероприятия в системе работы должностных лиц по обеспечению комплекснойбезопасности

Системаработы должностного лица

Система работы должностного лица –это упорядоченная совокупность всего комплекса возлагаемых на него задач ифункций, обеспечивающая целесообразное распределение усилий, времени, методов иформ работы в интересах выполнения стоящих задач.

Она формируется с целью упорядочивания его повседневной служебнойдеятельности по выполнению требований руководящих документов согласнозанимаемой должности и должностных обязанностей.

Система работы должностного лица основывается на планировании его личнойработы, в ходе которого разрабатываются:

порядок выполнения должностных обязанностей в течение года;

типовой порядок личной работы на месяц;

типовой порядок личной работы на неделю.

В порядок выполнения должностных обязанностей в течение года включаютсяобязанности с периодичностью их выполнения ежемесячно(ежеквартально) и в течение полугодия (года) с привязкой к дате.

В типовой порядок личной работы на месяц включаются обязанности,выполняемые ежемесячно и еженедельно,которые конкретизируются по дням недели текущего месяца.

В типовой порядок личной работы на неделю включаются обязанности,выполняемые еженедельно и ежедневно, которые распределяются по часамдней недели в соответствии с установленным регламентом служебного времени.

Перечень должностныхобязанностей,

выполняемых заместителемруководителя учреждения по безопасности

ЕЖЕДНЕВНО(в рабочие дни):

Проверятьнесение службы охранниками, знание ими обязанностей и должностной инструкции, умениепрактически действовать в различных ситуациях. Проверять правильность организации контрольно-пропускногорежима на территорию объекта людей и автомобильного транспорта, о чем делать соответствующие записи вЖурнале приема и сдачи дежурства по объекту.

Проверятьналичие связи (телефонной, радио) с силовыми структурами МВД, ФСБ, МЧС, местными органами власти, другими органами иорганизациями, находящимися на территории муниципальногообразования, взаимодействующими повопросам безопасности, гражданской обороны имобилизационной готовности учреждения.

Проверятьпо средствам связи работоспособность кнопок экстренного вызова милиции (прохождение сигнала) без вызова группы экстренного реагирования.

Осуществлятьобход, осмотр и контроль исходного состояния по «Маршрутной карте» основных зданий, сооружений итерритории объекта иорганизовать немедленное устранение обнаруженных недостатков, непосредственно влияющих наантитеррористическую защищенность и пожарную безопасность учреждения.

Проверятьнеобитаемые и нежилые объекты, здания, подвалы, чердаки, а также дорожныепокрытия на предмет возможной закладки взрывных устройств;

Проверятькачество несения внутренней службы дежурным медицинским персоналом. Контролировать выполнение распорядкадня и режима пребывания, ведение учета проживающих и групп особого риска.

Осуществлять контроль засохранностью и содержанием в постояннойготовности к применению первичныхсредств пожаротушения.

Уточнять расчет сил и средств для предупреждения иликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Контролироватьвыполнение персоналом учреждения правил эксплуатации автомобильного транспорта.

Контролироватьвыполнение персоналом учреждения мер по защите информации.

Анализироватьвыполнение задач дня и уточнять план работы на следующий день.

Представлятьдоклад (утром и вечером) руководителю учреждения о состоянии системыбезопасности на объекте, выявленных недостатках и принимаемых мерах по их устранению. Немедленно докладывать руководителюучреждения, во взаимодействующие органы и организации и вышестоящие инстанции олюбых фактах изменения повседневной обстановки.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

Проверятьнесение службы и выполнение специальных обязанностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций дежурнымперсоналом и охранниками в ночное времясуток (после 00 часов).

Проверятьтехническое состояние и функционирование средств звуковой, визуальной сигнализации и оповещения овозникновении чрезвычайных ситуаций.

Контролироватьпроведение ремонтно-строительных работ на предмет выявления фактов возможнойподготовки террористического акта.

Контролироватьсодержание в противопожарном состоянии подвальных, подсобных, хозяйственных, технических,чердачных помещений, их закрытие и опечатывание.

Контролироватьсостояние запасных выходов, их готовность к эвакуации, наличие и порядок хранения ключей.

Контролироватьсостояние учета, хранения и использования средств индивидуальной защиты, медицинских препаратов, химикатов,ядовитых технических жидкостей на предмет обеспечения надежной их сохранности и недопущения несанкционированного доступа к ним.

Проводить занятия (инструктажи)с персоналом, заступающим на дежурство в выходные и праздничные дни.

Контролироватьсостояние безопасности информации на объектахЭВТ учреждения.

Анализироватьвыполнение задач за неделю, готовить материал для подведения итогов за неделю иуточнять задачи на следующую неделю.

Представлятьдоклад (по пятницам) руководителю учреждения о состоянии системыбезопасности на объекте, выявленных недостатках и принимаемых мерах по их устранению.

Анализироватьсостояние антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, охраны труда и достаточностьпринимаемых мер по предупреждению и локализации возможных чрезвычайных ситуаций . Результаты анализа оформлятьписьменно. Выявленные недостатки включать в разрабатываемые на месяц планы работы учреждения по организации ипроведению мероприятий попрофилактике террористических угроз, пожарной безопасности и охране труда.

Представлять в Министерство установленным порядком доклад о состоянии дел по комплекснойбезопасности (до 25 числа месяца) .

Проводитьзанятия и тренировки с персоналоми проживающими учреждений,получающими социальной обслуживание, по действиям по сигналам оповещения, при угрозе совершениятеррористического акта, возникновении пожара, а также совместным действиям с силовымиструктурами.

Уточнятьс местными органами власти, МВД, МЧС, ФСБ порядок эвакуации и места временногоразмещения людей при возникновении пожаров, стихийных бедствий и других ЧСприродного и техногенного характера.

Организовывать проведение ежемесячноготехнического обслуживания инженерно-технических средств обнаружения, сигнализации, систем охраны и пожаротушения .

Организацияпроведения комиссионных проверок противопожарного состояния складскихпомещений, в первую очередьтех, в которых были большие поступления или накопления материалов.

Разрабатывать п ланы работы учреждения по организации и проведению
мероприятийпо профилактике террористических угроз, пожарной безопасности и охране труда на месяц.

Разрабатыватьи утверждать у руководителя ежемесячный план личной работы по обеспечению комплексной безопасности учреждения.

Контролироватьправильность учета, наличия и использования средств ЭВТ учреждения.

Анализироватьсостояние защиты конфиденциальной информации.

Анализироватьвыполнение задач за месяц, готовить материал для подведения итогов за прошедшиймесяц и формулировать замысел работы на следующий месяц.

В течение ПОЛУГОДИЯ (ГОДА):

Проводитьинструкторско-методические занятия и инструктажи с персоналом и проживающими с доведением под роспись в Журнале инструктажей основ антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, правил и мерохраны труда и электробезопасности.

Приниматьучастие в работе комиссии по аттестации и проверке морально-деловых качеств обслуживающегоперсонала и принимаемых на работуновых сотрудников.

Разрабатывать п ланы работы учреждения по организации и проведению
мероприятийпо профилактике террористических угроз, пожарной безопасности и охране труда на полугодие.

Проводитьпротивопожарный инструктаж всех работников независимо от квалификации, характера выполняемойработы под роспись в Журнале инструктажей.

Проводить проверкусостояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций и тканей.

Проводить проверкуработоспособности и исправности сети противопожарного водопровода (весной и осенью).

Проводить проверкусостояния и работоспособность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода путемпуска воды и проверку пожарных рукавов под давлением с последующей их перекаткой на «ребро».

Проверятьобеспеченность помещений, зданий и сооружений первичными средствам пожаротушения, их состояние исоответствие паспортным данным.

Проводить тренировки подействиям персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Организовать замерысопротивления изоляции электроустановок и электропроводки на соответствие требованиям ПУЭ (один разв год).

Организация обучения персонала по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим (не реже одного раза в год).

Организовать проведение регламентных работ потехническому обслуживанию ипланово-предупредительному ремонту на системах охраны, автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, оповещения людей о пожаре в соответствии с годовым планом- графиком.

Разрабатывать(уточнять) и утверждать у руководителя «Систему личной работы по обеспечениюкомплексной безопасности учреждения».

Готовитьпроект приказа о состоянии антитеррористической защищенности, пожарнойбезопасности, охраны труда в учреждении.

Принимать зачеты у персонала учреждения по знаниюдокументов по вопросам защиты конфиденциальной информации.

Анализироватьсостояние обеспечения безопасности информации, хранящейся и обрабатываемой средствами ЭВТ, а также сохранности в тайне основных сведенийпо организации антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте.

Анализироватьвыполнение задач за полугодие (год), готовить материал для подведения итогов запрошедшее полугодие (год) и формулировать замысел работы на следующее полугодие (год).

Кроме вышеперечисленных обязанностей заместитель руководителя учреждения побезопасности обязан организовывать и проводить работу по вопросам охраны труда, гражданской обороны, э нергетической иэкологической безопасности, м обилизационной подготовки, повышения квалификацииперсонала, участвовать в работе поукреплению п равопорядка и дисциплины, а также в р аботе с кадрами.

Перечень обязанностей по данным вопросам приведен в Системе личной работызаместителя руководителя по безопасности по выполнению должностныхобязанностей, утверждаемой руководителем учреждения.

Руководство Министерства требует неукоснительного внедрения данной системы работы в повседневнуюдеятельность, а руководителям учреждений и территориальных управлений Министерства осуществлять контроль за еевнедрением.

Даннаясистема должна находиться на рабочем столе руководителя и заместителя руководителя побезопасности.

Порядокработы руководителя (заместителя по безопасности) учреждения по выявлению и прогнозированиювнутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению инейтрализации в вопросах обеспечениикомплексной безопасности учреждения в повседневной жизнедеятельностидолжен осуществляться по следующей схеме:

Организация выполнения мероприятий безопасности

Контроль
выполнения
мероприятий
безопасности

Анализ состояния безопасности осуществляется должностными лицами учреждения, как правило,руководителем, заместителем руководителя по безопасности.Он включает сбор, классификацию, систематизацию данных о состоянии безопасности, установление характерныхпричин и недостатков в работе, формулирование соответствующих выводов иопределение мер по предотвращению случаевпричинения вреда жизни и здоровью персоналу.

Классификация информации осостоянии безопасности проводится по следующимосновным группам:

- учетпроисшествий и преступлений с гибелью личного состава;

- учет травми трудопотерь персонала.

На основании полученной информацииформируется проблема безопасности,которую необходимо разрешить. Для этого предстоит получить ответы на следующие вопросы:

1. Что происходит на объекте (с объектом);

2. Каковы причины происходящего;

3. Что за всем этим стоит, какие можноожидать последствия.

Систематизация собранного материала включает: изучениенедостатков, обстоятельств,причин, степени вины конкретных должностных лиц, принятых мер по недопущению в будущем подобныхнарушений, передового опыта; сравнение результатов с аналогичным периодом прошлого года.

Общиепричины недостатков и низкой эффективности работы делятся на две основные группы: первая- недостатки в организаторской деятельности должностных лиц и вторая - индивидуальныеособенности персонала.

К первой группе причин относятся:

- личнаянедостаточная подготовка руководящихдолжностных лиц к организации работы по обеспечению безопасности учреждения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение отдельнымииз них служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности в повседневной деятельности;

- неудовлетворительная организация вида деятельности несения дежурства,охраны объекта, работ на технике, занятий, ремонтно-строительных и хозяйственных работ;

- низкий уровень работы отдельных должностных лиц по обучению иподготовке персонала к выполнениютребований безопасности в повседневной деятельности;

- слабый контроль за соблюдением персоналом установленныхтребований безопасности при непосредственномвыполнении служебных задач (работ);

- недостаточная работа по изучению личных качеств персонала, отсутствие работы по индивидуальному выявлению лиц с признаками нервно-психической
неустойчивости;

- низкийуровень организаторской и воспитательной работы по
оздоровлению морально -психологической атмосферы, профилактике
правонарушений,нарушений правил взаимоотношений между персоналом,
неудовлетворительная организация медицинского обеспечения;

- ослабление работы должностных лиц с водительским составом, низкаярезультативность принимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ко второй группе причин относятся:

- физические недостатки, болезненное состояние, нарушениепсихики;

- негативныепроявления различных аспектов психологии личности (наличие признаковнервно-психологической неустойчивости, вредныхпривычек, а также отрицательные черты характера: конфликтность,невыдержанность, личная недисциплинированность, слабая мотивационная базаличностной направленности и т.д.);

- низкий уровень профессиональной подготовленности к выполнению должностныхобязанностей, несоблюдение требований безопасности.

Планирование мероприятий безопасности предусматривает выполнение требованийприказов министра,руководящих документов, норм и правил по вопросам безопасности, охраны жизни и здоровья персонала.

Планированиеосуществляют руководители учреждений и должностные лица, отвечающие за вопросыбезопасности.

Мероприятия по обеспечениюбезопасности включаются в следующие планы:

- План работы учреждения поорганизации и проведению
мероприятий по профилактикетеррористических угроз на полугодие ;

- Планработы учреждения по организации и проведению
мероприятий по профилактике пожарнойбезопасности на полугодие;

- Планработы учреждения по организации и проведению
мероприятий по охране труда на полугодие ;

Наосновании планов на полугодие составляются планы на месяц.

Планыдолжны предусматривать разделы организационных и технических мероприятий по вопросам безопасности.

Приполугодовом планировании мероприятий по безопасности необходимо рассматривать не толькомероприятия, но и стоимостную оценку планируемого мероприятия.

Планируемыемероприятия по обеспечению безопасности должны быть конкретными, учитыватьособенности выполняемых работ, соответствовать требованиям, руководящихдокументов, приказов и указаний по вопросам безопасности.

Вподразделе организационных мероприятий План должен предусматривать:

- изучениетребований приказов, указаний по вопросам безопасности, обзоров, происшествий;

- проведениепоказных и учебно-методических занятий, семинаров, дней и месячников безопасности, проведениеинструктажей;

- проведениеанализа состояния безопасности учреждения.

Вподразделе технические мероприятия должно быть предусмотрено:

- работапо совершенствованию материальной базы учреждения, приведения её к установленнымтребованиям безопасности, оснащение или наращиваниеразличными техническими элементами защиты;

- созданиеи обеспечение безопасных условий повседневной деятельности персонала, оборудование рабочих мест,проверка наличия, исправности средств защиты и умения персоналом ими пользоваться.

Читайте также: