Аннотация и резюме чем отличаются

Опубликовано: 01.10.2024

Каждый студент с первого до последнего курса по нескольку раз на семестр получает задание написать реферат. Однако не все учащиеся знают о такой разновидности реферативной работы, как реферат-резюме. Статья не только поможет разобраться, что это такое, но и раскроет особенности написания данного вида работы.

Что такое реферат-резюме?

Реферат-резюме

Что такое реферат-резюме?

На сегодняшний день в учебной практике используется несколько разновидностей реферативных работ, наиболее популярные из них – реферат-обзор и реферат-резюме.

Реферат-обзор пишется на основе нескольких источников информации по той или иной теме.

Реферат-резюме – это краткое изложение информации на основе одного источника. Главное условие этого вида работы – отсутствие субъективных мыслей.

Также существует синонимическое название реферата-резюме – индикативный реферат. Иногда студентов вводит в заблуждение название информативный реферат (реферат-конспект). Этот вид отличается от реферата-резюме тем, что кроме краткого описания положений первоисточника содержит сведения о методике исследования, его технической стороне.

Объем реферата-обзора обычно больше чем у реферата-резюме, однако количество страниц второго зависит еще и от объема первоисточника.

Реферат-резюме и аннотация: общие признаки и отличия

Признаки реферата-резюме

Особенности написания реферата-резюме.

Узнав о том, что в реферате-резюме кратко излагается суть одного источника, студенты часто путают его с аннотацией. Попробуем разложить по полочкам общее и то, что отличает эти работы.

  • относятся к вторичным документальные источникам информации;
  • компрессия (сокращение) объема информации с целью быстрого ознакомления читателя с содержанием источника;
  • отсеивание второстепенного, избыточных примеров, фактов, иллюстративного материала;
  • отобранная информация подается в систематизированном виде.
  • цель аннотации – перечислить основные вопросы или проблемы первоисточника;
  • реферат-резюме не ограничивается перечислением проблем, он кратко посвящает читателя в суть каждой из них;
  • если аннотация ограничивается справочной или рекомендательной функцией, то реферат является также самостоятельным носителем научной информации;
  • объем реферата больше аннотации.

Особенности написания

Общие требования к реферату-резюме

Требования к содержанию реферата-резюме.

Говоря об особенностях написания реферата-резюме, следует обратить внимание на два основных аспекта – общие требования к тексту работы и особенности структуры.

Общие требования к реферату-резюме

  • Предельный лаконизм.
  • Точность и информативность.
  • Объем реферата должен составлять 1/8 (10-15 %) от объема первичного документа.
  • Иллюстративный материал нужно использовать ограничено (только то, без чего невозможно раскрыть то или иное источника реферирования).
  • Текст должен быть написан в научном стиле.
  • Подача информации должна напоминать констатацию научных фактов.
  • Следует использовать обороты-клише, это касается всех компонентов структуры.
  • В тексте реферата нужно использовать простые неопределенно-личные предложения, что упростить его восприятие читателем.

Традиционная структура реферата-резюме и основные клише

Основные клише реферата-резюме

  1. Автор, название и выходные данные источника (все это содержится в библиографическом описании).
  2. Общая тема источника, его цель, которые формулируются с использованием клишированных оборотов: «Работа (монография, публикация и т.п.) посвящена вопросу (проблеме, теме)…», «Автор затрагивает проблему…», «Целью работы является…».
  3. Информация о структурных частях источника («Работа (монография, публикация и т.п.) состоит из…»).
  4. Основное содержание (излагаются основные выводы составителя реферата, касающиеся содержания отдельных структурных частей). Можно использовать такие клише: «Во введении рассказывается о том, что…»; «В первом (втором, третьем и т.п.) разделе освещается вопрос…», «Раздел посвящен проблеме…», «Автор делает вывод о…».
  5. Иллюстративный материал (при необходимости): «Свои мысли (гипотезы, рассуждения) автор подтверждает примерами (схемами, рисунками, фотографиями и т.п.).
  6. Адресат реферируемого источника (аудитория, для которой он предназначен): «Работа (монография, публикация и т.п.) представляет интерес для специалистов в области…», «… предназначена для…».

Советы, которые помогут написать идеальный реферат-резюме

Как написать реферат-резюме

Советы для начинающих.

  • Несмотря на требование объективного изложения информации, реферат-резюме не должен превращаться в механический пересказ текста первоисточника. Референту следует выделить то, что заслуживает внимания из-за новизны или практической ценности. Только такую работу высоко оценят в итоге.
  • Очень хорошо, если в текст будут включены цитаты из первоисточника, однако они должны быть содержательными и лаконичными. Особенно следите за тем, чтобы цитаты не напоминали «инородные тела», которые ну никак не вяжутся в основной текст.
  • Хитрость, которой пользуются опытные составители рефератов – сокращение терминов (общепринятые или типичные для данного источника). Такие сокращения помогают сократить объем без ущерба для основного содержания.
  • Существенно облегчает написание реферата использование дифференциального чтения, суть которого в выделении ключевых слов и темы текста процессе проработки источника.

Реферат-резюме – один из самых легких и быстрых видов реферирования, так как не требует поиска нескольких источников и их обработки. Написание данного вида работы развивает бесценные для студента навыки «сжатия» текстов, которые помогают в дальнейшей научной работе и при подготовке к экзаменам.

О том как побороть лень и написать реферат вы сможете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Аннотация (или резюме) - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи. Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения. Аннотация отвечает на вопросы:о чем? Из каких частей? Как? Для кого?

Образец аннотации:Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Объем аннотации – не более 3% от оригинала. Приблизительный план аннотации:

Фамилия, имя, отчество автора.

Место издания, издательство, год.

Объем (количество страниц, рисунков, таблиц).

Краткое содержание (перечень основных положений текста).

Вопросы, освещенные в заключении и выводах.

Задание 1.Ознакомьтесь с конструкциями для выражения временной соотнесенности и порядка изложения. Составьте несколько предложений с данными конструкциями. Подберите аналоги приведенным конструкциям в разговорном стиле. Попробуйте заменить в составленных предложениях первоначальные конструкции на синонимичные. Какие изменения в содержании текста произошли?

-сначала (прежде всего, в первую очередь)

-первым (предшествующим, последующим) шагом

- одновременно (в то же время)

-предварительно (ранее, выше)

- далее, затем, ниже

- в дальнейшем, впоследствии

- в настоящее время, до настоящего времени

- наконец, в заключение

Задание 2. Ознакомьтесь с клише, используемыми при составлении аннотаций. Составьте аннотацию к данному ниже тексту.

Клише, используемые при составлении аннотации

В статье рассматриваются вопросы…, излагаются задачи, дается обзор, даются сведения. Главное внимание уделено… обращено на…

Описан метод… Изложена теория…

Книга посвящена проблеме…

Автор анализирует, рассказывает, утверждает, предлагает…

Из каких частей?

Книга состоит из … частей, разделов, глав.

В статье содержатся следующие разделы…

В статье подробно рассмотрены, описаны… Приведены многочисленные примеры (данные, расчеты), малоизвестные сведения, дано систематическое изложение, делается попытка…

Книга предназначена для…, а также для…

Для чтения книги не требуется специальных знаний в области…

Сотовая связь (М. Рамендик, 3Dnews.ruот 03.10.1012)

Сотовая связь— один из видов радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность: общая зона покрытия делится на соты, определяющиеся зонами покрытия базовых станций. Соты перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной поверхности зона покрытия одной базовой станции представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот сшестиугольными ячейками. В английском варианте связь называется «ячеистой» или «клеточной» (cellular).

Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного передатчика в зону действия другого. Основные составляющие сотовой сети - это cотовые телефоны и базовые станции. Базовые станции обычно располагают на крышах зданий и вышках. Будучи включённым, сотовый телефон прослушивает эфир, находя сигнал базовой станции. После этого телефон посылает станции свой уникальный идентификационный код. Телефон и станция поддерживают постоянный радиоконтакт, периодически обмениваясь пакетами. Если телефон выходит из поля действия базовой станции, он налаживает связь с другой. Сотовые сети могут состоять из базовых станций разного стандарта, что позволяет оптимизировать работу сети и улучшить её покрытие.

Сотовые сети разных операторов соединены друг с другом, а также со стационарной телефонной сетью. Это позволяет абонентам одного оператора делать звонки абонентам другого оператора, с мобильных телефонов на стационарные и со стационарных на мобильные. Операторы разных стран могут заключать договоры роуминга. Благодаря таким договорам абонент, находясь за границей, может совершать и принимать звонки через сеть другого оператора.

Первое использование подвижной радиотелефонной связи в США относится к 1921 г.: полиция Детройта использовала одностороннюю диспетчерскую связь для передачи информации от центрального передатчика к приёмникам, установленным на автомашинах. В 1933 г. полиция Нью-Йорка начала использовать систему двусторонней подвижной радиотелефонной связи. В 1934 г. Федеральная комиссия связи США выделила для радиотелефонной связи 4 канала, и в 1940 г. радиотелефонной связью пользовались уже около 10 тысяч полицейских автомашин. Во всех этих системах использовалась амплитудная модуляция. Частотная модуляция начала применяться с 1940 г. и к 1946 г. полностью вытеснила амплитудную. Первый общественный подвижный радиотелефон появился в 1946 г. (Сент-Луис, США; фирма Bell Telephone Laboratories).

Аналогичным образом, с естественными отличиями и в меньших масштабах, развивалась ситуация и в других странах. Так, в Норвегии общественная радиотелефонная связь использовалась в качестве морской мобильной связи с 1931 г.; в 1955 г. в стране было 27 береговых радиостанций. Наземная мобильная связь начала развиваться после второй мировой войны в виде частных сетей с ручной коммутацией. Таким образом, к 1970 г. подвижная радиотелефонная связь, с одной стороны, уже получила достаточно широкое распространение, но с другой - явно не успевала за быстро растущими потребностями, при ограниченном числе каналов в жёстко определённых полосах частот. Выход был найден в виде системы сотовой связи, что позволило резко увеличить ёмкость за счёт повторного использования частот в системе с ячеечной структурой.

Конечно, как это обычно бывает в жизни, отдельные элементы системы сотовой связи существовали и раньше. В частности, некоторое подобие сотовой системы использовалось в 1949 г. в Детройте (США) диспетчерской службой такси - с повторным использованием частот в разных ячейках при ручном переключении каналов пользователями в оговоренных заранее местах. Однако архитектура той системы, которая сегодня известна как система сотовой связи, была изложена только в техническом докладе компании Bell System, представленном в Федеральную комиссию связи США в декабре 1971 г. И с этого времени начинается развитие собственно сотовой связи, которое стало поистине триумфальным с 1985 г.

В 1978 г. в Чикаго начались испытания первой опытной системы сотовой связи на 2 тыс. абонентов. Поэтому 1978 год можно считать годом начала практического применения сотовой связи. Первая автоматическая коммерческая система сотовой связи была введена в эксплуатацию также в Чикаго в октябре 1983 г. компанией American Telephone and Telegraph (AT&T). В Канаде сотовая связь используется с 1978 г., в Японии - с 1979 г., в Скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) - с 1981 г., в Испании и Англии - с 1982 г. По состоянию на июль 1997 г. сотовая связь работала более чем в 140 странах всех континентов, обслуживая более 150 млн. абонентов.

Первой коммерчески успешной сотовой сетью была финская сеть Autoradiopuhelin (ARP). Это название переводится на русский как «Автомобильный радиотелефон». Запущенная в 1971 г., она достигла 100% покрытия территории Финляндии в 1978. Размер соты был равен около 30 км, в 1986 г. в ней было более 30 тыс. абонентов.

Задание 3. Прочитайте аннотации к научным статьям из международного журнала «Программные продукты и системы». Выпишите клише, использованные в данных аннотациях. (индивидуальное задание на карточках)

В течение всего периода обучения в вузе студенты получают различные письменные задания, в том числе и рефераты. Однако не все учащиеся знают, что существует особая разновидность такой работы – реферат-резюме. Что же представляет собой учебный проект и как его писать?

Что такое реферат-резюме

Главной особенностью является изложение на основе только одного источника и отсутствие субъективных мыслей. Такой реферат еще называют индикативным. В его структуре выделяют несколько разделов:

Название исследования, данные об авторе.

Описание частей, из которых он состоит.

Изложение выводов по этим частям.

Указание аудитории, для которой предназначена данная работа.

Важным требованием является точность, простой и ясный язык, краткость. Соблюдается научный стиль, обязательно необходимо использовать клише. Весь материал должен подаваться как констатация фактов или описание. Желательный объем – не более 15 % от источника.


Для удобства и экономии времени весь процесс работы над рефератом-резюме можно разбить на несколько этапов:

Выделение ключевых слов в каждом абзаце. Они помогут быстро понять основную мысль.

Определение темы, то есть того, о чем написан текст.

Разработка плана с опорой на ключевые слова. Выделенные пункты заключают в себе проблему, рассматриваемую в источнике и требующую разрешения.

Написание основного текста исходя из имеющегося плана.

Придерживаясь такой последовательности, отобрать и скомпоновать всю информацию не составит труда.

Реферат-резюме по научной статье

Реферат научной статьи встречается крайне редко в заданиях для студентов и может вызвать множество вопросов.

Прежде чем приступить к написанию, следует тщательно подготовиться и изучить весь подходящий материал. Прочитайте первоисточник несколько раз, сделайте важные пометки, которые помогают раскрыть основной смысл. Однако не стоит уходить в пересказ текста, нужно сделать именно анализ всей изложенной информации.

При реферировании важно раскрыть несколько аспектов:

проблематика, тема и цель источника;

наличие разных точек зрения на освещаемый вопрос;

Любой реферата-резюме должен:

делать акцент на итогах исследования;

отражать информацию об объекте статьи и его цели;

освещать состояние вопроса до того, как была написана научная статья;

давать представление об условиях, в которых проводился эксперимент;

содержать ключевые выводы.

Грамотно подготовленный реферат-резюме на научную статью должен давать полное представление об источнике, актуальности исследования и степени его проработки.



При написании придерживайтесь базовой модели. Она используется в качестве шаблона и требует добавления материала согласно выбранной теме.

Характеристика научной статьи в общем виде.

Реферат-резюме по литературному произведению

Нередким в студенческой практике бывает задание на подготовку реферата-резюме по произведению, книге, монографии. Принцип работы во многом схож с резюмированием статей. Последовательность действий такова:

Найти требуемый первоисточник. Это может быть интернет или библиотека.

Подобрать материал по литературной критике, что упростит в дальнейшем написание.

Отобрать наиболее важные моменты и мысли, законспектировать их.

После этого можно смело приступать к составлению студенческого труда. В начале следует рассказать о тех аспектах, которым посвящено произведение, и дать краткое описание проделанной вами работы. Затем:

Расскажите о структуре книги, чему автор уделил особое внимание.

Выделите основные смысловые моменты, возможно сопровождение цитатами.

В качестве заключения проанализируйте изложенное либо опишите значение реферируемого материала.

Для облегчения процесса написания опирайтесь на главы источника и сюжетные повороты, делайте пометки. Обращайте пристальное внимание на то, как сам автор описывает все события, выделите причины такой последовательности.

В реферате-резюме по литературному произведению допустимы развернутые и обоснованные выводы.

Клише, используемые в данном виде реферата

Клише помогают пишущему связно излагать свои мысли, а это облегчает читателям и слушателям понимать суть. Уместны обороты:

рассматриваемая статья посвящена;

в данной работе описано;

в статье анализируется;

автор затрагивает вопрос.

цель работы – показать;

целью статьи является определение.

статья включает в себя;

материалом исследования послужили.

в первой части освещается;

второй главе посвящен;

автор рассматривает (останавливается, исходит из, отмечает).

можно сделать следующие выводы;

реферат предназначен для;

работа представляет интерес для.


Эти и другие шаблонные фразы облегчат работу над рефератом и помогут соблюсти все требования ГОСТа.

Чем отличается реферат-резюме от аннотации

Студенты путают эти два понятия – аннотация и резюме. На деле это очень похожие, но разные работы, которые требуют несколько другого подхода к подготовке.

Можно отметить следующие общие признаки:

требуют сокращения информации для того, чтобы читатель мог быстро ознакомиться с содержанием первоисточника;

и реферат, и аннотацию относят к вторичным документам;

обязательным является отсеивание второстепенного материала;

отобранная информация должна подаваться в систематизированном виде.

целью аннотации является перечисление основных проблем;

реферат-резюме, помимо перечисления вопросов, кратко вводит читателя в суть каждого из них;

аннотация носит справочный или рекомендательный характер, а реферат является самостоятельным носителем;

объем реферата больше.

Советы студентам: как правильно написать реферат-резюме

Чтобы написать действительно хорошую работу и получить за нее высокую оценку, можно воспользоваться советами:

не старайтесь сделать пересказ. Выделяйте только то, что заслуживает внимания, является новым или несет практическую ценность;

включайте в текст содержательные и лаконичные цитаты. Следите за тем, чтобы они гармонично вливались в основной материал труда;

прибегайте к сокращению общепринятых терминов. Это помогает уменьшить объем без ущерба для содержания;

используйте дифференциальное чтение. Его суть заключается в выделении ключевых слов и темы.

Написание реферата-резюме помогает развитию навыков «сжатия» текстов и речевой деятельности. В дальнейшей научной работе и при подготовке к сдаче экзаменов это станет важным умением.

Образец реферата-резюме

Для облегчения понимания советуем также ознакомиться с нижеприведенным примером данного вида работ.

Аннотация (авторское резюме) в периодическом издании является источником информации о содержании статьи и изложенных в ней результатах исследований.

Аннотация к статье должна быть:

  • информативной (не содержать общих слов);
  • оригинальной (не быть калькой русскоязычной аннотации с дословным переводом);
  • содержательной (отражать основное содержание статьи и результаты исследований);
  • структурированной (следовать логике описания результатов в статье);
  • «англоязычной» (быть написана качественным английским языком);
  • компактной (укладываться в объем от 100 до 250 слов), по ГОСТУ – 850 знаков, не менее 10 строк.

Основные цели и задачи аннотации

  • Аннотация является кратким резюме большей по объему работы, имеющей научный характер.
  • Аннотация может публиковаться самостоятельно, в отрыве от основного текста и, следовательно, должно быть понятным без обращения к самой публикации.
  • По аннотации к статье читателю должна быть понятна суть исследования.
  • По аннотации читатель должен определить, стоит ли обращаться к полному тексту статьи для получения более подробной, интересующей его информации.
  • Аннотация к статье является основным источником информации в отечественных и зарубежных информационных системах и базах данных, индексирующих журнал.
  • Аннотация доступна на сайте журнала для всеобщего обозрения в сети Интернет и индексируется сетевыми поисковыми системами.
  • Аннотация на русском языке является основой для подготовки аннотации на английском языке.
  • Аннотация на английском языке включается в англоязычный блок информации о статье, который загружается на англоязычный вариант сайта журнала и подготавливается для зарубежных реферативных баз данных и аналитических систем (индексов цитирования). При переводе аннотаций должна использоваться англоязычная специальная терминология.

Структура, содержание и объем

  • Аннотация должна излагать существенные факты работы, и не должна преувеличивать или содержать материал, который отсутствует в основной части публикации.
  • Приветствуется структура аннотации, повторяющая структуру статьи и включающая введение, цели и задачи, методы, результаты, заключение (выводы). Однако предмет, тема, цель работы указываются в том случае, если они не ясны из заглавия статьи. Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы.
  • Результаты работы описывают предельно точно и информативно.
  • Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые, по мнению автора, имеют практическое значение.
  • Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в статье.
  • Сведения, содержащиеся в заглавии статьи, не должны повторяться в тексте аннотации.
  • Следует избегать лишних вводных фраз (например, "автор статьи рассматривает. ").
  • Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аннотации не приводятся.
  • В тексте аннотации следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций.
  • В тексте авторского резюме следует применять значимые слова из текста статьи.
  • Текст аннотации должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, лишних вводных слов, общих и незначащих формулировок.
  • Текст должен быть связным, разрозненные излагаемые положения должны логично следовать друг за другом.
  • Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, применяют в исключительных случаях или дают их расшифровку и определения при первом употреблении в авторском резюме.
  • В аннотации не делаются ссылки на номер публикации в списке литературы к статье.
  • Объем текста авторского резюме определяется содержанием публикации (объемом сведений, их научной ценностью и/или практическим значением), но НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ МЕНЕЕ 100-250 СЛОВ (для русскоязычных публикаций – предпочтительнее больший объем).

Опыт показывает, что самое сложное для автора при подготовке аннотации – представить кратко результаты своей работы. Поэтому одним из проверенных вариантов аннотации является краткое повторение в ней структуры статьи, включающей введение, цели и задачи, методы, результаты, заключение. Такой способ составления аннотаций получил распространение и в зарубежных журналах.

В качестве помощи для аннотаций (рефератов) следует рекомендовать два варианта правил: первый – российский ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», разработанные специалистами ВИНИТИ; второй – рекомендации к написанию аннотаций для англоязычных статей в журналы издательства Emerald (Великобритания).

Пример авторского резюме 1 на русском языке:

Значительная часть инновационных планов по внедрению изменений, содержащих в своей основе нововведения, либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше пользы, чем планировалось. Одна из причин этих тенденций кроется в отсутствии у руководителя реальных инструментов по планированию, оценке и контролю над инновациями. В статье предлагается механизм стратегического планирования компании, основанный на анализе как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил, поиске путей использования внешних возможностей с учетом специфики компании. Стратегическое планирование опирается на свод правил и процедур, содержащих серию методов, использование которых позволяет руководителям компаний обеспечить быстрое реагирование на изменение внешней конъюнктуры. К таким методам относятся: стратегическое сегментирование; решение проблем в режиме реального времени; диагностика стратегической готовности к работе в условиях будущего; разработка общего плана управления; планирование предпринимательской позиции фирмы; стратегическое преобразование организации. Процесс стратегического планирования представлен в виде замкнутого цикла, состоящего из 9-ти последовательных этапов, каждый из которых представляет собой логическую последовательность мероприятий, обеспечивающих динамику развития системы. Результатом разработанной автором методики стратегического планирования является предложение перехода к «интерактивному стратегическому менеджменту», который в своей концептуальной основе ориентируется на творческий потенциал всего коллектива и изыскание путей его построения на основе оперативного преодоления ускоряющихся изменений, возрастающей организационной сложности и непредсказуемой изменяемости внешнего окружения.

Авторское резюме 1 на английском языке:

A considerable part of innovative plans concerning implementation of developments with underlying novelties either do not reach the implementing stage, or in fact yield less benefit than anticipated. One of the reasons of such failures is the fact that the manager lacks real tools for planning, evaluating and controlling innovations. The article brings forward the mechanism for a strategic planning of a company, based on the analysis of both inner company’s resources, and outer competitive strength, as well as on searching ways of using external opportunities with account taken of the company’s specific character. Strategic planning is based on a code of regulations and procedures containing a series of methods, the use of which makes it possible for company’s manager to ensure prompt measures of reaction to outer business environment changes. Such methods include: strategic segmentation; solving problems in real-time mode; diagnostics of strategic readiness to operate in the context of the future; working out a general plan of management; planning of the business position of the firm; strategic transformation of the company. Strategic planning process is presented as a closed cycle consisting of 9 successive stages, each of them represents a logical sequence of measures ensuring the dynamics of system development. The developed by the author strategic planning methods result in the recommendation to proceed to “interactive strategic management” which is conceptually based on the constructive potential of the collective body, on searching ways of its building on the basis of effective overcoming accelerating changes, increasing organizational complexity, and unpredictable changeability of the environment.

Пример авторского резюме 2 на русском языке:

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривается проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов-музыкантов в системе среднего профессионального образования. Обосновываются особенности контингента обучающихся и специфика обучения студентов музыкального отделения педагогического колледжа, влияющие на формирование профессионально-ценностных ориентаций. Среди основных факторов, отличающих образовательный процесс в педагогическом колледже от обучения в вузе, выделяются различия в возрастном составе студентов, более тесные связи среднего учебного заведения со студентами и их семьями, больший удельный вес мелкогрупповых и индивидуальных занятий, обусловливающий эмоционально-личностный характер отношений учеников с преподавателями, практико-ориентированная основа обучения.

Авторское резюме 2 на английском языке:

The problem of formation of professional and value orientations system of the future music teachers in the system of secondary professional education is stated. Features of the trained cohort and specifics of training of students of Musical Department of teacher training college, influencing formation of professional and value orientations are formulated. Distinctions in age structure of students, more close connections of average educational institution with students and their families, bigger specific weight of small group and individual occupations causing emotional and personal character of the relations of pupils with teachers, the practice-focused training orientation are distinguished from the major factors distinguishing educational process in teacher training college from higher education institution.

Как уже отмечалось, цель реферата-резюме — извлечение и сохранение полезной, новой информации о прочитанном. Такая информация заключена обычно в ключевых словах текста. Поэтому с этой целью можно использовать дифференциальный алгоритм чтения, облегчающий работу с текстом. Возьмем в качестве примера следующий текст.

Несмотря на то что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяетрешать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение —означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно во внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения — изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами, и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей: определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т.п.

Для составления аннотации или реферата необходимо:

1. Выделить в каждом абзаце ключевые слова.

В приведенном тексте ключевые слова подчеркнуты.

2. Определить тему текста.

Тема — это то основное, о чем говорится в тексте. Тема данного текста

развитие навыков чтения

3. Составить план текста по абзацам с опорой на ключевые

При составлении аннотации план должен быть в виде назывных предложений, а для составления реферата-резюме — в виде двусоставных предложений:

План текста для составления аннотации План текста для составления реферата-резюме
1.Важность совершенствования навыков чтения. 2.Виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания. 3.Задания, развивающие навыки чтения. 1.Чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков про- дуктивной речевой деятельности. 2.Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания. 3.Навыки чтения можно развить, выполняя определённые задания.

Полученные в результате пункты плана представляют собой те проблемы, которые рассматриваются в тексте. Напомним, что проблема —- это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте. Совокупность проблем, затронутых в тексте, составляет его проблематику.

Таким образом, мы определили проблематику текста.

4. Составить текст аннотации по схеме, перечислив в ее основной части все пункты составленного плана (то есть его проблематику).

Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.




5. Составить текст реферата-резюме по схеме, использовав в его основной части все пункты составленного плана. При этом каждый пункт должен быть конкретизирован с опорой на ключевые слова. В приводимом ниже образце реферата-резюме конкретизирующие части выделены курсивом.

Читайте также: